В 1702 г. тобольским иконописцем Иваном Никитиным Д. и. была поновлена (ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224. Оп. 1. Д. 11. Л. 6 об.). Икону украшала драгоценная серебряная позолоченная риза, устроенная в 1800 г. попечением игум. Гедеона. Взамен нее в 1864 г. в Москве архим. Мефодием была заказана новая серебряная позолоченная чеканная, с драгоценными камнями (Там же. Д. 3036. Л. 20 об.- 22 - подробное описание окладов; см. также: Пашков. С. 140-143). Икона находилась в специальном киоте, декорированном резьбой. Образ прикрывала цветная шелковая завеса, к-рую раздвигали по мере необходимости. Сохранились сведения о некоторых списках Д. и. В 1853 г., выражая просьбу прихожан Захариевской ц. в Барнауле, церковный староста мещанин В. С. Мушников ходатайствовал перед архиеп. Пермским и Верхотурским Аркадием о разрешении иметь у себя в храме список Д. и., «сходствующий с подлинным как цветом красок, так и мерою своей доски» (ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224. Оп. 1. Д. 2367). В 1854 г. просьба была удовлетворена: шадринский иконописец Василий Бронников по поручению настоятеля мон-ря архим. Мефодия исполнил список, к-рый был отправлен в Барнаул. В 1859 г. братья Голышевы, подрядившиеся создать новое иконное убранство, сделали список Д. и., очевидно, заместивший чудотворный образ в иконостасе собора. Этот список украсил первоначальный оклад иконы 1800 г. К спискам Д. и. можно отнести и написанную в мон-ре в 1725 г. иконописцем Тамакульской слободы свящ. Андреем Михайловым икону, к-рую украсили серебряным окладом (Там же. Д. 82. Л. 11; Д. 139. Л. 5; Д. 174. Л. 22; Д. 3179. Л. 72). В 2002 г. иконописцем прот. Александром Маньшиным, настоятелем Введенской ц. с. Сухарева Валуйского р-на Белгородской обл., была написана икона Успения Пресв. Богородицы, «размерами и образом подобная прежней чудотворной» ( Пашков. Цвет. вклейка перед с. 161). Лит.: Благодеяния Богоматери роду христ. через Ея святые иконы. СПб., 19052. С. 16-17; Слава Богоматери. 1907. С. 261-262; Поселянин Е. Богоматерь. С. 162-164; Снессорева С. Земная жизнь Пресв. Богородицы. Ярославль, 1994. С. 107-108; Пашков А. Св.-Успенский Далматовский муж. мон-рь. Шадринск, 2000. С. 79, 136-137.

http://pravenc.ru/text/168670.html

Например, ведется речь о водах бездны, о вратах смерти или царства смерти, об угрозах врагов или о разящих зверях (псах, львах, быках); о костях иссохших или сломанных, о сердце, трепещущем от ужаса или мятущемся. Здесь встречаются заверения в невиновности (Пс 7; 16/17; 25/26) и исповедания грехов (Пс 50/51 и другие покаянные псалмы). Богу напоминают о помощи, которую Он подавал прежде, взывают к Его чести или упрекают Его в том, что Он, по-видимому, отвернулся от молящего, забыл его (см. Пс 9; 21/22; 43/44). Но говорится и об уповании на Него (Пс 3; 5; 41/42–42/43; 54/55–56/57; 62/63; 129/130 и т. д.), и подчас весь просительный псалом — не что иное как возглас упования (Пс 4; 10/11; 15/16; 22/23; 61/62; 90/91; 120/121; 124/125; 130/131). Зачастую жалоба совершенно внезапно, без всякого перехода завершается выражением уверенности в том, что она услышана, и благодарением, как в Пс 6; 21/22; 68/69; 139/140. Жалобы можно разделить на жалобы народа и отдельного