Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Израиль Израиль [евр. Йисраэл]. I. В Быт. 32 (ср. Ос. 12:4 ) знач. имени И. истолковано как «борющийся с Богом». Этимология этого слова (имени) дает возможность переводить его как «Бог будет бороться, сражаться» или «Бог борется». Господь дал это имя праотцу Иакову после его борьбы с ангелом в Пенуэле ( Быт 32 и след.). Сыновья Иакова вскоре стали называться сыновьями Израилевыми ( Быт. 46:8 ; Исх. 1:1 ). Начиная от времен Моисея, слова «сыны Израилевы» ( Втор. 4:44 ), «дом Израилев» ( Исх. 16:31 ) или просто «израильтяне» ( Исх. 9:7 ), «Израиль» стали обозначать весь народ, происходящий от Иакова. В подобном же значении эти наименования употреблялись и позднее – вплоть до раздела царства. II. После раздела единого царства на Северное и Южное (при Ровоаме и Иеровоаме) под И. стало подразумеваться преимущ. Северное царство, в отличие от царства Иуды. Для того чтобы понять, в каком значении употреблено название «И.», требуются дополнительные сведения к ряду мест Свящ. Писания, особенно в книгах пророков. Название «И.» могло относиться ко всем 12 коленам Израилевым и после раздела царства на Северное и Южное. Однако и до этого оно могло употребляться в качестве противопоставления Иудее, как, напр., в 2Цар. 2:9 . После падения Самарии и пленения 10 колен название «И.» используется в отношении Иудейского царства ( Ис. 41:14 ; Иер. 10:1 ); позднее им стали называть евреев, вернувшихся из вавил. плена ( 1Езд. 9:1 ; 1Езд. 10:5 ; Неем 9 и след.; Неем. 11:3 ). В этом значении слово «И.» постепенно вытесняется словом ⇒ «иудеи» (см. НЗ), а само слово «И.» употребляется только для отличения духовных наследников Авраама от иудеев как народа ( Рим. 9:6 ). III. Назначение И. (народа) состояло в том, что он должен был дать народам обетованного Мессию, Христа. Именно это подразумевается в Быт. 12:3 , где рассказывается о том, как Господь призвал Авраама. У горы Синай Бог возобновил завет, который Он заключил с праотцами. При этом большое значение имеет сказанное в Исх 19 и след. Царем И. был Сам Бог. Он дал ему Свой Закон, предписал богослужение, говорил устами пророков и по наступлении полноты времени послал Своего единородного Сына, Который был израильтянином «по плоти». То, что И. отрекся от Христа, увидев в Нем своего врага и богохульника, послужило основанием для суда над израил. народом, который продолжается сегодня и будет продолжаться в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

3198. Ср.: Гал. 1:18. 3199. См.: Ин. 8:3 и след. Ср. также: epist. 50. 11–17. 3200. См.: Исх. 31:18. 3201. См.: Иер. 17:13. 3202. См.: Ин. 1:29. 3203. Подробнее об этом см. fid. 5. 5. 55 и след. См.: Исх. 31:18. См.: Иер. 17:13. См.: Ин. 1:29. Подробнее об этом см. fid. 5. 5. 55 и след. 3204. К Констанцию обращено также epist. 36, однако один это человек или два разных, неясно. 3205. В epist. 66. 2–5 (к Оронциану) свт. Амвросий также обсуждает вопрос обрезания. 3206. См.: Деян. 15:23–29. 3207. См.: Быт. 17:9–14. 3208. См.: Ин. 8:56. 3209. Речь идет об овне, которого явившийся ангел приказал Аврааму принести в жертву вместо его сына Исаака (ср. Быт. 22:1–14) Этот овен, по принятому типологическому толкованию, прообразует спасительные страдания на кресте Иисуса Христа, Который и есть истинный Агнец Божий. По мысли свт. Амвросия, видение Авраамом дня Господа состоит в понимании им смысла совершаемых действий в свете событий уже Нοвого Завета. 