Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Таблица 1 [Нем. Modalnotation], вид линейной муз. нотации, важнейшая предформа мензуральной нотации . М. н.- 1-я в западноевропейской истории система письменной фиксации музыки, в которой последовательно нотировался ритм. М. н. применялась преимущественно во 2-й пол. XII-XIII в. Вся многоголосная музыка школы Нотр-Дам (в рукописях, содержащих «Magnus liber organi» (Большая книга органума) - собрание многоголосных произведений 2-й пол. XII-XIII в.) и мотеты периода «Ars antiqua» записаны в системе М. н. В классической (5-линейной тактовой) нотации каждая ритмическая длительность передается особыми графическими элементами (штилем или его отсутствием, формой и/или штриховкой головки, точкой и т. д.) и абстрагирована от метра (напр., четверть может быть частью 2-, 3-, 4-четвертного и т. д. такта). Модальная ритмика была основана на 3-дольной мензуре (т. н. перфекции, лат. perfectio - букв. «совершенство», «законченность»), для заполнения к-рой в практике сложились готовые ритмоформулы - модусы . Чаще других теоретики XIII-XIV вв. ( Иоанн де Гарландиа и др.) описывали 6 ритмоформул, которые принято сравнивать с античными стопами (см. табл. 1: модусы показаны на примере 1-го ритмического ряда (ordo primus), к-рый включает 1 полное проведение формулы и 1 частичное (остаток 3-дольной мензуры заполнен паузой); см. также: Гирфанова. 2013). 1-й модус уподобляется трохею (хорею), 2-й - ямбу, 3-й - дактилю, 4-й - анапесту, 5-й - спондею, 6-й - трибрахию. Многократно повторяясь, модусы складывались в модальные серии, или ряды (лат. ordines) - аналоги 2-, 3-, 4-стопных стиховых строк. Паузы, отделяющие один ряд от другого, в М. н. за ненадобностью не выписывались (по той же причине не было и знака самой 3-дольной мензуры); по общему правилу они рассчитывались так, чтобы в сумме с нотой сохранялось «совершенство» (perfectio) 3-дольной мензуры. Таблица 2 Таблица 2 В основе ритмических модусов лежат только 2 длительности - бревис (brevis - короткая [нота]) и лонга (longa - долгая [нота]) (показаны в табл.

http://pravenc.ru/text/2563908.html

Никакого такого " свидетельства " у св. Афанасия нет. А уж за совет увидеть в чаше грудь Марии можно сразу отправлять к психиатру. Два вопроса к патриархии: 1. Что еще должен брякнуть ваш ставленник, чтобы даже вы признали его напыщенным дураком? 2. Что вы собираетесь делать с вашими придурками? ...Хотя, кого я спрашиваю? Вот владыка моспатриархии с лейблом " Бог " на нем самом: [далее следует фотография Святейшего Патриарха в облачении, в узоры которого вплетено слово «Бгъ»] … Вот он - белгородско-валуйский боженька в " воплощенной " мантии: [далее следует фотография епископа Валуйского Саввы] Епископ Валуйский Савва сообщает, что критикуемый протод. А. Кураевым текст является цитатой из книги митрополита Иерофея (Влахоса) «Господские праздники», которую сам протод. А. Кураев цитировал в качестве авторитетного источника в другой своей публикации http://diak-kuraev.livejournal.com/126755.html. Епископ Валуйский Савва полагает, что публикация протод. А. Кураева от 8 января 2020 года подпадает под правило Ап. 55 «Аще кто из клира досадит епископу, да будет извержен». Из публикации протод. А. Кураева от 8 января 2020 года следует, что он адресует епископу Валуйскому Савве следующие характеристики: «напыщенный дурак», «придурок», а также обвиняет его в кощунстве. Сопоставление текста (см. табл. 1) из Рождественского послания епископа Валуйского Саввы и цитаты из книги митрополита Иерофея (Влахоса) выявляет, что епископ Савва использовал парафраз из текста митрополита Иерофея. Несмотря на то, что текст епископа Саввы несколько изменяет смысл текста митрополита Иерофея, текст епископа Саввы кощунства в себе не содержит. Таким образом высказывания протод. А. Кураева в адрес епископа Валуйского Саввы могут рассматриваться как оскорбительные и клеветнические. Табл. 1 Епископ Валуйский Савва Храм, по свидетельству святителя Афанасия Великого, в этот миг уподобляется пещере, жертвенник — яслям, Господь — архиерею, священники — Иосифу и ангелам, клирики — волхвам, диаконы — пастухам, престол — Пресвятой Богородице, чаша — грудь Приснодевы, питающей Богомладенца, архиерейская мантия — воплощению, рипиды — Херувимам, дискос — Духу Святому, покровцы и воздух — Богу Отцу, все и вся покрывающему своей силой и мощью.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/06/reshen...

