Наше тело – это наш шатер, наша скиния. И на земле мы – странники, пришельцы, прохожие, нигде не задерживающиеся надолго. Придя богоподобной душой с неба, мы проходим через тело и уходим на небо, в свое вечное отечество (см. Еккл.12:7 . – Примеч. пер.). Потому, и обитая в скинии собственного тела, мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо... невидимое вечно ( 2Кор.4:18 ); и именно к вечному мы стремимся, вечному служим, к вечному спешим: к небесному через земное, к невидимому через видимое, к Божественному через человеческое, к бессмертному через смертное. Телом мы – от земли, богоподобной бессмертной душой живем в храминах из брения ( Иов.4:19 ). Но эти бренные храмины наших телес безмерно важны для нас, людей, ибо от них начинаем мы существовать, осознаём себя как людей, учимся жить, навыкая сначала пребывать в кровах земных и бренных, а затем в небесных и вечных. Это чувство и это сознание внушает нам, христианам, не бояться ни смерти, ни убивающих наше тело, а души нашей не могущих убить ( Мф.10:28 ). Но боимся мы того, кто может лишить нас нашего вечного пристанища на небесах. Кто же это такой? – Грех. Ибо он забирает у человека всё небесное и в душе, и в теле, а тем самым – и на земле, и на небе. Парализует он и истребляет чувство и сознание нашего небесного происхождения и нашей принадлежности к небесному отечеству. Помрачает он нашу душу, так что не прозревает она в самую себя, не знает, из чего она, откуда и для чего, а тем более не видит своего небесного обиталища. Пристрастившийся ко греху человек обычно думает, что он – весь от земли, из плоти, весь тленен, весь смертен. Его самая любимая мысль, и причем мысль слепая, – это: нет бессмертия, нет Бога, нет ни рая, ни ада; есть только тело, только материя, только этот мир и эта жизнь. Собственно говоря, грех прямо или косвенно хочет от человека лишь одного: чтобы тот поверил, что якобы не существует ни Бога, ни бессмертия. Как только навяжет он это человеку, то для такого человека [грех] перестает быть грешным и даже становится вполне естественным, а иногда – и «естественной необходимостью».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Греческие епископы были постепенно вытеснены, но населению предоставлена свобода вероисповедания, и греческое духовенство получало посвящение от православных епископов. – Примеч. пер. Здесь разумеется сочинение блж. Феодорита Кирского «Φιλοθων στορα» («История Боголюбцев, или Повествование о святых подвижниках»). Эврин – в древности пролив, отделявший остров Эвбею от Аттики и Беотии. – Примеч. пер. Пелопоннес – полуостров на юге Греции, соединявшийся с Элладой Коринфским перешейком, ныне Морея. – Примеч. пер. Патры – город в Греции у Коринфского залива, ныне Патрас. – Примеч. пер. Тенедос – остров в Эгейском море при входе в Дарданельский пролив. – Примеч. пер. Хероннес, или Хероннея, – город в древней Беотии (в Греции), ныне местечко Капрены. – Примеч. пер. Известно несколько городов этого имени. «Наша Гераклея» – Гераклея Фракийская, или Перинф, на берегу Мраморного моря, возле Константинополя; ныне Эрекли. – Примеч. пер. Вот правильное отношение к храмам Божиим! Человек, достигший верха добродетелей и христианского совершенства, считает нужным прибегать к святыне храмов Божиих. – Примеч. пер. Монастырь св. Диомида, согласно недавним открытиям, находился между так называемыми Золотыми Воротами и морем (в Иедикуле). Построен Константином Великим , богато одарен им и считался в древности одним из богатейших монастырей столицы (L’Abbe Μαη. Les moines de Constantinople. Paris, 1897. P. 6, 31, 54, 58, 77). – Примеч. nep. Камень лидийский – пробирный камень (черный базальт или кремниевый сланец), употребляемый для пробы сплава золота. Свойства его впервые открыты лидийцами. – Примеч. пер. Православные греки главным образом основывались на учении веры, смотрели на царя как на образ Бога на земле. Отсюда глубокое благоговение к нему. Они называли его святым, божественным и т. д. См.: Скабалланович Н.А. Византийское государство и Церковь в XI в. С. 144. – Примеч. пер. Локоть – древняя мера длины, равнялся 24 пальцам. Царский локоть=27 пальцам. Здесь говорится, конечно, метафорически. – Примеч. пер. Разумеются афонские отцы. – Примеч. пер. То есть в качестве послушника. – Примеч. пер. Βαλβς, – барьер в цирке; в древности веревка, от которой состязавшиеся в беге начинали свой бег. – Примеч. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

