и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. Ср. Мф. 3,4 . Оба пророка Илия и Иоанн Креститель своим служением несли людям суд Господа и взывали к покаянию ( Мф. 3,1–12 ; Лк. 3,2–17 ). 1 человек Божий! царь говорит: сойди. С точки зрения Охозии, пророчество Илии являлось вмешательством в дела государства, и поэтому пророк должен был держать ответ за свои слова лично перед царем. Поведение Охозии свидетельствует о том, что ему свойствен произвол, характерный для восточных тиранов. 1 если я человек Божий. Илия клянется, и правдивость его клятвы немедленно подтверждается грозным знамением (см. ком. к 3Цар. 1,17 ). По убеждению пророка, цари должны подчиняться требованиям закона наравне со своими подданными ( Втор. 17,18–20 ; 1Цар. 12,14.15 ; 3Цар. 2,2–4 ). 1 воцарился Иорам. Иорам, как и Охозия, был сыном Ахава (3,1; 3Цар. 22,51 ). Его не следует путать с Иорамом, сыном и наследником Иосафата (см. 8,16.25), который примерно в то же время правил в Иудее. 1 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . Глава 2 2 Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо. В Библии только два праведника, Илия и Енох ( Быт. 5,24 ), не умерли на земле, а были вознесены Господом на небеса. Илия с Елисеем. См. ком. к 3Цар. 17,1 . из Галгала. Город в долине реки Иордан, немного севернее Иерихона. 2 Вефиль. См. ком. к З Цар. 12,29. 2 ударил ею по воде. Илия так же, как до него Моисей и Иисус Навин, по воле Господа раздвигает воду, чтобы Божий избранники могли продолжить свой путь посуху ( Исх. 14,13–31 ; Нав. 3,1–17 ). 2 дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. В Израиле лишь старший сын получал двойную долю в наследстве ( Быт. 25,31 ; Втор. 21,17 ; Лк. 15,12 ). Просьба Елисея, таким образом, была крайне дерзкой (ст. 1). 2 трудного ты просишь. Не от Илии, а только от Господа зависело, будет ли исполнена необычная просьба Елисея. 2 колесница огненная и кони огненные. Небесные слуги Господа вознесли пророка Илию «в вихре на небо». В рассказе о служении Илии огонь фигурирует несколько раз, символизируя всеохватывающее могущество Божие (1,10.12.14; З Цар. 18,38; ср. З Цар. 19,12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Содержание I. Бог объявляет войну Едому (ст. 1–14) А. Бог смиряет гордый Едом (ст. 2–4) Б. Бог обрекает на разграбление процветающий Едом (ст. 5–7) В. Неизбежен Божий суд над Едомом (ст. 8–10) Г. Безразличен жестокосердый Едом к бедствиям Иудеи (ст. 11–14) II. Бог обещает установить новый нравственный порядок (ст. 15–21) А. День, когда Бог воздаст всем народам (ст. 15–18) Б. Народ Сиона восстановит и расширит свои владения (ст. 19,20) В. Возвысится Сион над горами Едома в царстве Господа (ст. 21) Глава 1 1 Видение. Это не обязательно зрительный образ, скорее откровение. См. ком. к Мих. 1,1 . Так говорит Господь Бог. Бог открывает Свой замысел через пророка (ср. 2Пет. 1,21 ). Его суровость объясняется непреклонностью высшего Судии. Едоме. Вражда между Едомом и Израилем восходит еще ко временам патриархов. Бог благословил Исаака и Ревекку двумя сыновьями, Исавом и Иаковом ( Быт. 25,21–26 ; ср. Мал. 1,2–4 ; Рим. 9,10–13 ). Личное соперничество между Иаковом и Исавом ( Быт. 27 ), родоначальниками израильтян и едомитян, перешло в затяжную вражду ( Исх. 15,13–15 ; Чис. 20,14–21; 24,18 ; 1Цар. 14,47 ; 2Цар. 8,13.14 ; 3Цар. 11,14.15 ; 4Цар. 8,20–22; 14,7 ). Едом символизирует всех врагов народа Божиего ( Ис. 63,1–6 ). весть услышали мы... «вставайте, и выступим против него войною!» Пророк усматривает божественный промысел в том, что народы сообща выступают против Едома. Господь Бог незримо направляет их действия. Видение Авдия не случайно: это знак, что пророчество будет исполнено. 1 в расселинах скал. Неприступные горы Едома служили естественными укреплениями и обеспечивали защиту от внешних врагов. 