1, 3; 8, 1), не отложив святаго тела, во образовав его в духовное, в совершенстве единаго Божества. Так и наши тела: сеемыя ныне душевными, имеют востать духовными, сеемыя ныне в тлении, имеют востать в нетлении, сеемыя ныне в смерти, имеют востать в безсмертии (1 Кор. 15. 42. 44. 53). Если же таковы будут наши тела, то насколько преимуществует то святое, неизъяснимое, несравнимое и чистое, с Богом соединенное, наконец единственное и единообразное тело? Об этом свидетельствует апостол, говоря: аще и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем (2 Кор. 5, 16); говоря это Он не отделяет плоти от Божества, но представляет ее как существующую и с Богом соединенную, но существующую уже не по плоти, а по духу святыни из воскресения от мертвых Иисуса Христа Господа нашего (Рим. 1, 4; 8, 1). Его–то Церковь исповедует вместе и Богом, безстрастным и пострадавшим, погребенным и воскресшим, и возшедшим во славе, грядущим судити живым и мертвым, как сказано, воистину, Его же царствию не будет конца (Лук. 1, 33). И тому верует святая сия матерь наша Церковь, как и ей самой истинно проповедано и истинно заповедано было, что все мы умрем и воскреснем с этим телом с этою душею, со всем нашим сосудом, да приимет кийждо яже содела (2 Кор. 5, 10). Что воскресение мертвых, вечное осуждение, царствие небесное, упокоение для праведников, наследие верных и лик общий с ангелами, соблюдшими веру, чистоту, надежду и заповеди Господни, — что все это есть истинно, — это и проповедано и утверждено, и служит предметом веры, потому что одни воскреснут в живот вечный, а другие — в вечное осуждение, согласно написанному в евангелиях (сн. Иоан. 5, 29 и Матф. 25, 46). Что говорит апостол и все Писания, то является истинным, хотя бы неверующими и худо разумеющими и было принимаемо иначе. Для нас же это вера, это честь, это матерь наша Церковь, спасающая верою, поддерживаемая надеждою и совершаемая любовию Христа в исповедании, в таинствах и в очистательной силе крещения, как сказано: шедше крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   вв) деятельность: Отец Мой доныне делает (Иоан. 5:17-19), и когда с подробностью говорит, что Отец послал в мир Сына (Иоан. 6:39; 8:16) и потом Святого Духа (Иоан. 14:26). что Отец любит Сына (Иоан. 3:35; 5:20; 15:9) и мир (Иоан. 3:16; 14:21; 1 Иоан. 4:9-10), открывает людям истину (Матф. 16:17; Евр. 1:1), дает блага просящим у Него (Матф. 7:11; Лук. 11:13; Иоан. 16:23), прощает грехи (Матф. 6:14; Лук. 23:34), спасает (Иоан 12:27), прославляет (Иоан. 17:5) и под.    б) Личность Сына, когда и Сыну, как Отцу, усвояет:    аа) ведение: Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца (Иоан. 10:15; 17:25; Матф. 11:27, Лук. 10:22);    бб) волю: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною (Иоан. 17:24; 10:18; 5:30);    вв) деятельность: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Иоан. 5:17-36; 17:4), и когда говорит с подробностью, что Сын приходил в мир и воплотился для нашего спасения (Иоан. 1:14; Евр. 2:14), а по вознесении своем на небеса ниспослал на землю от Отца иного Утешителя, Святого Духа (Иоан. 16:7; 17:18; 20:21; Лук. 24:49), что Сын любит Отца и мир (Иоан. 10:11; 14:31; 15:9), сообщил людям откровение (Иоан. 1:18; 8:28; 17:6,26), дарует блага просящим (Иоан. 14:13), прощает грехи (Марк. 2:9-10) и под.    в) Личность Святого Духа, когда и Ему, как Отцу и Сыну, приписывает:    аа) ведение: ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11);    бб) волю: ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян. 15:28; 2:4; 1 Кор. 12:11);    вв) деятельность: каждому дается проявление Духа на пользу…; Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12:7,11), и когда говорит с подробностью, что Он свидетельствует о Сыне и прославляет Его (Иоан. 15:26; 16:14), возрождает людей (Иоан. 3:5-8; 1 Петр. 1:3; Тит. 3:5), наставляет их на всякую истину (Иоан. 14:26; 16:13), возвещает будущее (16:13), поставляет пастырей (Деян. 20:28) и под.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

