Кстати, именно поэтому патр. Никон счел себя вправе побить (по преданию – по лицу) на соборе 1654 г. епископа Павла Коломенского. В данном случае Никон уподобил себя свят. Николаю Чудотворцу, заушившему еретика Ария на Первом Вселенском соборе (см. об этом: Урушев, 33-36 ). В XVII b. на соборах сильнейшие нередко распускали руки в отношении слабейших и судимых. Современные старообрядческие Рогожские соборы, которые избирают митрополита, тоже имеют в своем составе мирян, причем большинство. Это новшество. На Руси в средневековье миряне выбирали кандидата на мест приходского священника, иногда (редко) участвовали в выборе епархиального архиерея, но в выборе главы Церкви миряне не участвовали никогда ( Стефанович, 252 и далее; Знаменский, 181-302 ). Исключение составляли церковные и светские чиновники–миряне. То-же можно сказать и о Византии. См. об этом: Каптерев II, т. 2, 83-84 . Соборы нередко собирались в царских палатах, либо в патриарших. Лишь при патр. Филарете соборы собирались в Московском Успенском соборе. Нередко сам царь составлял перечень рассматриваемых на соборе вопросов, или задавал некоторые вопросы собору. Однако, вряд-ли можно согласиться с предвзятым мнением Каптерева о том, что московские соборы XVI и XVII столетий были только простыми совещательными учреждениями при особе государя ( Каптерев II, т. 2, 104 ). Демократически понимающий соборность, уважаемый профессор не смог почуствовать и понять средневековой русской соборности. Впрочем, это было исключением. По-видимому, подобный выбор был завещан предыдущим патр. Иоасафом I (1634-1640), и одобрен царем Михаилом Федоровичем. Царь, вероятно, сам предложил непростую процедуру жеребьевки в три этапа, которая описана подробно в указанных трудах. Причем царь нередко сам назначал кандидатов в архимандриты, игумены и протопопы на наиболее видные и влиятельные места ( Каптерев II, т. 2, 64-65 ). Эти соборы у Каптерева описываются просто как совещание с царем в царских палатах ( Каптерев II, т. 2, 62 ). Но это лишь повествовательный прием летописца Дворцовых разрядов, которые цитирует Каптерев. Подобные совещания не могли не иметь соборного статуса.

http://bogoslov.ru/article/376316

V, с. 15–31. См. ЧОИДР, 1871, кн. 1, отд. II, с. 63–66. В кн.: Фонкич Б. Л. Греко-русские культурные связи в XV–XVII вв. М., 1977, с. 64–65. Цит. по: Фонкич Б. Л. Цит. соч., с. 58. См. Соловьев А. В. Цит. соч., с. 154. Там же. Цит. по: Каптерев Н. Русская благотворительность монастырям Святой Горы Афонской в XVI, XVII и XVIII столетиях. ЧОИДР, 1882, январь-апрель, ч. I, с. 113–114. Там же, с. 114. Пешеходца Василия Григоровича — Барского Плаки Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778, с. 690. Там же, с. 696. Там же, с. 694. См. Соловьев А. В. Цит. соч., с. 155–156. Григорович В. И. Очерк путешествия по европейской Турции. М., 1877, с. 37. Донесения В. И. Григоровича об его путешествии по славянским землям. Казань, 1915, с. 249. См. Петровский Н. Путешествие В. И. Григоровича по славянским землям. ЖМНП, 1915, часть 59, октябрь, с. 250. Там же, с. 249. Краткая записка о путешествии магистра Казанского университета В. Григоровича. ЖМНП, 1847, часть 54, с. 28. Цит. по: Порфирий (Успенский), архим. Указатель актов, хранящихся в обителях Святой Горы Афонской. СПб., 1847, с. 2–3. Там же, с. 3. Там же, с. 3–4. Цит. по: Материалы для биографии епископа Порфирия (Успенского). Т. I. СПб., 1910, с. 726. Письмо графу А. П. Толстому от 4 окт. 1858 г. Порфирий (Успенский), епископ. Книга бытия моего. Т. УИ. СПб. 1901, с. 372. Нынешний Руссик или Русский монастырь во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. Изд. 3-е. СПб., 1869, с. 13. Флоринский И. Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П. И. Севастьянова. СПб., 1880, с. 61–62. Цит. по: Дестунис Г. С. О каталоге греческих афонских рукописей, составленном летом 1880 года. ЖМНП.ч. 213, с. 161. См. Муравьев А. Н. Афон Руссик. ТКДА, 1880, ноябрь, с. 440–441. (Сам Муравьев совершил путешествие на Афон в 1874 г. с целью умиротворения греков с русскими на Афоне, которое состоялось уже после смерти его.— Авт.). Смирнов Алексей. Две недели на Святой Горе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=212...

