По рассказу, напр., Геродота, мидийский царь Дейок запретил являться к себе своим подданным, скрывался от глаз народа для того, чтобы подданные, не видя его, признавали его высшим божественным существом. Право видеть лицо царя принадлежало только семи высшим сановникам. Исторически верен указ и во второй половине, – в осуждении ослушников на растерзание львам. Как видно из ассиро-вавилонских надписей, это был один из обычных в Ассирии и Вавилоне способов казни. Дан.6:8 . Итак утверди, царь, это определе­ние и подпиши указ, чтобы он был неизменен, как закон Мидийский и Персидский, и чтобы он не был нарушен. Дан.6:9 . Царь Дарий подписал указ и это по­веле­ние. При царском одобрении и утверждении указ получал силу обязательного закона, каковым характером отличались все мидо-персидские указы ( Дан.6:12, 15 ), несмотря на несправедливость и чудовищность некоторых из них ( Эсф.1:19 ; Эсф.8:8 ). Ввиду полной обычности проектируемого закона Дарий согласился с предложением своих приближенных. Дан.6:10 . Даниил же, узнав, что подписан такой указ, по­шел в дом свой; окна же в горнице его были открыты про­тив Иерусалима, и он три раз­а в день пре­кло­нял коле­ни, и молил­ся своему Богу, и славословил Его, как это делал он и пре­жде того. Расчеты врагов Даниила оправдались. Узнав содержание указа, он не оставил своего обычая трижды в день, может быть, утром, в полдень и вечером ( Пс.54:18 ), или же в 3, 6 и 9 часы, как часы богослужебных собраний в храме Иерусалимском ( Пс.140:2 ; Дан.9:21 ), молиться Богу по направлению к Иерусалиму. (Об этом обычае см. во Введении в отделе о подлинности книги). Дан.6:13 . Тогда отвечали они и сказали царю, что Даниил, который из плен­ных сынов Иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписан­ный, но три раз­а в день молит­ся сво­ими молитвами. Дан.6:14 . Царь, услы­шав это, сильно опечалил­ся и по­ложил в сердце своем спасти Даниила, и даже до захожде­ния солнца усилен­но старал­ся избавить его. Дан.6:15 . Но те люди при­ступили к царю и сказали ему: знай, царь, что по закону Мидян и Персов никакое определе­ние или по­становле­ние, утвержден­ное царем, не может быть изменено. Дан.6:16 . Тогда царь по­велел, и при­вели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизмен­но служишь, Он спасет тебя! В душе Дария, понявшего замыслы врагов Даниила, происходит борьба между чувством долга, обязывающим исполнить закон, и желанием спасти пророка. Последнее настолько сильно, что первоначально препобеждает первое: царь придумывает различные средства обойти утвержденный им самим указ ( Дан.6:14 ). Но в конце концов сознание необходимости быть верным закону берет перевес над расположением к Даниилу. Будучи не в силах спасти его, даже оказать какую-либо помощь, он живет лишь надеждой, что защитой пророка будет Бог, которому он служит.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Предлагая свои вопросы Христу, ученики едва ли думали о воскресении. Но то, что они приписывали Христу какую-то необычайную власть, несвойственную обыкновенному человеку, видно из того, что связывали Его второе присутствие с συντελεα το ανος – концом века. Выражение это еще труднее, чем парусия. По значению слово συντελεα одинаково с τλος, но с тем различием, что, по крайней мере, иногда означает окончание чего-либо при соучастии какого-нибудь лица. Если бы ученики выразились иначе: «какой признак Твоего присутствия и конца века?» и употребили бы здесь τλος, то это значило бы, что конец века был бы независим от личного присутствия Христа. Другими словами, ученики предложили бы Христу не один, а два вопроса, первый – о Его явлении, присутствии, пришествии и второй – о конце века. Но слово συντελεα поставляет в связь конец века с пришествием Христа. Отсюда видно, как важно для экзегетики и апологетики это евангельское выражение. Ни одному обыкновенному человеку нельзя было бы предложить подобного вопроса. Он был предложен и мог быть предложен только Лицу, Которое спрашивающие признавали за Мессию. Отсюда же видно, что ученики предложили Христу не три вопроса, как утверждает Иероним (interrogant triä quo tempore Jerusalem destruenda sit; quo venturus Christus; quo consummatio saeculi futura sit), а два, потому что последние вопросы представляют, так сказать, только двойную форму одного и того же вопроса (грамматически одного). «Кончина