Образ П. как затворника иначе решен на выполненной в традициях академической живописи иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), к-рая была также создана в мастерской Киево-Печерской лавры и находится при нижнем входе в Дальние пещеры. Полуфигура П. представлена в легком развороте влево. У преподобного светло-каштановая окладистая средней длины борода, пряди темно-каштановых, вьющихся на концах волос лежат по плечам; на голове - округлой формы клобук, в схиме. Правая рука, скрытая почти до середины ладони мантией, приложена к груди, голова наклонена, на молитвенную сосредоточенность указывает взор, направленный не «горе», а «долу». В XX в. традиционное для иконописи, следующей канонам византийской и древнерусской живописи, изображение П. вошло в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова), на иконах 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на списках совр. иконописцев (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках и др.) - его фигура показана в 1-м ряду группы чудотворцев Дальних пещер: старец в рясе, мантии, клобуке, с молитвенно протянутыми руками; изображение идентифицируется по надписи, в к-рой содержится только имя святого. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2578813.html

Поздней весной 1341 г. Д. Д. получил письмо от Григория Акиндина ( Greg. Acind. Ep. 12). Согласно свт. Филофею Коккину , Д. Д. на тот момент находился «в горах между Фракией и Скифией, где, между прочим, и другой дивный в безмолвии Григорий (Синаит.- Авт.) по возвращении своем с Синая устроил скит (φροντιστριον)» ( Philotheus. Encomium//PG. 151. Col. 597). На основании этого свидетельства Филофея Р. Лёнерц идентифицировал упомянутое место с одним из мон-рей в Месомилионе (наиболее пустынной части Парории, пограничной области между Византией и Болгарией к северу от Адрианополя (совр. Эдирне, Турция)), основанным прп. Григорием Синаитом ( Loenertz. 1970. P. 89-90; Laurent. 1960. P. 150), под духовным руководством к-рого в то время, вероятно, находился Д. Д. Акиндин предупреждает Д. Д. о нашествии «скифов», т. е. монголов ( Loenertz. 1970. P. 90-91; Laurent. 1960. P. 148-153; протопр. И. Мейендорф отождествлял их с болгарами: Meyendorff. Introduction. P. 79. Not. 55), и приглашает в К-поль на Собор (10 июня 1341), на к-рый свт. Григорий Палама был вызван патриархом Иоанном XIV Калекой , с тем чтобы дать ответ на обвинения Варлаама. Считая, что Варлаама не так просто победить, поскольку свт. Григорий Палама дал ему нек-рые основания для обвинений в двоебожии, Акиндин призывает повлиять на свт. Григория его друзей, особенно Д. Д., «вследствие благоразумия и очевидной любви» к нему. Сам автор письма не может этого сделать, поскольку свт. Григорий Палама подозревает его во враждебности после реакции Акиндина на 3-е письмо к нему свт. Григория (подробнее см. в ст. Григорий Палама ). Акиндин упоминает также еще об одном, более раннем письме к Д. Д., которое не сохранилось ( Greg. Acind. Ep. 12. 40-41). По пути в столицу из окрестностей Адрианополя свт. Григорий Палама также отправил Д. Д. письмо с приглашением на Собор, но его к тому времени в Парории уже не было. Д. Д. прибыл в К-поль на 3-й день после свт. Григория ( Philotheus. Encomium//PG. 151. Col. 597) «в середине зимы» (χειμνος τ κμαιτατον - Ιωσφ Καλοθτου Συϒϒρμματα/Εκδ. . Γ. Τσμη. Θεσσαλονκη, 1980. S. 238. 73), т. е. в дек. 1340 или янв. 1341 г. В числе сопровождавших Д. Д. отшельников был мон. Дионисий (PLP, N 5490), один из адресатов свт. Григория (ΓΠΣ. T. 2. S. 479-500). Нет сомнения, что на июньском и, вероятно, июльском Соборах 1341 г. (RegPatr, N 2210 и 2212) Д. Д. выступил на стороне свт. Григория Паламы, но никаких подробностей о его деятельности на этих Соборах не известно.

