Николаев. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Старокупеческая церковь Карта и ближайшие объекты В 1799 году была заложена, а в 1800 году была построена однопрестольная каменная церковь во имя Рождества Богородицы за счет пожертвований российских купцов, поэтому ее еще называли «Старокупеческая». Строителем церкви был протоиерей Карп Павловский (1771-1832). Общая высота храма 38 метров. Храм имеет мощные стены из тесаного камня-ракушняка. Колонны изначально были позолочены. В 1828 году к главному в честь Рождества Пресвятой Богородицы приделу были достроены еще два придела. Левый был освящен в честь святых царей Константина и Елены, а правый - в честь святителя Митрофана епископа Воронежского. В этом же году церковь получила статус Собора. В 1835 году, когда возник вопрос о названии улицы, на которой находится Собор, Г.Г. Автономов предоставил на утверждение адмиралу М.П. Лазареву проект, в котором эта улица получила название Рождественской в честь Собора Рождественско-Богородичного. При соборе было учреждено в 1874году церковно-приходское попечительство, почетным членом которого в начале 20века состоял настоятель Кронштадтского собора протоиерей Иоанн Сергиев (ныне – прославленный святой праведный Иоанн Кронштадтский). Расположен храм в исторической части Николаева, т.н. «Городовой», на перекрестке ул. Рождественской (Лягина) и Купеческой (Потемкинской). Когда в 1922 г. происходило изъятие церковных ценностей в фонд помощи голодающим община собора сдала 172 кг. серебра. 31 января 1930 года власти сняли колокола весом 10,2 тонн цветного металла, а 8 ноября 1936 года собор был закрыт. В довоенное время здание собора использовали как гарнизонный Дом Красной Армии и Флота, после войны оно получило название «Дом офицеров». В начале 90-х гг. собор передан Украинской Православной Церкви МП и с тех пор полюбился многим горожанам. В нем находятся мощи священномученика Сергия пострадавшего за веру, а также частица мощей св. прав. Феодора Ушакова. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (ранее называемая «Старокупеческая Рождества Пресвятой Богородицы» церковь) - одно из старинных сооружений г. Николаева. Он расположен в центре исторической части города (тогда «Городовой») на перекрестке улиц Лягина (Рождественской) и Потемкинской(Купеческой). В XIX веке это был купеческий район, где размещались склады и магазины, а также купеческие особняки. Церковь была построена по желанию и с помощью николаевского купечества.

http://sobory.ru/article/?object=09919

Тамбов. Церковь Рождества Христова (новая). Карта и ближайшие объекты Казанская часовня на Базарной площади, 1874-1875 гг. Часовня Богородице. Была построена в 1875 г. на Базарной площади недалеко от Христорождественского собора. Разрушена в годы Советской власти (1930-е гг.). http://ok.ru/tmbvedom/topic/66406677031714 В центральной части города Тамбова начато возрождение храма в честь Рождества Христово, который до революции 1917 года располагался на Центральном рынке областного центра. Первым шагом к восстановлению Христорождественского храма стало обустройство на месте строительства временного деревянного храма. 28 декабря 2015 года митрополитом Тамбовским и Рассказовским Феодосием был совершен чин освящения куполов и крестов храма. 7 января 2016 года в день Рождества Христова (престольный праздник) в Христорождественском храме по ул. Красная/Пятницкая города Тамбова было совершено первое богослужение. Чин молебна совершил ответственный за строительство храма священник Александр Неплюев. Дореволюционный Христорождественский собор города Тамбова был построен на средства потомственных почетных граждан города Тамбова: братьев Ашурковых, А.М. Носова и В.М. Аносова и освящен в 1873 году. Храм имел три придела: центральный в честь Рождества Христова, правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый – преподобного Иоанна Лествичника. Собор в честь Рождества Христова являлся основной достопримечательностью города Тамбова середины XIX века. История собора началась с 1836 года, когда Тамбовский почетный гражданин купец I гильдии И.А. Суворов завещал своим душеприказчикам построить храм на базарной площади. С момента основания до момента освящения собора прошло 14 лет. В 1873 году последовало торжественное освящение всех трех приделов храма. Собор стал близкой копией Благовещенского храма конногвардейского полка в Петербурге. Через год после возведения храма представители городской думы обратились с ходатайством в Священный Синод о присвоении храму статуса городского собора, хотя никаких оснований для этого не было. Однако принимая во внимания усердие благотворителей и горожан, их обязательства построить в городе новый храм, Священный Синод счел возможным в 1876 году переименовать храм в Христорождественский городской собор.

