Третий подвиг – богочеловеческий подвиг любви. Эта любовь не имеет границ, не вопрошает, кто достоин, а кто нет, но любит всех и вся: любит друзей и врагов, любит грешников и преступников, но не любит их грехи и злые дела; она благословляет проклинающих ее, подобно тому как солнце светит и злым, и добрым (см.: Мф.5:45–46 ). Эту богочеловеческую любовь необходимо возращать в народе, ибо этой соборностью и вселенскостью христианская любовь отличается от всех других видов самозваной и условной любви: фарисейской, гуманистической, альтруистской, национальной, животной. Любовь Христова – это всегда совершенная любовь. Эта любовь достигается молитвой, ибо она – дар Христов. И православное сердце с восхищением молится: Господи Вселюбезный, дай мне любовь Твою за всех и вся. Четвертый подвиг – богочеловеческий подвиг кротости и смирения. Только кроткий сердцем укрощает бурные и дикие сердца; только смиренный сердцем смиряет гордые и надменные души. Оказывать всякую кротость ко всем человекам ( Тит.3:2 ) – обязанность каждого истинного христианина. Но человек становится истинно кротким и смиренным, когда сердцем сердца своего соделает кроткого и смиренного Господа Иисуса, Который есть един поистине кроток и смирен сердцем (ср.: Мф.11:29 ). Нужно душу народную укрощать кротостью Христовой, нужно каждого учить молитве: Кроткий Господи, укроти дикую душу мою. Господь смирил Себя самым величайшим смирением: воплотился, стал человеком 138 . Если ты Христов, то смири себя до червя: воплоти себя в боль всякого болящего, в печаль всякого печального, в страдание всякого страдальца, в мучения каждого животного и птицы. Смири себя ниже всех: будь всем для всех, но Христом, по Христу. Когда ты один, молись: Смиренный Господи, смири меня Твоим смирением. Пятый подвиг – богочеловеческий подвиг терпения. Терпеть, претерпевать зло, не воздавать злом за зло; всемилостиво прощать обиды, клеветы, раны. Христу свойственно чувствовать себя постоянно как бы распятым в мире, гонимым миром, оплеванным и поруганным. Мир не терпит христоносцев, как не терпел и Христа. В страдании христианин лучше всего шествует к совершенству – этому нужно учить народ. Для православных страдание очистительно. Христианин должен не только радостно переносить страдания, но и всемилостиво прощать тем, которые их нам причиняют, всемилостиво за них молиться Богу, как это делали Господь Иисус Христос и ангелоподобный архидиакон Стефан. Поэтому ты и молись: Долготерпеливый Господи, дай мне долготерпение, великодушие и кротость.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Господь смирил себя самым величайшим смирением: воплотился, стал человеком. Если ты Христов, то смири себя до червя: воплоти себя в страдание всякого страдальца, в мучение каждого животного и птицы. Смири себя ниже всех: будь всем все, во Христе, по Христу. Когда ты один, молись: Смиренный Господи, смири меня Твоим смирением. Пятый подвиг богочеловеческий подвиг терпения. Терпеть, претерпевать зло, не воздавать злом за зло; всемилостиво прощать обиды, клевету, раны. Христово есть: чувствовать себя постоянно как бы распятым в мире, быть гонимым от мира, оплеванным и поруганным. Мир не терпит Христоносцев, как не терпел и Христа. В страдании христианин лучше всего успевает этому нужно учить народ. Для православных страдание очистительно. Христианин должен не только радостно переносить страдания, но и всемилостиво прощать тем, которые нам их причиняют, всемилостиво за них Богу молиться, как Господь Иисус и ангелоподобный архидиакон Стефан. Поэтому ты и молись: Долготерпеливый Господи, дай мне долготерпение, великодушие и кротость. Миссия нашей церкви: богочеловеческие подвиги соделать правилом народной жизни; душу народную соткать из христианских добродетелей. В этом спасение души от мира, от всех его душегубных, людоедских, безбожных движений и организаций. Культурному атеизму и политизированному людоедству современной цивилизации необходимо противопоставить христоносные личности, которые будут кротостью агнца побеждать разъяренные волчьи страсти и голубиным незлобием спасать народную душу от культурного и политического злосмрадия. Подвижничество во имя Христа нужно противопоставить культурному героизму во имя человека, во имя истлевшего и обезображенного европейского человека, во имя атеизма, во имя цивилизации, во имя антихриста. Поэтому самая главная обязанность нашей церкви: создавать христоносных подвижников. Правилом ее современности должно быть: идти к христоносным подвижникам к святым отцам! Подвизаться подвигом святых отцов! Идти за подвигами святого Саввы, святого Прохора Пчиньского, святого Гавриила Лесновского, Василия Острожского, дьякона Аввакума! Ибо только эти богочеловеческие подвиги из Саввы создали святого Савву, из Прохора святого Прохора, из Гавриила святого Гавриила и т.д.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/266/...

