С 7 дек. 1909 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский Экзарх Грузии и член Св. Синода. 14 ноября 1910 года награждён бриллиантовом крестом для ношения на клобуке. С 29 сент. 1911 года – почётный член Московской духовной академии, а с 1912 года и Казанской. Скончался 9 сент. 1913 года в СПб., в доме Духовного Ведомства от паралича сердца. В самый день кончины он ещё занимался делами и приобщился Св. Христовых Таин. В девять часов вечера лёг в постель и почувствовал себя дурно. Подозвав своего келейника, он едва успел сказать «Ива, я умираю» и тотчас скончался. Погребён, согласно желанию, на братском кладбище Александро-Невской Лавры, рядом с могилой митрополита Антония. Духовный писатель. Ближайший друг и ученик митрополита Антония (Вадковского) . Труды «Пострижение в монашество». Опыт историко-литургического исследования обрядов и чинопоследований пострижения в монашество в греческих и русских Церквах до XVII века включительно. (Магистерская диссертация) Вильно, 1899 г. Отзыв на этот труд см. «Прав. Собес.» 1900, апрель, приложен. 11 и 12 «Слова и речи» (в двух томах) СПб., 1907. Отзыв «Приб. к „ЦВ“» 1908, 8, стр. 399 «Книга Руфь» «Вера и Разум», 1900, 6, 7 «Речь на епархиальном съезде духовенства 5 сентября 1909 года по поводу распространения баптизма в Тамбовской епархии» «Приб. к „ЦВ“» 1909, 39, стр. 1795 Речь, сказанная при прощании с Тамбовской духовной семинарией «Приб. к „ЦВ“» 1910, 5, стр. 180–182 «Речь, произнесённая 25 января 1940 года при вступлении в Сионский собор гор. Тифлиса» «Приб. к „ЦВ“» 1910, 6, стр. 226 «Слово, произнесённое при первом посещении Тифлисской духовной семинарии при служении в храме её 14 марта 1910 года» «Приб. к „ЦВ“» 1910, 13, стр. 581 «Слово „Буесть юности“» «Приб. к „ЦВ“» 1911, 7, стр. 272–285 «Речь, произнесённая при вручении посоха новорукоположенному епископу Бакинскому Пимену» «Приб. к „ЦВ“» 1911, 9, стр. 368–370 «Речь на панихиде» «Приб. к „ЦВ“» 1911, 50, стр. 2157 Слово «О благовоспитанности» «Приб. к „ЦВ“» 1912, 7, стр. 229

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Труды: «Законодательство византийских императоров по делам церковным до Юстиниана включительно». Казань, 1902. Отзывы проф. Бердникова И. и проф.Реверсова о сочинении см. «Прав.Собес. » 1904, май, стр.1–13, 5 приложение и 1907 год, сентябрь, стр.55–58. «Собрание церковных уставов Константинопольского Патриарха 1858–1899 гг. в русском переводе с историей их происхождения». Казань, 1902. «О.Иоанн Кронштадский». (Полная биография с иллюстрациями). Изд. СПБ, 1903. Сборник 15-ти трудов: Содержание: 1 . Почему нам не верят. 2 . Духовенство и общественные вопросы. 3 . Не все правда. 4 . Уста церкви молчат. 5 . Из кого должен состоять Церковный Собор. 6 . Представитель или первоприсутствующий. 7 . Патриарх и Синод. 8 . Областное управление в Церкви. 9 . Епископ и епархиальные съезды. 10 . Церковный суд и следствие. 11 . В «Весеннем потоке». 12 . Женщина в весеннем потоке. 13 . Проклятый вопрос и Церковь . 14 . Епископ и консистория. 15 . Приложение: Христианский союз в Америке. «Отцам и детям» (Вопросы воспитания). «В университете » Гегидзе. Без дороги. Без Бога. До школы. В паутине. Арцыбашева. Физическое «разложение» детей. В тумане. Что делать? Детские книги. Христианские союзы... (три публичные лекции). О разном: Господа и слуги. Что разрушает жизнь. (По поводу новой кн.Л.Н.Толстого). Разрушение ада. Пасхальные письма: Пасхальные колокола. Вера и неверие. Мироносцы. Слепые. Маленькая церковь : По стопам Христа в сельском приходе. О вопросах жизни в рамке повести. Церковь и евангельские лилии: Письмо одному догматисту. Правда ли, будто «догма» убила лилию Евангелия. Толстой и «новые христиане». В борьбе против обряда и догмата. Христос на Голгофе и Воскресший. Пасхальная сказка. Л.