Сто лет назад, 28 августа 1917 года, начал свою работу Поместный Собор Православной Российской Церкви. Он принял множество определений и решений, касавшихся восстановления патриаршества, высшего церковного управления, избрания и полномочий архиерея, вопросов приходской жизни, церковного просвещения и миссии. Многие вопросы, например богослужебного языка или церковного суда, активно дебатировались, но не отражены в итоговых документах. Материалы соборных дискуссий необъятны, это настоящий кладезь богословской и социальной мысли. Но есть у Поместного Собора и другая особенность — он символизирует бытие Русской Церкви и русской христианской культуры в той точке, когда они достигли своего наивысшего расцвета. Потому, возвращаясь к этой точке с церковно-юридическим, исследовательским или житейским интересом, мы словно возвращаемся к своей национальной полноценности. О значении Поместного Собора 1917–1918 годов мы побеседовали с историком, научным руководителем проекта по изданию документов Собора Александром Мраморновым. Протест и оживление — Было ли церковно-общественное движение, приведшее к Собору, движением протеста против синодальной системы управления? — Только отчасти. Соборное движение задавало положительную повестку дня, было скорее движением «за», чем «против». За соборное устроение Русской Церкви, за христианскую открытость, за преодоление произвола на всех уровнях церковной власти. Но, конечно, если вы за живой характер решения проблем, то волей-неволей против конторско-бюрократического подхода. Ровно в той мере, в какой укоренился в церковной жизни того времени бюрократический дух, соборное движение выступало против синодальной системы. — В чем был существенный изъян этой системы? — Думаю, что в наше время церковно-­историческая наука всё больше изживает штампы, относящиеся к ней, изучает эту эпоху комплексно, учитывая её сложность. А штампы лишь упрощают картину — и в итоге её искажают. Едва ли есть серьезные основания называть Синодальный период «неканоническим», как это делали некоторые современники и последующие исследователи. Но некоторой базовой ущербностью эпоха все-таки характеризовалась. И дело даже не в отсутствии патриаршего управления, хотя и это было проблемой. Наиболее основательным недостатком церковной жизни следует признать то, что не проводились соборы. А это вопрос далеко не формальный: не проводятся соборы — изживается соборное начало в Церкви. Именно это положение следовало преодолеть. Напомню, что Поместный Собор стал экстраординарным, чрезвычайным. Он был призван сделать Соборы регулярными.

http://pravoslavie.ru/105948.html

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит 1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в деле продвижения христианского единства в современном мире. 2. Православная Церковь основывает свое единство на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольском преемстве и святоотеческом предании, и Церковь доныне живет им. Православная Церковь имеет миссию и долг передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном Писании и Священном Предании истину, которая и придает Церкви кафолический характер. 3. Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах. 4. Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие. Кроме того, Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с божественным произволением « чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » (1 Тим. 2:4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан. Вот почему участие православных в движении за восстановление единства с другими христианами в Единой Святой Соборной Апостольской Церкви нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви, так как последовательно выражает апостольскую веру и Предание в новых исторических условиях. 5. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, равно как и ее участие в движении за восстановление единства христиан, основываются на ее православном самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного единства всех христиан на основе истины веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов.