Подумать только: насколько Владыка Христос опередил каждого из нас в прощении, решившись прийти на землю как Богочеловек и спасти человеческий род столь беспримерно самопожертвенным и человеколюбивым образом. Совершив наше спасение от греха, Он и простил нам все грехи. И сегодня как спасаемся мы от любого греха, если не Его человеколюбивым прощением (см. Еф.1:7 ; Кол.1:14 )? Ведь только Он имеет власть прощать грехи, ибо только Он имеет силу грехи отпускать и изглаждать (см. Мф.9:6 ). Всемилостиво делает Он это через Святые Таинства и святые добродетели (см. Ин.20:22–23 ; Мф.18:18 ). Пристрастившиеся ко греху и немощные, мы всегда пребываем под грехами и потому имеем постоянную нужду в совершаемом Христом прощении грехов. В этом и причина того, что и мы должны непрестанно прощать друг друга, если даже кто на кого и имеет жалобу. Оскорбленный, ты возводишь обвинение на брата своего за тот или иной проступок. Но подумай, какое обвинение мог бы ежедневно и ежечасно предъявить тебе всеведущий Господь, если бы всемилостиво и всесострадательно не прощал Он грехи! «Прощайте, и прощены будете» ( Лк.6:37 ). «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» ( Еф.4:32 ). Этим вы покажете, что совлекли с себя ветхого человека и облеклись в нового. Будучи «совокупностью совершенства», любовь по самой своей природе отыскивает, находит и связывает воедино всё совершенное во всех существах и тварях. Что же это такое? – То, что в них божественно, логосно. Поэтому христианин богочеловеческой любовью воспринимает мир как логосное всеединство, а человеческий род – к тому же и как всеединство богоподобное. Она – та святая, Божественная сила, которая как Богочеловеческая данность в Богочеловеческом Теле Христовой Церкви наделяет человека силами, так что всем существом чувствует он, что Христос «все во всем» и что в Нем – в Богочеловеке, в Церкви – «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного». Без сомнения, она есть то, что всё собирает в единое тело – в Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Церковь Спаса, как и церковь Федора Стратилата, в древности имела трехлопастное завершение фасадов, сочетавшееся с многолопастной декоративной аркой. Как в большинстве других построек XIV века, трехлопастное завершение фасадов было выражением сочетания среднего коробового и угловых полукоробовых сводов. Интерьер церкви Спаса повторяет давно уже разработанное решение, для которого характерно выделение северо-западной и юго-западной угловых камер на полатях-хорах в качестве замкнутого придела и помещения хозяйственного назначения, соединенных между собой деревянным переходом-балконом, на который снизу ведет лестница, расположенная в толще западной стены. Роспись церкви Спаса на Ильине была расчищена в 1913, 1918, 1920 - 1921, 1936 и 1968 годах. Среди памятников монументальной новгородской живописи роспись Спаса на Ильине занимает совершенно исключительное место. Созданная знаменитым византийским художником Феофаном Греком, она отличается необыкновенной виртуозностью исполнения, большой свободой в обращении с иконографическими традициями, смелостью в композиционных исканиях. Стенопись Спаса на Ильине производит впечатление своими неповторимыми и незабываемыми по выразительности характеристиками различных персонажей (столпники, Макарий Египетский, пророки и праотцы). По монументальности и декоративности фрески Спаса на Ильине не имеют равных в искусстве XIV века, конкурируя в этом отношении с фигурами пророков из купольной росписи Софии. Стенопись Спаса на Ильине, подобно фрескам Федора Стратилата, монохромна, но это своеобразное цветовое решение, построенное на различных оттенках красно-коричневых тонов, доведено в росписи Спаса до неповторимой виртуозности. Характерной особенностью манеры Феофана является энергичный, чрезвычайно выразительный, обычно короткий мазок и своеобразная живописная моделировка. При помощи резких, пастозно (густо) положенных белильных мазков мастер моделирует форму лица, рук и ног, имеющих всегда красно-коричневую основу. По этой основе художник прокладывает первоначальные высветления, на которые наносит «движки» белильных мазков. Четкий и острый темно-коричневый рисунок, оконтуривающий основные формы, отличает роспись Спаса от живописной цветовой лепки других новгородских фресок второй половины XIV века.

