архиепископ Аверкий (Таушев) Содержание Соборное Послание Апостола Иакова Первое Соборное Послание Апостола Петра... Второе Соборное Послание Апостола Петра... Первое Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова... Второе Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова... Третье Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова... Соборное Послание Апостола Иуды Информация о первоисточнике Соборное Послание Апостола Иакова Сведения об авторе    Автор сам называет себя «Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа» (1:1). В евангельской истории известно три лица с именем Иакова:     Иаков, сын Зеведея, — один из двенадцати Апостолов и брат святого Иоанна Богослова; Иаков Алфеев, брат святого Апостола и Евангелиста Матфея, тоже один из двенадцати, и Иаков, называемый брат Божий, бывший одним из 70-ти Апостолов Христовых и имевший братьями Иосию, Симона и Иуду (Матф. 13:55), ставший потом первым Епископом Иерусалимским и получивший у иудеев прозвание «праведного». В отличие от двух других, принадлежащих к лику двенадцати, он назывался еще «меньшим».    Святой Иаков Зеведеев очень рано окончил свою жизнь мученической смертью (около 44 г. в Иерусалиме, согласно Деян. 12:1—2). Святой Иаков Алфеев, как известно из предания, проповедовал среди язычников. Между тем послание святого Иакова обращено к евреям, находящимся в рассеянии (1:1). Церковное предание и приписывает Соборное послание святого Апостола Иакова третьему Иакову — брату Божьему, бывшему первым Епископом Иерусалимским. В качестве такового он мог считать находящимися под своим иерархическим ведением всех христиан из евреев, где бы они ни находились. Кроме того он пользовался великим уважением и авторитетом среди всех евреев, даже и неуверовавших во Христа, за свою праведность. Он вел строго-подвижническую жизнь, был девственником, не пил ни вина ни сикера, воздерживался от вкушения мяса, одежду носил только льняную и строго соблюдал закон, часто уединяясь для молитвы в иерусалимский храм. Евреи, даже из числа неуверовавших во Христа, прозвали его «праведником» и «опорой народа». Ввиду всего этого естественно, что он мог обратиться с авторитетным властным словом ко всем «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2764...

свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А.С. Небольсин Соборные Послания Литература Основная Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священого Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М.: ПСТБИ, 1995. Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Творения святых отцов Соборное послание Иакова Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64. col. 1039 – 1052. Этот комментарий на Послание Иакова помещен в конце всех писаний свт. Иоанна Златоуста , в Прибавлениях. Толкование не слишком пространное, последовательно объясняется стих за стихом, обнимает все Послание Иакова. Кирилл Александрийский , свт. PG 74. col. 1007 – 1012. Толкование на отдельные стихи Послания Иакова. Икумений. РС 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 125, col. 1133 – 1190. Доступен в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 165 – 191. Довольно подробный, последовательный комментарий на все Послание Иакова. Первое соборное послание Петра Дидим. PG 39, col. 1755 – 1772. Подробные комментарии Дидима Александрийского на 1 Петр.: сохранились по большей части в латинском переводе с греческих схолий. У Миня приводится латинский текст по изданию Frederick Luck, Gottingen. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PC 64, col. 1053 – 1058. Краткий комментарий на 1 Петр. помещен Минем в Прибавлениях к Творениям свт. Иоанна Златоуста по изданию катен J. A. Cramer " а. Кирилл Александрийский , свт. PG 74. Комментарий на избранные стихи из 1 Петр. Икумений, PG 119. Феофилакт, архиеп. Боларский, блж. PG 125 – 126. Есть в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 191 – 222. Подробный, последовательный комментарий на все 5 глав Первого послания Петра. Десницкий А. С. Что и кому Христос возвещал в «в темнице»? (Интерпретация 1Петр. 3:19 ) Второе соборное послание Петра и Послание Иуды