http://pravenc.ru/text/168558.html

После возобновления мира с имп. Анной Иоанн Кантакузин встал во главе гос-ва, а И. В. 17 мая 1347 г. был возведен на освободившийся после низложения Иоанна Калеки Патриарший престол (RegPatr, N 2273). Возведение И. В. совершил митр. Кизический Афанасий (PLP, N 389; один из адресатов свт. Григория Паламы: ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 411-454) после отказа др. кандидатов - свт. Григория Паламы и прп. Саввы Ватопедского. Вновь поставленный патриарх рукоположил 32 новых епископа, сочувствовавших богословским воззрениям свт. Григория Паламы и подписавших томос К-польского Собора 1347 г. (этот Собор утвердил томос 1341 г. и подвел Иоанна Калеку под осуждение, к-рому подвергся в июне 1341 г. Варлаам; в отношении Григория Акиндина подтверждалось соборное осуждение 1341 г., хотя на самом деле осуждение Григория Акиндина не было зафиксировано письменно в томосе 1341 г. (RegPatr, N 2270; текст см.: Hunger. Register. N 147. S. 364-382)). 21 мая 1347 г. И. В. короновал Иоанна VI Кантакузина во 2-й раз. Первая коронация Иоанна Кантакузина была совершена 21 мая 1346 г. патриархом Иерусалимским Лазарем, к-рый, однако, так и не получил утверждения после избрания от имп. Андроника III. После этого император наконец утвердил патриарха Иерусалимского Лазаря (RegPatr, N 2275). Нек-рое время спустя И. В. повенчал Иоанна V Палеолога с дочерью Кантакузина Еленой ( Cantacus. Hist. III 30. 17). Весной 1347 г. И. В. поставил свт. Григория Паламу митрополитом Фессалоникийским вместо низложенного Иакинфа ( Philotheus. Encomium//PG. 151. Col. 613). Однако той же весной более 20 епископов (RegPatr, N 2281. P. 228) выступили против поставления И. В. патриархом. Отмежевавшись от осужденного Григория Акиндина, они обнародовали томос, в к-ром низлагали свт. Григория Паламу и И. В., поставленного, по их мнению, незаконно, с помощью светской власти и совершившего после назначения ряд незаконных низложений. И. В. и свт. Григорий были обвинены в преследовании оппозиционеров, неблагочестии, отлучении детей от их родителей под предлогом аскезы (обвинение против проповеднической деятельности И. В. в Фессалонике еще в бытность его мирянином), иконоборчестве, отказе от священных предметов. В этом документе (RegPatr, N 2281) также осуждались воззрения и свт. Григория Паламы и Варлаама с Акиндином (без указания имен) относительно различия божественной сущности и энергий и попытки ввести лжеучение о множестве богов (PG. 150. Col. 877-885). В авг. 1347 г., после безуспешных попыток патриарха привести епископов к повиновению, они были формально низложены И. В. и его синодом (синодальный томос был подписан также Иерусалимским патриархом Лазарем), но не лишены сана: исполнение решения синода было отложено в надежде на их покаяние (RegPatr, N 2289).

