22–25. Отрывки напечатаны у архим. Амфилохия в Палеогр. Опис. греч. рукоп., т. И; Дополнение, стр. 1–5. Разночтения из послания к Римлянам по сей рукописи приведены в нашем Древне-слав. Апостоле (вып. I, 1892) под А6; об отличительных особенностях славянского апостольского текста в нашем исследовании об Апостоле (М. 1879). А10 Никольское четвероевангелие, рукопись принадлежавшая прежде монастырю св. Николая в Сербии, а ныне хранящаяся в Белградской Народной библ., 112, писано на пергам., в 4-ку, по 27 строк на странице, на 174 л., с миниатюрными изображениями символов Евангелистов (ангел, лев, вол, орел) и довольно искусно рисованными заставками и заглавными буквами. Правописание сербское. Евангелие это, по всей вероятности, переписано с глаголического извода писцом сербом (боснийцем) и сохраняет многие особенности древнего глаголического текста. Этот писец, по догадке Ю. Даничича, был тот же « Хваль крьстьннинь» (боснийский натарен), от которого сохранилась рукопись 1404 г. ныне Болонской университетской библиотеки (см. ниже, А38). Рукопись неполная. Недостает Мф. 5, 2–6, 1 . Лк. 16, 29–18, 3 . Ин. 16:3–24; 20, 27–21, 25 . Месяцеслова нет, за утратою листов. Издано Ю. Даничичем (Белград, 1864.) При печати текста раскрыты титла и расставлены знаки препинания. Под строкой отмечены разночтения из другого Евангелия XIV в. Белградской Нар. библ. (см. ниже, А11). В конце два палеографических снимка: из Никольского Ев. и из другого Белградского. А11 Четвероевангелие, Белградской Нар. библ. 92, писано на пергам. в 4-ку, по 22 строки, на 199 л. Правописание сербское. По внешнему виду и правописанию очень сходно с Никольским Евангелием. Как в том, и здесь изображения символов Евангелистов, кроме первого, при Матфее недостающего, за утратою листов. Рукопись без начала и конца. Недостает: Мф. 1–15, 10 . Ин. 11, 45–21, 25 . Разночтения из сей рукописи отмечены Ю. Даничичем в издании его: Никольское Евангелие (А10). Здесь и снимок одной страницы из сей рукописи. А12 Евангелие и Апостол-апракос сокращенный, библ. Никольского Единоверческого, в Москве, мон., собр. А. Хлудова 31, пис. на ровном пергам. в 4-ку, в один столбец, на 270 л. четким несколько скошенным полууставом XIV в. Правописание юсовое. Рукопись неполная. Из Ев. Марка нет: 6:14–30; 8:27–31; 16:9–20. В месяцеслове славянские названия месяцев. Между 14 –16 января на ноле, вверху написано: стго ца наше пустыника гарила лсиовьско . Февр. 14: стго крила философа. 6 апр.: стго ца методи. – Попов, А. стр. 28. Рукопись эта приводится в нашем издании Апостола (I, 1892) – под А7. Филологические заметки и отличия апостольского текста – в нашем исслед. об Апостоле (М.1879).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В Константинополе это развитие наиболее явно проявилось в эволюции Великого входа, хотя начало этого процесса окутано мраком. Иерусалим можно исключить, потому что ни Кирилл, ни Эгерия не упоминают ни о какой церемонии перенесения даров. 225 Дикс определяет местонахождение истока этой новации в процессиях, происходивших в областях Сирии или южной части Малой Азии, духовно тяготевших к Антиохийской церкви, 226 хотя все свидетельства достаточно противоречивы. Процессиям не придается большого значения ни в «Апостольских постановлениях», ни в проповедях Златоуста в Антиохии или Константинополе. Но творения Феодора Мопсуестского и Нарсая показывают, что торжественные шествия в их времена уже прочно вошли в обиход. Обратимся к византийскому обряду. Таблица 1 Феодор Мопсуестский (388392 гг.) «Апостольские постановления» IV в. Bk VIII ОТПУСТ (ниже, 13)? (ниже, 8) Двери закрыты Литания верных Молитва Молитва Молитва (ниже, 19) (ниже, 18–19) «Мир тебе» PAX (ниже, 1819) (ниже, 13) Рубрика о внимании народа и «Двери, двери» (ниже, 17) (ниже, 22) LAVABO (ниже, 13) Последнее предупреждение ПЕРЕНЕСЕНИЕ ДАРОВ Рубрика о внимании народа и последнее предупреждение (выше, 8, 10) Карозута и молитва (ниже, 22)? LAVABO (ниже, 22) (выше, 9) «Мир тебе» (выше, 7) «Мир всем» (выше, 7) (выше, 15)? Литания и епископское благословение (выше, 17) LAVABO (выше, 9) ДUNTUXI Условные обозначения : + наличие – отсутствие или нет упоминаний В случае Иоанна Златоуста мы полностью зависим от Ван де Паверда (Messliturgie). Другие схемы являются нашей собственной реконструкцией на основании вышеуказанных источников. «Кафолический гимн» Дионисия может быть пространной редакцией Символа веры , наподобие того, что есть в Арабской дидаскалии (Funk. II. P. 133136). → Таблица 1 (продолжение) ПсевдоДионисий (конец V в.) Нарсай († 502) Кодекс Рахмани (конец VI в.) ОТПУСТ Двери закрыты Кафолический гимн (СИМВОЛ ВЕРЫ?) (ниже, 15) (ниже, 15) (ниже, 21) (ниже, 1819) (ниже,19) (ниже, 19) (ниже, 19?) (ниже, 19) (ниже, 23)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3) Того же, книга 2, число 30, и 31 В алтаре хиротонисуемых, в трех чинах разделяемых: епископа, пресвитера и диакона, и свещательного убо глаголемого, явлено архиерея, и преподательна божественных светов: все бо приемлют чрез него хиротонию убо и печати, иереи же и клир, освящения храмов, крещение, и оставление грехов, таинств же общение людини: яже все, яко из источника света, епископские суть благодати. Пресвитера же, глаголемаго совершительного, яко благодать имущего токмо совершительную в таинства, не убо преподательную: крещает бо и свящоннодействует, не может же хиротонисать, ниже иного действовать иерея, или елицы чину причаствуют священному. Приложение Н 1) Того же книга 1, 77 Слыши: ни един же священнодействовать иерей может в дусе, или ино что действовать, аще не хиротонию имать, сия же от архиерея есть: убо архиерейство чрез того действует. Паки: иерей тайноводств не действует без жертвенника, сей же чрез миро освящается, миро же чрез архиерея самого совершается. Темже кроме архиерея, ниже жертва, ниже иерей, ниже жертвенник весьма: убо вся сия чрез архиерея суть. Паки: никтоже крещает, аще не хиротонию имать: сия же от архиерея. И паки: не может крестить без мира, сие же архиерейства есть. Тем все божественные тайны, и во всех священных архиерейство действующее есть, и без того ниже жертвенник будет, ниже хиротония, ниже миро святое, ниже крещение, ниже убо христиане: чрез тое убо истинное христианство , и Христовы чрез тое вся тайны. 2) Того же книга 2, число 88 Понеже (без священнических молитв) ниже крещение, яко предрехом, ниже хризму, ниже покаяние, ниже елей святой, ниже грехов оставление, или божественное священнодейство, или монашескую схиму, или храм святой, или честный брак, или некое весьма священие приемлет: сия бо вся чрез священнические молитвы действуется. 3) Беседы св. Иоанна Златоустог о, на 2-е послание святого Апостола Павла к Тимофею, нравоучение 2, стр. 2552 Не веси ли, что есть священник? Ангел Господень есть. Еда бо своя глаголет? Аще нерадиши о нем, не о нем нерадиши, но о рукоположившем и Бозе. И откуду явлено, яко Бог рукоположил есть и, рече? Темже аще не таково имаши мнение, надежда твоя истощися. Аще бо тем ничтоже Бог действует, ниже баню имаши, ниже тайиам причащаешися, ниже благословения приимаеши: убо не христианин еси. Приложение О

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

