Понедельник: (лишь9 п.) T бога бога слова: Wcmabuм вси длъги t д7шъ нашихъ    Вторник: е7. Видите (см. трип, Феодора): Къий начатокъ сотвориши д7ше моа.    Среда: д7. О г7и моем: Cuzemь крт7ь и мир весь    Имени автора при них не указано. Построены они так же, как и трипеснцы св. Феодора, причем троичны прямо взяты из последних. Вследствие этого славянский переводчик, а быть может даже и переписчик его греческого оригинала, смешал данные трипеснцы с подлинными трипеснцами св. Феодора и поставил их как произведения последнего. Быть может, они являются отрывком полного цикла аналогичных трипеснцев на всю 40-цу и вместе с вышеуказанным комплектом трипеснцев на сырную седмицу принадлежат одному автору. Несомненно одно только, что трипеснцы сырной седмицы появились еще в иконоборческие времена. В богородичне 5 п. пятка читаем: Упование концем, радость рабом твоим ты еси Дево чистая, чтущия любовию образ твой сохрани Пресвятая: и твоими молитвами всех нас чуждого свободи, яко премилосерднейшая. Богородичен 9 п. четверга начинается словами: Всем хулящим тебя, Дева Мария, да будет анафема. Таким образом, данные трипеснцы появились раньше 842 г.    Несколько позднее, повидимому, сравнительно с вышеуказанными двумя песнотворцами выступает со своими произведениями третий подражатель св. Феодора — знаменитый сицилиец св. Иосиф Песнописец. Начало его общественной деятельности совпадает с последними годами жизни св. Феодора: в то время как последний был сослан (815—820) Львом Армянином за св. иконы в Малую Азию, Иосиф Песнописец со своим учителем, св. Григорием Декаполитом, защищал православие в Константинополе, а затем был отправлен своим наставником в Рим к папе Льву III с посланием о гонениии и о помощи против иконоборцев. Но вместо Рима он попал в плен арабам на Крит, откуда избавился лишь в год смерти Льва Армянина (820). После этого он возвратился в Константинополь к св. Григорию, которого уже не застал в живых. Некоторое время св. Иосиф оставался на месте его подвигов, а затем перешел к храму св. Иоанна Златоуста. Сюда к нему собралось много монахов, которые избрали его своим игуменом, и он основал здесь монастырь. С этого времени начинается его песнотворческая деятельность. При императоре Феофиле (829—842) св. Иосиф за иконопочитание подвергся ссылке. По возстановлении иконопочитания в 842 г. он не хотел оставлять места своего изгнания и лишь после долгих и частых просьб царствующих особ, т. е., Феодоры и Михаила, согласился вернуться в Константинополь, куда он прибыл после кончины св. Мефодия, патриарха константинопольского († 14 июня 847 г.). Здесь он отказался от всех предлагавшихся ему почетных должностей и согласился принять лишь сан скевофилакса великой церкви и то по настоянию нового патриарха Игнатия. В этом сане св. Иосиф оставался до самой своей кончины (883).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Содержание великопостных трипеснцев преп. Феодора составляют: изображение спасительности подвигов поста (трипеснцы понедельника), призыв к покаянию и добродетельной жизни (трип. вторника), прославление Креста Господня (трипеснцы среды и всей 4-й седмицы) и крестных страданий Спасителя (трип. пятницы), прославление свв. апостолов (трипеснцы четверга) и свв. мучеников (трип. субботы), и т п. С внутренней стороны трипеснцы весьма удачно охарактеризованы в приведённом выше рассказе древних биографов преп. Феодора Ст. о борьбе двух направлений церковной поззии – студийской и сиракузской на о. Сардинии. В этом рассказе в уста преп. Феодора, явившегося предстоятелю Сардинии во сне, Vita А 748 влагает, между прочим, такие слова: «не высокопарность речи и не изящество выражений обыкновенно смягчают сердца, но слово смиренное, составленное на пользу и во всём здравое; такое слово я предпочитаю всякой учёности, считаю достойным всякого и почитаю выше того, которое только слух услаждает» Трипеснцы преп. Феодора действительно представляют «слово смиренное, составленное на пользу и во всём здравое». Всё здесь дышит глубоким религиозным чувством покаяния, сокрушения о своих грехах, благоговения пред Судьёй живых и мёртвых, и живого упования на милость Божию и спасительное предстательство пред Господом пресв. Богородицы и святых угодников Божиих. Но с точки зрения словесной формы они не имеют особенно выдающихся достоинств. По крайней мере, для учеников Григория сиракузского 749 они были σολοικ и ο κατ λγον συντεϑειμνα – σολοικ потому, что обиловали множеством выражений, оборотов и даже слов, звучавших для литературно-воспитанного греческого уха чем-то варварским; ο κατ λγον ουντεϑειμνα, вероятно, потому, что не были строго согласованы с требованиями стихотворной речи, а более приближались к творениям прозаическим. Такое же впечатление получается и от чтения их в современной Триоди: они не могут быть причислены к произведениям собственно поэтическим, написанным по правилам определённого стихотворного размера, хотя в них и встречается множество прекрасных антитез и сопоставлении, сообщающих им некоторую поэтическую окраску.