А.М. Смулов Глава II. Всероссийские монашеские съезды 1909 и 1917 гг. 2.1. Съезд представителей иночества 89 (1909 г.) Первый Всероссийский монашеский съезд состоялся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 05 по 13 июля 1909 г. (см. Приложение 7), и явился важным событием для всего русского монашества, крайне нуждавшегося в обсуждении назревших и больных вопросов его духовной и обыденной жизни. Св Синод определил Почетным председателем съезда Московского митр. Владимира (Богоявленского) , а председателем – Вологодского архиеп. Никона (Рождественского) , который и стал основным докладчиком с темой: «Нужды современного русского монашества». Таблица 13. Состав 90 участников иноческого съезда 1909 г. по священному сану и праву голоса Священный сан С правом решающего голоса С правом совещатель-ного голоса Итого, чел. Митрополит Епископ Архимандрит Схиархимандрит Игумен Иеросхимонах Иеромонах соборный Иеромонах Архидиакон Иеродиакон Схимонах Без сана Всего, чел. Источник: составлено автором по данным с. б/н – см. списки участников; 97] Таблица 14. Состав участников иноческого съезда 1909 г. по должности участника и праву голоса Должность С правом решающ. голоса С правом совещат. голоса Итого, чел. Епархиальный архиерей Викарный архиерей Настоятель Наместник Лавры Наместник монастыря Благочинный Лавры Благочинный монастыря Строитель скита Экклесиарх Лавры Келлиарх Лавры Начальник скита Казначей скита Заведующий подворьем Настоятель Сербского подворья в Москве Епархиальный миссионер Миссионер Управляющий типографией Лавры Типограф Лавры Правитель дел Лавры Ректор семинарии Преподаватель семинарии Помощник смотрителя духовного училища Секретарь архиепископа Игумен Иеросхимонах Иеромонах Архидиакон Иеродиакон Студент Духовной академии Письмоводитель Лавры Всего, чел. Источник: составлено автором по данным с. б/н – см. списки участников; 3–97] Как видно из табл. 13 и 14, в составе участников съезда были 8 архиереев, из которых три (Преосвященные Андрей (Ухтомский), епископ Мамадышский; Иоанн (Смирнов , †1918), епископ Киренский; Никон (Рождественский , †1919), епископ Вологодский и Тотемский), были непосредственно связаны с миссионерской деятельностью РПЦ. В работе съезда участвовали 35 архимандритов, 19 игуменов и 25 иеромонахов, служащие, в частности, наместниками 3 лавр и настоятелями 31 монастыря. Присутствовали один ректор духовной академии (Преосвященный Евдоким (Мещерский, †1935), епископ Волоколамский, второй викарий Московской епархии) и пять ректоров семинарий. Кроме того два священнослужителя несли послушания, связанные непосредственно с миссионерским деланием.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Предполагается, что это был 1-й храм, освященный во имя прп. Иоанна Лествичника. С нач. XIX в. делались попытки объяснить выбор посвящения. А. Ф. Малиновский считал, что престол устроен во имя патронального святого среднего сына Иоанна Калиты - Иоанна II Иоанновича ( Малиновский. 1992. С. 42-43). И. М. Снегирёв полагал, что вел. князь учредил храм во имя своего небесного покровителя ( Снегирёв. 1842-1845. С. 6). Г. И. Истомин пытался объединить оба мнения, предположив, что храм освящен во имя св. вел. князя и его сына ( Истомин. 1893). На княжеских печатях Иоанна Калиты, в т. ч. при духовных грамотах, изображен его небесный покровитель св. Иоанн Креститель. Определение сходным образом соименного святого Иоанна Иоанновича затруднено. Так, согласно наблюдениям сфрагиста А. В. Орешникова, на аргировуле при духовной грамоте князя изображен свт. Иоанн, патриарх Иерусалимский ( Орешников А. В. Мат-лы к рус. сфрагистике//Тр. Моск. нумизматического об-ва. М., 1903. Т. 3. Вып. 1. С. 123-124. Табл. 1. Рис. 4). Это определение единично (почитание свт. Иоанна, патриарха Иерусалимского, в рус. агиографических памятниках не прослеживается) и не подтверждается находками новгородских княжеских печатей (всего 21), среди к-рых есть 2 экз. с оттиском св. Иоанна Крестителя (по мнению В. Л. Янина и П. Г. Гайдукова, оттиск относится к ранней группе печатей, когда в Новгороде не знали, во имя какого святого крещен князь), в остальных случаях представлено изображение воина, идентифицируемого по фрагментам надписи как св. Иоанн Воин (см.: Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 69-71). По мнению Забелина ( Забелин. 1905. С. 75-76), в выборе посвящения и замысле строительства имела значение политическая мотивация - храм был сооружен по обету после удачного бескровного похода на Псков, где скрывался тверской кн. Александр Михайлович. Несмотря на то что версия Забелина сохранила актуальность, следует подчеркнуть ее гипотетический характер (ср.: Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Моск. Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 171-172). Вероятность того, что прп. Иоанн Лествичник был небесным покровителем Иоанна Иоанновича, следует из летописного сообщения XV в.: «В лето 6834… родися великому князю Ивану сын Иоанн марта в 30 на паметь Иоанна Лествичника» (Московский летописный свод кон. XV в.//ПСРЛ. Т. 25. С. 167).

