Итак, рождение антихриста будет естественным: это будет человек, родившийся от блудницы. Некоторые из учителей Церкви, на основании некоторых выражений Писания (см. Быт.49:16-17 ; Иер.8:16 ) предполагают, что антихрист будет иудеем и произойдет из колена Данова. Как пройдет детство антихриста и в чем будет состоять его воспитание, – не открыто нам Писанием. Но отцы Церкви полагают, что он будет воспитан тайно, а потом внезапно восстанет и воцарится. Антихрист придет прежде всего к иудеям и обольстит их, как будто он и есть ожидаемый ими Мессия. Это видно из слов Спасителя, обращенных некогда к иудеям: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин.5:33 ). По единогласному толкованию святых отцов и учителей Церкви, Христос в этих словах под иным , который придет во имя свое, разумеет имеющего прийти в последнее время антихриста. Основываясь на этом свидетельстве Спасителя, святые отцы единогласно утверждали, что антихрист придет сначала к народу иудейскому, который он призовет к себе изо всех стран, в которых иудеи рассеяны, обещая им возвратить их землю и восстановить их царство и народ; обольщенные его словами и ложными знамениями, иудеи примут его за своего мессию-избавителя и сделают его своим царем. Что антихрист будет царем, (по изъяснению отцов Церкви), видно из пророчества Даниила о малом роге четвертого зверя, означающего четвертое царство (см. Дан.7:23 ), и четвертого царя: Восстанет иной, отличный от прежних, и уничтожит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего ( Дан.7:24-25 ). Утвердившись среди иудеев, антихрист начнет свою борьбу с Церковью Христовой. Он будет отвергать Божество Господа нашего Иисуса Христа, стараться уничтожить Его Церковь и Таинства; себя же будет выдавать за Бога и требовать, чтобы люди поклонялись ему как Богу. “Антихрист, – изъясняет святитель Иоанн Златоуст , – не будет говорить, что послан от Отца, что пришел по воле Его; но совершенно напротив, насильственно будет похищать все ему не принадлежащее, и называть себя Богом надо всем… Это именно и значит, что он придет во имя свое”.

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

4Цар.23:4 .  И повелел царь Хелкии первосвященнику и вторым священникам и стоящим на страже у порога вынести из храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль. Как некогда при Иоасе по заключении завета немедленно последовало искоренение языческого культа ( 4Цар.11:17–18 ), так то же повторилось и теперь: по словам Иисуса Сираха ( Сир.49:3 ), Иосия «успешно действовал в обращении народа и истребил мерзости беззакония», хотя, конечно, реформа, произведенная насильственными и чисто внешними мерами, без приемов убеждения и духовного перевоспитания массы, не могла быть ни глубокой, ни прочной. Очищение начинается с храма и возлагается на Хелкию – первосвященника ([гак] коген – [гаг] гадал в 4Цар.25:18 ; Иер.52:24 ; первосвященник по евр. коген – [га] рош – «главенствующий священник»), «вторых священников» (когане – [гам] мишне, cp. 4Цар.25:18 ), т.е. подчиненными первосвященнику и «стоящим на страже у порога» (ср. 4Цар.22:4 ; 1Пар.23:5 ) – из Левитов. Вынесена была из храма вся утварь, посвященная Ваалу, всей силе небесной (см. 4Цар.21:3 и комментарии ) и Ашере-Астарте (ср. 3Цар.14:23,15:13 ) и, по предписанию ( Втор.7:25,12:3 ), все это было сожжено, как нечистое, вне Иерусалима в долине (евр. шадмот – «поля», LXX-m и слав. оставляют без перевода: ν σαδημωθ, «в садимофе») Кедрон, где уничтожены были предметы идолослужения при Асе ( 3Цар.15:13 ) и Езекии ( 2Пар.29:16 ). Но пепел сожженных идолов не должен был оставаться в долине Кедрон, поблизости к Иерусалиму: он отнесен был в Вефиль – для выражения решительного презрения и омерзения к этому средоточию противозаконного культа тельцов ( 3Цар.12:29–33 ), послужившему началом и источником всех последующих отпадений Израиля в язычество. 4Цар.23:5 .  