Н.Толстой – Мысли о Боге. Где жизнь? СПБ, 1903. «Жизненно или мертво церковное христианство ?» (Публичная лекция). «Жизнь или смерть в толстовском понимании христианства?» «О любви к людям в учении Толстого» (публичная лекция) в Кронштадте, 19·ΧII.1903 года и 19.X. «Немые клавиши». Характер. Новые и старые пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоанн (Поярков) Иоанн (Поярков Виктор), архп. Уфимский. Родился в 1883 году. В 1909 году окончил Казанскую духовную академию действительным студентом. После окончания академии рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем единоверческого храма. В 1911 году удостоен степени кандидата богословия. Упоминается инспектором классов Уфимского епархиального училища. Возведён в сан протоиерея и назначен настоятелем Уфимского Никольского собора. Перед хиротонией он и его жена были пострижены в монашество. В декабре 1922 года хиротонисан во епископа Давлекановского, вик. Уфимской епархии. Хиротония совершена в г. Уфе группой вновь поставленных архиереев: Трофимом и Марком, вместе с поставленным ими Аввакумом (Боровковым). 31 июля 1923 года – назначен Патриархом Тихоном управляющим Уфимской епархией. С 1928 года – епископ Уфимский и Давлекановский. 2 апр. 1931 года возведён в сан архиепископа. Скончался 17 янв. 1933 года. Перед смертью принял схиму. Его могилу три раза разрывали воры, снимали с него облачение и в раздетом виде сажали у подножия могильного креста. Труды «Благодать и свобода в деле спасения человека» (по творениям Преосвященного Феофана затворника ) – Кандидатское сочинение Отзывы об этом труде см. «Прав. Собес.» 1913, ноябрь, стр. 104–108 «Послание благочинному, пастырям и общинам 5 округа Уфимской епархии о церковных делах от 9 апр. 1924 г.» «Письмо благочинническим и приходским советам Уфимской епархии от 8 апр. 1924 года, 415» «Послание Уфимской пастве от 5 октября 1925 года» «Ответ православно-старообрядческому епископу Андрею, коего письмо от 9 мая 1926 года» Литература «ЖМП» 1931, 1, стр. 1. 1931, 4, стр. 1. 1931, 5, стр. 3. 1933, 13, стр. 6 «Прав. Собес.» 1911, июнь, стр. 129. 1912, окт., стр. 194. 1913, нояб., стр. 104 ФПС III 116, стр. 9 Газета «Власть труда» за 1923 г. от 11 окт. 232. за 1924 г. от 29 нояб. 50 Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Против подлинности Стоглава, как законодательного акта, утвержденного царем и собором, писали следующие ученые: 1) Неизвестный автор статьи «Сведения о Стоглавом соборе», Христ. Чтен., 1852 г., ч. 2, стр. 238 – 239. 2) Добротворский, в предисловии к изданию Стоглава Казанской Духовной Академии, 1862 года, в «Дополнительных объяснениях к изданию Стоглава», Прав. Собес., 1862 г., ч. 3 и особенно в статье «Каноническая ли книга Стоглав, или не каноническая?», Прав. Собес., 1863 г., ч. 1 и 2. 3) Неизвестный автор статьи, весьма обширной, под заглавием «Стоглавый собор», Прав. Собес., 1860 г., ч. 2 и 3; см. особенно ч. 2, стр. 108 – 109. 4) Суворов «Курс церковного права», т. I, Ярославль, 1889 г., §90. 5) Преосв. Макарий «История русского раскола, известного под именем старообрядства, СПб, 1855 г., стр. 45 – 56. 6) Латкин «Лекции по внешней истории русского права», СПб, 1888 г., стр. 100 – 103. 7) Жданов «Материалы для истории Стоглавого собора», Ж. М. Н. П., 1876 г., 186, стр. 65, пр. 1. 8) Преосв. Филарет «История русской церкви», период III, М., 1847 г., стр. 194 – 196 и 261 («Стоглавник – сочинение дьяка(??), а не деяние собора»). 