был учителем. 8 февраля 1771 г. он принял монашество и в январе 1772 г. был определен на должность проповедника в московскую славяно-греко-латинскую Академию. 15 марта 1775 г. Серапион был назначен игуменом московского Кресто-Воздвиженского монастыря и вместе членом московской консистории; 27 января 1776 г. был перемещен игуменом Знаменского московского монастыря, а 17 февраля 1779 г. произведен в архимандрита Богоявленского московского монастыря. В 1782 г. Серапион был вызываем в С.-Петербург на чреду священнослужения, в 1785 г. был назначен духовным цензором в Москве и 6 мая 1788 г. был назначен первым викарием московской епархии с званием дмитровского епископа. В 1799 г. Серапион был переведен епископом в Калугу, но прежде чем он отправился туда, его переместили на казанскую епархию, откуда 11 декабря 1803 г. он был назначен киевским митрополитом. Серапион управлял киевской митрополией-епархией 18 лет, отличался ровным, кротким и добрым характером. Был он также чрезвычайно аккуратным архипастырем, что особенно видно из его рукописного дневника, веденного им регулярно изо дня в день и содержащего в себе весьма много исключительно-любопытных данных для характеристики самого автора и для состояния киевской митрополии-епархии его времени. 24 января 1822 г. Серапион, по болезни, был уволен от управления епархией, а 14 сентября 1824 г. умер, 80 лет от роду, в Киеве. 13) Евгений (в мире Евфимий Алексеевич) Болховитинов (1822–1837 г.г.), ознаменовавший свое управление киевской митрополией-епархией многими учеными трудами, между прочим, и по истории киевской епархии и г. Киева, равно как и редкой административной деятельностью (см. о нем подробно в «Энц.» V, 188–191). 14) Филарет (в мире Феодор Григориевич) Амфитеатров (1837–1857 г.) родился. в 1779 г. от священника орловской губернии. Окончил курс севской Семинарии и, после принятия монашества, был учителем и затем ректором нескольких Семинарий – севской, уфимской и тобольской. В 1813 г. он был вызван в С.-Петербург и назначен ректором здешней Академии, в 1816 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

10. Тауфик Ибрагим. На пути к коранической толерантности. Нижний Новгород: Медина, 2007. 11. Прозоров С. М. Ашари//ПЭ. Т. IV. М., 2001. 12. Иджтихад//ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 180-181. 13. Рощин М. Ю. Джинны//ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 538. 14. Алексеев И. Л. Сунна//Религиоведение /Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 1022. 15. Прозоров С. М. Бухари//ПЭ. Т. VI. М., 2003. С. 404. 16. Французов С. А. Варака//ПЭ. Т. VI. М. С. 654-655. 17. Французов С. А. Аравия//ПЭ. Т. III.M. 18. Французов С. А. Гассаниды//ПЭ. Т. X. М., 2005. С. 442-444. 19. Французов С. А. Ади ибн Зайд аль Ибади//ПЭ. Т. I.M., 2000. 20. Алексеев И. Л. Шариат//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 1194-1195. 21. Алексеев И. Л. Маликиты//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 605. 22. Бибикова О. П. Абу Ханифа//ПЭ. T.I. М., 2000. 23. Алексеев И. Л. Мазхаб//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 602. 24. Джафариты//ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 523. 25. Иджма//ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 180. 26. Жантиев Д. Р. Ханбалиты//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 1141-1142. 27. Кобищанов Т. Ю. Зиммии//ПЭ. Т. XX. М., 2009. С. 145-146. 28. Прозоров С. М. Зайд бен Али//ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527. 29. Прозоров С. М. Зайдиты//ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527-528. 30. Алексеев И. Л. Исмаилиты//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 431-432. 31. Алексеев И. Л. Шиизм//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 1200-1201. 32. Бибикова О. П. Али бен Аби Талиб//ПЭ. Т. II. М., 2000. 33. Кириллина С. А., Кобищанов Т. Ю. Друзы//ПЭ. Т. XVI. М., 2007. С. 287-288. 34. Кобищанов Т. Ю. Друзско-маронитский конфликт//ПЭ. Т. XVI. М., 2007. С. 286- 287. 35. Прозоров С. М. Зайд бен Али//ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527. 36. Прозоров С. М. Зайдиты//ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527. 37. Акимушкин О. Ф. Бистами//ПЭ. Т. V. М., 2002. С. 225-226. 38. Рыбалкин В. С. Вали//ПЭ. Т. VI. М., 2003. С. 534-535. 39. Силантьев Р. А. Ислам и Христианство. Попытки восстановления диалога в 2007 году [Электронный ресурс]/Центр информационных технологий МДА. - Электрон. дан. - Интернет-портал «Богослов.Ru», 2007-2009. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/persons/291123/index.html , свободный. - Загл. с экрана и др.