3210. Маркион и Мани отрицали необходимость иудейского закона и Бога Ветхого Завета считали низшим богом, требующим лишь правосудия и не знающим милосердия. 3211. Ср. у Тертуллиана (de corona 3). 3212. См.: Ин. 1:29. 3213. Ср.: Быт. 1:27; 2:7. 3214. См.: Рим. 8:9, 13. 3215. Ср.: Рим. 4:9–13; 2:25–29. 3216. См.: Рим. 2:29. 3217. См.: Откр. 5:5–10. 3218. Ср.: Рим. 11:25. 3219. Аквила (Акила) (II в.) – автор одного из греческих переводов Ветхого Завета; стремился к большему буквализму. Пересмотренный им греческий текст использовался в синагогах до VI в. (см.: Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М., 2003. С. 137–139). – Примеч. ред. 3220. Ср.: Рим. 2:29. 3221. Адресат письма – Феофил, епископ Александрийский (385–412). Письмо написано в 392 г. после Капуанского синода (зима 391/92 г.), на котором обсуждалась антиохийская схизма, начавшаяся в 330 г., после того, как ариане низложили епископа Евстафия. В 360 г. епископом был избран Мелетий, сторонник никейской веры. Вскоре он был низложен и сослан императором Констанцием II, а на его место был избран арианин Эзой. В 362 г. Люцифер Кальярский поставил еще одного никейского епископа в Антиохии, Павлина. Когда при Юлиане Отступнике вернулся из изгнания Мелетий, в Антиохии оказалось три епископа: два никейских и один арианский. В поддержке никейских епископов разделились Восток и Запад: Восток (в частности, в лице свт. Василия Великого) поддерживал Мелетия. Запад (в частности, в лице папы Дамаса) Павлина. На Константинопольском соборе 381 г. преемником Мелетия был избран Флавиан. Западные епископы, в частности свт. Амвросий выступили против (см. epist ex. с 6, 8, 9). В 388 г. Павлин, умирая, рукоположил епископом Евагрия. После Капуанского синода восточные епископы, собравшись в Кесарии Палестинской в 393 г., признали единственным законным епископом Флавиана.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

1328. См. выше о Христе как о Ходатае нашего спасения (6. 21–22). 1329. mulceat Nauroy: mulcet Schenkl. 1330. si Nauroy, etiamsi Schenkl. 1331. Ср.: Пс. 123:4–5. 1332. Ср. с идеалом стоического мудреца у Цицерона (tuse. 3. 15–18). 1333. Perfectio — букв. совершенство. 1334. См.: Еф. 2:14–16. 1335. praestantiae Nauroy, praesentiae Schenkl. 1336. ueri boni Nauroy, ueri et boni Schenkl. 1337. См.: 2Кор. 7:9. 1338. Пальмовыми ветвями награждали победителя в состязаниях. 1339. Речь о том, что истинный суд может вынести лишь Судья в Судный день. 1340. Слова царя Езекии, когда от пророка Исаии он услышал о грядущем плене своих детей. 1341. См.: Иер. 44 и след.; Книга пророка Даниила; Езд. 71 и след. 1342. Образ fortis athleta часто встречается в сочинениях свт. Амвросия: uirgt. 106, off. 1. 48. 238, exp. ps. 118. 10. 34, exp. Luc. 4. 39, expl. ps. 36, 52, paenit. 1.4. 19, obit. Th. 23, sacr. I. 2. 4 (Courcellep. Recherches sur les «Confessions» de saint Augustin. P. 340). 1343. См.: Дан. 14:3–22. 1344. См.: Флп. 1:23. 1345. sociamque uirtutem Schenkl: sociumque uirtutum Nauroy. 1346. feriatus Nauroy: non feriatus Schenkl. 1347. См.: Мф. 17:3. 1348. Ср. похожее описание сломанной лиры у Платона (Phaed. 86а). 1349. См.: Быт. 28:12–15. 1350. См.: Быт. 29и след. 1351. См.: Быт. 32и след. 1352. meritum codd., Nauroy: meritorum Schenkl. 1353. См.: Быт. 32:28. 1354. Ср.: Isaac 8:73. 1355. См.: Быт. 25:30. 1356. Под тайной разумеется пророчество, которое Господь дал Ревекке, см.: Быт. 25:22–23. 1357. Publico parenti — отца и иудейского народа (Исав) и христианского народа (Иаков). 1358. Populo — такая пища прилична христианскому народу, прообразом которого был Иаков. Ревекка, образ Церкви, передает Иакову одежду Исава, т. е. одежду Ветхого Завета. Так раннехристианские авторы интерпретировали эти ветхозаветные персонажи, — в частности, св. Ипполит Римский, Ориген, св. Ириней Лионский, Тертуллиан (см: Ра11а. Р. 281, п.69). 1359. Ср.: Иак. 2:24; Рим. 3:20–30; 4:2–8; Гал. 2 1360. См.: Исх. 12:11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