9) Профирьев «История русской словесности», ч. 1, изд. 2-ое, Казань, 1876 г., стр. 508. 10) Беляев Илья, «О Стоглаве против раскольников», Чтения в общ. люб. дух. просв., 1875 г., декабрь, стр. 128 (статья в высшей стеени тенденциозная). Совершенно иного мнения тот же автор держится в другом своем сочинении «Об историческом значении деяний московского собора 1551 года» (Русская Беседа, 1858 г., т. IV), а такжев предисловии к изданным им «Наказным спискам соборного уложения 1551 года или Стоглава», М., 1863 г. 11) Неизвестный автор статьи «Об издании Стоглава в Лондоне» (Христ. Чтение, 1861 г., октябрь, отд. III, стр. 257). В пользу противоположного мнения высказывались: 1) покойный проф. Моск. Унив. Иван Дмитриевич Беляев в статье «Памятники русского церковного законодательства». Стоглав и наказные списки соборного уложения 1551 года», Прав. Обозр., 1863 г., июль, стр. 190 – 215. Того же мнения он держится и в своих «Лекциях по истории русского законодательства», М., 1879 г., стр. 539; 2) Преосв. Макарий «История русской церкви», т. VI, СПб, 1870 г., стр. 220 и примеч. 292, стр. 227, прим. 294, стр. 228; 3) Павлов, проф. Моск. Унив. в предисловии к изданному им Наказному списку по Стоглаву в Вязьму и Хлепен. Записки Новороссийского Университета, т. IX, Одесса, 1873 г. («Еще наказный список по Стоглаву»); 4) Жмакин «Митрополит Даниил и его сочинения», М., 1881 г., отдел приложений, стр. 76, примеч.; 5) Лебедев «Стоглавый собор 1551 года (опыт изложения его внутренней истории)», Чтения в общ. любит. дух. просв., 1882 г., ч. I, отд. 1, ч. II, отд. 1 (см. особенно ч. I, отд. 1, стр. 20 – 21); 6) Н. С-н. (Субботин?) «К материалам для истории Стоглава и его времени». Летописи русской литературы и древности, изд. Тихонравова, 1863 г., кн. 5, отд. III, стр. 128, прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

у И. Н. в сочин. «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь» (Москва, 1899 г., стр. 316–321 и др.).: О. Иероним воистину «кедр благосеннолиственный, под тенью которого возросли и расцвели духовно многие подвижники; это был вождь духовный " … (стр. 3. у А. Ковал-го)… Чит. еще инока Парфения «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле»; ч. 4-я, Москва, 1855 г., § 181, стран. 264–270 и др. (указаны в первом подстрочн. примеч. на стр. 270-й). 11 Впоследствии игумен Пантелеймоновского монастыря – ученик о. Иеронима, «пользовавшийся большой известностью и глубоким уважением не только на св. горе Афонской и в своем отечестве» (России), «но и в странах иноверных " … Игуменствовал с 1875 г. Скончался «19 июня 1889 г.» См. цитов. соч. проф. А. А. Дмитриевского , специально посвященное собственной речи об о. Макарии. См. цит. книгу И.Н., стр. 321–329… 12 Это – келия «Преподобного Евфимия Великого, в двух верстах от монастыря сй. Пантелеймона на северо-запад, с большим огородом. Церковь прежде была во имя св. Иоанна Предтечи, но когда пришла в ветхость, возобновлена русским монахом Иринеем (в схиме Евфимием), скончавшимся 8 сент. 1865 г. «(см. «Русск. монаст. св. великомученика и целителя Пантелеймона на святой горе Афонской»; 7-е изд. Москва, 1886 г., стран. 162). 13 О нем см., напр., у проф. А. А. Дмитриевского : стран. 