http://pravmir.ru/otnosheniya-pravoslavn...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Обстоятельная, солидная, вдохновенная презентация» В Москве в Союзе писателей России состоялось представление книги «Правая Россия» и диска с фильмами «Русские герои-3» 02.10.2015 1816 Время на чтение 6 минут Вчера в Союзе писателей России состоялась встреча авторов и редакции «Русской народной линии» с читателями. В рамках мероприятия была представлена книга «Правая Россия. Жизнеописания русских монархистов начала XX века». Сборник подготовлен совместными усилиями «Русской народной линии» и известного православного издательства «Царское Дело». На вечере также состоялась презентация диска с историческими миниатюрными фильмами «Русские герои-3», созданными сотрудниками «Русской народной линии». Открылось мероприятие соборной молитвой «Царю Небесный», которую возглавил настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России игумен Кирилл (Сахаров). Председатель «Русского Собрания», главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов , представляя книгу «Правая Россия», заявил о недопустимости передачи нашим идейным противникам, либералам, термина «правый». Он напомнил о двух трактовках этого понятия. Согласно русской традиции, правый – это сторонник традиционных ценностей и государственничества. В англосаксонской трактовке под правыми понимаются сторонники частной собственности, рынка и ограниченного вмешательства государства в экономику. Сборник «Правая Россия» является своего рода продолжением книги «Воинство Святого Георгия», которая носила апологетический характер. В презентуемую книгу вошли, в том числе биографии деятелей, которые отошли от черносотенного движения, например Пуришкевич. В «Правой России» представлен весь спектр русского правого движения начала XX века. Сборник позволяет понять, почему произошла революция и какие процессы привели к этой национальной катастрофе. Книга содержит самый полный и точный список деятелей правого движения. О судьбе многих из них неизвестно. Сборник говорит правду о правых, которые были людьми, стремящимися к упрочению государственности, Православия и возрождению национальной русской культуры. При иных обстоятельствах, считает докладчик, они составили бы славу России. Наш интеллектуальный и научный долг, продолжил он, восстановить память о них. Правые деятели считали себя наследниками славянофилов, которые создали непротиворечивое полное учение о России. Книга – лепта в восстановление доброй памяти о деятелях правого движения, многие из которых заплатили жизнью за верность своим идеалам.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/02/ob...

