Венец в Библии – символ царской власти (напр., Пс.88:20–21 ) или даже искупления ( Ис.62:3 ; Иак.1:12 ; 1Пет.5:4 ; Откр.2:10 ), но в Зах.6:11, 14 корона дается Первосвященнику Иисусу – что указывает метафорически на слияние должностей царя и священника в Иерусалиме после изгнания и предвещает служение Мессии ( Пс.109:4 ; см. также Евр.7:11–28 ). Довольно необычное символическое действие, хватание за полу одежды ( Зах.8:23 ), указывает на полную зависимость и часто бывает актом отчаяния со стороны хватающегося ( Ис.4:1 ; см. также впечатляющую историю о больной женщине, которая дотронулась до края одежды Иисуса в надежде на исцеление от хронического кровотечения, Мф.9:19–22 ). Один из наиболее известных мессианских образов у Захарии – это царь Иерусалима, который с триумфом въезжает в город на осле, символе смирения и мира в библейском мире (см. Мф.21:2, 5, 7 ; Ин.12:15 ). Образ пастуха и стада, часто встречающийся у ветхозаветных пророков, доминирует в пророчествах Захарии ( Зах.9–13 ). Особенно важно упоминание о поражении пастуха и рассеянии овец, еще одном мессианском отрывке Захарии, исполнившемся в жизни «доброго пастыря» Иисуса ( Ин.10:11 ; Евр.13:20 ; Откр.7:17 ; см. также Мф.26:31 ; Мк.14:27 ). Самый яркий момент в мессианских пророчествах Захарии – это предсказание о том, что дом Давида однажды признает Того, «Которого пронзили» ( Зах.12:10 ) – упоминание о распятии Иисуса, согласно Новому Завету ( Ин.19:37 ; Откр.1:7 ), метафора спасительной веры, согласно которой лишь те, кто признает свое участие в «пронзении» Христа своим личным грехом, смогут примириться с Богом ( Рим.5:6–11 ). Заключительная глава, Зах.14 , содержит ряд образов, особенно царской власти Бога – заключительная тема Ветхого и Нового заветов ( Зах.14:16 ; Откр.22:3 ); а также там присутствует образ света, символ славного присутствия Бога с Его народом по всей Библии ( Зах.14:7 ; Откр.21:5 ; см. также Пс.26:1; 35:10 ; Ин.8:12 ; 1Ин. 1:5 ). Аггей и Захария были пророками, дополнявшими друг друга после изгнания. Аггей был призван побуждать Божий народ к восстановлению иерусалимского храма. Захария призывал общину к покаянию и духовному возрождению. Его основной задачей было подготовить людей духовно к правильному поклонению и служению в храме, когда строительство будет завершено. После тщательного прочтения видений Захарии становится ясно, что он не просто развивал темы, уже затронутые Аггеем. Как отмечает Болдуин: «Если Аггей был строителем, ответственным за создание здания нового храма, то Захария был скорее художником, добавлявшим к строению новые окна, с их символикой, радостью и светом» (Baldwin, 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В определенном смысле жизнь воплощенного Иисуса описывается именно через рассказы о прозрении. Первыми Мессией Его признали Захария ( Лк.1:67–80 ), Симеон ( Лк.2:25–35 ) и Анна ( Лк.2:36–38 ). На конечном этапе земной жизни Иисуса мы видим сотника, воскликнувшего при Его смерти: «Воистину Он был Сын Божий» ( Мф.27:54 ; ср. Лк.23:47 ). В промежутке между этими событиями Спасителем Иисуса признало множество людей, в том числе самарянка и жители ее города ( Ин.4:1–42 ), спасенный из воды Петр ( Мф.14:33 ), три ученика, бывшие свидетелями преображения ( Мф.17:1–13 ; Мк.9:2–13 ; Лк.9:28–36 ), Закхей ( Лк.19:1–10 ), ученики, присутствовавшие при совершении Иисусом первого чуда ( Ин.2:11 ), Иоанн Креститель при крещении Иисуса ( Ин.1:29–34 ), прозревший слепорожденный ( Ин.9:35–38 ) и покаявшийся разбойник, попросивший на кресте спасения у Иисуса ( Лк.23:39–43 ). Совершавшиеся Иисусом чудеса обычно сопровождались постижением присутствовавшими божественной силы Иисуса. Явления Иисуса Своим последователям после воскресения тоже несли в себе откровение и давали прозрение. Аналогичные примеры есть и в Книге Деяний, где рассказывается, как люди приходят к вере в Христа как Спасителя. Это обращенные в день Пятидесятницы ( Деян.2:37–42 ), исцеленный хромой ( Деян.3:8–11 ), Симон-волхв ( Деян.8:12–13 ), евнух ефиоплянин ( Деян.8:34–38 ), Павел, у которого с глаз спала как бы чешуя ( Деян.9:1–19 ) и многие другие обращенные. Цель Библии заключается в том, чтобы привести читателей к прозрению – осознанию своего состояния, природы реальности, и прежде всего, возможности искупления, совершаемого Богом. Рассказы о прозрении подтверждают эту общую тенденцию Библии. См. также: ИСКАНИЯ, ПОИСК , ПОЗНАНИЕ КАК ОТКРОВЕНИЕ . Читать далее Источник: Словарь библейских образов : [Справочник]/Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Масло Масло (λαιον, oleum) – масло: елей. См. выде: елей. Мк.6:13 мазах масломъ мнги неджны. Лк.1:46 Масломъ главы мое не помазалъ 10:34 и пристпль бвза стрпы возлива масло и 16:6 сто мръ масла. Масть благовонна Масть благовонна (μρον, unguentum) – миро. Ин. 12:3 храмина же исполнис вон масти благовонны (дом исполнился благоуханием от мира). Масть Масть (πιτης, pinguedo) – сок; жир, тук. Рим.11:17 причастникъ корене и масти (πιτητος, сока) маслинны сотворилс (μητρς, matris) – матерний (матери). Мф.19:12 иже из чрева матерн родишас так. Мати Мати (μτηρ, mater) – мать. Форма матерь есть вин. п. ед. числа (τν μητρα, matrem). Мф.1:18 брченнй бо бывши мтри 2:11 видша троча съ 2:13 поим троча и мтрь 2:14 потъ троча и мтрь 2:20 поим троча и мтрь 2:21 потъ троча и мтрь 10:35 н на матерь свою. 10:37 иже тца или матерь. 12:46 с, мти и стох вн. 12:47 с мти тво. 12:48 кто есть мти мо. 12:49 с мти мо. 12:50 и сестра, и мти (м) 13:55 не мти ли нарицаетс 14:8 на же наваждена своею. 14:11 и нес матери своей. 15:4 чт тца и матерь: и, иже тца ил матерь. 15:5 иже аще речетъ тц ил матери. 15:6 и да не почтитъ тца своег ил матере. 19:5 сег ради ставитъ человкъ тца (своего) и матерь. 19:19 чт тца и матерь. 19:29 ил матерь. 20:20 Тогда пристп къ нем мати сын зеведев. 27:56 въ нихже б магдалина, и и мати, и мати сын зеведев. Мк.3:31 уб мти и 3:32 с мти тво. 3:33 кто есть мти мо. 3:34 с мти мо. 3:35 мти м есть. 5:40 потъ тца троковицы и матерь. 6:24 изшедши реч матери своей. 6:28 двица дад ю матери своей. 7:10 чт тца и матерь: и, иже тца ил матерь. 7:11 речетъ человкъ тц ил матери. 7:12 сотворити тц своем ил матери своей. 10:7 ставитъ человкъ тца своего и матерь. 10:19 чт тца и матерь. 10:99 иже ставилъ – матерь 10:30 и тца, и матере. 15:40 въ нихже б магдалина, и малаг и мати.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Giltebran...

