Вопрос 1. Иные укоряют Давида за то, что умертвил известившего о смерти Сауловой (2Цар.1:15). Удивляться надобно за сие пророку и царю, а не порицать его, потому что, услышав об убиении человека неприязненного, плакал, да и не только плакал, но и горько рыдал. Принесший известие, не быв нимало обижен Саулом, издевался над смертью , между тем как пал не только Саул, но и Ионафан, человек достохвальный, а с ними пала и большая часть войска; притом к словам присоединил и ложь, наименовав себя убийцею Саула; сверх же того, был амаликитянин, на которого Владыка всяческих давно уже изрек смертный приговор. Достойны удивления и сами произнесенные пророком слова. Ибо сказано: «како не убоялся еси воздвигнути руку твою погубити христа Господня? кровь твоя на главе твоей, яко уста твоя возвещаша, глаголюще: яко аз убих христа Господня» ( 2Цар.1:14, 16 ). Вопрос 2. Что такое нарамница (2Цар.1:10)? Золотое украшение, которым облагаются плечо или кисти рук. Сие дал видеть писатель и здесь: «и нарамницу, яже бе на плещу его» ( 2Цар.1:10 ), посему Акила и назвал это ополчением. Вопрос 3. Почему пророк плакал (2Цар.1:12)? Многое побуждало к тому: приверженность к Ионафану, сильная любовь к народу, победа злочестивых иноплеменников и, сверх того, убиение Саула, потому что Давид уважал его живого, а паче умершего. Сие показывает и дееписание: «и рыдаша и плакашася, и постишася до вечера о Сауле, и о Ионафане сыне его, и о людех Иудиных и о доме Израилеве, яко избиени быша мечем» (там же). Вопрос 4. Что за книга праведная (2Цар.1:18)? И из сего видно, что история о царях почерпнута из многих пророческих книг. Ибо писатель, сказав о плаче, присовокупил: «се написано в книзе Праведнаго». Вопрос 5. Как должно разуметь сказанное: «потщись размышлять, Израиль, о умерших твоих язвеных» 1 (2Цар.1:19)? Не предполагай, говорит, что происшедшее поражение было какое-либо малое или обыкновенное; напротив того, рассуди о падших: кто они? Царь, сын царев, доблестные из соплеменников. А что Давид сильно скорбел от печали, о сем свидетельствует последующее. Ибо говорит: «не ходите в Геф, ниже поведайте на исходищих Аскалоних, да не возвеселятся дщери иноплеменничи, ни да возрадуются дщери необрезанных» ( 2Цар.1:20 ). Вопрос 6. Почему Давид заклял горы Гелвуйския (2Цар.1:21)?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Но значение Израиля для окрестных народов – мы видим – широко расширилось со дней Давида. Прежде еще, чем стать царем во время своих печальных скитаний вследствие преследований Саула, Давид был в сношениях с моавитянами ( 1Цар. 22, 3–4 ) И с филистимлянами ( 1Цар.27 ), он расширил их, став царем. История Давида показывает нам, что во время этого царя иноплеменный элемент в значительном количестве вошел в состав Израиля, и что этот остаток хананеев по своим нравственным качествам иногда мог быть образцом и для израильтянина. Укажем два таких примера: Урия – хеттеянин и Орна – иевусеянин. Урия счел для себя нравственно не позволительным спать под кровлею своего дома ( 2Цар. 11, 11 ), когда ковчег (Божий) находился в открытом поле, и суд Божий жестоко покарал богоизбранного царя ( 2Цар. 12 ) за его коварный поступок с честным и храбрым хеттеянином. Орна иевусеянин ( 2Цар. 14, 16–24 ) обнаружил полную готовность отдать принадлежащее ему место для устроения жертвенника Господня и дать все нужное для жертвы. Знаменательно также, что ковчег Господень прежде, чем быть перенесенным в Иерусалим, оказывается в доме Аведдара гееянина (филистимлянин), и вместе с ковчегом на доме Аведдара почило благословение Божие ( 2Цар. 6, 10–11 ; Паралип. 