1 Он поднялся. См. статью «Вознесение Иисуса». 1 два мужа в белой одежде. Белая одежда символизирует прославление ( Мф. 17,2 ; Мк. 9,3 ; Откр. 1,14; 3,4.5.18; 4,4; 7,14 ). 1 мужи Галилейские! Присутствовавшие одиннадцать учеников были родом из Галилеи; двенадцатый Иуда происходил из Кариота в Иудее. таким же образом. Иисус придет вновь в Своем прославленном воскресшем теле, на облаках небесных ( Мф. 24,30; 26,64 ; Мк. 14,62 ; 1Фес. 4,16.17 ; Откр. 1,7 ). См. статью «Второе пришествие Иисуса Христа». 1 с горы, называемой Елеон. Холм за Кедронской долиной к востоку от городской стены Иерусалима. Ученики были с Иисусом на горе вблизи Вифании ( Лк. 24,50 ). в расстоянии субботнего пути. Максимальное расстояние, которое позволялось преодолевать в субботу. Раввины исчисляли его длину в две тысячи локтей 1000 метров. 1 взошли в горницу, где и пребывали. Вероятно, здесь ученики скрывались, опасаясь иудеев. Это могла быть та же горница, где они совершили Пасху и Иисус установил вечерю Господню ( Мк. 14,25 ), либо комната в доме Марии, родственниц Варнавы ( Кол. 4,10 ), где позднее собирались христиане (12,12). Вероятно, горница находилась недалеко от дворов храма, где собирались толпы пришедших в Иерусалим иудеев (2,5–12). Варфоломей. Известен также под именем Нафанаил ( Ин. 1,45; 21,2 ). Иаков Алфеев. Иаков «меньший» ( Мк. 15,40 ). Зилот. Возможно, это прозвище указывает на то, что ранее Симон принадлежал к группе мятежников-зилотов. Иуда, брат Иакова. «Иуда Иаковлев». Его же называли Фаддеем ( Мф. 10,3 ; Мк. 3,18 ). 1 пребывали в молитве и молении. В оригинале: «пребывали в постоянной молитве». Иисус приучил Своих учеников молиться во всех случаях жизни. В своем Евангелии Лука приводит примеры молитвы (часто в уединении) Самого Иисуса (3,21; 5,16; 6,12; 9,18.28.29; 11,1; 22,32.41.42; 23,34.46). с некоторыми женами. Это, без сомнения, женщины, следовавшие за Иисусом, помогавшие Его делу и позаботившиеся о Нем после Его смерти ( Мф. 27,55.56; 28,1 ; Мк.15,40.41 ; Лк. 8,2.3; 23,49; 24,1.22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Мф.12:24, 27 ; Мк.3:22 ; Лк.11:15, 18–19 ), велиаром (см. 2Кор.6:15 ), князем власти воздушной (см. Еф.2:2 ), князем мира сего (см. Ин.12:31, 14:30 ), князем бесовским (см. Мф.9:34, 12:24 ; Мк.3:22 ; Лк.11:15 ), искусителем (см. Мф.4:3 ), денницей ( ωσφρος ­ lucifer, см.: Ис.14:12 ), Аввадоном (см. Откр.9:11 ), а прочие злые духи именуются: духами нечистыми (см. Мф.10:1 ; Мк.1:27, 3:11, 5:13, 6:7 ; Лк.4:36, 6:18 ; Деян.5:16, 8:7 ; Откр.16:13 ), духами зла, злыми духами (см. Еф.6:12 ; Лк.7:21, 8:2, 11:26 ; Деян.19:12–13 ), бесами, демонами (см. Мф.7:22, 9:34, 10:8, 12:27–28 ; Мк.1:34, 39, 3:15, 22, 6:13, 16:9, 17 ; Лк.4:41, 8:30, 35, 9:49, 10:17, 11:19–20 ; 1Кор.10:20–21 ; Иак.2:19 ), ангелами сатаны (см. Откр.12:7, 9 ; Мф.25:41 ). То, что диавол и его ангелы – существа личные и реальные, Священное Писание показывает, описывая их явления людям и присутствие в этом мире. В книге Иова излагается, что Ангелы часто являются пред лице Божие, а вкупе с ними и диавол, и