В «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского сказано, что над местом погребения М. был поставлен храм во имя свт. Николая: «...на гробе его лежит камень триста лет, и крест врезан, и церковь над ним святителя Христова Николы чюдотворца, тамо и подобие его на иконе описано сице: стар, без брады, возрастом велик, в свите. Время полагается бытия его во исходе седмыя тысящи» (ЯИАМЗ. Инв. 15544. Л. 355-355 об., 1807-1811 или 1813-1819 гг.). В краеведческой лит-ре кон. XIX - нач. XX в. было предложено несколько версий локализации места подвигов М.: в 12 верстах от Вязников, в с. Станки Вязниковского у. (ныне Вязниковского р-на Владимирской обл.), где находился Успенский храм (церковь названа «прибылою вновь» в патриарших окладных книгах 1628 г., перестроена в камне в 1819-1826, см.: Добронравов, Березин. 1898. С. 371-372), и на Кинешемском погосте (в 8 верстах от Вязников и в 112 верстах от Владимира), где стоял древний почитаемый храм «Никола Молошный» (перестроен в камне в 1821, сохранился до наст. времени), возле к-рого располагались озеро и «пожни», именуемые монастырскими (Там же. С. 317). Первые документальные сведения о Никольской ц. находятся в патриарших окладных книгах, где под 1628 г. отмечено: «...церковь великаго Чудотворца Николы Кинешемского в вотчине боярина князя Федора Ивановича Мстиславскаго княгини Ирины в Ярополческой волости за рекою за Клязьмою на луговой стороне на погосте»; церковь платила в патриаршую казну налог, составлявший 24 алтына 2 деньги (Там же. С. 318). В др. редакции «Книги, глаголемой...» (список П. И. Савваитова) содержатся описание облика М. и указание на дату его преставления: «Подобием стар, без брады, возрастом велик, во свитке власяной, чином белец, бысть в лето 6930 Поживе более 50 лет, монастырь от града Вязников 10 верст, от Владимира ниже 100 верст, от Оки реки 30 верст, от Гороховца 40 верст. На гробе его положен камень и крест вырезан и летопись на дске и образ на гробе штилистовой. Область патриарша» ( Барсуков.

http://pravenc.ru/text/2563614.html

Кроме того, покаяние позволяет человеку, и святой Силуан настаивает на этом, обрести свободу – подлинную, ту, которую обретают в Боге и которая от Него исходит (см. с. 366–367). Также оно позволяет обрести любовь к Богу и к ближнему (см. с. 370–371, 436–437), которой препятствуют грех , страсти и дурные помыслы (см. с. 470). И еще оно является источником духовной радости (см. с. 367, 372), особенно потому, что прекращает терзания, вызванные грехом. «А когда ты получишь прощение грехов, то на душе у тебя будет радость и веселие...» (с. 367). Прощение, полученное через покаяние, позволяет человеку достичь чистой молитвы, в которой, в частности, проявляются все вышеупомянутые плоды покаяния. «Когда Дух Святой прощает нам грехи, [тогда душа] свободно созерцает Бога...» (с. 367). Благодаря покаянию мы достигаем подлинного знания о Боге – в той мере, какая подается нам от Бога: «…за покаяние приходит благодать Святого Духа, и так познаем Бога» (с. 448). Покаяние – самый легкий путь ко спасению, самая краткая к нему дорога (ср. с. 401) и в конечном счете – единственное, но совершенно необходимое условие спасения (см. с. 335, 401), Преподобный Силуан видит в этом надежду на всеобщее спасение. «Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться...» (с. 372). «Знает душа моя милость Господа к грешному человеку, и истину пишу пред лицом Божиим, что все мы грешные спасемся, и ни одна душа не погибнет, если покается...» (с. 482). Как и смирение, покаяние (см. ниже) – способ сохранить благодать Святого Духа (см. с. 325), стяжать ее или обрести ее вновь, в том числе и в наивысшей форме (см. с. 355). Поскольку покаяние очищает ум человека и его сердце (см. с. 412, 436–437), человек готов к восприятию этой благодати (см. с. 412). «Господь... кающемуся дарует благодать Святого Духа» (с. 366). «А когда ты получишь прощение грехов, то... благодать Святого Духа войдет в твою душу...» (с. 367). Если мы покаемся, «тогда увидим славу Господню» (с. 373; ср. с. 374). «Кающемуся Господь дает рай и вечное Царство с Собою» (с. 372), об этом свидетельствует жизнь святых: «Святые были такие же люди, как все мы. Многие из них пришли от больших грехов, но покаянием достигли Небесного Царства» (с. 421).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