82 цит. его сочинения. Особенно чит. инока Парфения «Оказание о странствии и путешествии по России, Молдавии Турции и Святой Земле»; ч. 4; Москва, 1855 г. § 180, стр. 200–264. Ср. ч. 3-ю, М. 1855 г., стр. 64.., § 75… О том, что о. Герасим был «игуменом» «более 60-и лет», о. Иерон говорил, вероятно, на основании слухов, ходивших среди братии, очень преувеличенных… Как известно, «1832 г., февр. 16» была получена «грамота из общего управления св. горы отцам Русика, побуждающая их избрать игумена своему монастырю " … (см., книгу: «По поводу вопроса об Афонском монастыре св. Пантелеймона» – «Любителя истины»; Спб. 1874 г., стр. 140). «18 февр.» был избран «иеромонах Герасим» (стр. 141). «В 1833 году» получена была «грамота вселенского патриарха Константия, подтверждающая… избрание Герасима в игумены» (стр. 144) и данная «в месяце марте, индиктиона 6-го» (стр. 150). До 1875 года, следовательно, протекло не «более 60-и лет», а гораздо меньше: 43-только… 16 По фамилии «Минина» (см. «Душепол. Собес.»; 1912 г., окт.; вып. 10-й, стр. 307; см. и стр. 308–309). См. особенно цитов. книгу И. Н. «Абхазия«…, стр. 333–338, 199–216. По поводу данной посланным инокам «инструкции»… чит. у проф. А.А. Дмитриевского стр. 276–282.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Нельзя не сознаться, что все эти древние списки могли быть принесены к нам из Греции или с Афона уже в позднейшее время. 2454 Опис. Румянц. муз. 710–712 (246); Опис. рукоп. гр. Толстов. 6 (297); Пискарев. Собран, надписей с памяти, рязанской старины в Записк. Археолог, общ. 8. 271 (344); Сдав. Указат. Синод, библ. 262 (375); Извест. II Отд. Ак. наук. 7. 272, 273 (235). 2455 Варлаам. Обозр. рукоп. прп. Кирилла Белоезерского в Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2.18–20 (241); Шевыред. Истор. русск. словесн. 3. Лекц. 13. Прим. 7,11 (421); пр. Филар. Обзор, песнописц. Греческ. Церкви. СПб., 1860. 336, 343, 348, 349 (415). 2456 Все три службы эти можно видеть ныне в печатных Минеях (326): канон св. Петру – 21 декабря; канон св. Алексию, написанный Питиримом (Степ. кн. 1. 445 (308)), – 20 мая; последование Пр. Богородице – 26 августа. Последнее сохранилось до настоящего времени в списке 1407 г. и именно в одном Каноннике, принадлежавшем прп. Кириллу Белоезерскому (138) (Варлаам. Обозр. в Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2.19 (241)). 2457 Означенные кондаки и тропари помещены в церковном Уставе, пис. в 1429 г. в лавре прп. Сергия (35) (Прав. собес. 1865. 1. 10, 14 (396)). См. еще прил. 26. 2458 Горск, и Невос. Опис. рукоп. Моск. Синод. библ. 1. 238, 246, 260, 289–291, 299, 306, 309, 311 (254). 2460 Первый список Устава, принадлежавший графу Толстому (Опис. рукоп. С. 6 (297)) и упоминаемый в Описании рукописей Румянц. муз. (с. 711 (246)), находится в импер. Публ. библиот. в отд. рукописей, in f. 25 (127). Последний список – в той же библ., in f. 27 (128). В этом последнем списке, говоря, например, о пище в Страстную Седмицу, переписчик рассуждает так: «Божественная правила сухоедение повелевают, равно предваршим святыя Четыредесятницы. Рече бо иже в Лаодикии Сбор о Велицем Четвертце в главизне 8-й, яко недостоит в Четыредесятници последния недели что разрешати и всю Четыредесятницю безчестити сухоядущим. Божественный Златоуст Иоан в едином от Словес своих рече: яко аще разрешил еси предваршаа дни, разреши и сею; аще ли они разрешити не повелел еси, ниже сия разреши, но паче стягни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Исполнение заповедей Господних есть необходимый путь для наследования вечной блаженной жизни ( Мф.19:17 ). Но на этом пути встречаются препятствия для людей. Препятствия проистекают от похоти плоти, похоти очес и гордости житейской ( 1Ин.2:16 ). Кто же, идя к высшему нравственному совершенству, общим для всех людей путем жизни, чувствует себя немощным преодолевать эти препятствия, тому в Православной Церкви предлагаются особые средства к победе над упомянутыми препятствиями, Эти средства состоят в принятии и исполнении