http://pravenc.ru/text/577898.html

еп. Марк (Головков) Иерархия Русской Православной Церкви Русская Православная Церковь как часть Вселенской Церкви, имеет ту же трехстепенную иерархию, которая возникла на заре христианства. Священнослужители разделяются на диаконов, пресвитеров и епископов. Лица, находящиеся на двух первых священных степенях, могут принадлежать как к монашествующему (черному), так и к белому (женатому) духовенству. С XIX века в нашей Церкви существует заимствованный с католического Запада институт целибата, 1 однако на практике он встречается крайне редко. В этом случае духовное лицо остается безбрачным, но не приносит монашеских обетов и не принимает пострига. Священнослужители могут вступать в брак только до принятия сана. Для духовенства Православной Церкви обязательно единобрачие, разводы и повторные браки не допускаются (в том числе для вдовцов). В схематическом виде священническая иерархия может быть представлена в следующем виде (см. табл.). Белое духовенство Черное духовенство I. ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ) Патриарх Митрополит Архиепископ Епископ II. СВЯЩЕННИК Протопресвитер Протоиерей (старший священник) Игумен Иерей (священник, пресвитер) Иеромонах III. ДИАКОН Архидиакон (старший диакон, служащий с Патриархом) Архидиакон (старший диакон в монастыре) Протодиакон (старший диакон. Как правило, в соборе) Диакон Иеродиакон Монах ( греч. μνος – уединенный) – лицо, посвятившее себя служению Богу и давшее обеты (обещания) послушания, нестяжательства и безбрачия. Монашество имеет три степени. Искус (его продолжительность, как правило, составляет три года), или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после того произносили невозвратные обеты. Послушник (иначе – новоначальный) носит не полное одеяние инока, а лишь рясу и камилавку, и потому эта степень называется также рясофором, т. е. ношением рясы, дабы в ожидании принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути. Ряса – это одежда покаяния ( греч. ρσον – поношенная, ветхая одежда, вретище).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Среди памятников нашей седой старины три митры преданием выносятся в XI-XII века: одна 2 находится в Новоторжском Борисоглебском тверской епархии монастыре и считается, принадлежащею преподобному Ефрему, архимандриту и основателю сего монастыря (§ 1053), а две другие составляют принадлежность ризницы новгородского Софийского собора (бывшие на выставке Новгородского XV Археологического Съезда см. табл. X, 1 и 3), из коих одна якобы была на святителе новгородском Никите в гробе с 1108–1558 г., а другая считается даже за «велико-княжескую» шапку 3 . Но все эти фактические данные малоубедительны, и на них строить какие-либо выводы довольно трудно. Во-первых, о митре пр. Ефрема, архимандрита Борисоглебского Новоторжского монастыря, прямо можно утверждать, что она позднейшего происхождения (чему не противоречат и самые общие описания её), потому что архимандриты на православном Востоке доселе не носят митр, а у нас в России некоторых наиболее почитаемых монастырей архимандритов стали награждать митрами лишь с XVI столетия 4 . Во-вторых, митра новгородская, в виде синей гродетуровой шапочки, опушенной горностаевым мехом, ныне совершенно изъеденным молью, с вышитыми золотом по синему полю небольшими крестами и двумя херувимами и серафимами с надписями: «херовим», «серафим», и якобы лежавшая на голове святителя Никиты с 1108 по 1558 г., т.