В библиотеке Пекинской духовной миссии есть китайский отдел, который по разнообразию и количеству сочинений на китайском языке считается очень богатым. 23 Каталог этого отдела был составлен, на основании прежних, начальником Пекинской миссии, архимандритом (ныне епископом) Флавианом и разделен на 14 групп. В 13-ой группе числится магометанство. В настоящее время эта последняя группа оказывается неполной: в ней всего 10 сочинений из числа более 30, известных о. Палладию. Прочих нет и в библиотеке дипломатической миссии в Пекине. Вероятно, они возвращались о. Палладием владельцам, или пересланы в Россию. 24 Так по свидетельству В. П. Васильева, друга о. Палладия, известно, что последний посылал на острый зубок своему приятелю одну магометанскую прокламацию, оказавшуюся очень трудной для перевода. Были, вероятно, пересылаемы и другие сочинения по этой отрасли знания. 25 К счастью, в архиве Пекинской духовной миссии, среди отрывочных рукописей о. Палладия, уцелели связные и целостные извлечения его из магометанских книг на китайском языке, представляющие точный анализ китайской литературы магометан, начиная с 40-х годов XVII века до 60-х годов настоящего столетия. Рукопись о. Палладия состоит из 7 тетрадей в осмушку, писанных (на 171 листке) карандашом его мелким почерком. 26 Из этих переводов он отдал в печать только один отрывок, указанный выше, который издал В. В. Григорьев в 1874 г., по распоряжению Императорского Русского Археологического Общества. Но рукопись этого отрывка разнится несколько от печатного текста его, где есть и опечатки. Это произошло от самого о. Палладия, имевшего обыкновение тщательно исправлять свой слог. Кроме того, он в начале и конце сократил свой перевод (см. ниже). Нужно при этом заметить, что о. Палладий перевел не все сочинения, бывшие у него под руками. Означенная рукопись относится к 50 годам, ко времени его первого начальствования миссией (в 1849 до 1859 гг.). 27 Во второе свое начальствование (1864–1878 гг.) он продолжал следить за изданиями магометан и приобрел для себя не менее 6 магометанских сочинений, кроме календарей и одной арабской рукописи. Эти книги и листы остались без перевода. 28 Покупка их относится ко времени 65–75 гг., потому что почти все они имеют даты этих годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

К 1690-м годам переводческие принципы Евфимия Чудовского принципиально изменились22. В результате он затеял новую справу, предполагавшую переделку всех уже изданных книг. Вмешательство таких масштабов было по различным причинам невозможным, поэтому в 1690 году Евфимия удаляют от справы, а справу, сделанную им в Минеях, доверяют редактировать справщикам Моисею и Сергию (это так называемая третья справа). Они чаще всего зачеркивают и не принимают справу Евфимия. Так и в этом случае: киноварная справа Евфимия перечеркнута, оставлен предыдущий вариант ( приводящая ). На следующем листе (102) рукою Моисея написано указание: Делати молитву сию и ектению с потребника . Так и было исполнено (вода приводящая ; см.: Минея служебная, январь, М. Печ. двор, I. 1691 (7199) г. Л. 105 об.23). Можно предположить, что в этом неординарном случае справщики благословились у «властей». Власти же во главе с новопоставленным Патриархом Адрианом заняли «неконфликтную» позицию, заботясь о том, чтобы правленые тексты не были непривычными и не служили бы провокацией к расколу (еще оставалась надежда его уврачевать). Отсюда решительное противодействие филологическим экспериментам Евфимия. Окончание с м. здес ь. ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Пентковский А. М. Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности//ЖМП. 2001. С. 72–80. 2 Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII вв.: Сводный каталог. М., 1958. 280. 3 О персонализации справщиков см.: Сиромаха В.Г., Успенский Б.А. Кавычные книги 50 годов XVII века//Археографический ежегодник за 1986 г. М., 1987. С. 81–83; Успенский Н.Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке//БТ. 1975. 13. С. 164–168; Сиромаха В.Г. Книжная справа и вопросы нормализации книжно-литературного языка Московской Руси во 2-й половине XVII в.: Канд. дисс. М., 1981. С. 69–74. 4 Почерк Никифора идентифицирован на основании экз. Син. 308 (встречается многократно на вклейках: лл. 36, 37 об., 47 об., 49 и далее). Это новое доказательство того, что Никифор участвовал в справе уже в 1657 г. — задолго до его зачисления в штат Печатного Двора в 1664 г. (о первом доказательстве см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). СПб., 1991–2004. Ч. 2. С. 384).