человека. а) Жалобы народа — это Пс 11/12; 43/44; 59/60; 73/74; 78/79; 79/80; 82/83; 84/85; 105/106; 122/123; 128/129; 136/137. Поводом для жалобы служат несчастья народа, поражения или разрушения, либо общее бедствие; тогда просят о спасении и восстановлении народа. По крайней мере Пс 73/74 и Пс 136/137, как и собрание жалоб, приписываемых Иеремии, отражают последствия разрушения Иерусалима в 587 г. до Р. Х.; Пс 84/85 выражает воодушевление возвращения. Пс 105/106 — это общее изложение судеб народа. б) К личным жалобам относятся Пс 3; 5–7; 12/13; 16/17; 21/22; 24/25; 25/26; 27/28; 30/31; 34/35; 37/38; 41/42–42/43; 50/51; 53/54–56/57; 58/59; 62/63; 63/64; 68/69–70/71; 76/77; 85/86; 101/102; 119/120; 129/130; 139/140–142/143. Эти молитвы особенно многочисленны, а их содержание весьма разнообразно: в них просят спасения от смертельной угрозы, преследования, изгнания, и особо — от болезни, клеветы и грехов. Врагов, “делающих неправду”, на которых жалуются с волнением и горячностью, определить трудно. Но это никоим образом не колдуны и не заклинатели, против которых и направлено якобы действие псалмов, как полагают некоторые.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Так, по крайней мере, понял это указание второй Киевский издатель Номоканона – Захария Копыстенский, который в своем предисловии называет издаваемую книгу «Номоканоном, во святей афонстей горе богодухновенными отцы от множайших правил кратко собранным». Берында, выходец с востока и родом молдаванин, мог, конечно, слышать на Афоне предание о составлении Номоканона тамошними духовниками. Но он мог и сам прийти к такому заключению – просто потому, что видел в афонских монастырских библиотеках небывалое число греческих и славянских списков Номоканона, видел также и примеры его употребления святогорскими духовниками той и другой национальности. Впрочем в пользу показания Берынды говорит один идиотизм в языке Номоканона, доселе употребляемый греческим населением Македонии, в окрестностях Афона, именно слово κνουρα. 5 С другой стороны, вероятность этого показания косвенно подтверждается и тем обстоятельством, что наш Номоканон, как ниже увидим, в продолжение почти трех столетий употреблялся в греческой церкви, как лучшее руководство для духовнической практики. Книга, появившаяся без имени автора и без всяких признаков происхождения от лица, власть имущего в церкви, 6 могла получить столь высокое церковно-практическое значение только благодаря тому, что все считали ее произведением афонских подвижников, которые, в свою очередь, считались лучшими духовниками на всем православном Востоке. 1. Статьи, основанные на канонах древней вселенской церкви, большею частью прямо указанных. Именно в Номоканоне делаются ссылки на правила: а) апостольские (см. ст. 1–6, 10, 22, 45, 66, 131, 133, 136, 137, 139, 149–154, 157, 170, 175, 190, 194б, 195, 197, 201, 216); б) соборов: Анкирского (ст. 16, 24б, 73, 133), Неокесарийского (ст. 185, 192), Гангрского (143, 219), Лаодикийского (ст. 14, 57, 133, 141, 156, 196, 207), Сардикийского (195), Карфагенского (ст. 109, 146, 147), Трулльского, пято-шестого вселенского (ст. 16, 18, 23, 56–58, 66, 78, 134, 140, 142, 147, 150, 167, 171, 174, 177, 194а), Никейского второго, вселенского седьмого (176), Константинопольского двукратного (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Белоруссия, государство – 569, 572 Белый город в Москве – 621 Бендеры, город-крепость – 567 Бердичев, город – 412 Берлин, город – 624 Ближние (Антониевы) пещеры в Киево-Печерском монастыре – 19, 20, 140, 141, 241, 570, 572, 636 Ближний Восток, регион – 409, 420, 444, 455, 466 Богом царствующий град (см. Константинополь) Болг (Бог, Болх), река (см. Буг) Болхов, город – 12, 132, 133, 249, 398, 421, 427, 524, 565 Большая Засечная черта, оборонительное укрепление – 564 Большой Каменный мост в Москве – 590 Борзна (Барзна), город – 15, 135, 136, 252, 535, 567 Борлат, город (см. Бырлад) Боровицкий холм в Москве – 582 Боровичи (Баровичи), село – 16, 137, 254, 535 Босфор, пролив – 33, 114, 152, 271, 399, 524, 577, 578, 583, 616 Брынские леса – 395, 403 Брынь, река – 403 Брянск, город – 567 Брянская область – 566 Брянские леса – 392 Буг, река – 23, 143, 260, 399, 537 Буджакская (Белогородская) орда – 30, 150, 268, 367, 538, 577 Буквареши (Букареши), город (см. Бухарест) Бургав (Бурган, Бургас), город (см. Люле-бургаз) Бухарест, город – 27, 146, 264, 408, 576 Быдгощ, город – 586 Бырлад (Борлат), город – 28, 147, 265, 266, 459, 576 Бююк-Чекмендже (Буюк Чекмедже), залив – 590 В авилон, город – 103, 106, 224, 345, 562, 608, 611, 614, 618 Валахия (Воложская земля), княжество – 21, 23, 25, 126, 141, 143, 258, 260, 261, 263, 383, 387, 409, 412, 422, 436, 461, 562, 628 Васильевский остров в Санкт-Петербурге-618 Васильевское, село – 388 Веливри, город (см. Силиври) Великое княжество Литовское – 566 Венгерские горы (см. Восточные Карпаты) Венеция (Венецыя), город – 55, 171, 295, 588, 598 Верея, город – 392, 514 Верхний город, район Киева – 18, 19, 122, 138, 139, 240, 255, 256, 371, 399, 568 Ветка, остров на реке Сож, центр старообрядчества – 386–390, 392, 395, 397, 398, 401, 402, 404–409, 478, 484, 504, 624, 626 Византии (Византия), город (см. Константинополь) Византийская империя (Византия) – 420, 444, 470, 475, 562, 576, 577, 580, 585, 600 Византия, государственная резиденция султанов в Константинополе – 42, 161, 282, 582

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

заяц, симв. христианина (?) 187 сл. звезда 193. Зенон 18. знаки ремесленные на надписях 98–100. Y 81, знач. см. Т . Игнатий Богоносец 44, 104. illuminatus, illuminatio, см. освещение. имена личные, составл. из символ. выражений 68; имена христианские оскорбительные 2,21 сл.; имена христианские I сп. см. дитя. Ипполит 62. Иппократ 17. Ириней 4. 13, 38, 55, 104, 131, 171 прим. 3, источник, πηγ, fons=крещение 25. ΙΧΘΥΣ см. рыба и надписн. laeet in Christo, in sinu Abraham, ν κλποις βραμ, κα Ισακ, κα κωβ 27. Иероним 43, 48, 64, 137, 144, 174. Иоанн Златоуст 7, 10, 28 прим. I, 34, 53, 54. Иона пророк 135, 137 сп. Иулиан Отступник 72. Иустин Мученик 4, 17, 21, 24, 25, 55, 65, 71, 75, 76, 104, 129 сл., 137, 147, 158 сл. Калемеры надпись 113, 117, 155. Кальпурний 180. катакомбы: Александрии 125. Галлии (бл. Реймса) 125. Киренаики 125. Неаполя 125. Рима: Агнии 150, 175, 178, 202, 206; Василиссы 83; Гермеса 42, 83, 85, 143; Гордиана и Эпимаха 139 прим. I, 175; Каллиста 33, 58, 83, 100, 133 (пещеры св. Лукины), 139 прим. I (гробн. папы Корнилия), 