От послушания истиннаго истинный христианин, так от непослушания ложный познается христианин. Ибо где послушание истинное к Богу, тамо истинная вера в Бога имеется, которая человека Богу послушливым делает: а где нет истиннаго послушания, тамо нет веры истинныя, но притворная. Истинная бо ВЕРА не может быть без послушания, якоже видели мы о Аврааме, который во образ и отца верным положен (3:71) (также 3:65, см. ХРИСТИАНИН , 2199). Бог бо велит нам «каятися, и творити плоды достойны покаяния» ( Мф. 3, 2 и 8), что не может быть без оставления грехов: велит веровати во имя Иисуса Христа Сына Его, и любить друг друга: «сия есть заповедь Его, да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа, и любим друг друга» ( 1Ин. 3, 23 ). Но когда человек сего творити не хощет, не показует Богу послушания и так во гневе у Бога находится, следственно ничего благоугоднаго сделати не может. Того ради должно прежде обратиться чистосердечно к Богу, оставити грехи, переменить сердце свое, и начать новое житие, верою во Христа примиритися Богу, и тако «в новости жизни благоугодно жити» ( Рим. 6 ) (3:68). Без послушания никакой дар не приносит пользы Ни дар ЧУДОТВОРЕНИЯ, ни прочая дарования нам не пользуют, и теми угодити не можем Богу без послушания. О сем глаголет Христос: «мнози рекут Мне во он день», в день страшного суда: «Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом и твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им: яко николиже знах вас. Отъидите от Мене делающие беззаконие» ( Мф. 7, 22–23 ) (3:67). Без послушания Богу ничего не угодно Без истиннаго послушания ничто Богу не угодно: 1) ни ИСПОВЕДАНИЕ имени Его, яже глаголет Христос: «что Мя зовете, Господи, Господи, и не творите, яже глаголю?» ( Лк. 6, 46 ). «Да отступит убо от неправды всяк, именуяй имя Господне», глаголет Апостол ( 2Тим. 2, 19 )... 2) Ни МОЛИТВА. Ибо писано есть: «яко грешники Бог не послушает: но аще кто богочтец есть, и волю Его творит, того послушает» ( Ин. 9, 31 )... 3) Ни пение, ни хваление, ни славословие, ни прочее устное почитание Богу не приятно без сердечного ПОЧИТАНИЯ, якоже о таковых глаголет Бог: «приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене» ( Мф. 15, 8 ; Ис. 29, 13 ). Надобно убо неотменно очистить себе истинным ПОКАЯНИЕМ и тогда призывать, петь, хвалить святое имя Божие, которое святии Ангели со благоговением поют ( Ис. 6, 3 ). Всякое бо устное ПОЧИТАНИЕ без сердечнаго есть лицемерие (3:67) (также 5:153, см. БОГОПОЧИТАНИЕ , 108) (3:68, см. ЛЮБОВЬ К БОГУ , 471).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Суд I. ПОНЯТИЕ 1) в ВЗ право С. принадлежит Богу. Вершить С. означает прежде всего «устанавливать или восстанавливать справедливость». Так, праведники могут ожидать справедливости именно от С. Божьего ( Пс. 57:12 ; Иер. 17:10 ). Судящий Бог – защитник гонимых, вдов и сирот ( Исх. 22:21–23 ; Исх. 23:7 ; Пс. 25:1 ; Пс. 67:6 ; Пс. 118:52 ). Но горе тем, кто творит неправду! Божий С. над ними будет суров ( Лев. 26:14 ; Втор. 28:15 ; Иер. 28:16 ); 2) в НЗ греч. слово крисис в первую очередь означает «разделение», «различение», и лишь затем – «решение, постановление суда», «суд». Отделять свет от тьмы (см. Быт. 1:4 ) – неотъемлемое свойство самой сущности Бога; «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин. 1:5 ; Иак. 1:17 ). В Нем нет места греху, который является частью тьмы. Поэтому Бог побуждает представлять сокрытые грехи и злые дела на всеобщее обозрение, тогда как грешникам присуще скрывать тайные дела тьмы ( Ин. 3:19 ). «Все, делающееся явным, свет есть» ( Еф. 5:11–23 ). Когда вершится Божий С., все сокрытое, согл. Его воле, должно быть явлено на свет. II. БОЖИЙ СУД И ЕГО ЛЮБОВЬ 1) все подчинено Божьей воле к спасению человечества. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин. 3:17 ). Поэтому Иисус говорит о Себе: «Я не сужу никого» ( Ин. 8:15 ). Его цель – спасение человечества, а не его уничтожение ( Лк. 9:56 ; Ин. 12:47 ). Божья воля к спасению засвидетельствована в Библии ( Иез. 33:11 ; Лк. 5:32 ; Лк. 19:10 ; 1Тим. 1:15 ; 1Тим. 2:4 ). Но Божье спасение и Божий С. не является взаимоисключающими понятиями. Напротив, для исполнения Богом спасит. миссии Ему необходимо вершить С. Без С. спасение невозможно; 2) никто не приобщится к Божьему вечному спасению, пока над ним не свершится С., который отделит свет от тьмы, добро от зла. И Христос послан на землю для вынесения всем людям приговора, согл. которому одни «восстанут», другие же «падут» ( Лк. 2:34 ). Он пришел в мир сотворить спасение, но Его приход обернулся С. над миром, ибо «люди более возлюбили тьму, нежели свет» ( Ин. 3:19 ). Смерть Иисуса стала осуждением для Его судей. Те, кто рассчитывал судить Иисуса, сами оказались под С. ( Ин. 12:31 ). Т.о., приход Иисуса имеет для человечества двойное значение:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

ЗАПОВЕДЬ Заповеди, что они есть (2:7, см. ЗАКОН БОЖИЙ , 383). Заповеди изображают волю Божию (2:276, см. ЛЮБОВЬ , 463). Отвергнув сатанинское иго греха, следует взять легкое Христово иго Его заповедей Работает Христу, кто, отвергше тяжкое сатанинское иго, грехами обремененное, носит благое иго Христово, по словеси Его: «возмите иго Мое на себе» ( Мф. 11, 29 ). Благое иго Христово значит заповеди Его святыя и легкия, яко «заповеди Его тяжки не суть» ( 1Ин. 5, 3 ). Что легчае, как любить, как выше сказано? Он заповедает нам друг друга любить: «се заповедаю вам, да любите друг друга» ( Ин. 15, 17 ). А от любви все добрыя дела, как от источника ручьи, проистекут; любовь бо есть «корень добрых дел» ( 1Кор. 13, 1–8 и 13). Аще убо кто истинную христианскую любовь имеет, сей носит иго Христово и заповеди Его исполняет, и тако Ему работает (3:174). Помни о Боге, помнить и о Его заповедях Когда убо говоришь, христианине, о Боге, «как мне Бога забыть»: то не забывай и ЗАПОВЕДЕЙ Его святых, но имей их всегда пред собою, яко заповеди Божия, и помни творити их всегда. Когда сие будешь творить, то подлинно и Самаго Бога не будешь забывать. Иначе хотя на всяку минуту имя Божие поминаешь, а о заповедях Божиих небрежешь, то забываешь Бога благодетеля своего, и тако Ему неблагодарным показуешися. Память бо твоя о Нем только на устах и языке: а в сердце нет ея, но забвение (4:390). Почитать Бога нужно через исполнение Его заповедей (5:80, см. БОГОПОЧИТАНИЕ , 107). Христианин тот, кто исполняет заповеди Божии (5:15, см. ВЕРА , 140) (4:22, см. ХРИСТИАНИН , 1105). Тот познал Бога, кто заповеди Его соблюдает (5:59, см. БОГОПОЗНАНИЕ , 100). Кто заповеди Божии исполняет, тот Богу живет (5:32, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНИНА, 367). Исполняя заповеди, христианин приносит себе пользу, а не Богу (4:23, см. ХРИСТИАНИН, 1108). Со ВНИМАНИЕМ наблюдать, исполняются ли заповеди Бог, говорю, толикий любитель твой и благодетель, хощет и велит, чтобы ты любил ближняго твоего, т. е. всякаго человека, якоже себе любишь: удовлетворяеши ли убо святому хотению толикаго любителя твоего и Благодетеля? угождаеши ли святой воли Его? показуеши ли усердное послушание Ему? любиши ли любимаго Богом ближняго твоего? не делаеши ли ему того, чего себе не хощешь? подаеши ли ему в нуждах его руку помощи, чего себе хощешь? «Осмотрись!» (4:187–188).