62–71, 313, 339– 46–49, 148–158, 162–196, 202–203, 50–57, 239, 247, 146–147, 263, 326– 159, 204– 327,334– (схолии 208, 268– 338. 390– других 270, 272– авторов 281, 283 72, 246, к стихам) 58–61, 256, 262, 73–74, 264–267, 160–161, Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 368, 546 [Dub.] 403–404 407–408 552–555 411–460 516–517, 4078/1– 4078/9 409, 518 522,558 Прп. Иперихий CPG Рус. пер. 5618 [=6072] Прокл Константнопольский CPG Рус. пер. «Лавсаик» Палладия CPG Рус. пер. 480 [отрывок] «Вопросоответы» прп. Анастасия Синаита CPG Рус. пер. 491 [отрывок] Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 248–409 596–641 96–197 411–476 644–680 200–208 480–521 683–689 208–220 524–533 692–693 221–240 94 537–593 696–796 PG 26 PG Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 12–145 813–820 1168–1169 145–321 837–976 1169–1179 321–468 978–980 1179–1181 468–524 984–1028 1185–1188 529–607 1029–1048 607–623 1049–1070 623–637 1072–1084 1264–1292 637–676 1085–1089 681–793 1093–1165 796–809 1165–1168 1436–1441 PG 27 PG Рус. пер. 60–545 1364–1389 1392–1404 PG 28 CPG Рус. пер. 1581–1592 Творения св. Василия Великого PG 29 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. nep 209–228 416–432 228–249 432–460 460–469 264–280 469–484 93–117 280–305 484–493 117–148 305–324 497–669, 148–164 324–349 672–768 164–188 349–388 188–208 388–416 PG 30 PG Рус. пер. 118–425 425–668 PG 31 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 164–184 472–481 869–881 185–197 484–489 881–888 197–217 489–508 889–901 217–237 508–525 905–1052 237–261 525–540 261–277 540–564 1080–1305 277–304 564–589 304–328 589–600 329–353 600–617 1321–1428 353–372 620–625 372–385 625–648 385–424 648–652 1705–1714 6 424–444 653–676 1713–1722 444–464 676–692 464–472 692–869 PG 32 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 68–217 664–1033 1092–1093 220–340 1033–1068 359, 360, 348–381 1068–1077 384–452 452–533 1084–1085 536–640 640–664 1088–1089 Творения св. Григория Богослова PG 35 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 396–401 828–832 1044–1064 408–513 832–841 1065–1080 517–525 844–849 1081–1128 532–664 852–856 1132–1152 664–720 857–909

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Вероятно, у них была тайная мысль видеть его впоследствии епископом или патриархом. – Примеч. пер. Это так называемый чин возношения панагии (см.: Γενεν Μ. θως. ν Κωνσταντινουπλει. Σ. 42–45). См. во Введении: Состояние Византийской империи в XIV столетии. См. также: Ιωννης Καντακουξηνς. Σ. 209–211. Лавра св. Афанасия расположена на южной конечности Святой Горы, у подошвы одного из отрогов главного горного хребта ее. Основана в 963 г. св. Афанасием на средства друга его императора Никифора Фоки. См.: Βλχος. К. χερσνησος του γιου ορος ’θω. 1903. Σ. 169–183. – Примеч. пер. То есть протом. – Примеч. пер. Кинот (то κοινν) – святогорская община. См.: Соколов И. Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии. Петроград, 1904. С. 31. Примеч. пер. 1342–1349 гг. То есть на вечную, будущую, а именно – умирает. – Ред. То есть 17 марта 1342 г. История Афона. Ч. III. Отд. втор. С. 176. – Примеч. пер. Геллеспонт – Дарданелльский пролив. Пропонтида – Мраморное море. – Примеч. пер. Я не спешил быть пастырем у Тебя и не желал бедственного дня, Ты это знаешь; что вышло из уст моих, открыто пред лицем Твоим ( Иер. 17:16 ). В обители Χρα С. II. С. 212–213.Примеч. И. Керамевса. Византийские императоры до самых последних времен называли себя римскими, и сами греки называли себя римлянами (ромеи, ρωμαοι). См.: Арсений (Иващенко), еп. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова. СПб., 1899. С. 928. – Примеч. пер. Это Андрей Палеолог, начальник возмущения в Фессалонике в 1846 г. Ιωννης Καντακουζηνς. Т. II. Σ. 574–582. Т. III. Σ. 104–108. – Примеч. пер. Эти смуты, по словам исследователей этого времени, нанесли действительно такие язвы империи, что она уже не могла оправиться. См.: Арсений (Иващенко), еп. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова. СПб., 1899. С. 493. – Примеч. пер. См.: Лебедев А. И. Исторические очерки состояния византийской восточной Церкви от конца XI до середины XV века. М., 1902. – Примеч. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