подробно изображаются все скорби, которыми, по Божию попущению, диавол искушает праведного Иова (см. Иов.1:6, 12, 2:2, 6 ). Злой дух возмущает Саула (см. 1Цар.16:14–15 ); коварно приступает к Давиду, совращая его на дело, не угодное Богу (см. 1Пар.21:1 ); в облике змия сеет первое в этом мире зло, распространившееся через души всех потомков Адама (см. Быт.3:1, 6, 14 ; Откр.12:9 ). В пророческом видении Захарии описывается первосвященник Иисус, стоящий перед Ангелом Господним, а с правой стороны от Иисуса стоит сатана, дабы Ему противодействовать (см. Зах.3:1 ). В книге Товита говорится о демоне, убегающем от кадильного дыма (см. Тов.8:3 ). Премудрый Соломон возвещает, что «завистью диавола вошла в мир смерть» ( Прем.2:24 ). Новый Завет представляет многочисленные доказательства о нечистых духах как существах самостоятельных, личных, реальных. Так, диавол описывается в нем прежде всего как искуситель, весьма изощренно и лукаво пытающийся соблазнить Спасителя. Спаситель ведет с ним диалог как с реальной, самостоятельной, разумной и свободной личностью (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

См., например, Мф.4:1-11, 13:39, 25:41 ; Ин.8:44, 13:2 , Иак.4:7 ; 1 Пет.5:8 ; 1 Ин.3:8 ; 1 Тим.3:6 , Откр.12:9, 20:10 . «Замечают, что в тюрьмах сидит много людей с большим умом… О, не думайте, родители, что человек сам по себе бывает добрым и честным!» (Епископ Ириней. Поучения о религиозном воспитании детей. Екатеринбург, 1901, с. 5.) Во многих случаях, однако, утреня присоединяется к вечерне и совершается заранее, накануне вечером. Тогда, конечно, этот символизм бывает не столь очевиден. См.: 1 Кор.15:4 ; Мф.12:40 ; Ин.2:1 ; Ос.6:2 . Авторская песня Светланы Копыловой «Близнецы». См.: Мф.3:16-17 . Быт.1:3 . Ин.8:12, 9:5 . Быт.8:11 . Ин.1:9 . Ин.20:31 . Рим.6:8 . Деян.8:14-17 . Нередко также миро хранится в небольшом сосуде, который помещается в особый ларец вместе с другими принадлежностями для совершения Таинства крещения. Трисвятое – «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» – поется на литургии перед чтением Священного Писания и лишь изредка заменяется другими песнопениями. Гал.3:26-28 . Рим.6:3-11 . Мф.28:16-20 . 1 Кор.6:11 . 1 Кор.6:12 . Флп.2:7 . Евр.13:8 . Строчка из поэмы «Предсказания» Евг. Рейна, парафраз афоризма Плавта «Человек человеку – волк». (Примеч. ред.) Деян.7:22 . См.: И. А. Бродский. «Песня невинности, она же – опыта». (Примеч. авт.) Сейчас в разделе 37  чел. Всего просмотров 2.4 млн. Всего записей 240 Подписка на рассылку Пожалуйста, оставьте это поле пустым. Email адрес Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку. ©2024 Катехизация и воцерковление к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Боковая панель: Сбросить настройки f=j=d.createElement(s),dl=l!=" dataLayer " ? " &l=" +l: " " ;j.async=true;j.src=" http://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=" +i+dl;f.parentNode.insertBefore(j,f); " script " , " dataLayer " , " GTM-WMXMJHJ " window.bz_custom_code_loaded=true;

http://azbyka.ru/katehizacija/shag-navst...