http://sobory.ru/article/?object=00321

Ростов. Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Церковь Спаса на Сенях Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса Нерукотворного образа (позже - Спаса на сенях) - главный храм Ростовского Архиерейского дома, построенный в 1675 г. по заказу ростовского митрополита Ионы и входящий вместе со зданиями Митрополичих хором и трапезной в комплекс парадных построек Ростовского кремля. Церковь строится за митрополичьими хоромами. В нижнем этаже комплекса располагались хлебня и другие хозяйственные службы, а в верхней - собственно церковь Спаса, большая столовая палата, сени между ними, а также разобранные в 1778 г. отдаточные палаты, примыкавшие к северному фасаду здания. Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы. Ее стройный объем, увенчанный золоченой главой на барабане несколько усложненной формы, господствует над окружающей застройкой. Восьмискатное покрытие, соответствующее крещатому своду храма, явно навеяно зодчеством XVI в. У ростовского Успенского собора взяты наиболее заметные детали убранства: аркатурно-колончатый пояс, фриз из пятиугольных ниш апсид. Причем все они, включая и богатые наличники, сконцентрированы в нижней части храма. Верх же его столь же строг, как и у надвратной церкви Воскресения. Церковь имеет уникальный интерьер, в котором наиболее ярко выражены архитектурные особенности храмов Ростовской митрополии. Стены храма украшает роспись, исполненная в 1675 г. ярославскими мастерами. Церковь Спаса на Сенях (или Церковь Спаса Нерукотворного Образа) — домовая церковь Ростовских митрополитов Ростовского Архиерейского дома, более известного как Ростовский кремль. В первые годы жизни комплекса этот храм являлся самым значимым из всех построек. По замыслу заказчика, — митрополита Ионы, — Церковь Спаса на Сенях была «средоточием внутренней богослужебной жизни Ростовского Архиерейского дома». В храме на западной стене изображена огромная фреска «Страшный суд» — подлинный шедевр средневековой живописи. Сама же Спасская церковь является ценнейшим живописным, архитектурным и символическим свидетельством позднего русского средневековья, чудом сохранившимся до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=00590