Иаков Зеведеев в Евангелии Иоанна прямо не упоминается (но в Ин.21:2 : «сыновья Зеведеевы»), у синоптиков же всегда называется вместе с братом своим Иоанном, так что никаких черт, характеризующих его в отдельности, здесь нет. По-видимому, Иаков был старший из сыновей, так как при перечислении апостолов он всегда ( Мф.10:2 ; Мк.3:17 ; Лк.6:14 ), а в других местах по большей части ( Мк.1:19, 29, 5:37, 9:2. 10:35, 41, 13:3, 14:33 и др.) упоминается раньше Иоанна. Господь, призвав обоих братьев, оценил их ревность прозванием «сыны грома» (Boanerges ­ bene regesch по-арамейски). Едва ли можно относить это наименование к красноречию сынов Зеведеевых, как думали некоторые древние толкователи, и еще менее можно принять мысль Гурлитта («Syudien und Kritiken» 1829, 715), будто в нем скрывается порицательный смысл, ибо Лк.9:54 дает понять только то, что в пылкости характера заключалась и нем и опасность для них, а просьба первых мест в царстве Христовом завершилась торжественным заявлением готовности на страдания вместе с Господом ( Мф.20:20–23 . Мк.10:32–40 ). Вследствие выдающейся своей ревности оба брата и Апостол Петр пользовались особою близостью к Господу Спасителю, были при воскрешении дочери Иаира ( Мрк.5:37 . Лк.8:51 ) и преображении ( Мк.9:2 . Лк.9:28 ), а равно только они трое были свидетелями и моления о чаше. По вознесении Господа Апостол Иаков выделяется лишь в повествовали об его мученической кончине при Ироде Агриипе I (см. «Энц.» I), когда он был усечен мечем ( Деян.12:1–2 ). Никаких подробностей Деяния апостолов не сообщают, а Климент Ал. передает, якобы человек, приведший Иакова в суд, был так глубоко тронут непоколебимостью его веры, что объявил себя христианином; тогда их обоих повели на казнь, причем новообращенный попросил прощения у Апостола и вместе с последним был усечен мечом. Предание испанской церкви (у Компостеллы) о проповеди Иакова в Испании стоит в противоречии с сообщенными в Новом Завете фактами. Смерть Иакова относится к 44 г. Память его празднуется 30-го апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН БОГОСЛОВ [Иоанн Зеведеев; греч. Ιωννης Θεολγος], один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (см. Апостолы ), с именем к-рого церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов НЗ, в т. ч. Евангелия от Иоанна, Послания ап. Иоанна, Иоанна Богослова Откровение (пам. 8 марта, 26 сент. и 30 июня - в Соборе двенадцати апостолов). Жизнь В синоптических Евангелиях И. Б.- один из наиболее часто упоминаемых апостолов. Впервые о нем говорится в рассказе о призвании первых апостолов на Галилейском м.: после Петра и Андрея Христос призвал И. Б. вместе с его братом (Мф 4. 21-22; Мк 1. 19-20). Из евангельского рассказа ясно, что братья занимались рыбной ловлей вместе с отцом Зеведеем, к-рого они оставили, последовав за Иисусом Христом. У евангелиста Луки (Лк 5. 1-11) история призвания апостолов соединена с рассказом о чудесном лове рыб. Ап. Иоанн Богослов. Икона из деисусного чина. 60-е гг. XIV в. (мон-рь Хиландар) Ап. Иоанн Богослов. Икона из деисусного чина. 60-е гг. XIV в. (мон-рь Хиландар) Евангелист Марк (Мк 1. 29) сообщает о присутствии И. Б. вместе с апостолами Петром, Андреем и Иаковом при чуде исцеления тещи Петра. Следующий раз И. Б. упоминается в списке 12 апостолов, избранных Иисусом Христом: в Мф 10. 2 и Лк 6. 14 он назван 4-м, после Петра, Андрея и Иакова; в Мк 3. 16-17 - 3-м, после Петра и Иакова. В последнем случае перестановка может объясняться тем, что перечисление (Мк 3. 14-19) здесь сопровождается наречением Иисусом Христом новых имен, к-рое коснулось только Петра, Иакова и Иоанна: братья Иаков и Иоанн получают имя Воанергес , т. е. Сыновья грома. Далее И. Б. упоминается в Мк 5. 37 и Лк 8. 51, где Христос берет его вместе с Петром и Иаковом в дом Иаира, дочь к-рого Он чудесным образом исцеляет (Мк 5. 42). Евангелисты Матфей и Марк упоминают И. Б., после Петра и Иакова, в числе учеников, взятых Христом на гору Преображения (Мф 17. 1; Мк 9. 2; ср.: Лк 9. 28, где др. последовательность: после Петра И. Б., затем Иаков). В Капернауме (Мк 9. 33) И. Б. говорит Иисусу Христу, что они (ученики) видели человека, изгоняющего бесов Его именем и запретили ему, потому что этот человек «не ходил» за ними (Мк 9. 38; ср.: Лк 9. 49).

