18. Русские писатели-богословы. Выпуск 1. Библиографический указатель. Историки Церкви. М.: Пашков дом, 2 2001.460 с. 19. Русские писатели-богословы. Выпуск 2. Исследователи и толкователи Священного Писания . Библиографический указатель. М., 1999. 462 с. 20. Русские писатели-богословы. Исследователи богослужения и церковного искусства. Биобиблиографический указатель. М.: Пашков дом, 2004.480 с. 21. Старокадомский М.А. Список трудов профессоров МДА: Ф. Голубинского , В. Кудрявцева, А. Введенского и о. Павла Флоренского. Б. м., 1969. 43 с. (Машинопись). 22. Указатель к «Творениям святых отцов» и к «Прибавлениям духовного содержания» за двадцать лет (1843–1862). М.: Тип. В. Готье, 1863. 24 с. 23. Указатель статей, помещенных в «Прибавлениях» к «Творениям святых отцов» за 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1886 годы. М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1887. 36 с. 24. Указатель к журналу «Богословский вестник»: первое десятилетие, 1892–1901 гг./Сост. К.М. Попов. Издание Московской духовной академии. СП, СТСЛ: Собств. тип., 1903. 80 с. 25. Указатель к журналу «Богословский вестник»: второе десятилетие, 1902–1911 гг./Сост. К.М. Попов; Издание Московской духовной академии. СП, СТСЛ: Собств. тип., 1912. Оттиск из: БВ 1912. С. 1–32 (6-я пагин.); С. 33–48 (4-я пагин.); С. 49–64 (4-я пагин.); С. 65–82 (4-я пагин.). 26. Указатель к журналу «Богословский Вестник», издаваемый Московской духовной академией 1912–1918 гг. Л., 1951. 34 с. (Машинопись). 27. Философское содержание русских журналов начала XX в.: статьи, заметки и рецензии в литературно-общественных и философских изданиях 1901–1922 гг.: библиогр. указ. в 2 вып./Отв. ред. А.А. Ермичев. СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманит. ин-та, 2001. 480 с. 28. Флоренский П., свящ. Библиография по агиологии/Публ., предисл., примеч. иером. Леонтия (Козлова), С.Ю. Акишина//БВ 5–6. 2005–2006. С. 628–641. II. Библиотека: книжные фонды 2 См. также 58, 64, 197, 203, 346, 362, 429, 510, 548, 701. 29. Библиотека Московской духовной академии. Каталог гг.]. (НИОР РГБ. Ф. 172. Карт. 504. Ед. хр. 32; Карт. 505. Ед. хр. 1). 131, 122 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Но большинство их, пройдя иезуитскую школу, или совращались в католичество, или выходили с нелюбовью к православной Церкви, готовые при случае бросить православие. Среди дворянских фамилий совращения были чаще, чем где – либо еще. Чтобы иметь больший успех, иезуиты задумали ввести церковную унию между православными и католиками на началах флорентийской, надеясь впоследствии перевести униатов в католичество. Получив от папы Григория XIII благословение, они всюду стали сеять мысль об унии, как письменно, так и устно: высшему духовенству они сулили освобождение от ненавистного произвола мирян и уравнение в правах с католическим духовенством, православным князьям и панам – большую силу в политических делах Польши, православной Церкви – уничтожение разных нестроений в ней под главенством всесильного папы. Некоторые из православных, не подозревая иезуитских козней, готовы были принять унию (см. II выпуск, § 27). Немногого недоставало, чтобы мысль о ней нашла себе осуществление. § 33. Движение в пользу унии и ее введение на соборе брестском В 1589 г., проезжая из Москвы, в юго – западной Руси остановился константинопольский патриарх Иеремия II. Он заметил там нестроения и принял против них некоторые меры: между прочим низложил двоеженца митр. Онисифора и поставил на его место Михаила Рагозу, приказав ему позаботиться о церковных исправлениях, особенно об