40 Основные значения слова прамана: «мерило, критерий», «доказательство», «размер», «соразмерность». – Примем, пер. 41 Основные значения слова прамая: «усилие, рывок», «покорение, подчинение», «разрушение». – Примеч. пер. 42 Есть еще один термин для выражения неуверенности и сомнения: «сандигдха» (Sandigdha). – Примеч. пер. 43 Интересно отметить, что это слово родственно понятию «магия», «сила колдовства»; отсюда – «майя-йога» означает «использование магии, колдовства». – Примеч. пер. 46 Нишедха, к тому же, имеет значения: «оборона, защита», «препятствие», «противоречие». – Примеч. пер. 47 Основные значения слова саттва – «существование», «бытие», «суть», «живое существо, тварь». – Примеч. пер. 50 Основные значения слова манас: «дух, душа», «ум, разум», «замысел», «желание». – Примеч. пер. 51 Основные значения слова буддхи: «ум, разум», «мнение, предположение», «дух, душа», «мудрость». – Примеч. пер. 52 Для выражения религиозного чувства в санскрите имеются понятия: 1) дхарма – «моральный долг», «религиозное предписание», «нравоучение», то есть своего рода нормы закона по поддержанию «космического порядка»; 2) нигитха – «преданность», но и «обязанность», и «знание», и «точка зрения» (чем подчеркивается предельная относительность религиозных понятий); 3) мата – «мнение», «учение»; отсюда мати – «мысль», «замысел», «почтение», «молитва, гимн» (то есть и здесь содержание собственно «религии» является продуктом синтеза «мышления» и «космической энергии», привлекаемой и воспринимаемой через сакральные тексты, мантры и т.п.)· – Примеч. пер. 54 Из этого, разумеется, не следует, что Дух Святой – лишь безличная взаимосвязь любви между Отцом и Сыном; Он – третье Лицо, или Ипостась, Святой Троицы, «Самоблагий и Источник благостыни, Имже Отец познавается и Сын прославляется. Бог и боготворяй» (см.: вообще службу в день Святой Пятидесятницы). – Примеч. пер. 56 Карфаген был изначально колонией Финикии: на этом основании Ганнибал считается [и] финикийским полководцем. – Примеч. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Во время византийских императоров завоеван арабами, а в 1191 г. английским королем Ричардом Львиное сердце, продавшим его рыцарям-тамплиерам, а потом Иерусалимскому королю Гвидо Лузиньяну. После этого начались стеснения, гонения и преследования латинянами православных киприотов. В 1489 г. Кипр перешел во владение Венецианской республики, а в 1571 г. завоеван турками. – Примеч. пер. Богом здесь называется прп. Савва, конечно, по той благодати, какую сообщил ему Господь, как в Ветхом Завете богами названы израильтяне ( Пс. 81:6 ; Ин. 10:34 ). – Примеч. пер. Corpus paroemiographum. II. Р. 479, 758. Таким образом, высший из подвигов – юродство – требует особенно тщательной предварительной подготовки. – Примеч. пер. Πρυτανεου – главное правительственное здание в Древней Греции, где горел священный огонь и происходили разные торжественные собрания. – Примеч. пер. Решению молчать. Разумеются ветхозаветные требования Моисеева закона, от которых христиане свободны (Гал. гл. 2–3). – Примеч. пер. Букв.: «скакать выше рва» – народная поговорка. – Примеч. пер. Патрокл – друг греческого героя Ахилла, смерть которого повергла последнего в безутешную скорбь (см.: Илиада, п. 23). – Примеч. пер. Σκλον, букв.: «жало», «острие», но здесь лучше читать σκλιον – «неровность». " Αλμενος, в Ватопедском списке λεωμενος. Данное чтение выглядит более подходящим. – Ред. «Все мудрецы различают в душе тричастную потребность» – разумную, раздражительную и вожделевательную. Разумная часть поражается болезнями: тщеславием, гордостью, возношением, завистью, ересью и т. д.; раздражительная – яростью, нетерпеливостью, печалью и т. д.; вожделевательная чревобесием, блудом, сребролюбием, скупостью и т. д. См.: При. Иоапнн Кассиан Римлянин . Собеседование XXIV, 15. – Примеч. пер. Геллеспонт – нынешние Дарданеллы. Здесь разумеются области, лежащие при этом проливе. – Примеч. пер. Выше уже замечалось, что византийское общество в это время было в высшей степени суеверно. – Примеч. пер. Разумеется предмет, напоминающий о Нем так или иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