КАК СМОТРЕТЬ НА ЭКУМЕНИЗМ С ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Экуменизм – движение, стремящееся к объединению всех христианских Церквей. Исходит оно, во-первых, из недр римско-католической церкви, как движение католического миссионерства по существу, с другой стороны, по линии различных протестантских объединений, откуда это движение наиболее широко распространилось и приняло наиболее широкие организационные и идейные формы, и, наконец, как организация современное экуменическое движение сформировалось и получило утверждение на конгрессе в Амстердаме в 1948 г. при создании Всемирного Совета Церквей, который и является теперь главенствующим органом движения экуменизма. Началом экуменического движения можно считать всемирную конференцию в Эдинбурге в 1910 г. Ассамблеи ВСЦ проходили: в Эвенстоне (США) в 1954 г.; Дели (Индия) в 1961 г.; в Упсале (Швеция) в 1968 г.; в Найроби (Кения) в 1975 г. Русская Православная Церковь вошла в ВСЦ в 1961 г.; Грузинская Православная Церковь – в 1962 г. В эту организацию входят многие религиозные объединения, которые нельзя назвать Церквами: лютеране, англикане, григориане, старокатолики, евангелисты-баптисты, методисты, квакеры, реформисты, пресвитериане, конгрегационалисты и т. п. Какова же идеология экуменизма? «Идеология, стоящая за экуменизмом, – идеология, которая относится к уже хорошо известным ересям: « Церковь Христова не существует, никто не знает истины, Церковь начинает строиться только сейчас...» Введение]. Один из наиболее известных экуменистов, проф. В. В. Зеньковский , говорил в 1935 г.: « Церковь не явлена миру в полноте своей силы и правды, и лишь в результате экуменического общения мы сподобимся получить откровение о Церкви» (Вестник русского студенческого христианского движения. – 1935, Янв., февр.). Экуменист проф. Илья Цоневский (Софийский университет) в 1947 г. говорил: «Природа Церкви и ее основные свойства самым тесным образом связаны с ее единством, потому что она есть Тело Христово и Христос ее Глава. Церковь не могла бы быть ни святой, ни кафолической (соборной), ни апостольской, если она не едина. Весь смысл и полное значение экуменического движения заключается в единстве Церкви; оно является его основой, а также и его задачей и осуществлением» (Духовная культура. – 1947, Июнь. – С. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Закрыть Крестные ходы как училище соборности В свете учения свт. Николая Сербского Александр Сороковиков   10:25 09.08.2022 536 Время на чтение 7 минут Фото: из личного архива Если говорить о крестоходном, иначе – Богомольческом движении, получившем новое дыхание в России 90-х годов, то, главная его парадигма – крестный ход как монастырь в движении, исчерпала себя еще десять-двенадцать лет назад. Отсюда не приходится удивляться, что численность участников многодневных крестных ходов стала стремительно падать, так как крестоходцы всё менее видят на таких шествиях братскую взаимоподдержку и христианское к себе отношение. Напротив, они всё более встречают требования, как по-армейски жесткой дисциплины, так и по-монастырски безпрекословного послушания. Разумеется, на крестных ходах нужны, и послушание и дисциплина, но, доведённые до абсолюта и поставленные во главу угла, они приводят к обратному результату. «Народ Божий» перестаёт принимать участие в таких крестных ходах. Совершенно иную задачу поставил для Богомольческого (крестоходного) движения свт. Николай Сербский. Главная парадигма возглавляемого им Богомольческого движения состояла не в формальном руководстве народной инициативы, но в возрождении национального духа, и возвращения «народа Божьего» в лоно Православной Церкви. Свт. Николай Сербский поставил перед собой задачу, ни много ни мало – возродить и духовно укрепить, очень серьезно пострадавший во время Первой мировой войны сербский народ. Средством для такого возрождения было избрано всё более набиравшее силу (начиная с 1920 года) Богомольческое движение в Сербии. Святитель Николай с самого начала обозначил задачу крестных ходов – стать школой для возрождения души народа, стать училищем для возрождения соборности. Масштабные крестные ходы в Сербии, в период после Первой мировой войны, были изначально народной инициативой. Православные люди, потерявшие в военные годы своих родных и близких (а по статистике, начиная с 1912 года, когда началась Балканская война, каждый второй взрослый мужчина был убит), эти православные люди собирались группами и совершали крестные ходы по монастырям, которых в Сербии, и до сей поры великое множество. Должно отметить, что сербский народ как-то по особому монахолюбив, и монахолюбие это проявилось в нём с древних времён, когда сербские крали и деспоты строили монастыри, в которых устраивали фамильные усыпальницы. Вспомним, что главный сербский святой свт. Савва Сербский принадлежал к царскому роду. А также о том, что именно ему было суждено утвердить Сербскую Православную Церковь как Церковь Поместную. А потому, не случайно, что в Сербии, монастырей на душу населения больше, чем в других странах. Также, не случайно, что на Престольные праздники в некоторые обители до сей поры приезжают по 300 тыс. богомольцев, а к свт. Василию Острожскому в Черногорию приезжают на день его памяти по 600 тыс. человек.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/09/kr...