http://pravenc.ru/text/Исидором I.html

В совр. богослужебных книгах помещены следующие каноны К. (нумерация носит условный характер): 1 - прор. Моисею, 4 сент.; 2 - архистратигам Михаилу и Гавриилу, 8 нояб. (в рус. Минее приписывается Иоанну); 3 - в Неделю святых праотец, 18 дек. (без указания авторства, но в богородичнах греческого канона восстанавливается имя К.); 4 - прп. Иоанну Лествичнику, 30 марта (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 243-249); 5 - семи отрокам в Эфесе, 4 авг. (в рус. Минее без указания авторства). Также известны др. каноны К.: 6 - на погребение священников ( Goar. Euchologion. P. 455-460); 7 - мч. Лонгину сотнику, 16 окт. (AHG. T. 2. P. 179-188); 8 - Проклу, архиеп. К-польскому, 20 нояб. (Ταμεον. Σ. 98); 9 - сщмч. Клименту, еп. (папе) Римскому, 25 нояб. (Ibid. Σ. 104); 10 - свт. Николаю Мирликийскому (AHG. T. 4. P. 96-115; об атрибуции этого канона К. см.: Kazhdan A. An Oxymoron: Individual Features of Byzantine Hymnographer//RSBN. 1992. Vol. 29. P. 24); 11 - прп. Мартиниану, 13 февр. (AHG. T. 6. P. 232-244); 12 - мч. Кодрату (Квадрату), 10 марта (Ibid. T. 7. P. 137-149; ср.: Rocchi. 1883. P. 318); 13 - свт. Евстафию Вифинийскому, 29 марта (AHG. T. 7. P. 311-319; ср.: Rocchi. 1883. P. 302); 14 - прп. Никите Мидикийскому, 3 апр. (AHG. T. 8. P. 74-86; ср.: Rocchi. 1883. P. 318); 15 - вмц. Ирине, 5 мая (Ταμεον. Σ. 197); 16 - мч. Панхарию, 16 июня (Ibid. Σ. 219); 17 - сщмч. Мефодию Патарскому, 20 июня (Ibid. Σ. 222-223); 18 - св. Евпраксии, 25 июля (AHG. T. 11. P. 453-469; ср.: Rocchi. 1883. P. 310); 19 - св. Аверкию, еп. Иерапольскому, 22 окт. ( Pitra. Analecta Sacra. T. 2. P. 180-185); 20 - мч. Акиндину, 2 нояб. (ActaSS. Nov. T. 1. P. 510-521); 21 - на пострижение монахов ( Rocchi. 1883. P. 286); 22 - над умирающим; 23-24 - на смерть священников; 25 - на смерть монахини (Ibid. P. 287); 26-27 - Пресв. Богородице (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), Μητρ. Θεωθοκριον. Chennevières-sur-Marne, 1931. Σ. 26). К. принадлежит комплекс песнопений для Постной Триоди: на каждый из будних дней Великого поста (с понедельника 1-й седмицы до Лазаревой субботы) он составил по 1 трипеснцу и 2 стихиры-подобна (см.: Карабинов. 1910. С. 140-144); также К. принадлежит канон 28) об усопших в субботу мясопустную, канон 29) в неделю 4-ю поста (в ркп. обозначен как «о впадшем в разбойники», но эта тема не раскрывается: в начале канона вспоминаются притча о богаче и Лазаре (Лк 16. 19-31) и воскресение Лазаря, характер канона глубоко покаянный), 2 стихиры-подобна в Блудного сына неделю (см.: Карабинов. 1910. С. 144). Великопостные песнопения К. представляют собой подобны к песнопениям др. гимнографов, в т. ч. прп. Феодора Студита. В великопостных песнопениях К. разъясняет пользу поста, призывает к аскетическим подвигам, причем весьма часто прибегает к библейским примерам. Ряд песнопений К. по рукописям был издан М. Арко Магри ( Arco Magri. 1979).

http://pravenc.ru/text/1841333.html

Прозвище М. Г. могло происходить от его физического недостатка. На это намекает Григорий Акиндин в 37-м письме, сравнивая М. Г. из-за его внешнего вида (πεπηρωμν σματι и т. п.) с гомеровским персонажем Терситом ( Homer. Il. II 211-277), а также с согбенной женщиной из Лк 13. 11. Этим сведениям в определенной мере соответствуют слова самого М. Г., пишущего в послании к патриарху Иоанну Калеке о своем состоянии здоровья в таких выражениях: τ σματι μν γιανων μετρως («телесное здоровье посредственное» - Παναγιτου. 2006. Σ. 41. 8). По гипотезе А. Риго ( Rigo. 2013. P. 151), поскольку слово Κυρτς присутствует во вкладных записях, сделанных самим М. Г., оно могло быть фамильным (нигде более не засвидетельствованным) или происходить от названия местности (мон-ря или церкви). Судя по актам Великой Лавры, в XI в. в Фессалонике был храм с подобным названием (Καθαρς πρεσβτερος το Κυρτο//Actes de Lavra/Éd. P. Lemerle et al. P., 1970. Vol. 1. 53. P. 278. 37. (ArAth; 5)). Оппоненты же М. Г. могли использовать его фамилию для игры слов. М. Г. в посвящении имп. Иоанну VI Кантакузину (Paris. Coislin. 288. Fol. 3r - 5v) и в письме ему же (Ibid. Fol. 213r - 221r) говорит о себе в таких выражениях: «Марк монах, простой оборванец [букв.: (одетый в) рубище], смиренный молитвенник» (Μρκος μοναχς, ετελς ακενδτης, ταπεινς εχτης). Просопографические проблемы Идентичность М. Г. и автора паламитских сочинений окончательно доказана Риго ( Rigo. 2013) на основании детального анализа рукописей, в частности - текстологических совпадений. Не исключена возможность отождествления М. Г. с Марком , учеником прп. Григория Синаита (подробнее см.: Ibidem). Все прочие попытки отождествить М. Г. с др. лицами, включая автора Марковых глав в Типиконе, являются ошибочными (подробнее см.: Дунаев. 2012. С. 578-581). Сочинения Святоотеческая антология Сохранилась в рукописи Paris. Coislin. 288 (сер. XIV в.), являющейся автографом М. Г., переданным им Лавре ( Rigo. 2013. P. 137). До недавнего времени не было замечено, что сочинения М.

