V. Бл. Феодорит Кипрский: В толк. 7 гл. 7 ст. посл, к Евреям: «Без всякого ли прекословия меньшее от большего благословляется. Неоспоримо и крайне несомненно, что обыкновенно болышие благословляют меньших» (т. VII, стр. 601, по изд. 1861 г.). VI. Правила св. Апостол и Соборов: а) 39 пр. св. Апостол – см. выше стр. 103. б) 6-е, 7-е и 52 пр. Карфагенского собора и толк, на оныя – см. выше стр. 104–107. VII. Матвей Властарь: а) «Забота и попечение о всех митрополиях и епископиях, монастырях и церквах, а также суд и предание суду и освобождение от суда принадлежат местному патриарху...; равным образом, сам он и один только поставлен посредником и судьею покаяния и обращения от грехов и ересей» (Синтагма, б. «П», гл. 8-я, стр. 340). б) «Кающихся помыслы приимати, и решати и вязати согрешения епископом дадеся, по повелению же сих, и пресвитером. Шестое иже в Карфагене собора правило, еже помазания святого, рекше мира творение, и еже церкви освиящение, по некоем ветхом бывшем обычаи, и еже кающихся примирение, еже есть помыслов исповедание, и душевных язв врачба... вся сия пресвитером отрече (не дозволяет) бывати. Архиереям бо сих возложено есть строение, яко вязати и решити могущими., образ имушим Апостолов, ниже область еда Христос вручи. Тем же иже кроме повеления епископова приемлюще помыслы человеческие священницы в иноцы зле творят и великим казнем достойны» (Состав «М», гл. 9-я). в) Синтагма, б. «Е», гл. 31-я, стр. 219; см. выше стр. 107. г) Тамже, букв. «М, гл. 9-я, стр. 291, см. выше стр. 107. VIII. Деяния Вселенских соборов: а) Епископы отвечали: «если бы рассуждения велись законно, то не было бы нужды ни в каких гражданских судьях..., что одним епископам вверена Богом власть судить епископов» (т. III, стр. 10, изд. 2-е, 1879 г.). б) «Да будет известно и то, что если кто без соизволения митрополита сделается епископом, Тому – великий собор определил – не должно быть епископом» (16-е Деян. Халкид. соб., т. IV, стр. 166, изд. 2-е, 1878 г.). IX. Симеон Солунский . а) «Священннк не имеет благодати преподаяния священства и не может совершать другое какое-либо действие совершительное, или просветительное; но может совершать только таинства (миропомазания, покаяния, причащения, брака и елеосвящения) и крещение» (т. II, стр. 208).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

История о патриархе Иове напечатана в XIII томе Русской Исторической Библиотеки, на основании трех рукописей, находящихся: 1) в Сборнике Саввино-Сторож. монастыря (см. выше), этот список при печатании Истории о патриархе Иове принят был за основной; 2) в Сборнике Московского Публичного и Румянцевского Музеев 156), писанном в 4 долю листа, полууставом разных почерков XVII и XVIII века. Содержание этого сборника указано A. Х. Востоковым в «Описании Русских и Словенских Рукописей Румянцевского Музеума», стр. 208. «История o первом патриархе Иове в велицей России, о возведении на патриаршество и о изгнании его» находится на л.л. 133–136 и представляет собою сокращенный текст произведения, писанный в 1708 или 1711 г., как видно из приписки на листе 166: «Лета 7129 (цифры стерты, Востоков читал 7124) году, месяца августа в – день писана сия тетрадь в Старицком Успенском монастыре рукою многогрешного старца (има стерто); и, наконец, 3) в Сборнике Московского Публичного Румянцевского Музея (собрания В. М. Ундольского, в лист, скорописью двух почерков XVIII в. на 300 листах. На 296–300 листках «История о первом патриархе Иове Московском и всея России». Статья эта, сравнительно с летописцем, писана другим почерком, на иной бумаге; она осталась неоконченною. А. Д. Святейший патриарх Иов в Полном Месяцеслове Православного Востока, Владимирского Архиепископа Сергия, помещен между русскими святыми не канонизированными (Владимир, 1901, изд. 2-е, т. 2. 