До тех пор пока посещение храма и участие в церковных обрядах являлось для народа проявлением не только религиозности, но и лояльности к государству, люди не отличали священника от чиновника, знали, что их не оставят без храма – это обязанность власти, а не их личное стремление. Наиболее правильной и естественной постановкой вопроса об обеспечении духовенства и поднятия его авторитета стал вопрос о создании приходских братств и советов. В числе средств и способов приходского миссионерства, вовлечения людей в приходскую жизнь указывались искоренение пьянства среди православных во избежание упреков, облегчение внебрачных требований, изменения в богослужении (упрощение языка, общее пение, исправление текста богослужебных книг и т.д.), то есть глубокое реформирование церковно-приходской жизни. В конце XIX – начале XX в. начинает создаваться социальная система обеспечения различных слоев русского общества. Затронула она и духовенство. Особенно нуждающимся являлось сельское духовенство, это наглядно видно на материале Московской епархии, а она по достатку жителей не была в ряду беднейших в Российской империи. Опыт эмеритальной кассы в первые десятилетия ее существования оказался не совсем удачным, большинство приходов не получало жалованья. Это приводило к тому, что по-прежнему самым надежным способом обеспечения себя в старости являлись дети. Священники старались служить до глубокой старости – пока позволяли силы, а уходя на покой, стремились передать свое место тем, кто будет их содержать в старости, давно отмененное наследование мест, таким образом, сохранялось на практике. Проблему материального обеспечения духовенства понимали и архиереи, но она так и не была решена. 53 Более подробно об этом см.: Православное Богослужение : Практическое руководство для клириков и мирян. СПб., 2004. С. 196. 54 Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания. СПб., 1885. Т. 1.С. 362. 57 Знаменский П.В. Приходское духовенство на Руси: Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. СПб., 2003. С. 70. 60 См. : Знаменский П.В. Указ. соч. С. 143; Каптерев Н.Ф. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1874. С. 33. 62 См. : Свод законов (изд. 1832 г.). Т. 9. Раздел 2. Ст. 173–175, 178–239 (о белом духовенстве, его правах и обязанностях). В последующих изданиях (1857, 1876, 1892) нумерация несколько изменена, так как некоторые статьи были опущены, а новые добавлены. 9-й том содержит основные законоположения относительно гражданских прав белого духовенства. Другие тома посвящены вопросам частного права. 64 См. : Смолич И.К. История Русской Православной Церкви (1700–1917): В 2 ч. М., 1997. Кн. 8. С. 123. 65 Эти основные права изложены в 9-м томе ПСЗ, остальные рассеяны по нескольким томам Свода законов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