обетов, которые в Евангелии предлагаются не как заповеди, но как советы, для преуспеяния в нравственном совершенстве. Эти обеты суть девство ( Мф.19:11–12 , 1Кор.7:1–6 ), произвольная нищета ( Мф.19:16–21 ) и особенного высшего рода послушание, – т. е. при совершенном исполнении всего, что нужно для спасения каждого человека ( Мф.16:24 ; сн. Мк.8:34 ; Лк.9:23 ), совершенное отречение от своей воли и подчинение ее воле опытных руководителей в духовной жизни. Посвятившие себя исполнению сих обетов именуются монахами (μονχος одинокий – отшельник), иноками и т. п. Как желающим жить в супружестве Св. Церковь благословляет путь жизни молитвословиями и священнодействиями, так и желающих посвятить себя девству и на служение .Господу Богу она напутствует благословениями, молитвословиями. Монашествующие имеют три степени: одни из них – новоначильные, другие – малосхимники и третьи – великосхимники. Сообразно с сими тремя степенями, бывает и различное посвящение в них, и есть особые последования, именно: 1) последование в одеяние рясы и камилавки; 2) последование малой схимы, сиречь мантии, и 3) последование великого ангельского образа. Эти последования печатаются в Большом Требнике. Посвящение себя иноческим обетам именуется пострижением. Пострижение, как видели выше, бывает и при посвящении в чтеца-церковника. Но то пострижение производит в должность служителя, – клирика церкви, а это благословляет кающегося и обязует к подвигам покаяния. Церковника постригает епископ, а монаха – таковой же монах (Нов. Скр., ч. IV, гл. 19, § 12). «Мирский поп», сказано в Намоканоне, «да не постригает монаха, по завещанию, яже в Никеи святого Собора. Како бо даст иному, его же сам пе имать» (Больш. Требн., Номок., гл. 82). Совершать пострижение должен сам настоятель, простые же священники могут постригать только с благословения настоятеля (Опред. Московск. Собора, 1667 г. Полн. Собр. Зак., τ. 1, 412, стр. 700, нрав. 4; Прав. Собес., 1863 г., ноябрь, стр. 255). И пострижение должно быть в храме, а не в дому (Опред. Московск. Собора, 1667 г., Доп. к Акт. Истор., τ. V. стр. 490). Двоих же стричь единым постриганием не годится (Митроп. Киприана ответы игумену Афанасию. См. Русск. Историч. Библиот. τ. VI, стр. 256).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Переславской – Свято-Троице Сергиев мон. с прип. 107023 Владимирский Кафедр. Рождественский монастырь 903 Настоящий краткий очерк, входя в нашу работу как часть целого, не претендует на всестороннее и полное освещение вопроса о содержании архиерейских домов в XVIII веке, особенно после выхода в свет сочинений И.М. Покровского, Казанский архиерейский дом, его средства и штаты преимущественно до 1764 г. Церковно-археологическое, историческое и экономическое исследование. (В память 350-летия существования Казанской епархии, 1555–1905 гг.). Казань, 1906 г. XII+482+XXX+264+XVI стр. и Средства и штаты великорусских архиерейских домов со времени Петра I-ro до учреждения духовных штатов в 1764 г. Общий дополнительный очерк к предшествующему исследованию. Казань, 1907 г. 140+76 стр. и Русские Епархии в XVIII в. (Прав. Собес. за 1907 г. в Январской книжке и след.). Эти сочинения появились уже после того, как наши занятия в М.А.М.Ю. и др. были закончены, а потому, не считая целесообразным делать частичные заимствования из названных сочинений, предпочитаем изложить здесь лишь то, что уже было лично нами собрано. Особенное внимание обращаем на высоко-ценные приложения, извлеченные из ведомостей Коллегии Экономии 1739–1741 гг. и др. (Средства… стр. 1–59 и Казанский арх. д. стр. 234–255). К сожалению, за неимением времени, мы не могли снять копии с этих шести-томных ведомостей, ярко характеризующих наличные средства монастырей и арх. домов. Извлечения из них относительно определенных арх. домов и монастырей прилагаются нами ниже (Прилож. VI и VII). 