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Происходя от растленного грехом Адама как единого родоначальника (см. Деян.17:26 ), все люди под грехом, «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:23, 9 ; ср.: Рим.7:14 ), все по своему зараженному грехом естеству суть «чада гнева» ( Еф.2:3 ). Посему содержащий новозаветную истину о греховности всех без исключения людей, осознающий и ведающий ее – не может сказать, что кто-либо из людей – без греха: «Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас» ( 1Ин.1:8 ; ср.: Ин.8:7, 9 ). Один Господь Иисус без греха как Богочеловек, ибо Он рожден не от семени – не естественным, греховным образом, а путем бессеменного зачатия от Святой Девы и Духа Святого. Живя в мире, который «лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ), Господь Иисус «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» ( 1Пет.2:22 ; ср.: 2Кор.5:21 ), ибо «греха в Нем несть» ( 1Ин.3:5 ; ср.: Ис.53:9 ). Как единый безгрешный среди людей всех времен Спаситель мог, смел и имел право открыто и бесстрашно спросить диавольски лукавых Своих врагов, непрестанно следивших за Ним, чтобы обвинить Его во грехе: «Кто от вас обличает Мя о гресе» ( Ин.8:46 ). В беседе с Никодимом безгрешный Спаситель возвещает, что для вхождения в Царствие Божие всякому человеку надлежит возродиться водою и Духом Святым, потому что каждый из людей рождается с первородным грехом, ибо «рожденное от плоти плоть есть» ( Ин.3:6 ). Здесь слово «плоть» (σρξ) обозначает ту греховность Адамова естества, с которой каждый человек рождается на свет, проникающую все человеческое существо и особенно проявляющуюся в его плотских наклонностях, вожделениях и действиях (см. Рим.7:5–6, 14–25, 8:1–16 ; Гал.3:3, 5:16–26 ; 1Пет.2и др.). По причине этой греховности, действующей через личные грехи, каждый человек – «раб греха» ( Ин.8:34 ; ср.: Рим.6:16 ; 2Пет.2:19 ). Так как Адам – отец всех людей, то он и творец всеобщей греховности всех людей, а чрез это – и всеобщей зараженности, уязвленности смертью. Рабы греха суть одновременно и рабы смерти; наследуя от Адама греховность, они тем самым наследуют и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Вопр. Как совершается духовное рождение или возрождение? Отв. 1) Верою во Христа, как говорит Апостол: всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть ( 1Ин. 5:1 ) 2) Духом Святым: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие ( Ин. 3:5 ). 3) Крещением святым: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Мф. 28:19 ). 4) Возрастным нужно наставление из слова Божия прежде крещения. Ибо вера от слуха, слух же – глаголом Божиим ( Рим. 10:17 ), и св. Петр глаголет к верным: порождени не от семени, истленна, но неистленна Словом живаго Бога ( 1Пет. 1:23 ). Посему возрастным прежде крещения необходимо наставление, а младенцам крещеным – как только начнут в возраст приходить и учение понимать. (См. Рим. 8:12 ; 1Пет. 2:9 ; 1Кор. 6:15–20, 13:4–10  и мн. др.) Возрожденного человека святитель Тихон изображает в статье своего сокровища