61. Подобными идеями руководствовались многие из дея¬телей Православной Церкви. «Елико отстоит небо от земли, толико отстоит наш сан паче всякаго сана мирскаго», – говорил митрополит Фотий в своем обращении к духовенству (Православный собеседник. 1861. Т. II. С. 315; Русская старина. 1879. Апрель. С. 735). Митрополит Киприан проводил мысль о независимости епископов от воли Великого Князя, который не должен ни назначать, ни судить их (см.: Русская старина. 1879. Апрель. С. 732). Максим Грек об этом предмете пишет так: «Да учится преподобие твое, яко святительство и царство мажет и венчает и утверждает, а не царство святителей, и сего ради руки их с желанием и благоговейнством целуют, аки освященных Богу Вышнему, и главу свою приклонь, аки прочий народ, знамением чест¬наго Креста знаменуется от них по премногу. Убо болши есть священство царства земскаго, кроме бо всякаго прекословия менша от болшаго благословляется, глаголет божественный апостол. Тем же аще изгнашася Божиим судом мирский царствующей, но духовне царствуяй не отриновен есть руки Божия благодати» (см.: Творения Максима Грека. Казнь. Ч. III. С. 155). 62. См., в частности: Севастьянова С.К. Эпистолярное наследие Патриарха Никона: Переписка с современниками: исследование и тексты/Науч. ред. Е.К. Ромодановская. М., 2007 63. Павел Алеппский. Путешествие Макария… Т. 2 (Кн. 9. Гл. 9). С. 36. Каптерев Н.Ф. О греко-латинских школах в Москве XVII в. до открытия Славяно-греко-латинской Академии: Речь, произнесенная на годичном акте в МДА 1.10.1889 г. М., 1889. 64. Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание Ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря в 17 столетии. М., 1876. С. 282–287, 330–366. 65. Иерусалим в русской культуре: Сборник статей/сост. А. Баталов и А. Лидов. М., 1994; Исследование сакральных пространств: Материалы международного симпозиума/Ред.-сост. А.М. Лидова. М., 2004; Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2006; Новые Иерусалимы: Перенесение сакральных пространств в христианской культуре: Мат-лы междун. симпозиума/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2006.

http://pravoslavie.ru/36953.html

50 Скабаланович. «Политика турецкого правительства по отношению к христианским подданным и их религии», «Христ. Чтение» за 1878 г., т. II, стр. 450. 51 По словам профессора Лебедева, «трапезундцы – это греки, большею частию насильственно переселенные из Трапезунда в Константинополь», «Богословский Вестник» за 1895 г. Март. Статья Лебедева: «Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия константинопольской патриархии» (во второй половине VU и в XVI веке), стр. 375. 52 Мафы «Исторический список Константинопольских патриархов». «Христианское Чтение» 1862 г. Часть I, стр. 616. Ср. Smith Collectanea. Narratio de vita, studiis, gestis et martyrio Cyrilli Lucarii, p. 17 – 18. Мелетий: « κκλησιαστικ I στορα», т. III, стр. 331. Historia Patriarchica Turcograeciae liber II, стр. 125 – 126. 53 Мачеха султана была христианкой, и Дионисий был ее духовником. Лебедев. «Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии» (во 2-й половине XV и XVI веке). «Богословский Вестник» 1895 г., март, стр. 377. 58 Есть известие, что сам Иоаким ссудил клириков деньгами, которые нужно было наперед внести в султанскую казну. Historia Patriarchica Turcograeciae liber. II, p. 143. 62 Скабаланович. «Политика турецкого правительства по отношению к христианским подданным и их религии». «Христ. Чтение» за 1878 г., т. II, стр. 451. 63 Philippi Cyprii Chronicon, р. 448; ср. Мафы «Исторический список», «Христианское Чтение» 1862 года, ч. 1, стр. 642643. 64 Аймон «Monuments authentiques», р. 150 – 151; ср. Smith. Collectanea de Cyrillo Lucario. Narratio de vita, studiis, gestis et martyrio Curilli Lucarii, p. 56. 65 См. статьи Лебедева: «Константинопольская патриархия по ее интеллектуальной стороне» («Богословский Вестник» за 1894 год, декабрь) и «Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия константинопольской патриархии» (во второй половине XV и XVI веке). («Богословский Вестник» 1895 года, март). Ср. статью Каптерева «Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII веках» («Чтения в обществе любителей духовного просвещения» за 1884 год, ноябрь, стр. 548 – 549).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