века» ( συντελεα το ανος) – было «техническим апокалипсическим выражением». С этим можно согласиться, потому что выражение, употребленное у пророка Даниила ( Дан.12:4, 13 – перевод Семидесяти), сделалось, по-видимому, ходячим и перешло в тогдашнюю апокалиптическую литературу (см. ап. Варн. 13:3, 27:15, 29:8, 30:3, 54:21, 56:2, 59:8, 82:2, 83:7, 23; Ass. Mos. 1, 18; Энох. 16:1 и др.). В Евангелиях συντελεα встречается только у Матфея ( Мф.13:39–40 , Мф.13:49, 24:3, 28:20 ) и однажды в послании к Евреям ( Евр.9:26 ). Слово «век» встречается в Новом Завете весьма часто. Оно не значит здесь, как справедливо замечают, «мир» или «вселенная», но именно «век», т.е. известный период времени с его особенными характеристиками. Вопрос учеников можно, поэтому, перефразировать так: какой признак Твоего присутствия (пришествия) и соединенного с ним обновления этого мира, его преобразования к лучшему? Неудовлетворительность тогдашнего состояния общества заставляла многих стремиться к лучшему и ожидать его. Об этом лучшем предсказывали пророки. Впоследствии эти ожидания выродились в хилиазм. «В вопросе учеников предполагается, что между разрушением Иерусалима и вторым пришествием Христа будет промежуток, во время которого они не увидят Его опять. Ученики не могли не обратить на это внимания; и поэтому ни их вопрос, ни речь Господа не ставили целью соединить оба эти события. Это необходимо иметь в виду при изучении слов Христа» (Эдершейм). Век, о котором говорили ученики, был «настоящий злой век».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1:11. Кадильный жертвенник находился в центре святого отделения в храме. В Ветхом Завете в Зах. 3 " сатана появляется в храме и стоит по правую руку от первосвященника, чтобы обвинить его; но первосвященник стоит перед Ангелом Господним, который его защищает и приносит весть о мире для его народа. 1:12. Явление ангелов вызывало у людей страх и в ветхозаветную эпоху. 1:13. Благовещение ангелов, часто с упоминанием конкретных имен, предшествовало многим рождениям в Ветхом Завете (напр.: Быт. 16:11; 17:19 ; Ис. 7:14 ). Бездетные люди по всему Древнему миру страстно взывали к богам, прося детей. 1:14,15. Ближайшая параллель Лк. 1встречается в Ветхом Завете в Суд. 13:4,5,7 , где ангел повелевает женщине, у которой родится Самсон, воздерживаться от употребления вина, потому что ее сын будет назореем (ср.: Чис. 6:3,4 ). Ср.: Лк. 7:33 . В древнем иудаизме «Святой Дух рассматривался преимущественно как Дух «пророче-ствования. 1:16,17. Илия должен был возвратиться накануне Дня Господня, чтобы обратить сердца отцов к детям ( Мал. 4:5,6 ; ср.: Сир. 48:10 ). Хотя позднейшие раввины истолковывали это пророчество как упорядочение израильских родословий Илией, специалистом по разрешению сложных правовых вопросов, речь в Книге Пророка Малахии скорее идет о примирении в семье; ср.: Мих. 7:5,6 . О «народе приготовленном» см. в коммент. к Лк. 3:4 . Просьбу о пришествии «в духе и силе Илии» можно сравнить с просьбой Елисея об удвоении духа (право первенца на двойную долю наследства) в 4Цар. 2:9 ; хотя Иоанн не совершал чудес, он был великим пророком, ибо приготовил путь Иисусу. 1:18. Как и Захария здесь, в ветхозаветные времена Авраам ( Быт. 15:8 ; ср.: 17:17), Гедеон ( Суд. 6:17,36–40; 7:10,11 ) и другие ( 4Цар. 20:8 ; ср.: Ис. 7:10–14 ) просили знамений, подтверждающих удивительныебожественные обетования, но они не были за это наказаны. Тот факт, что знамение стало для Захарии нелегким испытанием (1:20), указывает лишь на особую значимость, исключительную важность этогооткровения. 1:19. Хотя в иудаизме разработан целый спи- сок ангельских имен, в Новом Завете упоминаются лишь два ангела, встречающихся и в Ветхом Завете: Гавриил ( Дан. 8:16; 9:21 ) и Михаил ( Дан. 10:13,21; 12:1 ). Эти ангелы – самые популярные в еврейском фольклоре; иудаизм приписывает Гавриилу исполнениемногочисленных божественных поручений. В еврейской литературе главные ангелы изображаются как предстоящие перед престолом Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Главным свидетельством того, что Библия есть Слово Божие, служат пророчества, часть которых уже исполнилась, а остальные исполнятся в будущем. Другим указанием на божественную природу Библии можно назвать ее единство: сорок авторов, писавшие на протяжении полутора тысяч лет на трех континентах, были