Оценки деятельности Мнения о Курбском, как политическом деятеле и человеке, не только различны, но и диаметрально противоположны. Одни видят в нем узкого консерватора, человека крайне ограниченного, но самомнительного, сторонника боярской крамолы и противника единодержавия. Измену его объясняют расчетом на житейские выгоды, а его поведение в Литве считают проявлением разнузданного самовластия и грубейшего эгоизма; заподозривается даже искренность и целесообразность его трудов на поддержание Православия. По убеждению других, Курбский — умный, честный и искренний человек, всегда стоявший на стороне добра и правды. Так как полемика Курбского и Грозного, вместе с другими продуктами литературной деятельности Курбского, обследованы еще крайне недостаточно, то и окончательное суждение о Курбском, более или менее способное примирить противоречия, пока еще невозможно. " Курбский был поистине великим человеком: во-первых, великим по своему происхождению, ибо был в свойстве с московским князем Иоанном; во-вторых, великим по должности, так как был высшим военачальником в Московии; в-третьих, великим по доблести, потому что одержал такое множество побед; в-четвертых, великим по своей счастливой судьбе: ведь его, изгнанника и беглеца, с такими почестями принял король Август. Он обладал и великим умом, ибо за короткое время, будучи уже в преклонных годах, выучил в королевстве латинский язык, с которым дотоле был незнаком " . Труды Из сочинений Курбского в настоящее время известны следующие: " История кн. великого Московского о делех, яже слышахом у достоверных мужей и яже видехом очима нашима " . " Четыре письма к Грозному " , " Письма " к разным лицам; из них 16 вошли в 3-е изд. " Сказаний кн. Курбского " Н. Устрялова (СПб. 1868), одно письмо издано Сахаровым в " Москвитянине " (1843, 9) и три письма — в " Православном Собеседнике " (1863 г. кн. V — VIII). " Предисловие к Новому Маргариту " ; изд. в первый раз Н. Иванишевым в сборнике актов: " Жизнь кн. Курбского в Литве и на Волыни " (Киев 1849), перепечатано Устряловым в " Сказ. " . " Предисловие к книге Дамаскина " Небеса " изд. кн. Оболенским в " Библиографич. Записках " 1858 г. 12. " Примечания (на полях) к переводам из Златоуста и Дамаскина " (напечатаны проф. А. Архангельским в " Приложениях " к " Очеркам ист. зап.-русск. лит. " , в " Чтениях Общ. и Ист. и Древн. " 1888 г. 1 ). " История Флорентийского собора " , компиляция; напеч. в " Сказ. " стр. 261-8; о ней см. 2 статьи С. П. Шевырева — " Журн. Мин. Нар. Просв. " , 1841 г. кн. I, и " Москвитянин " 1841 г. т. III.

http://drevo-info.ru/articles/13596.html

Прем.8:17 . Размышляя о сем сам в себе и обдумывая в сердце своем, что в родстве с премудростью – бессмертие, Прем.8:18 . и в дружестве с нею – благое наслаждение, и в трудах рук ее – богатство неоскудевающее, и в собеседовании с нею – разум, и в общении слов ее – добрая слава, – я ходил и искал, как бы мне взять ее себе. 17–18 . По свойственной писателю манере в этих стихах он кратко повторяет широко раскрытую им выше мысль о значении мудрости и о своем желание ее приобретения. – «Размышляя о сем сам в себе и обдумывая в сердце своем ( Прем.2:21 ), что в родстве с премудростью – бессмертие (см. 13 ст. Прем.6:17–20 ), и в дружестве с нею – благое наслаждение (см. 16), и в трудах рук ее – богатство неоскудевающее (см. Прем.7:11, 8:5 ), и в собеседовании с нею – разум (см. Прем.6:15, 7:16, 8:6 ), и в общении слов ее – добрая слава ( Прем.8:10 ), я ходил и искал, как бы мне взять ее» ( Прем.7:7–8, 6:16 ). Прем.8:19 . Я был отрок даровитый и душу получил добрую; Прем.8:20 . притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое. 19–20 . Писатель указывает новый мотив своего стремления к приобретению мудрости. До сих пор он указывал основание к этому объективное, в существе премудрости, в ее