19.XII. В Лавре. Св. ап. и еван. (Лозинский) умер 29.1.1973г. 44. И-м. 19.XII. В Лавре. Св. ап. и еван. (Бочаров) в Курск. еп. 45. И-м. Андрей 22.III.63 В Лавре. Св.ап.Андрей архим. (Лиханский) умер на приходе первозванный 46. И-д. 22.III.63 В Костромской Св. ап. И еван. (Рослов) епархии Иоанн Богослов 47. И-м. Никанор 29.III.63 В Лавре. Св. ап. Никанор (Краскин) умер на приходе 48. Архп. Антоний 29.III.63 Архп. Виленский. Св. муч. Антоний (Варжанский) Виленский 49. И-д. Амвросий 9.IX.63 В Лавре. Свят. Амвросий (Бородачев) на приходе в Ивановской еп. Медиоланский 50.И-д., Анастасий 9.IX.63 В.Лавре. Муч. Анастасий архим. (Коломийченко) диак. Киевопечерск. 51. И-м. Стефан 30.III.64 В Тульской еп. Преп. Стефан (Ермошин) Махрищский 52. И-м. Герасим 14.V.64 В Переделкино. Преп. Герасим (Прокофьев) В Измайл. ц. († 1987) Махрищский 53. И-м. Георгий 14.V.64 Калининск.еп. Св. вмч. Георгий (Кашкар) Победоносец 54. И-д. Лаврентий 28.V.64 В Лавре Преп. Лаврентий (Постников) Комельский 55. Еп. 26.VI.64 Еп. Астраханский Святит.Иона, (Зырянов) умер 1.6.1975 (Немец. кл-ще.) м-т Московск. 56. И-д. Прокопий 22.VII. В Лавре Прокопий Устюжский схииг. (Красный)Дамаскин 57. И-д. Иероним 15.X.64 Наместник Лавры (1972–1982, Преп. Иероним архим. (Зиновьев) 30.03) погребен в Лавре. Стридонский 58. И-д. Иерофей 15.X.64 В Лавре. Св. муч. Иерофей архим. (Соболев) в Арзамасе. Афинский 59. И-д. Евсевий 15.X.64 В Лавре. Свщмч. Евсевий Епископ (Саввин) Лаодикийский с 1984 г. Псковский с 1993 60. И-д. Меркурий 16.XI.64 В Лавре. Преп. Меркурий (Колбин) на приходе Киевопечерский 61. И-д. , Иоанникий 16.XI.64 В Лавре. Преп. Иоанникий (Кобзев) преп. ОДС; Великий Луганск. с 1991 16.XII. В Лавре. Св. Гурий Казан. (Юдаков) 63. Оси- Гавриил 17.XII. В Лавре. Св. Архангел (Горшков) Гавриил 64. И-м. Сергий 24.XII. В Воронежской епархии. Преп. Сергий (Кузмин) Радонежский Из этого числа в Лавре на 1 января 1985 г. жили только 12 человек и 3 чел. на послушании в Патриархии (1 чел.) и в Переделкино (2 чел.). В 1990 г. – из них в Лавре – 11 чел., в Патриархии – 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