http://bogoslov.ru/article/740746

Библиографию трудов см.: Carzanitti V. Die fitslavische Version der Evangellien. Forschungsgeschichte und zeitgenössische Forschung. Köln; Weimar; Wein, 2001. S. 268-280; Лихачев   Д.   С. Текстология. На материале русской литературы X—XVII веков. 3-е изд. СПб., 2001. С. 624—626; Православная энциклопедия. М., 2002. С. 621. Труды последних лет 1. Ветхий Иерусалим древнерусской хронографии//ТОДРЛ. Т. 53. 2003. С. 446—455. 2. Еще раз о книге Есфирь//Русский язык в научном освещении. 2003. Т. 1 (5). С. 185—214. 3. Библия в церковнославянской традиции//Церковный вестник. 2003. 5. С. 55—57; 6—7. С. 59—63. 4.Издания греческих и славянских библейских текстов: сравнительный обзор эдиционных проблем//Критическото издание на най-стария славянски текст на библейските книги и неговите алтернативи. XIII международен конгрес на славистите. Любляна, 15—21 август 2003 г. София, 2003. С. 20—45. 5. К вопросу о культурной типологии граффити//Times flies. A Festschrift for W. R. Veder on the occasion of his departure as Professor of Slavic linguistics at the University of Amsterdam. Amsterdam, 2003. P. 1—5. 6. Перспективы текстологии: От реконструкции архетипа к истории текста//ТОДРЛ. Т. 54. 2003. С. 50—57. 7. Библеистика//Православная Энциклопедия. Т. 5. 2003. С. 25—45 [совместно с А. К. Лявданским и К. В. Неклюдовым] 8. Библеистика в России//Прав. Энц. Т. 5. 2003. С. 45—48 [совместно с Б. А. Тихомировым] 9. Библия. Рукописи Нового Завета//Прав. Энц. Т. 5. 2003. С. 105—108. 10. Библия. Издания греческого Нового Завета//Прав. Энц. Т. 5. 2003. С. 108—110. 11. Библия. Переводы на древнегреческий язык//Прав. Энц. Т. 5. 2003. С. 123—125. 12. Библия. Переводы на латинский язык//Прав. Энц. Т. 5. 2003. С. 125—126. 13. Что думают ученые о «Велесовой книге». Сборник статей. Составитель А. А. Алексеев. СПб.: Наука, 2004. 237 с. (заметка «От составителя», с. 3—5). 14. Грамматическая статья патриарха Фотия в славянском переводе//ТОДРЛ. Т. 55. 2004. С. 374—378. 15. Masoretic Text in Russia//Text, Theology and Translation. Essays in Honour of Jan de Waard. Editors S. Crisp and M. Jinbachian. United Bible Societies, 2004. P. 13—29. (То же по-русски: Jews and Slavs, vol. 15. Jerusalem; Sophia, 2005).