35; ср. II, 12=Mg. 22 ог., 425 D), а для высших ступеней – стяжание человеком полной благожелательности, что сказывается, как любовь к врагам и совершенное отсутствие зависти (ср. сл. 80, II, 333–334), и, главное, „совершенное освобождение от всех страстей и похотей мирских и плотских “ (сл. 87 II, 456; All. LXVI) и полная отданность Божественному (гл. 176, II, 565=Mg. 645 D). Кроме сих опосредствованных способов – внешнего, из слов духовного отца, и внутреннего, из сопоставления наличного содержания своего „я“ с данными Св. Писания 32 – есть ещё способ прямого и непосредственного самоудостоверения 33 подлинности мистического опыта, которое основывается на несомненных показаниях внутреннего чувства и на голосе совести (ср. сл. 45, I, 405, All. XLVII). „В сердце нашем – пишет преп. Симеон – воображается Христос и не телесно, а бестелесно и как подобает Богу. Впрочем , как женщина, имеющая во чреве, знает о том ясно, так как младенец во чреве её делает некоторые движения, и нельзя ей не знать, что имеет плод во чреве: так и тот , кто имеет вообразившимся в себе Христа, знает движения Его и взыграния, то есть осияние и. облистание Его, и видит внутрь себя воображение Христа. Как в зеркале видится свет светильника: так видится в нем Христос , однако ж не призрачно и не несущественно, каково то, что видится в зеркале, но в нем видится Христос как свет, всущественно, невидимо видимым и недомыслимо постигаемым , во образе безобразном и в виде безвидном “ (сл. 57, I, 59, LVI). Истинное переживание подлинного, т. е. Христова и во Христе, мистического опыта само, „ощутительно и осязательно“ (см. сл. 41, I, 343=А11. LX), удостоверяет свою истинность, подлинность, „ здравость „как можно то, что сокрыто и запечатано, что незримо и недоведомо для всех людей и что открывается только Духом Святым , и только таким образом будучи открываемо узревается и познаётся нами, – как можно, пишет преп. Симеон, постигнуть это или познать посредством учения (научно), или даже помыслить о том тем, которые сами о себе говорят, что ни разу не ощутили присутствия Духа Святого, и не знают, что такое есть просвещение или осияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Anikiev/...

Утвержденная Грамота объ uзбpahiu на Московское Государство Михаила едровича Романова съ предисловиемъ С.А.Белокурова. 2-е uздahie Императорскаго Общества Ucmopiu и Древностей Pocciйckuxъ при Московскомъ Университете. М., 1906. Использованная литература Абсолютизм в России XVII-XVIII веков. Сборник статей. М., 1964. Авалиани С.Л. О представительности на Земских Соборах XVI-XVII в.//Записки Новороссийского Университета. Т. 2, Одесса, 1900. Авалиани С.Л. Земские Соборы. Литературная история Земских Соборов. 2-е издание, исправленное и дополненное. Одесса, 1916. (Шифры РГБ: V 11/411; Шифры ГПИБ: МЕ/А-18; ч20 4/14). Авалиани С.Л. Земские Соборы. Историография, состав и теория представительства. Одесса, 1910. (Шифры РГБ: R 283/129; И 49/279; Шифры ГПИБ: А1 8/63; ч39 -/991). Адрианова-Перетц В.П. Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго//ТОДРЛ. М.; Л., 1947, т. 5, с. 95-96. Аксаков И.С. Собрание сочинений. Т. 1-7, М., 1886-1887. Т.1 Славянский вопрос. 1860-1886. Т.2. Славянофильство и западничество. 1886. Т. 3. Политические вопросы и западно-русское дело. Т. 4. Общественные вопросы по церковным делам. Т. 5. Государственный и земский вопрос. Т. 6. Прибалтийский вопрос. Т. 7. Общеевропейская политики. (Шифры ГПИБ: ДБ300/А41; Б2 3/7; К62 2/36; К102 4/7; И20 5/4; ЗС). Аксаков К.С. Дела давно минувших дел. О Земском Соборе 1642 г.//Голос, 1863, 77. Аксаков К.С. Замечания на статью г. Соловьева «Шлёцер и анти-историческое направление».//Русская Беседа. 1857, т. III. Аксаков К.С. Земский Собор 1642 г.//День. 1863, 9. Аксаков К.С. О русских глаголах. М., 1855. (Шифры ГПИБ: 115 01/45; 16 2/68; ОИК). Аксаков К.С. Опыт исторической грамматики Русского Языка Ф.Буслаева. М., 1859. (Шифр ГПИБ: 125 3/70). Аксаков К.С. По поводу VI т. Истории России г. Соловьева.//Русская Беседа. 1856, т. VI (или т. IV). Аксаков К.С. Полное Собрание Сочинений. Т. 1, Сочинения исторические, М., 1861; т. 2 Сочинения филологические, М., 1875; т. 3, Опыт русской грамматики, М., 1880 (Шифры ГПИБ: ДБ20/А41; Б2/5/17; А11 8/45; И23 3/5). Издание второе, т. 1, Сочинения исторические, М., 1883, (ГПИБ: ДБ20/А41; 128 -/30; Т10 -/10).