1 как орел... среди звезд. Побежденному иудейскому народу Едом казался неодолимым, но Бог внушает им, что никакое земное могущество не спасет от Его высшего правосудия. 1:7 Справедливость в том и заключается, что Едом, нанесший «брату Иакову» удар в спину, сам предан союзниками. 1 Феман. Имя одного из потомков Исава использовалось и как название народа Едома. 1:11–12 Моральный долг Едома требовал сражаться вместе с Иаковом против захватчиков; вместо этого он «был как один из них». Тем самым Едом доказал, что он верен лишь одному правилу идти к цели, невзирая на духовные обязательства. Семена нравственного упадка Едома посеяны еще праотцем Исавом, для которого блага земной жизни были важнее обетованного царства Божия (см. Быт. 25,29.34; 26,34.35; 27,46 28,1). В новозаветном богословии Едом воплощает дух «мира» ( 1Ин. 2,15–17 ), гонителя Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

жертвенное заклание. Пророк сравнивает грядущее осуждение Иудеи с жертвоприношением, в котором народу иудейскому уготована роль жертвенного агнца ( Ис. 34,6; 1,7.14 ; Иер. 46,10 ; Иез. 39,17–19 ). назначил, кого позвать. Возможно, здесь говорится о языческих народах, которым Господь назначит быть исполнителями вынесенного Им Иудее приговора ( Ис. 10,5–10 ; Авв. 1,6 ). Так же слова о званных к жертве могут относиться к народу завета, который ныне обречен на жертвенное заклание. 1 Я посещу князей и сыновей царя. Господь накажет ближайших родственников царя и царских вельмож за нарушение верности завету, выразившееся в заимствовании у других народов чуждых одежд и обычаев. 1 порог. Т.е. порог святилища ( 1Цар. 5,5 ). Вероятно, иудеи подражали некоторым религиозным обычаям филистимлян. 1 торговый народ. Крики отчаяния доносятся со всех концов города, свидетельствуя о суровости суда Божия. Богатое сословие торговцев здесь специально выделяется из всего населения ввиду свойственной ему алчности и нечестности в делах ( Ам. 8,4–6 ). 1 осмотрю. Никто не укроется от всевидящего ока Господа ( Ам. 9,1–4 ; Пс. 138 ; Лк. 15,8 ). тех, которые сидят на дрожжах своих. Т.е. самодовольных и равнодушных людей, которые полагают, что и Он должен с безразличием относиться к добру и злу в мире. Духовно инертные люди, утратившие веру в Бога живого, уподобляются осадку, получающемуся в процессе брожения вина. 1:14–18 Здесь Софония развивает тему дня Господня, чтобы таким образом обосновать свой призыв к покаянию, который прозвучит в 2,1–3. 1 они будут ходить, как слепые. Одно из проклятий завета (см. Втор. 28,28.29 ). они согрешили. Причина гнева Господня (см. ком. к 3,1–5). 1 Ни серебро их, ни золото их не может спасти их. См. Пс. 48,7–10 ; Притч. 11,4 ; Мф. 16,26 ; Лк. 12,13–21 . ревности. См. Исх. 20,5; 34,6.14 ; Втор. 4,24 . Ревность Господа проистекает от Его любви к своему народу. Эта любовь делает народ «уделом Бога» ( Исх. 19,5 ), а взамен требует от него абсолютной покорности. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1:5–6 бить... язвы. Народ был не в состоянии оправиться после Божиего наказания. Страдания народа находят выражение в страданиях Слуги Божия (53,4.5), Который по собственной воле отдал Себя на суд Божий, понеся осуждение за других. 1 дщерь Сиона. Персонифицированный образ Иерусалима. Сион в данном случае символизирует народ Иудеи. 