Аще бо и суть глаголемии бози мнози, или на небеси, или на земли: якоже суть бози, и господие мнози; но нам един Бог Отец, из Него же вся, и мы у Него (1 Кор 8, 4–6; сн. Рим 3, 29–30: Еф 4, 6 и др.).   II. Npeдcmabumeлu древне-Вселенской Церкви, побуждаемые заблуждениями многобожия и двубожия, имели нужду защищать истину единства Божия и посредством рассудочных соображений. Опровергая ложные учения, они, с одной стороны, представляли положительные доказательства того, что истинный Бог должен быть мыслим единым, а с другой, — подвергали разбору противные этому догмату учения — многобожие и двубожие, показывая внутреннюю их несостоятельность. Истинный Бог должен быть представляем единым. Это открывается, объясняли древние учителя, прежде всего из самого понятия ο Боге. Бог есть существо всесовершеннейшее, а с понятием высочайшего совершенства неразлучно понятие единства. — Бог есть существо беспредельное и всенаполняющее Собою, a такое существо возможно одно. ( Ириней. Прот. ерес. II, 1; Тертул. Прот. Марк. 1–3; Дамаскин. Точн. изл. в. I, 5). К тому же заключению приводит и наблюдение над миром. Мир один; в жизни его усматривается постоянный порядок и гармония; все направляется в нем к определенной цели. Творение такого мира и управление им может быть действием ума только единого. Если бы творение и промышление было делом многих, то в случае несогласного их действия произошел бы беспорядок, a согласию в них быть нельзя. «Многоначалие есть безначалие», говорит св. Афанасий (Сл. на язычн. 35–39). Подвергая разбору самые учения язычников ο бытии многих или только двух богов — доброго и злого, отцы и учители церкви разъясняли следующее. Языческое многобожие есть одно преступное отступление от древней всеобщей веры в единого Бога, явившееся плодом и нравственной испорченности людей, и так суеверно и нелепо, что сами же языческие писатели, поэты и философы подвергают его осмеянию, исповедуя в то же время единство Божие (утверждение апологетов, также Климента Ал. в Стром. V, 14, Августина — Ο граде Бож.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Аще бо и суть глаголемии бози мнози, или на небеси, или на земли: якоже суть бози, и господие мнози; но нам един Бог Отец, из Него же вся, и мы у Него ( 1Кор.8:4–6 ; сн. Рим.3:29–30 : Еф 4, 6 и др.). II. Представители древне-Вселенской Церкви, побуждаемые заблуждениями многобожия и двубожия, имели нужду защищать истину единства Божия и посредством рассудочных соображений. Опровергая ложные учения, они, с одной стороны, представляли положительные доказательства того, что истинный Бог должен быть мыслим единым, а с другой, – подвергали разбору противные этому догмату учения – многобожие и двубожие, показывая внутреннюю их несостоятельность. Истинный Бог должен быть представляем единым. Это открывается, объясняли древние учителя, прежде всего из самого понятия о Боге. Бог есть существо всесовершеннейшее, а с понятием высочайшего совершенства неразлучно понятие единства. – Бог есть существо беспредельное и всенаполняющее Собою, a такое существо возможно одно. (Ириней. Прот. ерес. II, 1; Тертул. Прот. Марк. 1–3 ; Дамаскин. Точн. изл. в. I, 5). К тому же заключению приводит и наблюдение над миром. Мир один; в жизни его усматривается постоянный порядок и гармония; все направляется в нем к определенной цели. Творение такого мира и управление им может быть действием ума только единого. Если бы творение и промышление было делом многих, то в случае несогласного их действия произошел бы беспорядок, a согласию в них быть нельзя. «Многоначалие есть безначалие», говорит св. Афанасий (Сл. на язычн. 