http://sobory.ru/article/?object=39256

Солигалич. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Рождественский собор строился 150 лет - с конца XVII по XIX вв. Ныне в нём постоянно закрытый городской музей. Богородицерождественская соборная церковь, каменная, с каменной коло­кольней. Построена до верхних сводов по повелению и на средства царицы Марьи Ильиничны в 1668 г. к окончанию же приведена на пожертвования благотворителей в 1801 г. Кладбища при церкви нет: умершие погребаются на общем городском кладбище с особой церковью, службы в которой исполняет соборный причт. Престолов 4: а) главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы (летний); б) в честь Рождества Христова (зимний); в) в честь Покрова Пресвятой Богородицы (внизу под зимним приделом) и г) во имя пр. Авраамия Городецкого (под колокольней). Досто­примечательности церкви: серебряный, вызолоченный, с драгоценными камнями и частями св. мощей напрестольный крест, присланный в 1686 г. царём Феодором Алексеевичем, в память по матери своей царице Марьи Ильиничны; особо чтимая Казанская икона Божией Матери, по преданию, сооруженная вскоре после чудеснаго явления сей иконы в Казани. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии, 1911 г. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Солигаличе строился в два захода с большим временным промежутком. Начало зданию было положено в 60-е годы XVII века, и лишь через сто с лишним лет строительство довели до конца. Имена зодчих собора неизвестны, только об артели второго этапа строительства можно сказать, что она была, предположительно, из Устюга. Однако есть веские основания считать, что собор достраивали жители Тотьмы. Начало строительства ныне существующего здания собора было положено около 1668 года " усердием " царицы Марии Ильиничны, происходившей из аристократического рода Милославских. В 1660-е годы в Солигаличе основывается женский Богородице-Рождественский монастырь. Покровительство ему оказывает царица Мария Ильинична, проведшая часть своего детства под Солигаличем в усадьбе Корцово. Государыня жертвует обители приличные суммы, что даёт возможность монастырской администарции начать возведение каменного собора. После смерти царицы никаких средств на строительство храма из царской казны больше не поступало и строительство осталось незавершённым. За короткое время успели построить только нижнюю часть храма и шатровую колокольню. В 1694 году во втором ярусе колокольни был устроен придел в честь Авраамия Городецкого. В 1764 году, в связи со знаменитой екатерининской секуляризационной реформой, Рождественский монастырь был упразднён, его недостроенный храм обращён в приходской, и вскоре он стал городским собором. Только в 1792 году строительство Богородице-Рождественского собора было возобновлено, по одной версии, по инициативе и на вклады Ф.И. Нащокина, по другой - губернского архитектора Метлина.

