3. Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска. Совершается славословная служба всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (по Триоди). Примечание. Рядовая служба Минеи (мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска) переносится на малое повечерие в сырную среду вечера (см. 29 февраля) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Боже отец наших...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди (отцов). Псалом 50-й. Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди (отцов) на 8. Библейские песни: «Поем Господеви...» или «Господеви поем...». Примечание. Типикон указывает стихословить библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви...», в Триоди Постной содержится указание на будничную редакцию библейских песней: «Господеви поем...» . Катавасия Триоди: «Песнь возслем, людие...». Во 2-й песни – канон Триоди (отцов): ирмос («Видите, видите...») единожды , тропари без повторений; к тропарям канона припев: «Преподобнии отцы, молите Бога о нас». На катавасию – тот же ирмос: «Видите, видите...». По 3-й песни – седален Триоди (отцов), глас 4-й; ин седален Триоди (отцов), глас 8-й. «Слава» – ин седален Триоди (отцов), глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос Триоди (отцов), глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди (отцов): «Мира отвергшиися...». «Слава, и ныне» – Триоди: «В постничестве просиявшия...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди (отцов), глас 8-й – 4. «Слава» – Триоди (отцов), глас 6-й: «Преподобнии отцы...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Боже отец наших...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-16/

Малая вечерня Так как всенощное бдение начинается Великой вечерней, уже после захода солнца, то перед заходом солнца, чтобы не оставлять этого времени дня без церковной молитвы, всегда полагается совершать по уставу (см. главу 1–ую), так называемую Малую вечерню. Главной отличительной особенностью Малой вечерни является отсутствие обычных для всякой другой вечерни ектений, кроме краткой заключительной ектении, и то, что она вся совершается при закрытых царских вратах и задернутой завесе. Малая вечерня предваряется чтением Девятого часа, который с ней неразрывно связан. Устав 9–го часа изложен в Часослове. Так как 9–й час относится к уходящему дню, то тропарь и кондак читаются уходящего дня. По окончании Девятого часа, без отпуста, произносится иереем начальный возглас: «Благословен Бог наш…» и дальше малая вечерня следует таким порядком: Приидите поклонимся… 3–ды. Предначинательный псалом 103–й, Слава, и ныне, «Господи воззвах:» на глас данной недели или стихир. Стихиры на «Господи воззвах:» всего на 4, (воскресные или праздника, смотри Малую Вечерню в Октоихе или в Минее). Слава и ныне. Богородичен или стихира праздника. Свете тихий: (читается, но не поется), Прокимен дня, причем великий прокимен: «Господь воцарися…» вместо 4 1/2 раз, поется только 2 1/2 раза. «Сподоби, Господи…» Стихиры на стиховне. Слава и ныне. Богородичен или стихира праздника. Ныне отпущаеши. Трисвятое по «Отче наш». Тропарь, Слава и ныне, Богородичен (если не двунадесятый праздник), а если двунадесятый праздник, то тропарь праздника. Краткая сугубая ектения, какая положена в начале утрени. Возглас: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси…» Слава Тебе, Христе Боже: Малый отпуст. Многолетие. 1. Начало всенощного бдения. Вечерня. Пение Предначинательнаго псалма Всенощное бдение, по Типикону, начинается вскоре после солнечного захождения. Сначала бывает медленный благовест, звон в один колокол, а потом звон (трезвон) во все колокола. Начинается Всенощное бдение с особой торжественностью, какой не бывает при начале всякого другого вечернего богослужения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

