Митрополит Меркурий поблагодарил временно исполняющего обязанности губернатора области за личное участие в передаче Донской митрополии ковчега со святыми мощами и отметил духовное значение этого события: «Господь посылает нам возвращение национальных религиозных святынь, дает нам шанс на восстановление гражданской национальной памяти. Принесение в наш край точного списка Донской иконы Пресвятой Богородицы, ежегодные торжества в честь этого образа в Свято-Донской обители, обретение мощевика с великими святынями, казалось, уже утраченными, — все это знаки присутствия Божия в нашей жизни, свидетельства Его милости к нам». «Национальные религиозные святыни позволили нам пережить годы революционных потрясений и военных лихолетий. Случалось, что враг приходил в нашу землю и разрушал храмы, но пока народ хранил в своем сердце веру, он воссоздавал и обретал вновь свои святыни», — подчеркнул глава Донской митрополии. Приветствие митрополиту Меркурию от имени представителя Президента РФ в Южном федеральном окгруге В.В. Устинова зачитал заместитель последнего Владимир Гурба. «Отрадно сознавать, что торжества в честь Донской иконы Божией Матери стали поистине всенародным праздником. Это — результат активной деятельности Донской митрополии в укреплении Православия на Дону, возрождении историко-культурного наследия, традиционных нравственных ценностей российского народа», — отмечено в приветствии. Во внимание к трудам на благо Церкви глава митрополии вручил архиерейские грамоты ряду мирян и благотворителей. Затем митрополит Меркурий и Василий Голубев посетили Воскресенский войсковой собор станицы Старочеркасской, в котором, как ожидается, 13 октября 2015 года возглавит всенощное бдение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Впервые за более чем 90 лет на звонницу войскового собора были установлены колокола, переданные из Ростовского собора Рождества Пресвятой Богородицы. Осмотрев собор и послушав колокольный звон старочеркасского соборного храма, врио губернатора области и глава Донской митрополии ответили на вопросы представителей СМИ.

http://patriarchia.ru/db/text/4212854.ht...

Донской монастырь был основан по указу царя Федора Иоанновича в память об избавлении Москвы от войск крымского хана Казы-Гирея. Его заложили на месте гуляй-города — полевого лагеря войск Русского царства. Там стояла походная церковь в честь Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери, которой, по преданию, преподобный Сергий благословил великого князя Дмитрия Донского и его войско на Куликовскую битву в 1380 году. Донской монастырь вошел в оборонительное полукольцо монастырей-крепостей. Обитель была задумана как форпост на самой незащищенной в то время Калужской дороге. Первым каменным собором монастырского комплекса стал собор Донской иконы Божией Матери. Это был храм в виде одноглавого куба с алтарными апсидами и горкой кокошников. Такая конфигурация в будущем стала образцом для храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церквей. Историки предполагают, что архитектором храма был московский мастер Федор Конь. Именно он возводил стены Белого города. В 1679 году к каменному собору были пристроены трапезная и шатровая колокольня. Строительство второго собора Донской Иконы Божией Матери, названного впоследствии Большим, пришлось на 1684–1698 годы. В период с 1686-го по 1711-й также возводятся монастырские стены с 12 башнями. Внешне они очень похожи на стены Новодевичьего монастыря. В XVIII веке архитектурный ансамбль монастыря дополнили другие строения. Над северными воротами появилась надвратная церковь Тихвинской Иконы Божией Матери, над западными была закончена колокольня с церковью Святых Захария и Елисаветы, в юго-западной части построены больница и другие здания. При советской власти Монастырь продолжал работать в первые годы советской власти. В 1920-х годах здесь по-прежнему совершались богослужения, но отдельные здания были переданы под советские учреждения и жилье. В 1922–1925 годах здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (в миру — Василий Белавин), Патриарх Московский и всея Руси, подвергшийся травле после Октябрьской революции 1917 года.