Хотя сатана и не был верным Богу, тем не менее в силу своего положения (падшего) небесного существа он присутствовал на собрании совета в день, когда пред Господом предстали «сыны Божии» (b e ne elohim) ( Иов.1:6; 2:1 ). Того требовала роль сатаны как «обвинителя» или «клеветника» ( Зах.3:1 ; Откр.12:10 ). Пророк Михей нарисовал картину еще одной такой встречи: «Я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем» ( 3Цар.22:19 ). Собрание внесло предложение, и Господь одобрил его: послать ангела со лживым духом, чтобы внушить пророкам Ахава дать ему неправильный совет или прорицание ( 3Цар.22:22 ). Древняя практика поклонения этим низшим божествам больше не рассматривалась иудеями как законная. Они не достойны поклонения ( Пс.72:25 ). Христиане тоже не должны поклоняться ангелам ( Кол.2:18 ). Воинство небесное . В небесном конфликте, наблюдаемом в космосе, противостоят две силы: «ополчение Божие» и «дьявол и ангелы его» ( Быт.32:1–2 ; Мф.25:41 ). И тех, и других можно назвать архаичным словом воинство то есть «армия». Чаще воинство небесное служит обозначением приспешников сатаны и злых духов, связанных с поклонением звездам ( Деян.7:42 ). В других случаях «воинством небесным» называются Божьи ангелы ( Лк.2:13 ; ср. с легионами бесов в Мк.5:9 , но с легионами ангелов в Мф.26:53 ). Эти разные боги привлекали народ и вызывали желание поклоняться им, но в то же время внушали страх ( Иер.44:17–25 ; см. ИДОЛЫ, ИДОЛОПОКЛОНСТВО ). Когда израильтяне и иудеи отходили от верности монотеизму, поклонение низшим божествам затуманивало их представление о вселенной. Пророческие обличения показывают, до какой степени распространялось поклонение звездам ( Ам.5:26 ; Соф.1:5 ; Иер.19:13 ). Эти космические силы еврейские поэты представляли врагами Бога, поэтому важную роль для определения их сущности играла персонификация. Падение ангелов и бунт созвездий . В семитских мифах о сотворении мира различные низшие божества отождествлялись с зодиакальными созвездиями. Месопотамские звездочеты полагали, что созвездия связаны с землей своего рода пуповиной или шнуром (ср. «Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми?» [ Иов.38:31–32 ]). Чудовища, помогавшие Тиамат, были брошены в заполненные водой пещеры подземного мира. Образ этих приспешников зла мы видим в нескольких местах Библии: «Рефаимы трепещут под водами и живущие в них» ( Иов.26:5 ). Но злыми были не все первобытные существа. Похожие на грифонов херувим и серафим, показанные в Ветхом Завете, выглядят достаточно непривлекательными разнородными существами, но они исполняли повеления Бога (см. Keel, р. 231–236).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Книдъ см. Книжица Книжица (βιβλαρδιον, libellus) – книжица: книжка. Книжиц систи – объясняет о. П. Алексеев – не только прочесть и выразуметь в книге написанное, но прочтенное обратить в кровь и сок, стать таким, «каким быть научает тебя книга: иначе тщетно будет чтение, как суетный будет сев, ежели не воспоследует жатва». Откр.10:8 книжиц разгнтю въ рц аггла. 