35–39). Подвергая разбору самые учения язычников о бытии многих или только двух богов – доброго и злого, отцы и учители церкви разъясняли следующее. Языческое многобожие есть одно преступное отступление от древней всеобщей веры в единого Бога, явившееся плодом невежественности и нравственной испорченности людей, и так суеверно и нелепо, что сами же языческие писатели, поэты и философы подвергают его осмеянию, исповедуя в то же время единство Божие (утверждение апологетов, также Климента Ал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Подобным образом Премудрый свидетельствует: Все соделал Он прекрасным в свое время ( Еккл.3:11 ; сн. Прем.11:25 ; Сир.39:21 ), и что Бог веселился по сотворении вселенной: веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими ( Притч.8:31 ). Даже о мире в настоящем его состоянии апостол учит: всякое создание Божие хорошо ( 1Тим.4:4 ). По свидетельству того же апостола, мир от начала создании своего никогда не переставал являть в себе, как в зеркале, невидимое Божие, Его вечную силу и Божество, так что безответны те которые не познают чрез мир Бога. ( Рим.1:20 ). Сам Иегова отсылает Иова к зверям и земле, как вестникам совершенств Божиих ( Иов.12:7–9 ). Псалмопевец изображает мир, как чудный и величественный орган откровения славы ( Пс.18:2 ), премудрости (103:24) и благости Божией (144:9), и вследствие такого отображения в мире совершенств Божиих указывает на него, как на лучшее для людей училище истинного боговедения и богопочтения ( Пс.85:8–10; 91:1–6 ; сн. Ис.40:26 ). Но с другой стороны в откровении нет той мысли, чтобы настоящий мир был наилучший из возможных миров, как только Бог мог создать. Напротив, оно учит, что нынешние небо и земля прейдут ( Мф.24:35 ; сн. 2Пет.3:10, 12 ), что будут ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда ( 2Пет.3:13 ; сн. Рим.8:20–21 ), т. е. лучший и совершеннейший настоящего мир. Созданный ради славы Божий, мир создан и для блаженства тварей. Творец, по изображениям священных писателей, действительно каждой твари дал возможную для нее полноту жизни, совершенств, благосостояния. Отец милосердия и Бог всякого утешения ( 2Кор.1:3 ) дает нам все обильно для наслаждения ( 1Тим.6:17 ). Псалмопевец с восторгом воспевает благость Божию, благословляющую плодородие земли ( Пс.64:10–14 ). Восхищенный явлением благости Божией в мире, он исповедует: Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его ( Пс.144:9 ). Даже по отношению к самым малым и ничтожным тварям Бог явил в устроении мира Своего попечительную любовь о их жизни и нуждах ( Мф.10:29; 6:26 ; Прем.11:25–27 ; Пс.144:15–16 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

а) Промысл Божий обнимает всю вселенную и нашу землю со всеми ее силами и законами, — весь строй и порядок мировой жизни. Откровение учит, что Бог, как Творец, есть Господь неба и земли (Мф 11, 25), верховный Царь и Владыка вселенной. В руце Божией еси концы земли и высоты гор Того суть (Пс 94, 3–4; сн. 92, 1; 95, 10). Поэтому все во вселенной совершается по определениям воли Божией, как воли ее верховного Царя и Владыки. Тебе, Господи, величество и сила, — исповедует царь Давид, — яко Ты всеми, яже на небеси и на земли, владычествуеши… Ты над всеми начальстеуеши, Господи, начало всякого начала, и в руку Твоею крепость и власть, в руку Твоею милость, Вседержителю, возвеличити и укрепити вся (1 Пар 29, 11–12). Он творит все, угодное Ему на небеси и на земли, в морях и во всех безднах (Пс 134, 6; ср. 113, 11–12). Отсюда, — происходящие в мире явления и вообще весь целесообразный строй мировой жизни не есть необходимое и неизбежное следствие самодействующих стихийных сил природы, но действие управляющего ими при посредстве установленных законов промысла Божия. Бог, по свидетельству Писания, солнце Свое сияет…, и дождить на праведныя и