144, 145, 146, 150, 176, 183; Кириака 56, 83, 84, 120, 177; Лукины 137, 143, 179, 182; Понтиана 136, 140, 163, 206; Претекстаты 30, 83, 106, 118, 165, 203; Прискиллы 42 сл., 139 прим. I, 178, 193, 199, 202; Петра и Маркеллина 136, 137, 140, 142, 185, 206; Сикста 85, 185; Фрасона и Сатурнина 36, 112, 152. Сицилии 125. Херсонеса 125. Катулл 61. Квинтилиан 17. Кипарис 195 сл. Киприан 12, 31, 131, 137, 148. Кирилл Иерусалимский 4, 6, 7, 22, 25, прим. 2, 53, 54, 65, 146, 171 прим. 3. Кириологическое письмо 94, 96. кит Ионов, κτος 137. кисть виноградная, см. гроздь виногр. Климент Александрийский 4, 24, 25, прим. 2, 26,40, 43,44, 48, 90 сл., 94 сл., 103–104, 125, 147, 157, 164 сл., 173, 188, 189, 203. Климент Римский 194, 198. ковчег Ноев κιβωτς 122, 133; символ Церкви 148; с маслиной(?) 195. Коιμητριον (coemeterium) 119. колодец φυαρ, puteus, cisterna=крещение 25. Константин Великий 24, 93. кон=vixit 112, 116, 124. корабль (лодка), симв. человеческой жизни=vixit 103, 104, 109, 110. 111, 114, 157 слл.;лодка с рулём и монограммой Христа=vixit in Christo 160 сл.; с голубем=spiritus tuus vixit in Ghristo 161; символ Церкви 162 сл.; корабль в языческой символике 157 сл.:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изд.: Thilo 1846. Tischendorf 1851, 132–166. Lipsius, Bonnet 1898, 65–116. Blatt 1930, 32–94. He использованы в изданиях: Ancyr. gr. 60, XVI в., лл. 663–698 Cant. Trin. 1408 (0.8.33), XVI в., лл. 30 об.–41 Istanb. Syll. 60, XVI в., лл. 663 слл. (?) Crypt. B.b.9, XII в., лл. 1–8 об. Hier. Sep. 66, XV в., лл. 121–142 Meteor. Met. 549, X в., лл. 34 об.–47 Meteor. Met. 513, XVII в., лл. 31 об.–39 об. Meteor. Met. 382 в., лл. XV 160 об.–165 Mosq. GIM gr. 395, XVI–XVII вв., лл. 331 об–332 Mosq. GIM gr. 397, XVI в., лл. 511–519 Mosq. RGB gr. 130, XIV в., лл. 56–64 об. Охоп. Bodl. auct. Е.5.12 (Mise 77), XII в., лл. 257–270 об. Scor. S III 9, XI в., защитные листы Vat. gr. 1190, XVI в., лл. 419–427 (Е III 872) Vat. gr. 1633, X–XI вв., лл. 354–357 об. Vat. gr. 2000, X в., лл. 58 об.–71 об. Marc. gr. VII.38, XVI в., лл. 331–338 об. Marc. gr. VII.39, XVI в., лл. 326 об.–345 об. Marc. gr. Vn.41, XVI в., лл. 417–424 об. pap. Vind. gr. 26227, VI–VII в. (BHG 109а) Athen. 1021, 1518 г., лл. 215 об.–235 об. (BHG 109b) Vat. Palat. 68, XIII в., лл. 1–11 (BHG 110а) Vat 866, XI–XII в., лл. 140 об.–143 об. (BHG 94f, 110b) L – Lawr. 139 (В 19), XI в., лл. 1–56 М – Mosq. RGB gr. 86, XV в., лл. 128–163 Р – Par. gr. 1313, XV в., лл. 110–162 V – Vat. Chigr. 42 (R VII 51), XII в., лл. 62 об.–74 Изд.: Vinogradov 2002, 19–78 (BHG 110с) Vat. Ott. gr. 415, XIV в., лл. 389 об.–397 об. (BHG 110d) Athen. 2108, XII в., лл. 78 06.–81 об. Полностью Laudatio (BHG 100) издавалась лишь М. Бонне. Ее частичную перепечатку см. в Prieur 1989 а , 708–744. Издание Бонне основано на трех списках (CNP), причем за основу были взяты NP, а не очевидно лучший С. Ниже дается список руко­писей памятника и его стемма. С – Par. Coisl. gr. 105, X в., лл. 52 об.–77 D – Douac. gr., XI в., лл. 330 об.–357 I – Iwir. 426, кон. XVI – нач. XVII в., лл. 152–194 об. L – Lawr. 232 (В 112), XI в., лл. 240–252 К – Kutl. 25, 1011 г., лл. 136–165 М – Mosq. GIM gr. 388, XI в., лл. 315 об. лл. N – Neapol. II С 26, XI в., лл. 175 06.–197 об.

