48 Неясность подробностей дала Чиампини повод сказать, что здесь представлен змей (=нитка!), которого извлекает из урны женщина, или же – этот змей обвивается вокруг урны и намеревается ужалить женщину. Ciampini Vet. mon. II, p. 8. 49 О формах благословляющего перстосложения см. исследования архиепископа Никанора в Православном Собеседнике 1869–1870 годов; также отдельное сочинение «О перстосложении для крестного знамения и благословения». Спб. 1890 (из журнала «Странник»). 52 Наглядный пример подобной неуверенности представляет сам В. Шульце: в одном и том же сочинении он отнес этот саркофаг сперва к середине (S. 211) , потом к началу V в. (S. 216). 53 Puc. Ciampini, vetera mon. t. I, tab. XLIX (неудовлетворительный). Garrucci, tav. CCXI. CCXII, I. Rohault. de Fleury, L’Evangile t. I, pl. II. Lehner Taf. III, 21. Agincourt, Malerei XVI, 4 (рис. неудовлетворительный). 54 Подобное положение усвоено Богоматери в сцене благовещения на Оксфордской таблетке VI–VII в. (по Дидрону VIII–X в. Annales archol. vol. XX, p. 118). 57 Описание и рис. В «Трудах московского археологического общества» т. I (1867 г.), сравни также визант. Альбом гр. Уварова ст. 73 и след. (Изд. гр. П.С. Уваровой 1890 г.). Другое изображение благовещения указано гр. Уваровым на переплете (IV–V в.) эчмиадзинского Евангелия; к сожалению, неизвестны его подробности. (Протоколы подготов. комит. V-ro археологич. Съезда в Тифлисе, стр. 353). 58 До 50-ти памятников III–XII век. указано в соч. Рого де Флери «La Sainte Vierge», но византийских, в строгом смысле слова, в числе их немного. Хронологич. распределение не везде точно; например, камея национ. библ. 262 в тексте отнесена к V в.; а под рисунком ее означен VI в. (pl. IX). 60 Biscioni. Catal. bibl. Med. Laurent. 171; tab. V. Garrucci CXXX, 1. Agincourt. XXVII. 2 (рис. неверен). R. de Fleury, L’Evang. I, pl. I, 3. Усов, «Труды моск. археол. общ.» т. XI, вып. 2, табл. V. 62 Garrucci. CDLVIII, 2. О происхождении его: Biblioth. nation. Notice des objet exposés II, 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

– 1911. – Т. 1. – С. 108, табл. 13,2; Белова А.Н. Неизданные монеты Херсонеса//СА. – 1941. – Т. 7. – С. 328, табл. 7, Анохин В.А. Обзор монетного дела средневекового Херсона//Нумизматика и сфрагистика. – 1968. – Вып. 3. – С. 103. 1833 Алексеенко H.A. Клад ранневизантийских монет из окрестностей Севастополя//X сб. – 2003. – Вып.12.– С.346. 1834 НЗХТ, инв. Опись коллекций за 1937 г. с Раскопки в Херсонесе//Архив НЗХТ. – Д. – И. – А. 21; Белов Г.Д., Стржелецкий С. Ф. Кварталы XV и XVI (раскопки 1937 г.)//МИА. – 1953. – – С. 87, рис. 38, 55; 53. 1835 Косцюшко-Валюжинич К. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1901 году. – С. 87; Сорочан С.Б., Зубарь В.М., Марченко A.B. Херсонес... – С. 129–130. 1836 Косцюшко-Валюжинич К.К. Раскопки Херсониса в 1896 г.//Археологические известия и заметки издаваемые Императорским Московским археологическим обществом. – М., 1897. – Т. 5. – С. 174. 1837 Седикова A.B. Отчет о раскопках водохранилища в Херсонесе в 1992 году. – А. 6, рис. 20,1. К сожалению, в отчете не указаны размеры и вес находки. Аналогичная по форме гиря из собрания Эрмитажа (d-2,3 см, h – 0,7 см, 31,84 г.] соответствует 1 унции, однако буквенные обозначения на гире из раскопок засыпи водохранилища несут скорее указание на 5 унций (Г°Е), что является большой редкостью (ср.: Чуистова А.И. Античные и средневековые весовые системы, имевшие хождение в Северном Причерноморье//Археология и история Боспора. – Симферополь, 1962. – Т. 2. – С. 108, табл. 47, 90; Гурулева В.В. Византийские весовые знаки бывшего музея Русского Археологического института в Константинополе//НЭ. – 1999. – Т. 16. – Табл. 1,8; Antonov D. Ancient Finds From the Vicinity of Butan, Vratsa District (lst-6 th C.)//Stephanos Archaeologicos in Honorem Prophesiorie Ludmil Getov. – Sofia, 2005. – P. 23, fig. 9,3, cat. вес 63,19 г). 1839 Отчет за 1903 год. – А. 26; см. – Сорочан С.