1575. Ср.: Пс. 52. 4. 1576. См.: Быт. 41. 56. 1577. См.: Кол. 2. 3. 1578. Ср.: 1Петр. 1. 7. 1579. См.: 1Петр. 1. 18–19. 1580. О том, что первым услышал о запасах хлеба в Египте именно Иаков, свт. Амвросий подробно говорит в Iacob 2. 8. 36. — Примеч. ред. 1581. Ср.: Прем. 4. 8; Притч. 16. 31. 1582. См.: Рим. 11. 1; Флп. 3. 5. Сравнение патриарха Вениамина с ап. Пав­лом традиционно в патристической литературе (св. Ипполит Римский, Тертуллиан), уст. Амвросия см также: patr. 12. 57–58. 1583. См.: Деян. 9. 1 – 19 1584. См.: 1Кор. 15. 8–9. 1585. Христос сравнивается с хлебом, пшеничным зерном, в чем прослежи­вается параллель с Евангелием, ср.: Ин. 6. 33–51. 1586. О нечистоте осла см.: Лев. 11; Втор. 14. 3. В Евангелии Спаситель въез­жает на осле в Иерусалим, см.: Мф. 21. 7–9; Мк. 11. 7–10; Лк. 19. 30–36; Ин. 12. 14–15. — Примеч. ред. 1587. См.: Быт. 43. 1 и след. 1588. См.: Быт. 29. 32, где Лия говорит: Господь призрел на мое смирение. 1589. Палла (Palla. Р. 385, n. 50) в качестве источника этимологии имени Иуда указывает на Быт. 29. 35, когда Лия, родив Иуду, говорит: Теперь я восхвалю Господа. В тексте употреблен глагол confiteor, который можно перевести и как «исповедовать свою веру» — отсюда восхвалять Бога, — и как «исповедовать свои грехи». Свт. Амвросий интерпретирует слова Лии в соответствии со своим повествованием. Далее в тексте (14. 84) свт. Амвросий толкует имя Иуды как «исповедание ошибки». — Примеч. ред. 1590. См.: Быт. 49. 3. 1591. Иуда — прообраз Христа (3. 13). 1592. См.: Еф. 5. 2. 1593. См.: Быт. 43. 11. 1594. См.: 1 Петр. 2. 4–5. Указание на миссионерское служение ап. Павла, см. ниже. 1595. Смирна или мирра — благовонная смола. Стакти (греч. капля) — аро­матическая смола. Кассия — коричное дерево. 1596. См.: Числ. 17. 8; Иер. 1. 11 – 12. И жезл Аарона и жезл Иеремии ин­терпретировались как образы креста уже у Оригсна (hom. in Num. 9. 7) (см.: Palla. Р. 387, п. 53). 1597. См.: Быт. 43. 15. 1598. См.: Пс. 11.7. 1599. См.: 1Тим. 5. 17. 1600. См.: Быт. 42. 8.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Так, они и в своем языке, в поведении и чувствах продолжают быть верными подданными империи. Согласно с наставлениями ап. Павла, они дают место, в своих литургиях, молитвам за императора. В одной прекрасной молитве, сохранившейся у св. Климента, они молят о мире, согласии и твердости – для правителей и начальствующих, просят Бога направить их советы к добру, чтобы они мирно и с кротостью применяли ту власть, какая им вверена 63 . Уже в этой церкви Рима, которой Бог , с первых моментов, внушил политический смысл и дух управления, сказываются те идеи, которые стараются проводить апологеты второго века. 5 Тацит, Ann. II, 85; Иосиф Фл., Ant. jud. ХШ, 3, 4; Филон, Adv. Flaccum; Legat, ad Cajum; Светоний, Claudius 25; Деяния Святых Апостолов XVIII, 2; Дион Кассий LX, 6. 