910 См. П.С.П. VI, 2272, 1729 г.; О.А.С.С. X, 499/32, 1730 г.; XI, 198/248, 1731 г.; XV, 274/19, 1735 г.; XVI, прилож. XII, 1736 г. 913 В описи доходов Новгородского архиерейского дома 1740 года (П.С.З. 1740 г. 24 мая показаны доходы: I. Окладные: 1) церковной дани; 2) за десятильничьи доходы; 3) полоняночные; 4) с полоняночных приводные; 5) с церковных земель оброчные. II. Неокладные: 1) с браков венечные; 2) за антиминсы; 3) за свечную при соборной церкви продажу; 4) за отданные в оброк пустоши; 5) за сенные покосы; 6) за владение земель; 7) за сады; 8) садовый яблонный сбор; 9) рыбные ловли; 10) с мельниц оброчных; 11) помольных; 12) с лавок оброчных в Москве и Новгороде; 13) с дворян домовых, которые домовыми угодьями владеют, оброку; 14) с бобылей оброку; 15) за утайку браков штрафных; 16) выводных; 17) за приказчичьи доходы; 18) с работников; 19) вместо определенных с вотчин работников; 20) за рубку в архиерейских угодьях попенных; 21) за пятницкую рыбу; 22) за продажное сено. Тут же поставлены и сборы ставленнические, которые шли в раздел на 3 части: 1) в домовую сумму; 2) архиерею и 3) судьям и приказным служителям. Выписано из сочинения Н. Розанова , Ист. Московского Епарх. Управления со времени учреждения Св. Синода, М. 1869–1871, ч. I, чтр. 176. Вообще в сочинении Розанова рассеяно много любопытных сведений по исследуемому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

С. Терновекого «Религиозная пропаганда иудеев рассеяния» (в Прав. Собес. 1881 г, т. 1). Разумеется, что кроме названных монографий и изданий замечания и даже небольшие трактаты по предмету настоящей статьи можно находить в курсах библейской истории и библейской археологии, в библейских и богословских словарях и в других сочинениях, которые там, где это нужно, будут ниже указываемы. 2 Contra Apionem I, 8 и II, 38. Ср. PhiloLegat. adCajum «все люди привержены к своим обычаям, в особенности же иудейский народ. Так как иудеи верят, что их законы божественны и изучение их начинают с детства, то они носят в душах напечатленные образы их и, всегда созерцая их и размышляя, изумляются. Иноплеменников, почитающих эти законы, (иудеи) принимают не хуже, чем своих, а от ненавистников их и порицателей отвращаются, как от врагов. От всякого дела, запрещенного их законами, они на столько отвращаются, что все блага человеческие и всякое счастье они не переменят на преступление». Opera omniaed. Francofurti 1791, p. 1022. 3 Пророческие изречения о миссионерском назначении Израиля довольно полно собраны и освещены (конечно, в духе современной критики) в брошюре Lohr " a, Вег Missionsgedanke im Alten Testament. 1896. 4 Eθvv τ θεοφιλσтατον, μοι δοκε τν πρ παντος νθρπων γνους ερωσνην κα προφητεαν λαχεν; de creat. princ. το σμπαντος νθρπων γνους παρχ; de praem. et poen. πιβσεται πσιν θνεαιν οπερ κεφαλ σματι; de plant. θεο ξαρετος κλρος. См. у Bermholem’a S. 280. Ср. de monarch. II p. 825: «первосвященник иудейский совершает молитвы и благодарения не только за весь род человеческий, но и на все части природы – землю, воду, огонь». Ту же мысль о миссионерском назначении Израиля высказывает и иудейская сивилла: «возвеличенные Бессмертным они (иудеи) будут пророками и принесут великую радость всем смертным», Kh.III, ст. 582–583 по изд. Friedlieb’a, Oracula sibyllina 1852. 