О прочих особенностях утрени мы говорили, но напомню их кратко: славословие обязательно читается (по будням Великого Поста Великое славословие никогда не поется, даже в праздник Благовещения, если он попадает на будни. Кстати, в Благовещение славословие поется только в том случае, если оно попадает на субботу или воскресенье Поста; если Благовещение попадает на Светлую седмицу, то славословие тоже не поется). Особенности великопостных Часов После «Приидите поклонимся» читаются три обычных псалма для каждого Часа. После этого читается кафизма (почти на каждом Часе, кроме тех, о которых мы говорили в прошлый раз – см. устав о кафизмах Великим Постом): 1-го Часа – в понедельник, 1-го и 9-го Часов – в пятницу. После кафизмы (а если это один из трех Часов без кафизмы, то сразу после обычного трехпсалмия) тропарь Минеи не глаголется Великим Постом ни на вечерне, ни на утрени, ни на Часах. Вместо него идет особый великопостный тропарь, который зависит только от номера Часа, причем этот тропарь справедливее было бы назвать не тропарем, а прокимном, потому что прокимен всегда предлагается перед Св. Писанием. Поэтому «Бог Господь» прокимном не называют, да и о стальные тропари тоже не называют прокимнами. Но в современном Богослужении не стоит называть прокимном, скажем, то, что поется на вечерне после «Свете тихий», так что сейчас это название уже более условно, и я считаю вполне справедливым назвать постовой тропарь прокимном. Далее – Богородичен, а вместо кондака Минеи – тексты из Часослова. Я намеренно употребил собирательное слово «тексты», потому что там могут быть и тропари, и кондаки (в частности, на 3-м Часе – тропарь праздника Пятидесятницы). В конце каждого Часа по возгласе «Боже, ущедри ны» – молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами. На 9-м Часе – не 16, а лишь 3 поклона. Кстати, в качестве более тонкой особенности можно назвать именно возглас «Боже, ущедри ны». На всех великопостных Часах это возглас по «Именем Господним благослови, отче». Вне Великого Поста бывает несколько иначе: на 1-м и 9-м Часе – «Боже, ущедри ны», а на 3-м и 6-м – «Молитвами святых отец наших...».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наконец, совершенно исключительный состав междочасных тропарей содержится в Син. 870. На 1-м междочасии здесь положены тропари: «В беззакониях зачався аз блудный» (сед. 1 гл.), «Богатство видев добродетелей Иовлих», «Нерушимую стену стяжавше вернии», «Яко волны морския» (сед. 2 гл.), «Аз есмь древо неплодное» (сед. 2 гл.) и «Милосердия сущи источник» (см. 6 час); в первой части двучастного 3-го почасия указаны тропари «Царю небесный» и «Милосердия двери», во второй – «Смиренную мою душу призри, Господи» (сед. 4 гл.) и «Преплавая пучину настоящего жития» (сед. 4 гл.); из двух частей 6-го почасия в первой положен нынешний первый тропарь 6-го часа, первый тропарь 9-го почасия и крестобогородичен 6-го часа, а во второй части указываются три обычных тропаря 9-го часа; наконец, в сложном 9-м междочасии приводятся следующие тропари: в первой части – «Имущи, душе моя, врачевство покаяния» (сед. 7 гл.), «Блудницы слезы и Петровы приемый» (сед. 7 гл.) и «Господи, мы есмы людие Твои»; в первом отделении второй части – «Не отрини мене, Спасе мой, леностию греховною обдержимого», «Аще праведник едва спасается» (по l-й каф.) и «Грешников моления»; во втором отделении той же части – «Оком благоутробным» (13 каф.), «Благодарственное хваление по долгу, яко вдовица оная две лепты приношу» и «Яко блудница припадаю» (14 каф.). Наши славянские Часословы в отношении междочасных тропарей представляют один только вариант указывающий, между прочим, на материальную связь часов с междочасиями. Этот вариант мы встречаем в трех древнеславянских Часословах – Син. 12, Спб. 57 и Соф. 1052 , имеющих часы с междочасиями. В Син. 12 и Спб. 57 на 1-м междочасии, после псалмов и двух молитв, положен богородичен «Славная Приснодева владычице Богородице»; в Соф, 1052 этого богородична нет. А по «Отче наш» все три Часослова согласно указывают по два седальных тропаря, вполне совпадающих с теми тропарями, которые в Типогр. 46 и 48 положены на часах. Значительные особенности в отношении тропарей представляют и многопсалмные часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Малая вечерня    Так как всенощное бдение начинается Великой вечерней, уже после захода солнца, то перед заходом солнца, чтобы не оставлять этого времени дня без церковной молитвы, всегда полагается совершать по уставу (см. главу 1-ую), так называемую Малую вечерню. Главной отличительной особенностью Малой вечерни является отсутствие обычных для всякой другой вечерни ектений, кроме краткой заключительной ектении, и то, что она вся совершается при закрытых царских вратах и задернутой завесе.    