http://bogoslov.ru/person/259960

3. Религии России. Учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению /Под общей редакцией О. Ю. Васильевой, В. В. Шмидта. М.: РАГС, 2009. 4. Силантьев Р. А. История исламского сообщества России. М., 2005. 5. Силантьев Р. А. Ислам в России: энциклопедия. М., 2008. 6. Ислам//Современная религиозная жизнь в России. Опыт систематического описания. Т. III/Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2005. 7. Чаплин В., прот., Максимов Ю. В., Сафонов Д. В. О православном взгляде на нехристианские религии [Электронный ресурс] //Церковный вестник. 24 (397). 26.12.2008. - Электрон. дан. - Интернет-газета «Церковный вестник», 2007-2008. - Режим доступа: http://www.e-vestnik.ru/rubric/8/373 , свободный. - Загл. с экрана. 8.  Августин (Никитин), архим. Ислам в Европе. СПб., 2009. 9.  Рощин М. Ю. Аллах//ПЭ. Т. III. 10. Алексеев И. Л. Намаз//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 671-672. 11. Алексеев И. Л. Ураза//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 1098. 12. Алексеев И. Л. Исламские ритуалы//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 671-672. 13. Ацамба Ф. М. Кириллина С. А. Хаджж//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 1136. 14. Кириллина С. А., Кобищанов Т. Ю. Джихад//ПЭ. Т. XIV. М., 2008. С. 578-579. 15. Рощин М. Ю. Закят//ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 578-579. 16. Алексеев И. Л. Мазхаб//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 602.   Дополнительная литература: 1. Игнатенко А. А. Зеркало ислама. М., 2004. 2. Игнатенко А. А. INTERTEPPOP В РОССИИ. Улики. М., 2005. 3. Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века, М., 2000. 4. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990. 5.  Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. 6. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989. 7. Ланда Р. Г. Ислам в истории России. М., 1995. 8. Христианство и ислам: Духовные борения человечества на пути к самопознанию. М., 1997. 9. Максимов Ю. Образ рая в христианстве и исламе//Альфа и Омега. 1999. 2 (20). С. 271-279.