непохожи друг на друга, но смогли создать собрание книг, которое отличается поразительным единством в вопросах веры и нравственности. Человеческая сторона Писания многогранна. Во-первых, авторы часто пишут о себе в первом лице, а также делятся личным опытом ( Ездр.8:15–30 ; Неем.1:1–11 ; Ис.1:1; 6:1–8 ; Иер.1:1–19 ; Дан.7:1–28 ; Ам.1:1 ; Рим.1:1 ; 1Кор.1:1 ; 2Кор.1:1 ; Гал.1:1–3, 1:12–2:10 ; Откр.1:9–19 ). Более поздние авторы цитируют более ранних, называя их по имени, но, воспринимая цитируемые тексты как плод труда исторических личностей, не считают, будто человеческое участие как-либо принижает авторитет священных текстов ( Рим.9:27,29 ; 2Пет.3:15,16 и т.д.). Иногда ссылки на Ветхий Завет носят поразительно неформальный характер, например: «Напротив, некто негде засвидетельствовал» ( Евр.2:6 ) 19 . Во-вторых, сами авторы библейских книг говорят о своем творческом участии (см. Лк.1:3 ; 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; Рим.15:15 ; 1Кор.7:6 и т.д.). Апостол Иоанн писал верующим, опираясь на то, что сам слышал, видел и осязал ( 1Ин.1:1 ). Составляя свое Евангелие, он отбирал материалы из огромного количества событий, о которых можно было бы рассказать ( Ин.21:24–25 ). Апостол Лука для начала проделал историческое исследование – собрал сведения о жизни Спасителя, тщательно проанализировал и упорядочил их – и лишь затем приступил к написанию Евангелия ( Лк.1:1–4 ) 20 . В-третьих, авторы неотъемлемо привязаны к своему социально-историческому окружению. Они являются носителями конкретной культуры, языка, конкретных идей, живут в конкретную историческую эпоху. Многие законы Моисея имеют явные параллели с другими древними законами, такими как Кодекс Хаммурапи. Патриархальные обычаи и социальные условия в книге Бытия очевидным образом отражают исторические условия, существовавшие в Месопотамии и Египте во II тысячелетии до Р. X. Существуют параллели между некоторыми псалмами и ханаанской религиозной литературой, а также между некоторыми библейскими и египетскими притчами того времени 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

2 См. http://www.agionoros.ru/docs/421.html 3 Лк.15:18. 4 Лк.15:18 5 Пс.118:7. 6 Я сказал, что ты должен своими собственными устами назвать свои грехи, потому что, если ты запишешь их, чтобы не забыть, однако, ты обязан сам прочитать их своему духовнику, поэтому те, которые записывают свои грехи и, отдав записку духовнику, уходят, поступают плохо и неправильно и исповедь их является несовершённой, и пусть они впредь оставят эту нелепость и сами читают рукописание своих грехов. 7Поэтому и божественный Златоуст, толкуя слова «глаголи ты прежде беззакония твоя» , говорит: «Не ожидай обличающего, не надейся на обвинителя, но сам, предварив, похить первое слово». 8 Дан.2:6. 9 Пс.50:19. 10 Слово 4-е. 11 Притч.18:17. 12 Слово 4-е. 13 Пс.50:8. 14 Пс.51:4. 15 Сир.4:25. 16 Слово 4-е. 17 Слово на Крещение. 18 Слово о покаянии. 19 Ступень 171-я. 20 Кн. VII, гл. 16. 21 Иов.31:34. 22 Знай же, брат, что и сегодня разрешается исповедовать свои грехи публично, если человек усердствует в покаянии, и тот, кто это сделает, быстрее получит от Бога человеколюбие и прощение ради большего стыда и срама, которые испытывает во время такой публичной исповеди. Ибо кроме Иова, о котором мы упомянули выше, и древнего обычая, который имела в отношении этого Христова Церковь, мы находим в истории также повествование о том, что и царь Роман, поступил таким образом, ибо покаявшись в преступлении клятв, данных им своему зятю Константину Багрянородному, и в других грехах, отправил послов и собрал триста монахов из Рима и Иерусалима и во время Божественной литургии, в тот момент, когда священник возгласил: «Со страхом Божиим и верою…», – этот добрый Роман стал посреди церкви и, пренебрегши стыдом, исповедал открыто свои грехи и просил прощения; затем записав ещё свои грехи на бумаге, он послал их не пришедшим монахам, в первую очередь на гору Олимп, прося их, чтобы они сотворили молитву к Богу об их оставлении. Но послушайте о том, какие человеколюбие и милость явил ему Бог. Некий добродетельный монах на Олимпе, именуемый Дормокаитом, просил о нём Бога. И вот свыше приходит Божественный голос, говорящий ему: «Победило человеколюбие Божие». Открыв же хартию, этот монах – о чудо! – нашёл его грехи стёртыми и изглаженными.