В С последование Амвросию совмещено со службой попразднству св. Николая Мирликийского; оно, как не относящееся к нашей теме, оставлено в стороне. В Амвросиевом же каноне, как диктуется его общей структурой, содержатся, наряду с тропарями, ирмосы и богородичны; они не воспроизводятся ниже по той же причине. Поэтому хотя в последовании указанного дня в С всего 82 отдельных песнопения, именно Амвросию из них посвящены лишь 30. Только они и помешены ниже. Их порядковые номера в издании [С] и жанровая принадлежность указаны в сноске 370 . Канон Амвросию принадлежит Феофану, имя которого указано в акростихе: Θεου μβροσου μγα κλος σμασι μλπω. Θεοφνους «Божественного Амвросия великую славу в песнях воспеваю. Феофан». Ко всем Амвросиевым песнопениям приисканы греческие соответствия 371 . Интересно, что хотя все греч. оригиналы текстов С имеются в современной греч. Служебной минее (см.: [Греч. минея]), в современной Служебной минее Московской печати канон Амвросию помещён не тот, который в С (см.: [Слав. минея]). При публикации текстов мы сохраняем, ради лёгкого соотнесения, их номера в издании С. Этим объясняются перескоки в нумерации. Синтактико-интонационное строкоделение в целом следует за изданием [С], но в ряде случаев нами внесены корректуры. Ниже греч. строка помещена первой (по изданию [Греч. минея]), а слав. строка – второй (по изданию [С]). Такое размещение показывает генетическое отношение между оригиналом и переводом. В отличие от издателей [С], мы применили т. н. билинеарно-спатический эдиционный метод 372 . Целью этого метода, позволяющего специалисту одновременно читать две строки последования (оригинала и перевода), является точное соотнесение греческой и славянской лексики. Конкретные издательские приёмы и процедуры далее по мере появления разъясняются в сносках. Построфный филолого-богословский и исторический комментарий вынесен в следующий (третий) раздел статьи. Там и сказано о его принципах. Почему публикация последования и комментарии разнесены по разным разделам? Если бы мы стали подвёрстывать довольно объёмные комментарии к отдельным стихирам и тропарям, то одно песнопение оказалось бы отделено от другого большими текстовыми массивами. Иначе говоря, внимание читателя пришлось бы постоянно переключать с одного на другое и обратно. Не получалось бы единого эстетического впечатления от цельного текста. Между тем вынесение комментария за пределы последования этого впечатления не разрушает.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

352 Творение иже во Святых Отца нашего Афанасия, Архиепископа Александрийского. Ч. I. Москва. 1851. «Защитительное слово против Ариан». Стр. 218–237. 360 Так назывались лица, действовавшие на римских зрелищах. Это были по большей части наемные люди из язычников, а также пленные и невольники. Дух язычества придавал зрелищным представлениям столько нечистоты и позора, что само ремесло лиц, действовавших на этих зрелищах, почиталось низким в нравственном и даже общественном отношении, а честные христиане считали это ремесло для себя бесчестным и непозволительным. См. Карф. соб. правила 72 и 74 и объяснение их у Иоанна в Опыте курса церковн. законовед. Вып. II. Стр. 191. 361 Geib: Geschichte d. Romisch. Criminalprocesses bis zum Tode Justinians. Leipzig. 1842. S. 517 et seq. 368 Не имевших состояния по крайней мере в 50 солидов. Iustin. Nov. 137. Basilic. Lib. 60, tit. 34, cap. 8–11. 371 Деян. Всел. соб. Т. III, стр. 256. Та же форма допроса встречается и в других частях этого процесса. См. стр. 253, 262. 372 В объяснение этого допроса считаем нужным представить следующее. Допрашиваемые – Феофил и Мама – были святым Флавианом отправлены послами к Евтихию для вызова его на суд по обвинению, поданному на него Евсевием, епископом Дорилейским. Их очень важные показания, содержавшие ответ Евтихия на этот вызов, были занесены в деяния этого собора. Евтихий в лице своих поверенных монахов Константина, Елевсиния и Констанция (Т. III, стр. 303) обвиняет теперь нотариев святого Флавиана в том, будто бы они исказили эти деяния и, вместе с тем, исказили и ответы, которые дал им Евтихий. Устными показаниями этих послов теперь и проверяется подлинность деяний. 375 См. Карф. собора прав. 97; ср. III Всел. соб. прав. 8. Святой Афанасий Великий на основании подлинного списка пресвитеров Мареотиды, рукоположенных епископом Мелетием, опроверг на Тирском соборе обвинение в нападении, будто бы совершенном им на пресвитера Исхираса, указав судьям, что в этом списке нет вовсе пресвитера такого имени. См. ниже, сн. 381.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