очищении духовенства от недостойных членов; Кирилла Терлецкого, епископа луцкого, нарек своим экзархом, дав ему право контроля и суда над епископами и даже митрополитом и возложив на него ту же заботу, какую на митрополита. Раньше Иеремии ни один из патриархов не посещал южно – русской митрополии. Не удивительно, что теперь усиленно заговорили о его приезде и многого ждали от него для блага православной Церкви. Но ожидания не сбылись. Указав недостатки южно – русской Церкви, Иеремия оказался бессильным их уничтожить, а новопоставленный митрополит – слабохарактерным и неспособным к настойчивой деятельности. Поэтому многие из тех, кто прежде еще надеялся на помощь от патриаршей власти для уничтожения церковных нестроений, теперь разочаровались.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Хвалите имя Господне. Имеется в ирмологах 1674 и 1709 г., несколько различной редакции. Распето только по одному стиху из каждого псалма. Напев киевский, в общем подобный такому же напеву Синодального Обихода (л. 45 об.), но протяжнее и иной, отдаленной редакции. Иной напев того же песнопения, с надписью: «болгарское», только в ирмологе 1709 г. Кроме того, у г. Малашкина (Всен. Бд. Стр. 87) изложен и еще иной краткий напев того же песнопения, неизвестный из других ирмологов. Он начинается запевом головщика и имеет значительно более поемых стихов. Сверх того, в отделе «Всенощное бдение» в ирмологе Головни и в переложениях г. Малашкина присоединены и иные песнопения. В ирмологе Головни имеется (л. 3 об.): «Свете тихий», в существе сходное с изложенным в Синодальном Обиходе (л. 24 об.), но по редакции более близкое к большому придворному напеву (с киевского), положенному в Обиходе Бахметева (ч. II, стр. 467) на архиерейском служении в среду первой седмицы Великого поста. Тот же напев изложен и у г. Малашкина (стр. 31) с незначительными разностями редакции. В ирмологе Головни имеются еще (л. 4 об.): 1) «Сподоби Господи в вечер сей» на краткий напев «Славословия великого»; 2) «Ныне отпущаеши» (л. 5 об.), известное ныне и в переложении на 4 голоса; 3) песнопения по Великом Славословии: «Днесь спасения миру бысть» и «Воскрес из гроба» – знаменного распева, как и в Синодальном Обиходе (л. 80). У г. Малашкина «Ныне отпущаеши раба» распето на напев «Чертог Твой» (стр. 42), с некоторыми особенностями редакции (срав. Синод. Обих., л. 27). Сверх того, у г. Малашкина имеются: «Богородицк Дево, радуйся» (стр. 42), напева краткого, обычного на великом повечерии; «Воскресение Христово видевше» во глас 6-й киевского роспева; «Благословен еси Господи», в минорном тоне; «Преблагословена еси Богородице» во глас 2-й придворного напева; Славословие Великое, обычного напева, с присовокуплением «Святый Боже» большого российского распева (срав. «Свете тихий» киевского росп.); «Днесь спасение миру бысть» и «Воскрес из гроба» знаменного роспева (срав. Син. Обих., л. 80) в двух весьма сходных редакциях; «Аминь; Утверди Боже», – речитатив (см. Всенощ. бд., стр. 158–166).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИФРОН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 29 , С. 563 опубликовано: 12 апреля 2017г. КАЛЛИФРОН [греч. Καλλφρων] Василий (1819-1891), к-польский богослов. Преподавал в приходских школах, затем в «Великой национальной патриаршей школе» в квартале Фанар в К-поле. В 1857 г. издал сокращенный катехизис митр. Московского Платона (Левшина) . Начал выпуск первого грекоязычного церковного периодического издания «Ανατολικς Αστρ» (Κωνσταντινοπολις, 1861-1891), в котором печатались в основном труды К.; в приложении к еженедельнику издавал сборники офиц. документов Вселенского Патриархата («Εκκλησιαστικ, , Εκκλησιαστικν Δελτον», 1869-1871; «Εκκλησιαστικ Επιθερησις», 1872-1884). Прот. Валентин Асмус Рубрики: История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) Ключевые слова: Богословы греческие Каллифрон Василий (1819-1891), к-польский богослов См.