значении для человека; теперь указывает мотив субъективный, в стремлении к мудрости всего лучшего в человеческой природе. Это место стоит в параллели с Прем.7:1–7 ст. Как там он учил, что человек, если даже он родился в наилучших внешних условиях, сам по себе, без премудрости ничего не может сделать, так теперь он говорит, что даже при несомненном природном стремлении к добру он не может обойтись без божественной помощи. «Я был отрок даровитый и душу получил добрую…» Эти два предложения в греческом тексте соединены связкой ( μλλον δε), которая часто употребляется для обозначения поправки к предшествующей мысли (см. Гал. 4:9 ; Еф. 4;28, 5:11 ; Рим. 8:34 ). Поэтому предикат «даровитый» ( ευφυς) означает здесь «одаренный стремлением к добру». Выражение «душу получил добрую» может быть понято в двух противоположных смыслах: что тела образуются раньше, чем души, или обратно, души существуют раньше, чем они начинают жить в телах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Собесед. 11,1 и предисловие к его сочинению De institutis coenobiorum). Здесь же, в вифлеемском монастыре, преп. И. Кассиан в юношеских летах облекся в иноческое одеяние (см. Собесед. 16, 1. 17, 2. 5. 31) и получил первые уроки подвижничества от здешних монахов (как он сам говорит в своем сочинении Собеседование 17,7: «qui nos docuerunt a pariulis magna conari»). После двухлетнего пребывания в вифлеемском монастыре (Собесед. 19,2) преп. И. Кассиан, побуждаемый желанием высшего духовного совершенства в христианской жизни (Собес. 17,7), вместе с своим другом Германом около 390 г. предпринял путешествие по египетским монастырям (Собес. 11, 1. 1,1 и др.). Семь лет проведены были им вместе с этим другом в посещении и беседах с многочисленными подвижниками Фиваиды, куда они сначала прибыли, а потом скитской пустыни, находящейся вблизи Мареотского озера в Египте (см. Собес. 17, 31. 11, 1. 1,1). Фиваида была известна тогда, как отечество строгого монастырского подвига, как отечество анахоретства, которое в ряду монашеского рода жизни представляет высшую ступень (см. Собес. 8,6.11). Фиваиду, как своего рода питомник и цветник монашества, и ее подвижников, восхваляет весьма возвышенными словами такой великий святитель, как И. Златоуст. «Идите в Фиваиду», – говорит он, – «вы найдете там пустыню прекраснее рая, тысячи хоров ангелов в человеческом образе, целый сонм мучеников, целый сонм девственниц, – вы увидите диавола связанным, а Христа побеждающим». Пребыванием в этой пустыне И. Кассиан ревностно воспользовался к тому, чтобы усвоить себе всестороннее изучение духовной мудрости, т. е. предания древних отцов-подвижников и их наставления в подвижнической жизни, и так увлекся жизнью здешних подвижников, что только вследствие данного обещания возвратился вместе с своим другом Германом в вифлеемский монастырь около 397 г., проведя в пустыни около 7-ми лет (Собес. 17,30). После кратковременного пребывания в Вифлееме они снова отправились в египетские монастыри, снова посетили скитскую пустыню для большого преуспеяния в подвигах благочестия (Собес.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

В следующих восьми книгах (V–XII) преподобный Иоанн рассуждает о борьбе с восемью главными страстями (principaliavitia, или passiones) — чревоугодием, блудной страстью, сребролюбием, гневом, печалью, унынием, тщеславием и гордостью. Источником для этой части послужили трактат Practicus 23 знаменитого теоретика восточного монашества Евагрия Понтийского (345–399 гг.) — и его же De octospiritibusmalitiae (“О восьми духах злобы”) 24 . 