    Flavii contra Apion. lib. I, §§ 25—35.    См. в Demonstr. Evangel. Гуеция стр. 96 и 100.    Diodor. Sicul. Bibl. lib. I.    См. выше примеч. 322.    Мы привели отнюдь не все места из книг ветхозаветных, указывающих на содержание Пятикнижия: таких мест чрезвычайно много, как можно видеть из параллельных таблиц в Библии.    Вот ещё некоторые места из Пятикнижия Моисеева, упоминаемые в Новом Завете: 1) Из книги Бытия: Матф. 19:4-5; Рим. 9:8; 1 Кор. С, 16; Евр. 4:4. 2) Из книги Исход: Матф. 5:38 сн. Исх. 21:23 и 24; Матф. 15:4 сн. Исх. 20:12; Лук. 2:23. 3) Из книги Левит: Иоан. 2:8 сн. 19, 18; 1 Петр. 1:16 сн. 19, 2; 2 Кор. 6:16, сн. 26, 11—12. 4) Из книги Числа: Иоан. 3:14 сн. 21, 8—9; 2 Петр. 2:16 сн. 22, 28; 1 Кор. 10:9 сн. 21, 5—6. 5) Из книги Второзакония: Матф. 4:7 сн. 6, 16; Иоан. 8:17 сн. 19, 15; Деян. 3:22, сн. 18, 15 и проч.    Сначала это были язычники, переселённые Салманассаром из разных стран Вавилона в грады Самарийские, на место сынов Израилевых, отведённых им в плен в Ассирию (4 Цар. 17:24). Потом они испросили себе от Ассирийского царя одного пленного Израильского священника, чтобы он научил их вере в истинного Бога, которую они, действительно, и приняли, не отставая впрочем, от своих прежних языческих суеверий (-26—31). Вследствие этого, при создании второго храма Иерусалимского, Самаряне уже выдавали себя Иудеям за их единоверцев. Наконец, со времени построения храма Самарийского на горе Гаризине, когда, вслед за Манассией, первым первосвященником при этом храме, переселились в Самарт и многие Иудеи, Самаряне, смешавшись с ними, совсем оставили своё древнее идолопоклонство, забыли своё языческое происхождение и начали постоянно выдавать себя за истых Израильтян блюстителей закона Моисеева во всей его чистоте. Доныне обитая в древнем Сихеме, они со всей строгостью держатся предписаний этого закона, думают приносить истинную службу Богу только на горе Гаризине и ожидают Мессии.    Ныне этот алфавит называется Самарянским, между тем как Пятикнижие собственно Иудеев нынешних, хотя содержит Еврейский текст, написано литерами Халдейскими.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

10:38). В частности, Он показывал сыновнюю любовь и покорность своей Матери и мнимому отцу своему Иосифу (Лук. 2:5; Иоан. 19:27), любовь к ближним по крови и знаемым (Иоан. 11:5. 11 и 36; 13, 23), любовь к отечеству (Матф. 15:24; 23, 37; Лук. 19:41), любовь к детям (Матф. 19:13-1.5), любовь к своим ученикам (Матф. 18:1-5 и др.), благость и беспримерную снисходительность к грешникам (Матф. 9:10-13; Лук. 19:10). Самую же крайнюю степень любви своей к людям Он явил на кресте, на который взошёл единственно для спасения их, и где, среди величайших страданий, молился ко Отцу за своих распинателей и врагов (Иоан. 3:16; Лук. 23:34). При таких высочайших совершенствах, Господь Иисус вовсе был чужд даже малейших недостатков. Не только, по свидетельству Его учеников, Он греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех его (1 Петр. 2:22, сн. 1 Иоан. 3:5), сами злейшие враги Его не могли ни в чём обличить Его. Архиереи, старцы и весь сонм искали лжесвидетельства на Иисуса, яко да убиют его, и не обретали (Матф. 26:59); Иуда, коротко знавший жизнь своего Учителя, предал Его, и раскаялся, что предал кровь неповинную (Матф. 27:4). Пилат, внимательно исследовав все клеветы и обвинения Иудеев на Иисуса, сказал в слух самих клеветников: никоеяже обретаю вины в человеце сем (Лук. 23:4); неповинен есмь от крове праведного сего: вы узрите (Матф. 27:24). Такая совершеннейшая