45:8 Букв.: отцом. 361 45:10 Гошен (Гесем) – плодородная область Египта в восточной части дельты Нила. 362 45:18 Букв.: будете есть лучшее/ тук. 363 45:22 И ли: серебряных шекелей, т. е. около 3,5 кг серебра. 364 45:24 Друг. возм. пер.: ( ничего) не бойтесь/ не ссорьтесь. 365 45:28 Или: верю; букв.: довольно/ много. 366 46:1 Друг. возм. пер.: вместе со всеми домочадцами своими. 367 46:2 Букв.: я здесь. 368 46:3 Букв.: там сделаю тебя. 369 а 46:15 Дина, вероятно, незамужняя после несчастья в Сихеме, упомянута здесь как особый член семьи Иакова. 370 б 46:15 Букв.: ( число) всех душ его сыновей и дочерей. Это число возникло либо за счет исключения Эра и Онана (умерших еще в Ханаане) и включения Иакова и Дины, что представляется наиболее вероятным, либо путем включения первых и исключения вторых. 371 46:27 В LXX в счет не входят Иаков и Иосиф, но говорится о девяти сыновьях Иосифа, и число переселенцев составляет семьдесят пять. Именно это число упоминает в своей речи Стефан в Деяниях апостолов (7:14). 372 46:28 Букв.: указать; LXX: встретить. 373 47:9 Или: жительства; то же ниже в этом стихе. 374 47:12 Букв.: и весь дом отца своего по числу/ устам детей. 375 47:18 Букв.: не скроем от господина моего. 376 47:21 В Самаритянском Пятикнижии и в LXX: сделал их рабами. 377 47:29 См. примеч. к 24:2. 378 48:3 Е вр. Эль–Шаддай; см. примеч. к 17:1. 379 48:4 Букв.: потомкам твоим после тебя. 380 48:6 Букв.: по именам своих братьев они будут названы в своем наследстве. 381 48:14 Друг. возм. пер.: и с умыслом положив. 382 48:15 Букв.: ходили. 383 48:19 Букв.: станет полнотой народов. 384 48:20 Букв.: тобой (LXX: вами) будут благословлять Израиль. 385 48:22 И ли: Шехем. 386 49:1 И ли: в конце дней. В своей боговдохновенной речи Иаков рисует картину будущего потомков своих сыновей в Ханаане, исходя при этом из особенностей их характера и обстоятельств жизни. Одни предсказания касаются более близкой, другие – более далекой перспективы, простираясь до «последних дней» (в мессианском смысле этих слов). 387

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Собственно, тоже ‘пустое’, ‘бессодержательное’, ‘тщетное’. 362 Это обычные положения стоической онтологии. 363 Это также положение стоической онтологии, в которой все сущее телесно, и лишь не–сущее бестелесно. 364 Греч. «происхождение», «проистечение», «выступление». 365 Близко к греческому προφορικος. 366 То есть сущность (субстанция). 367 Это одни из самых употребительных у святых Отцов тварных аналогий Святой Троицы (наряду с антропологической аналогией). Примечательно, что образ солнца и луча (сияния) часто использует святитель Афанасий Великий, не опасаясь исказить догматическую истину. См. его Слово на ариан, I, 14; II, 33; III, 15.  — Святитель Афанасий Великий. Указ. соч. Т. II. С. 195:305–301:388–389. 368 Возможный вариант перевода: «поскольку Один отличается от Другого образом Своего бытия». Еще один вариант перевода: «поскольку Один от Другого отличается мерою» (см. ниже противопоставление: ‘часть’ — ‘целое’). 369 Другой вариант перевода: «Он боялся одного — солгать, [Он боялся также] Самого Себя как Творца истины и Самой Истины». Еще один вариант: «Он боялся одного — солгать, что Сам Он одновременно есть Виновник Истины (то есть Отец) и Сама Его Истина (то есть Сын)». 370 Данное место у Тертуллиана не совпадает с LXX, но ближе к масоретскому тексту. В Синод. пер.: «Вот отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд». 371 Текст Тертуллиана близок к LXX: В Синод. пер.: «Мало того, что ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концев земли». 372 Данное место у Тертуллиана не совпадает ни с LXX, ни с масоретским текстом. В Синод. пер.: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим». 373 Текст Тертуллиана близок к LXX: В Синод. пер.: «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего». 374