2. Collationes (“Собеседования”, PL 49, 477–1328) 25 . Это сочинение было написано в три приема и состоит из трех частей. Вскоре после написания De institutis 26 преподобный Иоанн написал первую часть, включавшую в себя 10 Собеседований, которые он посвятил брату епископа Кастора епископу Леонтию Фрежюскому (Fryjus, епископ Кастор к тому времени уже скончался) и монаху Элладию, также впоследствии ставшему епископом (см. Собесед., ч. 1, предисл.). Затем, ок. 426 г., преподобный Иоанн написал вторую часть, включавшую в себя еще 7 Собеседований и посвященную Гонорату, настоятелю Леринского монастыря, впоследствии епископу Арльскому (с конца 426 г.) и монаху того же монастыря Евхерию, впоследствии епископу Лионскому (см. Собесед., ч. 2, предисл.). Наконец, вскоре после этого, ок. 427 г. была написана третья часть, включавшая в себя еще 7 Собеседований и посвященная четырем монахам, жившим на островах недалеко от Марселя — Иовиниану, Минервию, Леонтию и Феодору, впоследствии епископу Фрежюскому (см. Собесед., ч. 3, предисл.). Таким образом, общее число Собеседований составляет 24. Они находятся в непосредственной связи с первым трактатом преподобного Иоанна, но в отличие от него посвящены внутренней жизни монаха 27 и представляют собой записи духовных бесед преподобного Иоанна со знаменитыми египетскими подвижниками — аввой Моисеем, Пафнутием, Серапионом, Херемоном и др. Особенно интересны 1-е собеседование, посвященное целям монашеской жизни; 9-е и 10-е, о молитве; 13-е, о покровительстве Божием, где рассматривается вопрос, какую роль в спасении играет свободная воля человека (здесь преподобный Иоанн ведет скрытую полемику с блаженным Августином по вопросу благодати и свободы воли); 14-е, о деятельной и созерцательной жизни; 23-е, о последствиях грехопадения.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

Источником для этой части послужили трактат Practicus 23 знаменитого теоретика восточного монашества Евагрия Понтийского (345–399 гг.) – и его же De octospiritibusmalitiae (“О восьми духах злобы”) 24 . 2 . Collationes (“Собеседования”, PL 49, 477–1328) 25 . Это сочинение было написано в три приема и состоит из трех частей. Вскоре после написания De institutis 26 преподобный Иоанн написал первую часть, включавшую в себя 10 Собеседований, которые он посвятил брату епископа Кастора епископу Леонтию Фрежюскому (Fryjus, епископ Кастор к тому времени уже скончался) и монаху Элладию, также впоследствии ставшему епископом (см. Собесед., ч. 1, предисл.). Затем, ок. 426 г., преподобный Иоанн написал вторую часть, включавшую в себя еще 7 Собеседований и посвященную Гонорату, настоятелю Леринского монастыря, впоследствии епископу Арльскому (с конца 426 г.) и монаху того же монастыря Евхерию, впоследствии епископу Лионскому (см. Собесед., ч. 2, предисл.). Наконец, вскоре после этого, ок. 427 г. была написана третья часть, включавшая в себя еще 7 Собеседований и посвященная четырем монахам, жившим на островах недалеко от Марселя – Иовиниану, Минервию, Леонтию и Феодору, впоследствии епископу Фрежюскому (см. Собесед., ч. 3, предисл.). Таким образом, общее число Собеседований составляет 24. Они находятся в непосредственной связи с первым трактатом преподобного Иоанна, но в отличие от него посвящены внутренней жизни монаха 27 и представляют собой записи духовных бесед преподобного Иоанна со знаменитыми египетскими подвижниками – аввой Моисеем, Пафнутием, Серапионом, Херемоном и др. Особенно интересны 1-е собеседование, посвященное целям монашеской жизни; 9-е и 10-е, о молитве; 13-е, о покровительстве Божием, где рассматривается вопрос, какую роль в спасении играет свободная воля человека (здесь преподобный Иоанн ведет скрытую полемику с блаженным Августином по вопросу благодати и свободы воли); 14-е, о деятельной и созерцательной жизни; 23-е, о последствиях грехопадения. Сокращенный вариант двух указанных сочинений преподобного Иоанна впоследствии был составлен Евхерием Лионским (PL 50, 867–894).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