562 стр.): «Иов, патриарх Московский 1607 года июня 19. Киево- Соф. 209 ». По Строеву, †19 июня. В 201 г. апреля 11 – перенесение честных мощей патриарха Иова. У Кайдалова: 8 июля перенесение мощей святителя Иова, патриарха Московского, из Старицы в Москву в соборную церковь Успения Пресв. Богородицы, a 6 мая память патриарха Московского Иова (день Ангела). В «Книге святых», изданной графом М. Вл. Толстым, сказано: «Святейший патриарх Иов пострада от Ростриги. Преставися в лето 7011 июня в 19 день» (Рукопись Савваитова. л. 9). В старинных святцах имя патриарха Иова упоминается между святыми града Москвы (архимандрита Леонида «Святая Русь», 50). В напрестольных крестах в Тверском кафедральном соборе и Старицком Успенском монастыре между частицами от разных святых есть частицы от мощей святейшего Иова, патриарха Московского (архим. Арсений, Описание Успенского Старицкого монастыря, Тверь, 1895, стр. 17). В Старицком Успенском монастыре ежегодно (с 1898 г.) совершается торжественно заупокойное служение 19 июня, в день кончины святейшего патриарха Иова, а после литургии панихида в часовне, устроенной на месте погребения его, под монастырскою колокольнею, в которой помещалась и келлия его. Близ г. Старицы на расстоянии полуверсты от города по Московской дороге устроена часовня в память остановки гробницы с телом патриарха Иова, при перенесении оной из Старицы в Москву (Месяцеслов русских святых, Архиепископа Димитрия, июнь, 150–155 стр.). История о первом патриархе Иове Московском и всея России 2

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

выше § 107), то прилично и намерению самой церкви согласно (выше § 91) от сего возвышения и колебания покрова восходить разумением к осенению Духа Божия и действию его. Во время чтения Символа архиерей приклоняет главу на престол, свидетельствуя тем покорение мысли и усердие своё к исповеданию веры и как бы спогребаяся Христу в Его гробе, который таинственно знаменует престол (см. выше §§ 20 и 80 и в сем толкован. числ.13 и 14) и возлежащий верху его антиминс (выше во введении § 86. Изд.1816 г. Моск. стр. 44, 45 прим.6). § 91 в примечании». Находим на стр. 208, 299 § 91 и, вместо интересующего нас примечания, читаем следующее фиктивное примечание: «Смотри ниже § 107 и в толковании Симеона под числом 50, примечание». Дальнейшая проверка цитаты оказывается невозможною, так как И. Тузов примечание под числом 50, как мы уже заметили выше, опустил по недосмотру, в § 107 ничего не говорит о значении веяния воздуха над дарами, что в издании самого И. Дмитревского 1816 года содержится в примечании к § 91 под буквою б (стр. 110), но что в издании Тузова тоже опущено, а трактует «о начале и причинах призвания Духа Святого к освящению даров» (стр.233). В § 135, по изданию Тузова, автор говорит о причине, почему, при вложении частицы в потир, читаются стихи: «Воскресение Христово видевше», «Светися, светися» и др. и ссылается так: «См. выше § 132» (стр. 274), а названный параграф отвечает примечанием под буквою д: «См. ниже § 135» (стр. 267). Таких примеров, как сейчас нами приведённые, где издатель заставляет своих читателей кружиться, как белку в колесе, не предвидя, где будет конец этой игры словами «ниже», «выше» и т. п., мы можем в издании Тузова указать десятки. Но в этой же книге есть и такие курьёзные анонимные цитаты, что по справке в ними читатель совершенно отказывается понять – есть ли они досужий вымысел издателя или корректурная фальшь, или, наконец, действительно необходимые цитаты? Для примера раскроем книгу И. Дмитревского в издании Тузова на стр. 263, где автор ведёт речь о древности обряда возвышать тело Христово при возглашении слов «Святая святым».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

