In illis partibus (в Крыму) est Dory, maritima regio, ubi ab antiquo Gotthi habitant, qui Theodoricum, petentem Italiam, non sunt secuti, at ibi sponte restitere..., ter mille numero... Procopius De aedificiis lib. IV, cap. 7, in Corp. His. Byz. II, p. 435. Venet. Например, под актами Седьмого Вселенского Собора в 787 г., между прочим, читается подпись: Cyrillus Monachus in locum Nicaetae Epistoli Gotthiae. Упомянутая грамота 1380 г. есть договор, заключенный, с согласия монгольского хана Тохтамыша и крымского народа, Черкес-Беем, начальником Старого Крыма, с консулом города Кафы, Яноном да Боско (Крым. Собр. Кеппена, стр. 81–83, СПб. 1837). Procop. De bello Gotthico lib. IV, cap. 4, pag. 184, 185, 186, in tom. II, Corp. Hist. Byz., Venet. Procop. ibid. Например, в 692 г., как видно из подписи Херсонского епископа Георгия I, под актами Трулльского Собора, бывшего в этом году: Geurgioj, " Ep…skopoj Cersonoj mБj Duranmoj. Четьи-Минеи под 26 июня. Подробнее говорят о нем Болландисты в своих Actis Sanct. под тем же числом июня, именно: что он родился в самой Готфии в деревне Партените (см. о ней Крым. Сбор. стр. 165), принял рукоположение, по случаю иконоборства в Цареграде, не здесь, а в Иверии от тамошнего православного архиепископа, и упоминают о предшественнике Иоанна, епископе Готфском, который, находясь на Соборе в Константинополе, перешел на сторону иконоборцев, и за это получил от Льва Исаврянина митрополитскую кафедру в Гераклее и пр. Concil. omn., tam. gener., quam provincial... vol. III, pag. 453, 482, 492, 585, Venet. 1584. Сн. прим. 145. Gotthi, Tetraxitae cognomine, quamvis pauci numero, nihilominus Christianorum leges et instituta religiose servant... An vero Arii sectam Gotthi isti, quemadmodum caeterae gentes Gotthicae, aliamve secuti unquam fuerint, affirmare nequeo, quando nec ipsi id sciunt, sed jam pietate admodum credula simplicique religinem colunt. De bello Gotthico lib. IV, cap. 4, pag. 184, in Corp. Hist. Byz. tom II, Venet. Венелин, Савельев и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

Подробнее говорят о нем болландисты в своих Actis sanct. под тем же числом июня, именно, что он родился в самой Готии в деревне Партените (см. о нем: Крым. сбор. С. 165 (52)), принял рукоположение, по случаю иконоборства в Цареграде, не здесь, а в Иверии от тамошнего православного архиепископа, и упоминают о предшественнике Иоанна, епископе Готском, который, находясь на Соборе в Константинополе, перешел на сторону иконоборцев и за это получил от Льва Исаврянина митрополитскую кафедру в Гераклее и пр. 150 Concil. omn., tarn. gener., quam provincial. V. 3. P. 453, 482, 492, 585. Venet., 1585 (175). Снес прим. 145. 151 Gotthi, Tetraxitae cognomine, quamvis pauci numero, nihilominus Christianoniin leges et instituta religiose servant... An vero Arii sectam Gotthi isti, quemadmodum caeterae gentes Gotthicae, aliamve secuti unquam fuerint, affinnare nequeo, quando nec ipsi id sciunt, sed jam pietate admodum credula simplicique religionem colunt. (Готы, по прозвищу тетракситы, хотя и немногочисленны, однако благочестиво сохраняют христианские законы и установления... Принадлежали ли эти готы когда-либо, подобно прочим народам Готии, к арианской секте или же к какой-либо другой, я положительно сказать не могу, поскольку и сами они этого не знают, а исповедуют свой культ в исполненном достаточной веры и простого нрава благочестии (лam.).)De bello Gothico. Lib. IV. Cap. 4. P. 184 in Corp. hist. byz. T. 2. Venet. (249). 153 Таковы: 1) слова Фомы Архидиакона (XIII в.) о славянах далматских: Gotthi a pluribus dicebantur, et nihilominus Sclavi sunt secundum proprietatem nominis... (Многие называютих готами, и, тем не менее, они являются славянами в собственном значении этого слова... (лат.)); 2) слова того же писателя, будто бы Салонский собор (1060 г.) назвал славянские письмена, изобретенные Мефодием, готскими, и 3). слова Туберони (писателя XV в.): Atque inde coniicio, Sclavos et Gotthos eandem esse nationem. (Из этого я заключаю, что славяне и готы есть один и тот же народ (лат.).) Но в третьем месте только гадание; во втором смешение имен народов, которые жили вместе и на деле были смешаны; а первое свидетельство может быть даже обращено в доказательство противной мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Если задуматься над тем, как развивалось православие в России, то мы очень быстро придем к выводу, что Крым - это