См. также 304. Священное Писание. Откровение. Предание 1390. Лисовой Н. Н. Церковное Предание и историческая реконструкция//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 85–93. 1391. Лосский В. Н. Предание отцов и схоластика/Пер. с фр.: [В. А. Рещикова]//БТ. 1978. Сб. 18. С. 118–124. 1я гл. из кн.: Боговидение (1962). Ср. 137. 1392. Талызин В. И. Церковное Предание: [Докл. на собеседовании Арнольдсхайн – I между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. 27–29 окт. 1959 г.]//БТ. 1968. Сб. 4. С. 221–225. 1393. Флоровский Г. В., прот. Писание и Предание с православной точки зрения//ВРЗЕПЭ. 1964. 45. С. 57–63. См. также 312, 452, 490, 664, 1467. Учение о Боге в Самом Себе 1394. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Эволюция образа Отца и христианская вера/Пер. с нем.: Е. В. Шохина//АиО. 1999. 3(21). С. 5–10. 1395. Давыденков О. , свящ. Понятия «силы» и «энергии» в святоотеческом богословии//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 5–16. 1396. Иларион (Алфеев) , еп. Венский и Австрийский. Святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов : Сравнит. анализ учения о Боге/Иером. Иларион (Алфеев) ; Пер. с англ.: Е. Л. Майданович//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 128–147. Гл. из докт. дис.: Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание. Оксфорд, 1995. 1397. Кентених И., свящ. К проблеме отцовского авторитета//ППр. 1995. 4. С. 48–58. Вопрос об основах Божественного порядка в мироздании. 1398. Лосский В. Н. Богословие образа/Пер. с фр.: [В. А. Рещикова]//БТ. 1975. Сб. 14. С. 105–113. 1399. Михаил (Грибановский) , еп. Таврический. Истина бытия Божия: Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью/Иером. Михаил (Грибановский) ; Предисл.: прот. В. Мустафин//БТ. 1990. Сб. 30. С. 5–82. См. также 293, 368, 404. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сочинения св. Григория имеют своим предметом: истолкование Священного Писания, назидание в христианских истинах, повествование о жизни и чудесах святых подвижников, рассуждения о современных ему обстоятельствах Церкви, устроение церковно-богослужебного чина. - Общее уважение, какое имела Православная Церковь во все времена к писаниям сего знаменитого пастыря, было, без сомнения, причиною того, что с древних времен существовали переводы многих творений св. Григория - между прочим, и на славянский язык. Так, известны переводы на славянский язык его бесед, толкований на Св. Писание, различных повествований Последнее сочинение, предлагаемое здесь в переводе на чистый русский язык, пользовалось в Церкви Вселенской всегда особенною известностию и уважением, что видно уже из самого поименования св. Григория, по этому случаю, Двоесловом. Эти собеседования, заключающие в себе в высшей степени назидательные повествования о жизни италийских святых, изложенные с увлекательною простотою и безыскусственностию, составляют для всякого христианина драгоценное приобретение. Но кроме того, они важны по богатству заключающихся в них материалов для истории Вселенской Церкви в смутное время распадения Западной Римской империи. Св. Григорий, как сам говорит в предисловии к " собеседованиям " , собирал сведения от лиц самых достопочтенных и вполне заслуживавших доверия, большею частию, очевидцев тех событий, о которых он рассказывает. В виде собеседования св. Григорий изложил свое сочинение, конечно, с целью сделать чтение его более легким и приятным. Впрочем, диакон Петр, представляющийся собеседником св. Григория, лицо не вымышленное, а действительное, с которым у святителя, как можно примечать из сего же сочинения, происходили на самом деле беседы о жизни святых. Примечание: 1. Опис. рук. Царского, Строева, 43, 45. 293., также полный перевод его собеседований с диаконом Петром о жизни и чудесах италийских отцов/См. 2-е прибавл. к опис. слав. рук. Толст. II, 478. Источник: Святитель Григорий Двоеслов.