http://pravenc.ru/text/2562250.html

Лит.: SynCP. Col. 187-190; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 452; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 22; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1206; Janin. Églises et monastères. P. 15-16. М. В. Грацианский Гимнография Эти мученики особо почитались в Византии, и их память содержится в большинстве Месяцесловов : в Типиконе Великой ц. (IX–X вв.), где указано совершать празднование в «их мартириуме в Девтероне» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), в Стишном прологе придворного к-польского поэта XI в. Христофора Митилинского и во мн. др. источниках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 341). В Студийско-Алексиевском уставе (XII в. ГИМ. Син. Греч. 330. Л. 90об.) предписано читать на утрене мучение А. и его дружины. Согласно Мессинскому Типикону (1131) (Arranz. Typicon. P. 47-48), представляющему собой италийскую редакцию Студийского, нек-рым спискам Иерусалимского (напр., XII в., Sin. gr. 1096 - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32), а также по первому печатному рус. Типикону 1610 г. и Уставам, используемым совр. греч. и рус. Церквами (см. Типикон. Т. 1. С. 237-238), А. положена служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ). Последование этим святым известно уже по многочисленным рукописям студийского типа (напр., XII в. Ath. Philoth. 28; Ath. Doch. 31; РНБ. Греч. 551. Л. 127-130; РНБ. Греч. 227. Л. 111-112об.), подробное его описание содержится в Мессинском Типиконе (Arranz. Typicon. P. 47-48). Состав гимнографии (стихиры, канон, седален, кондак, экзапостиларий) мало изменился со времен действия Студийского устава (однако в совр. печатных греч. и рус. Минеях помещен особый тропарь мученикам - «    », тогда как, напр., в Мессинском Типиконе и в ркп. РНБ. Греч. 551 выписан общий - «      »). Канон 4-го гласа составлен прп. Феофаном Начертанным († 845). Славник на вечерне в афинской Минее приписывается гимнографу Антонию. Кондак святым содержится в рукописном Кондакаре (1-й пол. XIV в. ГИМ. Син. Греч. 437. Л. 47об.- 48об.). А. Ю. Никифорова Иконография Мученики Акиндин и Пигасий. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент

http://pravenc.ru/text/Акиндин Пигасий ...