5 Подробности об этом со ссылками на источники можно читать у Schürer’a, Gesehichte В. H. S. 9–50. В русской литературе см. проф. Буткевича, Иудейство и язычество ко времени земной жизни Господа Иисуса Христа в «Вере и Разум» за 1837–88 гг., а также проф. Зенгера, Еврейский вопрос в древнем Риме. 6 Antiqu. XI, 5, 2: μυριδες ποιροι κα ριθμ γνωσθναι μ δυνμεναι. Ср. ibid. XV, 2, 2 «в Вавилоне... там было множество иудеев». 8 Свидетельства о размерах иудейской диаспоры наиболее полно представлена у Schürer " a, Gesehichte, В. П. S. 495–513. Менее полное собрание см. у проф. Зенгера. lib. cit. стр. 10–11 и у проф. С. Uephobckjro, Иудеи разсеяния и их религиозная пропаганда, в Прав. Собес. за 1881 г., т. I. Ср. также назв. статьи проф. Буткевича и см. в Христ. Чтен. за 1885 5–6 перевод двух глав из кн. Edersheim’a, The life and times of Jesus the Messiah.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Затем критики оспаривают подлинность 13 и 14 главы, потому что пророк говорит здесь как современник вавилонского пленения иудеев ( Ис.14:1–3 ). Но нужно принять во внимание, что пророк Исаия видел уже падение царства Израильского и отведение в плен израильтян. Поэтому его и его современников-иудев должна была занимать мысль о том, не угрожает ли подобная судьба и царству Иудейскому, и на почве этих опасений пророк и создал, под действием Духа Божия, картину будущего освобождения иудеев из плена вавилонского, которое должно было совершиться после падения Вавилона. Пророк Исаия в этом случае должен был найти своим речам внимательных слушателей и потому, что его современник Михей в своих пророчествах также проводил мысль о будущем вавилонском пленении иудеев ( Мих.4:10 ). Следовательно, идея о возможности вавилонского пленения уже была распространяема в эпоху Исаии и потому очень естественно, что пророк нарисовал для своих единоплеменников и картину падения этого, начинавшего устрашать их, государства Вавилонского. Говорят еще, что Исаия не мог назвать мидян по имени, потому что в его эпоху этот народ не был известен евреям. Но теперь уже доказано историками, что Мидийское царство было еще более древне, чем Халдейское. При Исаии ассирийские цари постоянно вели войны с Мидией и это, конечно, сделало известными имя мидян и в Иудее, тем более, что уведенные в плен царем ассирийским израильтяне были поселены в занятых ассирийцами областях Мидии ( 4Цар.18 и кн. Тов.1:14 ). Что касается положительных доказательств подлинности 13 и 14-й гл., то они следующие: 1) надписание 13-й главы, где пророчество о Вавилоне приписано пророку Исаии. Надписание это, несомненно, принадлежит писателю пророчества. Без него непонятны первые 16 стихов 13-й главы, так как в них не упоминается предмет пророчества – Вавилон; 2) В рассматриваемых главах находится множество а) мыслей и б) выражений, вполне тождественных с мыслями и выражениями, встречающимися в неоспоримо-подлинных речах Исаии (ср. а) Ис.13:3–4 и Ис.17:12–13 ; Ис.13:2–5 и Ис.5:26 ; Ис.13:7–8 и Ис.19:16 ; Ис.14 и Ис.2:13 ; б) ср. Ис.13 и Ис.10:6 ; Ис.13 и Ис.5:30 ; Ис.14:1 и Ис.9:16, 30, 18 ; Ис.14 и Ис.19:1 ; Ис.13 и Ис.9:2 ; Ис.14 и Ис.11:1 ; Ис.14 и Ис.3:6 ). 3) Пророчество 13 и 14-гл. параллельно с пророчеством Ис.21:1–10 , которое, несомненно, подлинно. 4) Замечательная оригинальность и богатство творческой фантазии в картинах гибели Вавилона и царя вавилонского. 5) Участь Вавилона и вавилонского царя у Исаии изображена несколько иначе, чем была в действительности, а это ясно свидетельствует о том, что пророчество о Вавилоне явилось раньше, чем пал Вавилон (см. Юнгерова. Подлинность пророчества Исаии о падении Вавилона. – Прав. Собес. 1886, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010