13, 13–14). Самого Давида мы видим постоянно окруженным иноземцами. Особенно выступает филистимский элемент. Во время восстания Авессалома мы видим: «все Хелефеи и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя» ( 2Цар. 15, 18 ) и на предложение царя гееянам оставить его в несчастии Еффей гееянин сказал: «жив Господь, и да живет господин мой царь, где бы ни был господин мой царь, в жизни ли в смерти, там будет и раб твой» (ibid 21). С филистимлянами вообще в эту пору отношения повидимому стали дружественными ( 3Цар. 11, 39–40 ). Но Давид стремился установить таковые и с другими окрестными народами, он брал жен иноплеменниц ( 2Цар. 3, 3 ) и отдавал родственных ему лиц в замужество за иноплеменников (1 Парал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Вопрос 25. За что Бог предал смерти недавно рожденного младенца (2Цар.12:18)? Оставаясь в живых, был бы он обличением беззакония и укоризною благочестивому царю. Потому, прилагая попечение о пророке, Владыка не попустил ему жить. Вопрос 26. Как переводится имя «Иеддеди " (2Цар.12:25)? Акила перевел «ради Господа», а Симмах – «отделенный в Царя». Вопрос 27. Иные порицают за жестокость Давида, подвергнувшего столь тяжким казням аммонитян (2Цар.12:31)? Должно припомнить, как поступали они с израильтянами, выкалывая им правый глаз ( 1Цар.11:2 ). Пророки извещают и о других жестокостях их ( Ам.1:13 ). Посему понесли они наказание, равное своим злодеяниям. Вопрос 28. Почему Иоанадава, сына Самаа, подавшего такие советы, писатель назвал мудрым (2Цар.13:3)? Моисей сказал также и о змие, что «он мудрейший всех зверей сущих на земли» ( Быт.3:1 ). Должно знать, что Божественное Писание имеет обыкновение не везде слово мудрый ставить в похвалу. Ибо сказано: «мудри суть, еже творити злая» ( Иер.4:22 ), и еще сказано: «буяя мира избра Бог , да премудрыя посрамит» ( 1Кор.1:27 ). И Соломон: «умудрися паче всех мудрых египетских» ( 3Цар.2:35 ); но мудрые египетские были нечестивы. И здесь Божественное Писание похвалило не совет Ионадава, но его смышленость, способную усмотреть, что должно делать. Впрочем, естественными дарованиями воспользовался он не как было должно, а, напротив того, содействовал невоздержанию Амнона и участвовал в замышленном им беззаконии. Ибо сказано: «аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси» ( Пс.49:18 ). Слова «ризу испещрену» (στραγαλωτν) ( 2Цар.13:18 ) Акила перевел «ризу в плодах» (καρπωτν) в том значении, что на ней вытканы были плоды; ныне же называют ее «πλουμαρικν»; а Иосиф перевел «ризу, доходящую до пят». Поступок с Фамарью есть некое начало и корень бедствий царского дома. Царь хотя скорбел, узнав о беззаконии, однако же, нежно любя Амнона как первородного сына, не наказал его за худое сие дело. Но единоутробный брат Фамари, человек высокомерный и дерзкий, вначале скрыл гнев, а по прошествии двух лет, созвав братьев на стрижение овец, убил Амнона, потом убежал к деду по матери, ибо Мааха, матерь его, была дочь Фолми, который царствовал в Гессире ( 2Цар.3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

18.1 Шератский хребет 18.2 Развалины Аммана и Джараша 18.3 Минеральные произведения 18.4 Иерусалим 18.5 Река Лита 18.6 Иордан. Мертвое море 18.7 Источник в Суре 18.8 Ал-Хейт 18.9 Ярмук. Аз-Зерка 18.10 Рыбы источник Сул. 18.11 Источники около Сафеда 18.12 Источники при Табарии 18.13 Ключи долины ат-Туджжан 18.14 Мертвое море 18.15 Дамасский округ 18.16 Владения Сафеда 18.17 Царство Керакское 18.18 Царство Газзское 19. Ибн-ал-Вардий (+ 1349) 19.1 Ибн-ал-Вардий 20. Шемс-ад-динь ас-Суютий (писал в 1470 г.) 20.1 Взятие Иерусалима 20.2 Абу-Убейда пишет в Иерусалим 20.3 Письмо Абу-Убейды Омару 20.4 Прибытие Омара в Сирию 20.5 Договор Омара с жителями Иерусалима 20.6 Справедливость Омара 20.7 Договор Омара с христианами 20.8 О постройке Абд-ал-Меликом купола ас-Сахры 21. Муджир-ад-дин ( писал в 1496 г.) 21.1 Муджир-ад-дин 21.2 О пещере в Хевроне – Могила Исава 21.3 Размеры Соломоновой стены 21.4 Могила Иосифа 21.5 Могила Лота 21.6 Могилы Иова и Шу’айба 21.7 Могила Моисея 21.8 Могила Лукмана 21.9 Могила Давида 21.10 Храм Иерусалимский и скала 21.11 Соломонов трон 21.12 Соломонова цепь 21.13 Другие диковинки храма Иерусалимского 21.14 Баня царицы Савской 21.15 Могила Соломона 21.16 Могила Ионы 21.17 Могила Марии 21.18 Постройки Елены 