1 Господь Саваоф. Иегова Саваоф. Объяснение имени Иегова см. в ком. к Быт. 2,4 . Саваоф военачальник, вождь боевых сил. Смысл двух слов в одном имени выражает руководящую роль Бога в мире («Господь сил, Он Царь славы», Пс. 23,10 ). В Писании это имя Божие открывалось Израилю, когда народ оказывался в стесненных обстоятельствах. Оно не встречается ни в Пятикнижии, ни в книгах Иисуса Иавина или Судей, изредка упоминается в псалмах. Однако Иеремия, предвещая наказание, употребляет это имя около восьмидесяти раз; Захария в четырнадцати главах призывает имя «Господа сил» более пятидесяти раз. Под «силами» подразумеваются силы небесные (главным образом ангелы, но не только они, а все, находящееся в подчинении у Бога и в Его власти). остатка. Господь, храня верность Своим обещаниям, продолжает осуществлять замысел об искуплении всего человечества ( Рим. 9,29 ). Учение Исаии об остатке Израиля, призыв стать частью этого остатка и надежда, которая дается остатку, красной нитью проходят через всю книгу (1,27; 4,2.3). Содом... Гоморре. Народ Божий уподобился развращенным жителям Ханаана, города которого были разрушены (1,10; Быт. 18,20.21; 19,24.25 ). Содом и Гоморра символизируют царства этого мира, над которыми нависла угроза Божиего суда (3,9; 13,19; Лк. 17,28.29 ; Рим. 9,29 ; 2Пет. 2,6–10 ; Иуд. 7 ; Откр. 11,8 ). 1 всесожжениями. Это были жертвы посвящения ( Лев. 1,3–17; 6,8–13 ). Жертвам Бог предпочитает послушание, которое исходит из сердца человека ( 1Цар. 15,22.23 ; Мих. 6,6–8 ; Мф. 23,23 ). 1:11.15 не хочу... не слышу. Бог не принимает поклонения от неверного и непокорного народа ( Пс. 50,18 ). 1 багряное, как снег убелю. Бог может удалить любое пятно греха и при этом не изменить Своей праведности благодаря тому, что Иисус Христос понес Божие наказание за грешников (53,4–6; Рим. 3,21–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

13 Сыны Израилевы продолжали делать злое. Повествование о Самсоне сохраняет, хотя и в несколько измененном виде, структуру, характерную для рассказов о судьях (ср. 2,11–19). предал... в руки Филистимлян. См. 2,14; 1Цар. 12,9 . 13:2–25 Как и Гедеон (6,11–14), родители Самсона не узнали ангела Господня, приготовив для него мясо козленка, которое уничтожил чудесный огонь. Убедившие в конце концов, что их посетил ангел Господень, отец Самсона, как и Гедеон, убоялся скорой смерти от встречи с Господом. Это сходство наводит на мысль о том, что Самсон мог бы стать таким же великим судьей, как Гедеон (см. ком. к 13,1 16,31). О назорейском обете было сказано трижды (ст. 4,5,7,14). Троекратное повторение придавало обету особую важность. 13 неплодна. Долгое время мать Самсона оставалась бесплодной, как Сарра, Ревекка, Рахиль ( Быт. 16,1; 25,21; 29,31 ) и мать Самуила ( 1Цар. 1,2.5 ; ком. к Суд. 13,1 16,31). 13 Ангел Господень. См. 2,1; 6,11–24; ком. к 13,1 16,31. 13 от самого чрева ... назорей. Относительно обета назорейства см. Чис. 6,1–21 . Обычно назорейский обет посвящения Господу давался на определенный срок, и лишь некоторые (и среди них Самсон) были назореями «от чрева матери», т.е. посвященными еще до рождения (см. ком. к 13,1 16,31). 13 как вид Ангела Божия. Женщина не могла поверить, что к ней приходил ангел Господень (6,22; 13,16). 13 изготовим для тебя козленка. Родители Самсона приняли ангела столь же гостеприимно, как и Гедеон (6,19). 13 как тебе имя? Такой же вопрос задавал Иаков ( Быт. 32,29 ). 13:19–22 Эти описания созвучны с тем, что касалось Гедеона (6,20–22). 13 И рос младенец, и благословлял его Господь. Несмотря на Божие благословение, Самсон, в отличие от Самуила ( 1Цар. 2,26; 3,19 ) и Иисуса ( Лк. 2,52 ), не имел истинной веры (см. ком. к 13,1 16,31). 13 Дух Господень. См. 3,10; ком. к 13,1 16,31. Глава 14 1415:20 Господь воздвиг Самсона, дабы он, обладая необыкновенной физической силой, мог бороться с врагами Израиля. Кроме огромной физической силы, он отличался неукротимым нравом, непомерной гордостью, упрямством и своеволием; при этом он не был лишен поэтических способностей. Повествование вращается вокруг сюжета о том, как его жена-филистимлянка добивалась, чтобы он открыл ей свою тайну. По ходу событий Самсон не раз нарушал назорейский обет: прикасался к мертвому телу (14,8.9), не отказывался от вина (ст. 10) и т. д. Из всех требований обета он продолжал соблюдать только одно не стриг волосы. Трижды Дух Господень нисходил на Самсона, благодаря чему он убил более тысячи филистимлян. Самсон правил Израилем двадцать лет (15,20): по аналогии с другими сюжетами, этими словами можно было бы и окончить повествование о нем. Но поскольку Самсон был неукротим в погоне за чужими женами, конец этой истории рассказ о гибели Самсона вследствие его сластолюбия (гл. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