Они были выделены только в 1816 году в сумме четырнадцати тысяч рублей. Полностью израсходована она была к 10 апреля 1818 года. К. И. Росси – автор проекта собора. Из этих же документов следует, что собор строился по проекту архитектора Карла Ивановича Росси, который с 1809 по 1814 год жил в Твери и был главным архитектором генерал-губернатора Тверской губернии принца Георга Ольденбургского. К этому времени в Твери уже начали строить собор Христорождественского монастыря по тому же проекту (даты строительства: 1810–1820 гг.). В 1811 году К. И. Росси издал альбом образцовых фасадов, в котором есть и проект соборной церкви в Торжке. Интересно, что новоторжские купцы пытались внести свои коррективы в проект Росси. При проезде императора Александра I через Торжок 12 августа 1816 года градской голова Е. И. Морозов «с отличными гражданами осмелился доложить Его Императорскому Величеству о позволении в новостроящемся соборе под фронтонами сделать полуциркульные окна, и его Императорское Величество на устроение оных окон всемилостиво изъявил соизволение». Полуциркульные окна «с позволения императора» действительно разместили над центральными окнами фасадов собора. Есть и другие отличия построенного в Торжке собора Спаса от проекта К.И. Росси. В первоначальном проекте почти на всю ширину фасадов (между фланговыми пилястрами) предполагался непрерывный лепной фриз, состоящий из повторяющихся мотивов драпировок и круглых медальонов. Вместо него над боковыми окнами были сделаны прямоугольные филёнки, а в средней части фасада – пилястры, соответствующие колоннам портика. Об утраченном ныне почти полностью первоначальном внутреннем убранстве собора можно частично судить по старым фотографиям, а также по Описям собора 1853 и 1863 гг. Преображенский собор в советское время 9 января 1930 года на заседании президиума Новоторжского горсовета был рассмотрен вопрос о закрытии Преображенского летнего храма, а на заседании 17 мая того же года уже заслушивали «Протокол собрания верующих Преображенского собора о закрытии летнего храма из-за непосильных налогов».

http://sobory.ru/article/?object=01140

Смерч 1953 года сорвал с церкви Спаса на Сенях кровлю и главу. В ходе реставрационных работ в 1954–1957 годах под руководством В. С. Баниге была проведена реконструкция церкви. В храме восстановили покрытие с системой водометов и трехчастной кровлей алтаря. По замыслу реставраторов покрытие было изготовлено из оригинального материала — дерева, которое позднее было обито железом. В ходе реставрационных работ, длившихся с 1977 по 1997 годы, была полностью отреставрирована стенная роспись интерьера храма Спаса на Сенях. Архитектура В своем плане церковь Спаса на Сенях близка к квадрату. Она имеет крещатый свод с восьмискатной крышей и одну главу. К основному объему храма Спаса на Сенях с востока примыкает сильно выступающая алтарная часть, с запада — здание Белой палаты (парадная трапезная), а с севера — открытая галерея (гульбище). Церковь не имеет притвора (пристройки перед входом в храм), вход расположен с северной стороны. В соответствии с замыслом митрополита Ионы при церкви была построена колокольня, однако ее разобрали в XVIII веке. Церковь Спаса на Сенях скрыта от глаз со стороны парадных входов в Ростовский кремль (с севера и запада). Ее хорошо видно со стороны озера и при приближении к восточным и южным воротам. Как пишет Т. Л. Никитина в своей работе «Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом», использованной при написании данной статьи, со стороны озера здание церкви «выглядит очень высоким и подавляет зрителя своим масштабом. В поле зрения зрителя не умещается даже подклет, а саму церковь можно увидеть лишь запрокинув голову. При этом она кажется вознесенной на недосягаемую высоту — такому впечатлению способствует и естественное понижение рельефа местности в этой части двора». Находясь внутри Ростовского кремля церковь Спаса на Сенях сложно рассмотреть. Все ее фасады закрыты другими зданиями. Только на расстоянии видно, что церковь Спаса выделяется своими массивными формами и четким силуэтом. Интересно, что самое главное здание Архиерейского двора является самым скрытым. В таком расположении заложен сакральный смысл.