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/07/...

Он говорит далее в главе 77 „Яко от Епископа токмо миро и Хиротонии, и чрез того во всех тайнах Епископская достизает благодать. Слыши; ни едино же священнодействовати может Иерей в дусе, или ино что действовати, аще не хиротонию имать. Сия же от Архиерея есть: убо Архиерейство чрез того действует“. И далее: „Иереи тайноводств не действует без жертвенника; сей же чрез миро освящается; миро же чрез Архиерея самого совершается. Тем же кроме Архиерея, ниже жертва, ниже Иерей, ниже жертвенник; весьма убо вся сия чрез Архиерея суть“. И еще: „Никто же крещает, аще не Хиротонию имать, сия же от Архиерея“. Он же паки: не может крестити без мира, сие же Архиерейства есть. Тем вся божественные тайны, и во всех священных Архиерейство действующе есть, и без того ниже жертвенник будет, ниже Хиротония , ниже миро святое, ниже крещение, ниже убо Християне; чрез тое убо Християне, чрез тое убо Христианство и Христовы чрез тое вся“. Оный святый муж, и в главе 88-й 2-й книги тако предлагает: „Еже с духом Иерею рещи, сиречь с благодатию, с силою священства. Явлено от сего, аще бо тмищи рекл бы владычные глаголы и всякое божественное призывание, аще же царие вси, или постницы, аще же вси благоговейнии, неимущий священства, аще же вси купно вернии, иже по всей земли, ничто же вящше будет, не присущу Иерею, и никако же священнодействуема будет от оных предложенная, ниже тело и кровь Христова. Сего ради понеже не человек, но Бог есть чрез Иерея действуяй, призывающего благодать духа, еже аще речет Иерей, действительно есть священства силою. Сия же Божия есть сила, юже не всяк имать верный, но иже Хиротонию священства токмо приемый; и всяка молитва того совершеннотворна Божественною благодатию; и сему не веруяй, ниже приемляй, ниже крещение убо, ниже мира совершение, ниже Хиротонию священнических чинов, ниже разрешение грехов, ниже убо образа мнишеского священную молитву приемлют, и неверного сей близь, и себе самого от части изводит Христианские“. Из показанного здесь Евангельского учения и святоцерковных правил явствует, что чрез Архиерейское рукоположение и молитвословие освящаемое священство презирающие и отметающие самого Христа Бога отметаются; и следственно таковые спасительного крещения, благословения, самого Християнства, и спасения вечного удаляются.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zerkalo-...