на неправедныя (Мф 5, 45), сено сельное, суще днесь… одевает (6, 30), указывает путь для молнии громоносной (Иов 28, 26; 38, 25, 35), изводит ветры от сокровищ своих (Пс 134, 7) и пр. Частнее, все явления и перемены в мире вещественном сообразованы с путями промысла ο человеке, — служат целям нравственного мироправления Божия. Поэтому не случайно происходят в мире те или другие стихийные бедствия. Огонь и и град, снег, голоть, дух бурен творят слово Его (Пс 148, 8; сн. Сир 39, 36). Он творит ангелы Своя духи (ветры) и слуги Своя пламень огненный (Пс 103, 4). Господь одожди на Содом и Гоморр жупел (серу) и огнь от Господа с небесе, которыми были истреблены эти города (Быт 19, 4–25). В зависимости от целей нравственного мироправления Божия поставляются в Писании не только частные и местные перемены, но и перемены в состоянии всего мира вещественного, как происшедшие (проклятие земли за грех человека и всемирный потоп — Быт 3 и 7 гл.), так и имеющие произойти (при открытии царства славы — Рим 8, 19–22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   А именно; 1) Из книги Иисуса Навина: 1, 5, сн. Евр. 13:5. 2) Судей; 2, 16, сн. Матф. 2:23 и Деян. 13:20. 3) 1-й и 2-й книги Царств: 1 Цар. 8:5; 13, 14, сн. Деян. 13:21. 22; 2 Цар. 7:12, сн. Деян. 2:30. 4) 3-й и 4-й Царств: 3 Цар. 17:1 и 7, сн. Иоан. 5:17; 4 Цар. 5, сн. Лук. 4:27. 5) 1-й и 9-й Паралипоменоны 2 Парал. 24, 21. 22, сн. Матф 23:35. 6) Иова: 5, 13, сн. 1 Кор. 3:19; 22, 29, сн. Иак. 4:6. 7) Псалмов: 91, 11. 12, сн. Матф. 4, б; 69, 10, сн. Иоан. 2:17; 61, 10, сн. Деян. 1:16; 116, 11, сн. Рим. 3:4 и проч. 8) Притчей: 1, 16, сн. Рим. 3:15; 25, 21. 23, сн. Рим:12, 20; 9) Песни песней: 8, 6, сн. Иак. 4:5. 10) Пророка Исайи: 7,14, сн. Матф. 1:22; 4, 9, сн. Марк. 1:3; 42, 10, сн. Лук. 3:6 и мн. др. 11) Иеремии: 31, 15, сн. Матф. 2:17; 9, 28, сн. 1 Кор. 1:31; 31, 31, сн, Евр. 8:8 и др. 12) Иезекииля: 34, 31, сн. 1 Петр. 2:25; 34, 17, сн. Матф. 25:32; 37, 26—27, сн. 2 Кор. 6:16 и проч. 13) Даниила: Матф. 24:15; Марк. 12; Лук. 21. 14) Осии: Матф. 2:16; 9, 13; 12, 1; 1 Кор. 2:9. 10; Рим. 9:25 и 27; 1 Кор. 15:54. 55 15) Иоиля: Деян. 2:16-22; Рим. 10:16. 16) Амоса: Деян. 7:42; 15, 15—18. 17) Ионы: Матф. 12:39-42. 18) Михея: 5, 2, сн. Матф. 2:6. 19) Наума: Рим. 10:15. 20) Аввакума: 2, 9, сн. Деян. 13:41; Рим. 1:17; Евр. 10:38. 21) Аггея: 2, 11, сн. Евр. 12:26. 22) Захария: 13, 7, сн. Матф. 16:31; Матф 27:9-10; Марк. 14:27; Иоан. 16:14-15; 19, 37. 23) Малахии: Марк. 1:2; Лук. 7:27; Рим. 9:13 и проч. Только о четырёх ветхозаветных книгах — Екклесиаста, Есфири, Ездры и Неемии, нигде не упоминается в Новом Завете. Но это, без сомнения, лишь потому, что новозаветным писателям не было случая, не пришлось упомянуть о них, а вовсе не потому, якобы этих книг или не было тогда в ветхозаветном каноне, или не признавали за канонические Спаситель и Апостолы: так можно было бы заключать тогда только, когда бы мы знали, что новозаветные писатели, приводя места из ветхозаветных книг, или указывая на них, имели целью подтвердить их каноническую важность; но у них, как очевидно из их писаний, такой цели не было.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Flavii contra Apion. lib. I, §§ 25—35.    См. в Demonstr. Evangel. Гуеция стр. 96 и 100.    Diodor. Sicul. Bibl. lib. I.    См. выше примеч. 322.    Мы привели отнюдь не все места из книг ветхозаветных, указывающих на содержание Пятикнижия: таких мест чрезвычайно много, как можно видеть из параллельных таблиц в Библии.    Вот ещё некоторые места из Пятикнижия Моисеева, упоминаемые в Новом Завете: 1) Из книги Бытия: Матф. 19:4-5; Рим. 9:8; 1 Кор. С, 16; Евр. 4:4. 2) Из книги Исход: Матф. 5:38 сн. Исх. 21:23 и 24; Матф. 15:4 сн. Исх. 20:12; Лук. 2:23. 