е. до времени открытия его мощей, не может быть относима к XII в. В год открытия мощей святителя Никиты в его гробу найден, между прочим, и находящейся на той же выставке посох из трех жимлостных палочек, с тремя резными яблоками и резными же на моржовой кости, которою украшены его поперечина и верхняя часть, изображения многих святых и в числе их святителя московского Петра, ростовского Леонтия и пр. Сергия Родонежского 5 . Ясно, следовательно, относить эту принадлежность епископского сана, странным образом попавшую в гробницу, ко времени погребения святителя Никиты мы не можем. Правильнее считать этот посох памятником XV-XVI в. и плодом усердия или архиепископа новгородского Евфимия II (1429–1458), или даже архиепископа (впоследствии митрополита московского) Макария (1526–1540) 6 . К этому приблизительно времени следует относить и занимающую нас митру, чему не противоречат ни форма её в виде шапочки, ни существующая на ней надписи. Что же касается другой шапки, которую считают «шапкою древнею великокняжескою или архиерейскою новгородскою», то она весьма мало имеет общего с указанными выше шапочками-митрами. Эта вторая новгородская шапка – деревянная, круглой формы, обложена алым атласом, с вышитыми на нем золотом и серебром шелками Деисусом, с двумя ангелами и херувимами, опушена горностаевым мехом внизу и венчается деревянным позолоченным крестом в деревянном круге 7 . По всем признакам это памятник XVII столетия и в число митр архиерейских отнесен по недоразумению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОЦЕЗ [греч. διοκησις; лат. dioecesis], адм. термин древнегреч. происхождения, первоначально обозначавший управление чем-либо (напр., городом). В таком значении он употребляется уже у Платона ( Plat. Prot. 319d) и Аристотеля ( Arist. Pol. 1287a6), затем приобретает оттенок управления финансами ( Demosth. In Timocratem. 96). На рубеже IV и III вв. до Р. Х. в греч. полисах появляется постоянная должность π τ διοικσει для контроля над доходами и расходами гос-ва ( Brandis. Sp. 786-790). В эллинистический период Д. начинают называть район, часть территории (см., напр.: Strabo. Geogr. XIII 4, 17; XIV 3, 2). Такое словоупотребление происходит из Пергамского царства, а после его завоевания римлянами проникает в адм. практику Римской империи. Первоначально римляне называли Д. судебные округа, затем - административно-территориальные единицы, выделяемые для удобства налогообложения ( Scheuermann. 1957. Sp. 1053-1055). В I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х. термин «Д.» получает более определенное значение: под ним понимается часть провинции, управляемая пропретором (в имп. провинциях) или легатом (в сенатских провинциях). О подобных Д. пишет Цицерон ( Cicero. Ad fam. III 8, 4; Idem. Epistulae ad Atticum. VI 2, 4), к-рый, в частности, упоминает, что 3 Д. из пров. Асия были переданы в пров. Киликия ( Idem. Ad fam. XIII 67). Однако не все провинции делились на Д. ( Kornemann. Sp. 718; об отдельных провинциях в период принципата см.: Ibid. Sp. 719-725). В ходе адм. реформ имп. Диоклетиана статус Д. существенно изменяется: с 297 г. провинции Римской империи объединяются в группы под властью викариев и эти крупные территориальные образования получают название Д. Диоклетиан создал 12 Д.: Восток, Понт, Асия, Фракия, Иллирик (Мёзия), Паннонии, Италия, Африка, Испании, Британии, Галлии, Вьеннский. Впосл. система Д. неск. раз пересматривалась в связи с территориальными потерями империи или по адм. соображениям (см. сравнительную табл.: Ibid. Sp. 727-734). Число провинций в одном Д. колебалось при Диоклетиане от 4 до 16 ( Scheuermann. 1957. Sp. 1056). В свою очередь неск. Д. составляло префектуру претория, и викарии этих Д. подчинялись префекту претория (всего было создано 4 префектуры: Восток, Иллирик, Италия, Галлия). Нек-рые Д. (напр., Иллирик) управлялись непосредственно префектами, не имея своих викариев. Система Д., введенная Диоклетианом для централизации управления, привела к росту бюрократии. Уже в V в. она перестает нормально функционировать ( Jones. Vol. 1. P. 374), а в VII в. отмирает. Однако понятие Д. в прежних значениях продолжало использоваться в Византии. Д. именовался налоговый округ, во главе которого стоял чиновник, ответственный за сбор прямых налогов. Д. называлась также часть фемы и вообще адм. района ( Klein, Ferluga. Sp. 1098-1099).