Малая вечерня предваряется чтением Девятого часа, который с ней неразрывно связан. Устав 9-го часа изложен в Часослове. Так как 9-й час относится к уходящему дню, то тропарь и кондак читаются уходящего дня. По окончании Девятого часа, без отпуста, произносится иереем начальный возглас: «Благословен Бог наш…» и дальше малая вечерня следует таким порядком:    Приидите поклонимся… 3-ды.    Предначинательный псалом 103-й, Слава, и ныне,    «Господи воззвах:» на глас данной недели или стихир.    Стихиры на «Господи воззвах:» всего на 4, (воскресные или праздника, смотри Малую Вечерню в Октоихе или в Минее).    Слава и ныне.    Богородичен или стихира праздника.    Свете тихий: (читается, но не поется),    Прокимен дня, причем великий прокимен: «Господь воцарися…» вместо 4 12 раз, поется только 2 12 раза.    «Сподоби, Господи…»    Стихиры на стиховне.    Слава и ныне.    Богородичен или стихира праздника.    Ныне отпущаеши.    Трисвятое по «Отче наш».    Тропарь, Слава и ныне, Богородичен (если не двунадесятый праздник), а если двунадесятый праздник, то тропарь праздника.    Краткая сугубая ектения, какая положена в начале утрени.    Возглас: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси…»    Слава Тебе, Христе Боже: Малый отпуст.    Многолетие. 1. Начало всенощного бдения. Вечерня. Пение Предначинательнаго псалма    Всенощное бдение, по Типикону, начинается вскоре после солнечного захождения. Сначала бывает медленный благовест, звон в один колокол, а потом звон (трезвон) во все колокола. Начинается Всенощное бдение с особой торжественностью, какой не бывает при начале всякого другого вечернего богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

эти часословы, видимо, предназначались для келейного, а не для церковного употребления. Потому, надо думать, эти часословы не заключают и священнического элемента в службе часов. Восполнением к ним могут служить древние Евхологиии, дающие, как напр. греческие Синайский 958 X в., Парижской национальной библ. 213 XI в. (1027 г.), и славян. Требник Моск. Сионд. библ. 371/675 священнические молитвы часов. Таких молитв на каждом часе указывается здесь 6: (с. 421) «молитва 1-го антифона», «2-го антифона», «3-го антифона», «молитва отпуста», «главопреклонения» и особая заключительная молитва без наименования; каждая с возгласом (не везде отмечено: «возглас»); пред 5-й, «Мир всем», «Главы ваша»...; пред заключительной – диакон: «Премудрость». По содержанию молитвы приспособлены к времени дня и священным воспоминаниям часа, заключая нередко выражения из нынешних часовых псалмов и стихов; в молитве 3-го часа воспоминается о сошествии Св. Духа, 6-го – о распятии, 9-го – о хождении в этот час на молитву ап. Петра и Иоанна. Судя по тому, что эти молитвы помещены в Евхологиях, предполагающих песненный строй вечерни и утрени, они назначались, д.б. для песненных часов. Такие часы западные ктиторские Типиконы Сицилийской редакции (см. выше стр. 402) назначают для 40-цы. Чин их следующий: пелся один псалом часа, великая ектения, иерей – молитву, лежа ниц пред алтарем; «стихословие» (στιχολογα), т.е. кафисма, на каждом антифоне которой малая ектения (о молитвах не упомянуто), тропарь часа (постный) с богородичным, чтение, просительная ектения, стих часа («Стопы моя...» и т.п.), трисвятое по Отче наш, «Господи помилуй» по 12 раз на каждом клиросе, Слава Отцу..., «Именем Господним благослови, святый»; иерей: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас»; 3 великих поклона, молитва «Всем ниц лежащим» и отпуст (так же пелся, как мы видели, по Святогробскому уставу 9-й час на Страстной седмице). Возможно, что в церквах, где было песненное последование, такие часы, возникшие, вероятно, под влиянием тритекти, пелись и вне 40-цы или же по кр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

a) «Молитва зари»: 1–я часть утрени: шестопсалмие и 8 библейских песен (без 2–й); b) 1–й час: почти как современный. Тропарь «Христе, свете истинный» сопровождает Пс. 5. В конце часа замечательная молитва о Свете души (см. еврейские берахоты А и В: стр. 12); c) 3–й, 6–й, 9–й часы: почти как современные, с особенными молитвами, d) Междучасия 1–го, 3–го, 6–го и 9–го часа: почти как современные; во всех 4–х стихи Пс. 50 с Трисвятым. Тропарь 1–го междучасия: «Помилуй нас, Господи»; тропарь 3–го, 6–го и 9–го междучасия: «Боже отец наших»; e) «Молитва блаженных»: изобразительны почти как современные; f) Вечерня: Трисвятое, «Приидите…», Пс. 103, Слава, Аллилуия, Пс. 