583 Из богослужебных книг изданы: псалтирь 8 раз, часослов и требник по 5 раз, евангелие и служебник по 4 раза, псалтирь следов., минея общая и триодь постная по 3, апостол, октоих, святцы, шестоднев, канонник по два раза, учительное евангелие, пролог за полный год, житие св. Николая со службою ему, месячная минея, молитвослов, цветная триодь и церковный устав. 584 Так по Макарию и Субботину. По Каптереву же двуперстие и раньше было господствующим в Р. Церкви. См. Каптер. Никон в деле испр. кн., и «оправдание» – Прав. Обозр. 1888, авг. и сент. 585 Вопрос о том, кто были справщиками, различно решался: Макарий в Ист. раскола (115), Филарет черниг. (145) и др. ставят в числе их Неровова, Аввакума, диакона Феодора, попа Лазаря, Никиту, Логгина и др. Другие же (Каптерев, Патр. Никон в д. испр. кн., гл. IV, стр. 50 и след.) исключают их; Макарий в Ист. Церкви (XI, 126, прим. 82) не осмеливается называть их справщиками. 586 Афонские монахи будто бы назвали московские книги Иосифовой печати, где было высказано о двуперстии, еретическими и сожгли, хотели было сжечь и серба, который представил эти книги и крестился двуперстно, но ограничились тем, что бесчестили его и взяли с него присягу впредь так не креститься. 587 Макария Ист. Церкви XI, 118 – 162, XII, 116; Каптерева III гл. стр. 42 – 49; Ивановского 25 – 33 и др. 588 Некоторые были писаны за 400, 500, 600 и 700 лет; а одно Евангелие за 1050 лет. Больше всего нашлось древних книг в афонских монастырях. 589 При Никоне до 1658 г.: сборник молитв и постная триодь, часослов, ирмолог, следов. псалтирь, требник, евангелие и апостол. 591 Пролог, цветная триодь, анфологион, общая с праздничною и месячная минея, сокращенный требник, каноник, служебник, шестоднев, библия (по острожскому изданию). 598 См. Филарета, 167 – 169, 180 – 181. Смирнова, Патр. Иоаким, Чт. в Общ. Л. Дух. Пр. 1879 г., апр., стр. 417 – 436 и др. 600 При Иоакиме отпечатаны: архиерейский чиновник, шестоднев, требник, псалтирь, минея общая, октоих, часослов, устав или типикон, исправлен апостол, переведен с греческого чин освящения мира и др. При Адриане отпечатаны: псалтирь с восследованием, псалтирь с часословом и акафистом, псалтирь с пророч. песнями, евангелие, апостол, пролог, триоди постная и цветная, служебник, требник, октоих, канонник, минеи общая и праздничная, часослов, месяцеслов с молитвами и др.; некоторые по нескольку раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Постановлением Архангельского губисполкома от 21 июля 1923 года были ликвидированы все церкви Соловецкого монастыря, а его имущество передавалось Управлению северными лагерями. Монахов оставили на острове для “передачи” дел новым хозяевам. Примерно 60 человек из монахов продолжали работать либо своими артелями, либо в бригадах лагерного производства в качестве “заведующих” многочисленными монастырскими предприятиями: литейным и керамическим заводами, мельницей, рыбным промыслом. Игумен, уставщик и все схимники числились на иждивении работающих. Братия жила в северном дворике соловецкого кремля около Сельдяных ворот, имела отдельный вход и право свободного перемещения по острову. Для богослужения монахам оставлена была кладбищенская церковь Преподобного Онуфрия, закрытая властью только в 1932 году, когда с Соловков были вывезены последние монахи (некоторые на них, 2–3 человека, оставались на островах до 1937 года). Служба в Онуфриевской церкви совершалась ежедневно. Кроме монахов, храм разрешалось посещать духовенству и мирянам, осужденным по церковным делам. Другие категории заключенных строго преследовались за посещение храма. До 1929 года духовенство ходило в рясах и с длинными волосами. Все заключенные епископы и клирики жили отдельно, занимая в Кремле помещение местной сторожевой роты; ее название произошло от самой распространенной среди духовенства работы — сторож или каптер. Важно отметить тот факт, что в других лагерях осужденные священнослужители использовались на общих работах, исключая только престарелых, которых определяли в инвалидные роты. Ни в одном лагере также не разрешалась церковная служба, жестоко преследовались любые формы богослужения. Говоря о положении осужденного духовенства в 1925–1929 годы, следует в первую очередь отметить, что они сменили другую группу привилегированных соловецких заключенных — “политиков” (эсеры, меньшевики, анархисты), находившихся на Соловках на особом режиме в 1923–1925 годах. Это была единственная категория заключенных, в то время официально признанных политическими и пользовавшихся особыми привилегиями: они не работали, жили вместе и имели свой орган управления (старостат).

http://pravmir.ru/mitropolit-sergij-star...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010