Б., ЗубарьВ.М., Марченко A.B. Херсонес... – С. 215–216, 228–229. 1840 Сорочан С.Б. Ранневизантийский сектор услуг: менялы (IV–IX вв.)//B Bichik Xapkibcьkoro haцiohaльhoro yhibepcumemy im.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее следуют великая ектения и антифоны. Епископ стоит, окруженный сонмом священнослужителей. Сам епископ напоминает Спасителя, а священники Апостолов. Ко времени пения: «Единородный Сыне» все священнослужители уходят боковыми дверями в алтарь, епископ остается один среди храма. Затем совершается «малый вход». Весь сонм священнослужителей снова выходит из алтаря на середину храма с Евангелием, свечами, дикирием, трикирием и рипидами (см. рис. 216, л. 53). После лобызания епископом Евангелия все священнослужители медленно удаляются Царскими вратами в алтарь с пением величественным напевом: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу»… Епископ, войдя в алтарь и облобызавши престол, производит каждение алтаря, иконостаса и народа. Во время каждения из алтаря слышится, словно ангельское, пение трех детских голосов «Ис полла эти деспота» (Мальчики, поющие в алтаре эти слова, называются обыкновенно «исполлатчиками»). Далее следует пение тропарей и кондаков, причем после обычного возгласа диакона: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» – протодиаконом делается молитвенное возглашение с пожеланием многолетия Св. Синоду, Государю, Епископу, Военачальникам, Градоначальникам и Христолюбивому воинству. После этих выкличек священнослужители поют кондак дня и епископ делает первый свой возглас «Яко Свят еси, Боже наш» и начинается пение «Св. Боже». Трисвятое поется 6 1/2 раз: попеременно поют сначала священнослужители в алтаре, затем певчие на клиросе и исполлатчики на середине храма. Перед пением «Святый Боже» исполлатчиками Архиерей выходит на солею с крестом и трикирием и, созерцая молящихся, верующих в Господа – «духовный ветроград» (сад Божий), обращается к Небесному Ветроградарю со словами: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди «и», его же насади десница Твоя» (см. рис. 226, л. 57). Далее Литургия следует обычным порядком (чтение Апостола и Евангелия 99 , сугубая ект. молитва за Государя, др. ектении) до Великого входа. За Великим входом обычное поминовение гражданского и духовного начальства, делаемое священником и диаконом, повторяется Архиереем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1042 Романчук А.И. Херсонес VI – первой половины IX в. – С. 26, рис. 6, 1, 4–9; 7, 1–3; Романчук А.И., Сазанов A.B. Краснолаковая керамика ранневизантийского Херсона//Средневековый Херсон: история, стратиграфия, находки. – Вып. 1. – Свердловск, 1991. – С. 32–35; Сазанов А. В. Импортная краснолаковая керамика первой половины VII в. н. э. из Херсонеса//КСИА. –1992. – Вып.208.– С. 40–46; Сазанов A.B. Краснолаковая керамика Северного Причерноморья ранневизантийского времени//МАИЭТ. – 1994. – Вып. 4. – С. 406–433; Голофаст A.A. Штампы V–VII вв. на посуде группы «Африканской краснолаковой» из раскопок Херсонесского городища//МАИЭТ. – 1996. – Вып. 5. – С. 77–83; Голофаст A.A. Штампы V–VII вв. на посуде группы «Фокейской краснолаковой» из раскопок Херсонесского городища//МАИЭТ. – 2002. – Вып. 9. – С. 135–216. 1043 Сазанов A.B. Хронология керамических комплексов Херсонеса конца VI–VII вв.//Византия и народы Причерноморья и Средиземноморья в раннее средневековье (IV-IX вв.): Тезисы междунар. конф. – Симферополь, 1994. – С. 62–63; SazanovA. Les enembles clos de Chersonese de la fin du VIetroisieme quart du Vile siecles: la chronologie de la ceramique//Colloquia pontica. – 2000. – Vol. 5. – P. 123–149; Романчук А.И. Очерки истории и археологии византийского Херсона. – С. 169–176, табл. 7.2 (комплексы 1А, 1Б1,1Б2 в портовом районе); 1044 Hayes J. W. Late Roman Pottery. – London, 1972. – P. 371; Romancuk A.I. Cherson im Mittelalter//BS. – 1992.– T. 53. – Fase. 2. – S. 207. 1046 См.: Романчук А.