та часть российской земли, на которую, прежде всего, ступила нога христианина. Это не только князь Владимир, а прежде всего и Андрей Первозванный, который в первом веке побывал в Боспорском царстве (нынешняя Керчь) и там проповедовал христианство. На территории Крыма христианство развивалось ускоренными темпами. Уже в первом тысячелетии сформировались несколько епархий: Херсонесская, Сурожская, Готская и другие. Поэтому Крым - это место для православного паломничества. Надо сделать так, чтобы православные верующие ехали в Крым для того, чтобы прикоснуться к святыням. Самый древний православный храм на территории России и в Восточной Европе находится в Крыму, в Керчи - это храм Иоанна Предтечи. Недавно в Судаке нашли храм, который по предположениям, может быть еще древнее - середины первого тысячелетия. Сейчас проводятся его раскопки. Самые древние православные монастыри также находятся в Крыму. Крым - это место, где проповедовали Евангелие Кирилл и Мефодий. Они создавали здесь славянскую письменность. У нас есть культовые духовные объекты, которых нет нигде в России. В Крыму мученическую смерть приняли, в частности, римские папы. Это когда была единая христианская церковь. У нас в Крыму есть два, исключительно почитаемых крымских святых. Это святой Лука Войно-Ясенецкий, святой Гурий. Одним словом, Крым - место благодатное, и православное паломничество должно быть в центре нашего внимания. При этом надо развивать и религиозный туризм для тех, кто не является верующим или является представителем другой конфессий. Приезжая в Крым, соприкасаясь с нашей крымской духовностью, многие смогут понять то, что сказал наш Президент о том, что Крым для России имеет сакральное значение. Это подчеркивает извечную связь Крыма и России. Крым - неотъемлемая часть России. То, что Крым оказался за пределами России, это всё равно, что сердце или душу вырвать из России. При этом всегда подчёркиваю, что Украина - часть великого русского православного мира. И нужно сделать все для того, чтобы возврат к нашему единству произошёл как можно быстрее.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

1 . тарелочный сбор в церквях ( ο δσκοι μερδες), являющийся почти повсеместным; 2 . исключительный тарелочный сбор ( о κτακτοι δσκοι), производимый в большие праздники, например, Пасхи, Рождества Христова, местного храма, называемый также φιλοδωραι, как свободное выражение щедрости и дара прихожан в пользу клира; 3 . добровольные приношения при целовании креста в время богослужения ( τ οταρωμα); 4 . сбор за запись в церкви для поминовения на проскомидии; 5 . сбор при записи имен на домах с целью поминовения, совершаемого в посты Рождественский и Успенский; 6 . месячное освящение ( φτισμα, γιασμς) по домам и хождение со святою водой; 7 . освящение ( φτισμα) в праздник Богоявления, в неделю Крестопоклонную и в праздник Воздвижения Честного Креста; 8 . годичный сбор по домам, производимый священниками в середине месяца сентября, по окончании полевых работ; этот сбор производится лишь в селах, преимущественно в Македонии и Фракии; 9 . сбор временный ( τ χρονικ), являющийся и годовым сбором с каждого семейства, в размере от 2 до 20 гросиев, производимый священником в августе или в конце года его службы в приходе, из этих денег священником уплачиваются архиерейский евматикий и сбор на содержание Халкинской богословской школы. Такой сбор производится, например, в Кидониях, в Фессалонике; 10 .   выдачи ( τ πιδματα) из доходов храма, иногда производимые епитропиями в пользу священников; 11 .   сбор за артос ( τ ξ ρτοκλασιν), раздаваемый народу в большие праздники, когда прихожане по своему усердию платят 5, или 10, или 20 гросиев; 12 .   сбор за св. копие; 13 .   сбор за цветы от плащаницы в неделю Ваий и Крестопоклонную, в праздник Воздвижения Креста; 14 .   доход от частных треб и пр. Нужно при этом заметить, что применяются две системы пользования случайными доходами: по одной системе происходит раздельное получение случайных доходов ( τ το χωρισμο τν τυχηρν σστημα), так что настоятель, ефимерий и духовник имеют то, что каждый из них получит, а по другой – устраивается общая кружка ( τ το χοινο ταμεου σστημα), которая потом и делится в известной пропорции: настоятель получает две части, а прочие священники по одной. Преимущественно применяется первый способ пользования со стороны священников случайными доходами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Старый Крым носил разные названия: 1) Кареонполь: так называли греки если не настоящий Старый Крым, то древний город, стоявший на его месте. 