свято... благоговеть. Потомки Иакова с благоговейным трепетом покорятся святой воле Божией (4,3 и ком.; Мф. 6,9 ). 29 блуждающие духом. См. ком. к ст. 18. мудрость... послушанию. Высшая мудрость состоит в том, чтобы послушно следовать воле Божией (ср. 32,4; 2,2–5). Глава 30 3031,9 В этих стихах Исаия говорит о безрассудстве тех, кто полагаете только на человеческие силы. 30:1–7 Пророчества о крушении надежд, связанных с Египтом. 30 Горе непокорным сынам. Советникам Езекии. заключают союзы. Это место можно было бы перевести как «плетут сети» или же «присоединяются к трапезе». И в том, и в другом случае смысл этого стиха именно таков, каким он представляется в русском переводе (29,16 и ком.). Подразумеваете союз с Египтом против Ассирии. не по духу Моему. Господь желает, чтобы Его народ прежде всего обращался за помощью к Нему. 30 в Египет. В 701 г. до Р.Х. Иудея рассчитывала на помощь египетских войск в борьбе с Сеннахиримом (20,5; 4Цар. 8,21 ). укрыться под тенью. Только Господь способен защитить Свой народ от опасности (ст. 3; 4,6; 16,3; 25,4.5; 32,2; 49,2; 51,16; ср. Пс. 17,8; 35,7; 91,1; 120,5 ). 30 будет для вас стыдом. Союз с Египтом не принесет Иудее спасение. 30 князья. Иудейские посланники к египетскому фараону. в Цоане. См. ком. 19,11. до Ханеса. Город в среднем Египте в пятидесяти километрах к югу от Каира и на северо-западе от Тафны (Гераклеополиса). 30 на животных. Т.е. на вьючных животных, караваны которых шли по пустыне, доставляя дары иудеев в Египет (ст. 7–11). 30 на доске... в книгу. Пророчества о безрассудной надежде на помощь египтян должны быть записаны в назидание потомкам. 30 мятежный. Это слово, редко встречающееся у Исаии, принадлежит к числу самых часто употребляемых у Иезекииля ( ). дети. См. ком. к 1,2. закона. Отвергнутое слово Божие включает в данном случае и проповедь самого Исаии (ср. Притч. 2,1 ). 30 правды... лестное. Народ хочет слышать от пророка только хорошие вести. провидящим... пророкам. Проповедь многих пророков совпадала с тем, что хотели услышать от них люди (9,15; 28,7; 29,10; 44,25; 1Цар. 22,8 ; Иер. 6,14; 14,13–16; 20,9.10; 28,8.9 ; Иез. 13 ; Ос. 9,7–9 ; Ам. 2,12; 7,12.16 ; Мих. 2,6–11; 3,5.11 ), чего никак нельзя сказать об Исаие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

37 Ливны. Город, завоеванный в свое время Иисусом Иавином и отданный левитам. Один из городов-убежищ. 37 о Тиргаке, царе Ефиопском. Тиргак, который во главе египетских войск «вышел сразиться» с Сеннахиримом в 701 г. до Р.Х., взошел на престол лишь в 689 г. до Р.Х. 37:10–11 Сеннахирим сомневается в том, что во власти Божией спасти Иудею. 37 отцы. Сеннахирим напоминает о военной славе Ассирии, сопровождавшей ее на протяжении многих поколений. Гозан... Едена. Города в Месопотамии. 37 Емафа... Иввы. Арамейские города (ср. 36,18.19; 10,7–9). 37:14–20 Езекия не отвечает на дерзость Рабсака и обращается к Богу с молитвой. В отличие от Ахаза, Езекия молится, исповедуя свою твердую веру в Господа Царя, Творца и Спасителя (ср. 38,2). Богословский акцент в этих стихах обобщает учение Исаии о сущности Бога. 37 Господи Саваоф. См. ком. к 1,9. Боже Израилев. По завету Господь является Богом всех двенадцати колен Израилевых (ср. ст. 21; 17,6; 21,17; 24,15; 29,23; 41,17; 45,3; 48,2; 52,12). седящий на Херувимах. См. 1Цар. 4,4 ; 2Цар. 6,2 ; Пс. 79,1; 98,1 . Помимо глубокого богословского смысла, в этих словах заключается напоминание о Святом Святых иерусалимского храма, где ковчег завета размещался между фигурами двух херувимов. Ты один Бог. См. 44,8; 45,5.6.14.22; 46,9. сотворил небо и землю. В своей молитве царь подчеркивает величие Яхве как единственного Создателя Вселенной (42,5; 45,8.12.18; 27,10.11). 