Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИОНСКИЙ II СОБОР (7 мая - 17 июля 1274), Собор Римско-католической Церкви, созванный папой Римским Григорием X (1271-1276); в католической традиции признается XIV вселенским Собором. Подготовка Л. С. 31 марта 1272 г. папа Григорий X разослал письма влиятельным светским правителям и крупным церковным деятелям Зап. Европы, в т. ч. франц. кор. Филиппу III Смелому (1270-1285) и англ. кор. Генриху III (1216-1272). Папа призвал собраться 1 мая 1274 г. на Собор в городе, название которого первоначально хранилось в тайне (in loco quem licet ad presens subticeamus ex causa, competenti tamen tempore vobis curabimus intimare - Martin. 1905. N 1542-1545). Аналогичное письмо было направлено 1 апр. 1272 г. лат. патриарху Иерусалима, находившемуся тогда в Риме (Ibid. N 1546). В посланиях папа обозначил повестку предстоящего Собора: 1) объединение Константинопольской Православной Церкви с Римско-католической Церковью; 2) отвоевание Св. земли; 3) церковная реформа, необходимость к-рой была вызвана падением нравов среди клира и мирян. Хотя о необходимости церковной реформы традиционно говорилось в папских документах о созыве Соборов, по всей видимости, реформирование Церкви действительно входило в намерения Григория X. 11 марта 1273 г. он обратился к предстоятелям неск. крупных диоцезов, в т. ч. к архиепископу Сантьяго-де-Компостела, с просьбой узнать мнение клириков и мирян о том, какие общественные пороки необходимо устранить (Ibid. N 1561-1562). 13 апр. 1273 г. понтифик сообщил делегатам из Франции, Англии, Шотландии, Норвегии, Польши, Испании, Венгрии, Германии и итал. гос-в, что Собор состоится в имперском г. Лион (Les registres de Grégoire X. 1960. P. 108; Martin. 1905. N 1563). Выбор этого города папа объяснил тем, что в нем было «проще собрать князей и прелатов» (ut principum et praelatorum eorumdem facilius habere possimus praesentiam). 24 окт. 1272 г. папа Григорий X сообщил о созыве Собора визант. имп. Михаилу VIII Палеологу (1261-1282) и предложил ему прибыть в Лион либо направить туда апокрисиариев. 25 окт. аналогичное письмо было составлено для патриарха К-польского Иосифа I Галисиота (1267-1275, 1282-1283) ( Martin. 1905. N 1553-1554).

http://pravenc.ru/text/2110520.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Партизанские отряды занимали города… О том, как в 1920 году погиб Николаевск-на-Амуре. К переписке прот.Александра Шаргунова и прот.Владимира Сорокина 12.11.2018 1273 Время на чтение 30 минут Недавняя переписка прот. Александра Шаргунова и прот. Владимира Сорокина - повод вспомнить забытые страницы Гражданской войны. Переписка двух известных и авторитетных священнослужителей Русской Православной Церкви: прот. Александра Шаргунова, автора 7 книг, опубликованных в преддверии канонизации царственных страстотерпцев, со статьями и свидетельствами о чудесной помощи по их молитвам и прот. Владимира Сорокина, настоятеля Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии, в прошлом её ректора, Председателя комиссии по канонизации святых СПб епархии, выходит за рамки обращения Иоанна Златоуста к православным, что «надлежит быть разномыслиям в церкви, дабы открылись между вами искусные». Это - непримиримая противоположная позиция о духовном выборе человека между светом и тьмой, о соборной молитве за усопших сынов Божиих и запрете молитвы за богоборцев и гонителей Церкви, о чём подробно говорит Иоанн Богослов в главе 5 своего 1 послания. Напомню, переписка двух известных богословов опубликована на РНЛ в статье « Можно ли молиться за царя Ирода? » Там речь шла о синодике за усопших, опубликованном в 2015 году на сайте Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге по инициативе настоятеля этого собора прот. Владимира Сорокина. В синодике среди поминаемых соборно в храме - Троцкий, Зиновьев, Свердлов, Киров, Калинин, Микоян и другие открытые богоборцы, палачи народа и враги Церкви Христовой - «красные сатанисты». В своём последнем письме прот. Владимир Сорокин (см. его статью « С надеждой жду конструктивных предложений », РНЛ от 05.11.2018 ) сознательно или нет в очередной раз ставит знак равенства между любовью к врагам личным и любовью к врагам Церкви. О духовных последствиях этой позиции рекомендую перечитать конец последнего письма прот. Александра Шаргунова к прот. Владимиру Сорокину.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД († 5.02.1325, Новгород), архиеп. Новгородский. Был избран на кафедру зимой 1308/09 г., после того как предыдущий Новгородский архиеп. св. Феоктист удалился в Благовещенский монастырь «своего деля нездоровия». Покидая кафедру, свт. Феоктист благословил Д., являвшегося духовным отцом святителя, как своего преемника. Возможно, Д. имеется в виду в сообщении Никоновской летописи 20-х гг. XVI в. о кандидатах на кафедру, назначенных архиеп. Далматом в 1273 г. перед смертью, среди к-рых назван «игумен Давид» (ПСРЛ. Т. 10. С. 152); в более ранних летописях в сообщениях об этом событии его имя отсутствует. Очевидно, избрание Д. произошло путем жеребьевки на престоле собора Св. Софии: в летописи говорится, что новгородцы «възлюбиша» Д. как «Богом избрана и Святою Софьею» (НПЛ. С. 92, 332). 5 июня 1309 г. он был поставлен во архиепископа во Владимире, хиротонию возглавил Киевский митр. св. Петр . В Новгород Д. вернулся 20 июля. tab Д., как и его предшественники, выполнял важные дипломатические функции, его деятельность свидетельствует об увеличении влияния архиепископа на решение Новгородом внешнеполитических вопросов. Время управления Д. кафедрой совпало с началом противостояния Москвы и Твери по вопросу об обладании ярлыком на Владимирское великое княжество . Правитель, обладавший ярлыком на вел. княжение, со времени блгв. кн. Александра Ярославича Невского признавался также новгородским князем, поэтому Новгород выступал активным участником данного противостояния. Архиеп. Далмат перед смертью благословляет игум. Давида в преемники. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 30.7.30. Л. 77 об.) Архиеп. Далмат перед смертью благословляет игум. Давида в преемники. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 30.7.30. Л. 77 об.) В 1311 г. вел. кн. св. Михаил Ярославич Тверской воевал с Новгородом, весной 1312 г. Д. в Твери заключил мир с вел. князем (согласно Софийской I летописи, Новгород выплатил 1,5 тыс.