2) Крым: это, вероятно, было первое название его во время татарского владычества от татарского слова Кермен – укрепление. Может быть, татары назвали Крымом сперва только столицу крымских ханов, а потом стали называть так и весь полуостров вместо прежнего названия: Таврида. Когда же ханская столица перенесена была (1428 г.) отсюда в Бахчисарай, тогда уже они город Крым стали называть Эски-Крым, т. е. старый, бывший Крым. 3) Солгат или Солкат: так он назывался преимущественно в средние века. 651 4) Казарат: так называли армяне. 5) Левкополь (белый город): так он назван был русскими по взятии Крыма, и 8 февраля 1784 г. сделан уездным городом; уезд назывался левкопольским, но недолго: 2 апреля, вместо него, назван уездным городом Феодосия. Ныне Старый Крым, прежде важный и многолюдный город, больше походит на деревню, чем на город: в нем есть завод кирпичный, кафельный, кожевенный, свечной, мыловарный, есть несколько лавок с мелочною торговлею; но постройка невзрачная и улицы неопрятные. 652 Церковь , каменная, построена прихожанами в 1832 г. и освящена в честь Успения Божией Матери; в 1866 г. она возобновлена, а в 1881 г. построена каменная колокольня. Метрические книги хранятся с 1819 г., а исповедные – с 1829 г. – При церкви с 1870 г. существует приходское попечительство, но действия его едва заметны. В приходе 2 каменные часовни: Георгиевская при г. Агармыш и Троицкая в деревне – Старый Крым: первая построена в 1879 г., последняя в 1884 году. В Старом Крыму, как известно, имели пребывание епископы Феодосийские и мариупольские, викарии екатеринославской епархии. Церковь для них и для их свиты была Успенская: это была сперва армянская церковь , потом обращена во дворец, а затем в православную церковь. Она сгорела 27 января 1825 г. 653 и подле развалин этого сгоревшего храма и построена настоящая церковь . Причт: священник и псаломщик. Содержание – от прихожан 480 р. и 2 дес. 470 ½ саж. земли. Помещение – в церковных домах.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мой Крым К семилетию воссоединения с Россией 18.03.2021 733 Время на чтение 13 минут Для меня нет лучшего места для отдыха, чем наш Крым. Правда, тогда, в 2010 году, он ещё только ждал своего возвращения в родную гавань. У меня даже случилась лёгкая перепалка с двумя гуцулами. Заканчивается июль. Мы с напарником Мишей восстанавливаем церковь Рождества Богородицы в деревеньке Пенино Ленинг радской области. Бригада с Западной Украины в количестве шести человек занимается кровлей храма. На строительстве и восстановлении церквей приглашают в основном украинцев. Они неприхотливы в быту, работают допоздна. И братский народ, всë-таки, не узбеков же звать наши церкви строить. После вечернего купания в озере и ужина читаю толстенную книгу о святителе Луке Войно-Ясенецком. Тут-то двое плотников с курортного местечка Моршин и вывели меня на разговор: — Читаешь про нашего симферопольского святого? — Высокий, сухощавый парень, лет двадцати пяти, повернул книгу обложкой к себе. — Собираюсь к нему, — говорю я, — в августе еду на отдых в Крым. — А почему именно туда? — Крым-то чай не Европа, всё же родная земля. Закрываю книгу и с неким вызовом цитирую строчки из стихотворения Юрия Визбора: Ах, знаете вы тот аэропорт, Где толпы пассажиров многотонны, Где самолёты кружатся толпой Над полосой горячего бетона? — Ты же вологодский, с чего она тебе родная? — Вступил в разговор, учуяв мой вызов, усатый бригадир, дядя парня. Как легко всё-таки мы задеваем друг друга. Нарочито спокойным голосом отвечаю: — Мой дядя в сорок четвёртом Сапун-гору штурмом брал, Крым для меня русская земля. — Крым — это территория Украины, — одновременно возмутились гуцулы. — Да, территория украинская, а земля-то всё равно наша, — с улыбкой сказал я. Вот, дурак, зачем людей всколыхнул, они же обижаться на меня будут. Украинцы молча постреляли глазами, на том разговор и закончился. Конец августа, мы проходим с женой Татьяной паспортный контроль в Пулковском аэропорту. Нас ожидает Чёрное море, пансионат имени святителя Луки в Алупке, экскурсии по монастырям и музеям, тёплые вечера, шашлык на берегу при тихом плеске волн. Уже слышу ласковый шум прибоя, истошные крики чаек, в нос прокрался воспоминанием солёный запах моря.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/18/...