И отставил жрецов, которых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курения на высотах в городах Иудейских и окрестностях Иерусалима, – и которые кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое». Слова эти всего менее могут быть относимы к самому пророку Исаии, который, как известно, призван был к своему пророческому служению в зрелом возрасте ( Ис.6:1–6 ). Лишь с большими натяжками они могут быть толкуемы относительно коллективной личности (напр., всего Израиля, гл. Ис.44:2, 24 :)). Но всего естественней и лучше прилагать их к единичной личности ( Ис.42:4 ; Иер.1:5 ) и именно к Личности Возлюбленного Отрока Господня, о нарочитом призвании Которого «издревле», и о самом наречении имени Которому у пророка Исаии уже не раз шла речь и выше ( Ис.7:13–15 ; Ис.42:6 ; Ис.48:15 ; Ср. Пс.109:2 ). Об исполнении же этих пророчеств говорят нам евангелисты ( Мф.1 и Лк.1:31 ). Некоторые комментаторы останавливают внимание на том, что здесь, при рождении – упоминается лишь одна мать, чем будто бы дается прикровенный намек на бессеменное его зачатие. Ис.49:2 . и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей по­крывал Меня, и соделал Меня стрелою изострен­ною; в колчане Своем хранил Меня; «И соделал уста Мои, как острый меч.... стрелою изостренною». Поэтический образ, нередко встречающийся и в др. местах Ветхого и Нового завета, характеризующий проникновенную силу слова Божия ( Пс.44:6 ; Пс.119:4 ; Евр.4:12 ; и др.). Из относящихся сюда параллелей самого пророка Исаии можно указать на следующую: «Я вложу слова Мои в уста твои и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ» ( Ис.51:16 ; см. также Ис.11:4 ; Ис.42:1 ). Всем этим красноречиво изображается неотразимое действие мессианской проповеди, проникающей в самые сокровенные тайники человеческого духа и властно покоряющей себе ( Евр.4:12 ). «В колчане Своем хранил Меня». Стрела «избранная» – это Сам Господь Иисус Христос. Много было у Бога и других стрел – вождей и пророков – которыми он влиял на отупевшее человечество; «но избранная и превосходнейшая всех стрела, Христос, была скрытой в предведении Отца, как бы в колчане» (святой Кирилл Александрийский . Ин.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

    23:37. Согласно иудаистской традиции, еврейский народ защищен Божьими крыльями, а обращая язычника в иудаизм, еврей приводит его «под крылья Божественного присутствия». В Ветхом Завете Бог тожеизображается как орел, простирающий крылья над своими птенцами (Втор. 32:11; ср.: Исх. 19:4), защищающий Израиль своими крыльями (Пс. 16:8; 35:8; 56:1,2; 60:5; 62:8; 90:4) ((устрашающий его врагов (Иер. 49:22). Это один из ветхозаветных образов любви Бога к Своему народу. Здесь эту божественную роль исполняет Иисус.    Пророки иногда обращались непосредственно к Иерусалиму (Иер. 13:27), а повторение имени в прямом обращении характерно для многих еврейских текстов. Об избиении пророков см. в коммент. к 23:29,30.     23:38. «Дом» может символизировать Израиль (Иер. 12:7), но в данной ситуации речь, несомненно, идет о храме (напр.: Иудифь 9:13), который в 70 г. тоже будет предан «за-пустению» (Мф. 24:15). В Ветхом Заветехрам Называется домом Божьим; возможно, здесь он назван домом «вашим» в знак того, что Бог покинул храм (как в Иез. 10:11). 23:39. О значении этой цитаты см. в 21:9. Ветхозаветные пророки и позднейшиееврейские предания свидетельствовали о том, что искупление наступит только после всенародного покаяния Израиля (ср.: Ис. 30:19).     24:1—3     Вступление к проповеди о суде    Гл. 23 Начинается с предостережения Иисуса о суде Божьем, направленном на некоторых представителей религиозной элиты. В    этой главе суд распространяется и на храм. После его разрушения в 70 г. многие евреи увидели в этом суд Божий.     24:1. Иерусалимский храм был одним из самых величественных сооружений древности и казался непоколебимым (ср., напр., «Письмо Аристея», 100—101). Он был главным символом иудаизма и славился своей красотой. Дополнительные сведения см. в коммент. к Мк. 13:1.     24:2. Некоторые греческие философы были равнодушны к красотам архитектуры, но Иисус заходит в своем отрицании значительно дальше, ибо говорит о суде. Различные религиозные секты (включая Кумранскую)также ожидали суда над храмом, однако большинство евреев, независимо от разницы во взглядах, рассматривали храм как символ своего национального единства и не могли даже помыслить, что Бог допустит его разрушение (как в Иер. 7:4—15). Хотя некоторые камни остались на месте (часть одной стены уцелела), этот факт не умаляет силы «гиперболы: в 70 г. храм был практически уничтожен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2797...