http://e-vestnik.ru/analytics/otkuda_ska...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в., г. Старица - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец. Мать Г. в миру звалась Мария, отец в иночестве носил имя Иона. В нач. XVII в. свящ. Георгий Тулупов служил в Сретенской ц. Старицы, об этом сообщает запись на переписанном им между 1599 и 1605 гг. Евангелии (Рукописные книги собрания М. П. Погодина: Каталог. Л., 1988. Вып. 1. С. 120-121). Из записи явствует также, что свящ. Георгий занимался в это время перепиской книг на заказ - Евангелие написано для церкви в имении В. А. Брашевитинова. Между 1597 и 1602 гг. Г. дал вкладом в старицкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Евангелие с толкованиями Феофилакта Болгарского, упоминаемое в переписной книге обители 1607 г. (Описные книги старицкого Успенского мон-ря 7115-1607 г.//Тверская старина. Старица, 1911. 5. С. 37), не исключено, что также своего письма (дата вклада определяется тем, что он уже был отмечен в «прежних» переписных книгах и помещен перед Апостолом (1597), Минеей общей (1600) и Служебником (1602) «московской печати»). В Старице свящ. Георгий вместе с мон. Гурием Ржевитиным учил грамоте юного Давида Зобниновского (см. Дионисий (Зобниновский) , прп.), о чем сообщает Житие прп. Дионисия, составленное Симоном (Азарьиным) (ГИМ. Син. 416. Л. 17-17 об.; автограф Симона (Азарьина)). (Время рождения Г. определяется, исходя из этого факта: поскольку прп. Дионисий род. ок. 1570, его учитель, к-рый был по крайней мере на 12 лет старше, род. в 50-х гг. XVI в. Возможно, родственником Г. был житель Старицы И. И. Тулупов, рассказ о явлении к-рому в 1609 Богородицы и патриарха св. Иова изложен в «Истории о первом Патриархе Иове» - РИБ. Т. 13. Стб. 940-943. Необоснованным является предположение о принадлежности Г. к княжескому роду Палецких-Тулуповых (из стародубских князей).) Возможно, после 1619 г. (после оправдания прп. Дионисия в связи с проводившейся им в 1616-1618 правкой книг) свящ. Георгий перебрался в Москву, служил, по-видимому, во Власьевском приделе ц. в честь Зачатия Иоанна Предтечи в дворцовой Конюшенной слободе (район Белого города в Занеглименье, по обе стороны ул. Знаменки). Георгий назван власьевским священником во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря (ВКТСМ. С. 214) и предтеченским иереем в записи на вложенном им в Троице-Сергиев мон-рь в 1626 крюковом Стихираре (РГБ. Ф. 304. 427. Л. 1). 1 окт. 1626 г. свящ. Георгий в Троице-Сергиевом мон-ре принял постриг с именем Герман, при этом он дал вкладом 10 р., печатное Евангелие и упоминавшийся уже крюковой Стихирарь. (Возможно, одна из инокинь, упоминаемых в послесловиях к переписанным Г. книгам,- Акилина или Анисия ( Понырко. С. 197) - была его женой и приняла монашеский постриг одновременно с Г.)