21.19 Преимущества Иерусалима. Черная плита 21.20 Землетрясение в Рамадане 130 года 21.21 Сподвижники пророка 21.22 Табии, ученые и подвижники, бывшие в Иерусалиме 21.23 Иерусалим при ал-Хакиме 21.24 Землетрясения 21.25 Атсиз и Ортокиды 21.26 Михраб Давидов 21.27 Описание Месджид ал-Аксы 21.28 Михрабы Давида и Му’авии 21.29 Размеры Месджид-ал-Аксы 21.30 Отдельные помещения в Мечети 21.31 Двери мечети 21.32 Колодезь Листа 21.33 Михраб Давидов 21.34 Рынок Знания 21.35 Колыбель Иисуса 21.36 Джамия Магребинцев 21.37 Благородная ас-Сахра 21.38 Благородная ступня 21.39 Пещера 21.40 Крыша купола Скалы 21.41 Двери купола Скалы 21.42 Купол Цепи 21.43 Платформа ас-Сахры 21.44 Куббет-ал-Ми’радж 21.45 Макам-ан-Небий 21.46 Макам-ал-Хидр 21.47 Соломонов купол 21.48 Моисеев купол. Портики мечети. Колодцы. Размеры мечети

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

4 сынов востока. Имеются в виду жители Месопотамии ( Быт. 29,1 ) и Аравии ( Иер. 49,28 ; Иез. 25,4.10 ). Египтян. Египет, как известно, считается кладезем древней мудрости. 4 Ефана Езрахитянина. См. Пс. 88,1 . Емана, и Халкола, и Дарды. Эти трое были потомками Зары, сына патриарха Иуды (см. 1Пар. 2,6.7 ; Пс. 87,1 ). 4 изрек он три тысячи притчей. Соломон был не просто знатоком и любителем писаний мудрецов, он сам создал ряд выдающихся произведений этого жанра. 4 приходили от всех народов. Весть о мудрости Соломона распространилась далеко за пределы Израиля и привлекала в Иерусалим множество желающих послушать царя. Многие правители направляли в Израиль послов лишь затем, чтобы те переняли у Соломона его знания. Глава 5 5 Хирам, царь Тирский. Время царствования Хирама (с 978 по 944 г. до Р.Х.) охватывает периоды правления и Давида, и Соломона. был другом Давида. Хирам поставлял лес и рабочих Давиду для строительства дворца ( 2Цар. 5,11 ). 5 по причине войн с окрестными народами. Мечтая воздвигнуть дом Господень, Давид вынужден был большую часть своего царствования посвятить войнам за расширение и укрепление государства ( 2Цар. 7,10.11 ). В словах Господа, переданных в свое время Давиду через пророка Нафана, фигурирует древнееврейское слово «бет», которое может обозначать «дом» как «храм» и «дом» в смысле «династия»: Господь обещал утвердить «бет» (царскую династию) Давида, тогда как его наследник должен был построить «бет» (храм) Господу ( 2Цар. 7,11–16 ). 5 покой отовсюду. Мир и покой, о котором мечтали и к которому долгое время стремились многие вожди Израиля ( Исх. 33,14 ; Втор. 25,19 ; Нав. 1,13.15 ; 2Цар. 7,11 ), наконец пришел на их землю. 5 имени Господа. Имя не просто наименование той или иной личности, но и выражение ее сущностных характеристик ( Быт. 2,19; 17,5; 32,28 ; Исх. 3,13.14; 6,2.3; 20,24 , Втор. 12,5 ). сын твой. Соломон по-своему интерпретирует слова обетования Господнего Давиду ( 2Цар. 7,12.13 ). 5 кедров с Ливана. Ливанский кедр высоко ценился как строительный материал и применялся в основном при постройке царских дворцов и храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ибо сказал так: «аще глаголя глаголах ко единому колену Израилеву, емуже заповедах пасти люди Моя Израиля, глаголя: почто не создасте Ми дому Кедрова?» ( 2Цар.7:7 ). За сим, употребив имя, показывающее благоволение и назвав Давида рабом Своим, напомнил и о пастушеской жизни, и об иной нищете, указал также и на высоту царского сана и на щедроты в промышлении о нем. Ибо говорит: «бех с тобою во всех, аможе ходил еси, и искорених вся враги твоя от лица твоего, и сотворих тя имя велико по имени великих, иже на земли» ( 2Цар.7:9 ). Сказал же сие для утверждения его в благочестии и правоте, чтобы, помня благодеяния, служил благодетелю. Обещал промышлять и о народе, ибо говорит: «положу место людем Моим Израилю, и насажду их, и вселятся о себе» ( 2Цар.7:10 ), – потому что, ведя жизнь по Божию закону, Израиль отделен от иных народов. А слова «и не приложит сын неправды обидети их» (там же) объясняются последующими. Сказано: «якоже исперва, и от дний в няже поставих судии в людех Моих во Израили» ( 2Цар.7:10–11 ). Поскольку во время Судей израильтяне бывали в рабстве то у аммонитян и моавитян, то у мадианитян и филистимлян, Бог обещает им сохранить царство ненарушимым и освободить их от таких частых перемен. Потом возвещает, что созиждет им словесный, божественный и спасительный храм, ибо говорит: «возвестит ти Господь, яко созиждеши дом Себе» 3 ( 2Цар.7:11 ). А что и Сам создал от Святой Девы плоть, и Сам нарек ее храмом, сему научил нас евангелист Иоанн, в писание Святого Евангелия включив и вопрос иудеев, и ответ Владыки Христа. Ибо вопрошавшим иудеям, «кое знамение являвши нам, яко сии твориши», Господь сказал в ответ: «разорите церковь сию, и треми денми созижду ю» ( Ин.2:18–19 ). Поскольку же иудеи думали, что сказано сие о неодушевленном храме, то евангелист присовокупил: «Он же глаголаше о церкви тела своего. И егда воста от мертвых, познаша ученицы Его, яко се глаголаше Иисус, и вероваша писанию и словеси, еже рече Иисус» ( Ин.2:21–22 ). А божественный апостол и собрание верных назвал домом Божиим, ибо говорит: «Христос, якоже Сын в дому Своем: егоже дом мы есмы» ( Евр.3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Сува , город и область на севере Дамаска. Когда Адраазар, царь Сувский, двинулся к Евфрату, чтобы возвратить отторгнутую Саулом часть своего царства, Давид напал на него близ Емафа: «И взял Давид у него тысячу семьсот всадников и двадцать тысяч человек пеших, и подрезал Давид жилы у всех коней колесничных, оставив себе из них для ста колесниц» ( 2Цар.8:4 ; 1Пар.18:3 ). Авила , столица Авилинеи. Когда Иоанн Креститель начал проповедовать, Авилинеею управлял Лисаний: «В пятнадцатый же год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее. Ирод был четверовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее (на юге Трахонитиды) и Трахонитской области (на юго-востоке Дамаска), а Лисаний четверовластником в Авилинее» ( Лк.3:1 ). Имаф или Епифания , знаменитый город, давший свое имя всей окружавшей его стране. Фой, царь Имафский, посылал Иорама, сына своего, к Давиду приветствовать его и благодарить за то, что он поразил Адраазара ( 2Цар.8:8 ). Заалаф или Гелиополь (город солнца), близ источников Леонта, на склоне Антиливана. Он был обстроен Соломоном ( 2Пар.8:6 ). В нем был храм, посвященный солнцу. Елам , город, около которого Давид разбил войско Сирийцев и убил предводителя их Совака, военачальника Адраазарова. «Когда все цари, покорные Адраазару, увидели, что они поражены Израильтянами, то заключили мир с Израильтянами и покорились им» ( 2Цар.10:16–19 ). § 39. Пустыня В пустыне, на востоке от Палестины, находилась земля Уц , где жил праведный Иов ( Иов.1:1 ). Эта земля находилась близ Халдеи, так как в книге Иова говорится, что Халдеи делали набеги на стада Иова ( Иов.1:15–17 ). Тов или Истов ( 2Цар.10:8 ), где жил некоторое время Иеффай, изгнанный из дома отца своего братьями своими, рожденными от другой матери. «Когда возмужали сыновья жены, изгнали они Иеффая, сказав ему: ты не наследник в доме отца нашего, потому что ты – сын другой женщины (незаконной жены). И убежал Иеффай от братьев своих, и жил в земле Тов» ( Суд.11:2–3 ; 2Цар.10:8 ). Земля Тов находилась между Сирией и землею Аммонитской, на северо-западе от Переи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