597. Толкование на молитву святого Ефрема Сирина [Текст]/свт. Лука Крымский . Москва: Сиб. благозвонница, 2010. 61 с. То же 2015. 598. «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 1/2. С. 67: портр. 599. Слово в день памяти святителя и чудотворца Николая [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 7/8. С. 8–10: портр. 600. О смирении [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 9/10. С. 8–9: портр. 601. Милости хочу, а не жертвы [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 11/12. С. 9: портр. 602. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 15/16. С. 8–9: портр. 603. Притча о злых виноградарях [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. С. 8–9: портр. 604. О страхе апостолов и народа пред чудесами и словами Христовыми [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 19/20. С. 8–9: портр. 2011 605. Господня Пасха: проповеди, беседы во дни Великих праздников [Текст]/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). – Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2011. 159 с. 606. Дух, душа, тело [Текст]/святитель Лука Войно-Ясенецкий . Москва: Образ; [Тула]: Тульская епархия, 2011. 128 с. 607. Дух, душа и тело [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) //Пробл. восстановит. медицины. 2011. 5–6. С. 59–64. 608. Духовное наследие святителя Луки. Проповеди 1944–1945 гг. [Текст]//Лисичкин В. А. Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) . Москва, 2011. Гл. VIII. С. 123–214. 609. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит [Текст]: о том, что такое пост и для чего он установлен/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Москва: Приход храма Святого Духа сошествия, 2011. 15 с. То же. 2013.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

610. Тумаченье великопосне молитве преподобног Jeфpeмa Сирина [Текст]/Свети Лука Кримски (Водно-Яасенецки) ; превела: Божана Х. Стсуанови. Превлака: Манастир Светог архангела Михаила, 2011. 70 с.: ил. 2012 611. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2012. 11/12. С. 4–5: фот. 612. Не бойся, малое стадо! [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Журн. Моск. Патриархии. 2012. 10. С. 32–33: фот. 613. «Их жизнь была на небе, у престола Всевышнего» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 24. С. 6–7: портр. 614. «Имейте горячую любовь к небесным покровителям вашим» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп.и Крым. епархии. 2012. 20. С. 3: фот. 2013 615. Дух, душа, тело [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) . Тула: Тульская епархия; Имидж принт, 2013. 128 с. 616. Дух, душа и тело [Текст] : избранные поучения/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. Симферопол. и Крым. Изд. 4-е. Москва: Даръ, 2013. 318 с. (Библиотека паломника). То же. 2016. 617. Евангельское злато [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2013. 336 с. То же 2016. 618. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит [Текст] : из проповедей свт. Луки Крымского /свт. Лука Крымский. Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2013. 16 с. 619. «Идите вслед за ним вместе со мною и все вы, братья и сестры мои» [Текст]/В.Ф. Войно-Ясенецкий//Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2013. 1. С. 6–7: портр. Из проповеди святителя и исповедника Луки в день Рождества 1957 г. 620. Он пришёл открыть нам путь в Царство Небесное [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2013. 2. С. 4: фот. Проповедь святителя Луки в день Крещения 1958 г. 621. Кротость и смирение ограждают от всяких напастей и мук [Текст]/В.Ф. Войно-Ясенецкий//Таврида Православная: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2013. 4. С. 8: портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