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

de quinquages. resurr; Никифор Каллист, lib. II с. 42. Как знаменались апостолы, не известно. Они не заповедали, надо полагать, христианам одного определенного перстосложения для крестного знамения; иначе это перстосложение сохранялось бы неизменно в первенствующей церкви, и в IV веке, как увидим ниже, христиане не могли бы креститься безразлично – и одним перстом, и перстами, и вообще рукою. 226 De corona milit. с. 3; lib. II ad uxorem с. 5; Apologet. с. 23; сн. Варнавы Epistol. с. 12 и Иустина Apologeticus. I с. 55. 227 Μη τονυν παισχυνθωμεν δμωλογησαι τον σταυρωμενον π μετπου μετ παρρησας δακτλοις σφραγς κα π πντων σταυρς γινσθ πι αρτων βιβρωσκομνων, κα π ποτηριν πινομνων, ν εσοδοις, ν εξδοις προ του υπνου κοιταζομνοις κα διανισταμνοις» δεουσι κα ρεμοσι. Оглаш. 13 § 36. Златоуст (In Matth. hom. LIV): Μηδες ασχυνεσθω τα σεμν της σωτηρας ημν σμβολα... λλ ς στφανον, οτω περιφρωμεν τν σταυρν το Χρστου. Κα γρ πντα δ ατο τελεται τα καθ μας καν τραφηναι την μυστικν κενην τροφην, κν χειροτονηθηναι, καν τιον τερον ποιησαι, πανταχο τοτο της νκης μν παρσταται σμβολον. Δια τοτο κα π οικας κα π των τοχων, κα επ των θυρδων, κα π το μετπου κα π της διανοας, μετ πολλς πιγρφομεν αυτν σπουδς...» Ефрем Сирин : «Не рукою только полагай на себе крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай оным всякое свое занятие: и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и седение свое, и восстание, и одр свой, и какое ни проходишь служение, прежде всего запечатлей во имя Отца и Сына и Св. Духа», Творения св. Ефрема, ч. IV стр. 371–372, Москва. 1850. 229 Все эти свидетельства отмечены в ст. Филарета, архиепископа Черниговского: «Богослужение Русской Церкви до монгольского периода» в Чтениях Общей истории и древней, 1847, 7 стр. 29–30; см. статью митр. Макария: «Правило Стоглавого собора о двуперстии с исторической точки зрения» в Братском Слове, 1875 г. кн. VI отд. II стр. 30–32. Ясные свидетельства об изображении первохристианами креста на челе, кроме вышеупомянутых отцов церкви, встречаются в сочинениях Киприана, Оригена , Лактанция , Евсевия, Василия Великого , Иеронима, ПсевдоИустина, Пруденция, Гавденция, в VIII кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