http://pravmir.ru/o-tom-kak-podobaet-isp...

Традиц. понимание речений Иисуса Христа о Сыне Человеческом подвергалось в науке критике. Ряд ученых утверждают, что все аллюзии на Дан 7. 13 и самоотождествление Христа с Сыном Человеческим восходят к раннехрист. пониманию Писания и не являются Его подлинными высказываниями (Vielhauer. 1965; Perrin. 1974). Другие объясняли употребление этого выражения, восходящего к самому Христу, как использование арам. идиомы для обозначения человека и отрицали за ней к.-л. апокалиптический смысл (Vermes. 1973; Lindars. 1983; Hare. 1990; Casey. 1979) (см. ст. Сын Человеческий). Очевидная аллюзия на Дан 7. 13 появляется в словах Иисуса Христа в Мк 8. 38: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (ср.: Лк 12. 8-9; Мф 10. 32). Мк 13. 26 содержит апокалиптическую интерпретацию Дан 7. 13: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою». В Евангелии от Матфея выражение «Сын Человеческий» употребляется в основном для описания эсхатологического Судии и для утверждения того, что Сын Человеческий имеет царство (Мф 19. 28; 13. 24-30, 36-43, ср.: Дан 7. 14). Говоря о Втором пришествии Сына Человеческого (Мф 16. 27; 19. 28), Христос делает особый акцент на Его роли Судии: «ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (ср.: Дан 7. 14). О Сыне Человеческом говорится при описании эсхатологического Суда, к-рое завершает речь Иисуса Христа в Мф 24-25. Как и в Мф 19. 28, здесь существует очевидная близость с образами в Дан 7 и в «Подобиях Еноха»: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей» (Мф 25. 31). В Евангелии от Луки Сын Человеческий понимается, с одной стороны, как Судия, а с другой - как Ходатай за верных (ср.: Лк 12. 8-9: «...всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими» (ср.: Мф 10. 32)). Близость с образами в Дан 7 очевидна. В Лк 21. 36 Христос увещевает: «итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого», что, по-видимому, указывает на эсхатологический суд (ср. также: Лк 11. 30).

http://sedmitza.ru/text/1739732.html

Темы и мотивы. В апокалиптической литературе много общих тем и мотивов: Чувство безнадежности. Зло разрастается, и положение ухудшается ( Ис.57:3–13 ). Земля попирается и сокрушается пороком ( Дан.7:23 ). Голод, землетрясения и войны становятся все более суровыми ( Мк.13:7–8 ). Гонения усиливаются ( Мф.24:9–12, 15–22 ). Всевластие Бога. На Господа можно полагаться, какой бы тяжелой ни была ситуация ( Ис.26:1–4 ). Земля и небо могут быть разрушены, но слова Божьи не прейдут ( Мф.24:35 ). Бог сидит на престоле и заботится о тех, чьи одежды омыты кровью Агнца ( Откр.7:14–16 ). Суд и катастрофа. От землетрясений стены падут на землю, горы и утесы обрушатся; с неба изольются град, огонь и сера ( Иез.38:19–22 ). Солнце померкнет, луна покраснеет, звезды падут на землю, стихии разрушатся огнем, и земля опустеет ( Мф.24:29 ; 2Пет.3:10 ; Откр.6:12 ). Птицы будут пожирать трупы правителей этого мира ( Откр.19:17–18, 21 ). Преступники, совершавшие зло, будут брошены в озеро огненное, горящее серой ( Откр.19:20 ; см. АД, ГЕЕННА ). Небесные видения. В Божьем присутствии требуется чистота ( Зах.3:3–7 ). Небесные создания так сияют, что кажутся охваченными огнем ( Дан.10:5–6 ; Откр.1:12–16 ). Великолепие неба ошеломляет до такой степени, что представляется залом с драгоценными камнями и кристаллом ( Откр.4:2–6 ; см. ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ ). В новом Иерусалиме, нисходящем с неба, двенадцать ворот, каждые из которых из одной жемчужины. В городе прозрачные золотые улицы, и он блистает Божьей славой ( Откр.21:10–27 ). Этическое учение. «Оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему... зла друг против друга не мыслите» ( Зах.7:9–10 ). «Претерпевший же до конца спасется» ( Мф.24:13 ). Когда господин возвращается, от слуг требуется верность ( Мф.24:45–51; 25:14–30 ). «Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам?..» ( 2Пет.3:11 ). «Здесь терпение и вера святых» ( Откр.13:10; 14:12 ). Посещения свыше. Господь явится на горе Елеонской ( Зах.14:4 ). «Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете» ( Мал.3:1 ). «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф.24:27, 30, 36–44 ; ср. Мф.25:1–13 ). «Потому что Сам Господь... сойдет с неба» ( 1Сол.4:16 ). «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око» ( Откр.1:7 ). «Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» ( Откр.3:3; 16:15 ). «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный» ( Откр.19:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Политическое руководство . Наиболее заметные руководители в обществе – политические главы государств, носящие такие титулы, как князь, царь, судья, император, фараон, правитель или кесарь. Положение таких лидеров никогда не бывает надежным, и библейские рассказы изобилуют примерами политических интриг, когда недовольные члены семьи, царедворцы, этнические группы, религиозные фанатики и политические противники пытались свергнуть правителя (и нередко добивались успеха). Царь служил символом силы и власти. Вместе с тем библейские авторы показывают, насколько на самом деле мимолетны власть царя и его жизнь: царя может поразить выпущенная наугад стрела ( 2Пар.18:33 ), царь может быть убит заговорщиком ( 3Цар.16:16 ), царя может поразить умственное расстройство ( Дан.4:30 ), царь может быть низложен иноземными завоевателями ( 4Цар.25:7 ). Мысль об абсолютной власти царя и в то же время о ее преходящем характере выражена в притче: «Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» ( Притч.21:1 ). Видное место в Библии занимает образ Бога как Царя (см. ЦАРСКИЙ ДВОР ): например, «Господи сил, Царь мой и Бог мой» в Пс.83:4 и «Царь вечный» в Иер.10:10 (ср. Пс.47:2 ; Дан.4:34 ; 1Тим.6:15 ; Откр.15:3 ). Применительно к Богу часто используются образы атрибутов царской власти и дворца. В качестве примеров можно отметить упоминания о царских дворах Бога ( Пс.99:4 ), Его престоле ( Пс.46:9 ) и Его скипетре ( Пс.44:7 В пустыне Моисея утомляло рассмотрение всех судебных дел, которые ему представляли ( Пс.18:13–27 ). По совету Иофора он ввел систему заместителей, занимавшихся рассмотрением простых дел, а более сложные передававших ему самому. Эта система судей получила правовой статус во Второзаконии, где предписывалось: «Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным» ( Втор.16:18 ). Во времена монархии судьи исполняли одновременно юридические и административные функции. При Давиде «Хенания и сыновья его определены [были] на внешнее служение у Израильтян, писцами и судьями» ( 1Пар.26:29 ). Судьи играли важную роль в попытке Иосафата ввести в стране управление, основывавшееся на законе. С этой целью «приставил Иосафат некоторых из левитов и священников и глав поколений у Израиля – к суду Господню и к тяжбам» ( 2Пар.19:8 ) и дал им повеление «действовать в страхе Господнем, с верностию и с чистым сердцем» ( 2Пар.19:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

К ст. 24. " Святый Божий». Здесь в смысле «посвященный Богу», а не в см. праведный, ср. Ин.10:36 : черта мессии Иисуса («пришел»), вызывающая страх бесов. Иак.2:19 . К ст. 32. «Бесноватых». Изгнание бесов не смешивается с исцелениями от болезней. Ст. 34, 9:28. К ст. 40. «Прокаженный». Под проказой в Св. Пис. разумеется, по-видимому, несколько однородных болезней, связанных с состоянием ритуальной нечистоты (отсюда выздоровление=очищению) и, след., необходимостью изоляции, Лев.13 . Проказа, столь распространенная на Востоке в древнее время, – болезнь мучительная и вызывавшая отвращение, но не неизлечимая. В Лк.5:12 : «весь в проказе». Ср. Лев.13:12 . Точно определить эту болезнь, или болезни, в понятиях современной медицины пока не удается. К ст. 44. «Принеси за очищение». См. Лев.14 . Очищение совершалось священником в Иерусалимском храме; лишь после совершения установленного ритуала выздоровевший прокаженный становился полноправным членом общества и синагоги. «Во свидетельство им», т.