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Второе соборное послание святого апостола Петра Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания Как видно из 1 стиха 3 главы этого послания, оно написано было тем же самым малоазийским христианам, как и первое послание. В этом втором послании апостол Петр с особой силой старается предостеречь верующих от развратных лжеучителей, деятельность которых, по-видимому, стала еще более опасной, чем прежде. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в своих так называемых " пастырских посланиях " к Тимофею и Титу. Большое сходство в обличении этих лжеучителей мы находим также с обличениями св. апостола Иуды. Оба апостола совершенно одинаковыми чертами изображают погибельных и развращенных еретиков, лжеучение которых угрожало вере и нравственности христиан (сравни гл. 2 послания Петрова с посланием св. Иуды). Эти лжеучения имели свой корень в безнравственности и языческой гордости. Время и место написания послания Для определения этого могут служить слова св. Петра в 14 стихе 1 главы этого послания: " Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне " . Следовательно, послание это написано незадолго до мученической кончинй св. апостола Петра, последовавшей, как гласит предание, в 67 году. А так как это второе послание написано после первого, то его со всей вероятностью можно отнести к 65-66 годам. Последние годы своей жизни св. апостол Петр, по тому же преданию, провел в Риме, где и скончался мученической смертью вместе со св. апостолом Павлом. Отсюда естественно заключить, что второе послание Петрово написано в Риме. Это как бы его предсмертное завещание. Подлинность сего послания Второе послание Петрово в древнейшей христианской Церкви, по-видимому, не так было распространено, как Первое, а потому высказывались сомнения в его подлинности.

http://sedmitza.ru/lib/text/430601/

Соборное послание святого апостола Иакова Сведения о писателе Писатель сам называет себя " Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа " (1:1). В евангельской истории известно три лица с именем Иакова: 1) Иаков, сын Зеведея, — один из двенадп цати апостолов и брат св. Иоанна Богослова; 2) Иаков Алфеев, брат св. апостола и евангелиста Матфея, тоже один из двенадцати; 3) Иаков, называемый братом Божиим, бывший одним из 70-ти апостолов Христовых и имевший братиями Иосию, Иуду и Симона (Мф. 13:55), ставший потом первым епископом Иерусалимским и получивший у иудеев прозвище " праведного " . В отличие от двух других, принадлежащих к лику двенадцати, он назывался еще " меньшим " . Св. Иаков Зеведеев очень рано окончил свою жизнь мученическою смертью (около 44 года в Иерусалиме, согласно Деян. 12:2). Св. Иаков Алфеев» как известно из предания, проповедовал среди язычников. Между тем послание св. Иакова обращено к иудеям, находящимся в рассеянии (1:1). Церковное предание и относит соборное послание св. апостола Иакова третьему Иакову — брату Божию, бывшему первым епископом Иерусалимским. В качестве такового он мог считать находящимися под своим иерархическим ведением всех христиан из иудеев, где бы они ни находились. Кроме того, он пользовался великим уважением и авторитетом среди всех иудеев, даже и не уверовавших во Христа, за свою праведность. Он вел строго подвижническую жизнь, был девственником, не пил ни вина, ни сикера, воздерживался от вкушения мяса, одежду носил только льняную и строго соблюдал закон, часто уединяясь для молитвы в иерусалимский храм. Иудеи, даже из числа не уверовавших во Христа, прозвали его " праведником " и " опорой народа " . Ввиду всего этого естественно, что он мог обратиться с авторитетным властным словом ко всем " двенадцати коленам, находящимся в рассеянии " . О жизни св. апостола Иакова сохранилось довольно много сведений. Он был старшим сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы, от первой его жены, родным братом упоминаемых в Евангелии Симона, Иуды и Иосии (Мф.

http://sedmitza.ru/lib/text/430595/

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Беседа первая Часть 1 Новая книга известного православного публициста, иерея Олега Стеняева, посвящена любимой теме автора — теме покаяния и милосердия, покаяния человеческого и милосердия Господня. О чем бы ни писал отец иерей: о войне и мире, о политике и частной жизни, о власти и Церкви, о России и Православии, о рабстве и свободе, о бедности и богатстве, о молодежи и массовой культуре, на всё он смотрит со строго христианской точки зрения, а все умозаключения основывает на слове Божием. Исследуя Писание (см.: Ин. 5, 39) и самые разнообразные явления современной жизни, отец Олег приходит к выводу, что " сейчас — время восстанавливаться, восстанавливаться духовно " и что " только с Богом и в Боге мы обретаем для себя всё, в чем нуждается каждый человек " , чающий Небесного Иерусалима.Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться (Иак. 1, 1).Такими словами начинается Соборное послание святого апостола Иакова.Ересиарх и основоположник протестантизма Мартин Лютер больше всего ненавидел в Библии именно это Послание. Выбросив одиннадцать книг из Ветхого Завета, из Нового Завета он удалил Соборное послание апостола Иакова. Современные критические школы в протестантской библеистике до сих пор оспаривают значимость Послания Иакова, представляя его чуть ли не апокрифическим. В связи с этим, думается, и протестанты и те, кто им последует, подпадают под библейское проклятие: и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей (Откр. 22, 19). И потому с тем большим вниманием надлежит изучать это Послание нам, православным христианам.Поясняя, почему апостол Иаков в первом стихе называет себя рабом Бога и Господа Иисуса Христа, блаженный Феофилакт Болгарский говорит: Апостолы Господа выше всякого мирского достоинства провозглашают то, что они рабы Христа [ 1 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1429...