духовного: «Отец и дети». Дети от отца рождаются: тако христиане, людие обновления и сынове Божии по благодати, рождаются от Бога: елицы прияша Его (Христа Иисуса), даде им область, чадом Божиим быти, верующим во имя Его. Иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася ( Ин. 1:12, 13 ). Дети рождаются от семени отчего: христиане рождаются водою и Духом, словом Божиим и верою ( Иак. 1:18 ; 1Пет. 1:23 ). Дети от отца по плоти рождаются, христиане рождаются от Бога по духу ( Ин. 3:6 ). В детях примечаются свойство и подобие отчее, тако в христианах должны быть свойство и подобие Отца небесного: должны и они быть святы, благи, милосерды, кротки, терпеливы и проч. ( 1Пет. 1:15 ). Дети отцу своему угождают тако и христиане должны Богу, Отцу своему, угождать. Отец с детьми, и дети с отцом любовно разглагольствуют: тако Бог с верными душами любовно в св. Писании беседует, и дети – верные души с Богом любезно в молитве и в славословии беседуют. Возлюбленнии, ныне чада Божии есмы, не у явися, что будем ( 1Ин. 3:2 ). Вопр. Как бл. Тихон в ином месте (книг. 7) изображает возрожденного благодатию человека?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В 9-м икосе Пресвятая Дева называется «Вместилищем Премудрости Божией» и Ей прилагаются величания «радуйся, яко увядоша баснотворцы; радуйся, афинейския плетения растерзающая; радуйся, рыбарския мрежи исполняющая». Греческая мифология, после того как рожденным от Пресвятой Девы Богочеловеком было принесено спасение миру, должна была пасть. Рыбари-апостолы, призванные Сыном Пресвятой Марии стать ловцами человеков (см. Мф.4:18–22 ; Мк.1:16–20 ; Лк.5:10 ), просветили светом Христовой веры и Грецию, подорвав и разрушив хитросплетения прежней ее религии – языческой. В величании того же икоса «радуйся, кораблю хотящих спастись» сделано сопоставление Богоматери с ковчегом, на котором Ной спасся от всемирного потопа [см. Быт.6 ]. В 10-м икосе Пресвятая Богородица именуется «Стена девам», «Столп девства», «добрая Младопитательница девам», «Невесто-Красительница душ святых». Воспитавшаяся с детства в целомудрии и чистоте при Храме и пребывшая навсегда Пречистой Девой, Богоматерь дает образ святейшей чистоты и целомудрия. Она является поэтому не только доброй воспитательницей дев, но и воспитательницей «невест – душ святых» всех христиан. Величания «радуйся, Ты бо обновила еси зачатыя студно; радуйся, тлителя смыслов упраздняющая; радуйся, Сеятеля чистоты родшая» имеют следующий смысл. Человекоубийца диавол (см. Ин.8:44 ) своей ложью и клеветой на Бога растлил простой и доверчивый ум и сердце первых людей. После грехопадения ум прародителей помутился, воля стала наклонна ко злу. Растление человеческой природы передалось от прародителей и всему их потомству (см. Рим.5:12 ; Рим.7:17 , Рим.23 ; Пс.50:7 ; Пс.13:3 ). Пресвятая Богоматерь рождением Чистейшего (см. Ис.53:4 ; Ин.8:46 ; 1Ин.3:5 ) и Святейшего (см. Лк.1:35 ; Мф.1:20 ) Сына Своего послужила делу обновления человеческого естества (см. 2Кор.5:17 ; Еф.4:22 , Еф.4:24 ; Тит.3:5–6 ; Рим.6:4 ). В 11-м икосе даются [такие] величания Божией Матери: «радуйся, купели живописующая Образ; радуйся, греховную отъемлющая скверну; радуйся, Бане, омывающая совесть». От указания на ветхозаветную умывальницу, которая находилась в скинии перед первою завесой святилища и из которой первосвященник и священники должны были омывать руки и ноги перед тем, как входили в святилище (см. Исх.30:18–21 ), мысль в икосе переносится к новозаветной купели Крещения и бане пакибытия и обновления Духа Святаго ( Тит.3:5 ), где крещаемые омываются и освобождаются от скверны греховной, унаследованной от прародителей, очищаются, освящаются и оправдываются именем Господа Иисуса Христа (см. 1Кор.6:11 ; Деян.2:38 ; Гал.3:27 ; Мк.16:16 ; Евр.9:14 ). Величание «радуйся, обоняние Христова благоухания» имеет такой смысл: подобно сосуду, сохраняющему запах содержащегося в нем благовонного вещества, Богоматерь причастна святости Своего святейшего Сына, Который возлюбил есть нас, и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания ( Еф.5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Но Сам Он не сделает греха, не обретется ложь в устах Его, и Он возьмет на Себя наши немощи и понесет болезни; будет уязвлен за наши грехи и мучим за наши беззакония; как овца, Он будет веден на заклание и, как агнец, пред стригущим Его безгласен, дабы язвами Его мы исцелились. Он добровольно предаст Свою душу на смерть, и Его погребут у богатого, хотя могилу Ему назначат со злодеями. Но когда принесет Он Свою душу в жертву за грехи мира, тогда узрит долговечное потомство, многих оправдает и грехи их возьмет на Себя (см. Ис.52:14, 53:2–12, 50:6 ; Ин.1:11 ; Мф.8:17 ; Рим.4:25, 5:10 ; 1Кор.15:3 ; 1Пет.2:24 ; Мф.26:63, 27:12 ; Мк.15:28–32 ; Деян.8:32–33 ; 1Пет.2:23 ; 1Ин.3:5 ; Лк.22:37 ; Мф.27:57, 59 ; Ин.10:11–18 ; Мф.20:28 ). За добровольное предание Своей души на смерть Он получит удел с богатыми и с сильными будет делить добычу, и, таким образом, прославленный Страдалец станет предметом благочестивого изумления, почитания и надежды для народов и для царей (см. Ис.53:12, 52:13–15, 11:10 ). Впрочем, Царство Мессии-Страдальца будет не земным, а духовным и благодатным, исполненным познания Господня, правды, истины, премудрости, любви, мира, святости и света, – когда Мессия призовет все народы чрез Своих апостолов и последователей (см. Ис.11:1–9, 2:2–5, 9:7, 49:6–9, 65:1, 66:19 ). Современник пророка Исаии, пророк Михей, предсказав рождение Мессии в Вифлееме Иудейском, особо выделил при этом предвечное рождение Мессии от Бога Отца. Мессия утвердит вечный дом Господень и будет учить всех людей Господним путям, соберет всё сокрушенное, изгнанное и уничиженное и будет царствовать во веки веков (см. Мих.5:2, 4:1–7 ; Мф.2:5–6 ; Ин.7:42 ; Лк.1:33 ). Во время вавилонского рабства великий печальник избранного народа, пророк Иеремия, в своих плачевных видениях предсказал, что явится Мессия, Который будет именоваться «Господь» (Jehovah) «праведен наш» ( Иер.23:6 ). Он учредит Завет новый, более совершенный, чем предыдущий. Этот новый Завет будет написан на человеческих сердцах; людям в нем простятся грехи, так что все познают Господа; и Господь даст им «путь ин и сердце ино», и Завет новый станет «заветом вечным» ( Иер.31:31–34, 32:39–40 ; ср.: Евр.8:8, 10–11 ; Рим.11:27 ; Деян.10:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