е. священникам; явление благодатной силы должно служить для них знамением, пренебрежение к которому, или приписывание его темной силе, будет свидетельствовать против них. Ср.6:11 и 13:9 (по смыслу). К гл. 2 ст. 1. «Опять... в Капернаум». Этот город служит в это время главным местопребыванием Христа. Отсюда Он предпринимает частые миссионерско-проповеднические путешествия в окрестные города и селения. Ср. еще 3:19, 5:21 и м. б. 6:30 и 7:1. К ст. 3. Расслабленный=паралитик. (греч. т.: παραλυτικν.) К ст. 4. «Раскрыли кровлю» дома; под «домом " , ст. 1, разумеется, скромная восточная хижина, с плоскою крышей и внешнею к ней лестницею. ср. Деян.9:43, 10:9–20–21 . К ст. 10. «Сын человеческий»; именование это не тождественно с именованием «Мессия», как указывает Мф.16:13 и Мк.8:27–29 , ни с понятием «человек», ибо последнее не было бы здесь служить основанием, или указанием на наличие власти прощать грехи. Усвоение Христом этого именования и связанной с ним власти указывает на исключительность Его мессии и ставит перед книжниками вопрос о том, кто Он и где источник Его силы и власти. Дан.7:13–14 . Ср.11:28 и пар.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Если покрытая листьями и плодами ветвь служит архетипом изобилия и благословения, то срубленная или бесплодная ветвь обозначает разрушение и Божью немилость. В нарисованной одним из советчиков Иова картине участи нечестивца упоминается, что «ветви его не будут зеленеть» ( Иов.15:32 ), а другой советчик сказал, что «сверху увянут ветви его» ( Иов.18:16 ). Падение Навуходоносора изображается как падение срубленного дерева, из-под обрубленных ветвей которого убегают звери и улетают птицы ( Дан.4:11 ). Применительно к национальному уровню, этот образ рисует, как Господь отсекает «пальму и трость, в один день» ( Ис.9:14 ) и обрубает «ветви» и «отрасли» ( Ис.18:5 ; см. также Иер.11:16 и Иез.15 ), а падение народа сравнивается с четырьмя или пятью оставшимися плодоносными ветвями ( Ис.17:6 ). Но придет день, когда Бог сожжет нечестивцев, и не останется у них «ни корня, ни ветвей» ( Мал.4:1 ). Важное место образ ветвей занимает не только в пророчествах о суде, но и в ветхозаветных видениях грядущего восстановления. Придет день, когда «отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля» ( Ис.4:2 ). Восстановленный Израиль будет подобен посаженному величественному кедру, который пустит ветви и принесет плод ( Иез.17:23 ). В видениях грядущего золотого века ветвь принимает особое значение как символ Мессии. «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» ( Ис.11:1 ). Или: «Вот, наступают дни, говорит Господь, – и восставлю Давиду Отрасль праведную» ( Иер.23:5 ; см. также Иер.33:15 ). У Захарии есть пророчества о «рабе Моем, Отрасли» ( Зах.3:8 ) и о «Муже, – имя Ему Отрасль» ( Зах.6:12 ). В этих мессианских пророчествах образ ветви превращается в символ грядущего Божьего Представителя, Который будет одновременно Царем и Первосвященником. Определенную группу образов, связанных с ветвями, можно отнести к разряду обрядовых. Во время ветхозаветного праздника кущей надо было в течение семи дней жить в шалашах, сделанных из ветвей красивых деревьев ( Лев.23:40 ; Неем.8:15 ). Два загадочных «помазанных елеем, предстоящих Господу всей земли», изображены в виде «двух масличных ветвей» с правой и левой стороны светильника ( Зах.4:11–14 ). Во время триумфального въезда Иисуса в Иерусалим путь перед Ним устилался пальмовыми ветвями ( Мф.21:8 ; Мк.11:8 ; Ин.12:13 ), которые служили для чествования победителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010