" Врач, которого Бог даровал Египту " , - так описал святого Антония Великого (251-356) его друг и биограф святой Афанасий Александрийский. Не только из Египта, но из самых отдаленных частей Римской империи непрерывный поток посетителей тянулся в пустыню, чтобы увидеть отшельника Антония: священники, монахи, миряне. Одни шли за советом в каком-нибудь своем деле, другие просто хотели побыть с ним рядом, получая уроки из его молчания и находя, что само его присутствие обновляет в них надежду Святой Антоний - прообраз особого и характерного для восточного христианства духовного типа старца, geron (греч.), благодатного " аввы " или духовного наставника. Многие из слов и советов, которыми святой Антоний врачевал своих братьев христиан, дошли до нас - обработанные и в большей или меньшей мере изданные - в его Житии, составленном святым Афанасием, и в Апофтегмах, или Словах отцов пустынников Однако позаботился ли сам святой Антоний о том, чтобы записать свое духовное учение - и сохранились ли эти записи? Житие сообщает нам, что он " не знал грамоты " , но и при этом он вполне мог бы диктовать то, что считал нужным, своим ученикам. И в действительности, семь посланий, авторство которых традиционно относят к святому Антонию, сохранились. Их аутентичность оспаривалась, но к настоящему времени большинство исследователей признает их подлинными. (Существует, кроме того, еще двадцать посланий, которые определенно сомнительны). Если эти семь посланий действительно принадлежат святому Антонию, изначально они должны были быть написаны на коптском, родном языке местных египетских христиан. Часть этого коптского теста сохранилась; существует сирийский перевод первого послания и полная версия всех семи на грузинском и латинском. Насколько мне известно, в настоящем издании эти семь посланий впервые появляются на английском. Их переводчик, священник и доктор богословия Дервас Читти (1901-1971), посвятил жизнь изучению раннего египетского и палестинского монашества, собрав плоды своих сорокалетних разысканий в замечательном труде Гражданство Пустыни Настоящий перевод посланий он подготовил для собственного пользования, не для публикации; и хотя он подарил нескольким своим друзьям машинописные копии перевода, без сомнения, он захотел бы пересмотреть этот текст прежде, чем отдавать его в печать. Я внес в него несколько незначительных поправок, во избежание некоторых неясностей. В качестве вступления мы включили в это издание небольшую статью, подготовленную о. Дервасом для журнала Соборность Она перепечатывается с любезного разрешения издателя журнала. Я снабдил ее сносками и расширил библиографию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/50/f...