прот. Иоанн Козлов Епископы – глава церкви а) Толков. на 55 прав. св. апостолов: «Епископи убо по образу суще Господа нашего Иисуса Христа, и глава церковнаго телесе именуеми, и большия чести достойни суть:... Пресвитери же и диакони по образу суще руке, яко теми церковное правление содевает епископ». б) Григорий Богослов , ч. 6, п. 124 (88), стр. 193: «Если бы епархия имела кого другого главою, к нему должна бы взывать, и у него испрашивать помощи, но как выше всех твое благоговение, то необходимо обратиться к тебе. Позаботься о своей церкви» (к Феодору, Еп. Тианскому). в) Там же, п. 139 (225), стр. 208: «Прежде просил и теперь прошу боголюбивейших епископов, разумею отечественных, дать церкви главу, как при помощи Божией и дали, достойную и моего желания и ваших молитв». г) Феодор Студит , ч. 2, п. 63 к Навкратию сыну, стр. 179: «Что могут сказать противники ? (т. е. иконоборцы). Востока они не имеют на своей стороне; запада лишились; от пятиглавого церковного тела отторглись; ибо еще жив и священный Никифор». д) п. 129 ко Льву сакелларию, стр. 322: «Сказал сам Бог Слово: еже аще свяжете на земли, будет связано на небесех, и еже аще разрешите на земли, будет разрешено на небесех ( Мф.16:19 ). Кто же те, которым это вверено? Апостолы и их преемники. Кто эти преемники? Нынешний первопрестольный (патриарх) Римский, второй Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Это – пятиглавая власть церкви. Им принадлежит суд о божественных догматах». е) Симеон Сомунский, ч. 2, гл. 175, стр. 264–265: «Почему архиерея называют: владыко святый? Посему и называют его: владыко святый, и усвояют ему большую святость: ибо, если и прочим иереям принадлежит священство, как освящаемым в Духе благодати, то архиерею преимущественно, как рукополагаемому во Святом Духе... Об архиерее (же) говорит: «покажи его святым», и таким образом молитвами рукополагает его во святого». Другие указания по этому вопросу см. Выписки Александрова, стр. 40–44. Читать далее Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке/Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, XVII, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

197 См. выше ibid. 1912 г., 9, стр. 934. И насчет подначалия при архиерейском доме Смарагд ссылался, что «по законам Епархиальный архиерей имеет полное право брать всякого священнослужителя к себе на испытание на 40 дней»: см. выше 1912 г., 7–8, стр. 818, 89 . 199 См. выше ibid. 1912 г., 9, стр. 947, 173 ; 10, стр. 1067; 1913 г., 2, стр. 179, а равно и ниже стр. 320, 324, 189а . 202 Так, рассказывают, что тех, кто из духовных подначальных при Орловском архиерейском дом был поважнее, Смарагд назначал на более черные работы и сам следил за исполнением их, чем низшие клирики были довольны. 206 См. «Воспоминания» о. Иерофея, л. 19 обор. См. выше «Христ. Чтение» 1912 г., 9, стр, 935; 10, стр. 1071; 1913 г., 2, стр. 183; 3, стр. 314, 17 . 208 Вот еще пример, о котором сообщал нам (11 марта 1913 г.) С.-Петербургский протоиерей Иоанн Иоаннович Демкин. В одну из поездок по Рязанской епархии Смарагд прибыл в Зарайск, где явились к нему с хлебом-солью градский голова и другие представители. Приняв подношение, владыка обращается к последним, чем они торгуют, а когда они замялись, опрошен был об этом голова. Далее последовал такой диалог. – «Я по кожевенной части.» – «Ну, а почем кожа-то?» – «Да разно: есть подешевле, есть и подороже». – «А средняя цена?» – «Такая-то». – «А прежде по какой цене были эти кожи?» – «Не в пример дешевле», – «Так, так. Ну, а вы-то прежде в славление давали попам (примерно) пятак, да и теперь ограничиваетесь тем же пятачком». И, пользуясь данным случаем, Смарагд повел соответствующую беседу о материальном обеспечении духовенства. Касательно последнего предмета архиепископ давал и практические указания по изысканию средств, советуя, напр., провожать за плату всех покойников, а вообще был очень занят этим современным вопросом, для чего по епархиям учреждались «Присутствия для изыска­ния средств к улучшению быта православного приходского духовен­ства» (см. выше 1913 г., 3, стр. 316–7), хотя – по словам П. Д. Стремоухова (см. выше 2, стр. 164, 37) – «насколько он помнит, деятель­ность не долго, кажется, существовавшего в Рязани, под председатель­ством Архиепископа (Смарагда), комитета об улучшении быта духо­венства не привела ни к каким существенным результатам».