3) Из книги Левит: Иоан. 2:8 сн. 19, 18; 1 Петр. 1:16 сн. 19, 2; 2 Кор. 6:16, сн. 26, 11—12. 4) Из книги Числа: Иоан. 3:14 сн. 21, 8—9; 2 Петр. 2:16 сн. 22, 28; 1 Кор. 10:9 сн. 21, 5—6. 5) Из книги Второзакония: Матф. 4:7 сн. 6, 16; Иоан. 8:17 сн. 19, 15; Деян. 3:22, сн. 18, 15 и проч.    Сначала это были язычники, переселённые Салманассаром из разных стран Вавилона в грады Самарийские, на место сынов Израилевых, отведённых им в плен в Ассирию (4 Цар. 17:24). Потом они испросили себе от Ассирийского царя одного пленного Израильского священника, чтобы он научил их вере в истинного Бога, которую они, действительно, и приняли, не отставая впрочем, от своих прежних языческих суеверий (-26—31). Вследствие этого, при создании второго храма Иерусалимского, Самаряне уже выдавали себя Иудеям за их единоверцев. Наконец, со времени построения храма Самарийского на горе Гаризине, когда, вслед за Манассией, первым первосвященником при этом храме, переселились в Самарт и многие Иудеи, Самаряне, смешавшись с ними, совсем оставили своё древнее идолопоклонство, забыли своё языческое происхождение и начали постоянно выдавать себя за истых Израильтян блюстителей закона Моисеева во всей его чистоте. Доныне обитая в древнем Сихеме, они со всей строгостью держатся предписаний этого закона, думают приносить истинную службу Богу только на горе Гаризине и ожидают Мессии.    Ныне этот алфавит называется Самарянским, между тем как Пятикнижие собственно Иудеев нынешних, хотя содержит Еврейский текст, написано литерами Халдейскими.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1343 Магсопе А. La politica religiosa: dall’ultima persecuzione alla tolleranza//Storia di Roma. Torino, 1993. Vol. 3, 1. 242s. 1345 О развитии темы сосуществования разных культов в религиозной политике Константина и об апологетическом использовании этого аргумента в эпоху «Известия об алтаре Победы» («Relatio de ara Victoriae») см. выше, сн. 60. (В данном тексте 1279. Корр.) 1347 Gesta Liberii 2, PL 8, 1389: «...a lepra mundatum fuisse per Silvestrum Constantinum»; ср.: Aiello. La fortuna délia notizia geronimiana su Costantino ‘eretico’, cit. (сн. 1). 230s. 1348 L.P. 1, 96 (170 Duchesne): «(Silvester) baptizavit Constantinum Augustum, quem curavit Dominus per baptismo a lepra»; ср.: Loenertz. Actus Sylvestri, cit. (сн. 89). 426; Llewellyn P.A.B. The Roman clergy during the Laurentian schism (498−506): A preliminary analysis//Ancient society. 1977. T. 8. P. 247; Aiello V. 1) Aspetti del mito di Costantino in Occidente, cit. (сн. 3). P. 93; 2) La fortuna della notizia geronimiana su Costantino «eretico», cit. (сн. 1). P. 231 (Vita Felicis, LP 1, 207−211 Duchesne: «Hie declaravit Constantium filium Constantini hereticum et rebaptizatum secundo ad Eusebio Nicomedense...», где Никомидийское крещение снова приписано Констанцию II); Girardet. Die Teilnahme Kaiser Konstantins am Konzil von Nicaea, cit. (сн. 17). 38s.; Geertman H. 1) Documenti, redattori e la formazione del testo del Liber Pontificalis//Atti del Colloquio internazionale II Liber Pontificalis e la storia materiale, Roma, 21−22 febbraio 2002, Mededeelingen van het Nederlands Institut te Rome: Papers of the Netherlands Institute in Rome. 2003. Vol. 60/61. 267 ss.; 2) Le biografie del Liber Pontificalis dal 311 al 535: Testo e commentaire//Ibid. 285 ss.; Carmassi P. La prima redazione del Liber Pontificalis nel quadro delle fonti contemporanee: Osservazioni in margine alia vita di Simmaco//Ibid. 236 ss. (о датировке и смежных вопросах). См. также выше, сн. 116. (В данном тексте 1335. Корр.) 1349 Fragmentum Laurentianum//Monumenta Germanie Historica. Gesta. Pontif. Roman. Berlin, 1898. T. 1. IX rr. S. 12−14; L.P. 1, 170−171 e 187; ср.: Loenertz. Actus Sylvestri, cit. (сн. 89). P. 427. Почитание Сильвестра – один из первых публичных культов в Риме, посвящённых «confessor» («исповеднику веры»), его «dies festus», празднование внесено в чин литургии Льва Великого ; о почитании Сильвестра см.: Coccia E. Il titolo di Equizio e la basilica dei SS. Silvestro e Martino ai Monti//Rivista di Archeologia Cristiana. 