Милостыня ценится не количеством, но усердием Земледельцы убогие, которые мало собранных плодов имеют, хотя и нужду терпят, однако ж берегут их, чтобы было что сеять, и тако плоды собрать. Убогий христианине, твори и ты такожде, как оные убогие и разумные трудники творят. Убогое имение у себе имеешь, но не все расточай на домашние твои расходы; береги, чтобы было что посеять, и во время жатвы плоды собрать. Удели часть и от убогаго Христу, Который сторицею в свое время тебе отдаст: сей хотя мало семен в руки нищих, да благодатию Божиею умножится плод твой: давай просящему у тебе со усердием и малое: от доброхотнаго дателя поданное за великое почтет и приимет человеколюбивый Иисус, якоже от убогия вдовицы два лепта принял. «Аминь, глаголю вам, яко вдовица сия убогая множае всех вверже вметающих в сокровищное хранилище. Все бо от избытка своего ввергоша: сия же от лишения своего вся елика имеяше, вверже, все житие свое» ( Мк. 12, 43 и 44). Вметай убо и ты хотя лепты в руки нищих, как семена в землю: и в свое время с радостию пожнешь. «И чаша» бо студеныя «воды, во имя Христово» поданная, «незабвенна» пред Ним бывает ( Мк. 9, 41 ) (4:78) (также 5:181; см. МИЛОСЕРДИЕ , 508). Без милости все дела христианина не имеют силы Христос глаголет: «Будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» ( Лк. 6, 36 ). Лучше убо Бог услышит и приимет милостыню творимую, нежели молитву, песнь и хвалу приносимую. Что бо МОЛИТВА без милостыни? Как глас без силы. Милостыня сама собою молится более, нежели вси человеки. Без милости нашей к ближнему, вси наши неключимы дела, как древо без плодов. Нет же большей милости, как грешника увещать и обратить на путь покаяния. Сего ради Христос, Господь наш, ради нас и в мир пришел, и обращался со грешниками, чтобы их обратить на путь истинный, и нас примером Своим научает, что хотя вси христиане, но наипаче пастыри, которые на тое и избираются, должны делать, да будут единаго духа и мысли со Христом (5:120–121). Милостыню давать из своих средств, а не из чужих

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Святой Иона, неуклонно державшийся правил церковных, требовал и от других строгого исполнения своего долга, и неоднократно, на его суде, изрекался, над нарушителями своего долга, грозный приговор суда Божия, за недостаток их любви к ближним. По сказанию жизинеописателя, пришла однажды убогая вдовица к его ключнику, по имени Пимену, и просила дать ей испить не много меда немощи ради, но Пимен жестоко отринул ее, говоря, что не время. На другой день сия вдовица пришла просить о том же самого Святителя, и он велел ей идти к ключнику, но вдовица сказала, что уже просила и не получила. Призвал Святитель жестокосердого и спросил: «для чего оскорбляет нищих и вдовиц, не давая им потребного, Бога ради?» Пимен отвечал: «что не вовремя пришла вдовица, оттого ей и не даль». Тогда Святитель сказал ему: «знаешь ли, брат мой, какую ты оскорбил вдовицу, угодницу Божию? и вот за сие согрешение, судьбами Божиими, постигло тебя смертное посещение; иди скорее к отцу духовному и открой ему грехи свои». Немедленно велел он постричь в схиму инока и в тот же день скончался Пимен. Пришла и другая вдовица жаловаться Святителю, что один из слуг его, которому вручена была милостыня, для раздачи убогим, отчасти ее удерживает. Призвал неправедного раздаятеля строгий Владыка и спросил: «почему он презрел вдовицу?» Ложью думал оправдаться неверный служитель, но вдовица продолжала обличать его. Тогда раздраженный слуга воскликнул: «иди и умри, чтобы более не лгать на меня». Но Святитель сказал: «не так будет; ибо вдовица говорит истину и останется жива: ты же умыслил в сердце своем, искусить Духа Божия, и умрешь, ибо не человеческое похищаешь имение, но обещанное Богу». В тот же час тяжкая болезнь посетила виновного, и