http://sobory.ru/article/?object=00161

26-е Собор Пресвятой Богородицы Прав. Церковь , после торжества в честь великих священных событий с хвалебными и благодарственными песнями своими, обращаясь к избраннейшим орудиям Промысла, через которые празднуемые события совершились, на другой день после праздника Рождества Христова собирается восхвалять Богоматерь. «Приидите, взывает св. Церковь в этот день, воспоим Матерь Спасову, по рождестве паки явльшуюся Деву». Это собрание верующих в наутрие праздника Рождества Христова для прославления и благодарения Богородицы, родшей Спасителя, названо собором Пресвятой Богородицы. Установление сего собора относится к древним временам Христианской Церкви. В день этого Собора в IV веке отцы Церкви говорили уже поучения; к таковым принадлежит слово Епифания Кипрского , собеседника Иоанна Златоустог о и умершего в 402 лето по Р. X. Об этом слове упоминается в церковной службе собора в честь Пресв. Богородицы, где говорится: «и чтём слово Епифания Кипрского , похвалу Пресв. Богородицы». Также св. Амвросий Медиоланский и блаж. Августин в своих поучениях на праздник Р. X. соединяли хвалу родшемуся Богочеловеку с хвалой родшей Деве. Указание на празднование Богородице по Рождестве Христове можно также находить в 79 правиле 6 Вселенского Собора, бывшего в 691 году. В этом правиле говорится: «Божественное от Девы рождение, яко бессеменно бывшее, исповедуя безболезненным и сие всему стаду проповедуя, подвергаем исправлению творящих, по неведению, что-либо недолжное. Понеже убо некие, по дне св. Рождества Христова Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение и друг другу передающими, якобы в честь болезней рождения всенепорочные Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего такого. Ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово, аще ее неизреченное рождение определяют и представляют, по примеру обыкновенного и нам свойственного рождения». Это обыкновение произошло из древнего лжеучения, которое впоследствии распространял Несторий, называя Богоматерь не Богородицей, а Христородицей. Св. Давида Богоотца, пророка и царя Иудейского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Собор Рождества Христова (Новокузнецк) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Рождества Христова — крупнейший собор Кузбасской митрополии Русской православной церкви. Высота храма 52 м. Находится в Орджоникидзевском районе Новокузнецка. Собор построен как мемориал в честь Рождества Христова, возведён в память о 67 шахтёрах, погибших 2 декабря 1997 года на шахте «Зыряновская». Также собор служит студенческим храмом при Кузбасской православной духовной семинарии. При соборе действует гостиница. Содержание История [ править править код ] Строительство Собора в честь Рождества Христова при Новокузнецкой Православной Духовной Семинарии в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка началось с лета 2000 года в память о 67 горняках, погибших 2 декабря 1997 года на шахте «Зыряновская». Однако, закладной камень был освящен и установлен еще 4 июля 1998 года. Текст памятной доски на северной стене Собора гласит: «Храм Рождества Христова в городе Новокузнецке Милостию Божией, по инициативе Губернатора Кемеровской области А. Тулеева и по Благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Софрония, первого управляющего Кемеровской и Новокузнецкой епархией, возведен в Память обо всех погибших шахтерах Кузбасса. Строительство было начато в 2000 году в Орджоникидзевском районе в связи с тем, что здесь 2 декабря 1997 года на шахте „Зыряновская“ погибли 67 горняков. Финансовые трудности не давали возможности быстро завершить работы. Но люди молились и верили, что Господь не оставит это Святое Дело. В 2008 году, по совместному решению Губернатора А. Тулеева и управляющего Кемеровской епархией епископа Аристарха, строительство возобновилось. Деньги на храм собирали поистине всем миром. Огромное желание, финансовая поддержка угольных компаний, подвижнический человеческий труд позволили завершить строительство. 23 августа 2012 года, в канун Дня шахтера, митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх совместно с духовенством области совершил благодарственный молебен по окончании строительства, и в храме начались богослужения. Да поддержит Господь силы родственников погибших шахтеров, дарует Радость Воскресения и ниспошлет Благополучие Земле Кузнецкой и всем её жителям!»

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Рождеств...

Путь созидания Христорождественский монастырь. Фото начала XX в. Вот уже более 1000 лет, с 988 года, Русская земля освящена православной верой. И издревле центрами духовности, школами благочестия, средоточием подвижничества были монастыри. Много монастырей и на древней Тверской земле. Один из них – Христорождественский женский. Монастырь был основан на рубеже XIV–XV веков по благословению святителя Арсения, епископа Тверского. Обитель расположена в двух километрах от центра г. Твери, на берегу реки Тьмаки. О том, как текла жизнь в обители в XV веке, сведений не сохранилось, но известно, что к 1513 году она уже вполне благоустроена. К сожалению, первоначальный свой облик монастырь утратил: в Смутное время обитель была разграблена и предана огню. Но Всемилостивый Господь не оставляет чад Своих, и жизнь в монастыре постепенно возродилась. В 1614 году был восстановлен деревянный храм в честь Рождества Христова, в 1646 году построена деревянная церковь с двумя престолами – во имя Алексия, человека Божия, и во имя святителя и чудотворца Николая. В 1763 году стараниями игумении Маргариты было получено благословение и начато строительство уже каменного собора в честь Рождества Христова с приделами во имя Алексия, человека Божия, и в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а также с колокольней. Главный престол был освящен в 1775 году, боковые – в 1779 году. Монастырь процветал, и строительство продолжалось. В 1805 году освящена надвратная церковь во имя Спаса Нерукотворного, а в 1810 году было решено перестроить главный собор монастыря, так как он уже не вмещал всех богомольцев. Строительство шло успешно, и храм был уже закончен, как вдруг 19 сентября 1811 года неожиданно рухнул. Нелегко было из развалин прежней строить новую церковь, но все же в 1820 году строительство было завершено, и собор в стиле зрелого классицизма по проекту К.И. Росси, ставший центром монастырского ансамбля, освящен. В нем три придела: главный в честь Рождества Христова, правый – в честь Тихвинской иконы Божией Матери и левый – во имя Алексия, человека Божия.