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

125. Фрагменты резьбы: конец XVIII — начало XXI века; 126. Фрагменты резьбы: конец XVIII — начало XIX века; 127. Фрагменты резьбы: конец XVIII — середина XIX века; 128. Фрагменты резьбы: конец XVIII — середина XIX века; 129. Фрагменты резьбы иконостасов и киотов: конец XVIII — вторая половина XIX века; 130. Скульптура «Иоанн Богослов» из распятия. Размеры: высота 21 см X 7,5 см; 131. Пара декоративных накладок. Размеры: 19 см X 12 см каждый; 132. Икона «Избранные святые: святитель Феодор, архангел Михаил, пророк Илия»; 133. Икона «Богоматерь Толгская»; 134. Икона двухчастная: «Деисус трехфигурный»; «Воскресение — Сошествие во ад с двунадесятыми праздниками»; 135. Икона «Архангел Михаил» в резной раме; 136. Икона «Архангел Гавриил» в резной раме; 137. Икона «Архангел Михаил» в резной раме; 138. Икона «Архангел Гавриил» в резной раме; 139. Икона «Богоматерь с Младенцем и Ангелом» с резной рамой; 140. Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская»; 141. Икона «Богоматерь Владимирская»; 142. Икона «Крест-Распятие, с предстоящими и избранными святыми на полях»; 143. Икона «Воскресение — Сошествие во ад, с двунадесятыми праздниками и евангелистами в углах»; 144. Икона «Архангел» в резной раме; 145.Икона «Воскресение — Сошествие во ад, с двунадесятыми праздниками»; 146. Икона «Святая Троица Новозаветная» (фрагмент); 147. Икона «Рождество Христово (Поклонение пастухов)» в фигурной раме; 148. Икона «Архангел Гавриил из композиции Благовещения» в резной раме (фрагмент царских врат иконостаса); 149. Икона «Святитель Николай Чудотворец» в окладе и раме от киота; 150. Икона «Святитель Николай Чудотворец»; 151. Икона «Богоматерь Неопалимая Купина»; 152.Икона «Воскресение — Сошествие во ад, с двунадесятыми праздниками»; 153. Икона «Господь Вседержитель» в окладе; 154. Икона «Собор Архангела Михаила» в окладе; 155. Икона «Преображение Господне»; 156. Икона «Богоматерь Владимирская с восемью избранными святыми на полях»; 157. Икона «Троица Ветхозаветная (с гостеприимством Авраама)»; 158. Икона «Богоматерь Казанская»;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209536...

Хронологические несоответствия указывают на то, что, вероятно, церковное предание объединило в лице Г. Н. двух или более подвижников-исихастов с одним и тем же именем. Так, во-первых, это мог быть Григорий, основатель Григориата, к-рый устроил этот мон-рь не позднее 1328 г., о чем свидетельствует хрисовул имп. Андроника II Палеолога, выданный мон-рю св. Дионисия (см. в ст. Григория преподобного мон-рь ). Во-вторых, другой Григорий, наставник прп. Афанасия Метеорского, но в момент их поселения в Метеорах (ок. 1340) он был уже старцем и не мог стать учеником Ромила, родившегося в 30-х гг. XIV в., а тем более пережить его и написать его Житие. При этом строительство мон-ря Горняк твердо датируется 1379 г. на основании упомянутой грамоты кн. Лазаря. Соч.: Мон. Григория Житие прп. Ромила: По ркп. XVI в. Имп. Публ. б-ки собр. Гильфердинга: С прил. службы прп. Ромилу по ркп. XVII в. Белградской Нар. б-ки/Сообщ.: П. А. Сырку. СПб., 1900. (ПДП; Вып. 136); Halkin F. Un ermite des Balkans au XIV siècle: La vie grecque inédite de St. Romylos//Byz. 1961. Vol. 31. P. 111-148. Лит.: Качаловский В. Серб. жития и летописи как источник для истории юж. славян в XIV и XV вв.