Кирилл Патриарх Александрийский; еще ниже под карнизом св. Благоверный Князь Глеб, держащий в одной руке крест, а в другой нож. В верху на сей арке к востоку, надпись: отыму сердце каменное от плоти вашей и дам вам сердце плотяное и проч. Ниже сей надписи, по обеим сторонам арки, разные эмблематические изображения; за сей аркой, в верху на своде, в большой золотой звезде изображен Спаситель в Архиерейском облачении, благословляющий обеими руками; вокруг Спасителя надпись: Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в меня во тьме не пребудет и проч., вокруг Спасителя Ангелы; ниже Ангелов, на правой стороне, Собор Святителей с надписью: Господи во свете лица твоего пойдем и проч.; ниже Святителей Собор Преподобных, над коими надпись: Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и проч.; ниже под карнизами, на обе стороны пролетного на хоры окна, эмблематические изображения, а в сем пролетном окне, в облачном в верху сиянии, слово ο» Θες, по сторонам надписи: 1. Знаменася на нас свет лица твоего Господи, 2. Праведницы просветятся яко солнце и проч.; ниже под карнизом по сторонам св. Алексий, Митрополит Киевский и св. Петр, Митрополит Киевский, ниже пролетного окна под карнизом Второй Вселенский Константинопольский Собор; ниже собора Благоверный Князь Михаил Святополк Изъяславич, создатель церкви Золотоверхомихайловской, подле него, в пролетном большом окне, Благоверный Князь Всеволод Святославич, создатель церкви Кирилловской. На левой стороне, в верху ниже Ангелов, Собор Святителей с надписью: Похвала силы нашей ты еси Христе и во благоволении твоем вознесется рог наш; ниже сего Собор Преподобных с надписью: Восхвалятся преподобные во славе и возрадуются на ложах своих; ниже под карнизом, по обеим сторонам пролетного на хоры окна, эмблематические изображения, выбранные из Акафиста Иисусова, а в сем пролетном окне, в облачном в верху сиянии, Еврейские слова, означающие имя Бога; ниже сего по обеим сторонам надписи: 1. Веруйте во свет, да сынове света будете, 2. Тако да просветится свет ваш пред человеки; ниже под карнизом по одну сторону св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

На правой стороне, ниже шести апостолов, лик тридцати пяти апостолов над коими надпись: видехом свет истинный и проч., ниже под карнизом, на обе стороны пролетного, на хоры окна разные эмблематические изображения, в коем пролетном окне в самой дуге сияние, ниже по сторонам св. М. Сакердон, Горгоний; под карнизом св. мучен. Дометиан и Афанасий; ниже пролетного окна под карнизом на стене Четвертый Халкидонский Вселенский Собор; ниже коего в пролетном ходе в верху сияние; по сторонам св. мучен. Леонтий и Онисифор; ниже их под карнизом Благоверный Князь Святослав Ярославич, создатель Печерской церкви держащий в одной руке Крест, а в другой скипетр в Княжеском одеянии. На другой, к северу стороне в верху под шестью же Апостолами, лик остальных тридесяти пяти Апостолов, над ними надпись: нам Бог открыл Духом своим святым, их же око невиде и проч. Ниже, под карнизом пролетного, на хоры окна разные на обе стороны эмблематические изображения; в сем пролетном окне, в верху, также, в дуге сияние, по сторонам двое святых без подписей, держащие в одной руке крест, а в другой корону Царскую; ниже под карнизом, с одной стороны, св. муч. Исихий, а с другой, св. мучен. Мелит; ниже сего пролетного окна, под карнизом, Пятый Вселенский Константинопольский Собор; под сим Собором, в пролетном ходе, в верху дуги сияние, по сторонам св. великомученик Иаков Персянин, а другой без надписи. Ниже, на одной стороне под карнизом без надписи Князь, держащий в одной руке скипетр, а в другой крест, в Княжеском одеянии. На второй к западу арке в верху в облачном сиянии слова IXC; по правую сторону св. Великомученики Димитрий, Георгий, Никита и Евстафий Плакида; под карнизом св. Сильвестр, Папа Римский; еще под карнизом св. Нектарий, Патриарх Константинопольский; ниже сего, под карнизом св. Благовер. Князь Борис, держащий в правой руке крест, а в левой копье, по левую сторону св. Великомученики Феодор Стратилат, Феодор Тирон, Пантелеймон и Прокопий; под карнизом св. Леон, Папа Римский; ниже под карнизом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