И., Сазанов A.B., Седикова A.B. Амфоры из комплексов византийского Херсона. – С. 46; Романчук А.И. Очерки истории и археологии византийского Херсона. – С. 183. 1049 Chrysos E. Die Nordgrenze des byzantinischen Reiches im 6. bis 8. Jh.//Die Volker Sudosteuropas im 6. bis 8. Jh. – Munchen; Berlin, 1987.– S. 27–40; Velkov V. Der Donaulimes in Bulgarien und das Vordringen der Slawen//Die Volker Sudosteuropas im 6. bis 8. Jh. – Munchen; Berlin, 1987. – S. 141–169. 1050 Karayannopulos G. Les Slaves en Macedoine. Le pretendue interrupuption des communications entre Constantinople et Thessalonique du 7 au 9 siecle//Bakirtzis Ch. A propos de la basilique paleochretienne de Kipia. – Athenes, 1989. – P. 9–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По учению Церкви каждая высшая степень церковной Иерархии заключает в себе благодать, а вместе с тем права и преимущества предыдущих степеней. Эта мысль наглядно выражается тем, что священные одежды, свойственные низшим степеням церковной Иерархии, принадлежат и высшим. Поэтому у священника, кроме диаконских одежд – стихаря (называющегося в этом случае подризником) и поручей, есть еще следующие: Епитрахиль 45 – одежда, носимая священником на шее и опускающаяся сверху донизу. Она сопутствует диаконскому орарю, вдвое сложенному, и означает двойную благодать священства. Без епитрахили священник не совершает ни одной службы. Пояс – опоясывает подризник. Набедренник – продолговатый плат, носимый священником на правом боку. Фелонь, или риза, верхняя одежда, длинная и круглая без рукавов, но с отверстием для головы и с вырезом впереди. У епископов, кроме священнических одежд, епитрахили, стихаря, пояса и поручей, существуют: саккос, омофор, палица, митра. Саккос – верхняя архиерейская одежда, по виду похожая на стихарь, но короче его и со звонцами. Соответствуя священнической ризе, саккос имеет одинаковое с ней значение. Омофор 46 по форме походит на диаконский орарь и священническую епитрахиль, только гораздо шире и длиннее последних, и возлагается поверх архиерейского саккоса, одним концом спускаясь вперед (на грудь), а другим – назад (на спину) епископа. Без омофора архиерей не совершает ни одной службы, и в этой одежде архиерей представляет собою Иисуса Христа, Который на раменах Своих понес грехи людей. Палица – небольшой квадратный (ромбовидный) плат, привешиваемый на правый бок. Митра 47 – головное украшение, означает духовную власть, а вместе с тем терновый венец и сударь, обвитый кругом главы Спасителя (см. рис. 216, л. 53). Священникам головные покровы даются в виде отличия, напр. скуфья, камилавка 48 , а иногда за особые заслуги и митра. 45. Символическое значение священных одежд Каждая священная одежда имеет символическое значение, напоминая о важности служения церковной Иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ты, Господи, Который в третий час ниспослал Св. Духа на Апостолов, не отъими сего Духа и от нас, но обнови в нас, молящихся Тебе. Тропарь 6-го часа: Иже в шестый день же и час на кресте пригвожден в раи дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших, рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Господи, Ты, Который в шестой день и в шестой час пригвоздил на кресте Адамов грех , дерзновенно совершенный им в раю, раздери запись и наших грехов, Христе Боже, и спаси нас. Тропарь 9-го часа: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Господи, Христе Боже, вкусивший ради нас смерть Своею плотью в девятый час дня, умертви мудрование нашей плоти и спаси нас. 90. Схема часов 1. Обычное начало. 2. Три псалма. 3. На 1-м часе – 5, 89 и 100; 4. На 3-м часе – 16, 24, 50; 5. На 6-м часе – 53, 54, 90; 6. На 9– м часе – 83, 84 и 85 пс. 7. Слава и ныне, аллилуиа. 8. Тропарь «часа», праздника или Святого. («Дневной» тропарь из Октоиха, а Святому – из «Минеи»). 9. Богородичен. 10. Трисвятое. «Отче наш». 11. Кондак праздника или Святого. (Кондак дневной – из Октоиха, а Святого – из Минеи). 12. «Господи помилуй» 40 раз. «Слава и ныне». «Честнейшую Херувим». 13. Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час». 14. Заключительная молитва к Господу Иисусу. 74 Слово литургия происходит от греч. слова λετος=литос, общественный, торжественный ργον=эргон, дело, служба (значит общественное, торжественное дело или служба). 75 Облачение священнослужителей перед Литургией совершается после чтения некоторых положенных молитв пред Царскими вратами, что называется «совершением входного». 76 Словом «воздух» большой покров называется потому, что вея им на литургии во время символа веры (см. рис. 229, л. 58), священник колеблет воздух. Введение воздуха объяснялось естественной необходимостью закрыть Св. Дары от насекомых. Ранее подобное назначение исполняли рипиды (рис. 216, л. 53). 79 В некоторые праздники Трисвятая песнь заменяется другими. Напр. в Пасху, Троицын день, в Рождество Христово, Богоявление, в субботу Лазареву и Великую, поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа». (Те, которые крестились во имя Христа, во Христа и облекись благодатью Христовой. Аллилуиа). Это пение напоминает о том, что в древности к этим праздникам приурочивали крещение оглашенных. – В праздник воздвижения Креста Господня (14 сент.) и в неделю Крестопоклонную поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тип 4. Композиция из круга, совмещенного со знаком «угол» (рис. 1, 17). Группа А. Круг и вписанные в него символы (середина, вторая половина XIII–nepbaя половина XIV вв.). В это время продолжает бытовать посуда с клеймами типа 2 (рис. 1, 5–7), типа 3 (рис. 1, 13, 14), типа 4 (рис. 1, 16). В XIV веке данная группа усложняется за счет «усиления» ранее существовавших типов: тип 3 (рис. 1, 8, 9). Тип 3. Клеймо в виде двух и четырех концентрических кругов, вписанных один в другой. В центре меньшего расположена небольшая горизонтальная линия (рис. 1, 8, 9) Тип 4. Клеймо в виде концентрических кругов, соединенных между собой одной спицей и диаметральной линией, проходящей через обе окружности (рис. 1, 18). Клеймо в виде двух концентрических кругов, соединенных четырьмя перемычками, причем одна из них продлена до центра внутреннего круга (рис. 1, 19). Клеймо в виде двух концентрических кругов, соединенных диаметральной линией и двумя перемычками, одна из которых выходит за пределы внешнего круга и образует подобие прямоугольной фигуры, примыкающей к его внешней части (рис. 1, 20). Все типы клейм группы А символизируют центр, вокруг которого происходит движение. Эту группу клейм правомерно соотносить с символикой солярного культа. В тех же случаях, когда внутри круга заключена другая фигура или композиция, сам круг воспринимается как «усилитель» или «защитник» символа, размещенного посередине. Группа Б. Крестообразные символы (конец XII– первая половина XIII в.). Тип 1. Клеймо в виде зачеркнутого креста (рис. 2, 1). Тип 2. Клеймо в виде свастики с загнутыми под прямым углом концами, направленными по часовой стрелке (рис. 2, 14). Тип 4. Клеймо в виде колеса – круга со спицами, пересекающимися в центре (рис. 2, 25–27). Группа Б. Крестообразные символы (первая половина XIII– начало XIV вв.). Тип 1. Клеймо в виде косого креста с дополнительными элементами (рис. 2, 6). Тип 2. Клеймо в виде трехконечной свастики с лопастями, направленными по часовой стрелке (рис. 2, 15). Клеймо в виде свастики со спиралевидными окончаниями, направленными против часовой стрелки, вписанной в круг (рис. 2, 8). Клеймо в виде свастики с загнутыми под прямым углом спаренными концами, направленными по часовой стрелке. Изображение заключено в круг (рис. 2, 7). Клеймо в виде свастики с загнутыми под прямым углом концами, направленными против часовой стрелки (рис. 2, 17). Клеймо в виде многолучевой свастики с неравномерно изогнутыми лопастями, направленными против часовой стрелки (рис. 2, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Для днищ горшков постройки 4 характерен ярко выраженный, сильно профилированный и одновременно