18:4. Возвещая о суде над Вавилоном, Иеремия (так же как и в этом тексте) призывает свой народ ( Иер. 29:4–10 ) бежать из этого города, поскольку Бог намеревается уничтожить его ( Иер. 51:6,45 ; ср.: Зах. 2:7 ); даже присутствие некоторого числа праведников не отменит суд (ср.: Быт. 19:17 ). (В Свитках Мертвого моря праведные должны были «отделиться» от «детей погибели»; в одном из комментариев ессеев на книгу Наума говорится, что когда беззакония тех, кто привел людей к отступничеству, проявятся во всей своей полноте, то праведные Ефрема должны выйти от них и воссоединиться с истинным Израилем.) Необходимость выйти из города, судьба которого предрешена, не оставляла сомнений у каждого, кто верил в это «пророчество (ср.: Тов. 14:8 ; Исх. 9:20,21 ). 18:5. Иудеи признавали ветхозаветное установление (напр.: Быт. 15:16 ; 4Цар. 22:20 ) о том, что если суд Божий откладывается, то это означает лишь накопление возмездия за грехи многих поколений до тоговремени, когда Бог обрушит Свои суды на еще более развращенное поколение (также Мф. 23:34–36 ). 18:6. Возмездие нечестивым за их грехи, которые заключались в плохом обращении с ближними, было знакомой темой Ветхого Завета (см.: Неем. 4:4 ; Есф. 9:25 ; Пс. 7:16,17; 34:8; 56:7 ; Прит. 26:27; 28:10 ; Дан. 6:24 ; Иер. 50:15,29 – о Вавилоне; Авд. 15 ); двойное воздаяние указывает на то, что возмездие это исполнится сполна ( Ис. 40:2 ). О чаше с вином суда ср.: Пс. 74:9 ; Ис. 41и другие ссылки в коммент. к Отк. 14:9,10 . 18:7. Здесь Иоанн цитирует Ис. 47:8,9 (эти тексты используются и в Сивиллиных оракулах). Он осуждает высокомерие Вавилона, его самодовольство и ни на чем не основанную уверенность в своей безнаказанности (ср.: Ис. 32:9 ; Иер. 48:11; 49:31 ; Иез. 16:49 ; Ам. 6:1 ; Авд. 3 ). Непомерная роскошь Рима (в том числе умение потворствовать толпе, предоставляя ей «хлеб и зрелища») обеспечивалась за счет других народов, таких, как обложенные тяжелыми налогами египетские крестьяне. Бездумная и пустая жизнь римской знати вызывала гнев Бога; ср.: Ам. 4:1,2 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Отрывок начиная со ст. 41 по ст. 50 показывает, каким образом в период, предшествовавший написанию Евангелий, сохранившиеся в устном предании разрозненные изречения Господа группировались для удобства запоминания по содержащимся в них ключевым словам. Евангелисты нередко присоединяли сложившиеся группы таких кратких изречений к концу более длинных речей, сказанных по определенному поводу, в данном случае — к концу капернаумской беседы о сми­рении. Можно предположить, например, что ст. 41 мог быть присоединен к ст. 38–40 по причине совпадения в них ключевого выражения ν νματι ‘во имя’. Аналогично совпадают ключевые слова в ст. 42, с одной стороны, и ст. 43–48, с другой: σκανδαλζειν ‘соблазнять’ и καλν στν ‘лучше (есть)’; ββληται ‘чтобы был брошен’ и βληθναι   ‘быть ввержену’; ст. 49 мог быть помещен после ст. 48, поскольку оба содержат слово πρ ‘огонь’; наконец, связываются по ключевым словам и ст. 49 (λισθσεται ‘осолится’) и ст. 50 (λας ‘соль’) 34 . 