Второе Послание апостола Петра Подлинность Послания Второе Послание апостола Петра, несмотря на происхождение своё от него и назначение тем же лицам, которым было писано первое Послание ( 2Пет.3:1 ), очень долгое время подвергалось сомнению в первенствующей Церкви и оспаривается у апостола Петра и в новые времена. О сомнении древних свидетельствует Ориген (in Ioann., р. 88), Дидим александрийский (Comm. in. hanc. ep. ad. fm.), Евсевий (H. eccl. III, 3 и 25), Амфилохий (у Григория Богослова Carm. 125), Иероним (De viris ill. с. 1). В древнем Сирском переводе Нового Завета этого Послания не было, в каталоге Муратория оно не упоминается, и у Западных писателей до конца 4-го века на него нет ясных указаний. Но у тех же самых и у других писателей есть указания на существование этого Послания и ссылки на него, как на писание апостольское [и с несомненностью можно увериться, что оно уже со второго века признавалось подлинным в Церкви александрийской. Под именем Петрова – и несомненного – его цитируют Ориген (in Iosuam hom. 7) и Дидим – вероятно, в зрелом возрасте отказавшийся от своих юношеских сомнений (Enarr. in ep Iudae), а Климент александрийский , кажется, писал на него своё толкование (Кассиодора Instit. div. litt. praef. et c. 8 – Фотия Biblioth. cod. 109). Затем идёт целый ряд свидетельств: Кирилла иерусалимского (Catech. 4), Афанасия александрийского (Synops et Orat. 2 contra Arian.), Григория Богослова (carm. 34), Илария (de Trinit. lib. 1), Августина (lib. 2 de Doctr. chr), Амвросия (De incarn. c. 8), Иеронима (lib. I, contr. Jovin). У Евсевия (Н. eccl. II, 23) оно причисляется к Соборным. Соборы лаодикийский (правило 60-е) и 3-й карфагенский (правило 47-е) считают его каноническим. Ефрем Сирин (Serm. contra impudic.) и Иоанн Дамаскин (1:4, с.18 De fide Orth.) свидетельствуют о веровании Церкви Сирийской; а очень ранние, хотя и не совсем ясные, ссылки на это Послание в Посланиях Климента римского (1 Сог. 7 и 11), в Пастыре Ермы (Vis. 3:7; 4:3), у Иринея (Adv. haer. 5:23.2), говорят о таком же веровании и признании этого Послания на Западе].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН († 9 апр. 715, Рим), папа Римский (с 25 марта 708). Согласно Liber Pontificalis , сын римлянина Иоанна, выходца из Сирии; возможно, брат папы Римского Сисинния (15 янв.- 4 февр. 708), который также был сыном некоего Иоанна из Сирии. Самое раннее упоминание о региональном субдиак. К. относится к 680 г. Папа Римский Агафон (678-681) включил его в число делегатов на созванный в К-поле Вселенский VI Собор (680-681), среди к-рых были также рим. пресвитеры Теодор и Георгий, диак. Иоанн (впосл. папа Римский Иоанн V ), рим. монахи и пресв. Теодор, представлявший Равеннскую кафедру. Папские легаты должны были вручить имп. Константину IV Погонату послание папы Агафона (ACO II. Vol. 2. Pars 1. P. 52-123), а сопровождавшие их епископы - соборное определение против монофелитства , подписанное 125 епископами - участниками Собора в Риме (март 680 - Ibid. P. 122-161). Легаты прибыли в К-поль 10 сент. 680 г. и приняли участие в заседаниях Вселенского Собора (с 7 нояб. 680 по 16 сент. 681). Несмотря на кончину папы Агафона († 10 янв. 681; легаты известили о ней императора 10 марта), их полномочия не были прекращены. От имени покойного Агафона легаты подписали постановления Собора, в основу которых были положены послание папы и определение Римского Собора 680 г. В июне 682 г. легаты доставили в Рим греч. текст соборных деяний, а также послание участников Собора на имя папы Агафона с просьбой утвердить соборные определения (ACO II. Vol. 2. Pars 2. P. 888-894) и ответные послания имп. Константина IV избранному, но еще не рукоположенному папе Льву II (681-683) и епископам, подписавшим определение Собора 680 г. (послания датированы 13 дек. 681 - Ibid. P. 856-867, 894-897). Также в дек. 681 г. император исполнил просьбу папы Агафона о снижении налогов с владений Папского престола в Калабрии и на Сицилии. После рукоположения (17 авг. 682) папа Лев II направил имп. Константину IV послание, одобрив и утвердив постановления VI Вселенского Собора. Выполняя просьбу императора, высказанную в послании от 13 дек. 681 г. (Константин IV просил папу прислать в К-поль апокрисиария, чтобы он «изображал лицо вашей святыни... во всех, какие случатся, церковных делах»), Лев II назначил К. представителем при имп. дворе (послание от 7 мая 683 - Jaff é . RPR. N 2118; ACO II. Vol. 2. Pars 2. P. 866-885; LP. T. 1. P. 359-360). Неизвестно, прибыл ли К. в К-поль; до 708 г. в источниках нет упоминаний о нем.