22 De Rossi, Roma sotterranea, t. I, p. 179,190; Del luogo appellate ad Capream presso la via Потептапа,р. 4,5,14,15 (extrait du Bull. della comm. arch. com., 1883) 35 Тацит, там же. Различные моменты процесса и те трудности, которые представляются при переводе некоторых выражений Тацита, разъяснены прекрасно Рэмсеем в его «The Church in the Roman Empire», 1894, стр. 232 и след. 38 Все критики признают в настоящее время, что под именем Вавилона, в предпоследнем стихе первого послания ап.Петра, следует разуметь Рим, означаемый так в символическом слоге иудеев и христиан, а не город Халдеев, который быть может, и не существовал в первом веке, и где, кроме того, ап.Петр никогда не проповедовал. Рэмсей настаивает по этому поводу (стр.286) на исключительно римском характере послания ап.Петра; но, на 288 странице, он приводит менее убедительные доводы для продления жизни апостола и отнесения этого послания ко временам Флавиев. Сравн. Harnack,Geschichte der altchr. Lit., t. II, 1897,стр.451. 44 См. речь Тита к его военачальникам во время осады Иерусалима, в Септимии Север, II, 30, которая, вероятно, воспроизводит одно из потерянных мест Тацита. 47 Касательно другой Домитиллы, племянницы Клемента, сосланной на остров Понтию за то, что она была христианка, см. Евсевий, Chron., ad Olympiad. 218; бл. Иероним, Ер. 108. M. De Rossi (Bull, di arch. crist., 1865, p. 17–24; 1875, p. 69–77) защищал, по моему мнению – вполне справедливо, различие между двумя Домитиллами, оспариваемое многими критиками (и в последнее время М. Гзеллем, Essai sur le regne de Domitien, 1894, p. 296–299). 50 De Rossi, Bull, di arch. crist., 1865, p. 40 и след.; 1875, p. 39 и след.; 1888–1889, p. 15–66, 103–133. 52 Апокалипсис I, 9. – Св. Иринеи, Haeres. V, 30, говоритъ, что св. ап. Иоанн писал Апокалипсис в конце царствования Домициана. Мнение, по которому составление Апокалипсиса относилось ко времени непосредственно после Неронова гонения, в настоящее время оставлено. См. Harnack, Geschichte der altchr. Lit., t. II, p. 245.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 . И, во-первых, помазаны вы были на челе, чтобы избавиться вам от стыда, каковый первый преступник человек обносил повсюду (см. Быт.3:7–8 ). И чтобы откровенным лицом вы славу Господню созерцали (см. 2Кор.3: 18 ). Потом на ушах, чтобы получить вам для слышания Божественных таин ухо, о котором сказал Исаия: пробуждает ухо Мое Господь, чтобы Я слушал ( Ис.50:4 ). И Господь Иисус в Евангелии: имеющий уши слышать, да слышит (ср. Мф.11:15 ). После на ноздрях, чтобы вы, Божественным облагоухавшись миром, возглаголали: Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих ( 2Кор.2:15 ). Далее на персях: да облекшись в броню праведности, чтобы вам можно было стать против козней диавольских ( Еф.6:14, 11 ). Ибо как Христос по крещении и по наитии Святого Духа, исшед, победил супостата (см. Мф.4:1 и след.), так и вы по Святом Крещении и по таинственном Миропомазании, облекшись в оружие Святого Духа, стали против силы супостата и ее побеждаете, восклицая: Все могу в укрепляющем меня Христе (ср. Флп.4:13 ). 5 . Этого святого Миропомазания удостоившись, вы называетесь христианами, оправдывая возрождением и само имя. Ибо, прежде чем вы сподобились этой благодати, вы этого наименования собственно достойными не были, а стремились к тому, чтобы вам быть христианами. 