http://bogoslov.ru/article/740746

Но при его преемниках внутренние раздоры и финансовые затруднения уменьшили значение архиепископства. С половины XII века политическое значение Кельна снова подымается. Фридрих Барбаросса богато одарил архиепископство в награду за помощь в походе против Милана. Фридрих III основал в Кельне университет. При его преемнике, слабом и расточительном Дитрихе II (1414–1463 г.), и городу, и архиепископству пришлось испытать особенно тяжелое финансовое положение вследствие войн с городом и с гуситами. Развращение клира дошло до крайности и доставило богатый материал для знаменитых «Писем темных людей». В 1463 г. соборный капитул, дворянство и 17 городов заключали союз, который ограничил власть архиепископа в известных случаях, напр., в деле объявления войны, и постановил, чтобы архиепископа избирал соборный капитул. Но архиепископ Роберт (1463–1480 г.) показал, как мало значат такие договоры; с помощью брата, курфюрста пфальцского и Карла Смелого он начал войну с противниками, но император силой принудил его к миру. Эпоха реформации принесла с собою новые потрясения. Когда Герман V фон Вид (1515–1546 г.) поручил в 1543 г. Буцеру (см. «Энц». II) и Меланхтону составить проект реформации для архиепископства, он был смещен. Управление архиепископством захватили иезуиты и искоренили здесь протестантство. Вторичная попытка реформировать архиепископство, сделанная Гебгардом II (1577–1583 г.; см. «Энц».), также не удалась, и архиепископство на целых 178 лет перешло в руки баварского дома. Баварские архиепископы с помощью иезуитов старались уничтожить протестантство в Кельне, и это им почти удалось. В политических делах баварские архиепископы стояли большею частью на стороне Франции. В 1773 г. иезуиты были изгнаны из Кельна. Архиепископ Максимилиан Фридрих (1761–1784 г.) основал боннский университет. Макс Франц Ксаверий, сын императора Франца I, был изгнан в 1794 г. французами. Избранный капитулом его преемником эрцгерцог Антон Виктор, сын императора Леопольда, не мог воспользоваться своим назначением, так как в 1801 г. архиепископство было секуляризовано, причем земли на левом берегу Рейна отошли к Франции, а остальные владения были разделены между соседними княжествами. Буллою Qui Christi Domini vices от 29 ноября 1801 г. и в церковном отношении архиепископство было разделено между соседними епархиями. Венский конгресс отдал Кельн Пруссии. В 1821 г., буллой De salute animarum было восстановлено архиепископство. Первым архиепископом был (с 1824 г.) граф Шпигель, гермесианист (см. «Энц.» IV), за которым последовал Дросте-цу-Бпшеринг (см. «Энц.» V), воинственный католик (1835–1845 г.), а затем Иоганн фон Гейссель, бывший с 1841 г. коадъютором.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Цит. по: РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.64 об. В черновике телеграммы говорилось даже о «пятнадцати тысяч народа». ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.117. Л.6. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.63-63 об. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8769. Л.45 об. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.63-63 об. Телеграмма 19.III.1911. Стремоухов П.П. Ук.соч. С.32. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.59. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8769. Л.73-73 об. Телеграмма Курлову 20.III.1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.59. Там же. Л.60. Колокол. 24 марта 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д. 259. Л.118. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.193. Рапорт полицмейстера помощнику начальника СГЖУ в Царицынском уезде. Биржевые ведомости. 21 марта 1911. Вечерний выпуск. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.85. Царицынский вестник. 22 марта 1911. Там же. Л.99. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.66. ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.117. Л.2. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.193 об. Рапорт полицмейстера Там же. Л.195-196 об. Рапорт полицмейстера; ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.82. Л.1-4. Журнал собрания. Стремоухов П.П. Ук.соч. С.28; ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8769. Л.79. Письмо Стремоухова епископу Гермогену 21.III.1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.71. Телеграмма министру 22.III.1911. Стремоухов П.П. Ук.соч. С.28. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.71-72. Телеграмма министру 22.III.1911 в 8 час. 20 мин. пополуночи. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8769. Л.86. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.74-75. П. А. Столыпин. Биохроника. М., 2006. С.353. Бывший иеромонах Илиодор (Сергей Труфанов). Святой черт. Записки о Распутине. М., 1917. С.61. За дни «царицынского стояния» Столыпин посетил Государя дважды - 18 и 23.III.1911. Следовательно, процитированная фраза должна была прозвучать в один из этих дней. Но 18-го вопрос еще не стоял так остро, потому что оставалась надежда на содействие преосвященного Гермогена. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8769. Л.96-96 об. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.77 об. Цит.по: Речь. 4 апреля 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д. 259. Л.185. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8770. Л.108 об. Стремоухов П.П. Ук.соч. С.33-34. Например: ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8769. Л.52. Телеграмма 18.III.1911.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/30/...

РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.252. Биржевые ведомости. 7 июля 1911; РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.390. П.М-в. Бабий поход (Письмо из Царицына)//Раннее утро. 13 июля 1911. Голос Москвы. 10 июля 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.256. Русское слово. 10 июля 1911. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8771. Л.112, 118; РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.303; РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.256. Р.Слово. 10 июля 1911; РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.389. Грандиозное паломничество от Царицына до Камышина; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.355. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.390. П.М-в. Бабий поход (Письмо из Царицына)//Раннее утро. 13 июля 1911; М. О.Илиодор в Саратове//Саратовский вестник. 12 июля 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.387. Многих. Заметки//Всеобщая газета. 14 июля 1911; Там же. Л.390. П.М-в. Бабий поход (Письмо из Царицына)//Раннее утро. 13 июля 1911; РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.265. Раннее утро. 16 июля 1911. Там же. Л.340. Филатович Б. Паломничество о.Илиодора (Впечатления зрителя)//Московские ведомости. 10 августа 1911, Там же. Л.356; Проезд о.Илиодора и паломников//Саратовский листок. 27 июля 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.356; РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.274. Илиодор в Казани (Второе посещение)//Камско-Волжская речь. 26 июля 1911. Речь в Казани 24 июля. М. О.Илиодор в Саратове//Саратовский вестник. 12 июля 1911. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.355. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.272 об.; РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.266. Современное слово. 17 июля 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.297. Николин П. Психоз//Современное слово. 2 августа 1911; Там же. Л.298. Ф.М. " Русь идет! "http://Утро России. 2 августа 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.340. Филатович Б. Паломничество о.Илиодора (Впечатления зрителя)//Московские ведомости. 10 августа 1911; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.356 об.; ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8771. Л.107 об. Рапорт хвалынского уездного исправника. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.376. Утро России. 26 августа 1911. Письмо иер.Илиодора к кн.Мещерскому. Илиодор в Самаре//Саратовский листок. 15 июля 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.388. Русское слово. 13 июля 1911; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.273. Л.5.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/03/...