См.: Dic-tionnaire universale de histoire et de geographie par M.N. Bouillet. P. 11; Tου γιου π. Φιλθεου λγος αντιρρητικς β… Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Ч. III. С. 851. – Примеч. пер. Андроника III или Младшего. См.: Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Ч. III. Отд.2. С. 173. -Примеч. пер. Разумеются награды на небе. – Примеч. пер. То есть совершенно ограбив ее. – Примеч. пер. Около 1334 г. См.: Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Ч. III. Отд. втор. С. 174. – Примеч. пер. То есть удачное («как следует») изложение рассказа. – Примеч. пер. Это один из древнейших, богатейших и обширнейших монастырей Афона. Находится в расстоянии трех часов пути от Карей. См.: «Kniha о svate Ноге Athonske» Саввы Хиландарца. С. 21, 281. – Примеч. пер. Св. Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Христов, возлежащий у Него на персях на Тайной Вечери, оставался до смерти Богоматери в Иерусалиме, а потом вышел на проповедь Евангелия и трудился в Малой Азии. Центром его апостольской деятельности здесь был Ефес. В гонение имп. Домициана (96 г.) он вызван был в Рим и брошен в котел с кипящим маслом, но остался невредимым. Потом сослан был на остров Патмос. Возвращенный оттуда в Ефес, он здесь и скончался около 101 г. по Р. X. Он написал четвертое Евангелие, три соборных Послания и Апокалипсис. – Примеч. пер. Ефес – один из знаменитейших в древности малоазиатских городов. В христианскую эпоху здесь трудились апостолы Павел и Иоанн Богослов. В 431 г. в Ефесе происходил III Вселенский Собор. Во второй половине IV столетия стал приходить в упадок. В XI в. был завоеван турками-сельджуками, но отбит греками. В 1288 г. турки опять взяли его и перебили всех жителей. В 1391 г. окончательно вошел в состав турецкой империи. – Примеч. пер. Кипр – остров в северо-восточном конце Средиземного моря, между берегами Малой Азии и Сирии. Во всю его длину тянется цепь Олимпийских гор. В древности славился своим плодородием, лесами и рудниками (медными). Родина апостола Варнавы и первый пункт проповеднической деятельности апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Разумеется Таинство Крещения. Corpus paroemiographum. 11:6. II. Керамевс. Мифологические морские богини, завлекавшие дивным пением прохожих, которые, не будучи в состоянии бороться с их очарованием, бросались в море и погибали. – Примеч. пер. Синай получает священную известность со времен синайского законодательства. Подвижники стали селиться здесь с первых веков христианства. Император Иустиниан по просьбе их в 527 г. устроил для них крепкий монастырь, существующий до сих пор. См.: Γρηγοριδης. ερα μον του Σινα. – Примеч. пер. Созерцание называется неведомым знанием потому, что открывает «сокровенные тайны», которых не может доставить никакое человеческое учение, а одна чистота души посредством просвещения Святого Духа. См.: При. Иоанн Кассиан Римлянин . Собеседование XIV, 9. Разумеется Бог, как крайняя цель стремления человеческого сердца. – Примеч. пер. То есть исполнение заповедей. Разумеется праматерь Ева. – Примеч. пер. Тело. Фаланга – строй древнегреческого войска, имевший форму четырехугольника и состоявший из нескольких шеренг. Преимущество этого строя, в отличие от построения походного, колонной (επικερως), то, что фаланга представляла собою труднопроницаемую для неприятеля массу, обрушивавшуюся на него при наступлении и более или менее гарантировавшую целость войска. – Примеч. пер. Святые отцы смотрят на гнев как на оружие, данное Богом против одного диавола. – Примеч. пер. См.: Творения св. Дионисия Ареопагита . – Примеч. пер. То есть людьми, удостоившимися видений. – Примеч. пер. Разумеется ев. Дионисий Ареопагит , обращенный ко Христу святым апостолом Павлом и поставленный им епископом Афинским. Скончался мученически в 95 г. Ему приписываются сочинения «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О божественных именах» и «О таинственном богословии». – Примеч. пер. При. Антоний Великий или Египетский, основатель монашества (251–356). Сет. Василий Великий . Беседа на псалом 44. То же самое мнение находим в творениях ев. Симеона Нового Богослова († 1021).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