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Подобные люди могли в пользу Феодора истолковать и то, что от Ивы собор Халкидонский требовал произнести анафему на Нестория, а ничуть не потребовал анафемы на Феодора, не смотря на сродство учения обоих лиц (Д. IV. 244). Это можно было истолковать так: собор Халкидонский не считал законным анафематствовать Феодора. Но это еще не все, в чем можно было находить опору для защиты Феодора, из чего можно было видеть, что церковь как бы еще охраняла память Феодора от осуждения. Известно было, что и порицатели Феодора из 4-го века, каковы св. Кирилл, св. Прокл, император Феодосий младший, щадили память Феодора. В то время, когда Кирилл и Прокл. после III Вселенского собора начали борьбу против Феодора и против его сочинений, как зараженных несторианством, появились и другие борцы против того же Феодора, но борцы неразумные, не рассудительные, которые в своем противодействии Феодору заходили так далеко, что даже и православные мнения его провозглашали еретическими; это были монахи и клирики из Армении и Персии, зараженные монофизитством 26 . Они обратились к Проклу и самому императору с прошением, в котором энергически умоляли их подвергнуть осуждению Феодора: «просим, дабы было у вас единство против Феодора и святотатственных глав и мнений его и тех, которые думают или учат подобному. Просим, чтобы чрез вас осужден был по имени, еще прежде осужденный безъменно (т.е. в сочинении Прокла против Феодора), более Нестории святотатственный в различном нечестии Феодор» (Д. V. 130). Составители прошения писали: «мы определили признать Феодора уклоняющимся во всём от правоты догматов» (Д. V. 128). Голос этих неразумных противников Феодора, мысливших монофизитски, заставил быть более осторожными, более мягкими в отношении к Феодору прежних жарких порицателей его, именно Прокла и Кирилла. К этому присоединились и другие обстоятельства, которые также требовали особенной осторожности от вождей православия в образе деятельности против Феодора. Мы имеем в виду указать высокое уважение, каким имя и сочинения Феодора пользовались в целом обширном патриархате Антиохийском.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Подобные люди могли в пользу Феодора истолковать и то, что от Ивы собор Халкидонский требовал произнести анафему на Нестория, а ничуть не потребовал анафемы на Феодора, несмотря на сродство учении обоих лиц (Д. IV, 244). Это можно было истолковывать так: собор Халкидонский не считал законным анафематствовать Феодора. Но это еще не все, в чем можно было находить опору для защиты Феодора, из чего можно было видеть, что церковь как бы еще охраняла память Феодора от осуждения. Известно было, что и порицатели Феодора из 5-го века, каковы св. Кирилл, св. Прокл, император Феодосий младший, щадили память Феодора. В то время, когда Кирилл и Прокл после III вселенского собора начали борьбу против Феодора и против его сочинений, как зараженных несторианством, появились и другие борцы против того же Феодора, но борцы неразумные, не рассудительные, которые в своем противодействин Феодору заходили так далеко, что даже и православные мнения его провозглашали еретическими; это были монахи и клирики из Армении и Персии, зараженные монофизитством 60 . Они обратились к Проклу и самому императору с прошением, в котором энергически умоляли их подвергнуть осуждению Феодора: «Просим, дабы было у нас единство против Феодора и святотатственных глав, и мнений его, и тех, которые думают или учат подобному. Просим, чтобы чрез вас осужден был по имени еще прежде осужденный бесименно (т. е. в сочинении Прокла против Феодора), более Нестория святотатственный в различном нечестии Феодор» (Д. V, 130), Составители прошения писали: «Мы определили признать, Феодора уклоняющимся во всем от правоты догматов» (Д. V, 128). Голос этих неразумных противников Феодора, мысливших монофизитски, заставил быть более осторожными, более мягкими в отношении к Феодору прежних жарких порицателей его, именно Прокла и Кирилла. К этому присоединились и другие обстоятельства, которые также требовали особенной осторожности от вождей православия в образе деятельности против Феодора. Мы имеем в виду указать высокое уважение, каким имя и сочинения Феодора пользовались в целом обширном патриархате Антиохийском.