http://pravenc.ru/text/168494.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕСЯТИЛЬНИКИ светские архиерейские чиновники в средневек. Руси. Упоминаются со 2-й пол. XIII в. Согласно решениям Собора 1273 г., запрещалось поставление «по мьзде» Д. и владычных наместников (РИБ. 1908. Т. 6. 6. Стб. 92). Со 2-й пол. XIV в. Д. образовывали низшее звено церковного управления. В их обязанности входил надзор за деятельностью приходского духовенства, суд 1-й инстанции по гражданским делам между «церковными людьми», сбор «церковных пошлин» в казну архиерея. Округ, на территорию к-рого распространялась деятельность Д., назывался «десятина». Такой округ мог охватывать и целый уезд, и один из станов уезда. Обычно на эту должность назначались светские вассалы архиереев - дети боярские из их служилых дворов; для них данные обязанности были «кормлением» - источником доходов. Приходские священники на территории «десятины» должны были строить для Д. дворы, давать им такие же кормы, к-рые давали черносошные крестьяне светским кормленщикам. По договору от 28 июня 1392 или 1404 г. между вел. кн. Василием I Димитриевичем и Киевским митр. свт. Киприаном на Д. можно было жаловаться вел. князю, к-рый имел право суда над чиновниками архиерейского аппарата. Этот договор также фиксирует размеры кормов, к-рые могли взимать Д. (ДРКУ. С. 178-179). Согласно переработке Устава кн. Владимира 70-х гг. XV в., князья запрещали своим тиунам «судити без судии митрополича или владычня десятинника» (эта переработка Устава была распространена преимущественно в Белозерском крае; см.: Щапов. 1972. С. 203-204; 1989. С. 73). Судебник 1550 г. предписывал Д. взимать судебные пошлины. При предъявлении новому Д. ставленых, благословенных и отпускных грамот он не должен был брать со священников никаких пошлин. Д. запрещалось держать корчмы. В ряде документов XV-XVI вв., относящихся к территории Литовского великого княжества , также упоминаются Д., но здесь этот институт не получил такого широкого распространения, как в землях Сев.-Вост. Руси.