http://pravoslavie.ru/121529.html

По мнению одного из авторов (С. Синицин) материалов об этой церкви, этот храм возник в 1792 г., т.е. за 13 лет до основания г.Новочеркасска, что в этом храме, по свидетельству Льва Толстого, отпевали казаков, погибших при защите Севастополя и т.п. Так это или нет, оставим на совести автора, ибо Хотунок, а в те годы Хутунок, был калмыцким поселением и поэтому здесь мог быть калмыцкий хурул (ламаистский храм), да и то передвижной, кибиточный, а никак не православная церковь. Православная церковь на Хутунке появилась только рядом с солдатскими деревянными бараками-казармами, которые были построены на Хутунке в начале ХХ века. Никакой церкви, по нашему мнению, до начала ХХ века на Хотунке не было. В противном случае хотя бы один раз о ней упомянули местные газеты, «Донские Епархиальные Ведомости» и другие издания. Более того, используемое помещение под сегодняшний храм Донской иконы Божией Матери, стоящее прямо у дороги (рядом с памятником погибшим в Великую Отечественную войну воинам), не могло быть поставлено на проезжей части в таком месте. Да и само помещение напоминает скорее сторожевую башню, охранявшую въезд в город на Московском тракте (посмотрите на такую же с противоположной стороны города, у мясокомбината, на старом Ростовском тракте), чем храм. И действительно, до войны и после войны здесь устроили водопроводную будку, затем сапожную мастерскую и потом склад автошин. Следует признать необоснованными, коньюнктурно и эмоционально окрашенными суждения С. Синицина: «В начале двадцатых годов яростные безбожники, с благословения новой власти, действуя под девизом: борьба с религией как с опиумом для народа, ободрали храм, как липку. Сорвали крест, растащили всю церковную утварь, мебель, разрушили иконостас» (Донская речь, 1993 г., 2 сентября). Считаю, что у автора нет ни одного доказательства в пользу таких заявлений. С одной стороны, нечего было разрушать и растаскивать, так как храма здесь вообще не было. А с другой стороны, невозможно ответить на один логичный вопрос: почему же до середины 30-х годов ни один храм и собор в Новочеркасске не были закрыты и разрушены, а неизвестно откуда взявшийся храм на Хотунке «в начале 20-х годов» ободрали «как липку»? Понятно стремление казаков станицы «Казачьей» на Хотунке, других казачьих станиц бывшего Промышленного района («Ново-Баклановской», «Донской») иметь свои православные храмы. Положительна их инициатива по созданию своего храма в том здании, где ныне работает храм Донской иконы Божией Матери, так как другого помещения не было. Высокой оценки заслуживает инициатива прихожан и священника прихода Донской иконы Божией Матери С. Маштанова по разработке проекта будущего храма.

http://sobory.ru/article/?object=38400

Затем на плацу перед кадетским корпусом состоялось торжественное построение воспитанников учебного заведения по случаю праздника Донской иконы Божией Матери и Дня российского казачества. На построении присутствовали главы и духовенство Донской и Астраханской митрополий, представители региональной власти и городской администрации, преподаватели корпуса, воспитанники и их родители, казаки Всевеликого войска Донского. С приветственным словом к присутствовавшим обратились митрополит Меркурий, митрополит Никон, временно исполняющий обязанности губернатора Астраханской области Игорь Бабушкин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Анатолий Сафронов, атаман Всевеликого войска Донского казачий генерал Виктор Гончаров. В рамках торжеств впервые состоялось вручение исторических хоругвей Астраханского казачьего войска казачьим взводам кадетского корпуса. Реликвии переданы с целью сохранения и приумножения воинских традиций астраханского казачества и воспитания учащихся корпуса в духе верности идеалам патриотизма и исторической памяти казачества. На основании приказа взводам корпуса переданы Чероноярская, Камышинская, Саратовская, Царицынская и Красноярская хоругви. Ранее они принадлежали казачьим сотням, принимавшим участие в Отечественной войне 1812 года, русско-турецких войнах и казачьим полкам Войска Донского, охранявшим территорию России и поддерживающим порядок в губерниях. Реликвии юным кадетам вручили Игорь Бабушкин, Анатолий Сафронов, Виктор Гончаров, Константин Маркелов, председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов. Построение завершилось торжественным маршем воспитанников кадетского корпуса. Затем представители ростовской делегации посетили Астраханский кремль. Во время экскурсии их сопровождали митрополит Никон и клирики Астраханской митрополии. Чтимый образ иконы Божией Матери «Донская» создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и освящен в Третьяковской галерее, где хранится чудотворный образ Донской иконы Богородицы. Список иконы выполнен мастерами художественно-реставрационных мастерских московского Данилова ставропигиального монастыря . Оклад иконы также является точной копией исторического. 6 мая 2015 года точный список почитаемого образа Донской иконы Божией Матери принесен в Ростов-на-Дону, где был торжественно встречен и передан в Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Ежедневно перед иконой совершаются молебны, чтимый образ доступен для поклонения верующих.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5496022...