10:9 И идохъ ко аггл, глагол даждь м книжиц. И реч м: и снждь ю: и горька бдетъ во чрев твоемъ, но во устхъ т сладка бдетъ к медъ. Книжникъ Книжникъ (γραμματες, scriba; ποιητς, poeta) – книжник: грамотный, ученый человек; исследователь и толкователь Писания; стихотворец. См выше: законникъ, законочитель. В ученом и грамотном Иудейском кругу различались три группы: законоучители – ученейшие из Иудеев, которые объясняли закон и публично учили и наставляли народ в законе; им усвоялось почетное именование равви. Законники– законоведы, практические юристы, казуисты, занимавшиеся решением спорных вопросов, сомнительных случаев. Книжники – вообще сведущие люди в книжном деле; название это прилагается и к законоучителям, и к законникам. Из среды книжников, выделялись книжники обязанность которых состояла в переписке Священного Писания; кроме того, они упражнялись в проповеди и поучении народа. Мф.2:4 И собравъ вс первосвщенники и книжники 5:20 аще не избдетъ правда ваша паче книжникъ. 7:29 и не к книжницы. 8:19 И пристпль книжникъ. 9:3 И с, нцыи книжникъ рша въ себ. 12:38 Тогда вщаша нцыи книжникъ. 13:52 сег ради вскъ книжникъ, начивс нбном. 15:1 Тогда пристпиша ко – книжницы. 16:21 и мног пострадати и и книжникъ. 17:10 что убо книжницы глаголютъ. 20:18 и снъ преданъ бдетъ и книжникмъ. 21:15 Видвше же и книжницы чдеса. 23:2 на мсеов сдалищи сдоша книжницы и 23:13 Горе вамъ, книжницы и лицемри. 23:14 Горе вамъ, книжницы и лицемри. 23:15 Горе вамъ, книжницы и лицемри. 23:23 Горе вамъ, книжницы и лицемри. 23:25 Горе вамъ, книжницы и лицемри. 23:27 Горе вамъ, книжницы и лицемри. 23:29 Горе вамъ, книжницы и лицемри. 23:34 Сег ради, с, азъ послю къ вамъ прроки и премры и книжники 26:3 Тогда собрашас и книжницы – во дворъ 26:57 идже книжницы и старцы собрашас. 27:41 Такожде же и ргающес съ книжники и старцы и

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Giltebran...

Вернуться 9 «…Мы видим нашей главной задачей восстановление православной духовной жизни как реальной и действующей силы в нашем обществе…Необходима проповедь христианства словом и делом среди всех слоев населения, чтобы всякий ищущий и стучащий в двери церковной ограды нашел бы эти двери отворенными». – Патриарх Алексий II. Слово к участникам Съезда епархиальных миссионеров, 1999 г. Вернуться 10 См., например, Мф. 4: 1-11; 13: 39; 25:41, Ин. 8:44; 13:2, Иак. 4: 7,1 Пет. 5: 8,1 Ин. 3: 8,1 Тим. 3: 6, Откр.12: 9; 20: 10. Вернуться 11 «Замечают, что в тюрьмах сидит много людей с большим умом… О, не думайте, родители, что человек сам по себе бывает добрым и честным!» (Епископ Ириней. Поучения о религиозном воспитании детей. Екатеринбург, 1901, с. 5.) Вернуться 12 Во многих случаях, однако, утреня присоединяется к вечерне и совершается заранее, накануне вечером. Тогда, конечно, этот символизм бывает не столь очевиден. Вернуться 23 Нередко также миро хранится в небольшом сосуде, который помещается в особый ларец вместе с другими принадлежностями для совершения Таинства крещения. Вернуться 24 Трисвятое — «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» – поется на литургии перед чтением Священного Писания и лишь изредка заменяется другими песнопениями. Вернуться 32 Строчка из поэмы «Предсказания» Евг. Рейна, парафраз афоризма Плавта «Человек человеку – волк». (Примеч. ред.) Вернуться Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя   Date(); for (var j=0; j < document.scripts.length; j++) (window, document, " script " , " http://mc.yandex.ru/metrika/tag.js " , " ym " ); ym(24628034, " init " , clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true