святость и безгрешность Господа Иисуса, вовсе несвойственная людям в их настоящем, падшем состоянии (Рим. 5:12), указывает нам в нашем Спасителе более, нежели человека, указывает, поистине, вочеловечившегося Сына Божьего, как Он сам благоволил называть Себя. § 99. Чудеса Иисуса Христа    I. А чудеса Иисуса Христа служат ещё сильнейшим и уже совершенно непререкаемым доказательством этой истины (Иоан. 5:33-36; 10, 37—38). Эти чудеса были чрезвычайно велики и многочисленны и вообще такие, ихже ин никтоже сотвори (Иоан. 15:24). Здесь Он явил Себя -    а) владыкой внешней природы, когда претворил воду в вино (Иоан. 2:1-11); повелевал ветрам и морю, и они повиновались Ему (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1343 Магсопе А. La politica religiosa: dall’ultima persecuzione alla tolleranza//Storia di Roma. Torino, 1993. Vol. 3, 1. 242s. 1345 О развитии темы сосуществования разных культов в религиозной политике Константина и об апологетическом использовании этого аргумента в эпоху «Известия об алтаре Победы» («Relatio de ara Victoriae») см. выше, сн. 60. (В данном тексте 1279. Корр.) 1347 Gesta Liberii 2, PL 8, 1389: «...a lepra mundatum fuisse per Silvestrum Constantinum»; ср.: Aiello. La fortuna délia notizia geronimiana su Costantino ‘eretico’, cit. (сн. 1). 230s. 1348 L.P. 1, 96 (170 Duchesne): «(Silvester) baptizavit Constantinum Augustum, quem curavit Dominus per baptismo a lepra»; ср.: Loenertz. Actus Sylvestri, cit. (сн. 89). 426; Llewellyn P.A.B. The Roman clergy during the Laurentian schism (498−506): A preliminary analysis//Ancient society. 1977. T. 8. P. 247; Aiello V. 1) Aspetti del mito di Costantino in Occidente, cit. (сн. 3). P. 93; 2) La fortuna della notizia geronimiana su Costantino «eretico», cit. (сн. 1). P. 231 (Vita Felicis, LP 1, 207−211 Duchesne: «Hie declaravit Constantium filium Constantini hereticum et rebaptizatum secundo ad Eusebio Nicomedense...», где Никомидийское крещение снова приписано Констанцию II); Girardet. Die Teilnahme Kaiser Konstantins am Konzil von Nicaea, cit. (сн. 17). 38s.; Geertman H. 1) Documenti, redattori e la formazione del testo del Liber Pontificalis//Atti del Colloquio internazionale II Liber Pontificalis e la storia materiale, Roma, 21−22 febbraio 2002, Mededeelingen van het Nederlands Institut te Rome: Papers of the Netherlands Institute in Rome. 2003. Vol. 60/61. 267 ss.; 2) Le biografie del Liber Pontificalis dal 311 al 535: Testo e commentaire//Ibid. 285 ss.; Carmassi P. La prima redazione del Liber Pontificalis nel quadro delle fonti contemporanee: Osservazioni in margine alia vita di Simmaco//Ibid. 236 ss. (о датировке и смежных вопросах). См. также выше, сн. 116. (В данном тексте 1335. Корр.) 1349 Fragmentum Laurentianum//Monumenta Germanie Historica. Gesta. Pontif. Roman. Berlin, 1898. T. 1. IX rr. S. 12−14; L.P. 1, 170−171 e 187; ср.: Loenertz. Actus Sylvestri, cit. (сн. 89). P. 427. Почитание Сильвестра – один из первых публичных культов в Риме, посвящённых «confessor» («исповеднику веры»), его «dies festus», празднование внесено в чин литургии Льва Великого ; о почитании Сильвестра см.: Coccia E. Il titolo di Equizio e la basilica dei SS. Silvestro e Martino ai Monti//Rivista di Archeologia Cristiana. 1963. T. 39. 237s.; Amore A. Silvestro I//Bibliotheca Sanctorum. 1968. Vol. 2. Col. 1077 −1079. О надписи (titulus) см.: Pietri. Roma Christiana, cit. (сн. 46). T. 1. P. 17−21; T. 2. 1197s.; Serra S. SS. Silvester et Equitius, titulus//Lexicon Topograhicum Urbis Romae. Roma, 1999. Vol. 4. P. 325−328; Lizzi Testa. Senatori, popolo, papi, cit. (сн. 43). 103 ss.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1379 Acta conciliorum oecumenicorum. 