1963. T. 39. 237s.; Amore A. Silvestro I//Bibliotheca Sanctorum. 1968. Vol. 2. Col. 1077 −1079. О надписи (titulus) см.: Pietri. Roma Christiana, cit. (сн. 46). T. 1. P. 17−21; T. 2. 1197s.; Serra S. SS. Silvester et Equitius, titulus//Lexicon Topograhicum Urbis Romae. Roma, 1999. Vol. 4. P. 325−328; Lizzi Testa. Senatori, popolo, papi, cit. (сн. 43). 103 ss.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1379 Acta conciliorum oecumenicorum. 12, 1.1056−1060; ср.: P.L. 96,1215−1234, Epistola LVI ad Constantinum et Irenem; Ewig. Das Bild Constantins des Großen, cit. (сн. 3). S. 6; Kazhdan. Constantin imaginaire, cit. (сн. 3). P. 248; Массаггопе. Il papa Adriano I, cit. (сн. 159). 92 ss.; 98; Ladner G. I ritratti dei papi nell‘anmichimà e nel Medioevo. I. Città del Vaticano, 1941. P. 109 (портрет Адриана I в церкви св. Марии Древней (S. Maria Antiqua) включает и изображение св. Сильвестра). 1380 Actus Sylvestri 162−169: «[Augustus dixit] peto utrum hos istos apostolus habet aliqua imago expressos, ut in ipsis lineamentis possim agnoscere hos esse, quo me revelatio docuisset... tunc sanctus Sylvester iussit diacono suo ut imaginem apostolorum exhiberet...»; ср.: De Leo. Ricerche sui falsi medioevali, cit. (сн. 110). P. 165. 1381 Luzzi А. Il ‘dies festus’ di Costantino il Grande e di sua madre Elena nei libri liturgici della Chiesa greca. Costantino il Grande. Dal Antichita all’ Umanesimo, cit. (сн. 3). 585 ss.; Pohlkamp. Textfassungen, cit. (сн. 102). 1130s.; Zanetti U. Costantino nei calendari e sinassari orientali//Costantino il Grande: Dall’ Antichità all’Umanesimo, cit. (сн. 3). 893 ss. 1382 Codex Carolinus. 60//Monumenta Germanie Historica. Epistolae Merovingi et Carolini aevi. T. 1. P. 587; ср.: Maccarrone. Il papa Adriano I, cit. (сн. 159). P. 55. 1383 Libri Carolini (Opus Caroli regis contra synodum). 2, 13//Monumenta Germanie Historica. Concilia, II, Suppl. 1. Hannover, 1998. 259 ss.: «...dicunt beatum Silvestrem (...) apostolorum imagines Constantino imperatori detulisse, cum tamen eas non legatur adorare iussisse». С одной стороны, выяснились случаи неверного перевода текстов с греческого на латынь, а с другой, франкские теологи упорствовали в различении почитания икон и поклонения им; но франкскому королю было выгодно держаться особняком даже от Рима. Ср.: Amaldi G. Alle origini dei poteri temporali dei papi: riferimenti dottrinari, contesti ideologici e pratiche politiche//Storia d’Italia: Annali. Torino, 1986. Vol. 9. P. 47−71; Pohlkamp. Textfassungen, cit. (сн. 102). S. 129; Becher M.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

25 Charl. II, сн. 2). В виду подобных законоположений представители крайних религиозных направлений не являлись полноправными гражданами своей страны. Только с конца в., со времени революции 1688 г. и низвержения династии Стюартов, английское законодательство вступает на путь веротерпимости и исключительное господство англиканской церкви начинает подвергаться постепенным ограничениям. Сперва отменена была супрематическая присяга в смысле обязательного признания церковного главенства короля (Stat. 1 Will. and Магу, сн. 6). Уничтожена была обязательность подписи 39-ти членов веры (Stat. 19 Geoege III, сн. 49); католикам, а затем и протестантским диссентерам, дозволено их богослужение (St. 31 George Ш, сн. 