window.bz_custom_code_loaded=true;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   Под тысячелетним царством православные экзегеты понимают неопределенный, но продолжительный период времени от начала благодатного царства Церкви Христовой и до кончины мира. При этом под «первым воскресением» имеется в виду духовное возрождение людей в жизнь вечную во Христе в таинстве крещения, совершаемого в Церкви Христовой, которое также иногда именуется воскресением (см.: Кол.3:1; Еф.2:5-6, 5:14). Временное освобождение диавола из темницы на малое время означает явление на земле антихриста незадолго до кончины мира, за которой последует Всеобщий и последний суд. «Вторая смерть» есть осуждение грешников на Всеобщем суде, которое не коснется тех, кто имеют «участие в воскресении первом», т. е. духовно возрождены во Христе и очищены благодатью Его в Церкви. Таковые не подвергнутся осуждению, но войдут в блаженную жизнь Царства Христова. 2.8. Мздовоздаяние после Всеобщего суда 2.8.1. Мздовоздаяние грешникам, вечность и степени мучений грешников    После Всеобщего суда беззаконники «будут преданы вечной смерти, или, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволом».    В этом состоянии грешники будут удалены от Бога, или, по слову Спасителя, прокляты (см.: Мф.7:21, 25:41; Лк.13:27). Это удаление от Бога, лишенность благ Царствия Божия уже само по себе является для грешников величайшим наказанием. Грешники не увидят жизни, но гнев Божий пребывает на них (Ин.3:36), они будут ввержены в озеро огненное (Откр.20:15), в огонь вечный (Мф.25:41, ср.: Лк.16:24), в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает (Мк.9:47-48), где будет плач и скрежет зубов (Мф.22:13). Такое состояние есть состояние не жизни, а смерти, это и есть вторая смерть (Откр.20:14) в вечном удалении от Источника жизни.    Не все грешники подвергнутся наказанию в одинаковой мере, мучения их будут иметь свои степени, соразмерно тяжести содеянного, ибо раб... который знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк.12:47-48; ср.: Мф.10:16, 11, 21-22; Лк.12:47-48).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

38 В качестве примера можно привести запрет «варить козленка в молоке матери его» (Исх 34, 26). Происхождение его некоторые связывают с тем, что это блюдо было приготовляемо во время какого—то ритуала пастухов—язычников (см.: Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. Пер. с англ. М., 1931, с.341 сл.). В раввинской же традиции запрет стали относить уже ко всякому смешению мяса и молока. Их не только нельзя было готовить вместе, нельзя было даже ставить на стол рядом посуду, употребленную для молока и для мяса. 39 Мф 15, 10—11; 19—20; ср.Рим 14, 14. 40 Деян 10, 9—15. 41 Мф 9, 14—15; Мк 2, 18—20. 42 Мф 9, 16—17; Мк 2, 21—22. 43 Мф 19, 3—12; Мк 10, 2—12. 44 Ин 4, 4—34. 45 Мк 16, 9; Лк 8, 2—3; Ин 19, 25; Мф 20, 20. 46 Лк 10, 38—42. Этот эпизод, между прочим, показывает, что и синоптики знают о посещении Иисусом Иудеи до Страстной недели, хотя прямо об этом говорит лишь Иоанн (см. приложение 1). 47  Mauriac F. La vie de Jйsus, p.41. 48 Кол 3, 11. 49 См.: Мень А. Дионис, Логос, Судьба, гл.ХХ. 50 См.: Втор 32, 22; Пс 87, 6—13; Иов 10, 21—22; 26, 5; 30, 23—24; 38, 17. 