37 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь. Езекия, исповедуя живого Бога, обращается к Нему как к собеседнику. Езекия не имеет такого тесного общения с Богом, как Исаия, но убежден, что его молитва будет услышана об этом свидетельствует его непоколебимая уверенность, что Господь Сам защитит Иерусалим от ассирийцев. Бога живаго. См. 36,20. 37:19 О споре Исаии с идолопоклонниками см. 2,8. 37 Господи Боже наш. Ср. ст. 4; см. ком. к 25,9. Ты, Господи, Бог один. См. ком. к ст. 16. 37:21–35 Господь передает через Исаию Свое слово к Езекии и его народу. 37:22 девствующая дочь Сиона. Иерусалим. «Дочь Сиона» традиционный парафраз, широко используемый в Писании для обозначения иудейской столицы. Пророк имеет в виду, что столица Иудеи никогда никем не была завоевана, она «девственна» и обручена с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2 лжебратиям. Павел считал учение о спасении верой основополагающим и не признавал принадлежащими к Церкви тех, кто его не придерживался (1,8.9; 5,2–4). свободою. Для верующего свобода не разрешение грешить, а освобождение от проклятия, налагаемого законом на грех (3,10–14; 5,1.13). поработить. Вероятно, греху ( Рим. 6,15–23; 7,25 ) и проклятию, которое налагает закон на тех, кто согрешает (3,10). 2 истина благовествования. См. 1,8.9; 2,14 и ком. Принадлежать к народу завета Божия можно только через веру, которая, в свою очередь, есть благодатный дар Бога верующему (1,6.15). Всякая попытка ввести дополнительные требования (вроде обрезания) есть отрицание достаточности веры для спасения, и следовательно, искажение благовестия. 2 на лице человека. Как внешний знак обрезания не определяет принадлежности к народу Божию, так внешние признаки значительности не важны для Бога ( 1Цар. 16,7 ; Рим. 2,25–29 ). 2 как Петру для обрезанных. Видимо, Петр был главным проповедником ранней иерусалимской церкви (Деян., гл. 1–12). Очень неохотно отозвался он на Божие повеление общаться с язычником Корнилием и проповедовать ему Евангелие (Деян., гл. 10). Признавая необходимость включения язычников в число народа Божия ( Деян. 10,34.35; 11,17; 15,7–11 ), Петр, видимо, считал, что призван Богом благовествовать именно иудеям. 2 о благодати, данной мне. См. 1,15 и ком. Иаков и Кифа и Иоанн. См. ком. к 1,18.19; 2,7. Они пользовались особенным авторитетом в ранней иерусалимской церкви. Кифа, т. . Петр, и Иоанн часто упоминаются вместе в книге Деяний (гл. 3; 4), а Деян. 12,17; 15,13; 21,18 указывают, что Иаков занимал видное положение в иерусалимской церкви. Слово «столп» имеет метафорическое значение («опора»). чтобы нам идти к язычникам. Варнава, подобно Павлу, проповедовал, главным образом, язычникам (Деян., гл. 13; 14; 15,36–41). 2 в Антиохию. Столица и самый большой город римской провинции Сирия. Церковь в Антиохии, по дошедшим до нас сведениям, не только была первой, где христиане из иудеев и язычников соединились в молитве и братстве, но из нее ж впервые были посланы проповедники благовествовать именно язычникам ( Деян. 13,1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