//Слав. сб. СПб., 1876. Вып. 3. С. 183-222; Βης Ν. Α. Συμβολ ες τν Ιστοραν τν Μονν τν Μετερων//Βυζαντς. 1909. Τ. 1; Ακολουθαι το σου κα θεοφρου πατρς Γρηϒορου το κττορος τς ν Αϒ Ορει Αθ Ι. Μ. το Γρηϒορου κα τς Αϒας Οσιοπαρθενομρτυρος Αναστασας τς Ρωμαας μετ πιμνημοσνου πρς τος κττορας τς μονς λϒου. Θεσσαλονκη, 1921; Gruji R. Grigorije// Stanojevi S. Narodna enciklopedija srpsko-horvatsko-slovenacka. Zagreb, 1925. Knj. 1. C. 782; Розов В. Синайцы в Сербии в XIV в.//Bsl. 1929. Т. 1. С. 16-21; Сп. Гpuropuje из 1952. 3. С. 85-106; он же. и код Срба у и у турско доба. Нови Сад, 1967. С. 189-214; Мечев К. Личността на писателя: Към характеристиката на изобразителна стил в Житието на Ромил Видински у мон. Григория//Лит. мисъл. София, 1972. T. 16. 2. С. 76-92; Jycmuh архим. Жumuje прп. оца нашег Гpuropuja или Он же. Жumuja светих за децембар. Београд, 1977. С. 251-259; Γερϒιος (Καψνης), ρχιμ. Περ το κττορος τς ν Αθ Ι. Μονς Γρηϒορου κα τς σχσεως ατο πρς τν Οσ. Γρηϒορον τν Σινατην//Παρδοση. Αθνα, 1979. Τευχ. 12-14. Σ. 108-116; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 101-102; С. Свети срби. Kparyjebaц, 1989. С. 143-145; Петр (Пиголь), игум. Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999. С. 140-154; Афонский патерик. М., 2002р. Т. 2. С. 407-408; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 263.

http://pravenc.ru/text/166854.html

плоть ( σρξ) 17, 39, 49, 62, 71, 79, 136, 140, 169, 188 покаяние ( μετνοια) 82, 128, 137 полнота ( πλρωμα) 5, 8, 14, 16, 18, 19, 24, 39, 48, 57, 77, 83, 95, 111, 130, 131, 138, 163 Помазанник ( κεχρισμνος, Χριστς) 15, 161 праведность ( δικαιοσνη) 8, 30, 43, 65 сн., 69, 82 правило ( κανν) 11, 15, 19, 20, 25, 49 3 , 92, 109, 151, 174, 175, 189, 204 предание ( παρδοσις) 4, 12, 14, 44, 47, 61, 64, 78, 95, 97, 99, 102, 103, 120, 130, 136, 143, 147, 150, 151, 152, 154, 155, 163, 164–166, 174, 176, 180, 181, 189, 193, 200 – богословское 47, 95, 103, 120 – византийское 78, 94, 130, 147 – духовное 95, 143, 193, 200 – живое 12, 51, 150, 154, 181 – животворное 200 – записанное 151 – исконное 97 – историческое 150 – иудейское герменевтическое 14 – каноническое 175 1 – литургическое 181, 193 – молитвенное 193 – народное 64 – святоотеческое 49, 51, 54, 93, 94, 98, 108, 199 – Священное 152 – средневековое 163 – схоластическое 152 – церковное 136, 147, 149 – экзегетическое 57, 61, 78, 98, 108, 119, 120, 127, 141, 143, 153, 175, 198 Предвечный Совет Божий ( προαινιος βουλ το Θεο) 48 Премудрость ( σοφα) 4, 6, 41, 99, 128, 151, 152, 154, 212, 215 – см. также мудрость преображение ( μεταμρφωσις) 25, 26, 109, 112 – п. сила ( μεταμορφωτικ δναμις) 