http://sobory.ru/article/?object=00590

В 1737-1739 годах граф Петр Борисович Шереметев по благословению Святейшего Синода перестроил приходской храм Всемилостивого Спаса с деревянного трехпрестольного на каменный однопрестольный. Храм имел богатое внутреннее убранство, в том числе был украшен уникальным резным иконостасом с драгоценными камнями и жемчугом. С 1739 и до 30-х годов ХХ столетия храм оставался приходским. В нем совершали богослужения святитель Филарет Дроздов, ныне причисленный к лику святых, святитель Иннокентий Вениаминов - просветитель алеутов и Сибири, ныне причисленный к лику святых, и святитель Макарий Невский, причисленный к лику святых. Посещая усадьбу Шереметевых, в храме Всемилостивого Спаса в Кускове молились и царские особы, среди них: императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II, императоры Александр III и Николай II с наследником. Имеются сведения о том, что императрица Елизавета Петровна, имевшая в соседнем Перово имение, собственноручно вышивала воздухи и покровцы для храма Всемилостивого Спаса в Кускове. В храме также молились великая княгиня Елизавета Федоровна с великим князем Сергеем Александровичем. Вскоре после революции усадьба Шереметевых была национализирована и в ней организован музей. В его ведение был передан закрытый в 1930 году храм Всемилостивого Спаса в Кускове. Во времена СССР храм использовался как вспомогательное помещение для нужд музея. В 1991 году для посетителей музея приходской храм Всемилостивого Спаса в Кускове был открыт как «домовая церковь усадьбы Кусково». В 1992 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II исполняющим обязанности настоятеля вновь открывшегося храма Всемилостивого Спаса в Кускове был назначен иерей Игорь Чехарин, и в этом же году была зарегистрирована местная религиозная организация Православный Приход храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Кускове г. Москвы. 14 августа 1998 года епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) совершил чин малого освящения храма. Вместе с тем храм оставался в ведении музея, в связи с чем совершать регулярные богослужения не представлялось возможным. 11 июля 2000 года храм осиротел. Случилась страшная трагедия - был убит настоятель храма иерей Игорь Чехарин. В ноябре 2000 года Патриархом Московскими всея Руси Алексием II настоятелем храма Всемилостивого Спаса в Кускове был назначен митрофорный протоиерей Борис Токарев с поручением забот по совершению регулярных богослужений и треб в означенном храме. С ноября 2000 года в приходском храме Всемилостивого Спаса началось совершение регулярных богослужений и треб.

http://sobory.ru/article/?object=03361

Рязань. Церковь Спаса Преображения на Яру. Церковь Спаса на Яру Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о деревянной Спасо-Преображенской церкви «в остроге на Яру» относится к 1626 году. В списке рязанских церквей за этот год, составленным неким Миной Лыковым, церковь значится строением попа Петра. Приход состоял из 2 поповских дворов и 50 приходских, в которых жили митрополичьи приказные люди, певчие, дьяки и подьячие. В 1685 году во время пожара Спасская церковь начисто сгорела. В том же году спешно выстроили новую, тоже деревянную церковь, которая была освящена митрополитом Павлом. Но и этой церкви не суждена была долгая жизнь. К концу 17 века деревянное церковное здание от ветхости развалилось по частям. И тогда местный помещик стольник Иван Иванович Вердеревский в 1695 году на свои средства выстроил новый каменный храм с прежним названием. В новой церкви был устроен придел в честь девяти мучеников Кизических. Стройный храм во имя Спаса Преображения, построенный на самом краю обрыва над излучиной реки Трубеж в Рязани, получил прозвание " Спаса на яру " . Пятиглавая церковь имеет по углам здания пучки колонн, придающие ей особую стройность. Особую красоту церкви определяет ее колокольня, представляющая собой восьмигранный крытый шатром столп. Церковь Спаса на Яру принадлежит к посадской архитектуре старых городов. В фондах храма имелся капитал в размере 8000 рублей, который был размещен в банке и давал определенный процент дохода. В приходе числилось 40 дворов, в которых проживали 323 мужика и 291 женщина. По штату в церкви полагался один священник и один псаломщик. После прихода к власти большевиков церковь была закрыта в 1935 году. Здание церкви длительное время использовалось морской школой ДОСААФ для проведения занятий. В 1995 году храм был возвращён церкви, в нём были начаты реставрационные работы. Сегодня в нём проходят регулярные церковные службы. http://www.ryazan-hram.ru/node/184 По состоянию на 1994 г. в фондах Рязанского краеведческого музея, в кремле хранился антиминс (ткань с изображением лика Христа для причастия), на котором было написано: «Лета 7120 (то есть в 1612 г.— Е. Д.) освящён храм Преображения Господня и Спаса нашего Иисуса Христа Великого Московского царства, при боярах рязанских и при архиепископе Феодорите, в память освобождения Москвы от поляков». На основании этого краеведы делают вывод о том, что церковь Преображения Спаса на Яру в деревянном исполнении была сооружена именно в 1612 году. На месте этого храма ещё до его постройки существовала кладбищенская часовня Преображенского погоста рязанского острога. Кладбище это ликвидировали после церковного раскола времён патриарха Никона.