Там же. Л.209 об. Со слов вдовы. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.198. Телеграмма еп.Гермогенамитр. Владимиру 28.III.1911. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.216-216 об. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.198. Телеграмма еп.Гермогенамитр. Владимиру 28.III.1911. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8770. Л.70 об. Проповедь 3.IV.1911 за вечерней. Возможно, «славной смертью» из-за царицынского стояния умер не только Ковалев. 20.III.1911 один из священников, явившись для напутствия к умирающей богомолке Царицынского подворья, «нашел ее тяжко страдающей на почве нервного расстройства, причину какового он объясняет событиями последних дней в монастыре» (ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.196 об. Рапорт полицмейстера о собрании 21.III.1911 в реальном училище.). Свет. 28 марта 1911. Царицынская мысль. 17 апреля 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д. 259. Л.214. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.214. Речь 25.III.1911 вечером. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.178, 179. Там же. Л.183-183 об. Письмо Лукьянову 27.III.1911. Цит. по: Там же. Л.196. Письмо министра внутренних дел обер-прокурору 28.III.1911. ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.231. Л.71. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.199; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.218. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.215. Биржевые ведомости. Вечерний выпуск. 26 марта 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.194-194 об. Новое время. 26 марта 1911. Русское слово. 27 марта 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д. 259. Л.155. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.223. РГИА. Ф.796. Оп.209. Д.2526. Л.161 об - 164.; ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.231. Л.45-45 об. Телеграмма митрополита Антония еп.Гермогену 27.III.1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.181, 198. Телеграммы митр. Владимиру 26 и 28.III.1911. ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.95. Л.1-1 об. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.170-172. Там же. Л.184-185. Стремоухов П.П. Ук.соч. С.29. Если Стремоухов снова все не перепутал и если он отдал это распоряжение именно перед вторым собранием, то, следовательно, еще 28.III.1911 опасность ареста была действительно велика, как чувствовал и сам о.Илиодор. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.200.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/30/...