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Борьба сосредоточилась вокруг имени и учения Феодора Мопсуестийского. Мнение, высказанное впервые Раввулой и подтвержденное Кириллом, что Феодор – «отец» ереси Нестория и что его сочинения заключают не меньшую хулу, чем сочинения самого Нестория 210 , было общим убеждением всех противников Антиохии. Для них осуждение Нестория уже заключало в себе осуждение Феодора 211 . Все же те, кто, анафематствуя Нестория, продолжают разделять учение Феодора, только лишь упорствуют в несторианской ереси. Их анафема Несторию – voce et lingua (букв. «голосом и языком». – Ред.) 212 – обращалась тем самым в анафематствование самих себя. Только отказ от Феодора мог снять подозрения в несторианстве 213 . С этой точки зрения Ива был особенно подозрителен. Он был не только почитателем Феодора, каких на Востоке было довольно много, но и вел, в числе немногих, деятельную пропаганду сочинений и учения Феодора. По вступлении Ивы на епископскую кафедру персидская школа возобновила перевод сочинений Феодора на сирийский язык. Эта деятельность школы, в которой Ива принял деятельное участие, обратила на него внимание всех противников сочинений Феодора. Этой деятельностью воспользовалась и враждебная Иве партия в Эдессе для выступления против него. Толчок к этому был дан извне. Ива вступил на епископскую кафедру в тот момент, когда вопрос о Феодоре стал очередным церковным вопросом. На этот раз его вполне официально подняла Армения. Письма Раввулы и киликийских епископов к Армянской церкви не остались без последствий. Армянские епископы составили собор и отправили в Константинополь двух делегатов с письмом, в котором излагали историю спора и просили дать указания, кого считать православным, Феодора или Раввулу и Акакия. Письмо было адресовано на имя Прокла, который занял константинопольскую кафедру после смерти Максимиана, умершего 12 апреля 434 года. Старый противник Нестория, Прокл всецело разделял учение Кирилла. Однако открытое осуждение Феодора Проклу казалось невозможным. Он отлично понимал, что такой шаг вызовет разрыв с Антиохийской церковью, с которой он вступил в общение по занятии кафедры. Поэтому вместо ответа на вопрос он предпочел занять среднюю позицию. В своем ответе – томосе – Армянской церкви он изложил учение о Воплощении, почти совпадающее с учением Кирилла, и неодобрительно отнесся к христологии Феодора, однако нигде не упоминая его имени. После безымянного осуждения на Эфесском соборе символа веры Феодора это было уже второе осуждение учения Феодора. Ответ Прокла был написан в 435 году. К сожалению, нет возможности более точно определить дату письма, а вместе с тем установить связь между этим письмом и императорским указом от 3 августа 435 года, воспрещающим чтение и распространение сочинений Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос мучеников, глас 6-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста...». По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников (по выбору) . «Слава» – светилен вмч. Феодора: «Венченосче святе...», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Во чреве Твоем...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: мучеников, глас 5-й – 3, и вмч. Феодора, глас 1-й – 3 ; затем стих мучеников: «Проидохом сквозе огнь и воду,/и извел ны еси в покой», и стихира мучеников, глас 5-й: «Страстотерпцы Христовы...» (см. славник Минеи на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Священия дар...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й: «Болезньми святых...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...» . На часах – тропарь мучеников: «Болезньми святых...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки мучеников и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны мучеников, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь мучеников: «Болезньми святых...», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь мучеников: «Болезньми святых...», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – мучеников и вмч. Феодора. Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и мучеников. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго. И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-23/