тарелочный сбор – ο δσκοι, т. е. постоянный сбор в церквах за богослужением в пользу архиерея; 6 . обязательные водоосвящения – ο χρεωτικο γιασαο, производившиеся то самим архиереем, то назначенными им священниками по домам прихожан первого числа каждого месяца и в большие праздники и сопровождавшиеся сбором денег с прихожан в пользу епархиального архиерея; 7 . сбор за поминовение на проскомидии – τ ψοχομερδια, взимавшийся в пользу архиерея священниками, один из которых по очереди производил, при входе в церковь , запись имен за упокой и за здравие и вызывал своими назойливыми требованиями недовольство со стороны прихожан, такие сборы производились и при архиерейском богослужении; 8 . сбор за освящение церквей, производившийся в пользу архиерея; 9 . сбор за разрешение архиереем брака в запрещенной степени родства или свойства; 10 .   сбор в пользу архиерея за каждое посвящение иерея или дьякона, получавший смысл симонии; 11 .   сбор за назначение кого-либо из монашествующих на должность игумена монастыря; 12 .   всякий другой случайный архиерейский сбор или доход ( τοχηρν ρχιερατικν δικαωμα), деньгами или вещами, как бы он ни назывался и где бы ни существовал. Упразднив целую группу случайных архиерейских доходов, общие канонисмы оставили только немногие из них. В настоящее время признаются правильными и законными лишь следующие случайные доходы митрополитов: 1 . за разрешение каждого брака, – первого, второго или третьего, безразлично, – 10 гросиев; 2 . за совершение литургии, погребения или венчания – не менее 50 гросиев; 3 . канонический взнос ( κακονικν) от каждого священника – 10 гросиев ежегодно. Кроме того, взимается в пользу благотворительных и общеполезных заведений епархии: 1 . за расторжение брака – не менее 100 гросиев; 2 . за издание отлучительной грамоты ( φοριστικν γρμμα) не менее 50 гросиев; 3 . за утверждение митрополитом всякого документа, составленного в митрополии, плата взимается по особой таксе. Таковы частные доходы митрополитов, установленные Общими канонисмами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Сего бо апостоли не предаша: предали суть апостоли крестъ поставленъ цловати, иконы предаша. .Лука бо еуангелистъ, первое написавъ, посла вь Римъ. «Якоже глаголеть Василй, икона на первый образъ приходить». 461 Пакы же землю глаголють матерью. Да аще имъ есть земля мати, то отець имъ есть небо, искони створи Богъ небо и такоже землю. Тако глаголють: «Отче нашь, иже еси на небеси». Аще ли по сихъ разуму земля есть мати, почто плюете на матерь свою? Да смо ю лобызаете, а семо ю скврните? Сего же римлян не творяху, но исправляху на всих сборх, сходящеся от Рима и от всихъ престолъ. На первомъ сбор, иже на Арья, иже в Никеи, от Рима преже Селивестръ посла епископы и прозвутеры, а от Александрия Афанасия, от Цесаряграда Митрофанъ посла епископы от себе, и тако исправляху вру. На вторемь же сбор от Рима Дамасъ, а от Александра Тимофй, от Антиохия Мелетий, Курилъ Ерусалимскый, Григорй Богословець. На третьемь же сбор Келестинъ Римьский, Курилъ Александрийский. На 4 же сбор Леонтий Римьскый, Анатолй Цесаряграда, Увеналий Ерусалимскый. На пятомъ сбор Римьский Вилигий, Евьтухий Цесаряграда, Аполинарий Александрийский, Домнинь Антиохийскый. На шестом сбор от Рима Агафонь, Георгий Цесаряграда, Феофанъ Антиохийскый, от Александрия Петръ мнихъ. На 7-мь сбор Андрианъ от Рима, Тарасий Цесаряграда, Политьянь Александрйскый, Феодоръ Антиохийскый, Илья Ерусалимскый. Сии вси съ своими епископы и, сходящеся, и правяху вру. По семемь же сбор Петръ Гугнивый 462 сь иними шедъ в Римъ и прстолъ вьсхытивъ, развративъ вру, отвргься престола Ерусалимьскаго, и Александрйскаго, и Цесаряграда и Антиохийскаго. И возмутиша Италию всю, сюще учение свое раздно, тм же держать не в одино съглашение вру, но раздно: овии бо попов, одиною женою оженився, служать, а друзии до семи женъ поимающе служать, ина же многа раздно держать, ихже блюдися учения. Пращають же грхы на дару, еже есть зле всего. Богъ да хранить ть, княже, от сего». Володимеръ же поимъ цесарицю, и Настаса, и попы корсуньскыя, мощи святаго Климента 463 и Фива, ученика его, и поима сьсуды церковныя, иконы на благословенье себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010