http://pravenc.ru/text/178522.html

А.М. Смулов 3. Анализ источников и литературы, относящихся к формулировке принципов православной миссии Понятно, что ни в Св. Писании, ни в последующих трудах приведенных авторов, за исключением современных, исследовавших именно вопрос принципов миссии, прямо не указывается на тот или иной миссионерский принцип, но в то же время возможно формулирование принципов, исходя из излагаемого контекста. В Св. Писании формулировка принципов миссионерской работы новозаветного времени возможна по прочтению Книги Деяний и Апостольских посланий, в первую очередь посланий апостола Павла. Зададимся целью сформулировать миссионерские принципы на основе анализа книги Деяний, для этого выполним подбор стихов и охарактеризуем их содержание (см. табл. 2). Таблица 2. Определение миссионерских принципов на основе содержания избранных стихов книги Деяний Стихи книги деяний Содержание принципа Категория принципа «… вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:8 ). Божественное предопределение к миссионерскому служению. Божественно-богословская. «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» ( Деян.1:23–26 ). Божественное предопределение к миссионерскому служению. Божественно-богословская. «Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?» ( Деян.2:6–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

Рейтинг изображения: 2 (88) , (0) . Описание: Икона выносная двухсторонняя " Ветхозаветная Троица " - " Богородица Абалатская " . Первая половина XIX века. Материал, техника: сусальное золото, дерево, золочение, темпера. 49 х 43 см. Место создания: г. Невьянск, Свердловская область. Местонахождение: Государственное автономное учреждение культуры Свердловской области " Невьянский государственный историко-архитектурный музей " . Файл 31962.jpg:   Размер: 699x800, 0.56 MPix, 153 Kb. Дата: 2018-06-02, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (91) , (0) . Описание: Изображение Пресвятой Богородицы Абалацкой 7144 июля 7 дня (прославление иконы: 1636 год 7 июля). Вторая половина XVIII века. Дерево, левкас, паволока, темпера. 10,8 х 7,6 х 0,8 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Оборотная сторона. Файл 32377.jpg:   Размер: 567x800, 0.45 MPix, 217 Kb. Дата: 2018-07-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (108) , (0) . Описание: Абалацкая Пресвятая Богородица. XIX век. Дерево, темпера. 26.8 х 22 см. Частное собрание. См.: Изображение иконы Одигитрия Абалацкая (Абалакская) http://pravicon.com/image-32141 Файл 34697.jpg:   Размер: 1200x1462, 1.75 MPix, 758 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (44) , (0) . Описание: [По иконографии очень близка Одигитрии Абалацкой.] Икона Божией Матери Милующей. ...С греческой надписью (1686 год). Родовая икона Лихачевых (Торопецких помещиков XVII столетия). Собрание автора. Примечание: Едва ли не копия с Хиландарской иконы " Вразумившей экклесиарха " . См.: Материалы для истории русскаго иконописания [Текст] : атлас [снимков]/Н. П. Лихачев. - С.