http://pravenc.ru/text/164777.html

2) Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. II. «Канон всем святым, иже в Велицей России в посте просиявшим» – сочинение Сергия Шелонина//ТОДРЛ. СПб. 2004. Т. 56. С. 453−480. 884 На Московском Печатном дворе стандартный тираж в XVII в. был установлен вначале в 1.000, затем, в 1.150 и, наконец, в 1.200 экземпляров. См.: Поздеева И.В. Историко-культурное значение деятельности Московского Печатного двора в первой половине XVII века//Поздеева И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В. Московский Печатный двор – факт и фактор русской культуры, 1618−1652 гг.: От восстановления после гибели в Смутное время до патриарха Никона : Исслед. и публикации. М., 2001. С. 29−30. 885 Покровский А. Библиотека Московской Синодальной типографии. М., 1911. Вып. 5: Календари и Святцы. С. 102; Поздеева И.В. Новые материалы для описания изданий Московского Печатного двора: первая половина XVII в. М., 1986. С. 52. 886 Поздеева И.В. Новые материалы для описания изданий Московского Печатного двора. С. 57. Московские кирилловские издания в собраниях РГАДА: Каталог. М., 2002. Вып. 2:1626−1650 гг./Сост. Е.В. Лукьянова, (далее – Каталог РГАДА. Вып. 2). С. 308. 887 Московские кирилловские издания в собраниях РГАДА: Каталог. М., 2003. Вып. 3:1651−1675 гг./Сост. Л.Н. Горбунова (далее – Каталог РГАДА Вып. 3). С. 91. 888 Пушков В.П. Книжный рынок Москвы в начале 60 гг. XVII в. (по материалам архива Приказа книгопечатного дела). Федоровские чтения. М., 2003. С. 175. 892 «Не невдомо же буди о сем, яже содержитъ в себ по собранию счетаниа святая книга сия. Соборник двоюнадесяте мсецовъ, в немже годишнаго обиходу коегождо дня на памяти и торжества Христовыхъ праздникъ и Богородицы, и святых тропари и кондаки. Зд же вкратц от лтописец греческихъ и русскихъ о житии святыхъ и преподобныхъ отецъ, и о подвигохъ ихъ коегождо, и страдании святыхъ мученикъ, идже и како кийждо в кая времена и при киихъ цархъ подвиги своя или страдания о Христ сконча. Къ сему же и тропари и кондаки во святую и великую 40-цу и 50-цу, и воскресныя тропари и богородичны осми гласовъ, и кондаки и икосы въскресныя, и седмичныя тропари и кондаки, и богородичны и крестобогородичны, по вся дни по тропархъ святых глаголемыя. Здже и о обхождении святыя Пасхи слово вписася, еже от слова святаго Афанасиа Великаго , еже изложи на Первомъ собор вселенскомъ, и Ключъ, и Пасхалиа, и Лунникъ» (л. 426−427 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6 ЛитвиновВ.В.Библиографический указатель литературы о Святителе Тихоне и обзор изданий его творений//Воронежская старина. Выпуск 10. Издание Воронежского церковного историко-археологического комитета. Воронеж: типолитография т-ва «И. Кравцовъ и К», Бол. Двор. ул., д. Столь, 1911. С.262. 8 Издание 1889г. было воспроизведено в 1994г. московским подворьем Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, но в издании 1994г. пропущены некоторые страницы с важными библиографическими примечаниями к отдельным творениям святителя. 11 РНБ 38.63.2.40 и 19.59.4.50 – I, 2. Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (17251998). Разделитель Тихомирова Софья Михайловна…, карточки 191194//URL: (дата обращения: 10.10.2016) и далее. 12 Память о Св. Тихоне в Усманском Софийском женском монастыре и в г. Усмани, Тамбовской губ.//Воронежская старина. Выпуск 10. 1911. С.215. 13 Berdnikov Ivan Dmitriyevich. 19.09.1827 – 7.01.1880. Сын протоиерея. Кандидат Московской духовной академии (1853). Служил инспектором училища при Московском синодальном хоре. До1873г. – вольнотрудящийся при Отделе рукописей. С 1873-го до 1879г. – помощник хранителя Отдела рукописей и славянских старопечатных книг. Награжден орденами Св. Станислава III степени и Св. Анны III степени. Похоронен в Даниловом монастыре. См.: Сотрудники РГБ.С.3536//URL: (дата обращения: 19.09.2016). 18 Иван Ефимов был сыном племянника святителя Тихона – дьякона Толшевско- го монастыря Евфимия. См.: ОлейниковТ. К истории издания творений и жития Св. Тихона//Воронежская старина. Выпуск 11. 1912. С.174. 20 См.: Сводный каталог русской печатной книги гражданской печати XVIII века. 17251800. Том III: РЯ.М.: Книга, 1966. С.223. А.В.Конюшенко первым обратил внимание на то, что исследователи творчества св. Тихона упускают из вида это издание 1783г. Действительно, оно не вошло ни в один библиографический список изданий св. Тихона: не было известно ни В.В.Литинову, ни архим. Иоанну (Маслову) , ни составителю книги «Святитель Тихон Задонский : Избранные труды, письма, материалы» (М.: ПСТГУ, 2004).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