http://sedmitza.ru/text/1062454.html

Исследование проблемы по творениям св. отцов. 1436. Скурат К. Е. Сотериология св. Иринея Лионского //БТ. 1971. Сб. 6. С. 47–78. 1437. Скурат К. Е. Сотериология св. Афанасия Великого : Автореф. магист. дис.//БТ. 1971. Сб. 7. С. 257–262. 1438. Скурат К. Е. Учение свт. Афанасия Великого о Боговоплощении как основе спасения//БТ. 1973. Сб. 11. С. 120–128. 1439. Успенский Н. Д. Спасение через веру: [Докл. на собеседовании Арнольдсхайн – I между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. 27–29 окт. 1959 г.]//БТ. 1968. Сб. 4. С. 217–220. См. также 222, 332, 385, 486, 504, 1407, 1425, 1583. Почитание Св. Креста 1440. Малков П. Ю. Древо спасения: (Символика Креста в христианстве и гностицизме)//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 301–320. Учение о Божией Матери (мариология) 1441. Князев А. , прот. Откровение о Матери Мессии: (О ветхозаветных основах мариологии): [Речь на акте Св.-Сергиевского Богосл. ин-та. Париж, 9 марта 1952 г.]//АиО. 1998. 2(16). С. 40–60. 1442. Лосский В. Н. Всесвятая: [Пер. с фр.]//ВРЗЕПЭ. 1967. 59. С. 179–190. 1443. Сарычев В. Д. О почитании Божией Матери//БТ. 1973. Сб. 11. С. 78–89. 1444. Фельми К. К. Богоматерь в Литургии и гимнографии/Пер. с нем.: Е. В. Шохина; Под ред.: М. А. Журинская//АиО. 1999. 1(19). С. 298–315. См. также 288, 289, 319, 338, 363, 1878, 2572, 2792. Учение о Боге Освятителе. О Божественной благодати 1445. Дэвис Ч. Божья благодать в истории/Пер. с англ.: A. Черняк//Страницы. 1997. Т. 2. 2. С. 204–222; Очерк 2: Священное и святое/Пер. с англ.: А. Федорчук//Там же. 1997. Т. 2. 3. С. 368–382; Очерк 3: Миссия Церкви/Пер. с англ.: А. Федорчук//Там же. 1997. Т. 2. 4. С. 509–523. Богопознание в человеческой истории. Совр. мироустройство и христианское о-во. См. также 307, 487. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь РПЦ в 1945–1990 гг. 879. Католическая богословская печать о течениях в Русской Церкви//ВРЗЕПЭ. 1951. 6. С. 39–40. Мнение «Herder-Korrespondenz» о выступлениях в печати архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) по поводу негативных тенденций в приходской жизни. 880. Кожа А., прот. Миротворчество Русской Православной Церкви/Свящ. А. Кожа//БТ. 1987. Сб. 28. С. 181–191. 881. Питирим (Свиридов), митр. Крутицкий и Коломенский. Слово, произнесенное... 10 июля 1955 г. в русском патриаршем храме Успения Пресвятой Богородицы в Лондоне по случаю пребывания в Англии делегации РПЦ/Архиеп. Питирим//ВРЗЕПЭ. 1955. 24. С. 294–295. О совр. положении РПЦ. 882. Сергеенко А., прот. О положении Церкви в России: Докл. члена церковной делегации, побывавшей в Сов[етском] Союзе//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 7–21. 883. Филарет (Вахромеев), митр. Минский и Слуцкий. Интервью с руководителем передач первой программы французского телевидения архим. Иоанном (Ренето)//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 132–136. Совр. жизнь РПЦ. 884. Шпиллер В. Д., прот. Письмо. архиеп. Брюссельскому и Бельгийскому Василию (Кривошеину) [от 02 янв. 1967 г.]//ВРЗЕПЭ. 1967. 58. С. 107–109. О трудностях совр. приходской жизни, процессе насильственной секуляризации и возникающем напряжении в церк. кругах. 885. Шпиллер В. Д., прот. Письмо [архиеп. Брюссельскому Василию (Кривошеину) ] от 30.12.1971//ВРЗЕПЭ. 1972. 77. С. 95–96. О совр. церк. жизни. 886. Шпиллер В. Д., прот. О современной организации и жизни наших православных церковных приходов: (К предстоящим собеседованиям с деятелями христианских церквей США во время ответного визита делегации РПЦ, февр. 1963 г.)