http://sobory.ru/article/?object=00867

Телепнево. Церковь Спаса Нерукотворного Образа (старая). Спасская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:1755. Год утраты:Не установлен. Адрес: Смоленская область, Вяземский район, село Телепнево. Координаты: 55.303524, 34.59053 Проезд:Церковное место рядом с храмом Спаса Нерукотворного. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Известно с начала XVI века как село Спас-Телепнево, вотчина князей Телепневых. Здесь находилась усадьба князя И.Ф. Телепнева-Овчина-Оболенского. В 1698 году в селе была построена деревянная церковь. В 1755 году на средства Маргариты Фёдоровны Коробановой была построена каменная церковь Спаса Нерукотворного. В 1860 году открыта церковно-приходская школа. В 1870 году в селе насчитывалось 51 дворов и 235 жителей. В начале XX века в селе уже было 370 жителей, конный завод А.Я. Липскерова. В настоящее время церковь и усадебный дом разрушены. В парке располагался пионерлагерь, разрушен в конце 20 века. Историческая справка (из Описания сел Юхновского уезда, 1872г.): " Церковь каменная, единопрестольная, во имя Спаса, Нерукотвореннаго образа. Построена в 1755 году вдовствоющею госпожею Маргаритою Феодоровою, дочерью Карабановою. Около оной церкви ограда каменная " . Источник: сайт В среднем течении реки Угра 16/29 августа ок. 1698 г . – деревянная церковь была освящена в честь Перенесения из Едессы (Одессы) в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. 18 октября 1698 г . – надпись в большом часослове, хранившемся в церкви, изданном в Москве 1688 года на обороте 134 листа против 18 числа Октября у края печати о построении церкви, сделанная ктитором господином Коробановым: «7206 года/1698 г . от сотворения мира обложена церковь Божия Спаса Нерукотвореннаго Образа в сельце «Ведерниках», что ныне село Спасское; подписал я стольник Феодор Михайлович Коробанов своею рукою, ради памяти детям своим». К середине XVIII века деревянная церковь обветшала и была разобрана. К 1755 г. на ее месте построена новая, с тем же престолом. При построении каменной церкви была выстроена и трапеза деревянная; колокольни же в то время построено не было, и колокола временно помещались возле церкви на деревянных столбах. В 1774 г. вокруг церкви Маргаритою Феодоровной Коробановой выстроена каменная ограда. В 1792-1800 гг. сын Маргариты Федоровны, надворный советник Петр Васильевич Коробанов провел работы по перестройке храма. Вместо бывшей дотоле деревянной трапезы была устроена каменная и к ней пристроена высокая каменная же колокольня. Вместо прежнего иконостаса, взятого из старой церкви, был поставлен новый вызолоченный на полименте с новыми иконами, кроме двух местных особенно чтимых – Спаса Нерукотворного Образа и Владимирской Божией Матери, которые остались от прежнего иконостаса и на которые он в то же время сделал серебряные вызолоченные ризы. Церковь покрыл белым листовым железом и купил три новых колокола на колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=45988

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010