также: АЛЕКСАНДР Ликургос (1825 – 1875), архиеп. Сироса, Тиноса и Милоса, богослов и церковный деятель АЛИВИЗАТОС Гамилькар Спиридон (1887-1969), греч. проф. канонического права и пастырского богословия АНАСТАСИЙ АЛЛЕГОРИСТ греч. писатель и богослов 2-й пол. IX в. АНАСТАСИЙ ГОРДИОС (1654-1729), мон., богослов Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/1320125.html

его же славяще присно покланяемся и почитаем, собезначальным его отцем и спресвятым и благим и животворящим его духом ныне и присно и вовеки веков. 1 Только православные южно-руссы в период унии, да раскольники-старообрядцы могли брать для себя подходящие примеры из эпохи гонений за веру. 2 Обзор хронографов русской редакции, Андрея Попова. Выпуск 1-й Москва 1866. Выпуск 2-й М. 1869. 5 Напр. описание наружности апостолов Петра и Павла по русск. иконописным подлинникам и прологу таково: Петр апостол возрастом средний, лицом смугл и блед, власы весь сед с главой и брадой белой с напухлыми очами, добробрад, долгонос, бровист, ясен, беседуя от св. духа. Павел апостол бяше телом низок, плешив головой, брадой просед с добрым носом, бровист, чист плотью, румян лицом, сладкоречив. (Пр. Порфирия Сказания о внешнем виде св. мужей и жен в Труд. к. д. ак. 1867 1 стр. 41–2). Достаточно сличить вышеприведенные строки с описанием наружности апостолов у Малалы (боннск. изд. 1831 г. стр. 256–257) чтобы увидеть заимствование из Малалы не только в существенных чертах, но и в самих выражениях. 6 А. Попова . Обзор хронографов II, 8 Часть полного славянского перевода Малалы – до царствования Вилеллия – сохранилась в единственном списке в сборнике архива мин. ин. д. XV в. (см. Временник общ. ист. и др. кн. IX). 25 Инат. Лвт. Под 1129 г. Корренно. Русский летописец ΧΙΙΙ в. Пользовался не компилятивным хронографом (которого тогда еще не было), но цельным слав. переводом Малалы или Амартола. Мы не можем сказать Малалу или Амартола имел под руками наш летописатель, так как рассказ о наводнении Едессы с теми же подробностями есть и у Амартола (См. Греч. изд. Амартола Спб. 1859 стр. 526). 27 Египта и Александрии касаются след. Страницы из хроники Амартола (по Спб. Изд. 1861 г.) 412–3; 472; 481–5; 502; 555–6; 561; 573–6. 39 Первый из этих рассказов проник в русские, как рукописные, так и печатные прологи под заглавием: слово о Таксиоте; второй найдет себе место в дальнейшем ходе нашего исследования. 41 Αμαρτ. 208 и 281. Эти знамения наряду с другими приводятся Нестором в большой выписке о знамениях, взятой из разных мест Амартола. Лаврент. лтопись. Спб. 1872. 160–161.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

6. См.: Парфений [Аггеев], игум. Вторичное мое путешествие во Святый Град Иерусалим и во Святую Гору Афонскую в 1870-1871 году//Душеполезное чтение. 1872. Май. С. 76. 7. См. настоящее издание, с. 37 (запись 23 октября 1867 г.). 8. ОР РГБ, ф. 213, карт. 55, ед. хр. 4, лл. 82-92 об., 103-104. Публикация писем с сокращениями и стилистической правкой: Письма Оптинского старца иеросхимонаха отца Амвросия//Душеполезное чтение. 