изящный переход дна в стенку сосуда. Он достигается, во-первых, как уже отмечалось, за счет стремящегося к прямому угла отгиба стенки; а во-вторых, за счет Таблица 1 Параметрические характеристики целых форм горшков из заполнения постройки 4 и из слоя над ней Тип и подтип Общая высота (Н) Диаметр устья Диаметр наибольшего расширения (D) Диаметр дна Соотношение высоты и максимального диаметра ( H / D ) Угол отгиба стенки от линии дна рисунка h6C Рис. 2, 10 h6C Рис. 2, 1 h6C Рис. 2, 4 h6C Рис. 3, 3 h6C Рис. 1, 24 h6C Рис. 1, 6 h6C Рис. 4, 2 h6C Рис. 4, 1 h6C Рис. 4, 10 небольшой разницы между толщиной стенки придонной части сосуда и толщиной его днища. Она в подавляющем большинстве случаев меньше или равна средней толщине стенки. Днища из слоя над постройкой, напротив, отличаются слабовыраженной профилировкой и плавным переходом дна в тулово, образующим в месте перехода заметное утолщение, придающее некоторым донцам массивность. Из постройки 4 было получено шесть целых форм горшков, а из слоя над ней – три формы. Для сравнительного анализа их основные параметрические характеристики приведены в таблице 1. Анализ целых форм горшков и их частей позволяет сделать выводы, распространяющиеся на всю серию горшков из постройки 4. 1 . Судя по целым формам, днищам и придонным частям горшки из постройки 4 характеризуются вытянутыми пропорциями, чем существенно отличаются от приземистых горшков из слоя над постройкой, сближаясь скорее с керамикой древнерусского времени XII–XV веков С. 37, рис. 1; 2. С. 163–164, рис. 9–10; 3, табл. 78, 7; 5. С. 108–116, рис. 1–9; 6. С. 38, рис. 3]. В основе этих различий лежат, главным образом, параметрические характеристики горшков, важнейшей из которых, применительно для данного керамического комплекса, является соотношение высоты сосуда и его максимального диаметра (H/D). Этот показатель у горшков из постройки близок к 0,8 (для миниатюрных сосудов он иной). Горшки таких пропорций известны из закрытых комплексов Подмосковья, датирующихся последней четвертью XV–haчaлoм 60-х гг. XVI в. С. 51, 58, 184, табл. 121 А, табл. 123, 5], т. е. совпадающих по времени с периодом функционирования постройки 4. У горшков из слоя над ней H/D меньше 0,6 (табл. 1, 7–8). Исключение составляет красноглиняный неорнаментированный горшок с обильной примесью в тесте речного крупнозернистого песка (рис. 4, 10). На фоне керамики из заполнения постройки и из слоя над ней он выглядит весьма чужеродно. С горшками из постройки 4 он сближается лишь своими пропорциями (H/D=0,74). Почти идентичные по пропорциям и оформлению верхних частей горшки известны в московском регионе как «белоглиняные грубые», бытующие приблизительно с последней четверти XV до 60-х гг. XVI в. С. 58, рис. 2].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Группа Д. Символ «усеченный угол» (конец XII– первая половина XIII вв.). Тип 1. Клеймо в виде фигуры «угол», острие которого отсечено прямой линией, а окончания расходящихся линий под углом отогнуты наружу (рис. 3, 13). Тип 2. Клеймо в виде угла, выходящего из короткой горизонтальной черты, ниже которой расположена еще одна горизонталь, отделяющая знак от вытянутой аморфной фигуры (рис. 3, 14). Клеймо в виде усеченого угла, под которым горизонтально расположена фигура, напоминающая русскую букву «Н» (рис. 3, 15). Клеймо в виде усеченого угла, ниже которого расположена Т-образная композиция (рис. 3, 16, 17). Клеймо в виде усеченного угла, под которым расположен треугольник (рис. 3, 18). Группа Е. Символы в виде четырехугольных фигур (первая половина XIII–mpemья четверть XIV вв.). Тип 1. Клеймо в виде двух квадратов, вписанных один в другой (рис. 4, 1). Тип 2. Клеймо в виде квадрата, пересеченного прямыми линиями, выходящими из центров противоположных сторон, и одной линией, соединяющей углы (рис. 4, 2). Клеймо в виде квадрата, пересеченного прямыми линиями, выходящими из центров противоположных сторон (рис. 4, 3). Тип 3. Фрагмент клейма в виде квадрата