(2-я пол. XI - нач. XII в.), преподобные (пам. 29 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие. Постриженики Киево-Печерского монастыря (см. Киево-Печерская лавра ). Рассказ о святых содержится в древнейшей части Киево-Печерского патерика (Слово 32 «О блаженем Марце Печернице»), составленной мон. Поликарпом (нач. 30-х гг. XIII в.) по просьбе киево-печерского архимандрита прп. Акиндина . Согласно рассказу из патерика, М. жил в пещере, день и ночь трудился над ее устройством, копая и вынося на своих плечах землю. В числе прочего его обязанностью было копать могилы для погребения усопших монахов (отсюда прозвище Гробокопатель). За работу святой никогда не требовал мзды, если же что-то и получал не по своей воле, то раздавал убогим. Молитвой и воздержанием он стяжал дар чудотворения, его повелений слушались даже мертвые. Однажды в монастыре преставился болевший инок. Студийский устав требовал скорого погребения усопшего, но подготовленного места для захоронения на тот момент не нашлось: святой не успел закончить работу вовремя. Локула (погребальная ниша, расположенная в стене подземной галереи), над к-рой он трудился, была еще слишком тесна для совершения обряда погребения. Братия начала роптать, обвиняя М. в нерадении. Тогда преподобный смиренно попросил умершего инока самостоятельно возлить на себя елей, что тот и исполнил. Спустя нек-рое время ситуация повторилась: после долгой болезни преставился брат, хоронить которого оказалось негде. М. повелел душе умершего вернуться в тело, а утром, когда место для погребения было приготовлено,- вновь покинуть его. По просьбе 2 иноков, Ф. и И., к-рые пожелали быть похороненными вместе, святой выкопал общую могилу (она представляла собой т. н. однолежанковую крипту; см.: Бобровський. 2002. С. 46-47). Младший из иноков И. преставился раньше и был погребен, когда старшего не было в монастыре. Когда Ф. вернулся в обитель и посетил пещеру, он стал укорять М. за то, что И. положили «на вышнем месте», которое принадлежало ему по праву старшинства. Тогда по слову святого на глазах Ф. и пришедших с ним монахов мертвый поднялся и лег ниже, освободив место. Это чудо, а также обращенные к Ф. слова М. о необходимости покаяния привели того к глубокому раскаянию. Ф. раздал все свое имущество, оставив только свитку и мантию, и с того времени проводил время в постоянном пощении, молитве и плаче, так что тело его сильно иссохло, а очи ослепли.

http://pravenc.ru/text/2562276.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Монашество (см. также по периодам) АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882 – 1938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121670_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА († 30 или 31.01.1109), свт. (пам. 31 янв., 30 апр., 14 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), еп. Новгородский (1096-1109), затворник Печерский. В юном возрасте (не позднее 1078) принял постриг в Киево-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ). В Киево-Печерском патерике ему посвящено особое «Слово о Никите Затворнице, посем бысть епископ Новугороду» (25-е Слово Основной редакции), написанное в 1-й трети XIII в. иером. Поликарпом и адресованное наряду с нек-рыми др. Словами печерскому архим. прп. Акиндину . В нем говорится, что в игуменство прп. Никона Великого (1078-1088) Н., будучи юным монахом и не имея достаточного духовного опыта, несмотря на предупреждение игумена, стал затворником, был прельщен за свою гордыню бесом, к-рый явился ему в виде ангела. Согласно записанному Поликарпом монастырскому преданию, от беса Н. получил провидческий дар и умение толковать Свящ. Писание, прежде всего ВЗ. Так, он узнал о гибели в Заволочье изгнанного из Новгорода кн. Глеба Святославича († 30 мая 1078 (НПЛ. С. 18; ср.: Там же. С. 201)), о чем в мон-ре стало известно только через неск. дней. О своем прозрении Н. оповестил княжившего в Киеве кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича († 3 окт. 1078): «Посылает же Никита ко Изяславу, яко: «Днесь убьен бысть Глеб Святославич в Заволочьи, скоро посли сына твоего Святополка на стол Новугороду»» (Древнерус. патерики. 1999. С. 37). То, что Н. был грамотен и начитан, а также считал себя вправе давать рекомендации киевскому правителю, свидетельствует, по-видимому, о знатном происхождении Н., о его принадлежности до пострига к боярской среде. Не случайно Н. стал пользоваться популярностью у знатных мирян: «...и от сего прослу затворник, яко пророк есть; и велми послушаху его князи и бояре» (Там же). Свт. Никита Новгородскй. Икона в иконостасе собора Св. Софии в Вел. Новгороде. 1659 г.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ ШАМПО (1068/70 - 1121/2), еп. Шалонский, схоластический богослов, основатель сен-викторской богословской школы ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич, 1795 - 1868), архим., историк философии, преподаватель богословия и церковного права ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕОРГИЙ АКРОПОЛИТ (2-я пол. 1217 — 1282), визант. историк, ритор, поэт, богослов, гос. деятель, дипломат и военачальник ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГИНКМАР (ок. 806 - 882), архиеп. Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ АКИНДИН (ок. 1300 - 1348), иером., визант. писатель, философ, богослов, осужденный как еретик за противоборство учению свт. Григория Паламы ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 - 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии ДОНН Джон (1572? - 1631), англ. теолог, декан собора св. Павла, поэт, основоположник метафизической школы

http://pravenc.ru/rubrics/122394_2.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010