1905. Июнь. С. 203-204, 206-207; Июль. С. 389; Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Сергиев Посад, 1909. Выпуск II. С. 119-120, 121. Имеются в виду только первые четыре рассказа, изданные в Казани в 1881 году. 9. О соотношении разных редакций текста см.: Пентковский А. От " Искателя непрестанной молитвы " до " Откровенных рассказов странника " . (К вопросу об истории текста)//Символ. 1992. N 27. С. 137-166. 10. с. 7] 11. См.: Церковные евангельские и апостольские чтения//Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель, 1989 С. 2521,2522. 12. См.: Хронологический справочник (XIX и XX века)/Сост. М.И. Перпер. Л., 1984. С. 14, 27. 13. Настоящее издание, с. 26-27 (запись февраля 1867 г). 14. Вместо предисловия//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/3-е изд. Казань, 1884. С. 3. 15. Дневные заметки во время путешествия по святым местам Востока Саровской пустыни иеромонаха Паисия, 1866 года, а ныне настоятеля игумена Паисия Михайло-Архангельского Черемисского мужского монастыря Казанской губернии Козмодемьяновского уезда. Казань, 1881. С. 144. 16. См.: с. 1], с. 1] и в письме к Е.В. Берсеневу от 29 декабря 1873 г. (настоящее издание, с. 85). 17. ОР РГБ, ф. 213, карт. 55, ед. хр. 4. лл. 82-83 об. 18. Вместо предисловия//Откровенные рассказы странника... Казань, 1884. С. 3-4; Большаков С. На высотах духа. Делатели молитвы Иисусовой в монастырях и в миру. (Личные воспоминания и встречи). [Брюссель], 1971. С. 37-38; Рошко В. Неизвестный фрагмент " Откровенных рассказов странника "http://Символ. 1986. N 15. С. 201. С.Н. Большаков высказывал также предположение, что учителем молитвы у безымянного странника, автора " Рассказов " , мог быть иеросхимонах Афанасий (Степанов): Bolshakoff S.N. Elder Melchizedek. Hermit of the roslavl forest. Platina, 1988. Р. 43.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/168/...

42 Гос. Архив, Кабинет II, л. 108, письмо А. Курбатова напечатано полностью у С.Г. Рункевича, Учр. Св. С., стр. 27 прим. 44 П.С.З. 30 декабря 1701; М.И. Горчаков, Мон. Пр., стр. 169–171; О зем. влад., стр. 473; В.Ивановский, Русское законодательство XVIII и XIX вв. в своих постановлениях относительно монашествующих лиц и монастырей, Харьков, 1905 г., стр. 151. 49 Там же стр. 177–195. О том, как правительство Петра Великого старалось воспользоваться церковными имуществами см. подробно у М.И. Горчакова, Доброклонского, Руководство по Истории Русской Церкви выпуск IV и др. Подробное изложение этого не входит в нашу задачу. 61 П.С.П. IV, 24 января 1724 г.; 23 сентября 1724 г.; 30 сентября 1724 г.; 14 декабря 1724 г.; П.С.З. Горчаков, Мон. Пр., стр. 287–293; Т.В. Барсов, Синодальные учреждения прежнего времени, СПб. 1897, стр. 183–187. 62 П.С.П. IV, 1374, 23 сентября 1724 г.; Горчаков, Мон. Пр., стр. 293–295; См. также Н.Д. Чечулина, Очерки по истории русских финансов в царствование Екатерины II, СПб. 1906 г., стр. 1–11 и сл. 69 П.С.П. IV, 1200, 1202; О предшествующих распоряжениях Синода по соединению монастырей см. Завьялова стр. 250 сл. 83 Имущественное положение малобратственных монастырей определено согласно 3 пункту В. указа 31 января 1724 г. П.С.П. IV, 1197. 89 Протоколы Верховного Тайного Совета 74–75. Сборник Императорского Русского Исторического Общества. В дальнейшем цитируется кратко Сб. Р. И. О. т. 56 стр. 100–101. 91 Внутренний быт Русского Государства с 17 октября 1740 г. по 25 ноября 1741 г., Москва 1886 г., Кн. II, стр. 271. 97 П.С.З. VII, 14 июля 1726 г.; Протокол В. Т. С. Сб. Р. И. О. т. 55, стр. 473; П.С.П. V, 1739, 28 февраля 1726 г.; Об учреждении В. Т. С. см. Соловьева История России кн. IV, стр. 878; Милюкова Гос. Хоз. Стр. 500–506; Филиппова Ист. Сен. 10 и 70 сл. Градовского Начала 129–133 и др. 98 Подлинник с собственноручной подписью Екатерины см. в Архиве Св. Синода кн. Им. Выс. указов 1726 г., л. 51. Напечатан в П.С.З. VII, 4919 и П.С.П. V, 1819. Черновой проект указа, найденный нами в Гос. Архиве, см. ниже: Приложение I.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