В основном службы проводятся в новом, Большом соборе Донского монастыря, и теперь попасть внутрь старого собора не так просто – для этого нужно дожидаться больших церковных или храмовых праздников. Собор во имя иконы Божией Матери Донской, названный впоследствии Малым, храм-памятник русскому воинству, стал главной святыней монастыря. Возводил собор, по-видимому, «государев мастер» Федор Конь. Архитектура и внутреннее убранство Малого собора за годы жизни монастыря изменялись. Глава его изначально была шлемовидная, нынешние барабан и глава луковичной формы сооружены в 1748 году. В 1678 году к собору были пристроены приделы прп. Сергия Радонежского и вмч. Феодора Стратилата и трапезная. Через год после этого завершилось строительство шатровой колокольни. Первоначальное внутреннее убранство храма до наших дней не сохранилось. Восстановленные во время реставрационных работ 1946-1949 годов фрагменты живописи относятся уже к концу XVIII века. После закрытия храма в конце 1920-х годов в нем находился музей. Но после войны богослужения в храме возобновились. Здесь была установлена мироварная печь, и в течение десятилетий на Страстной неделе Великого поста совершалось мироварение - св. миро варилось для всех православных приходов. Долгие годы в храме служил протоиерей Николай Александрович Голубцов, автор службы с акафистом Донской иконе Божией Матери. В 1992 году в Малом соборе случился пожар, выгорела почти вся трапезная. Когда храм восстанавливали после пожара, были обретены мощи святителя Тихона, погребенного здесь в 1925 году. Многие верующие считали эти святые мощи утраченными. Чудесное их обретение стало одним из свидетельств возрождения собора. Были заново расписаны стены трапезной части храма, где находится Донская икона Божией Матери, написанная в начале XVIII века; восстановлены иконы, киоты и вся церковная утварь. После пожара были реконструированы и обновлены печь и чаша для мироварения; этот чин совершается Святейшим Патриархом. http://www.vidania.ru/bookdonskoy.html

http://sobory.ru/article/?object=03428

Первым сооружением на территории Донского монастыря, является так называемый Малый собор, построенный в 1591-1593 гг. в честь Донского образа Богородицы. Собор выполнен в стиле типичной русской храмовой архитектуры XVI в. и первоначально состоял из одного основного бесстолпного объема, почти квадратного в плане, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников. Завершили ансамбль храма пристроенные в 1677-1678 гг. приделы во имя преподобного Сергия Радонежского и великомученика Федора Стратилата, а впоследствии – Трапезная часть (1673 г.) и шатровая колокольня (1679 г.). В 1785 году собор расписывал итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. мч. Татианы в старом Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника близ Таганки.Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И. Баженова. В 1930 гг. собор закрыли, в нем разместилось общежитие метрополитена.Однако с 1946 г. богослужения в храме возобновились. Кроме того, по благословению Патриарха Алексия I в Малом соборе, приписанном тогда к храму Ризоположения на Донской улице, была установлена мировареная печь. Мироварение в Малом соборе Донского монастыря продолжается и поныне, именно отсюда распределяется миро по всем приходам Русской Церкви. В Малом соборе Донского монастыря 12 апреля 1925 г. был погребен свт. Тихон, Патриарх Всероссийский. После обретения и перенесения в 1992 году честных мощей святителя в Большой собор монастыря, над местом его погребения в Малом соборе возведена изукрашенная сень. Первой каменной постройкой Донской обители стал храм в честь иконы Богородицы, именуемой " Донская " . Собор был заложен в 1591 году на том самом месте, где стояла походная церковь русского войска, освящённая в честь преподобного Сергия Радонежского. Есть все основания полагать, что заказчиком строительства и внутреннего убранства был Борис Годунов. Окончание строительства храма относится к 1593 году. Царь Фёдор Иоаннович повелел украсить храм " разными лепотами " , но по воспоминанием современников, убранство его не отличалось особым роскошеством. Образа были довольно скромные, вся утварь, как пишет Иван Забелин, " не заключала в себе особенного богатства " .

http://sobory.ru/article/?object=03428

Донская икона Божией Матери. 1591 - 1598 гг. (Большой собор Донского монастыря) 1-е упоминание о мон-ре содержится в «Житии царя и великого князя Федора Иоановича», составленном в нач. XVII в. (до 1605) патриархом Иовом . Согласно «Житию...», на том месте, где в обозе стояла походная Сергиевская ц. с чудотворной Донской иконой, царь Феодор Иоаннович «повеле устроити» общежительный мон-рь (Там же. С. 43). Д. м. был основан вскоре после победы над Казы-Гиреем - «по прихожении же единаго лета или мало вяще», т. е. в 1591 или 1592 г. (Там же. С. 15). Возведенная в мон-ре церковь первоначально была названа «во имя Пречистыя Богородицы и славныя Ея Похвалы» (Там же). Тогда же, в 1591-1598 гг., для нее был выполнен список «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския» (Там же). В память избавления от врагов был установлен крестный ход в Д. м., к-рый первоначально совершался 3 янв. В Смутное время Д. м. был разорен, у стен обители произошло неск. сражений, в т. ч. в 1612 г. войск под командованием кн. Д. М. Пожарского с отрядами гетмана Г. А. Ходкевича, полков кн. Д. Т. Трубецкого с польск. отрядами (РИБ. Т. 13. Стб. 1216-1217). С воцарением Михаила Феодоровича Романова возобновилась память о мон-ре как о государевом строении. В 1622 г. царь пожаловал в Д. м. служебные печатные Минеи. Во время нападения крымских татар на окраинные юж. рус. земли царь Алексей Михайлович 2 янв. 1646 г. молился перед Донской иконой в Благовещенском соборе, а 3 янв. крестным ходом с Донской иконой посетил Д. м. Когда нападение «агарян» было отбито, 12 июля царь снова ходил крестным ходом к литургии в Д. м. ( Забелин. 1893. С. 8-12). 30 мая 1647 г. крымский хан готовился к очередному набегу на пограничные земли Русского гос-ва, и царь Алексей Михайлович вновь молился за литургией в Д. м. Особый крестный ход в мон-рь состоялся 15 мая 1654 г., перед войной с Речью Посполитой. В поход царь Алексей Михайлович взял чудотворный Иверский образ Божией Матери. Крестным ходом, сопровождаемая войсками и народом, эта икона была перенесена в Д. м., где состоялся напутственный молебен. С 1649 г. помимо чрезвычайных установился уже постоянный крестный ход в Д. м., который стал совершаться ежегодно 19 авг., но иногда по разным обстоятельствам он происходил 20 авг. (1652 и 1653) и 25 авг. (1665).