-Петербург : Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1906. - Ч. 2, I-aя пол., табл. (380-590): Таблицы CCXI-CCCCXIX, I-aя пол. Файл 35133.jpg:   Размер: 623x933, 0.58 MPix, 198 Kb. Дата: 2020-11-11, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (35) , (0) . Описание: Изображение Чудотворного образа Пресвятой Богородицы Абалацкия. Фрагмент гравюры. Вторая половина XVIII в. Из собрания А.В. Олсуфьева [Из серии 130 икон Пресвятой Богородицы]. РНБ

http://pravicon.com/icon-4150

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (ГТГ, К-5348), Евангелие апракос полный, галицко-волынская рукопись кон. XII (?) - нач. XIII в. (в лит-ре существуют также датировки памятника от сер. XII до нач. XIV в.), высокий образец древнерус. книгописания, книжной иллюминации и миниатюры. Небольших размеров кодекс (16×13,2-13,8 см) написан на тонком пергамене хорошей выделки (228 л.) мелким каллиграфическим письмом. История Г.-В. Е. не прослеживается до 1679 г., когда рукопись 11 мая поступила на Московский Печатный двор , по всей вероятности, из Пскова (судя по полистной скрепе дьяка И. Арбенева). До 1-й четв. XX в. Г.-В. Е. хранилось в б-ке Московской Синодальной типографии под 5 (позднее 6), откуда между 1918 и 1945 гг. было передано в ГТГ. Галицко-волынское происхождение рукописи, не имеющей записи писца, обосновано А. И. Соболевским с учетом языковых данных. Месяцеслов Г.-В. Е. из слав. и рус. праздников содержит только память св. князей Бориса и Глеба (24 июля). Кодекс украшен 4 полихромными миниатюрами высокого художественного качества с изображениями евангелистов (Л. 1 об.- Иоанн, 40 об.- Матфей, 91 - Лука, 129 об.- Марк), представляющими пример усвоения на рус. почве образцов визант. искусства переходного стиля (от комниновского к классицизму XIII в.). Миниатюры имеют частичное соответствие как в миниатюрах ряда совр. им греч. рукописей, так и в более ранних памятниках монументальной живописи на территории Македонии (прежде всего в стенописях Курбинова). Заставка на л. 2 (к наст. времени сильно поврежденная) и многочисленные инициалы старовизант. стиля с элементами «народной» тератологии выполнены киноварью и (до л. 169 об.) золотом на высоком уровне, по всей видимости, 2 мастерами. Лит.: Соболевский А. И. Очерки из истории рус. языка. К., 1884. Ч. 1. С. 11-16; Стасов В. В. Слав. и вост. орнамент по рукописям древнего и нового времени: [Альбом]. СПб., 1887. Табл. XLIV, 1-11; Попова О. С. Галицко-волынские миниатюры раннего XIII в.: (К вопр. о взаимоотношениях рус. и визант. искусства)//ДРИ: Худож. культура Домонгольской Руси. М., 1972. С. 283-315; То же, с доп.// Попова О. С. Визант. и древнерус. миниатюры. М., 2003. С. 123-151; СКСРК, XI-XIII. С. 167-168, 147; Запаско Я. П. Пам " ятки книжкового мистецтва: Укр. рукоп. кн. Льbib, 1995. С. 42, 48-49, 239-242 (кат. 40); Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 92, 122, 142-419.

http://pravenc.ru/text/161543.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010