См. y Grimm’a, ibid. s. 27. Тоже встречаем у Шпангейма (Disputt, theol. II, p. 235). Им возражает лютеранин Калловий в своей „Bibi. Illustrata de 1Maccab. 11, 25. См. у Zöckler’a, s. 95. С другой стороны , болте чем снисходительный отзыв о 2-й Макк. кн. находим у Гуго Гроция. Он в „Annotationes in Vetus Testamentum», III, дает, насколько возможно, примирительный разбор, сглаживающий противоречия этой книги с 1-й Маккавейской. За этот разбор Вернсдорф отзывается о нем так: «Гроций – это „vehementior apocryphorum, quam veritatis amator (De fide libr. Maccabaeorum. p. III). См. у Zöckler’a, s. 95–96. Относительно многих других отзывов, относящихся сюда: Лилиенталя, Кортольта, Штира, Кеерля, см. у Grimm’a: „Kurzgef. ex. Handb.» s. 28. 415 Иоанн Злат. Homilia in Machab. – Migne. Ser. gr. t. 50. col. 617; t. 56, col. 301. Амвросий Медиол. De Iacob. et vita beata. Migne. Ser. lat. t. 14, col. 632. 416 Климент Алекс. Stromata, lib. I, 21; Migne. Ser. gr. t. 8, col. 852. Феодорит. In Daniel, с. VIII, 10. – M igne. Ser. gr. t. 81. col. 1441, и др. 423 Правила святых Апостол, святых соборов Вселенских и поместных и святых отец с толкованиями. Издание Моск. общ. любителей духовного просвещ. 1876 г. стр. 170. 425 Взято из предисловия к изданию Толковании на Правила св. Апостол, св. соборов Вселенских и поместных и святых отец, Московского общества любителей дух. просвещения. Москва. 1876 г. стр. 9–10. 426 Творения иже во во святых отца нашего Афанасия, Архиепископа Александрийского. Часть третья. Москва. 1853 г. стр. 422. 427 Kimmel. Monumenta. 225 р.; взято у П. А. Юугерова: Общее историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Казань 1902 г. стр. 192–201. 429 Общее историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Казань. 1902 г. стр. 203–204. 430 Пространный христианский катихизис правосдавные кафолнческие восточные церкви, рассмотренный и одобренный Святейшим Синодом. Москва. 1842 г. 10–12 стр. 432 Богословское значение 2-ой Мак. книги вообще разбирается нами в последней, 4-ой части нашего исследования. 433 Творения св. св. мученика Киприана, Еп. Карфагенского, Выпуск второй. Труды Киевской Дух. Акад. 1884 год. Письмо к Фортунату, об увещании к мученичеству, стр. 311–313. 434 Твор. св. свм. Киприана. Еписк. Карфаг. Выпуск второй. Тр. Киев. Д. Акад. за 1881 г., стр. 329–332. Читать далее Источник: Вторая книга маккавейская : Опыт исагогического исследования/Свящ. Василий Богоявленский. - Казань : Типо-лит. Имп. ун-та, 1907. - VIII, 346, XVI, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

6 «Соединены и связаны по благочестию и по общности рода, были разделены относительно дружественности расположения»? См. E. Kurtz, Byz. Zeitschr. 3,632 1 . 7 Gaufredi Malaterrae Historia Sicula, 1. III, c. 13 (Muratori, Rerum Italcarum Scriptores, V, p. 579): dejectus – hoc solo crimine objecto, quod filiam Ducis filio suo nuptui acceperat – Timebant – Graeci, ne si ex nostrae gentis uxore haeredes procreati in palatio successerant, occasio liberius illuc accedendi nostrae genti daretur. 9 Ср. П.В. Безобразова «Не изданный брачный договор Михаила. Дуки с Робертом Гвискаром»: Журн. Мин. Нар. Пр. Ч. 265 (сент. 1889 г.), Отд. II, стр. 23–31. 10 Benzonis episcopi Albensis ad Heinricum IV lib. II: MG. SS. XI, 615. 616 sq. Cp. Giesebrecht, Annales Altahenses, p. 216 и введение Пертца в Monumenta. 