двор овчий. Огороженное место с одним входом. 10:2–3 входящий дверью. Законному пастуху нет необходимости перелезать через ограду, потому что сторож всегда готов пропустить его. По-видимому, в одном загоне могли содержаться несколько разных отар, и поэтому каждый пастух должен был знать своих овец. 10 знают голос его. Бог, знающий Своих, открывает им Себя таким образом, что они отвечают Ему. Он не принуждает их следовать за Собой против их воли, но делает так, что они сами охотно следуют за Ним. 10 За чужим же не идут. См. 1Ин. 4,1 . 10 Я дверь овцам. Иисус заменяет здесь метафору, называя Себя не «пастырем», а «дверью». В качестве «двери для овец» Иисус есть Тот, через Кого входят в вечную жизнь (ср. 14,6; Мф. 7,13.14 ). 10 воры и разбойники. Т.е. лжепророки и лжеучители. 10 кто войдет Мною, тот спасется. См. ком. к ст. 7. 10 чтобы имели жизнь и имели с избытком. Жизнь с избытком вечная жизнь. 10 пастырь добрый. Иисус вновь возвращается к метафоре, с которой Он начал Свою речь (ст. 2–5). полагает жизнь свою. Пастырское служение Христа требует жертвенности, которая в конечном счете приводит к смерти (ст. 15,17). Он не просто рискует Своей жизнью (ср. 1Цар. 17,34–36 ), Он отдает Свою жизнь, принимая смерть, предназначенную для людей, виновных во грехе. Именно в этом заключено значение титула «Агнец Божий», данного Иисусу Иоанном Крестителем (1,29), и именно это подразумевает Сам Иисус в ряде Своих высказываний (2,19; 3,14; 6,51). за овец. Иисус жертвует Собой за «овец», т.е. за тех, кого дал Ему Отец (17,2,6,24). 10 наемник. См. ком. к ст. 8. Наемник служит за плату, т.е. преследует выгоду. 10 знаю Моих и Мои знают Меня. Здесь прослеживается параллель со взаимоотношениями, которые существуют между Отцом и Сыном внутри Троицы (ст. 15; 17,21–23). Ясно, что глагол «знать», столь часто встречающийся в Писании, означает здесь гораздо больше, чем просто интеллектуальное знание. Когда Бог знает человека, это означает, что Он включает его в число Своих искупленных и избранных по Его милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

29:12 Разложение общества начинается с верхов. Бесчестный правитель не только собирает вокруг себя бесчестных чиновников, но и подталкивает своих подданных ко злу. 29 свет глазам... дает. Т.е. дает жизнь (см. 22,2 и ком.). 29:14 См. ст. 4, а также 16,12.13 и ком. 29:15 См. 13,25; 22,15; 23,13.14 и ком. 29:16 Данная пословица имеет богословский смысл, выражая веру в установленный свыше справедливый миропорядок. 29 Без откровения. Отсутствие откровения свидетельствует либо о молчании Бога ( 1Цар. 3,1 ), либо о неспособности услышать Его слово ( Ам. 8,11.12 ). 29:19 Данная пословица является в большей степени отражением реалий древнееврейского общества, чем непреложным принципом. Учительные свойства мудрости рассматриваются здесь с учетом того, что не всякое положение вещей можно изменить словами или разумными доводами. 29:20 См. 26,12. 29 в неге. Т.е. пренебрегая принуждением и наказанием (ст. 19). 29:23 См. 15,33; а также 16,18.19 и ком. 29:24 Этот стих обращает внимание на положение, в котором оказывается соучастник преступления. Если он отказывается от свидетельства, то становится виновным ( Лев. 5,1 ), а решившись свидетельствовать, изобличает самого себя. 29:25 См. 28,25 и ком. 29:26 Библейская литература мудрости признает особое предназначение правителя быть опорой Божиего миропорядка, являясь, таким образом, агентом Божественного управления (21,1 и ком.). Одновременно она отмечает несовершенство человеческого правления. Таким образом, самый надежный путь к справедливости искать ее у Бога. Глава 30 30:1–33 Особенности учительных жанров и, в частности, книги Притчей как собрания мудрых высказываний и иносказаний затрудняют определение авторства различных частей главы (см. ст. 1; ср. 1,1 и ком.). 30 Агура, сына Иакеева. О личности этого человека ничего не известно, однако многие исследователи полагают, что он был чужеземцем (см. ком. к 22,17 24,22). изречения. Существует вероятность того, что это древнееврейское слово обозначает топоним «Масса» (см. 31,1), следовательно, Агур и Лемуил измаильтяне из Массы, которая находилась в Аравии ( Быт. 25,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010