http://pravenc.ru/text/171764.html

Пермь. Церковь Митрофана Воронежского при Архиерейском доме. Крестово-Митрофаниевская, Митрофановская церковь Карта и ближайшие объекты Заложена 25.05.1793 г. Освящена 24.11.1793 г. Первоначально Стефановская, с 1820 г. – Митрофаниевская. Закрыта до 1932 г. Шумилов Е.Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003. 71 с., С. 6. В 1836 году была основана Крестовая или домовая церковь при архиерейском доме, переименованная по мысли архиепископа Аркадия в честь новоявленного тогда угодника Божия Митрофана Воронежского, так как во имя св. Стефана Пермского, которое прежде носила эта церковь, освящен был стоящий рядом теплый Кафедральный собор. В.С. Верхоланцев " Город Пермь, его прошлое и настоящее " . 1913 г. В советское время в здании церкви находился Пермский краеведческий музей. Крестовая Церковь во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского является домовым храмом Пермского Архиерейского Дома. Передан верующим в 2008 году. В настоящее время идет восстановление иконостаса и реставрация храма. Крестовая церковь Архиерейского дома первоначально была освящена во имя Святого Стефана Епископа Пермского. В 1836 г. была основана Крестовая или домовая церковь при архиерейском доме, переименованная по замыслу Архиепископа Аркадия в честь новоявленного тогда угодника Божия Митрофана Воронежского, т.к. во имя Стефана Пермского, которое прежде носила эта церковь, освящен был стоящий рядом теплый придел Кафедрального собора. 20 ноября 1836 г. «новоустроенной храм Крестовой церкви во имя Святителя Митрофана Епископа Воронежского Его Высокопреосвященством Аркадием Архиепископом Пермским и Екатеринбургским освящен». В марте 1837 г. была сделана «Опись всего движимого и недвижимого имущества Пермского Архиерейского дома, сделанная по указу из Пермской Духовной консистории от 8 марта за 1273: «1) корпус каменный двухэтажный, занимаемый Преосвященнейшим, имеющий в длину 14 саж. 11 четвертей, в ширину 8 саж. 4 четверти, снаружи и внутри, кроме нескольких комнат отштукатурен, покрыт весь листовым железом, выкрашенным малахитною краской.

http://sobory.ru/article/?object=21230

Разделы портала «Азбука веры» Когда Русская Церковь стала собирать соборы, какие проблемы решали, в каких отношениях с властью находились? Об истории соборного движения в России рассказывает кандидат исторических наук Федор Гайда. Под крылом Византии Русская Церковь до середины XV века была составной частью Константинопольского Патриархата, а потому русские митрополиты принимали участие в его соборах. История византийских церковных соборов отнюдь не исчерпывается знаменитыми семью Вселенскими соборами. И после VIII века на соборах решались вопросы догматики и церковного права. Вскоре после первого Крещения Руси при патриархе Фотии состоялся Собор (879–880), на котором было осуждено Филиокве — латинская вставка в Символ веры , согласно которой Святой дух исходит не только от Отца (как в первоначальном тексте символа), но и от Сына. В Византии он всегда почитался как Восьмой Вселенский собор. В XI–XIII веках на константинопольских соборах разрабатывались вопросы православной литургики. Соборы 1341–1351 годов ознаменовались победой исихастского учения (богословием и аскетикой, направленными на богопознание и обожение), с которым было связано и духовное возрождение Руси в XIV веке. На Руси соборы также созывались — для решения местных судебных и дисциплинарных вопросов. В ряде случаев, когда вопрос не мог быть решен в Константинополе, на соборе местных епископов избирали митрополита Киевского. Так, на первом соборе Русской Церкви, о котором остались свидетельства, в 1051 году на всероссийскую кафедру был избран митрополит Иларион — автор знаменитого «Слова о законе и благодати». В 1147 году также на соборе был избран митрополит Климент Смолятич, отличавшийся своей образованностью. В 1273 или 1274 году по инициативе Киевского митрополита Кирилла III состоялся собор русских епископов, на котором после Батыева погрома было решено усилить церковную дисциплину и искоренять языческие обычаи. Русская симфония Принятие Константинополем унии с папским Римом привело к провозглашению автокефалии Русской Церкви. В 1448 году на соборе в Москве митрополитом был избран рязанский епископ Иона. С этого времени московские митрополиты избирались собором Русской Церкви, который собирался по инициативе великого князя или царя, он же утверждал соборное решение. Подобная традиция существовала в Византии со времен императора Константина Великого . Однако большое влияние государственной власти на решения соборов еще не означало, что оно всегда было решающим. В 1490 году церковные иерархи добились проведения собора, на котором были осуждены еретики-«жидовствующие», отрицавшие божественность Иисуса Христа и святость икон, однако укрепившиеся при дворе и имевшие косвенную поддержку со стороны великого князя Ивана III. Государь всея Руси не пошел против новгородского архиепископа Геннадия и игумена Иосифа Волоцкого . На соборе 1503 года великий князь попробовал поставить вопрос о секуляризации церковных земель и опять вынужден был уступить соборному мнению Церкви.