6 . Ведать же вам надлежит, что Миропомазания этого прообразование находится в Ветхом Писании. Ибо когда Божие повеление Моисей передавал своему брату (см. Лев.8:1–2 ) и поставлял его в первосвященника, то по измытии водой помазал его (см. Лев.8:6, 12 ), и он был назван помазанником ( Лев.4:5 ), то есть от помазания образовательного. Так и Соломона, возводя на царство, архиерей помазал, по измытии в Гионе (см. 3Цар.1:39, 45 ) Но все это происходило с ними, как образы ( 1Кор.10:11 ). Вам же необразно, истинно, потому что вы от Святого Духа истинно помазаны. Начало вашего спасения Христос, ибо Он истинно есть начаток, вы же – целое. Если начаток свят, явствует, что и в целое перейдет святость (ср. Рим.11:16 ). 7 . (Это помазание) сохраните непорочно, ибо оно само учит вас всему ( 1Ин.2:27 ), если в вас пребудет, как ныне слышали вы блаженного Иоанна говорящего и много об этом помазании любомудрствующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Разделения дарований, διαιρσεις δ χαρισμτων – различные дары. Под дарами здесь разумеются сверхъестественные силы или способности, Святым Духом сообщаемые христианам, обнаруживающиеся в различных необыкновенных действиях, – и преимущественно дары необходимые для проповедников Евангельского учения. Служения, διακοναι, у Апостола обыкновенно означают известные должности в Христовой Церкви (см. ниже, ст. 28). Рассматриваемые же как дары означают силы и способности, подаваемые от Святого Духа для прохождения церковных служений или Должностей. Действа, или действия, νεργματα, вообще – дела совершаемые при помощи сверхъестественных сил Святого Духа, служащие к утверждению и распространению Церкви Христовой, или, как другие принимают, различные чудеса. Каждому даётся открытое действие Духа такое, какое ему полезно или нужно не для себя одного, но и для блага Церкви (см. ниж. ст. 12 и след). Овому бо... слово премудрости, λγος σοφας, иному же слово разума, λγος γνσεως: – слово мудрости, по изъяснению Св. Златоуста, означает дар совершеннейшего ведения тайн Божиих, тайн веры христианской, какой имели Павел, Иоанн... а слово знания – тот же дар в низшей степени, какой получили от Святого Духа прочие верующие, которые не могли учить подобно Апостолам. Иному вера, πστιφ, – разумеется не та вера, которая необходима для спасения каждому христианину, но вера чудодейственная, или, как Златоуст изъясняет, «не вера в догматы, но вера в знамения, которая и горы прелагает» – πστις οκ τν δογμτων, λλ’ τν σημιων, κα τ ρη μεϑεστσα (слич. Мф.17:20 ; Лк.17:5–6 ; 1Кор.13:2 ). Дарования исцелений, χαρσματα αμτων дары врачевать разные болезни не какиминибудь естественными средствами, но силой сверхъестественной благодати (слич. Мк.16:18 ; Деян.5:15 ). Другому же действия сил νεργματα δυνμεων – дар совершать чудесные действия, невозможные для человека без сверхъестественной помощи Святого Духа. Дар исцелений есть только вид сего дара. Златоуст: «имеющий дар исцелений только врачевать, а приобрётший действия сил и наказывал. Ибо сила не исцелять только может, но и наказывать, как Павел сделал слепым (Симона волхва) ( Деян.13:8–11 ), как Пётр умертвил (Ананию и Сапфиру) ( Деян.5:1–10 )». Иному же пророчество, προφητεα – дар предсказывать будущее, и общее, уразумевать и объяснять другим тайны спасения ( Рим.12:6 ; 1Кор.13:2, 8, 14:3 ), также и открывать тайны других, как ( 1Кор.14:24–25 ) – Другому же рассуждения духовом, διακρσεις πνευμτων – различение духов. Златоуст. «Дар знать, – кто духовный, и кто не духовный, кто пророк, и кто обманщик».