42. τν μικρν τοτων τν πιστευντων ες μ ‘из малых сих, верующих в Меня’. Малые сии — смиренные, ничем внешне не выдающиеся люди Церкви. То же ли самое имеет в виду апостол Павел, говоря о σθενες ‘немощных’ (Рим 14; 1 Кор 8 и 9)? 43. γενναν ‘геенну’. Название долины к югу от Иерусалима, евр. gê innm ‘долина Генном’, которая была местом принесения человеческих жертв Молоху (Иер 7:31; 19:5–6; 32:35) до того, как Иосия (4 Цар 23:10) сделал это невозможным. Впоследствии там сжигали отбросы. В иудейской апокалиптической литературе ее именем обозначалось место Божиего наказания. 49. Соль употреблялась в ветхозаветных жертвоприношениях (Лев 2:13; Иез 43:24). Если под πς ‘всякий’ понимается ученик Христов, который призван быть жертвой Богу (Рим 12:1), то, следовательно, есть нечто столь же важное для этой жертвы, сколь важной является соль для храмовых жертвоприношений. Это нечто обозначается словом πρ ‘огонь’, которое здесь употреблено в другом значении, нежели в ст. 48: оно означает огонь испытаний и искушений (ср. об огненном искушении в 1 Пет 1:7 и 4:12). О необходимости испытаний для верных учеников см. 8:34–37; Мф 5:10–12.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

23:27,28. С точки зрения ритуальной чистоты, наиболее опасным было прикосновение к мертвому телу (в результате чего человек делался «нечистым» на семь дней; Чис. 19:11 ). Фарисеи считали нечистым даже того, чья тень падала на мертвое тело или гроб. Неприметные надгробия (или оссуарии из известняка) красились перед каждой Пасхой в белый цвет, чтобы избежать нечаянного контакта с ними и не оскверниться. «Окрашенные» – вероятно, аллюзия на Иез. 13:10–12 и 22:28; обмазка может скрыть ветхость стены, но не предотвратить ее обрушение. 23:29–39 Убиение пророков Это последнее «горе» (23:29). 23:29,30. В раннем иудаизме мученичеству пророков в Израиле уделялось более пристальное внимание, чем в Ветхом Завете (напр.: Иер. 26:20–23 ; ср.: 2Пар. 36:15,16 ). В еврейском обществе этого периода воздвигались гробницы-памятники пророкам и праведникам (в том числе и тем, кто не претерпел мученичества, напр., Давиду или Олдаме). 23:31. Смысл выдвинутого Иисусом обвинения очевиден: «каковы отцы, таковы и сыновья»; всенародный грех будет лежать на потомках нечестивых, пока они не покается ( Исх. 20:5 ; Втор. 23:2–6 ; 1Цар. 15:2,3 ; Ис. 1и др.). 23:32. Подобные иронические рекомендации были характерны для пророческих писаний ( Ис. 6:9 ; Иер. 44:25 ; Ам. 4:4,5 ): иди и греши, если считаешь нужным, но за все это Бог приведет тебя на суд ( Еккл. 11:9 )! 23:33. Сравнение со змеями, само по себе оскорбительное, несло дополнительную смысловую нагрузку ( Пс. 57:5; 139:4 ; ср.: Быт. 3 ). О выражении «порождения ехидни-ны» см. в коммент. к 3:7. 23:34. Пророков, согласно Ветхому Завету, посылал Бог, или, согласно некоторым еврейским преданиям, премудрость Божья (ср.: Лк. 11:49 ). Здесь их посылает Иисус. Евреи в основной своей массе верили, что деятельность истинных пророков прекратилась в конце ветхозаветной эпохи и возобновится только в конце времен. Здесь Иисус перечисляет некоторые духовные категории: пророков, мудрых (учителей мудрости) и книжников, которые будут разъяснять Писания (ср.: 13:52).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