Н.Р. Антонов XVII. Соборность, как признак и средство церковного единения. Сущность вселенского Собора Считая Церковь телом, организмом, а также считая жизнь, т. е. согласную деятельность, непрерывное движение целью жизни человека – вообще и христианина в частности, Н. П. Аксаков устанавливает признаки единения и пути к нему. Так, – соборность является первым, наглядным, формально-историческим признаком церкви и православия. Проявлением этой «соборности» является общение церквей на «соборах».«Соборы – этапы церковного рассмотрения, обеспечивающие свободу верующих». «Только пребывая в живом и вечном общении друг с другом, живут, всечеловеческой или всецерковной жизнью, мысленно и молитвенно, в своих пределах каждая, отдельная Церковь обнимает вселенную, и не отрывается от нее. Коренная забота Церкви о взаимном общении рано выражается в истории. Древние церкви Галлии находились в сношении с церквами Малой Азии, африканские церкви – с Римом и Антиохией, Испанские и Ирландские сносятся с церквами Запада и Востока. Соборы, как этапы объединения, живым словом и живым обменом мыслей преследуют ту же цель. «Устраните их, – и вселенский характер Церкви тускнеет и забывается, что и свидетельствует переживаемый, а, дай Бог , и доживаемый, период бессоборности» 125 . Устанавливая необходимое и существенное значение для реализации идеи Церкви начала «соборности», Аксаков в своих сочинениях рисует свет и тени, достоинства и недостатки исторической соборности, т. е. известных из истории соборов. Присмотримся, прежде всего, к облику вселенских соборов, которые имеют решающее значение для теоретического и канонического миросозерцания Восточной церкви. Весь цикл вопросов, связанных с Вселенскими соборами, наиболее полно представлен Аксаковым в статье: «Возможны ли в Ц. реш. и совещ. голоса» и особенно в 47 «Церк. Гол.», подводятся итоги всем материалам. Из этих источников оказывается: – идея и форма «вселенских» соборов не предусмотрена церковными канонами, потому что соборы являются – «государственным органом империи, только вводящей в состав свой Церковь и опирающейся на нее, а не органом Церкви, подобно предусмотренным канонам митрополичьим, областным и патриаршим, или соборам великих областей (диоцезов)»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Освящение колокола " Святитель Петр " ЦВ 4 (425) февраль 2010 /  27 февраля 2010 г. Служение Патриарха Кирилла 14-23 февраля 2010 14 февраля, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), Русская Православная Церковь отмечает праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (по Уставу служба праздника Сретения переносится на этот день с понедельника 15 февраля). Утром Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл поздравил собравшихся с праздником Сретения Господня и Прощеным воскресеньем: «Пусть благословение Божие и Покров Пречистой Царицы Небесной пребывают над всеми нами, укрепляя нас, особенно во время Великого поста, дабы душу и тело приуготовить к достойной встрече Светлого Христова Воскресения». Вечером 14 февраля, накануне начала Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. В своем Первосвятительском слове Святешей Патриарх в частности сказал: «Покаяние есть действительно таинственный и спасительный акт, совершаемый нашим разумом, нашими чувствами и нашей волей. Покаяние есть, в первую очередь, осознание своего греха. Никакое движение к Богу, никакое духовное возрастание без этого осознания греха невозможно. Собственно говоря, пост и предлагается нам для того, чтобы мы покаялись. Главное содержание поста есть покаяние. Хорошо известно, что греческое слово «метанойя», переводимое на русский как покаяние, буквально означает перемену — перемену ума и сердца, перемену жизни. Поэтому целью поста является покаяние как подлинная перемена мысли и жизни». На первой Седмице Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского: в понедельник, 15 февраля — в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, во вторник, 16 февраля — в Богоявленском кафедральном соборе, в среду, 17 февраля — в Троицком соборе московского Данилова ставропигиального мужского монастыря, в четверг 18 февраля — в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