он вскоре испустил дух, к общему ужасу всех, подобных ему святотатцев. Во свидетельство богоугодной жизни Святителя Божия пред его паствою, был он извещен от Господа о близкой своей кончине, чудным видением. Страж соборной церкви, Максим, обходя ее однажды ночью и ударяя в било, внезапно увидел отверстый храм, с горящими внутри свечами и поющий в нем лик священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Глава третья 14. А что (да будет позволено нам возвратиться к предыдущему) значит то, что во время величайшего голода по всей земле вдовица, однако, не переставала заботиться о Боге, и именно к ней был послан пророк для пропитания (3 Цар. 17, 14)? Так как Господь напоминает мне, что Он намеревается говорить поистине (Лук. 4, 25), то в этом случае, кажется, Он побуждает нас видеть таинство. И в самом деле, что может быть истиннее таинства Христа и Церкви? Итак, не напрасно из многих вдовиц оказано предпочтение той одной. Кто же эта вдовица, к которой посылается столь великий пророк, который был взят на небо; и притом (посылается) тогда, когда небо было заключено на три года и шесть месяцев, когда сделался голод великий по всей земле? Повсюду был голод, а эта вдовица однако еще не имела нужды. Что же означают эти три года? Не те ли это три года, в которые приходил на землю Господь и не мог найти плода на смоковнице, как о том написано: «Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу» (Лук. 13, 7). 15. Без сомнения, это та вдовица, о которой сказано: «Возвеселись, неплодная, не рождающая, воскликни и возгласи, не мучившаяся родами, потому что у оставленной гораздо больше детей, нежели у имеющей мужа» (Ис. 54, 1). И поистине вдовица та, о которой прекрасно сказано: ты забудешь о бесславии и вдовстве твоем, ибо я — Господь творец твой (Ис. 54, 4, 5). И, может быть, поэтому–то является вдовицей та, которая хотя оставила мужа ввиду страдания тела, но в день суда, однако, получит Сына Человеческого, Которого она, казалось ей, потеряла: Ибо, говорит, «на малое время Я оставил тебя» (Ис. 54, 7), конечно, затем, чтобы оставленная с еще большею славою могла сохранить верность. 16. Таким образом, все: и девы, и замужние, и вдовицы имеют пример, которому должно подражать. Вот почему, может быть, и Церковь (одновременно является) девой, замужней и вдовицей, ибо все они — одно тело во Христе. Итак, именно она 324 есть та вдовица, для которой во время осудения на земле небесного слова были нарочито посылаемы пророки; она была бесплотной вдовицей, но сохранявшей деторождение до определенного ей времени.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Ст. 9. χρα καταλεγσθω μ λαττον τν ξκοντα γεγονυα νς νδρς γυν – Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа. До сих пор, Апостол говорил о вдовицах, вообще, и в частности, о вдовицах, имеющих детей и внуков, и об одиноких. Он здесь касался исключительно их семейного положения и нравственных качеств. Далее Апостол ведет речь о вдовицах, возводимых в церковное звание, – о тех вдовицах, которые находились под особым покровительством Церкви и состояли на ее попечении. Что значит избираемая? Апостол в начале 12 ст. говорит: молодых вдовиц не принимай. Очевидно, что молодые (12 ст.) противополагаются престарелым (9 ст.) и понятие не принимай – понятию избираемая; одни из вдовиц не могут быть принимаемы, другие же избираются. На что, или куда избираются? Из этого же послания ( 1Тим. 5:16 ) и истории известно, что в первые времена Церковь на своем иждивении содержала некоторых вдовиц, которые, посему, пользовались особым почетным положением. Они не занимали, как диакониссы, какой-либо должности. Принимая их под свое покровительство, и давая им содержание, Церковь имела в виду не от них получать какую-либо пользу (на слишком шестидесятилетних стариц едва ли возможно возложить