67 В Хронологии митрополитов Киевск. стр. 170; а послание патриарха Луки к. Вел. Кн. Андрею Юрьевичу напечатано в Никоновой летописи, часть II. стр. 180. 69 Киевский Каталог митрополитов, собранный. Св. Димитрием митрополитом Ростовским и дополненный В. Г. Рубаном, напечатан. в его Любопытном Месяцеслове 1776 г. в Москве, а с него сокращен. в Киевском Месяцеслове 1797 г. 73 Воскресенский список напеч. В С. П. Б. 1795 г., стр. 185; Софийский Летоп. напеч. В М. 1820, часть I, стр. 153. 74 Сильвестра Коссова Хронология стр. 171; Никонова летопись част. I, стр. 139; Каталог Киевский издан. Рубаном, стр. 61. 75 История Государства Российского том. II, прим. 162. Сию сказку первый выдумал Кассиан Сакович, отступник в унию, сославшись на какого-то якобы русского писателя Никанора 1240 года, и на нем-то Фризий и Орловский оставались. Но униаты всегда усиливались чем-нибудь доказывать подчинение российской Церкви издревле папе: в сем помогали им и иезуиты, из коих Ян Алонзий Кулеша в книге своей Wisra Prawoslawna, изданной 1704 в 4 листа в Вильне, насчитал 2857 доказательств сему!!! 76 Грамоты сии см. в прибавл. к сему Описанию под 3 и 4. и в Истории Российск. Государства, том II, прим . 108. 83 Binghami 0rigin. Ecclesiqstic. Lib VIII. сар. VII. § XIII. Volum. III, pag. 274. edit. Halæ Исход, гл. 29, ст. 4; Левит. гл 8, ст. 6. 84 В печатном жизнеописании св. Великомученицы Варвары, по мнению Киевозлатоверхомихайловского монастыря игумена Феодосия Софоновича сказано, что сия греческая княжна была дщерь Алекия Комнина, императора греческого. Но у Алексия Комнина не было дщери Варвары, как видно из Дюканжевых родословий императоров греческих. Caroli du Fresne du Cange Familie Byzatine, ed. Venetus 1929, pag. 147. Посему надобно думать, что сия княжна была какая-нибудь сродница императору Алексию. 86 Татищев, не поверив такому числу церквей, бывших в Киеве, полагает сгоревшими только 50. Но летописатель Дитмар, современник Владимира Великого и Ярослава, сына его, свидетельствует, что и тогда в Киеве было больше 400 церквей и 8 торговых площадей. Со времен введения христианства в Россию не только князья, но бояре и достаточные граждане ревностно строили своим иждивением церкви, и от сего-то наипаче в Киеве, Новгороде, Пскове и других знатнейших городах России весьма скоро умножились оные.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

112 Булычев А. А. История одной политической кампании XVII âåêà. Çàêîíîäательные акты второй половины 1620-х годов о запрете свободного распространения “литовских” печатных и рукописных книг в России. М., 2004. С. 96. 113 Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время Патриаршества Иосифа. Изд. 2. Сергиев Посад, 1913. С. 10. 114 Поздеева И. В.; Ерофеева В. И.; Шитова Г. М. Кириллические издания. XVI–1641 ãîä. Íàõîäêè àðõåîãðàôè÷åñêèõ ýêñïåäèöèé 1971–1993 ãîäîâ, ïîñòупившие в научную библиотеку Московского университета. М., 2000. С. 201, 206, 215, 230, 263; Московские кирилловские издания XVI– XVII ââ. â ñîáðàíиях РГАДА. Каталог. Вып. 1: 1566–1625. М., 1996. С. 73. 115 В 1637 году согласно приговору с людей Патриарха и прочего духовенства “по крымским вестем” мобилизовывались “даточные люди”. — АИ. Т. 3: 1613–1645. СПб., 1851. С. 352–353; РИБ. Т. 35: Архив П. М. Строева. Т. 2. Пг., 1917. Стб. 958–959. 116 Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 317. Однако Н. Абрамов, называя данную дату хиротонии владыки Герасима, говорит, что его рукоположил Патриарх Иосиф; см. Абрамов Н. Герасим Кремлев, четвертый архиепископ Сибирский и Тобольский: 1640–1645//Странник. СПб., 1866. 8. С. 50. 117 Белокуров С. Арсений Суханов. Ч. 1: Биография Арсения Суханова. М., 1891. С. 155–156. Прим. 140. 118 Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М., 1997. С. 41, 85; Архимандрит Макарий. Погребения Всероссийских Патриархов//Альфа и Омега. 2001. 3(29). С. 139. 119 ПСРЛ. Т. 33. Л., 1977. С. 173. Известны материальные затраты на помин души скончавшегося Патриарха Иоасафа I: изготовление доски на гробницу Патриарха — 10 алтын; см. Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Т. 1. М., 1884. Стб. 1051. “И всего на погребение св. Иоасафа Патриарха Московского и всеа Русии, 500 руб. 12 алтын дано”. — Там же. Стб. 1054. За каменный гроб, в котором был погребен Патриарх, было уплачено 12 рублей (Там же). На гробницу Патриарху был сделан киот, в который были поставлены образа — 2 руб. 16 алт. 4 деньги (Там же). 859 рублей было роздано на сорокоуст по Патриархе (Там же. Стб. 1055). Из покоев тело Патриарха Иоасафа выносили в дубовом гробе, за который уплатили 2 руб. (Там же. Стб. 1056). 6 мая 151 года царь дал по Патриархе Иоасафе 200 рублей (Там же. Стб. 1057).