40. Исцеление дочери сирофиникиянки (7:24–30) (Мф 15:21–28) 24. τ ρια Τρου ‘пределы Тирские’. ριον ‘граница’, во множественном числе значит ‘территория’. Насколько далеко и с какой целью Иисус прошел на языческую территорию, не ясно. Так же, как и в случаях Его посещения Десятиградия и окрестности Кесарии Филипповой, ни разу не упоминается, что Он вошел там в какой-то город; ни разу во время Своего служения Он не стремится много общаться с язычниками. Цель путешествия не указана: ясно, что это не проповедь, но и не бегство от Ирода. Возможно, Он искал уединения там, где мало слышали о Нем (хотя слух распространялся и через границу, см. упоминание Тира и Сидона в 3:8). 26. λληνς ‘язычница’, букв. ‘гречанка’. Она не этническая гречанка, а Συροφοινκισσα ‘сирофиникиянка’, то есть принадлежит к народу сирийских финикийцев, в отличие от “ливифиникийцев”, то есть карфагенян. Слово λληνς означает либо то, что она говорит по-гречески, либо только то, что она язычница. 27. τ τκνα ‘детям’; см. Исх 4:22; Втор 14:1; 32:6; Ис 1:2; Иер 31:9 и др. Христос следует установленному Богом порядку спасения: “сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину” (Рим 1:16); по пророчеству, Христос должен вначале послужить “для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля”, а затем стать “светом народов” (Ис 49:6); см. также Ин 4:22; Деян 3:26; 13:46. Он “сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников — из милости, чтобы славили Бога” (Рим 15:8–9). τος κυναροις ‘псам’, букв. ‘собачкам’. Вообще евреи нередко называли язычников “псами”, но в данном случае употреблена уменьшительная форма, которая означала маленьких комнатных собачек, а не дворовых собак; таким образом, перед нами притча, в которой в виде детей и домашних животных изображены Израиль и языческий мир. Христос не отталкивает женщину Своим, по-видимому, холодным ответом, но понуждает ее к еще большей настойчивости. 41. Исцеление глухонемого (7:31–37)

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Фигура «Сына Человеческого» из Дан 7 толковалась мессиански (следуя «Подобиям Еноха» и 3 Езд), a c XII в. иногда отождествлялась с израильским народом. Однако «Сын Человеческий» для иудаизма значит гораздо меньше, чем для христианства, более значимым был образ 4 царств, традиционно считавшихся Вавилоном, Мидо-Персидским царством, Грецией и Римом (к-рый часто называется Едомом). В раввинистическом трактате «Левитикус Рабба» (13. 5) утверждается, что и ранее существовали пророчества о 4 царствах. В Быт 2. 10 о них говорится под видом 4 рек, вытекавших из Эдема. В аллегорическом толковании Быт 15. 12 («крепкий сон напал на Авраама, и вот, напал на него ужас и мрак великий») «ужас» (  ) относится авторами трактата «Левитикус Рабба», по-видимому, к Вавилону (потому что Навуходоносор исполнился ярости) или к Едому, 4-му зверю, страшному и ужасному (Дан 7. 7); «напал» (  ) может относиться к Вавилону (Ис 21. 9: «...пал, пал Вавилон») или к Едому (Иер 49. 21: «От шума падения их [жителей Едома] потрясется земля»). В Лев 11. 