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Ар — Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя. Часть вторая. СПб., 1835. П — Сочинения Николая Гоголя. Том третий. СПб., 1842. б) Рукописные РМ4 — Записная книга Гоголя, из числа принадлежавших Аксакову ( РА2). Публичная Библиотека СССР им. В. И. Ленина в Москве, стр. 408–220, 160. Черновик всей повести. В настоящем издании печатается по тексту „Арабесок“ с поправками по РМ4 и П. II. Единственная сохранившаяся рукопись „Записок сумасшедшего“, РМ4 в б. аксаковской тетради занимает там место между статьями „Арабесок“: „Последний день Помпеи. Картина Брюллова“ (стр. 202–207) и „Ал-Мамун“ (стр. 223–227); не имея собственного заглавия, текст „Записок“ начинается непосредственно (на стр. 208) под выписанным-было на эту же страницу заглавием статьи „Несколько слов о Пушкине“: буквы „ОП“, стоящие вверху этой страницы перед текстом „Записок“, находим и на странице 136-ой, где за ними, действительно, следует один из последних набросков статьи о Пушкине; в левом верхнем углу страницы 208-й — цифры: 30, 18, 30. Самый же текст „Записок“ писан всплошную, одним почерком, довольно разборчиво, с малым сравнительно количеством вычерков и надстрочных приписок и перебит в одном только месте, на стр. 215-ой, вставкой, которая читается выше, на нижней части стр. 209-ой („Чорт возьми я не могу письма глупой собаченки“); кроме того, на пустой стр. 160-ой, вверху, отдельно записан на четырех строках один из вариантов эпилога: „Боже, что они делают как обижают меня“, см. настоящего тома стр. 571 . Время, когда описанный текст внесен в аксаковскую тетрадь, с известной точностью определяется из следующих данных. Перечень содержания „Арабесок“, вписанный в ту же тетрадь, что и „Записки сумасшедшего“, на стр. 3, не раньше августа 1834 г. (см. Соч., 10 изд., V, стр. 558), отводит „Запискам“, в порядке статей, самое последнее место, и, что особенно важно, называет не „Записками сумасшедшего“, а „Записками сумасшедшего музыканта“, откуда и вытекает, что к моменту составления перечня, т. е. к августу 1834 г., „Записки сумасшедшего“ в нынешнем виде еще не существовали и в аксаковскую тетрадь вписаны позже чем перечень. Если для них, таким образом, август 1834 г. является датой исходной (terminus post quem), то дата цензурного разрешения „Арабесок“, 10 ноября 1834 года, — их предельная дата (terminus ante quem); и, следовательно, дошедшая до нас рукопись „Записок сумасшедшего“ датируется сентябрем — октябрем 1834 г., чему соответствует и местоположение „Записок“ в аксаковской тетради: предшествующая им там статья о Брюллове написана в конце августа 1834 г. (см. Соч., 10 изд., V, стр. 604–605), а следующая за ними статья „Ал-Мамун“ — в октябре того же 1834 г. (см. там же, стр. 587).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Др., 1871, кн. 1 и замечание Бранденбурга: «Название церкви здесь сопоставляется с именем Мстислава, в крещении Георгий; по другим сведениям (Д. Иловайский, Ист. России, т. I, ч. 1, стр. 199) он именовался не Георгий, а Феодор»), Итак, относить построение церкви ко временам Ярослава серьёзных препятствий нет. Проф. Владимиров относит ладожские фрески к XI веку (см. Др. р. литература.., стр. 208) – Сохранившееся до нашего времени, несмотря на варварское обращение с фресковой живописью (о чём см. у Бранденбурга, ор. cit., стр. 235–8), изображение св. Георгия на коне является для нас по своей древности и композиции единственным памятником до настоящего времени (табл. LXXXIII, описание на стр. 322). 685 О переводах с греческого языка на Руси см. у Пономарёва, Пам. церковно-учительной литературы, в. 1; данные см. также у Сперанского (выше цитированный труд о сборниках изречений), у Пыпина, Ист. лит. I, 80. 