со сложным изображением тройных линий, проходящих как по диагонали, так и из центров противоположных сторон (рис. 4, 4). Фрагмент клейма в виде квадрата, пересеченного двумя диагоналями (рис. 4, 5). Фрагмент клейма, состоящего из двух квадратов, вписанных один в другой. В центре малого квадрата знак в виде Н-образной композиции (рис. 4, 6). Фрагмент клейма, частью которого является квадрат, пересеченный прямыми линиями, выходящими из противоположных сторон (рис. 4, 8). Фрагмент прямоугольного клейма, в который вписан квадрат, пересеченный диагоналями (рис. 4, 9). Клеймо в виде квадрата, из одного угла которого выходит прямая линия, направленная во внешнее поле. Другая линия, выходящая из соседнего угла, направлена внутрь квадрата (рис. 4, 10). Тип 4. Клеймо в виде ромба с точкой в центре и с остриями, выходящими из углов наружу. Ромб вписан в круг (рис. 4, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Начну с голубя. На Древнем Востоке и в античном мире голубь — атрибут богини любви. Афродита Кипрская на многих монетах изображается в виде голубки; голубка служит эмблемой ее храмов (рис. 11, Целующиеся голуби — топос античного изобразительного искусства и литературы (рис. 13). Голубка — один из символов богини любви Иштар (рис. 14) и аналогичной богини или богинь, почитавшихся в Израиле (рис. 15) и Иудее (рис. 16). В изобразительном искусстве Сирии, Месопотамии и Греции нередко встречается такой мотив: голубь летает между двумя влюбленными, от одного к другому, как символ или вест­ник любви (рис. 17-22). Поэтому сравнение глаз с голубями можно перевести как «твои глаза внушают любовь, говорят о любви». Цвет и форма здесь, видимо, не имеют значения. Лани и газели на Древнем Востоке связаны с богиней – хозяйкой зверей и поэтому тоже входят в круг эротической символики вместе с голубем (рис. 33-35). В Прит 5:19 жена названа «ланью любимой и прекрасной серной». Когда героиня просит девушек поклясться дикими газелями и ланями, что они не станут будить любовь, пока сама любовь этого не захочет, то любовь здесь персонифицирована, речь идет почти что о самой богине любви. Тогда логично, что клясться нужно ее животными-спутниками, ее символами. Кроме того, в тексте есть еще игра слов, пропадающая в переводе. Цеваот «газели» омонимично эпитету Яхве (в русской передаче: Саваоф), означающему «воинства». Получается довольно смелая шутка. Тем самым подчеркивается, что речь идет о клятве кем-то божественным, но не национальным богом Яхве, а существами и символами, связанными с эротической сферой. «Лилию» в Песни песней следует понимать как водяную лилию, кувшинку. К числу видов кувшинки относится т. н. египетский лотос — белый и голубой, причем оба представлены не только в Египте, но и в Израиле (египетский лотос надо отличать от орехоносного, или индийского лотоса, который не принадлежит к кувшинкам). Отождествление евр. шошанна с египетским лотосом основано, во-первых, на этимологии. Во-вторых, оно подтверждается и контекстуально. Из Сир 50:8 видно, что шошанна означает цветок, растущий «у потоков воды». Согласно 3 Царств 7:19, 22, форму цветка шошанна имели капители колонн, а согласно 3 Царств 7:26 — бронзовый сосуд («море») в иерусалимском храме. Сосуды (рис. 8) и капители (рис. 9) на Древнем Востоке могли иметь форму лотоса. В древневосточном искусстве египетский лотос — символ жизни и возрождения (рис. 10, 25-28). Возрождающееся солнце изображается в виде младенца, сидящего на цветке лотоса (рис. 29-30). Древо жизни нередко изображается с цветками лотоса (рис. 36-37). Возможно, его символика объясняется тем, что цветки лотоса ночью прячутся под водой, а на заре появляются на поверхности. Таким образом, лотос мог ассоциироваться с солнцем, которое ежедневно возрождается, выплывая из подземного мрака. Лотос может изображаться как символический любовный подарок (рис. 26, 27).

http://texts.aquaviva.ru/cantique-des-ca...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010