2588. Ср. у Оригена (in Rom. 7. 5). 2589. Ср. у Оригена (in Rom. 7. 4). 2590. Ср. у Оригена (in Rom. 7. 5). 2591. См.: Рим. 8. 25. 2592. Фасции — знаки консульского достоинства. 2593. Халдей — то есть астролог. Ср.: exam. 4. 4. 14; 4. 4. 18; 4. 8. 33; 5. 9. 24. 2594. Ср.: Ин. 14. 16, 26. 2595. Ср.: Рим. 8. 9, 11. 2596. Ср.: Ин. 14. 17, 26. 2597. Ср. у Оригена (in Rom. 7. 6). 2598. Ср. V Климента Александрийского (smrom. 1. 24. 158); у Оригена (oral. 2. 2; 14. 1; 27. 1). 2599. Ср. у Оригена (in Rom. 7. 6). 2600. Там же. 2601. Ср.: Рим. 8. 26; Пс. 37. 10. 2602. См.: 2Кор. 12. 4. 2603. См.: 1Ин. 1. 7. 2604. По мнению Фаллера (см.: Faller. Р. 170), адресатом письма мог быть не тот епископ Марцелл, который принимал участие в Аквилейском соборе. В письме разбирается юридический казус с правом наследования сестры Марцелла, притом что на наследство претендовал их общий брат Лет. Роль в этом разбирательстве свт. Амвросия — пример практики так называемой episcopalis audientia, учрежденной законом Константина Великого от 23 июня 318 или 321 г. 2605. Прилагательное sacer могло относиться ко всему, что касалось императорских волеизъявлений. 2606. Словом togatus в эту эпоху называется адвокат. 2607. Имелся в виду префект претория. 2608. Cognitor — официальный представитель одной из тяжущихся сторон в судебном разбирательстве. 2609. Согласно рескрипту Валентиниана I, 369 г. (см.: Codex Theod. IV. 18. 1). 2610. В юридическом языке possessor — «ответчик», в то время как petitor — «истец» (см.: Banterle. Р. 241). 2611. Термин possessio в данном случае совпадает с proprietas (см.: Biondi В. Storia del diritto romano. Bologna, 1957. P. 384–385). Что касается tributaria, речь идет о порядке налогообложения, учрежденном Диоклетианом, которое подразделялось на iugatio, или земельный налог (iugum — количество земли, которое может обработать один человек), и capitatio, подушный налог (см.: Paribeni R. Da Diocleziano alla caduta dcll’impero d " Occidente, Bologna, 1941. P. 35) (cm.: Banterle. P. 243).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Ин. 15:4, 17:21 ; 1Ин. 2:5, 5:20 ). Такой-то Церкви Апостол и его сотрудники и шлют свой привет и благожелания: благодать вам и мир. Благодать – форма приветствия греков (см. Деян. 23:26 ), мир – евреев (см. Суд. 6:23 ; 1Пар. 12:18 ; Лк. 24:36 ; Ин. 20:19, 21:26 ). Оба эти приветствия у греков и евреев относились к жизни земной и к внешнему благополучию. Но Апостол соединяет их, и возвышает до означения полноты спасения во Христе Иисусе. Желая Солунской Церкви благодати, он желает ей Божия благоволения к ним, и живого Богообщения по вере в Господа (см. Тит. 1:2 ; Ин. 1:17 ). Желая им мира, он желает внутренней гармонии жизни и радостного ощущения чистоты и святости от действия в них благодати. Того и другого желает Апостол от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, как единого источника благодати и мира. Отца – как источника совета о спасении, и Господа Иисуса Христа – как совершителя спасения. Часть первая – историческая (1:2–3:13) В этой части своего послания святой Павел припоминает все события, касающиеся солунян, указывая во всем действие Промысла Божия, чтобы тем укоренить в них убеждение, что вера, принятая ими – от Бога. И тем еще более воодушевить их стоять твердо в ней, несмотря на скорби и лишения. Для этого он изображает светлое состояние Солунской Церкви самой в себе, в отношении Бога к ней и в отношении ее ко всем другим (1:2–10), свое пребывание у солунян, запечатленное высоким нравственным характером, признанным ими самими (2:1–16), свои отеческие заботы о них (2:17–3:13). Раздел первый. Светлое состояние Солунской Церкви (1:2–10) 1:2. Святой Павел в радости благодарит Бога за все доброе в солунянах. Он всегда, во всякое время, носит в сердце своем чувства благодарности к Богу, и не за совершенных только, но за всех, и немощных по вере и делам своим, но принадлежащих к телу Церкви Христовой, омытой Кровью Его. Возносит в молитвах своих, воспоминая о них, благодарные чувства к Богу. Он благодарит Бога за солунян, помышляя о совершенстве их христианского характера и о Божьем их избрании. 