140 и т. д., Слава, богородичен, «Свете тихий», тропари, богородичен, тропари на каждый день седмицы, «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево», «Предтече Христов мар Иоанн», Тропарь отцов: Моисея, Аарона, Илии, Елисея., 40 «Господи помилуй», 14 поклонов, «Благослови», «Благословите», окончательная молитва. g) Великое повечерие (не предвидится малое): 1- я часть: шестопсалмие, «С нами Бог.» «Верую», как современный Часослов; молитва, где поминаются многочисленные святые из Библии, а также палестинские мученики и монашествующие, 2- я часть: как современный Часослов, 3- я часть: также, но без канона дня и с разными молитвами. h) Полунощница: Трисвятое, Пс. 118 ежедневно (также по субботам и воскресениям), «Се жених грядет» и другие тропари, Пс. 50. «Верую», «Слава в вышних», молитва Езекии (Ис. 38), «Иже на всякое время», Трисвятое, сугубая ектения, 40 «Господи помилуй», 15 поклонов, молитва ко Христу. Примечание: отсутствуют в конце Полунощницы Пс. 120 и 133 с заупокойными тропарями; в начале утрени нет Пс. 19 и 20 с царскими тропарями. Эти два кратких чина были прибавлены позже, чтобы молиться за ктиторов, мертвых и живых. Общее замечание о трех архаичных Часословах: Они предвидят практику палестинских монахов, где городские службы вечерни и 2–й части утрени не играют теперешней роли или вообще отсутствуют; их заменяют пустынные бдения стражей ночи: 1–й и 4- й, как в Египте, и полунощницы, как в Каппадокии. Вечерня и 2–я часть утрени будут обогащены явлением Октоиха, Триоди и Миней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

§ 22. Чинопоследование первого часа по часослову. (III кл.) После возгласа в конце утрени «Утверди Боже» иереи завешивает царские врата завесою, а чтец читает Приидите, поклонимся... и три псалма Глаголи моя внуши, Господи (псал. 5)... Господи, прибежище был ecu нам (пс. 89).. Милость и суд воспою Тебе, Господи (пс. 100). Слава и ныне – аллилуия 3-жды, Господи помилуй 3-жды. Слава – тропарь святого в минеи (См. в минеи на вечерни после стихир на стиховне). Если же тропаря святого в минеи нет, то читать тропарь и кондак из общей минеи, сообразно лику святого. И ныне – Богородичен часа Что Тя наречем .. Стопи моя направи .. Да исполнятся уста моя... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш.. Кондак святого в минеи (см. в утреннем каноне по 6 песни) Господи помилуй 40, Иже на всякое время. Господи помилуй 3 Честнейшую Херувим,.. Именем Господним благослови отче. Иерей Боже, ущедри ни, и молитву Христе, Свете истинный. Лик поет: Взбранной Воеводе.. (А в великие праздники и во дни попразднства их обыкновенно поется кондак праздника) Иерей: Слава Тебе, Христе Боже. Лик: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу... Отпуст. Изъяснение Первый час дня соответствует нашему 7-му часу утра. Начало дня церковь освятила особою службою с тем намерением, чтобы с одной стороны испросить помощи у Бога на предстоящие труды и занятия, а с другой напомнить о том, как в первый час дня Спаситель наш по злобе иудеев был веден от Каиафы на суд к Пилату и там беззаконно оклеветан и осужден. Все эти мысли и воспоминания находятся в Богослужении 1-го часа. Так в 1-м псалме произносится утренняя молитва к Богу о сохранении нас от нечестивых людей, которые могут встретиться с нами во время дня, и от пути лжи и неправды, которым шли враги Господа, осудившие Его ( Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой... Да отпадут ( падут ) они (нечестивые) от мыслей своих... идо возвеселятся ecu уповающии на Господа ). Во 2-м псалме выражается моление к Богу, чтобы Он благоспешил нам в делах рук наших. В 3-м псалме пророчески указывается невинность и незлобие осужденного Господа, не сотворившего никакого зла и шедшего путем правды и истины: ( перехождах (ходил я) в незлобии сердца моею...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Содержание Примечание Введение Дневник О. иеродиакона Палладия, ведённый во время переезда по Монголии в 1847 году Переезд от Пекина до Кяхты по почтовому тракту, в 1847 году 27-го апреля 28-го апреля 29-го апреля 30-го апреля 1-го мая 2-го мая 3-го мая 4-го мая 5-го мая 6-го мая 7-го мая 8-го мая 9-го мая 10-го мая 11-го мая 12-го мая 13-го мая 14-го мая 15-го мая 16-го мая 17-го мая 18-го мая 19-го мая 20-го мая 21-го мая 22-го мая 23-го мая 24-го мая 25-го мая 26-го мая 27-го мая 28-го мая 1-го июня 2-го июня 3-го июня 4-го июня 5-го июня Дорожные заметки отца архимандрита Палладия во время переезда его по Монголии в 1859 году Письмо Профессора А. М. Позднеева к Барону Ф. Р. Остен-Сакену с замечаниями на «Дневник 0. Палладия по Монголии, ведённый в 1847 году».     