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, внимай сему, возлюбленный христианин, и примечай, каковы приметы истинных христиан, которые веру оправдывающую в сердцах своих, как неоцененное сокровище, носят. Ибо хотя вера святая и есть дар духовный, никаким чувствам не подлежащий, однако внешне она проявляет себя плодами своими, как доброе дерево, и как искра, находящаяся в пепле теплотою своею, или как добрая и благовонная мазь, находящаяся в сосуде, благовонием своим. Ибо где вера святая, истинная и живая, там и благодать Святого Духа обитает, а где благодать Духа Святого, там плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Давид святой, когда вопросил Господа: Господи! Кто обитает в жилище Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою? – такой ответ через Духа Святого в сердце своем получил: Тот, кто поступает непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего, и прочее (Пс. 14:1-2 и след.), – что и нам в наставление наше объявил и написал. Жилище Божие есть Церковь святая, Кровью Христовою омытая и освященная (см. Тим. 3:15); гора святая есть небо; горний Сион – вечное и блаженное избранных Божиих жилище, как говорит апостол: оттого мы воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор. 5:2). Совершенно без порока не нашелся никто из людей, потому что по свидетельству Писания, все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23). Один Христос не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Петр. 2:22). Кто истинно и сердечно верует во Христа и, верою во Христа оправдавшись, приносит плоды оправдания без всякого лицемерия, тот поступает непорочно и обитает в жилище Божием, то есть в Церкви святой, и когда будет верен до смерти (Откр. 2:10), вселится во святую гору Божию. Такой показывает веру свою от дел своих (Иак. 2:18); такой бодрствует и хранит одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его (Откр. 16:15); такие люди – земля добрая, приемлющая благословенное семя Божиего Слова, и иной приносит плод в терпении во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать (Мф. 13:23; Лк. 8:15). Это те, которые насаждены в доме Господнем, и во дворах Бога нашего процветут (Пс. 91:14). Это приметы и доказательства истинных христиан – в том, что они делают правду, по учению апостола: Знайте, что всякий, делающий правду, рожден от Него (1 Ин. 2:29), – как и ложных христиан доказательство в том, что они не делают правды: Всякий, не делающий правды, не есть от Бога (1 Ин. З:10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

20 На языке Св. Писания первое противополагается второму как правда (δοκαοσνη) Божия правде человеческой. Об иудеях говорится, что они «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, не покорились праведности Божией». Рим.10:3 . Ср. 9:30, 2:14, 15. Δικαοσνη=justitia, probitas. 22 Аренса, Юрид. Энциклопедия, стр. 22–23. Thon, Rechtsnorm und subjectives Recht. 1878. S. 6. Коркунов, Лекции по общей теории права. Спб., 1887, I, стр. 64–69. Т. Puchmann, Lebrbuch des Kirchenrechtes, Wien, 1863. В. I, § 5. 24 Проф. Кипарисов, О свободе совести. М. 1883, I, стр. 69 и след. Его же, Дисциплина древней церкви в отношении к вопросу о свободе совести. Прибавления к творениям св. Отцев, 1884, II, стр. 383. 26 Златоуст, Беседы на 1 посл. к Фессал. стр. 159: «Священник встречает множество затруднений: ибо он должен управлять так, чтобы ему повиновались добровольно». 27 Соколов, Из лекций по церковному праву. М. 1874, I, стр. 16, 17. – Иоанн, Опыт курса церковного законоведения. Спб. 1851, I, стр. 8–9. 