http://pravenc.ru/text/469832.html

Равным образом Матфей ( Мф. 4:10 ) и Лука ( Лк. 4:8 ) передают Втор. 6:13 προσκυνσεις Κριον τν Θεν σου взамен более соответствующего еврейскому tira – φοβηθσ. (См. ещё Мф. 3:3 ; Мк. 1:3 и Лк. 3:4 для Ис. 60:3–5 ; Мф. 15:8 и Мк. 7:6–7 для Ис. 29:13 ). Вариация τς τρβους ατο по сравнению с τς τριβους το Θεο μν Ис. 40:3 сохраняется во всех синоптических редакциях (Мф. 3:3; Мк. 3:4 ; Лк. 3:4 ). Даже чрезвычайно редкостная, единственная в Новом Завете, эолическая форма в греческой интерпретации замечания первосвященнической служанки Апостолу Петру: κα σ σθα μετ ησο το Γαλιλαου удержана двумя первыми синоптиками (Мф. 26:69; Мк. 14:67 : κα σ μετ το Ναζαρηνο σθα το ησο), хотя она, конечно, не принадлежит говорившей. Сюда же следует отнести случаи употребления новых слов, необычных грамматических форм, трудных и слишком специфических вербальных сочетаний, например, πσω μο λθεν (Мф. 16:24; ср. Мф. 10:38; Мк. 8:34 . Лк. 9:23 ; ср. Лк. 14:27 ), ν γεννητος γυναικν (Мф. 11:1; Лк. 7:28 ), γεσασθαι θαντου (Мф. 16:28; Мк. 9:1 ; Лк. 9:27 ), ο υο το νυμφνος (Μф. 9:15; Мк. 2:19 ; Лк. 5:34 ), πτεργιον το ερο (Мф. 4:6; Лк. 4:9 ), διαβλεις в смысле предостережения (Мф. 7:5; Лк. 6:42 ), παρθ о женихе (Мф. 9:15; Мк. 2:20 ; Лк. 5:35 ), συνθλασσεται... λικμσει (Μф. 21:44; Лк. 20:18 ), συλλαβεν о взятии Христа в саду Гефсиманском (Мф. 26:55; Мк. 14:48 ), κατκλασε о преломлении пяти хлебов ( Мк. 6:41 ; Лк. 9:16 ), δυσκλως (Мф. 19:23; Мк. 10:23 ; Лк. 18:24 ), πιοσιος (Мф. 6:11, Лк. 11:13 ), κολοβω (Μф. 24:22, Μк. 13:20), ν()γεον ( Мк. 14:15 ; Лк. 22:12 ), ε δ μ(γε) в речи касательно опасности вливания нового вина в старые мехи (Мф. 9:17; Μк. 2:22; Лк. 5:37 ), двойное приращение πεκατεστθη (Мф. 12: 13; Мк. 3:5 ; Лк. 6:10 ) и мн. др. В итоге всех сопоставлений имеем, что сходство между синоптиками и по содержанию и по форме не только очевидно, но прямо поразительно. Выходит, таким образом, что Матфей, Марк и Лука как бы вкупе смотрят единовременно, обозревают единый предмет совместно и, естественно, видят перед собою и воспроизводят, единую картину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

«Что мне делать» (см. Мк.10:17 ). Лк.10:26 .  Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Лк.10:27 .  Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Лк.10:28 .  Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. «В законе что написано?» Т.е. ты, конечно, хорошо знаешь сам закон, а там написано, что тебе делать (ср. Рим.2:17–20 ). «Как читаешь?» Это обычная раввинская формула, для того чтобы начать доказательство от Писания. Как (poj), т.е. какими словами (а не «что»). «Он сказал в ответ...» (см. Мк.12:29–32 ; Мф.22:37–39 ). Законник, таким образом, повторяет то же, что Сам Господь говорил при других обстоятельствах в разъяснение сущности Закона Моисеева. «И будешь жить», т.е. наследуешь жизнь вечную (ср. стих 25). Лк.10:29 .  Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? «Желая оправдать себя». Законник очутился в довольно стесненном положении: он, оказалось, знает, что нужно делать, и все-таки спрашивает! Поэтому он хочет показать, что вопрос его имел смысл, что и в том решении его, какое он дает этому вопросу, согласно со Христом, есть еще нечто недоговоренное. Именно, неясно еще, кто же ближний, которого необходимо любить. В законе, конечно, под «ближним» вообще понимается единоплеменник ( Лев.19:16 и сл.), но также и в отношении к «чужому» или к пришельцу требовалось любить его как себя самого ( Лев.19:34 и сл.). Законник ожидал, что Христос скорее оттенит в Своем ответе любовь к чужим, чем к своим, иудеям, а это могло уронить Его в глазах единоплеменников, т.к. большинство иудеев понимали заповедь о любви к ближнему в узком смысле, ограниченном их народностью. Лк.10:30 .  На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. В ответ на вопрос законника Господь рассказывает ему об одном человеке, который, идя из Иерусалима в Иерихон, попался в руки разбойников, которые ограбили и при этом изранили его, бросив на дороге. Из контекста речи можно заключить, что Господь под ограбленным подразумевал иудея.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

