священник Владимир Вукашинович Глава IV. Sacrosanctum concilium: II Ватиканский Собор и литургическое движение Литургическое движение подготовило плодородную почву для проведения литургической реформы на II Ватиканском Соборе. Поэтому во многих работах отмечается значение этого движения, вместе с подобными ему феноменами, о которых мы писали ранее: Библейское, литургическое и евхаристическое движения, а также общее богословское возрождение в Церкви, создали такой духовный подъем, который можно сравнить с тем, что происходил в первые века. При этом бесчисленные исследования и книги на всех языках осветили литургию и особенно святую мессу с библейской, догматической, литургической, пастырской и исторической точек зрения, чего, вероятно, в истории Церкви еще не было 451 . Сложную связь литургического движения с литургической реформой II Ватиканского Собора комментировали многократно. Различные авторы чаще всего согласны в том, что Собор использовал в своей реформе самые важные достижения и идеи литургического движения 452 . Указывается, что церковная власть и до Собора начала поддерживать литургическое движение, его идеи и выводы. В качестве доказательства приводятся слова, которые папа Пий XII произнес перед участниками I Пастырско-литургического конгресса в Ассизи 453 , что литургическое движение явилось знаком Божия Промысла для сегодняшнего времени, что оно вдохновлено Святым Духом 454 . Собор – это своего рода ответ на стремления и богословские искания представителей литургического движения. Литургическое движение достигло своего наивысшего богословского выражения в Конституции о священной литургии II Ватиканского Собора, ярко выраженный пастырский характер которой хорошо известен 455 . Было бы ошибочно рассматривать литургическое возрождение в жизни Католической Церкви, исходя из соборных решений. Общепризнанно, что литургическое возрождение не было начато II Ватиканским Собором. Ему предшествовали многие научно-богословские труды и пастырские эксперименты 456 , прежде всего представителей литургического движения, без которых не было бы соборного литургического возрождения 457 . Конституция Sacrosanctum Concilium стала своеобразной подтверждающей печатью, которую высший авторитет в Церкви поставил на главные результаты деятельности литургического движения 458 . Поэтому эта Конституция называется вершиной литургического движения 459 . Участники Собора высказали это следующим образом:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

     Сто лет назад, 28 августа 1917 года, начал свою работу Поместный Собор Православной Российской Церкви. Он принял множество определений и решений, касавшихся восстановления патриаршества, высшего церковного управления, избрания и полномочий архиерея, вопросов приходской жизни, церковного просвещения и миссии. Многие вопросы, например богослужебного языка или церковного суда, активно дебатировались, но не отражены в итоговых документах. Материалы соборных дискуссий необъятны, это настоящий кладезь богословской и социальной мысли. Но есть у Поместного Собора и другая особенность — он символизирует бытие Русской Церкви и русской христианской культуры в той точке, когда они достигли своего наивысшего расцвета. Потому, возвращаясь к этой точке с церковно-юридическим, исследовательским или житейским интересом, мы словно возвращаемся к своей национальной полноценности. О значении Поместного Собора 1917–1918 годов мы побеседовали с историком, научным руководителем проекта по изданию документов Собора Александром Мраморновым. Протест и оживление — Было ли церковно-общественное движение, приведшее к Собору, движением протеста против синодальной системы управления? — Только отчасти. Соборное движение задавало положительную повестку дня, было скорее движением «за», чем «против». За соборное устроение Русской Церкви, за христианскую открытость, за преодоление произвола на всех уровнях церковной власти. Но, конечно, если вы за живой характер решения проблем, то волей-неволей против конторско-бюрократического подхода. Ровно в той мере, в какой укоренился в церковной жизни того времени бюрократический дух, соборное движение выступало против синодальной системы. — В чем был существенный изъян этой системы? — Думаю, что в наше время церковно-­историческая наука всё больше изживает штампы, относящиеся к ней, изучает эту эпоху комплексно, учитывая её сложность. А штампы лишь упрощают картину — и в итоге её искажают. Едва ли есть серьезные основания называть Синодальный период «неканоническим», как это делали некоторые современники и последующие исследователи. Но некоторой базовой ущербностью эпоха все-таки характеризовалась. И дело даже не в отсутствии патриаршего управления, хотя и это было проблемой. Наиболее основательным недостатком церковной жизни следует признать то, что не проводились соборы. А это вопрос далеко не формальный: не проводятся соборы — изживается соборное начало в Церкви. Именно это положение следовало преодолеть. Напомню, что Поместный Собор стал экстраординарным, чрезвычайным. Он был призван сделать Соборы регулярными.