http://pravenc.ru/text/178962.html

Среди молившихся были настоятельница Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону игумения Рахиль (Ковалева) с сестрами обители, преподаватели и студенты Донской духовной семинарии, казаки Платовской сотни Южно-Российского государственного политехнического университета имени М.И. Платова, воспитанники Свято-Георгиевской православной средней общеобразовательной школы г. Ростова-на-Дону, благотворители и строители собора Рождества Пресвятой Богородицы. Богослужебные песнопения исполнили Большой митрополичий хор духовенства Ростовской епархии (регент — протодиакон Владимир Зубрицкий), мужской хор Донской духовной семинарии (регент — иеромонах Аверкий (Шапошников)), женский хор регентско-певческого отделения Донской духовной семинарии (регент — К.В. Жукова). На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Верующие, не попавшие в переполненный собор, молитвенно участвовали в богослужении, наблюдая за трансляцией на больших экранах, установленных на прихрамовой территории.  На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Усатов, клирик кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, руководитель Духовно-просветительского центра имени свт. Димитрия Ростовского при кафедральном соборе. По окончании Литургии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству специально написанный ко дню освящения собора Донской образ Божией Матери с предстоящим святителем Димитрием Ростовским и изображением обновленного кафедрального собора г. Ростова-на-Дону.  Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному собору Святейший Владыка передал старинный список Тихвинской иконы Божией Матери. «Когда я сегодня вошел под своды этого храма, то действительно не узнал собор, в котором неоднократно бывал, — сказал Предстоятель. — Это реальное возрождение. Я бы сказал, что это такое возрождение, которое не просто возвращает нас в прошлое, а которое свидетельствует о том большом пути, который все мы прошли, в первую очередь — вы, мои дорогие, ростовская паства, которая оказалась способной не просто возродить, а явить этот старинный собор в такой замечательной красоте. Пусть он согревает ваши сердца, и пусть молитва под этими сводами будет сильна и будет достигать Престола Божия».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5520376...

Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

За богослужением молились заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Владимир Гурба, мэр Батайска Валерий Путилин, председатель Батайской городской Думы Валерий Симоненко, многочисленные верующие. После богослужения митрополит Астанайский Александр посетил строящиеся Николо-Матроновский и Троицкий храмы Батайска. В сопровождении митрополита Ростовского Меркурия и архиепископа Уральского Антония глава Казахстанского митрополичьего округа познакомился в храмах с ходом строительных работ и благословил прихожан. В этот же день глава Митрополичьего округа посетил Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Перед чтимым образом Донской иконы Божией Матери митрополит Александр, митрополит Меркурий и архиепископ Антоний вознесли молитвы и пропели величание Пресвятой Богородице. Вечером, в канун дня Всех святых, в земле Русской просиявших, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил всенощное бдение в Казанском храме Ростова-на-Дону. Его Высокопреосвященству сослужили глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, епископ Волгодонский и Сальский Корнилий, епископ Шахтинский и Миллеровский Симон. В богослужении приняли участие благочинный приходов Западного округа, секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского по Ростову-на-Дону протоиерей Иоанн Осяк, настоятель Казанского храма протоиерей Димитрий Соболевский, благочинный приходов Северного округа протоиерей Александр Пятницкий, благочинный приходов города Уральска игумен Дионисий (Козулев), руководитель информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, клирики Казанского храма. За богослужением молились секретарь Казахстанского митрополичьего округа О.Н. Овчинников, сестры милосердия из приходского сестричества во имя блаженной Ксении Петербургской, многочисленные прихожане. 14 июня, в день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших, торжества по случаю празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира продолжились в Шахтинской епархии Донской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/4122244.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010