29 Suiceri, Thesaurus, II, sub voce, p. 37. Martigny, Dictionuaire des antiquités chrétiennes, sub voce, p. 114. – Herzog und Plitt, Real-Encyklopädie, II, 412. 30 Проф. Лашкарев, Право церковное в его основах, видах и источниках, Киев, 1886, стр. 71: «Юристы римские называли так краткое положение (regula est, quae rem, quae est, breviter enarrat), извлеченное из действующего права (non ex regula jus sumatur, sed ex jure, quod est, regula fiat), и представляющее собою как бы проект решения вопроса, если, впрочем, вопрос вполне подходил под выраженные в нем условия (per regulam igitur brevis rerum narratio traditur, et ut ajt Sabinus, quasi causao conjectio est, quae, simul quum in aliquo vitiata est, perdit officium suum). Не отрицая поэтому Властаря, что отцы могли заимствоватъ для своих определений название от вышеупомянутого инструмента,... можно с такой же по крайней мере вероятностью допуститъ и другое предположение, именно – что ближайшим образом отцы могли заимствоватъ это название для своих определений из права гражданского». К этому можно прибавитъ, что откуда бы отцы ни заимствовали это название, они, вероятно, стали употреблятъ его потому, что оно употребляется в св. Писании у Ап. Павла. О значении regulae juris см. у Пахмана: О современном движении в науке права. Спб. 1882, стр. 39–41.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

860 Gregorius Nazianzenus, De moderatione in disputando (orat. 32), в: PG, vol. 36, col. 193D.       – 864 Gregorius Nazianzenus, De filio (orat. 29), 14.29–30, в: Gregor von Nazianz, Die fünf theologischen Reden, ed. J. Barbel (Düsseldorf, 1963), p. 128–168 (TLG 2022 009). 867 μ δεδεχθα λλ παραδεδεχθαι. По-гречески различие между «явлено полностью» и «явлено лишь отчасти» передано с помощью ослабляющей приставки π αρα – (заимствованной, кстати, и русским в таких словах, как «паранаука», «парамедицина» и т. п.). 868 Ср.: Joannes Chrysostomus, De incomprehensibili dei natura (=Contra Anomoeos, homiliae 1–5), ed. Malingrey, 3.163–166 (TLG 2062 012). 871 B editio princeps и PG к этой цитате дана ссылка: «Из [Беседы] на Евангелие и [о том] чего ради на святую Пятидесятницу пришел Дух Святой» (κ το ες τ Εαγγλιον κα τνος χριν ν τ για πεντικοστ λθε τ πνεμα τ γιον). Однако нам не удалось найти такого труда ни у Златоуста, ни среди псевдэпиграфов. Ссылки же ван Дитена на два псевдэпиграфа (см.: Dieten, Bd. 6. S. 107, Anm . 303) нам представляются натянутыми. 873 Новат (лат. Novatus, греч. Ναυτος; III в.) – пресвитер Карфагенской церкви, осужденный на Карфагенском соборе 251 г. за создание раскола. Григора, как и некоторые другие византийские авторы, смешивает его с Новатианом (Новациан, лат. Novatianus, греч. Νοβατιανς или Ναυτος (!); ок. 200–258), римским пресвитером, также основавшим раскол и ставшим впоследствии антипапой (251–258). Смешению, помимо сходства имен, способствует и тот факт, что Новат, будучи осужден в Карфагене, перебрался в Рим и примкнул к сообществу последователей Новатиана. Богослов и писатель, Новатиан создал учение, названное по его имени новацианством, согласно которому церковь есть общество святых, а все падшие и соделавшие после крещения смертные грехи должны быть извергаемы из нее и ни в каком случае не могут быть принимаемы обратно. В отличие от раскола Новата, не пережившего своего создателя, новацианство просуществовало до VII в. и потому оставило больший след в истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010