А. И. I, 11. 364 В данном случае любопытным представляется то обстоятельство, что митрополит, как видно, не мог распорядиться отсылкою виновных в монастырь, в «смирение» или на «чепь“, как делала это сплошь и рядом церковно-иерархическая власть в XVII в. с другими преступниками против церков. правил. См. А. И. IV, 205. 371 О шельмованных в уставе воинских артикулов читаем следующее: «надлежит знать всем, как с тем поступать, кто чести лишен, шельмован (то есть из числа добрых людей и верных извергнут): 1) ни в какое дело, ниже свидетельство, не принимать; 2) кто такого ограбит, побьет или ранит, или у него отимет, у онаго челобитья не принимать и суда ему не давать, разве до смерти кто его убьет, то яко убийца судитися будет; 3) в компании не допускать, и единым словом таковый весьма лишен общества добрых людей; а кто сие преступит, сам может наказан быть». Процесс. воинск. III ч. гл. II. П. С. 3. 2213, По п. 2, ст. 2, гл. 3 проц. воинск. свидетелями не могут быть, между прочим, те, которые «банизированы или прокляты, понеже оные из христианского собрания выключены и за басурманов признаваются, тако никакого чина недостойны суть». 372 Из некоторых только примеров можно видеть, что, покрайней мере, на первых порах начала Духовного Регламента прилагались к действительной жизни. Напр., князь Долгоруков приневоливал жену свою к пострижению; отец принуждаемой Шереметев просил синод послать повсюду указы, чтобы ее нигде не постригали, а ей позволить до окончания дела жить с родителями. Долгоруков стал держать жену под крепким караулом, несмотря на неоднократные посылки из синода об отпуске княгини. Св. синод 11 марта 1722 г. в Успенском Соборе чрез протодиакона сделал воззвание к православным христианам, в котором, сказав об ослушании князя, молил «их любовь помолиться благоутробному Богу, да умягчит его жестокосердие и да сердце чисто сотворит в нем и преклонит его к покаянию, а окружающих князя просил увещавать его к этому и единоличной с другими вместе со всяким усердием и возвестить князю, что аще неисправлен и презорлив пребудет от сего дне до будущей недели ваий, то подпадет отлучению от церкви“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Адриану еписк. Тамбовский Игнатий и многие православные москвичи, и после розыска, наказаны, как раскольники. Григорий Талицкий считал даже уместным и п. Адриана поставить во главе движения против Петра I, как антихриста, когда обращался к Игнатию с вопросом: «Возможно ли тебе о сем возвестить свят. Патриарху, чтобы про то и в народе было ведомо!» А когда засудили Игнатия Тамбовского за раскольнические мнения, у него нашлись даже на освященном соборе тайные сторонники, которые долгое время отлагали низложение епископа, требуемое государем. Сам п. Адриан до своей смерти медлил исполнением царской воли, а по смерти патриарха, на освященном соборе у Игнатия был даже открытый защитник Нижегородский владыка Исаия, подготовлявший себе тем участь своего единомышленника (низложение, лишение сана и ссылку). Историч. Вестник 1902 г. т. ХС. Епископ Игнатий С. Н. Введенский, стр. 636–641. 371 Идеалы правящей иерархии теоретически очерчены п. Адрианом в его окружных посланиях. Речь о них была у нас выше в I–й главе под рубрикой: «Программа п. Адриана». 372 Это большинство, по замечанию историка Соловьева, отожествило православие с бородой и длинными волосами. 373 Сведения о положении протестантов на Руси и их влиянии на русских в XVII веке мы находим в капитальных трудах Цветаева: «Протестантство и протестанты» в России до эпохи преобразования» и И. Соколова : «Отношение Протестантизма к России в XVI и XVII вв.». 377 Не имеется ли в виду Евфимием здесь Дмитрий Тверитинов, который отличался кощунственными шутками в разговоре с пациентами... См. ниже. 379 Книгохранилище Чудова монастыря в Моск. Синод. Библиотеке 302 л. 90–91; Чтение в Обществе Любителей Дух. Просвещ. 1889 г. Карион Истомин стр. 571–572. 383 Соколов, стр. 136. Велика была, следовательно, нравственная сила православной церкви, если она все–таки потом удержала в своих недрах эту могучую порывистую натуру и победила в Петре Великом в конце мучительную раздвоенность. Преобразователь России, как известно, не изменил вере отцев и, когда созрел его гений, он познал силу и значение для общества и государства народной православной веры и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нелидов разделяет иллюзии всего российского МИДа, продвигавшего Никодима как своего ставленника и надежного сторонника России. Вскоре наступит разочарование. 369 Имеется в виду книга В.Н. Хитрово «К Животворящему Гробу Господню» (СПб.,1884) – путеводитель по Святой Земле, стилизованный под рассказ старого крестьянина-паломника. Книга пользовалась огромной популярностью, до революции вышло 12 изданий. Современное издание: М., 2003; 2006. 370 Подборку документов о доставке в Иерусалим подаренного Антонину соликамским купцом А.В. Рязанцевым большого колокола для колокольни «Русская Свеча» на Елеоне см. ниже в настоящем разделе. 371 Сретенский Гавриил Григорьевич (ум. 1890), протоиерей, настоятель церкви Малого Вознесения на Б. Никитской улице в Москве. Член Православного Миссионерского общества (с 1870), московский сотрудник Русской Духовной Миссии в Японии и возглавлявшего ее святителя Николая (Касаткина) . С 1884 г. – уполномоченный Православного Палестинского Общества в Москве. Совершил паломничество в Святую Землю летом 1888 г. 372 Осипов Михаил Иванович – служащий Русского общества пароходства и торговли, уполномоченный ИППО в Одессе (с 15 июля 1883 г.). Как писал Председатель ИППО великий князь Сергий Александрович в представлении Осипова к ордену, «благодаря ходатайству Михаила Ивановича, Общество пароходства и торговли разрешило даровой провоз морем, не взирая на вес, всего груза, посылавшегося из России в Иерусалим для церкви св. Марии Магдалины, что значительно сократило расход. Все посылки для церкви, без исключения, принимались на железной дороге самим Осиповым и под его личным наблюдением перевозились и нагружались на пароходах. Все паломники, отправляющиеся из Одессы в Палестину, пользуются его услугами и любезным содействием, причем отзываются о нем не иначе, как с чувством благодарности и полного уважения» (Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. М., 2000. С. 454). Через него, как явствует из комментируемых писем, проходили и вся почта, и все грузы на имя Антонина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010