http://pravoslavie.ru/4342.html

Ульяновск. Собор Вознесения Господня (старый). Старый Вознесенский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Вознесения Господня Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1901 и 1906. Трапезная (1850-е) и колокольня (нач. 19 в.) остались от прежнего собора (1729-1730), главным объём которого в нач. 20 в. был полностью перестроен. Год утраты:1935 (снесён) Архитектор:Н.А. Розетти (перестройка основного объёма в нач. 20 в.) Адрес: Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск, перекресток ул. Гончарова и ул. Ленина Координаты: 54.314653, 48.395465 Изменить описание объекта Современная реконструкция - новый собор Вознесения Господня Карта и ближайшие объекты Спасо-Вознесенский собор был построен как однопрестольная церковь в честь Вознесения Господня в 1769 году. После пристройки к церкви придела Воскресения Христова в 1824 году указом Святейшего Синода она в 1844 году была возведена на степень собора. Всего в соборе в дальнейшем было устроено шесть приделов - три в верхней, холодной церкви, и три в нижней зимней. Прихожанином собора был почитаемый в Симбирске Блаженный Андрей. Одной из достопримечательностей собора были помещавшиеся в верхнем ярусе колокольни башенные часы, подаренные городу его почетным гражданином, бывшим Санкт-Петербургским Губернским предводителем Дворянства графом В.П. Орловым-Давыдовым. О размерах этих часов можно судить по размерам боевой гири и ее весе в 25 пудов. Источник: сайт  Симбирской Митрополии Вознесенский собор до 1844 г. был приходским храмом. Первоначально Вознесенская церковь была построена около половины XVII в. деревянною, однопрестольною; в 1694 г. она построена во второй раз, опять деревянною, одноэтажною, но двухпрестольною; в 1729-30 гг. она построена в 3-й раз каменною, двухэтажною, трехпрестольною. В 1825 г. в верхней холодной церкви построен новый придел, в 1849-51 гг. храм был расширен пристройкой с западной стороны, между трапезой и колокольней; в 1852-54 гг. в этом пристрое устроены два придела в нижнем этаже, а в 1857-58 гг. два придела в верхнем этаже: храм стал шестипрестольным, а именно: в верхнем этаже: главный престол в честь Вознесенья Господня, в правом трапезном приделе – в честь Воскресения Господня и в левом – во имя св. великомученика Иоанна воина; в нижнем этаже: главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в правом трапезном приделе - в честь чудотворной иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радости» и в левом – во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=24344

О строении церквей I. В С.-Петербурге 1) На Адмиралтейской стороне, вместо полотняной Николаевской церкви, существовавшей с 1732 года в светлицах при морском полковом дворе, построена в 1743 году, особым зданием, деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая у Крюкова канала против плаца нынешнего морского Богоявленского собора. 2) Построенная в Ямской слободе в 1730 году, купленная и перевезенная с Охты, уже не новая церковь в честь Рождества Предтечи с приделом Святого Николая Чудотворца, в десять лет совсем обветшала кровлей и стенами. В феврале 1740 года священнослужители, прихожане и вкладчики просили и получили 9-го июня позволение от Святейшего Синода и от комиссии о строении города строить каменную церковь на месте ветхой деревянной пред алтарем – уже с тремя престолами: главный – в честь Воздвижения креста Господня, понеже с таковым наименованием святые церкви при С.-Петербурге не обретается, а придельные – в честь Рождества Предтечи и Святого Николая Чудотворца. Определенный в Ямской части архитектор Шумахер смотрел за работами. В июне 1849 года она вполне готова была к освящению, а когда именно освящена, об этом в настоящее время сведений не имеем. 3) Церковь преподобного Сергия Радонежского, построенная на месте сгоревшей из дерева в 1738 году на скорую руку, успела прийти в ветхость. Священнослужители с прихожанами, через посредство канцелярии главной артиллерии и фортификации, по прошению, получили 18-го февраля 1743 г. от преосвященного Никодима разрешение построить каменную церковь во имя Святого Сергия с приделом Святого Николая Чудотворца. 24 сентября 1746 г. главный престол и церковь были освящены преосвященным Феодосием, преемником епископа Никодима, а придел освящен 4-го октября ключарем Петропавловского собора Василием Стефановым. 4) При Конюшенном дворе своей церкви не было, но священники имелись. А церковь Нерукотворного Образа со священником Андреем Михайловым еще в 1740–1741 годах существовала. Но отчего она закрыта неизвестно. Священникам же дано было разрешение совершать богослужение в приделе церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Невской перспективе (что теперь Казанский собор) для служащих при Конюшенном дворе и отправлять у них всякие мирские требы, не касаясь Рождественского прихода. Когда императрица Елисавета Петровна выехала в Москву на коронацию и при конюшнях осталось самое малое число служителей, то священника Феодора Афанасьева перевели в Ропшу на прежнее ее место, а исправлять требы у служащих Конюшенного двора 16-го июля 1742 года предписано рождественскому клиру. В 1744 году в ставленнических делах опять упоминается Конюшенная церковь в честь Нерукотворного Образа и при ней свой причт.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Липецк. Кафедральный собор Рождества Христова. Рождественский собор Карта и ближайшие объекты Христорождественский кафедральный собор — православный храм, расположенный на центральной площади города Липецка — Соборной. Архитектор — Томмазо Адолини. Строительство храма было завершено в 1842 году. Собор построен по указу императрицы Екатерины Алексеевны, благословению Святейшего синода и преосвященного Иннокентия, епископа Воронежского. Согласно традиционной точке зрения, строительство каменной соборной церкви Рождества Христова началось в 1791 году. Возведение храмовой части Христорождественского собора в основном было завершено к 1803 году, но освятить построенный храм удалось не сразу: произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, сильно пострадал и основной объём здания. К 1805 году соборная церковь была вновь открыта усердием многих благотворителей, а 20 июня 1805 года освящён первый престол нового храма — во имя святого Николая Чудотворца. Главный соборный престол в честь Рождества Христова освятили 25 мая 1807 года. Именно с этого времени к Христорождественскому храму от Вознесенской церкви, который стоял на нынешней Театральной площади, переходит функция соборного храма Липецка. Третий престол в храмовой части (правый, в южном приделе) был освящён в 1816 году. В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле. Строительство её было начато в 1825 году, а завершено в 1835 году. В начале XX века на колокольне Христорождественского собора насчитывалось восемь колоколов. Самый крупный, весивший 489 пудов и отлитый в 1859 году, был перелит в 1900 году. После сооружения колокольни наступил довольно длительный перерыв в строительстве собора. И только когда разные по высоте и массе объёмы колокольни и храмовой части стабилизировались, была начата постройка трапезной. Каменная трапезная была пристроена в 1840—1842 годах, руководил работами протоиерей Андрей Иванович Калугин. Два престола в трапезной церкви были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в 1841 году (левый) и Воздвижения Животворящего Креста Господня в 1842 году (правый). Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма Липецка. В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности.