И поется вся служба храма в неделю сыропустную, якоже предписася на ряду. Главы 31 и 32. Аще случится храм святаго, во вторник, или в среду, или в четверток, или в пяток, 1-я недели поста, и поется служба храма в субботу 1-я недели поста, с службою Феодора Тирона В пяток вечера, кафисма рядовая. На Господи воззвах, поем стихиры на 10: триоди самогласен дне, дважды: и храма, 4: и Феодора, 4. Слава, храма: И ныне, Богородичен 1-й гласа. Вход, и чтение дне, и храма: и прочая служба Преждесвященных, и три поклоны великия. По заамвонней же молитве, поем канон святаго Феодора над коливом, по обычаю: потом, Буди имя Господне: и псалом: и отпуст. [Зри] При часе же 6-м нощи поем повечерие великое. По Слава в вышних, исхождение творим, и поем самогласны стихиры, и Слава, храма: И ныне, Богородичен, в тойже глас. На стиховне стихиры храма: Слава, храма: И ныне, Богородичен по гласу. На благословении хлебов, тропарь храма, дважды: и Богородице Дево: единожды: и чтение храма. На утрени, на Бог Господь, тропарь храма, дважды: Слава, Феодора: И ныне, Богородичен, гласа. По кафисмах седальны храма. и чтение святаго. Полиелей, и седальны святаго, дважды: Слава, и ныне, Богородичен, и чтение. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, и Евангелие, и стихира храма. Канон, Феодора, со ирмосом на 6: и храма на 8. Катавасиа: Отверзу уста моя: По 3-й песни, кондак и икос Феодора: и седален его: Слава, храма: И ныне, Богородичен, и чтение. По 6-й песни, кондак и икос храма. По 9-й песни, светилен Феодора: Слава, храма: И ныне, Богородичен. На хвалитех стихиры Феодора, на 4: и храма на 4: Слава, храма: И ныне, Богородичен. Славословие великое. Тропарь, храма: Слава, Феодора: И ныне, Богородичен. Ектении, и отпуст, и обычное исхождение: и час 1-й. На часех, тропарь храма. Слава, Феодора: И ныне, Богородичен. По Трисвятом кондак Феодора и храма, пременяем: На литургии, блаженна храма, песнь 3-я, на 4: и Феодора, песнь 6, на 4. По входе тропарь храма Христова, или Богородицы, и храма, и Феодора: Кондак храма:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – кондак и икос мучеников, глас 6й; седален мучеников, глас 8й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста…». По 6й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников (по выбору) . «Слава» – светилен вмч. Феодора: «Венченосче святе…», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Во чреве Твоем…». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: мучеников, глас 5й – 3, и вмч. Феодора, глас 1й – 3 ; затем стих мучеников: «Проидохом сквозе огнь и воду,/и извел ны еси в покой», и стихира мучеников, глас 5й: «Страстотерпцы Христовы…» (см. славник Минеи на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6й: «Священия дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1й: «Болезньми святых…». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…» . На часах – тропарь мучеников: «Болезньми святых…». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки мучеников и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста . Блаженны мучеников, песнь 3я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь мучеников: «Болезньми святых…», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь мучеников: «Болезньми святых…», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – мучеников и вмч. Феодора. Апостол и Евангелие – субботы 1й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и мучеников. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго . И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 2-й ; седален Предтечи, глас 8-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста...». По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи: «Светоявленная возсия...». «Слава» – светилен вмч. Феодора: «Венченосче святе...», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Во чреве Твоем...». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: Предтечи, глас 4-й – 3, и вмч. Феодора, глас 1-й – 3 ; затем стих Предтечи: «Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него», и стихира Предтечи, глас 6-й: «Всечестную главу...» (см. славник Минеи на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас тот же: «Священия дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...» . На часах – тропарь Предтечи. «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки Предтечи и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны Предтечи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь Предтечи, тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь Предтечи, тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – святых (Предтечи и вмч. Феодора) . Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и Предтечи. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго. И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143).