4-8 в списке нечистых животных верблюд означает Вавилон, тушканчик (  ) - Мидию, заяц - Грецию, а свинья - Рим. С течением времени схема 4 царств подгоняется под совр. исторические события. Так, в 4-м царстве власть начинает делиться между Римом (Едом) и исламом (Исав). Для Ибн Эзры Рим был лишь ответвлением Греции. Ибн Дауд (XII в.) различал отдельные царства от 4 империй: Персии (включая Вавилон и Мидию), Греции (включая Рим), Рима и исламского халифата. Важнейшим для толкователей был вопрос: что из пророчеств Д. уже сбылось? Нек-рые комментаторы связывают Дан 11 с разрушением Второго храма (Collins. 1993. P. 87), другие - с возникновением ислама (Иафет бен Эли, см.: Montgomery. 1927. P. 469). 70 седмин лет считаются обычно временем от разрушения Первого храма до разрушения Второго храма. Для Раши и Ибн Эзры помазанник из Дан 9. 26 (  , в синодальном переводе - Христос) - это Агриппа, хотя в иудейской средневековой традиции существовало и мессианское толкование этого места (Collins.

http://sedmitza.ru/text/1739732.html

77 Баудиссин напр. признает сходство и даже «повторе ние» в Иеремии 6:22–24=50:41–43; 49:19–21=50:44–46 (I. с. 443 s.); видно тоже: в 50:3=4:25; 50:4=3:18, 21, 31:8; «вечный союз» 50:5=31:31; 33:14; 50:6=10:21; 23:1–2; 50:7=2:3 и т. д. (cp. Orclli Рг. 391–400 ss.) в каждом стихе подобное сходство заметно, по выводам Орелли. 80 Отношение греческого перевода LXX толковников к ерейскому мазоретскому тексту в книге пророка Иеремии. Спб. 1874 г. В новейшей западной литературе тот же вопрос кратко обозревается в комментарии Giesebrecht. B. Ieremia. Gotting. 1894 г. XIX – XXXIV ss. со ссылками на позднейшую по сему вопросу литературу. В каждом частном случае и выражении подвергаются критико-текстуальной оценке чтения еврейские и перев. LXX в комментарии Корнилля B. Ieremiah. 1905 г. 83 Подробности и цитаты по этому вопросу указываются у Кейля 280–81 ss.), Корнели (Introd. spec. II, 393– 394 pp. 84 Об арамействовании Иеремии есть давняя монография: Knobel. Ieremias chaldaizans. 1831 г. Позднее: Zimmer. Aramaismi Ieremiani. 1880 г. 85 Коссиодор уверяет, что Иероним в 20 книгах объяснил всю книгу Иеремии, но ему не верят катол. богословы. Cornely Introd. spec. II, 428 р. 88 См. Благовещенский. Книга Плач. Киев 1899 г. Здесь указано много и других примеров сходства Плача и книги пр. Иеремии. 90 Таковые основания напр. видели в сходстве с книгой Исаии и Иезекииля и мнимых противоречиях с книгой Иеремии: Плч.2: 9 и Иер.42:4 – по первому пророков не было, а по второму был Иеремия; Плч.4:17 – надежда на помощь Египтян разделяется пророком («мы ожидали»...), а по его книге осуждается Иеремией – 46 гл, Плч.4:20 – любовь к еврейскому царю Седекии, а у Иеремии резкие речи против Седекии 32–34 гл. (Lohr Klagelied. XVI s.). Ha самом деле тут никаких противоречий нет. С Исаией, Иезекиилем и Псалмами сходство также ничего не доказывает. Вот существенные возражения новой критической литературы (Lohr. 1. с. XVI s. (Guthe. Bibelworterb. 1903 г. 365 s.), хотя уже давно разобраны были в апологетической литературе (срав. Keil. Com üb. Iercmia. 548–555 ss.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010