е. для праздника Воздвижения Креста 14 сент. (см. в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ). На 3-й день Обновления, 15 сент., богослужение совершалось в базилике св. Сиона с чтениями на литургии: Пс 147. 1-2, Ис 33. 17-22, Евр 8. 7-9. 10, аллилуиарий с Пс 64. 2 и евангельское чтение - Мф 23. 1-22. На 4-й день Обновления, 16 сент., богослужение происходило в Новой церкви Пресв. Богородицы, освященной 20 нояб. 543 г. Чтения включали: Пс 146. 2, 1, Зах 8. 3-8, Рим 11. 25-27, аллилуиарий с Пс 83. 2 и евангельское чтение - Мк 11. 15-8. На 5-й день праздника, 17 сент., богослужение вновь совершалось в ц. св. Сиона (согласно Лекционарию, но Календарь Sinait. iber. 34 указывает на «место Вознесения») с чтениями: Пс 124. 1-2, Евр 12. 18-28, аллилуиарий с Пс 86. 1 и евангельское чтение из Мф «в 7-й четверг Пасхи», что не поддается точной интерпретации, поскольку евангельское чтение в 7-й четверг по Пасхе соответствует Ин 7. 37-42,- очевидно, речь идет о чтении, начинающемся с Мф 16. 13 ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 2. P. 39. N 1253; Ibid. P. 52. N 1375). В 6-й день Обновления Календарь Sinait. iber. О. 34 указывает на Вифлеем как на место совершения богослужения (груз. пер. Лекционария не уточняет, где оно находится); богослужебные чтения включают: Пс 131. 8, 1, Евр 9. 24-10. 7, аллилуиарий с Пс 44. 12 и евангельское чтение - Мк 12. 28-44. На 7-й день праздника особое место богослужения в Лекционарии не указано, в то время как Календарь называет Голгофу. Чтения в 7-й день состоят из Пс 86. 2, 7, Рим 9. 1-5, аллилуиария с Пс 95. 1 и евангельского чтения - Ин 2. 23-3. 6. В 8-й, последний день праздника Лекционарий назначает следующий набор чтений: Пс 64. 2-3, Гал 4. 18-26, аллилуиарий с Пс 147. 12 и евангельское чтение - Лк 20. 1-19. Календарь Sinait. Georg. 34 указывает в качестве места совершения богослужения св. Анастасис. Анализ подбора литургических чтений для 8-дневного праздничного цикла Обновления показывает, что, за исключением чтений на 2-й день праздника (Воздвижения Креста), большинство чтений в той или иной мере посвящено раскрытию через тексты ВЗ и НЗ учения о Церкви, чьим прообразом являлся ветхозаветный храм.

http://pravenc.ru/text/2578063.html

сн. на сие место в Толк. Ев. от Ин. арх. Мих. стр. 126–136). Память св. Предтечи Церковь совершает: 23 сент. в день его зачатия; 24 июня – в день его рождения; 29 авг. – в день усекновение главы его; 7-е января – на другой день крещения Господа; 24 февр. – в память первого и второго обретения главы его; 25 Мая – в память третьего обретения главы его, и 12 окт. в память перенесения из Мальты в Гатчину в 1799-м году правой руки его. См. Слов. Яцк. и Благ. Арх. Мих. Толк. Ев. на указ. места. На дни памяти Предт. сн. Арх. Сергие Полн. Месяц. Т. 2. 1876 г. Заметки, стр. 11. 62–64. 147. 175. 260–261. 302 и 327–328. и., Иоанн апостол и Евангелист (Мф.4:21, 22, 10:2, 17:1, 20:20. Мк.5:37, 9:2 и далее. Лк.9:28, 54 . Ин.13:23, 24, 18:15, 19:26 . Деян.3:1. 3, 11, 4:13, 19. 8:14, 25 . Гал.2:9 . Откр.1:1, 4. 