//БСб. 1999. 4. С. 303–317. 887. Языкова И. К. «Отец Александр Мень и мать Мария (Скобцова) – свидетели для XXI века»: [Междунар. конф. Рига, 29–30 сент. 2000 г.]/И. Я.//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 475–477. См. также 1372, 2813. Архиерейские и Поместные Соборы (1944–1990); постановления Священного Синода 888. Архиерейский Собор РПЦ. 1990, янв. Обращение. ко всем верным чадам Русской Православной Церкви/Предисл.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 35–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОБРОТВОРСКИЙ Иван Михайлович (10.06.1832, Нижегородская губ.- 7.09.1883, Казань), церковный историк. Родился в семье священника. В 1852 г. окончил Нижегородскую ДС, в 1856 г.- КазДА со званием магистра богословия, 1-м по списку. Среди сокурсников Д. был А. П. Щапов . Принимая деятельное участие в систематизации рукописей Соловецкой б-ки (поступили в КазДА в 1855), Д. особое внимание обращал на материалы, связанные с рус. расколом. Курсовое соч. Д. «Иргизские монастыри: Исторический очерк» (НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 38) было зачтено как магист. диссертация (опубл. в переработанном виде в 1857 в «Православном собеседнике»). Исследование представляет собой объективный труд по истории старообрядчества в степном Заволжье. Внешне лояльное к политике властей, но объективно излагающее события, сочинение Д. о разорении старообрядческих монастырей на Иргизе использовалось старообрядцами в исторических и полемических сочинениях (см. Мельников Ф. Е. и др.). По рекомендации архиеп. Казанского и Свияжского Григория (Постникова) 14 нояб. 1856 г. Д. был назначен бакалавром КазДА на кафедре истории и обличения рус. раскола, 12 нояб. 1864 г.- экстраординарным профессором на той же кафедре. П. В. Знаменский , младший сокурсник Д., отмечал его энциклопедические познания, умение «сразу попадать при ученых работах в самую сердцевину данного вопроса», добросовестность, основательность лекционных курсов. При этом он указывал на излишнее самомнение Д. и «скучность» его как преподавателя. Хотя кафедра создавалась специально для борьбы со старообрядчеством, лекционный курс и сочинения Д. имели научно-исторический, а не обличительный характер. На основе полицейских материалов и конфискованных рукописей Д. изучал историю секты хлыстов , неск. раз был экспертом во время следствий и судебных процессов над ними в Казанском окружном суде и Казанской судебной палате. Исследования Д. о хлыстах сохраняют научное значение, в них дана обоснованная критика намного более известного, но менее научного сочинения о хлыстах П. И. Мельникова-Печерского . Во время работы в ДА впервые на высоком для своего времени археографическом уровне Д. подготовил к печати и издал Деяния Стоглавого Собора 1551 г. «в полном его виде, по нескольку рукописей с предисловием»; сочинения Ивана Пересветова и др. слав. и переводные труды (в основном по рукописям Соловецкой б-ки). Эти публикации сразу вошли в научный оборот и сыграли важную роль в исследованиях по церковной истории и истории России, ими пользовался С. М. Соловьёв при составлении «Истории России с древнейших времен». Д. участвовал в переводе на рус. язык и издании соч. свт. Григория Двоеслова «О жизни италийских отцов и бессмертии души» (в 1858) и Деяний Вселенских Соборов (в 1859).

http://pravenc.ru/text/178677.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010