http://azbyka.ru/hronika-russkih-soborov

182. ГРИГОРИЙ X. 1271—1276. Тебальдо Висконти из Пьяченцы. Был итальянцем, но занимал должность архидиакона в Льеже (ныне Бельгия). После смерти Климента IV наступила самая длительная вакансия папского трона. Три года продолжались переговоры кардиналов, прежде чем они постановили избрать папой отсутствовавшего Тебальдо Висконти, который не был кардиналом и находился в то время в Палестине вместе с крестоносцами. Коронация состоялась только 27 марта 1273 г. Перед лицом неудавшегося крестового похода, тяжелой ситуации в Латинской империи на Востоке, а также хаоса, который господствовал в Германии, Италии и Сицилии, Григорий Х решил созвать Вселенский собор в Лионе (1274 г.). По замыслу папы это должен был быть самый великолепный из христианских соборов. В Лион съехались около 500 епископов с Запада и Востока, а также множество представителей от европейских королевских дворов. По инициативе папы была сделана попытка объединить восточное и западное христианство. Под нажимом византийского императора несколько представителей восточной церкви согласились пропеть вместе с папой «Верую». Однако до настоящего объединения дело не дошло. Провозглашенная уния носила чисто формальный характер и вызвала бурное недовольство важнейших митрополий восточного христианства. Собор занялся прежде всего актуальными политическими проблемами, раздавая то тут, то там королевские и графские короны. На соборе присутствовала делегация татарского ханства, которая представила план создания общей лиги против турок. До осуществления этого плана дело не дошло, зато один из татарских послов, к радости соборных отцов, крестился. Важнейшее постановление собора касалось конклава: после смерти папы кардиналы должны собраться на конклав не позднее чем через 10 дней после его похорон. Во время работы конклава кардиналы должны быть полностью изолированы от окружающего мира и лишены какого бы то ни было личного контакта или переписки с посторонними лицами. Если в течение трех дней они не выберут папу, рацион их питания будет уменьшен. После недели бесплодных совещаний выборщики должны будут довольствоваться хлебом и водой. Другие постановления собора ограничивали чрезмерную концентрацию церковных должностей и доходов. Собор официально признал Рудольфа Габсбурга (1273—1291) германским королем. В работе собора принимал участие выдающийся ученый и теолог францисканец Бонавентура (Джованни Фиданца, 1221 — 1274), который умер почти накануне окончания заседаний собора. Он был назначен Григорием Х кардиналом-епископом Альбано. Фома Аквинский (1225—1274), также приглашенный на собор, умер по дороге в Лион. Папа умер вскоре после окончания заседаний собора, во время поездки в Ареццо (Италия). В 1713 г. он был признан церковью блаженным.

http://sedmitza.ru/lib/text/442454/

Разделы портала «Азбука веры» Онанизм (рукоблудие) – грех полового самоудовлетворения, мастурбация, см. малакия . Относится к противоестественным порокам. Производится от имени библейского персонажа Онана, который, по всей видимости, совершал другое злодеяние ( Быт.38:9 ) – прерывал половой акт, чтобы не восстановить потомство своему умершему брату (см. левират). Правило 10е св. Иоанна Постника полагает за этот грех сорокадневную епитимью с сухоядением и 100 поклонами ежедневно. За взаимное рукоблудие, с участием второго лица наказание увеличивается до восьмидесяти дней ( правило 11е св. Иоанна Постника ). Кандидат для священнослужения, подверженный этой страсти, может быть принят в клир после сорокадневной епитимьи ( правило 12е св. Иоанна Постника ). Почему рукоблудие это грех? Как и в случае с другими видами блуда , рукоблудие греховно не из-за того, что приносит удовольствие, а потому что является способом « эгоистического, безличного, безлюбовного и извращенного удовлетворения » (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6). Для занимающихся рукоблудием свойственно совмещать это действие с просмотром порнографии, что в соединении, помимо всего прочего, способствует искажению здорового восприятия других людей (они превращаются в объекты для удовлетворения страсти) и сексуальности как таковой. Рукоблудие упоминается как грех и препятствие к рукоположению в определениях Владимирского собора 1273 года , включенных в Кормчую книгу русской редакции. Какие негативные последствия несет в себе занятие онанизмом? Занятие онанизмом оказывает негативное воздействие на физическое и душевное здоровье человека. С физической стороны появляется слабость, разбитость, истощение. Человек становится раздражительным, вспыльчивым, склонным к отчуждению от остальных и зацикленным на себе, скрытным и подозрительным. Эта страсть оказывает негативное воздействие на разные стороны жизни человека. Как бороться с этой страстью? Исцеление от страсти требует от зависимого конкретных усилий в 3х областях: духовной, душевной и телесной. Подробнее о каждом из них см. малакия .