12, 1.1056−1060; ср.: P.L. 96,1215−1234, Epistola LVI ad Constantinum et Irenem; Ewig. Das Bild Constantins des Großen, cit. (сн. 3). S. 6; Kazhdan. Constantin imaginaire, cit. (сн. 3). P. 248; Массаггопе. Il papa Adriano I, cit. (сн. 159). 92 ss.; 98; Ladner G. I ritratti dei papi nell‘anmichimà e nel Medioevo. I. Città del Vaticano, 1941. P. 109 (портрет Адриана I в церкви св. Марии Древней (S. Maria Antiqua) включает и изображение св. Сильвестра). 1380 Actus Sylvestri 162−169: «[Augustus dixit] peto utrum hos istos apostolus habet aliqua imago expressos, ut in ipsis lineamentis possim agnoscere hos esse, quo me revelatio docuisset... tunc sanctus Sylvester iussit diacono suo ut imaginem apostolorum exhiberet...»; ср.: De Leo. Ricerche sui falsi medioevali, cit. (сн. 110). P. 165. 1381 Luzzi А. Il ‘dies festus’ di Costantino il Grande e di sua madre Elena nei libri liturgici della Chiesa greca. Costantino il Grande. Dal Antichita all’ Umanesimo, cit. (сн. 3). 585 ss.; Pohlkamp. Textfassungen, cit. (сн. 102). 1130s.; Zanetti U. Costantino nei calendari e sinassari orientali//Costantino il Grande: Dall’ Antichità all’Umanesimo, cit. (сн. 3). 893 ss. 1382 Codex Carolinus. 60//Monumenta Germanie Historica. Epistolae Merovingi et Carolini aevi. T. 1. P. 587; ср.: Maccarrone. Il papa Adriano I, cit. (сн. 159). P. 55. 1383 Libri Carolini (Opus Caroli regis contra synodum). 2, 13//Monumenta Germanie Historica. Concilia, II, Suppl. 1. Hannover, 1998. 259 ss.: «...dicunt beatum Silvestrem (...) apostolorum imagines Constantino imperatori detulisse, cum tamen eas non legatur adorare iussisse». С одной стороны, выяснились случаи неверного перевода текстов с греческого на латынь, а с другой, франкские теологи упорствовали в различении почитания икон и поклонения им; но франкскому королю было выгодно держаться особняком даже от Рима. Ср.: Amaldi G. Alle origini dei poteri temporali dei papi: riferimenti dottrinari, contesti ideologici e pratiche politiche//Storia d’Italia: Annali. Torino, 1986. Vol. 9. P. 47−71; Pohlkamp. Textfassungen, cit. (сн. 102). S. 129; Becher M.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Но, чтобы ещё обстоятельнее доказать и объяснить эту последнюю истину, обратимся к самому новозаветному откровению. II. О БОЖЕСТВЕННОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ОТКРОВЕНИЯ НОВОЗАВЕТНОГО А. ВНУТРЕННИЕ ПРИЗНАКИ БОЖЕСТВЕННОСТИ НОВОЗАВЕТНОГО ОТКРОВЕНИЯ § 91. Взгляд на учение Веры    I. Сущность учения веры в Новом Завете — та же самая, что была и в Ветхом Завете, только в Новом оно раскрыто с большей ясностью, полнотой и совершенством (см. §50).    1) Бог, учит новозаветное откровение, есть высочайший и совершеннейший Дух (1 Тим. 6:13-16; Матф. 5:48; Иоан. 4:24; 2 Кор. 3:17), Дух самобытный (Иоан. 5:26; Деян. 17:25), вечный (1 Тим. 1:17), вездесущий (Деян. 17:26-28), неизменяемый (Иак. 1:17); Дух всеведущий (Евр. 4:13), премудрый (1 Кор. 2:7; 1 Тим. 1:17), всесвободный (Еф. 1:11), всемогущий (Матф. 19:26); Дух святейший (1 Петр. 1:13-16), правосуднейший (1 Петр. 1:17; Рим. 2:11), всеблагой (Иак. 1:17; Матф. 19:17), совершенно истинный и верный (Иоан. 17:17; Евр. 6:18). Этот совершеннейший Дух есть един по существу (Марк. 12:29; 1 Кор. 8:4), но троичен в Лицах (Матф. 28:19): Отец (Иоан. 17:3), Сын (Иоан. гл. 1) и Св. Дух (Лук. 3:22 и др.),— Отец, который прежде веков рождает Сына из своего существа и производит Духа Святого; Сын родившийся от Отца прежде веков и единосущный Ему; Дух Святой, от вечности исходящий от Отца, единодушный Отцу и Сыну (Иоан. 3:16; 5, 17 и 18; 15, 26; 17, 5 и др.). По отношению к другим существам: этот триединый Бог есть Творец мира, создавший всё из ничего, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая (Кол. 1:16; ср. Евр. 16:3); есть Промыслитель, который носит всяческая глаголом силы своея (Евр. 1:3), творит