О. Архимандрит Палладий посетил в первый раз Китай, находясь в составе двенадцатой Духовной Миссии, прибывшей в Пекин 4-го октября 1840 г. Уже четыре года спустя директор Азиатского Департамента, Лев Григорьевич Сенявин, озабочиваясь заблаговременным выбором начальника для следующей Духовной Миссии, обратился по этому поводу с доверительным запросом к начальнику Миссии, Архимандриту Поликарпу. Вице-директором Департамента был в то время Николай Иванович Любимов, который сопровождал 12-ую Духовную Миссию в качестве пристава и имел возможность, во время продолжительного пути и зимнего пребывания в Пекине, узнать поближе членов новой Миссии. Этим обстоятельством и объясняется самая форма, в которой был поставлен вопрос о. Поликарпу. Сенявин прямо указывал на двух членов Миссии, о. иеромонаха Гурия1 и иеродиакона Палладия, и спрашивал кого из них можно было бы избрать начальником будущей Миссии. В пространном ответе своём, 4-го апреля 1845 года, архимандрит Поликарп отзывался одинаково одобрительно о своих двух подчинённых, и хотя ставил о. Гурия выше по способностям, но всё-таки отдавал преимущество о. Палладию. Отзыв о последнем мы позволим себе привести здесь целиком из письма начальника Миссии: «Не скажу, писал о.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Рябинин, Николай Егорович Рябинин , Николай Егорович, контр-адмирал, герой Севастопольской обороны, писатель: родом из дворян Новгородской губ., сын Е. М. Рябинина (см. выше), род. 10-го августа 1813 г., ум. 18-го сентября 1880 г. В 1827 г. Р. поступил в Морской кадетский корпус кадетом, 18-го января 1830 г. был произведен в гардемарины, а 21-го декабря 1832 г. – в мичманы, с назначением в 13-й флотский экипаж. В 1836 г., 2-го июня, он был переведен в Морской кадетский корпус, через год, 17-го апреля 1837 г., снова назначен был в 13-й флотский экипаж, где 8-го апреля 1838 г. произведен был в лейтенанты, 22-го января 1840 г. был переведен в 7-й флотский экипаж, 27-го января 1843 г. назначен адъютантом к начальнику 1-й флотской дивизии, вице-адмиралу А. П. Лазареву, 28-го октября 1848 г. определен в 5-й флотский экипаж, с оставлением в прежней должности, и в том же году, 6-го декабря, награжден орденом св. Анны 3-ей степени, а ровно через год, 6-го декабря 1849 г., произведен в капитан-лейтенанты. В 1850 г., 25-го января, Р. был переведен в 32-й флотский экипаж, 25-го мая того же года – в 37-й флотский экипаж, с назначением командиром брига «Неарх», и 6-го мая 1853 г. – и 31-й флотский экипаж с назначением командиром брига «Тезей». В 1854 г., 1-го июня, Р. находился в деле при бомбардировании англо-французским флотом г. Севастополя, 14-го августа был командиром бастиона 3; 4-го октября командовал бастионом 6; 7-го числа того же месяца назначен был, в составе 44-го флотского экипажа, на Малахов Курган, где и был ранен в левую ногу с обнажением кости. 22-го декабря 1854 г. Р. был пожалован, за отличие при обороне Севастополя, орденом св. Владимира 4-й степ., 1-го ноября 1855 г., за защиту Севастополя, награжден серебряною медалью на Георгиевской ленте, а спустя несколько дней, 24-го ноября, переведен в 9-й флотский экипаж, откуда 6-го мая 1856 г, был прикомандирован, на правах раненых, к Морскому кадетскому корпусу. Того же года, 26-го августа. Р. был награжден бронзовою светлою медалью на Андреевской ленте в память войны 1853–1856 гг.; 22-го августа 1857 г. пожалован знаком отличия беспорочной службы за XX лет; 30-го сентября 1857 г., с разрешения генерал-адмирала, назначен был командиром учебного фрегата, находившегося в кадетском лагере в Ораниенбауме, 12-го февраля 1858 г. назначен состоять по флоту, а 26-го сентября того же года, за отличие по службе, произведен был в капитаны 2 ранга. 11-го января 1860 г. Р. был зачислен по резервному флоту, 25-го апреля зачислен на действительную службу, 7-го мая прикомандирован к Инженерному и артиллерийскому училищу Морского Ведомства, как раненый 2-го класса, и в 1862 г., 1-го января, произведен в капитаны 1 ранга.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010