11 Вильгельм Апулийский MG. SS. IX, 268: Tertius obsessa jam venerat annus ab urbe; а у Лупа MG. SS. У, 60 сказано, что Бари взят 15-го апреля (1071). Ср. Aimé, Ystoire de li Normant, V 27 p. 227 éd. Delarc: Lo samedi devant la dyemencbe de Palme, lo gloriouz duc entra en la cité de Bar. В 1071 году Пасха была 24-го апреля; следовательно, 16-го апреля. Время начала осады точнее указывается у анонима Барийского. 14 См. Murait, Essai de Chronographie Byzantine, под 1072 г. (стр. 22). У Муральта напечатано: Le pape Alexandre II envoie Pierre, évêque d’Agnani (sic), pour féliciter Michel. Затем ссылка: Brunon, Vie de Pierre d’Anigni (sic) qui – retourna à Korne – sans avoir pu effectuer la réunion empêchée par Pselle, qui dominait l’esprit de son élève... Но в житии св. Петра Ананьийского (Anagniae), (которое, конечно, нужно разуметь), напечатанном у Болландистов, ничего не сказано ни об унии, ни о Пселле. В извлечениях, сделанных из жития Баронием, также нет этих известий. 16 Брачный договор написан в 1074 г.: П. В. Безобразов в Журн. Мин. Нар. Пр. Сент. 1889 г., Отд. II, стр. 27 сл.. 17 Bibl. rer. germ.: Monumenta Gregor. p. 145 (II, 31): Constantinopolitana ecclesia, de sancto Spiritu a nobis dissidens, concordiam apostolicae sedis expectat. Писано в декабре 1074 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

114 Говорим предположительно. Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 1-я пол. С. 253; Знаменский П. В. Руководство… С. 23 117 См. в письме Андрея Боголюбского к киевскому князю Мстиславу. 1168 г.//Макарий. Ibid. T. III. C. 27. 130 Ibid. Т. И. С. 285; Т. III. С. 244–251; Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 1 -я пол. С. 455–459, 256–257. 132 Список составлен на основании летописных заметок и Палинодии Захарии Копыстенского, печерского архимандрита XVII в. См.: Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 1 -я пол. С. 249–251. 139 См.: Калайдович К. Ф. Памятники российской словесности XII в., изд. с объяснением, вариантами и образцами почерков. М., 1821. 141 Одно – в: Памятники российской словесности XII в. М., 1821; другое – в: Макарий. Ibid. Т. II. Прилож. 10 в двух видах. 142 Одно – в виде послания к Владимиру Мономаху см.: Послание Никифора митрополита Киевского к Великому князю Владимиру Всеволодовичу (1104–1121)//РД. 1815.4.1. С. 61; другое – в виде поучения – в: Макарий. Ibid. Т. II. С. 366. Прилож. 11. 147 Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 1-я пол. С. 289–299; Макарий. Ibid. Т. I. С. 39–43 Т. II. С. 20–23; Т. III. С. 29–32. 148 Неизвестно кто, – или человек, чудесно исцеленный, или оставшийся в живых после совершения над ним таинства елеосвящения, или же, наконец, раб, отпущенный на свободу (­пушеник). 149 Или раб, пожертвованный кем-либо в церковь для спасения своей души и, таким образом, ставший, как бы, в крепостное отношение к церкви, или же, получивший полную свободу по смерти господина за душу его. Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 1-я пол. С. 534 ПС. 1862. Ч. II. С. 260–266. 150 Изгои – люди, изгнанные из волости, выходцы, примкнувшие к какому-нибудь пред местью и посаду, бобыли, водворенные вне города на «выгонной " земле, или люди безродные. В уставной грамоте Всеволода Новгор. так определяются виды изгоев: 1) попов сын, не знающий грамоты, 2) холоп, выкупившийся на свободу, 3) обанкротившийся купец и 4) князь, лишенный удела. Изгоями в домонг. период были заселены целые села и предместья: Мысовский. Ibid. С. 269–270.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010