301–4; Шахматова, О Несторовом житии св. Феодосия, И. А. Н., 1896, кн. 1, стр. 3, 4, 9, 19 и др. Даже «пышность» наших русских текстов с их фигурами вопрошения, восклицания, с «плачами» и т. п., не есть явление присущее лишь позднему периоду нашей литературы, но, как отражение византийского влияния в соединении с авторским, чисто-русским творчеством, на основах народной поэзии, – «пышность» эта, говорю, характеризует и Кирилла Туровского , и Климента Смолятича, и Илариона. 689 Жданов, Русский былевой эпос, I–V, СПб. 1895, стр. 275–9. См. ниже в главе о русских духовных стихах о Георгии. 690 Срв. Буслаева, Русская народная поэзия (Сборник отд. русск. яз. и слов., т. 42, стр. 413). – Но см. у Голубинского его соображения в Ист. р. ц. I 2 , стр. 479–481. – Чудо о срацыне и иконе св. Георгия встречается уже в древнейших наших Прологах, напр., Моск. Типографской Библиотеки. См. Никольский, Материалы для поврем. списка.., стр. 122–6. 697 Упоминание о 3-х отроках обычно у мучеников и мучениц. Напр., Георгий молится ги бе мои, пославый рос небесноую надь три отрокы и гашь пламень·(Рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1493 Название βσσοι , о которых упоминается у Кирилла Скифопольского еще в житии св. Саввы (что иорданские вессы защищали в Иерусалиме православных и лавру св. Саввы), носило одно еракийское племя, многие из которого жили в Палестине в V и VI dd Грузинские ученые доказывают, что это слово искаженное βη ρες , иверийцы, грузины, которые в лавре св. Саввы указываются житием последнего. Еп. Феодосий . Палест. мон., 101. 1494 Паломничество Данила мниха, гл. 8. Путешествие игумена Даниила по св. земле, изд. под ред Норова С . Спб. 1864, стр. 68. 1495 Житие пр. Феодосия одно составлено Феодором еп. Петрским, представляя из себя похвальное слово преподобному в первую годовщину его, – другое Кириллом Скифопольским. 1496 Кирилл Скифопольский . Жизнь Саввы § 29, 65. Cotelerius Ecel. gr. mon. III, 260, 332. 1497 См. выше, стр. 156, 212 1498 Откреты и изданы проф. А. А. Дмитриевским . Путешествие по востоку и его научные результаты. Киве. 1890, стр. 171 ид. (­ Руководство для сельск. паст. 1890 г. 31, 32, 35); Описание литургич. рукописей, хран. в библ. правосл. вост. Киев. 1895 г., стр. 222—224. 1499 Метохи – филиальные монастыри или странноприемницы. 1500 В ркп. XV в. нет; д.б. позднейшая добавка. 1501 Перевод по Дмитриевскому А . Преп. Савва Освящ. и его духовное завещ. монахам лавры. Рук. для сельск. паст. 1890, 35. 1502 Арх. Леонид , Лавре св. Саввы Освященного. К-поль, 1867, стр. 65—68. 1503 См. выше стр. 253. 1504 См. выше, стр. 146 и д. стр. 88. 1505 Не автора аскетических сочинений † 430—450 г., а другого позднейшего. Возможно, впрочем, что имеется в виду и знаменитый Нил, а в рассказе анахронизм. 1506 Откуда издан Pitra , Juris ecclesiae graecorum historia et monumenta I, 220. 1507 Никон Черног . Пандекты, сл. 29, л. 208. 1508 Арх. Амфилохий . Кондакарий в греч. подлиннике XII-XIII в. М. 1870 стр. 12. См. ниже «пр. Роман». 1509 Описан проф. А. А. Дмитриевским в ст. «Что такое καν ν τη ς ψαλμωδας , так часто упоминаемый в жизнеописании преп. Саввы Освященного?» Руковод. Для сельск. Паст. 1889, 38.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Евфимий игумен. Конца XV в. – княг. Аксиньи, супруги Михаила Дмитриевича Холмогорского († I486). Др. Росс. Вивл. XIV, 181: дал в Иосифо-Волоколамский монастырь половину пояса по кн. Михаиле, его княгине и их родителям. Мисаил, игумен Егорьевский. 1503 г. – княг. Ульяны, жены кн. Василия Борисовича Волоцкого. С. Г. Гр. и Д. I, 131, стр. 340. См. выше, стр. 78. Преп. Иосиф Волоколамский. †1504 г. – Бориса Васильевича, кн. Волоцкого Юрия Васильевича, кн. Дмитров ского и Ивана Борисовича, кн. Волоцкого. См. выше, стр. 143 – 144 921 ). Ефрем, архимандрит Воскресенский. 1509 г. –кн. Димитрия Ивановича, внука кн. Ивана III. С. Г. Гр. и Д. I, 147, стр. 411. На его венчании в 1498 г. архим. Ефрем не присутствовал. Лет. зан. Археогр. Комм. III, 17. Преп. Даниил Переяславский. † 1540 г. – Димитрия Ивановича Жилки, кн. Углицкого († 1521 г.). См. выше, стр. 144. Симеон, протопоп Спасский 1535–1537 – Андрея Ивановича, кн. Старицкого. П. С. Р. Л. XIII, 94, 117; VIII 293; А. И. I, 139. Вассиан, игумен Кириловский. 