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-12/

Кроме того, и Александрия могла быть задета этим шагом Прокла и могла увидеть в нем стремление к усилению влияния Константинополя. Если этот вопрос не стал на очередь, то потому, что Прокл не ограничился только этим требованием принятия его формулы веры. Уступая монофизитам, он приложил к томосу «главы» из Феодора, не упоминая и на этот раз имени Феодора, и предложил Востоку их осудить. Для Востока вопрос о Феодоре заслонил каноническую сторону вопроса. Кирилл, всецело одобряя действия Прокла по отношению к Феодору, не обратил особого внимания на требования Прокла принять его томос 226 . Кроме того, в особом письме на имя Иоанна Прокл обращал его внимание на деятельность Ивы 227 . Письма Прокла вызвали сильное волнение на Востоке. Они по праву были восприняты как покушение на личность Феодора. Защита Феодора становилась все труднее: течение против Феодора численно разрасталось, захватывая все большее количество церковных округов. На самом Востоке происходили волнения, вызванные агитацией возвратившегося из Константинополя и направлявшегося в Александрию Максима. Позиция Александрии была более чем сомнительна, даже в Иерусалиме наблюдалось значительное неудовольствие отношением Антиохии к Феодору 228 . При таких обстоятельствах удар из Константинополя, откуда он менее всего ожидался, пришелся очень больно. Однако Антиохия не считала возможным уступить в вопросе о Феодоре. Осуждение Феодора в настоящий момент, даже в той форме, в которой предлагал Прокл, было бы равно отказу от диофизитства: речь шла не о неправильностях учения Феодора, а вообще об учении о двух природах. По получении писем от Прокла Иоанн созвал собор в Антиохии, который, приняв томос Прокла, весьма решительно отказался осудить приложенные «главы». Собор обратился с посланиями к императору, Проклу и Кириллу. Это было в 438 году 229 . Главная надежда Иоанна заключалась в том, что Кирилл не поддержит Прокла, если не в силу догматических оснований, то, во всяком случае, по каноническим соображениям. Иоанн старался представить все дело Кириллу как неуместное вмешательство Прокла, которое может вызвать нарушение церковного мира. Однако Кирилл не поддержал Антиохию. Наоборот, осведомленный Максимом о положении вещей, особенно в Константинополе, он считал возможным для себя на этот раз совершенно открыто выступить против Феодора. В своем ответе Иоанну он крайне резко высказался против Феодора и даже потребовал от антиохийского епископа запрещения в церкви проповеди «безбожного учения Феодора» 230 , а в письме к императору Феодосию он прямо указывал на Диодора и на Феодора как на «отцов нечестия Нестория» 231 . К этому же времени относится его сочинение с изобличением учения Диодора и Феодора. В многочисленных письмах, при которых Кирилл рассылал свое сочинение, он старался поднять против Диодора и Феодора и тех, кто до сих пор держался в стороне от этой борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010