Ангелы своя духи, и слуги своя огнь палящ (-7), ангелы же, не соблюдшия своего начальства, в вечных узах соблюдает на суд великого дня (Иуд:6),— Промыслитель, который отечески печётся обо всех своих созданиях, даёт всем живот и дыхание и вся (Деян. 17:25), сам одевает даже крины сельные, сам питает даже птицы небесные (Матф. 6:26-29); с особенною же любовью печётся о человеке, так что и волос с главы его не падает без воли Отца небесного (Лук. 12:7), и сами Ангелы суть служебнии дуси, в служение посылаемы, за хотящим наследовати спасение (Евр. 1:14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

S. 175−223; но в докладе на X Международном конгрессе историков 1955 г. Йозеф Фохт, подчёркивая противопоставление двух тезисов («консервативного», настаивавшего на хронологической отметке 312 г., и «новаторского», видевшего в 324 г. настоящий поворотный момент в политике Константина), показал, что древние документы, несомненно, указывают на 312 г. как на год поворота в религиозной политике. См.: Vogt J. Die constantinische Frage: A) Die Bekehrung Constantins//Relazioni del X Congresso Intern, di Scienze storiche. Firenze, 1955. P. 733−779; теперь в: Konstantin der Grosse. Darmstadt, 1974. S. 345−387; Calderone. Costantino e il Cattolicesimo, cit. (сн. 2), 135, сн. 1; 241; De Giovanni. L’imperatore Costantino e il mondo pagano, cit. (сн. 21), 3 ss; Barnes T.D. The Conversion of Constantine//Class. Views. 1985. T. 29. P. 371−391; Farina R. Eusebio di Cesarea e la «svolta costantiniana»//Augustinianum. 1986. T. 26. 313 ss.; Bonamente G. La ‘svolta costantiniana’, cit. (сн. 1), 91 ss.; Marcone A. Pagano e cristiano: vita e mito di Costantino. Bari; Roma, 2002; Van Dam R. The Many Conversions of the Emperor Constantine//Conversion in Late Antiquity and the Early Middle Ages: Seeing and Believing. Rochester, 2003. P. 127−151; Brandt H. Konstantin der Grosse: Der erste christliche Kaiser: Eine Biographie. München, 2006. 42 ss; Girardet. Die konstantinische Wende, cit. (сн. 2). S. 27; Sordi M. La conversione di Costantino//Costantino il Grande, cit. (сн. 10), 37s. 1257 Amm. 21, 10, 8 («Tunc et memoriam Constantini, ut novatoris turbatorisque priscarum legum et mods antiquitus recepti vexavit...»); ср. Zosim. 2, 32, 1; Neri V. Costantino nei Caesares di Aurelio Vittore//Costantino il Grande: Dall’anmichimà all’ Umanesimo, cit. (сн. 3), 705 ss.; см. ныне: Lizzi Testa. Alle origini della tradizione pagana su Costantino e il senato romano, cit. (сн. 5). 1258 В «Кратком руководстве» («Бревиарии») 370 г. Евтропий зафиксировал разделение действий Константина на два этапа, с тенденцией к ухудшению (10, 6, 3: «...insolentia rerum secundarum aliquantum Constantinus ex illa favorabili animi docilitate mutavit»; 10, 7, 1: «...vir primo imperii tempore optimis principibus, ultimo mediis conparandus»).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

25 Charl. II, сн. 2). В виду подобных законоположений представители крайних религиозных направлений не являлись полноправными гражданами своей страны. Только с конца в., со времени революции 1688 г. и низвержения династии Стюартов, английское законодательство вступает на путь веротерпимости и исключительное господство англиканской церкви начинает подвергаться постепенным ограничениям. Сперва отменена была супрематическая присяга в смысле обязательного признания церковного главенства короля (Stat. 1 Will. and Магу, сн. 6). Уничтожена была обязательность подписи 39-ти членов веры (Stat. 19 Geoege III, сн. 49); католикам, а затем и протестантским диссентерам, дозволено их богослужение (St. 31 George Ш, сн. 22); последовала отмена испыт. акта (Stat. 9 George IV, сн. 17; 10 George IV, сн 7), после чего и католикам и протестантским диссентерам открыт был свободный доступ к