1:3. Совершенства христианской благодатной жизни выражаются в хранении и соблюдении трех основных христианских добродетелей – веры, надежды и любви, изливаемых Духом Святым в сердца христиан. Без них невозможно никакое христианское расположение и поведение. Апостол припоминает, как эти добродетели проявлялись у солунских христиан. Вера в делах – стойкая, постоянная во всех обстоятельствах жизни. Любовь в труде – заботах и жертвах в облегчении участи христиан и во всякой помощи (см. 1Фес. 4:10 ), надежда – на Господа Иисуса Христа, как существенного предмета надежды христианской в терпении, среди искушений и гонений (см. Деян. 17:5–9 ). И все эти добродетели солуняне являли пред Богом и Отцем, Ему их посвящали, при мысли о Нем, как бы в присутствии Его, совершали их, следовательно, со всем старанием и усердием, со всей искренностью и чистотою побуждений. Кроме того, Бог много милостей оказал солунянам в самом избрании их.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Термин «обожение» не встречается в Священном Писании и мало знаком современному человеку. Гораздо понятнее и гораздо шире используется традиционный христианский термин «спасение». Данный термин указывает на спасение от чего-то: от греха, от власти диавола, от смерти и ада. «Спасение» является антонимом «гибели». Однако в восточнохристианской традиции спасение воспринималось не только как исправление последствий грехопадения, как освобождение от власти диавола, но прежде всего как осуществление той цели, к достижению которой человек призван как сотворенный по образу и подобию Божию. Для описания этой цели и средств к ее достижению восточные отцы использовали термин «обожение». В основе же своей учение об обожении – не что иное, как учение о спасении, только выраженное на языке восточнохристианского богословия. Тема обожения – центральный пункт богословия, аскетики и мистики православного Востока на протяжении почти двух тысячелетий вплоть до настоящего времени. Как говорит священно-мученик Иларион (Троицкий) , « Церковь и теперь живет тем же идеалом обожения, которым жила она в древности, за который подвизались до крови ее выдающиеся богословы и учители». Тема обожения уходит корнями в новозаветное учение о том, что люди призваны стать причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ). В основу учения греческих отцов об обожении легли также слова Христа, в которых Он называл людей «богами» (см.: Ин. 10:34 ; Пс. 81:6 ); слова Иоанна Богослова об усыновлении людей Богом (см.: Ин. 1:12 ) и о подобии Божием в человеке (см.: 1Ин. 3:2 ), многочисленные тексты апостола Павла, в которых развивается библейское учение об образе и подобии Божием в человеке (ср.: Рим. 8:29 ; 1Кор. 5:49 ; 2Кор. 3:18 ; Кол. 3:10 ), учение об усыновлении людей Богом (см.: Гал. 3:26, 4:5 ), учение о человеке как о храме Божием (см.: Кор. 3:16). Эсхатологическое видение апостола Павла характеризуется мыслью о прославленном состоянии человечества после воскресения, когда человечество будет преображено и восстановлено под своим Главой – Христом (см.: Рим. 8:18–23 ; Еф. 1:10 ) и когда Бог будет всё во всём ( 1Кор. 15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010