http://pravoslavie.ru/105948.html

КАК СМОТРЕТЬ НА ЭКУМЕНИЗМ С ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Экуменизм – движение, стремящееся к объединению всех христианских Церквей. Исходит оно, во-первых, из недр римско-католической церкви, как движение католического миссионерства по существу, с другой стороны, по линии различных протестантских объединений, откуда это движение наиболее широко распространилось и приняло наиболее широкие организационные и идейные формы, и, наконец, как организация современное экуменическое движение сформировалось и получило утверждение на конгрессе в Амстердаме в 1948 г. при создании Всемирного Совета Церквей, который и является теперь главенствующим органом движения экуменизма. Началом экуменического движения можно считать всемирную конференцию в Эдинбурге в 1910 г. Ассамблеи ВСЦ проходили: в Эвенстоне (США) в 1954 г.; Дели (Индия) в 1961 г.; в Упсале (Швеция) в 1968 г.; в Найроби (Кения) в 1975 г. Русская Православная Церковь вошла в ВСЦ в 1961 г.; Грузинская Православная Церковь – в 1962 г. В эту организацию входят многие религиозные объединения, которые нельзя назвать Церквами: лютеране, англикане, григориане, старокатолики, евангелисты-баптисты, методисты, квакеры, реформисты, пресвитериане, конгрегационалисты и т. п. Какова же идеология экуменизма? «Идеология, стоящая за экуменизмом, – идеология, которая относится к уже хорошо известным ересям: « Церковь Христова не существует, никто не знает истины, Церковь начинает строиться только сейчас...» Введение]. Один из наиболее известных экуменистов, проф. В. В. Зеньковский , говорил в 1935 г.: « Церковь не явлена миру в полноте своей силы и правды, и лишь в результате экуменического общения мы сподобимся получить откровение о Церкви» (Вестник русского студенческого христианского движения. – 1935, Янв., февр.). Экуменист проф. Илья Цоневский (Софийский университет) в 1947 г. говорил: «Природа Церкви и ее основные свойства самым тесным образом связаны с ее единством, потому что она есть Тело Христово и Христос ее Глава. Церковь не могла бы быть ни святой, ни кафолической (соборной), ни апостольской, если она не едина. Весь смысл и полное значение экуменического движения заключается в единстве Церкви; оно является его основой, а также и его задачей и осуществлением» (Духовная культура. – 1947, Июнь. – С. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит 1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в деле продвижения христианского единства в современном мире. 2. Православная Церковь основывает свое единство на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольском преемстве и святоотеческом предании, и Церковь доныне живет им. Православная Церковь имеет миссию и долг передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном Писании и Священном Предании истину, которая и придает Церкви кафолический характер. 3. Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах. 4. Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие. Кроме того, Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с божественным произволением « чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » (1 Тим. 2:4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан. Вот почему участие православных в движении за восстановление единства с другими христианами в Единой Святой Соборной Апостольской Церкви нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви, так как последовательно выражает апостольскую веру и Предание в новых исторических условиях. 5. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, равно как и ее участие в движении за восстановление единства христиан, основываются на ее православном самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного единства всех христиан на основе истины веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов.