2) Беседы святого Иоанна Златоустог о на 2 послание святого Апостола Павла к Тимофею, нравоучение 2, стр. 2552 Не веси ли, что есть священник? Ангел Господень есть. Еще зри под литерой М, число 3. Приложение Ю 1) Блаженного Симеона Солунского , книга 2, число 88 Священнические молитвы отметаяй в совершении таинств, ниже иную в священных всех таинствах совершательную молитву приемлет, и не христианин той. 2) Того же, книга 1, глава 77 Без того (без епископа) ниже жертвенник будет, ниже хиротония, ниже миро святое, ниже крещение, ниже убо христиане: чрез тое убо истинное христианство, и Христовы чрез тое вся тайны. Приложение Я Тактикон преп. Никона Черногорца, слово 23, л. 142 на обороте Како бо согласует се и благочинно есть, еже не прияша, или еже не имут подаяти, глаголю же, поведение игуменства, и знамение от архиерея не имуще, или возложительным рукоположением, или письменным? Егда несть ту архиерея, таковым не дается Дух Святой, якоже веруем. И егда то не имут, егоже не прияша таковым образом, како иным подадут знамение на духовные службы, и духовнические бо, якоже непщуют вручении прельщающе и водяще и водимы? (Ниже:) Рече бо о таковых великий Мефодие Константина града к Студитянам, неимущым тогда поставления игуменства от еже на месте епископа, и паче же яко повиноваться соборне церкви и предначальствующим ей, и недугующие, но своей воли слуговати произволяюще, еже есть страшно и странно божественным писанием. (Ниже:) Яко учение великой церкви двое некако и нераздельно не бысть когда, ниже будет: безначально же и безглавно не имуще начальствующего, ниже главу на себе носяще никогда же видено бысть, ниже видено будет. (Ниже:) Иже бо главу над собой не имеяй, иному глава никакоже будет: и повинутие ищуще иных, своим неповиновением сих в повиновении иметь не можете. Приложение Θ 1) Номоканон, наказание духовнику, лист 6 Ведомо буди: Аще кто без повеления местного епископа, дерзнет приимать помышления и исповеди, сицевый по правилам казнь приимет, яко преступник божественных правил: ибо не точию себе погуби, но и елицы у него исповедашася, не исповедани суть, и елицех связа, или разреши, не исправлени суть, по шестому правилу иже в Карфагене собора, и по сорок третьему того же собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

1) Катехизис Великий, о тайне миропомазания, глава 77, лист 376 на обор. и 377 Зри выше под литерою I, число 2. 2) В той же главе указание на 4-е послание Климента папы Римского, лист тойже Святой Климент, папа Римский, в послании 4-м глаголет: всяк со тщанием да укоряет ко крещению; посем же печатлен быв от епископа, прияти имать седмеричную благодать Святого Духа. Зане, глаголет, без сей тайны никтоже совершен христианин может быть. 3) В той же главе о миропомазании, лист 377 на обороте Святой Дионисий Ареопагитск ий, ученик святого Апостола Павла, в церковном священноначалии, части третьей, глава 4, сице пишет… Помазание миром подает Святого Духа пришествие, содевающее совершенство. 4) Блажен. Симеона Фессалонитского, книга 1, глава 73 Не помазавшийся миром, ниже Богу, ниже ангелом знанни (т.е., знаеми), и непечатствовани тии и незнаменанни Христу. 5) Того же Симеона Солунского и в той же 73 главе Якоже не крестивыйся не очищается, ниже возрождается в жизнь вечную: тако по крещении не помазывайся ни печати знамения имать Святой Троицы, ниже благодати Духа: друг друга бо держатся божественные тайны; якоже нераздельна Троица, и тоя дары. Приложение Ь 1) Блаженного Симеона, архиепископа Фессалонитского, кн. 1, глава 77 Не может крестить без мира, сие же архиерейства есть. Тем все божественные тайны, и во всех священных архиерейство действующе есть, и без того ниже жертвенник будет, ниже хиротония, ниже миро святое. Приложение Ъ Святого священномученика Игнатия Богоносца послание 1 к Траллианам, лист 3 на обороте Нужно убо есть, елика аще творите, без епископа ничтоже творить вам. Но повинуйтеся и пресвитеру, яко Апостолам Иисуса Христа, упования нашего, в Немже пребывающе с Ним обрящемся. Подобает же и диаконам, сущим служителем таинств Иисус Христовых, во всем угождать: не бо брашну и питию суть служители, но церкви Божьей служебники. Подобает убо их согрешений ошаяватися, яко огня паляща. Они убо аще и таковы суть: но вы срамляйтеся их, яко Христа Иисуса, егоже стражи суть места. Зане и епископ (Бога) Отца всех образ есть; пресвитеры же, яко сонм Божий и союз Апостолов Христовых: без них церковь несть избранна, ниже собрание святое, ниже сонм преподобных. (Ниже:) И без епископа, и пресвитеров, и без диаконов что-либо творяй, таковой оскверняется совестью, и не верного горший есть. (Ниже:) Иже убо сих не слушает, безбожен всячески есть и злочестив, и отметается Христа, и Его уставление умаляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010