9 и др.). – Он происходил, вероятно, из галилейского города Вифсаиды, лежащего близ озера Геннисаретского; из этого города происходили Петр и Андрей, а Иаков и Иоанн были товарищами их по рыбному промыслу (Сн. Ин.1:44 . Лк.5:10–11 ). Родители Иоанна и брата его Иакова были Зеведей и Саломия ( Мф.4:21, 27:56 . Мк.15:40 ), и были, по-видимому, люди достаточные и пользовались в стране некоторой известностью ( Мк.1:20 . Лк.8:3 . Ин.18:15 ). Бывши прежде из учеников Иоанна Крестителя, Иоанн вместе с ап. Андреем первые последовали за Христом после Его крещения ( Ин.1:35–42 ). После он призван к последованию за Христом вместе с братом своим и братьями Петром и Андреем ( Мф.4:18–22 . Мк.1:16–20 ). И вскоре потом они уже были в числе 12-ти апостолов и всегда в списке апостолов занимают первое место после Симона Петра и Андрея, брата его ( Мф.10:1–4 . Мк.3:13–19 . Лк.6:13–16 ). Думают, что Иоанн по летам своим был моложе всех прочих апостолов; и он исполнен был самою нежнейшею любовью к Спасителю и самой пламеннейшей ревностью по Нему; за это, может быть, и прозван был с братом своим сыном грома ( Мк.3:17 ). Правда, эта любовь и ревность вначале не имела еще той чистоты и полноты совершенства, какая требовалась от ученика Христова, и Господь постепенно очищал и возвышал ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

   Разве мало страданий [было] Богочеловеку, если люди, ослепленные богоненавистничеством, выходят на Него, как на разбойника, вооруженные мечами и кольями (см. Мф.26:47, 55; Мк.14:43-49; Лк.22:47-54), и связывают Его (см. Ин.18:3-12)? Сколько мук перенесло любящее сердце милостивого Господа, когда от Него троекратно и решительно отрекся верховный Апостол, упорно и настойчиво перед Ним клявшийся, что никогда от Него не отречется (см. Мф.26:69-75, 33-35; Мк.14:29-31, 66-72; Лк.22:34, 55-62; Ин.13:37, 18:25-27)? Разве Божественное сердце Господа Иисуса не надрывалось от боли, когда ученики оставили Его, разбежавшись кто куда (см. Мф.26:56; Мк.14:50; Ин.16:32)? Неимоверные страдания истощали душу Спасителя, когда первосвященники и старейшины попирали и расточали всю свою совесть, чтобы найти лжесвидетелей, которые бы Его оклеветали (см. Мф.26:59-62; Мк.14:55-60; Лк.23:10).    Разве мало страданий ощущал кроткий и незлобивый Богочеловек, когда Его бичевали и заушали (см. Мф.27:26; Мк.15:15; Лк.23:22), когда на Его главу возложили терновый венец (см. Мф.27:29; Мк.15:17; Ин.19:2), когда над Ним издевались и насмехались (см. Мф.27:29; Мк.15:18; Лк.22:63-65), когда на Него плевали и били Его по голове (см. Мф.27:30; Мк.15:19; Лк.22:64; Ин.19:3, 18:22), когда Его, изнемогшего, принуждали нести тяжелый крест (см. Мф.27:32; Мк.15:21; Лк.23:26), когда пригвождали Его ко кресту (см. Мф.27:35; Мк.15:24; Лк.23:33; Ин.19:18), когда Его распяли посреди двух разбойников (см. Мф.27:38; Мк.15:27-28; Лк.23:33; Ин.19:18), когда Ему, жаждущему, подносили уксус, смешанный с желчью (см. Мф.27:34, 48; Мк.15:23, 36; Лк.23:36; Ин.19:28-30), когда Его, распятого, поносили и хулили архиереи, книжники, старейшины народа и воины (см. Мф.27:39-43; Мк.15:29-32; Лк.23:35-39), когда в предсмертном крике испустил Он дух (см. Мф.27:50; Мк.15:37; Лк.23:46; Ин.19:30)?    Вся жизнь Спасителя на земле представляет собой единый непрерывный подвиг страданий за спасение мира. Не мог непрестанно не страдать и не скорбеть Богочеловек, в каждую минуту имевший перед Своими всевидящими очами все грехи, все пороки, все преступления всех Своих современников, а также всех людей во все времена. Без сомнения, истинно печальное предание о том, что Господь Иисус Христос никогда не смеялся, но Его часто видели плачущим. «Нередко случалось, — говорит святой Златоуст о Спасителе, — что Его видели плачущим, но никто никогда не видел Его смеющимся или хотя бы усмехающимся. Поэтому ни один из евангелистов об этом не упоминает».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010