21 Равно и во времени, поскольку Господь наперед предрек ученикам всю последовательность имеющих свершиться дел и содержание диалога с хозяевами осленка. – Примеч. пер. 23 В этом их назывании на Тайной вечери совершилось и преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. На повседневной же Литургии преложение совершается во время призывания Святого Духа на предложенные дары. – Примеч. пер. 25 Вероятно, женщина привела дочь в один из домов близ того места, где остановился Господь, хотя в Евангелии об этом прямо не говорится. – Примеч. пер. 26 Собственно, термин «бодхи» (первоисточный глагол: «будх» – «будить, пробуждать», «учить, изучать», «понимать», «знать») в индуизме означает «совершенное познание», или «просветление». Под этим деревом Будда получил свое «просветление» после многолетнего медитативного сидения. – Примеч. пер. 27 Интересно отметить, что ей усваивается также наименование своеобразного «дерева познания» (добра и зла). – Примеч. пер. 30 Так, стих святого Симеона Метафраста гласит: «Се приступаю к Божественному Причащению: Содетелю, да не опалиши мя приобщением: Огнь бо еси, недостойный попаляяй. Но убо очисти мя от всякия скверны». – Примеч. пер. 31 Стихира на стиховне на малой и великой вечерне в праздник Вознесения Господня. – Примеч. пер. 33 Ср.: слова из молитвы Манассии, царя Иудейского, читаемой на великом повечерии: Ты, Господи... определил еси покаяние грешником во спасение. – Примеч пер. 35 Но даже из этой заповеди бывают своего рода исключения. В былые безбожные годы некоторые духовники благословляли своих духовных чад (чаще всего молодых) молиться и на углах улиц перед людьми – разумеется, не в ожидании похвалы (да можно ли ее было получить, когда вокруг, в основном, были люди неверующие либо даже враждебные Церкви!), а дабы исповедать свою веру перед миром сим, а лучше сказать – вопреки миру сему, который давно уже забыл Бога. А молиться только в комнатах и прочих закрытых помещениях как раз требовала большевистско-коммунистическая власть: дабы не выносить «религиозный дурман» за их стены. – Примеч. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 19. 3. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 1. 22 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 98). Там же. 3. 13 (рус. пер.: Там же. С. 122). Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 2. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 12). Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании. 19 (рус. пер.: Указ. изд. С. 99). Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 11–12: PG. 79. Col. 1156D, 1157ВС (рус. пер.: Творения прп. Нила Синайского. С. 128). Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 19. 3. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 3. 13 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 122). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 116). Там же. 6. 3 (рус. пер.: Указ. изд. С. 74). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5. 4 (рус. пер.: Указ. изд. С. 242). Ср.: Там же. 19. 6. Apophtegmes. XV. 136. Апофтегмы (систематическое собрание) 16. 16 (рус. пер.: Древний патерик. С. 308–309). Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 3. 89 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 132). Там же. 3. 90 (рус. пер.: Там же. С. 132). См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 98). Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 98). Там же (рус. пер.: Указ. изд. С. 97–98). Ср.: Прп. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 136. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. VI. 1 (рус. пер, он же. Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 84–85). Ср.: Евагрий Понтийский. Антирретик. Печаль. См.: Свт. Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику. III. 14. Апофтегмы (алфавитное собрание). Об авве Ниле. 3 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 615). Ср.: Евагрий Понтийский. Слово о молитве. 16; Прп. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 135. См.: Apophtegmes (serie alphabetique). Syncletique. 21. (рус. пер.: Жизнь и деяния св. Синклитикии. 40//У истоков культуры святости. С. 304. См. эту же апофтегму в переводе на русский язык систематического собрания апофтегм: Древний патерик. 10. 98). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 6. 3.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010