http://azbyka.ru/onanizm

ЦВ 1-2 (350-351) январь 2007 /  24 января 2007 г. Статистические данные из доклада Святейшего Патриарха Алексия на Московском епархиальном собрании В настоящее время в Русской Православной Церкви 136 епархий. Число архиереев на сегодняшний день — 171, из них 131 епархиальных, 40 викарных, не считая 13 находящихся на покое. Действует 713 монастырей, в том числе в России — 208 мужских и 235 женских обителей, на Украине — 89 мужских и 84 женских, в странах СНГ и Прибалтике — 38 мужских и 54 женских, в зарубежных странах — 2 мужских и 3 женских. Общее число приходов Русской Православной Церкви — 27 393. Общее количество духовенства — 29 450 человек. В Патриаршем ведении находятся 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужских и 4 женских обители в Москве, имеющие 16 монастырских подворий (с 64 храмами). Действуют 7 подворий Поместных Православных Церквей с 9 храмами. Общее количество храмов и часовен в Москве — 730, в их число входят: 7 Кремлевских соборов, 2 кафедральных собора, 5 храмов при Синодальных учреждениях, 298 приходских храмов, 118 Патриарших подворий, 64 монастырских подворья, 68 монастырских храмов, 9 крестильных храмов, 69 часовен, 90 строящихся храмов и часовен. Богослужение совершается в 590 храмах и часовнях, 129 храмов являются домовыми. Не возобновлено богослужение в 17 храмах. Не освобождены прежними арендаторами 33 храма. На приходах Москвы совершают служение 820 священников и 297 диаконов, всего — 1117 клириков. В монастырях совершает служение монастырское духовенство — 400 священников и 185 диаконов, всего — 585 клириков. Кроме того, имеются клирики, состоящие за штатом: 36 священников и 20 диаконов, всего — 56 клириков. Запрещены в служении 18 священников и 6 диаконов, всего — 24 человека. Общее количество духовенства в Москве — 1273 священника и 510 диаконов, всего — 1783 клирика, в том числе 17 клириков находятся в заграничной командировке. На конец 2006 года Русская Православная Церковь имеет 5 духовных академий, 2 православных университета, 2 богословских института, 37 духовных семинарий, 38 духовных училищ и в одной епархии — пастырские курсы.

http://e-vestnik.ru/analytics/statistich...

В данном тексте будет предпринята попытка привести некоторые замечательные и в высшей степени достойные внимания святоотеческие позиции и ответы на актуальные церковные вопросы, такие, как общение и отлучение от общения, важность поминовения, поминовение еретиков и его последствия, икономия и 15-е Священное правило Двукратного Собора. В качестве основного источника мы используем греческий архив Лионской унии «Archives de l’orient chretien 16, Dossier Grec de l’union de Lyon (1273–1277) par V. Laurent et J. Darrouzes, Institut Français d’etudes Byzantines, Paris 1976» и, в особенности, послание святогорских отцов латиномыслящим императору Михаилу VIII Палеологу и Патриарху Иоанну XI Векку. 1. Исторические рамки В 1261-м году, после почти шестидесятилетнего рабства, Константинополь освободился от крестоносцев. Император Михаил VIII Палеолог, чтобы избежать нового похода крестоносцев на Ромейскую империю, хотел заручиться благоволением и дружбой Папы Григория Х. В качестве залога, который должен был быть отдан на заклание на папском алтаре, естественно, было Православие, которое должно было подчиниться папизму, признавая ересь «Filioque», папскую власть и главенство над всей Церковью, опресноки во время Божественной литургии и все, чего пожелают Папы. Император, чтобы добиться этой своей цели, должен был иметь соратника и единомышленника в лице Патриарха. Патриархом тогда был Иосиф, человек глубоко православный, противник порочного и ложного союза Православия с папизмом, сторонник доброго и истинного единения. В 1274-м году во французском Лионе прошел лжесобор (XIV Вселенский Собор папизма), на который император послал делегацию без согласования с Патриархом. Православные делегаты признали псевдосоюз с Папой. Затем император, чтобы упрочить лжесоюз, начал ссылать и мучить православных разными способами. Явные и скрытые исповедники веры ужасно пострадали, потому что они не признавали три пункта, а именно: папский примат, экклит и поминовение Папы в порядке поминовения православных Патриархов.

http://pravoslavie.ru/129039.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010