О правах царя совершенно одинаково говорят 1Цар.8 и Втор.17 . Об угрозах Божиих за нарушение Закона Самуил говорит в 1Цар.12 совершенно по Второзаконию. О возмещении за отнятую приточную овцу Давид  говорит Нафану по правилу, записанному в книге Исход. Ср. 2Цар.12:6 и Исх. 22:1 . Истица у Давида требует казни убийц по правилам Числ и Второзакония. Ср. 2Цар.14:7 и Числ.35:21 и Втор. 19:12 . Псалмы преисполнены намеками на книги Моисея от Сотворения мира до Второзакония. Достаточно по изданию Библии с параллельными местами посмотреть на переполненность ссылками на книги Моисея полей Псалтири. И в опровержение домысла о том, что и Псалтирь является не произведением по преимуществу царя Давида, а поздним творением неизвестных фальсификаторов VI или IV веков до Рождества Христова, книга Царств приводит нам в своем контексте при жизнеописании Давида его псалмы, которые совершенно так же, как и помещенные отдельно в Псалтири, связаны всем своим содержанием с прочим Божиим Заветом. См. 2Цар.7 и 2Цар.22 . Особенно показательны слова 3Цар.8:56 : «Благословен Господь Бог, Который дал покой народу Своему Израилю, как говорит ( Втор. 12:10 ), Не осталось неисполненным ни одного слова из тех благих слов Его, которые Он изрек через раба Своего Моисея». Хорив – гора Божия для пророка Илии. Он знает о завете Божием. 3Цар. 19:8 . А книги Царств тесно связаны и с книгами пророков, в частности, с тем пророком Исаией, на которого, как на ветхозаветного евангелиста, каковым его признает св. Церковь , более всего ополчилась отрицательная критика. См. 4Цар.19 и 4Цар.21:8–15 . Книги Притчей и Премудрости Соломоновой пропитаны словами Моисеевых книг. Но самое главное это то, что книги пророков, которых так безаппеляционно проф. Карташев ставит исторически ранее Моисеева закона, постоянно приводят слова из Пятикнижия. Исаия хорошо знает книгу Бытия. См. Ис. 29:22, 41:8, 51:2 ; а также: Ис.1:10; 3:9, 13:19 . Знает Исход: Ис. 10:26, 43:16–18, 48:21, 51:3–10, 63:11–13 . Знает книгу Числ: Ис. 48:21 , книгу Судей: Ис. 9:3–4 и 10:26. О Законе Господа (а другого закона, кроме Моисеева, Ветхий Завет не знает). Исаия говорит слова, которые особенно своевременно вспомнить нам по настоящему случаю: «Отыщите в книге Господней и прочитайте: ни одно из сих не применет придти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели» ( Ис. 34:6 , по-видимому, относится к Втор.28:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

21 не исчислял между ними. При проведении переписи Иоав не последовал в точности повелению Давида. Он не исчислил колена Левия и Вениамина; первое потому что это возбранялось законом Моисеевым ( Чис. 1,49; 2,33 ), а второе, вероятно, потому что скиния в то время еще находилась в Гаваоне (21,29). 21 весьма велико милосердие Его. Несмотря на суровость постигшей Израиль Божией кары, Давид твердо верит в милосердие Господа. Его вера, несомненно, основана на полученном им обетовании (17,1–14). 21:16 Этот стих отсутствует в традиционном (масоретском) древнееврейском тексте 2Цар. 24 . Однако недавно найденные в Кумране тексты, наряду с другими свидетельствами, говорят в пользу того, что данный стих первоначально присутствовал во Второй книге Царств, а не был добавлен летописцем. 21 именем. См. ком. к 13,6. 21:20–21 Рассказ о гумне Орны отсутствует в древнееврейском (масоретском) тексте 2Цар. 24 , однако кумранские находки (Первая и Вторая книги Царств) содержат этот сюжет. 21:22–25 отдай мне место. Данный эпизод перекликается с рассказом о покупке Авраамом пещеры для погребения Сарры ( Быт. 23,1–20 ). За землю, на которой стояло гумно Орны, Давид дал его полную цену. Поэтому место, на котором предстояло возвести храм, являлось царским владением. 21 шестьсот сиклей золота. В 2Цар. 24,24 сказано: «купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра», но там говорится о собственно гумне, в то время как летописец называет цену «за это место», имея, таким образом, в виду не одно только гумно, но и землю вокруг него. 21 услышал его, послав огонь с неба. Редкий случай, когда Бог зримо демонстрирует Свое одобрение действий Давида (см. Лев. 9,24 ; 3Цар. 18,37.38 ). 21 взыскать Бога. См. ком. к 2Пар. 7,14 . Глава 22 2229,20 Данный фрагмент является самым пространным из всех сделанных летописцем добавлений к описанию жизни Давида в книгах Царств. Здесь он повествует о завершении Давидом приготовлений к строительству храма, начиная и завершая свой рассказ обращением Давида к сыну и вождям Израиля (22,2–19 и 28,1–29,20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010