государственной службе и в парламент. Наконец, непринадлежащие к государственной церкви освобождены были от обязательной прежде уплаты налогов в ее пользу (St. 31–32 Vicm. сн. 109) и положен был предел ее исключительному господству в университетах. (St. 34–35 Vicm. сн. 26). – После всего этого, крайние религиозные направления стали наряду с англиканской церковью в качестве совершенно особых и независимых общин; но и во внутренней жизни самой этой церкви никогда не прекращалось некоторое их влияние. Благодаря срединному характеру англиканской церкви и в ее недрах совмещались люди неодинаковых религиозных направлений; это возможно и удобно было в особенности потому, что самые символические книги этой церкви («книга общих молитв» и «члены веры») не отличались строгой определенностью. Составленные в эпоху борьбы двух противоположных воззрений, когда ни одно из них в Англии не одержало решительной победы и не потерпело полного поражения, когда народная масса, хотя и отделившись от Рима, сохраняла верность своим древним верованиям, символические книги англиканства как будто намеренно многое оставляли недосказанным, а о многом говорили в таких общих и неопределенных чертах, что оставляли возможность различных толкований.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

1330 О трудностях вычленения исторического контекста, в котором конфликт Сильвестра с евреями действительно мог бы иметь место, см.: Aiello. Costantino, la lebbra e il battesimo di Silvestro, cit. (сн. 3). P. 22. 1331 Actus Sylvestri 209−292; 295−313; 314−430. Ср. также ниже, сн. 120. (В данном тексте 1339. Корр.) 1332 Actus Sylvestri 473−475; ср.: Pohlkamp W. ‘Privilegium ecclesiae Romanae pontifici contulit’: Zur Vorgeschichte der Konstantinischen Schenkung//Fälschungen im Mittelalter: Intern. Kongreß der M.G.H., München, 16−19. sett. 1986. Hannover, 1988. Bd. 2. 425 ss.; Falbo G. Il primato della chiesa di Roma alia luce dei primi quattro secoli. Roma, 1989. 1333 Ср.: Pietri. Roma Christiana, cit. (сн. 46). 1168 ss.; Studer B. Silvestro I Papa//Dizionario patristico e di antichità cristiane. 1984. Vol. 2. P. 3196; Paoli E. Silvestro I//Dizionario storico del papato. 1996. Vol. 2. 1380s.; То, что Сильвестр I был замешан именно в процесс за «traditio» («предание»), предполагает автор работы: Aiello V. Cronaca di una eclisse: Osservazioni sulla vicenda di Silvestro I vescovo di Roma//Il tardoantico alle soglie del Duemila: Diritto religione società: Atti del Convegno naz. del’Associazione di Studi Tardoantichi: Genova, 3−5 giugno 1999. Genova, 2000. 13 ss., сн. 60 (Сильвестр не участвовал ни в Арелатском, ни в Никейском соборе). 1334 Decretum Gelasianum de libris recipiendis et non recipiendis. 4, 4, 3. Leipzig, 1912: «...item actus beati Silvestri apostolicae sedis praesulis, licet eius qui conscripserit nomen ignoretur, a multis tarnen in urbe Roma catholicis legi cognovimus et pro antiquo usu multae hoc imitantur ecclesiae». Этот апокриф, приписываемый папе Гормизду, датируется 494 г.; ср.: Pietri. Roma Christiana, cit. (сн. 46). T. 1. 881 ss.; Mordek H. s. v. Decretum Gelasianum//Lexikon des Mittelalters. München; Zürich, 1986. Bd. 3. 624s.; Pohlkamp. Textfassungen, cit. (сн. 102). 126 ss.; Ullmann W. Gelasius I. (492−496). Stuttgart, 1981. 1335 Ullmann W. Gelasius I. (492−496). Das Papstum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter. Stuttgart, 1981. 257 ss.; Grossi V. Il Decretum Gelasianum: Nota in margine all’aumorimà della Chiesa di Roma alla fine del V secolo//Augustinianum. 2001. Vol. 46, 1. P. 231−255. Систематическое сопоставление христологии Халкидонского собора и представленной в «Деянии Сильвестровом» см.: Pohlkamp. Textfassungen, cit. (сн. 102). 178 ss.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010