http://pravenc.ru/text/2056990.html

Преображение Господне на горе Фавор. У ног Спасителя апостолы Иоанн, Петр и Иаков      Какие дерзновенные слова! Именно с них начинается апостольское послание Святой апостол Петр уже приближался к завершению своего земного пути, когда по Церкви распространилось его второе соборное послание. Мы читаем это послание как духовное завещание апостола, очень проникновенное. Святой Петр напоминает всем про небесные обетования, дабы мы «через них соделались причастниками Божеского естества (греч.: θεας κοινωνο φσεως, 2 Петр. 1:4). Какие дерзновенные слова! Именно с них начинается апостольское послание. В них кратко выражена тайна обожения. Кратко, всего три слова! Дальше апостол говорит о пути обожения несколько подробнее, называя всем известные «христианские добродетели». И тоже весьма лаконично: перечисление идет буквально в одно слово. Обычному православному читателю вроде меня никогда не разобраться в этих нескольких стихах из Библии. Наше счастье, что есть святоотеческая традиция: она помогает правильно понимать Новый Завет. Я читаю Библию не один, и я не первый её читаю. Задолго до меня ее изучали, жили по ней и другим объясняли сложные места православные подвижники. Одним из таких подвижников был блаженный Феофилакт Болгарский . Как он толкует послание апостола Петра? Причастниками Божеского естества мы становимся через Богочеловека Иисуса Христа: Он и Бог и Человек. У апостола обозначено таинственное перечисление Дальше у апостола обозначено непонятное, таинственное перечисление. Приведем его. Святой Петр побуждает христиан: «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Петр. 1: 5-8). Вот такое перечисление. Начинается оно с веры, что вполне понятно: путь к Божественному приобщению перед человеком отрывается, когда он приобретает веру в Иисуса Христа.

http://pravoslavie.ru/80306.html

Содержание второго соборного послания святого апостола Иоанна Апостол пишет это послание как старец (пресвитер) избранной госпоже и детям ее. Повод к посланию был следующий. Апостол видел, что дети госпожи той хорошо живут по вере, а между тем многие обманщики обходят и говорят, что пришествия Христова во плоти нет. Посему апостол пишет настоящее послание. В нем он, во-первых, хвалит детей госпожи той за то, что они хорошо ведут себя; потом учит, что таинство нашей веры не ново; снова убеждает к любви и к тому, чтобы они пребывали в преподанном им учении; наконец, учит, что кто говорит, будто Христос не пришел во плоти, тот антихрист, и заповедует, чтобы никто не принимал таких людей в дом и не говорил им приветствий, и затем оканчивает послание. Оглавление второго послания святого апостола Иоанна После вступления говорится о правой жизни в любви к Богу, при неизменном сохранении благочестивой веры; здесь же и о том, что еретика не должно принимать дом или приветствовать, чтобы не сделать греха. Обещание лично прибыть, в надежде быть полезным. ТОЛКОВАНИЕ Старец - набранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. Некоторые думали, что настоящее послание, как и следующее за ним, принадлежит не Иоанну-возлюбленному ученику Господа, но другому лицу, ему соименному; потому что в том и другом послании писатель называет сам себя пресвитером, и одно послание пишет к одной женщине, а другое - к Гаию, снова к одному, что не подходит посланию, называемому соборным; притом начало этого послания не такое, какое в первом послании. На это мы скажем следующее. В первом послании он не сделал такого начала, какое здесь, потому, что писал его не к определенному лицу или к церкви известного места (как сделал апостол Петр, определенно означив, что он пишет к иудеям, находящимся в рассеянии, и прежде него апостол Иаков), но обращался с речью ко всем вообще верным, собранным ли или находящимся в рассеянии, и потому опустил это начало. Здесь называет себя пресвитером, а не апостолом, ни рабом Иисуса Христа, как прочие апостолы. Не называет себя апостолом, быть может, потому, что он не первый проповедовал Евангелие в Азии, но после Павла, и не проходом, как тот, но постоянно оставаясь там. Не назвал себя рабом Иисуса Христа, потому что при сильной своей любви надеялся быть вне страха рабства. Пресвитером же (старцем) только он соизволил назвать себя или потому, что писал эти послания уже в старости или потому, что именем пресвитера обозначил свое епископство, так как в то время имя пресвитера обыкновенно употреблялось и о епископах. Пишет к верной женщине, и этим нисколько не унижает себя, потому что во Христе Иисусе не имеет различия ни мужеский пол, ни женский (Гал. 3,28). Пишет к одному Гаию, по примеру апостола Павла, который пишет к Титу, к Тимофею и к частному лицу - Филимону. Это о начале послания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1055...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010