http://sobory.ru/article/?object=00983

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ († 21.09.1681, Москва), митр. Рязанский и Муромский. И. был родом из Новгородских земель, возможно, из Новгорода, где во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. на его средства строились храмы. 25 сент. 1676 г. Новгородский митр. Корнилий освятил придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, «что у Василия Кесарийскаго в Новгороде» - «строение Иосифа, митрополита Рязанского». 30 сент. в этом храме митр. Корнилий служил заупокойную литургию по родителям И., «а служивших с ним кормил в доме Премудрости Божией» ( Иероним. 1889. С. 97). В 1678 г. в Новгороде, на Софийской стороне, «в земляном городе», началось строительство на средства И. каменной ц. во имя свт. Николая Чудотворца, в сент. 1679 г. храм был освящен митр. Корнилием. В Переяславле Рязанском (ныне Рязань), в рязанском в честь Преображения Господня монастыре в кремле И. освятил 17 июля 1679 г. каменную надвратную ц. во имя прп. Варлаама Хутынского - одного из самых почитаемых Новгородских святых (храм разрушился в 1692 вслед. падения 1-го здания летнего Успенского собора). В 1653-1656 гг. И. в сане архимандрита возглавлял тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , являлся благочинным Тихвинской десятины. В мае 1660 г. стал игуменом Деревяницкого в честь Воскресения Христова монастыря . С 20 окт. 1661 по 1664 г. вновь управлял Тихвинским мон-рем, с 22 дек. 1664 по 1674 г. архимандрит Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря . Участвовал в Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , осудившем патриарха Никона . По повелению царя Алексея Михайловича И. в дек. 1666 г. из Москвы сопровождал часть пути бывш. патриарха, сосланного в Ферапонтов Белозерский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь , снабдил его теплой одеждой и едой. Через нек-рое время царь послал И. в Ферапонтов мон-рь для надзора за Никоном. Там, согласно доносам, новоспасский архимандрит попал под влияние Никона, называл его патриархом и поминал на ектениях, недоброжелательно отзывался о новом патриархе Московском и всея Руси Иоасафе II . Однако в нояб. 1668 г. И. послал донос царю на Никона, в к-ром писал, что Никон принимал у себя донских казаков, обещавших ему вернуть Патриаршество. И. по его просьбе был возвращен в Москву.

http://pravenc.ru/text/578477.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010