http://pravmir.ru/otnosheniya-pravoslavn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Люди соскучились по искренности 13.09.2004 467 Время на чтение 10 минут Духовная основа Общероссийского общественного движения " Россия Православная " - православное вероучение о Боге Творце, о мире, государстве, обществе, семье и человеке. В рамках действующего в России законодательства участники Движения возрождают тысячелетние традиции Русской православной церкви - благотворно влияют на общественное сознание. О том, как удается " России Православной " возрождать духовные основы государства и общества, рассказывает председатель Центрального совета этого Движения Александр Буркин. - Учреждение Общероссийского общественного движения " Россия Православная " благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, образование Движения приветствовали первые лица всех ветвей государственной власти России. Александр Иванович, а есть ли у " России Православной " поддержка " снизу " - у простого народа? - Движение на сегодня имеет свои отделения во всех субъектах Федерации в той или иной правовой форме. Есть крепкие отделения, которые в силах проводить свои собственные местные программы, но все мы по церковному действуем в едином духе. В нашем Уставе оговорено, что Движение может создавать первичные организации. К примеру, есть наша " первичка " в Генеральном штабе Вооруженных сил. Объясняется это просто: люди соскучились по искренности, прямоте, чистоте, связи слова и дела. Мы исповедуем эти идеалы. Они близки и понятны не только российским офицерам, но и крестьянам, и рабочим, и студентам, и школьным учителям, и академикам, они понятны народу России, если его духовно рассматривать как совокупное целое - как соборную личность. - Какими же практическими делами зарекомендовало себя Движение? - Трудно перечислить не то что все, а даже арифметическое большинство наших дел. Скажу о некоторых. С первых же дней нашей деятельности мы активно включились в общественную поддержку Союза " Россия-Белоруссия " , в исследовательскую проработку законодательной базы этого объединения, в выработку его идеологии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русские люди встали на молитву В Москве и в 45 городах России собралось более 7000 человек на народное молитвенное стояние против принятия закона «О профилактике семейно-бытового насилия» 23.12.2019 1872 21 декабря в Москве и в 45 городах России собралось более 7000 человек на народное молитвенное стояние (молебен Божией Матери с акафистом) за традиционную семью и за Россию. Православные граждане пришли выразить свою позицию против принятия опасного закона «О профилактике семейно-бытового насилия», прозванного родительской общественностью России «законом о насилии над семьей». В Москве молитвенное стояние «За семью!» проходило в храме Воскресения Христова в Кадашах. Молебен с чтением акафиста Пресвятой Богородице отслужил протоиерей Александр Салтыков. На соборную молитву в Москве пришло 3000 человек. Кроме того, молитвенное стояние проходило и в городах, и в областях страны. В стоянии участвовали такие города, как Санкт-Петербург, Владимир, Екатеринбург, Иваново, Волгоград, Киров, Новосибирск, Смоленск, Красноярск, Нижний Новгород и другие. Православные молились Божьей матери и Господу Иисусу Христу за богохранимую страну, традиционные семьи, за детей, за будущее вместе с Богом. Организаторами народного молитвенного стояния «За семью» выступили такие организации, как Ассоциация родительских комитетов и сообществ (АРКС), общественное движение «За жизнь», фонд изучения наследия Петра Столыпина, общественная организация «Много деток – хорошо», движение возрождения Спасо-Андроникова монастыря, общественное движение «Сорок Сороков» и другие. На протяжении многих веков, когда нашей стране угрожала опасность и она стояла на грани уничтожения, русские люди вставали на молитву Пресвятой Богородице, Небесной Покровительнице России. Сейчас, на фоне демографической катастрофы, в которую погружается наша страна, нам с Запада пытаются внедрить законопроект о так называемом «семейно-бытовом насилии (СБН)», который уничтожит институт семьи, испытывающий итак кризис в последнее время.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/23/ru...

Проект документа Всеправославного Собора, принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015 года. Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года. 1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире. 2. Православная Церковь основывает свое единство на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольском преемстве и святоотеческом предании, и Церковь доныне живет им. Православная Церковь имеет миссию и долг передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном Писании и Священном Предании истину, которая и придает Церкви кафолический характер. 3. Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах. 4. Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие. Кроме того, Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с божественным произволением «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан. Вот почему участие православных в движении за восстановление единства христиан нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви, так как последовательно выражает апостольскую веру и Предание в новых исторических условиях. 5. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, равно как и ее участие в движении за восстановление единства христиан, основываются на её православном самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного единства христиан на основе веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов.

http://pravoslavie.ru/90122.html

Русская Православная Церковь и экуменическое движение. Часть II (Окончание. См. начало статьи .) Протоиерей Максим Козлов Первой попыткой ответить на вопросы, поставленные перед Русской Православной Церковью экуменическим движением, стало широко известное Московское Совещание глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в 1948 году. Конечно, можно по-разному относиться к решениям Совещания по вопросам экуменизма. Можно, и отчасти справедливо, считать их устаревшими, однако невозможно отрицать тот факт, что с 1948 года в нашей Церкви на протяжении долгих десятилетий, может быть, до Архиерейского Собора 2000 года, не предпринималось попыток такой же всесторонней аналитической соборной оценки экуменического движения. Совещание дало отрицательную оценку тогдашнему экуменическому движению в целом и сочло нецелесообразным участие в нем Русской Православной Церкви. Совещание констатировало качественно новый характер современного ему экуменического движения. Цитируем: «История экуменического движения в современном значении этого слова начинается с 20-х годов нашего столетия. Методы, цели и характер его настолько отличны от имевших место в XIX столетии попыток соединения между Церквами, что история этих попыток не дает материала к пониманию современного экуменического движения». На Совещании была признана неприемлемой для православных практика совместных молитв с инославными в точном соответствии с буквой апостольских правил (правила 10-е и 15-е). В докладе протоиерея Г. Разумовского «Экуменическое движение и Русская Православная Церковь», который несомненно выражал тогдашнюю официальную точку зрения нашей Церкви, содержится упрек в адрес представителей Константинопольской Церкви в том, что они, участвуя в экуменических мероприятиях, не отказывались от участия в совместных молитвах, тогда как, например, представители Болгарской Церкви в них участвовали. Более того, отказ Русской Церкви послать своих представителей на Амстердамскую ассамблею, не в последнюю очередь мотивировался недопустимостью для православных идти против святых правил, которые запрещают молитвенное общение с еретиками.