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Большая часть книг в XVII в. находилась в «книгохранительной казне», помещавшейся в 2 «книгохранительных палатках» под колокольней. В XIX в. б-ка располагалась в «сушиле», а также в храмах обители. Не сохранилось описей XVI в., учитывающих книги, однако можно предположить, что книжные поступления увеличили б-ку на неск. сот экземпляров. В самой ранней монастырской описи 1601 г. книги перечислены по тематическому содержанию и по формату - всего 1065 книг. Следующая опись 1621 г. сделана по тому же принципу, но ее рубрики имеют заглавия и только некоторые в конце подытожены. Всего перечислено 1304 книги. В описи 1635 г. появляются рубрики по цели использования книг и перечислено 1328 книг. Выборочные сведения из последней описи (473 тома) были включены в 1653 г. в «Опись книгам, в степенных монастырях находящимся». В 1664 г. была составлена самая подробная из всех предыдущих специальная инвентарная опись книг, распределяющая книги по содержанию на 120 рубрик и учитывающая 1916 книг. В течение XVII в. рукописи изымались из б-ки. В 1639 г. по грамоте Иоасафа I были затребованы в Москву на Печатный двор 34 книги для сверки текстов. В 1640 г. в К. Б. м. была отправлена царская грамота с требованием выслать Прологи и Минеи для сверки. В 1653 г. книги вывозились для исправления, предпринятого патриархом Никоном , впосл. они были перевезены в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мон-рь ( Дмитриева. 1968. С. 146). В 1682 г. для дополнения Степенной книги из К. Б. м. были затребованы 9 летописцев ( Сахаров И. П. Каталог рукописям, находящимся в б-ке Кирилло-Белозерского мон-ря//РВ. 1842. 11/12. Смесь. С. 2). Уже в XVIII в. часть монастырского собрания была передана в б-ку при новгородском Софийском соборе и сейчас находится в Новгородско-Софийском собрании ОР РНБ. В 1722 г. К. Б. м. посетил имп. Петр I. По его приказанию пергаменное Евангелие из его кабинета, перед этим найденное в монастырской б-ке (ГИМ. Син. 65), было передано в Синодальную б-ку (см.: Горский, Невоструев. Описание. С. 231-232). В 1878 г. большая часть рукописей и книг были вывезены в СПбДА, а после 1917 г. переданы на хранение в ГПБ, где и хранятся в ОР (РНБ. Ф. 351. Кир.-Бел. 1413 ед. хр.). В 1962 г. туда поступила еще часть рукописей из мон-ря (РНБ. Ф. 1271. Собр. КБМЗ. 50 ед. хр.). На протяжении XVIII - нач. XX в. ряд рукописей из монастырской б-ки (преимущественно древних либо ценных в историко-лит. и художественном отношении) оказались (в т. ч. в виде фрагментов) в частных собраниях, как старообрядческих, так и исследовательских и коллекционерских (напр., М. А. Оболенского (РГАДА. Ф. 201. 76 - пергаменная Псалтирь с дополнениями), М. П. Погодина (РНБ. 42 - пергаменная Триодь Постная), А. С. Уварова (ГИМ. 894 - Торжественник Ефросина 1473-1477 гг.) и др.); последовательная работа по реконструкции этой части кирилло-белозерского фонда не проводилась.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Известно, что Поликарп одно время игуменствовал в Козмодемьянском монастыре, скорее всего, не в Киеве, а в Суздале, хотел «игуменити у Святаго Дмитриа» и мечтал о епископской кафедре, поддерживаемый княгиней Верхуславой, вдовой князя Ростислава Рюриковича, и ее братом – князем Юрием Всеволодичем. Видимо, с просьбой о содействии в поставлении на епископию Поликарп обратился и к Симону. Имея власть над Поликарпом (как старший в роде, или духовный учитель, или церковный иерарх), Симон в Послании осуждает его желание чести и славы, призывает к смирению. Из текста произведения известно, что Поликарп встречался с Симоном, от него слышал рассказы о святых Киево-Печерского монастыря. Он продолжил труд Симона по созданию Патерика, написав Послание к печерскому архимандриту Акиндину и рассказы