в свет вышли всего два журнала: «Воскр. Чтение» в 1837 г. при Киевской духовной академии (см. Энц. т. III) и «Творения св. отцов в русском переводе» при московской духовной академии (см. статью под этим заглавием). Оба академических журнала давали лишь научно-богословское и назидательное чтение и совсем не затрагивали церковно-общественных вопросов. Эпоха великих реформ сопровождалась необыкновенным оживлением духовной журналистики. В короткое время появился целый ряд новых духовных журналов. Первым из них был «Прав. Собеседн.», при Казанской духовной академии, первый выпуск которого вышел в мае 1855 г. Журнал был основан по мысли гр. Протасова «в видах усиления духовно­-нравственного действования на раскольников». Сначала журнал выходил в виде трехмесячника, а с 1858 г. стал выходить ежемесячно. Программа журнала вышла далеко за те пределы, которые ему были поставлены сначала. Он стал «сильным органом церковного слова по отношению к тогдашним жгучим вопросам и движениям». С 1857 до 1860 г. при Рижской духовной семинарии издавался журнал «Училище Благочестия». В 1858 г. при Петербургской семинарии митрополитом Григорием Постниковым основана была «Духовная Беседа» (см. Энц. т. V). В этом же году Аскоченский (ib. III) начал издавать свой охранительный журнал «Домашн. Беседу». В 1860 г. стали выходить сразу пять новых духовных журналов. В Москве явились «Правосл. Обозр.» и «Душеполезное Чтение». Первый журнал предназначался для образованного светского общества, второй – для широкого круга читателей. Петербургский журнал «Странник» (см.) в свою программу включал и беллетристический элемент. В Киеве явились «Труды Киевской духовной академии», посвящавшие особое внимание разработке западнорусской церковной истории, и «Руководство для сельских пастырей». В этом же году явились первые «Епарх. Ведомости» (см.). В сентябре 1861 г. несколько петербургских священников основали ежемесячник «Дух Христианина» (см. Энц. V), прекратившийся к сентябре 1865 г. В 1862 г. преосв. Макарий (Булгаков) основал в Харькове ежемесячник «Духовн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Весьма последовательно употребляет он омегу в качестве предлога ( сихъ, видимыхъ), приставки ( жидающимх, дсную) и начальной корневой буквы ( нои, ви, гнь, на на). Характерной особенностью орфографии писца является, наконец, довольно регулярное употребление широкого варианта буквы есть ( в случаях йотации: При этом он, в отличие от писца Чуд. 15, вовсе не использовал йотированный вариант буквы есть ( ). Все эти, а также некоторые другие черты орфографии, присущей для данной рукописи ( исперьва, пресвтлаа, члвко), не оставляют сомнений относительно того, что она была создана именно русским писцом. Интересующие нас отрывки из богословских сочинений прп. Никиты находятся в Син. 930 в том же самом составе и порядке, как было нами указано выше относительно греческой «Диоптры». Вот местоположение этих отрывков по Син. 930, Чуд. 15 и Лавр. 191: 1 Син. 930, ff. 145–146 Чуд. 15, ff. 46 v –47 Лавр. 191, ff. 114 v –115 Син. 930, ff. 155 v –158 v Чуд. 15, ff. 50 2 –51 2 Лавр. 191, ff. 123–125 v Син. 930, ff. 244–244 v Лавр. 191, ff. 194 v –196 Син. 930, ff. 255 v –259 Чуд. 15, ff. 83 v 2 –85 1 Лавр. 191, ff. 204 v –208 Син. 930, ff. 261 v –263 Чуд. 15, ff. 85 v 2 –86 2 Лавр. 191, ff. 210–211 Син. 930, ff. 263–271 Чуд. 15, ff. 86 2 –89 1 Лавр. 191, ff. 211–217 Из 6-ти отрывков, принадлежащих прп. Никите, для публикации подготовлены 2-й и 5-й, объединённые общей темой о рае; они составят первую часть данной работы. Во второй части предлагается богословско-экзегетический комментарий, который направлен на то, чтобы помочь читателю отчётливее понять значение публикуемых нами отрывков в контексте церковной традиции и уяснить их актуальность для современного богословия и церковного сознания. Русский перевод соответствующих мест произведён с греческого языка по критическому изданию Ж. Даррузеса 30 . «Послание 6 к софисту Григорию», лежащее в основе 5-го отрывка, переведено полностью, что даёт возможность лучше представить себе эклектический метод Филиппа Пустынника. Места, включённые в «Диоптру», отмечены жирным шрифтом. Фрагменты из Син. 930 воспроизводятся со всеми особенностями рукописного текста: надстрочные знаки, пунктуация и расположение строк соответствуют оригиналу. Публикуемый текст разбит на слова; в каждом отрывке строки пронумерованы единой нумерацией. В самых необходимых случаях, когда по ошибке писца или переводчика славянский текст был искажён, предлагается исправленный вариант, поставленный в круглые скобки. В критическом аппарате указываются разночтения, которые дают Чуд. 15 и Лавр. 191, за исключением сугубо орфографических. За помощь в описании Син. 930 особую благодарность выражаю В.М. Кириллину. I. Публикация славянского текста и русский перевод с греческого оригинала < ... > плот Свое съпроста F.155 v ничтоже рек ти гже, да не како и ринеши м ко ложна ти глю. приве ду же: ти паче свдтель ство. и тхъ научис истинно

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010