22); последовала отмена испыт. акта (Stat. 9 George IV, сн. 17; 10 George IV, сн 7), после чего и католикам и протестантским диссентерам открыт был свободный доступ к государственной службе и в парламент. Наконец, непринадлежащие к государственной церкви освобождены были от обязательной прежде уплаты налогов в ее пользу (St. 31–32 Vicm. сн. 109) и положен был предел ее исключительному господству в университетах. (St. 34–35 Vicm. сн. 26). – После всего этого, крайние религиозные направления стали наряду с англиканской церковью в качестве совершенно особых и независимых общин; но и во внутренней жизни самой этой церкви никогда не прекращалось некоторое их влияние. Благодаря срединному характеру англиканской церкви и в ее недрах совмещались люди неодинаковых религиозных направлений; это возможно и удобно было в особенности потому, что самые символические книги этой церкви («книга общих молитв» и «члены веры») не отличались строгой определенностью. Составленные в эпоху борьбы двух противоположных воззрений, когда ни одно из них в Англии не одержало решительной победы и не потерпело полного поражения, когда народная масса, хотя и отделившись от Рима, сохраняла верность своим древним верованиям, символические книги англиканства как будто намеренно многое оставляли недосказанным, а о многом говорили в таких общих и неопределенных чертах, что оставляли возможность различных толкований.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

2) Konstantin as koinòs epìskopos: Tradition and Innovation in the Representation of the First Christian Emperor’s Majesty (1961), теперь: Regeneratio imperii, cit. 134 ss.; Calderone. Costantino e il cattolicesimo, cit. (сн. 2). XI–XIII, сн. 4; Farina. L’impero e l’imperatore cristiano, cit. (сн. 2). P. 319, сн. 45. Mazzarino S. La data dell’ Oratio ad sanctorum coetum. Il ius Italicum e la fondazione di Costantinopoli: note sui «discorsi» di Costantino//Antico, tardoantico ed èra costantiniana. I. Bari, 1974. P. 172; De Decker G., Depuis-Masay G. L’épiscopam de l’empereur Constantin//Byzantion. 1980. T. 50. 118 ss.; Girardet Kl. M. Das christliche Priestertum Konstantins des Großen//Chiron. 1980. Bd. 10. S. 569−592; Dagron G. Empereur et prêtre, cit. (сн. 16). P. 370, сн. 24; Consolino F.E., Lizzi Testa R. Le religioni nell’impero tardoantico: persistenze e mutamenti//Storia di Roma. Torino, 1993. Vol. 3, 1. P. 895−974; Cataudella M. Costantino «episkopos» e l’ Oratio ad Sanctorum coetum//Politica retorica e simbolismo del primato: Roma e Costantinopoli, cit. (сн. 48), 267 ss. 1238 Эту формулу см.: Luc. Carol. Moriendum esse 13, CCL 8,293; см.: Hilar. Pict. Contra Constantium. 5; Socrat. Hist. eccl. 2, 34; Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. Roma, 1975. P. 242; Girardet Kl. M. Kaiser Konstantius II. als episcopus episcoporum und das Herrscherbild des christlichen Widerstandes: (Ossius von Corduba und Lucifer von Caralis)//Historia. 1977. Bd. 26. S. 95−128, 106 ss.; Rosen Kl. Ilario di Poitiers e la relazione tra la Chiesa e lo Stato//I Cristiani e l’ Impero nel Ivsecolo, cit. (сн. 12), 63 ss.; Pietri Ch. La politique de Constance II: un premier ‘césaropapisme’ ou l’ imitatio Constantini?//L’Église et l’empire au IV e siècle//Entretien Hardt. Vandoeuvres-Genève, 1989. T. 34. P. 113−178; теперь: Christiana res publica: Éléments d’une enquête sur le christianisme antique. Rome, 1997. Vol. 2. P. 333. (Coll. Ecole franç.; 234); Barnes T.D. Athanasius and Constantius: Theology and Politics in the Constantinian empire. Cambridge (Mass.); London, 1993. P. 149; Lizzi Testa R. The Late Antique Bishop: Image and Realimy//A Companion to Late Antiquity.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010