о Никите, Лаврентии, Агапите, Григории, Иоанне, Моисее Угрине, Прохоре, Марке, Феодоре и Василии, Спиридоне и Алимпии, Пимене. Вопрос о датировке сочинений Поликарпа относится к числу дискуссионных: они могли быть написаны либо в период с 1214 по 1226 г., во время епископства Симона, либо в конце первой трети XIII в. В связи с канонизацией святых Киево-Печерского монастыря в XVII в. создается Житие Поликарпа, которое входит в состав печатного Патерика 1661 г.; здесь Поликарп назван родственником Симона и отождествлен с печерским архимандритом Поликарпом (1164/1165–1182/1183). 49 Начало Послания Симона к Поликарпу, по мнению Д.И. Абрамовича , восходит к «Паренесису» Ефрема Сирина , популярному на Руси сборнику слов, преимущественно назидательного характера. Он был переведен с греческого языка в древнейший период славянской письменности, скорее всего, в Болгарии еще в X в. Есть свидетельства распространения «Паренесиса» в Древней Руси вв. (см. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. вв. М., 1984). 50 Псалтирь – одна из книг Ветхого Завета, относящаяся к разряду учительных. Состоит из 150 (151 – в греческой и славянской Библии ) псалмов, песен, восхваляющих Бога, авторство которых приписывается израильско-иудейскому царю Давиду (конец XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Икона Владимирской Божией Матери (на тонкой липовой доске с одной выемкой, с двумя шпонками, 30x26 сант.).Икона очень хорошей сохранности, но трудно определяемого письма, вохрение бледножелтое, фон зеленый, лица округлые, глаза скорее широкие, чем узкие. С наибольшей вероятностью можно предположить, что писана в Московской области, приблизительно в конце XVI века. Но и это определение – гадательно, до тех пор, пока не представится материал для сравнения по иконам, происхождение которых точно известно. Описываемая икона происходит из собрания И. Л. Силина (см. печатный каталог, 50) и им отнесена была к греческим письмам XIV века, что, конечно, положительно невозможно. Образ несомненно гораздо позднейшей эпохи. Описание 9 Распятие Господа нашего Иисуса Христа (27х343/4 с.), на липовой доске с двумя выемками, в металлическом, вызолоченном окладе» новой работы. На верхнем поле изображен Нерукотворенный образ, на боковых св. апостол Петр и св. мученик Мина (?). Приписи современны написанию иконы. Перевод или композиция иконы из сложных и прекрасного рисунка. С одной стороны креста Жены мироносицы поддерживают Богоматерь, с другой св. Иоанн Богослов, согбенный от горести, прикрывает часть лица одеждой, в знак скорби, им испытываемой. За ним стоит с щитом в руках и в киноварном ярком плаще св. Логгин сотник. Выпрямленная Фигура его с поднятым вверх, даже запрокинутым назад лицом полна решимости и духовного экстаза, правая рука, сложенная для крестного знамения, вытянута высоко вверх – св. Логгин исповедует Христа. Не менее выразительно положение и группы, окружающей Богоматерь, изнемогшую в своем великом страдании: отвернувшись от креста, она падает на руки одной из сопровождавших ее жен, ноги подкосились, левая рука висит как плеть, голова склонена на бок; на лице Марии Магдалины (вся в киноварной одежде) выражение горя и сострадания. Внизу на горках ниже креста группа из трех воинов оживленно рассуждает о происшедших великих знамениях. Самая фигура Распятого, кровь из прободенного ребра Которого собирает в сосуд крылатая фигура в золотой короне с золотыми крыльями (эмблема св. Церкви, получающей кровь Христову, излитую на спасение рода человеческого) не совсем обычно – в нем заметно изображение только что закончившегося земного страдания – глава, склоненная на бок, совсем ушла в плечи, прядь волос отделилась в сторону, все тело осело вниз, из ран еще льется потоками кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010