Соборное слово X Всемирного Русского Народного Собора (Москва, 4–6 апреля 2006 года) 6 апреля 2006 г. 12:34 Соборное слово принято заключительном пленарном на заседании Юбилейного X  Всемирного Русского Народного Собора . Мы, участники X Всемирного Русского Народного Собора, объединившего более полутора тысяч представителей государства, Русской Православной Церкви и других традиционных религиозных общин, делового мира, науки, культуры, образования, здравоохранения, военнослужащих, общественных объединений из 72 регионов России и многих государств ближнего и дальнего зарубежья, — обращаемся к соотечественникам. Вновь и вновь свидетельствуем: вера определяет нравственную традицию народа, его духовную жизнь, его созидательный труд, пути его культурного творчества. Она является той духовной силой, без которой нельзя подходить к решению проблем, остро переживаемых современным обществом. Не случайно наш Собор избрал тему «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке». Россия была, есть и будет великой державой, имеет самобытную историю и традицию. Наше богатое духовное и культурное наследие должно стать органической составляющей будущего развития страны. Россия стремится к стабилизации общественной жизни. Опыт мировой истории свидетельствует о том, что залогом устойчивого развития и общего благополучия является поступательное движение с опорой на все то лучшее, что есть в национальном историческом наследии. Не случайно и то, что одним из главных предметов обсуждения на Соборе стал вопрос о правах человека. Современная Россия оказалась невольной восприемницей идей и норм, во второй половине ХХ века повлиявших на систему международного права, но недостаточно адаптированных к условиям многих обществ. Собор принимает Декларацию о правах и достоинстве человека, в которой свобода как ценность связывается с различением добра и зла, нравственным выбором, традиционной моралью. Мы убеждены, что сегодня православные христиане и все наши соотечественники должны делать все от них зависящее для защиты прав тех, кто страдает от унижения и несправедливости. Прежде всего это касается нынешних и потенциальных жертв терроризма, экстремизма и агрессивного национализма, тех людей, чьи религиозные и национальные чувства подвергаются оскорблению. Мы призваны обратить особое внимание на права молодых военнослужащих. Наша забота должна также простираться на детей, стариков и инвалидов, находящихся в социальных учреждениях, и на лиц, пребывающих в местах лишения свободы.

http://patriarchia.ru/db/text/103233.htm...

Проект документа Всеправославного Собора, принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015 года. Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года. 1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире. 2. Православная Церковь основывает свое единство на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольском преемстве и святоотеческом предании, и Церковь доныне живет им. Православная Церковь имеет миссию и долг передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном Писании и Священном Предании истину, которая и придает Церкви кафолический характер. 3. Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах. 4. Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие. Кроме того, Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с божественным произволением «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан. Вот почему участие православных в движении за восстановление единства христиан нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви, так как последовательно выражает апостольскую веру и Предание в новых исторических условиях. 5. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, равно как и ее участие в движении за восстановление единства христиан, основываются на её православном самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного единства христиан на основе веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов.

http://pravoslavie.ru/90122.html

Русская Православная Церковь и экуменическое движение. Часть II (Окончание. См. начало статьи .) Протоиерей Максим Козлов Первой попыткой ответить на вопросы, поставленные перед Русской Православной Церковью экуменическим движением, стало широко известное Московское Совещание глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в 1948 году. Конечно, можно по-разному относиться к решениям Совещания по вопросам экуменизма. Можно, и отчасти справедливо, считать их устаревшими, однако невозможно отрицать тот факт, что с 1948 года в нашей Церкви на протяжении долгих десятилетий, может быть, до Архиерейского Собора 2000 года, не предпринималось попыток такой же всесторонней аналитической соборной оценки экуменического движения. Совещание дало отрицательную оценку тогдашнему экуменическому движению в целом и сочло нецелесообразным участие в нем Русской Православной Церкви. Совещание констатировало качественно новый характер современного ему экуменического движения. Цитируем: «История экуменического движения в современном значении этого слова начинается с 20-х годов нашего столетия. Методы, цели и характер его настолько отличны от имевших место в XIX столетии попыток соединения между Церквами, что история этих попыток не дает материала к пониманию современного экуменического движения». На Совещании была признана неприемлемой для православных практика совместных молитв с инославными в точном соответствии с буквой апостольских правил (правила 10-е и 15-е). В докладе протоиерея Г. Разумовского «Экуменическое движение и Русская Православная Церковь», который несомненно выражал тогдашнюю официальную точку зрения нашей Церкви, содержится упрек в адрес представителей Константинопольской Церкви в том, что они, участвуя в экуменических мероприятиях, не отказывались от участия в совместных молитвах, тогда как, например, представители Болгарской Церкви в них участвовали. Более того, отказ Русской Церкви послать своих представителей на Амстердамскую ассамблею, не в последнюю очередь мотивировался недопустимостью для православных идти против святых правил, которые запрещают молитвенное общение с еретиками.

http://pravoslavie.ru/478.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010