1563 г. – княг.Евфросинии Андреевны, вдовы кн. Андрея Ивановича Старицкого. Он постригал свою духовную дочь. Забелин, История г. Москвы, 198. Амос, протопоп Николы Гостунского. 1553 г. – Казанского царя Едигера-Симеона. П. С. Р. Л. XIII, 2 пол., 527. XV – XVIII века Духовники великих князей и царей. Иерей, живущий в монастыре) св. Спаса. 1413 г. – вел. кн. Василия Димитриевича. П. С. Р. Л. VIII, 87; VI, 140; Типогр. Летоп., 237–238. Чудесно извещается о рождении кн. Василия Темного 922 ). Феодосий архимандрит. 1453 г – вел. кн. Софии, вдовы после Васи лия Димитриевича С. Г. Гр. и Д. I, 83, стр. 194. Преп. Мартиниан Белолозерский – в бытность игуменом Тро- ице-Сергиевой Лавры 1448–1445 гг. См. выше, стр. 165 –166.–вел. кн. Василия Васильевича Темного. Трифон, архимандрит Спас- ский, после архиеп. Ростовский. 1462 г. С. Г. Гр. и Д. I, 86, 87, стр. 206, 208. В 1452 г. Трифон венчал кн. Ивана Васильевича с книг. Марией Борисовной. П. С. Р. Л. V, 271. – вел. кн. Василия Васильевича Темного

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

228) Ркп. 1521 того же собрания. Сборник XVII в., в 8-ку, на 291 листе. Содержит Паломник игумена Даниила (лл. 1–177 об.) и другие небольшие повести. (Описание рукописи см. у Н. В. Рузского в «Сведении о рукописях, содержащих в себе хождение в Св. Землю русского игумена Даниила в начале XII века». М. 1891 г. стр. 82–83). На лл. 277–291 находится «сказание о Максиме философе, еже бысть инок св. горы Афонския» («осмойубо тысящи наставши»)... Сказание это подробной редакции и с текстом, напечатанным у меня выше (стр. XXXI-XXXVIII), вполне согласно. Относительно происхождения Максима грека в настоящей рукописи, как и в некоторых других, есть вставка о рождении его в гор. Арте и пр. (см. стр. CCXXXVIII). Эта, очевидно, та самая рукопись библиотеки Новгородского Софийского со бора, о которой говорит митр. Евгений в своем «Словаре историческом о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви» (2 изд., Спб. 1827 г., т. II, стр. 26–41. Статья эта митр. Евгения сперва была напечатана в Вестнике Европы за 1813 г., ноябрь, 21 и 22, стр. 21–35).-Вероятно также, что это – та самая рукопись, которая в изданном Π. Н. Тихановым «Каталоге российских рукописных книг, находящихся в библиотеке Новгородского Софийского собора» (Памятники древней письменности за 1881 г. XII) описывается под LXVI (стр. 25–26). 229) Ркп. 78 того же собрания. Греческая Псалтирь, писанная собственноручно Максимом греком в 1540 г., в Твери. Ha 1 листе: «Псалтирь греческая Сильвестровская». Описание ее, составленное А. С. Родосским , см. в Христианском Чтении за 1882 г., 9–10, стр. 609–615. 230) Ркп. 1498 т. с. Сборник XVI в., в 4-ку, на 305 лл., писан полууставом разных почерков. На лл. 161–174, 197–204, 215–233 находится несколько слов Максима грека , но сказания о нем никакого нет. См. Описание сборника в 3-м выпуске «Летописи занятий Археографической Комиссии» (Спб., 1865 г.) стр. 91–93. – Не этот ли сборник разумеет П. М. Строев (Библиологический Словарь стр. 199–208), указывая: «Новгород. Софийской библиотеки 454 (из Кирилловских, в 4 д., разных почерков XVI в., 379 лл., на лл. 147–252)»? За этим (454) в настоящее время в числе Софийских значится рукопись (XVI в., в 4-ку, на 210 лл., писанных крупным почерком), содержащая «службы разным святым, молитвы, три послания Кирилла чудотворца, исповедание иноков пред образом Господа нашего Иисуса Христа, покаяние скитское, покаяние краткое. В ней нет не только сказания о Максиме греке , но не встречается даже и самого имени его. Принадлежала иноку Никону вологжанину. (Сведения о сей рукописи сообщены мне И. М. Покровским ). – В числе ркпп. Кириллова монастыря за 197/454 (105) значится Канонник XVII в., на 287 лл., а за 454/711 (232) Трефологий XVI в., на 239 лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010