9 природа ( φσις) 7, 14, 21, 29, 31, 38, 45, 53, 54, 60, 66, 67, 69, 70 (1) , 71, 76, 77, 86 сн., 90, 109, 132, 135, 136, 152, 156, 157, 165, 167, 177, 198, 206 притча ( παραβολ) 35, 136, 145, 159, 160, 166, 171, 215 (3) причина, источник ( φορμ, αιτα) 23, 53 сн., 89, 90, 91, 105, 132, 168 – первопричина 89 – причинный ( ατιος) 37 Промысл Божий ( πρνοια το Θεο) 19, 74, 82, 142 прообраз ( προεικνισις, πρτυπον) 17, 18, 26, 33, 35, 38, 47–49, 109, 114, 118, 127, 152, 164, 214 пророчество ( προφητεα) 6, 12, 15, 20, 21, 22, 30, 31, 38, 39, 73, 82, 96, 118, 126, 127, 154, 160, 183, 189, 190, 214 просвещение ( φωτισμς) 9, 20, 51, 69, 101, 104, 108, 109, 130, 141, 145, 149, 165, 167, 169, 174 разум ( τ λογικν) 9, 16, 26, 53–56, 60, 63 сн., 64, 67, 70, 71, 80, 85, 88–94, 104–106, 108, 132, 134, 1325, 141, 142, 153, 157, 162, 165–167, 177, 178

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Бельки – народ в Северо-Восточной Европе 236 Белый остров (греч. Левка, Ахиллов остров, Макарон) – совр. остров Змеиный в Черном море неподалеку от устья Дуная, известный в античности культом Ахилла 21, 95, 98, 105, 108, 139, 143, 148, 190, 235, 241, 244 Беотия – местность в Греции 258 Бессы (биессы) – народ в Европейской Сарматии рядом с Карпатскими горами 186, 216, 256 Бик (Бук, Букес) – река в Северо-Западном Приазовье 185, 230, 242, 244 Бика – озеро в Северном Причерноморье, возможно, Сиваш 184, 187, 188, 242 Бирафон – город в Западном Причерноморье 280 Бодин – гора в Сарматии 185 Бодины – народ в Европейской Сарматии 187 Бойон (Бион) – город в Крыму 189 Болото (Меотийское) см. Меотида Большой Ромбит см. Ромбит Боргис – река в Северо-Восточном Причерноморье 147 Борисфен (Ористенис) (1) – совр. река Днепр 35, 40, 45, 46, 47, 52, 56, 58, 98, 99, 100, 103, 104, 105, 106, 108, 109, 110, 111, 114, 120, 143, 148, 184, 185, 186, 187, 188, 189, 190, 209, 232, 235, 241, 242, 244, 245, 263, 280 Борисфен (Бористенида) (2) – иное название греч. города Ольвии, расположенного на одноименной реке 41, 55, 135, 241, 270, 278 Борисфенида – совр. остров Березань в устье Днепра и город на нем 187, 190, 232 Борисфениты – жители Борисфена 40, 46, 55, 136, 138, 139, 140, 176, 241 Боруски – народ в Европейской Сарматии 186 Боспор Киммерийский – совр. Керченский пролив 20, 25, 27, 28, 37, 42, 58, 97, 100, 101, 103, 105, 109, 112, 114, 119, 122, 142, 144, 147, 154, 166, 178, 189, 190, 192, 195, 210, 226, 228, 229, 230, 231, 244, 246, 247, 262, 270 Боспор Фракийский – совр. Босфорский пролив 28, 57, 62, 79, 105, 160, 225 Боспорское царство (Босфорания, Босфорана, Пусфорания) – греч. государство на берегах Керченского пролива со столицей в Пантикапее (Керчи) 83, 87, 88, 89, 99, 111, 116, 117, 121, 125, 126, 133, 147, 152, 153, 160, 161, 163, 171, 172, 173, 174, 175, 188, 196, 197, 198, 252, 256, 278, 280 Боспорцы (боспораны) – жители Боспорского царства 105, 112, 120, 121, 131, 152, 171, 172, 174, 195, 252

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010