http://pravoslavie.ru/478.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Соборный приговор и поучение против еретиков. 1490 г., октябрь Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников «Приговор» и «Поучение» «всему православному христианству» (от имени митрополита и «всего священного събора») — памятники, явившиеся непосредственным результатом деятельности церковного собора 1490 г., впервые объявившего учение новгородских вольнодумцев ересью, и предавшего их проклятию. Неразрывно связанные между собой («Приговор» прямо переходит в «Поучение») эти памятники, могут считаться важнейшим источником по истории собора 1490 г. Однако для истории самого еретического движения «Приговор» и «Поучение» (вопреки мнению С. Долгова (См. С.О. Долгов. Московский собор 1490 г. против жидовствующих. Сб. «О ереси жидовствующих», М., 1902, стр.125; см. также: Чтения ОИДР, М., 1902, , отд. III, отд. II.) отнюдь не являются ни достоверным, ни беспристрастным источником. «Приговор» и «Поучение» 1490 г. — типичный образчик средневекового инквизиторского процесса: разнообразные и не приведенные ни в какую систему «проклятая дела» еретиков излагаются здесь точно по доносам их обличителя — Геннадия, несмотря на то, что отцам собора было отлично известно, что Геннадий вымогал; «признания» обвиняемых под пыткой и что на соборе еретики отказались от предъявленных им обвинений. Издаваемый источник поэтому рисует не столько идеологию новгородских вольнодумцев, сколько картину расправы над ними со стороны феодальной церкви и государства. «Приговор» и «Поучение против еретиков» полностью издавались лишь один раз — С. О. Долговым в публикации ОИДР «О ереси жидовствующих». При этом С. О. Долгов произвольно переставил текст обоих документов: прежде поместил «Поучение», а затем «Приговор». Оба памятника он опубликовал по единственному списку (Муз. 3271), сохранившему целиком и «Приговор» и «Поучение»; в разночтениях к тексту «Поучения» С. О. Долгов привлек отрывок из него по другому списку, изданный уже прежде А. С. Павловым в РИБ, т. VI (стлб. 785—788).

http://sedmitza.ru/lib/text/433595/

Закрыть Крестные ходы как училище соборности В свете учения свт. Николая Сербского Александр Сороковиков   10:25 09.08.2022 536 Время на чтение 7 минут Фото: из личного архива Если говорить о крестоходном, иначе – Богомольческом движении, получившем новое дыхание в России 90-х годов, то, главная его парадигма – крестный ход как монастырь в движении, исчерпала себя еще десять-двенадцать лет назад. Отсюда не приходится удивляться, что численность участников многодневных крестных ходов стала стремительно падать, так как крестоходцы всё менее видят на таких шествиях братскую взаимоподдержку и христианское к себе отношение. Напротив, они всё более встречают требования, как по-армейски жесткой дисциплины, так и по-монастырски безпрекословного послушания. Разумеется, на крестных ходах нужны, и послушание и дисциплина, но, доведённые до абсолюта и поставленные во главу угла, они приводят к обратному результату. «Народ Божий» перестаёт принимать участие в таких крестных ходах. Совершенно иную задачу поставил для Богомольческого (крестоходного) движения свт. Николай Сербский. Главная парадигма возглавляемого им Богомольческого движения состояла не в формальном руководстве народной инициативы, но в возрождении национального духа, и возвращения «народа Божьего» в лоно Православной Церкви. Свт. Николай Сербский поставил перед собой задачу, ни много ни мало – возродить и духовно укрепить, очень серьезно пострадавший во время Первой мировой войны сербский народ. Средством для такого возрождения было избрано всё более набиравшее силу (начиная с 1920 года) Богомольческое движение в Сербии. Святитель Николай с самого начала обозначил задачу крестных ходов – стать школой для возрождения души народа, стать училищем для возрождения соборности. Масштабные крестные ходы в Сербии, в период после Первой мировой войны, были изначально народной инициативой. Православные люди, потерявшие в военные годы своих родных и близких (а по статистике, начиная с 1912 года, когда началась Балканская война, каждый второй взрослый мужчина был убит), эти православные люди собирались группами и совершали крестные ходы по монастырям, которых в Сербии, и до сей поры великое множество. Должно отметить, что сербский народ как-то по особому монахолюбив, и монахолюбие это проявилось в нём с древних времён, когда сербские крали и деспоты строили монастыри, в которых устраивали фамильные усыпальницы. Вспомним, что главный сербский святой свт. Савва Сербский принадлежал к царскому роду. А также о том, что именно ему было суждено утвердить Сербскую Православную Церковь как Церковь Поместную. А потому, не случайно, что в Сербии, монастырей на душу населения больше, чем в других странах. Также, не случайно, что на Престольные праздники в некоторые обители до сей поры приезжают по 300 тыс. богомольцев, а к свт. Василию Острожскому в Черногорию приезжают на день его памяти по 600 тыс. человек.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/09/kr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010