51 Пс 72; Ис 25, 8; 26, 14—19. Эти части книги написаны, по мнению большинства библеистов, в IV—III bb. до н. э. В Книге Даниила (12, 2 сл.) и во 2 Маккавейской Книге (7, 9) вера в Воскресение уже возвещается как нечто давно принятое. Ср.: Лк 14, 14; Ин 11, 24; Мишна, Санхедрин, X, 1. Существовало представление о двух этапах Воскресения: сначала «восстают» праведники, а затем все человечество. Этот взгляд был принят и в ранней Церкви (ср.Откр 20, 6). (см.: Мень А. На пороге Нового Завета, rл.XIII—XVI). 52 Лк 12, 16—21. 53 Лк 6, 24 сл.; Мф 6, 19—21. 54 Ин 8, 32, На вопрос, является ли Евангелие аскетическим мироотрицающим учением или оно приемлет мир, однозначного ответа дать нельзя. «Христианское приятие мира, — говорит еп.Кассиан, — вытекает из представления о Боге как Творце и Промыслителе (ср.Деян 16, 15—17; 17, 24—28). Ап.Павел учил, что Бог познается через созерцание творения (Рим 1, 20). Аскетической практике еретиков дуалистического толка он противопоставлял положение: «всякое творение Божие благо» (1 Тим 4, 4), потому и благо, что Божие. Без этой предпосылки о благе созданного Богом мира перестает быть понятным и земное служение Христово, и Его учение, запечатленное в Евангелии. Если мир есть зло, какой смысл имели бы Его чудеса: насыщение голодных, исцеление болящих? Христос любил мир… Но приятие мира в христианстве оставляет место и для его отвержения. Если я отрекаюсь от мира для всецелого служения Богу, это значит, что я высшей ценности приношу в жертву низшую. Речь идет не об осуждении мира, а о иерархии ценностей. Низшая ценность, которой я предпочитаю высшую, не перестает быть ценностью. Аскетический опыт Церкви получает свой истинный смысл только при условии положительной оценки мира» (еп.Кассиан. Царство Кесаря перед судом Нового Завета. Париж, 1949, с.6,8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Нам, чтобы ожить, необходим был Бог воплотившийся и умерщвленный. Мы умерли с Ним, чтобы очиститься, с Ним воскресли, потому что с Ним умерли, с Ним прославились, потому что с Ним воскресли. Много было в то время чудес - Бог распинаемый, солнце помрачающееся и снова возгорающееся.., завеса разрываемая, кровь и вода, излившиеся из ребра.., земля колеблющаяся, камни разрушающиеся ради Камня, мертвецы восставшие.., знамения при погребении и после погребения, которые воспоет ли кто по достоинству? Но ничто из этого не сравнимо с таинством моего спасения! Немногие капли крови воссозидают весь мир.., собирая и связывая нас воедино. [ 32 ] Ср. Пс. 73:2; Мих. 6:4 и др. Ср. Ис. 41:14; 43:14; 47:4; 48:17; 49:26; 59:29; 63:16 (все ссылки относятся к тексту так называемого " Второисаии " ). Ср. Мф. 20:28; Мр. 10:45; Рим. 3:24; Гал. 3:13; 4:5; Еф.1:7; 1 Тим. 2:6; Евр. 9:12, 15; Откр. 5:9 и др. Лк. 23, 46. На Мф. 16, 8 (GCS 40, 498). Большое Огласительное Слово 22-24. Беседы на Пс. 7, 2 и 48, 3. О выкупе, принесенном Богу, см. также Беседу на Пс. 28, 5. Огласительное слово 13, 2. Сл. 45, 22; PG 36, 653=1.675-676. Изложенная теория сатисфакции принадлежит Ансельму Кентерберийскому. Соборы 1156-57 гг. были созваны в связи с ересью Сотириха Пантевгена, излагавшего теорию искупления в терминологии, близкой к учению Ансельма. Отцы Собора, в частности св. Николай Мефонский, в своем учении об искуплении основывались на молитве из Литургий свв. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста, обращенной ко Христу: " Ты бо еси Приносяй и Приносимый " . См. об этом Павел (Черемухин). Собор; Angelou. Nicholas; Meyendorff. Christ, 197-200. PG 37, 470=2.1313-132. Сл. 30, 20, 44-46=1.442. Сл. 45, 22; PG 36, 653=1.676. Ин. 3:16. Сл. 38, 13, 28-40; SC 358, 134=1.529. Против ересей 5, 16, 3. Ср. Еф. 1:10. Против ересей 3, 22, 3-4. Т.е. вместо руки Адама, дерзко простершейся к запретному плоду, руки Христа, распростертые на Кресте. Сл. 2, 23, 8-25, 9; SC 247, 120-122=1.32-33. PG 37, 534-535=2.136-137. Сл. 37, 1, 7-8; SC 318, 270=1.510. Ср. 1 Кор. 9:22. Сл. 45, 13; PG 36, 640=1.669. PG 37, 535=2.137. PG 37, 1355=2.67. Сл. 17, 12; PG 35, 980=1.261. Ср. Пс. 67:34 (по LXX). Т.е. диавол. Сл. 39, 13, 8-27; SC 358, 176-178=1.539. Ср. PG 37, 460=2.36: Христос явился, " прикрывшись отовсюду завесой.., ибо нужно было, чтобы змий, почитающий себя мудрым, приблизившись к Адаму, неожиданно вместо него встретил Бога и о крепость Его сокрушил свою злобу... " . Сл. 45, 22; PG 36, 653=1.676. Сл. 45, 28-29; 661-664=1.680.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Цитаты из Ис 8. 17-18 и 41. 8 приводятся в Евр 2. 13 и Иак 2. 23. В НЗ помимо явных цитат из И. п. к. в текст интегрированы без вводных формул и другие (напр.: Рим 11. 34; ср.: Ис 40. 13), иногда как аллюзии или реминисценции (ср.: Мф 11. 4-5 и Ис 29. 18; 35. 5-6; 61. 1; см. также: Мк 8. 31; 9. 12; 10. 45 - возможные аллюзии на Ис 53. 3-5, 10-12). Книга Откровение Иоанна Богослова наиболее насыщенна идеями прор. Исаии, хотя ни одной явной цитаты в ней нет. Она содержит ок. 40 образов из И. п. к., большинство из к-рых не встречаются более в НЗ. Образы видения из Ис 6 присутствуют также в описаниях откровения небесного трона (Откр 4. 2, 8) и явления Бога «в дыме от славы», наполняющем храм (Откр 15. 8). В обличении идолопоклонства и гордыни вавилонской блудницы (Откр 17-18) получают развитие темы плача пророка о Вавилоне (Ис 47. 8-9) и его пророчества о Тире (Ис 23. 8, 17). Образ кубка с вином гнева Божия (Откр 14. 8, 10; 16. 1, 19) присутствует уже в Ис 51, о виноградном точиле, в к-ром Мессия в кроваво-красной мантии топчет народы (Откр 19. 15), говорится уже в Ис 63. 3. Точно так же описания кары (напр.: Откр 6. 13-14; 8. 10; 14. 11 и др.) и падения Вавилона (14. 8) сближаются с пророчествами Исаии о Вавилоне (Ис 14. 12; 21. 9) и Эдоме (Ис 34. 4, 10), под к-рыми в иудаизме того времени понимался Рим. Мессианские пророчества (Ис 25. 8; 49. 10; ср.: 55. 1) указывают на участь избранных (Откр 7. 13-17). Много общих с Исаией образов в откровении Тайнозрителя о Новом Иерусалиме (Откр 21): «новое небо и новая земля» (ср.: Ис 65. 17), «убранство невесты», «венец жениха» (ср.: Ис 61. 10), присутствие Бога среди людей (=Еммануил; ср.: Ис 7. 14), место, где не будет слез и плача (ср.: Ис 25. 8; 35. 10), к-рое станет светом для народов (ср.: Ис 60. 3-5) и где живет слава Господня (ср.: Ис 60. 1-2). Наконец, мн. формулы, заимствованные из И. п. к., становятся в Апокалипсисе христологическими: Мессия - Тот, Кто получит новое имя (напр.: Откр 2. 17), будет владеть ключом Давида (Откр 3. 7; ср.: Ис 65. 15 и 22. 22), открывающим запечатанную книгу (Откр 5. 1; ср.: Ис 29. 11), Первый и Последний, Тот, Кто «грядет скоро» (Откр 22. 12-13; ср.: Ис 40. 10; 44. 6). И. п. к. в экзегезе ранней Церкви

http://pravenc.ru/text/Исаии пророка ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010