какие-либо задачи или обязанности), а их успокоить, дать им угол и пропитание. Эти вдовицы составили особый класс церковного общества, не имевший административного значения, а свидетельствовавший о силе христианской любви, и о том, что Церковь уподоблялась семье, где беспомощные члены пользуются особым, даже почетным покровительством. Таким образом, слово избирать – καταλεγιν 2245 означает акт, посредством которого вдовица принималась под церковное покровительство и поступала на церковное содержание. В 9 и 10 ст. Апостол излагает свойства, какие должна иметь вдовица, пользующаяся церковным покровительством. Такая вдовица должна быть не менее 60 лет. Это потому, что только престарелая и, уже утратившая силы, достойна церковного содержания и особого почтения. От такой вдовицы требуется, чтобы она была за одним мужем. Основанием этого требования служит высокое христианское воззрение на брак; Церковь второбрачие только попускает, и то, только мирянам, от лиц же, имеющих к ней какое-либо особое отношение, она требует обязательного единобрачия (или безбрачия). Кроме положенного возраста и единократного брачного союза, вдовица должна иметь свидетельство о своей жизни, проведенной в добрых делах. Об этом Апостол говорит в следующем стихе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Ст. 38. Лишь только скончалась Тавифа, ученики, т. е. христиане яффские, услышав, что Петр находится в Лидде, которая была близ Иоппии, послали к Петру двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. Ст. 39. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Все вдовицы со слезами предстали пред апостолом Петром. Вдовицы окружили Петра. Видно, не было у усопшей Тавифы родных; она была, должно быть, круглая сирота. Но, к счастью, она присоединилась к обществу добродетельных вдовиц. Что это была за община? Это – община добровольно, всецело посвятивших себя Богу и добру в мире строгих женщин, которые воздержно жили своими трудами и от своих трудов праведных уделяли бедным или в храм Господень. Так, занимаясь рукоделием, шитьем и вязаньем, они самые сработанные вещи отдавали бедным семействам, где дети, например, и при честных трудолюбивых родителях недостаточно одеты и согреты. Такая постоянная заботливость о нужде ближнего услаждает жизнь самой благотворительницы и особенно благословляется Господом. Среди этой общины покойная Тавифа, видно, особенно выдавалась своим трудолюбием и человеколюбием; оттого-то о ней и плакали все. Все вдовицы со слезами предстали перед апостолом Петром, показывая рубашки и платья, какие другим делала и дарила Серна, живя с ними. Так-то добрая подруга лучше иной родни. Нам представляется при этом наша обыденная жизнь одиночек-вдовиц или еще не пристроенных, но совершеннолетних девиц. Похожи ль они в своей жизни на Тавифу? Вот, к примеру, остается вдова бездетная. Как жизнь и смерть в руце Божией, так, значит, и вдовство не без воли Божией, премудрой, премилосердной. Правда, вдовство есть крест; но вдовство бездетной – еще не особенно тяжелый крест. Одна голова не бедна. И нужно с самого начала вдовства вдовице понять в своей судьбе руку и волю Божию и благодушно, терпеливо покориться ей. Что же ей остается в одиночестве делать? Падать духом? – Бесчестно и грешно. Желать замужества второго? – Преждевременно и необдуманно идти против только что явленного в смерти супруга определения Божия. Но для души одинокой, унылой, тоскующей во вдовстве, первое дело – честный труд и христианская деятельность, сообразная с положением в обществе, с образованием, с силами и средствами вдовицы. В этих занятиях – отрада для души, залог и преграда от соблазнов и влечений света, в этом – задача и цель вдовства. Второе супружество – это тоже дело Божие, которое устрояется сверх человеческих расчетов. А потому, вдовица, верь, надейся и молись. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь ( 1Tuм. V, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Впервые о вдовицах (ch/ra) как об отдельном классе верующих мы читаем уже в Новом Завете. Всего слово ch/ra употребляется в собрании новозаветных документов 25 раз. В Евангелиях (13 случаев употребления) «вдова» используется для обозначения одинокой, оставшейся без мужа женщины. В остальных сочинениях Нового Завета, описывающих уже социальную реальность Церкви «вдова» приобретает новые значения. Так, в Деян.6.1, Деян.9.39,41, Иак.1.27 и в 1 Тим.5.3–16 ch/ra являет собой особую категорию христиан. В Деян.6.1 «вдовицы» — суть те, которые являлись объектом «ежедневного раздаяния потребностей», то есть материальной помощи со стороны общины. В Иак.1.27 обязанность христианина «призирать вдов и сирот в их скорбях» является показателем «чистого и непорочного благочестия пред Богом». Вдовицы в Деян.6.1 и Иак.1.27 — те, кто не может обеспечить себя, и поэтому забота о нем ложится на плечи общины. Напомним, что в Деян.6.1 описывается община в Иерусалиме, а послание Иакова традиционно и считается памятником Иерусалимской Церкви. Таким образом, мы можем сделать вывод, что в 30 — 62 в Иерусалимской Церкви «вдовицами» были те женщины, оказавшиеся в затруднительном положении, о которых материально заботилась община. В 1 Тим.5.3–16 мы встречаемся с принципиально иной картиной, которая, скорее всего, была характерна для церквей, основанных апостолом Павлом или находящихся в сфере его влияния. Своеобразие описываемой у Павла ситуации состоит в том, что вдовицы здесь выступают не только как неимущие женщины, стоящие «на балансе» у экклесии, но как особое служение, имеющие свои специфические функции. Из 1 Тим.5.3–16 мы узнаем, что: — вдовица «избирается» (katalegesqw); — она должна быть не менее, чем шестидесятилетняя; — вдовицы избирается на основе своего высокого нравственного состояния. — служение вдовицы состоит в том, что она «надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь»; — необходимым свойством служения вдовицы является их отказ от второго брака, то есть жизнь в половом воздержании;

http://predanie.ru/book/217334-zhenskie-...

Но кажется, святой Павел имеет при сих словах в виду не столько подозрения других, сколько предотвращение сердечного сочувствия юницам. Это сочувствие и далее влечение естественно вызывается при встрече с женами, особенно юными. Но оно не неизбежно и тем менее таково, чтоб необходимо властвовало над сердцем. Его можно пресекать, при самом зарождении или первом движении, и прогонять, когда оно против воли прорвется. Вот об этом отторжении от сердца сочувствий и говорит здесь Апостол. «Апостол присовокупил: со всякою чистотою, — пишет блаженный Феодорит, — научая при телесном целомудрии сохранять и душевное и не допускать в себя никакого вреда посредством зрения или слуха». б) Об устроении вдовиц (5, 3—16) Вдовы, с самого начала устроения Церкви, состояли на попечении христианских обществ. Для устроения их в первой Иерусалимской Церкви были избраны особые лица (см.: Деян. 6). По этому образцу и все другие общества христианские долгом своим считали — обеспечивать вдов и сирот. А что это продолжалось и потом, указание на то можно видеть в Послании святого Игнатия к святому Поликарпу (см.: Священному ченик Игнатий Богоносец. Послание к святому Поликарпу. 4), в Первой Апологии святого Иустина (см.: Мученик Иустин Философ. Первая Апология. 67), и в «Церковной истории» Евсевия (см.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. 6, 43). Об них и говорит здесь святой Павел; и говорит: аа) сначала об устроении вдовиц вообще (см.: 5, 3 — 8); а потом: бб) частнее (см.: 5, 9—15),— о вдовицах: α) престарелых (см.: 5, 9-10) и: β) юных (см.: 5, 11-15); вв) напомнив в конце и еще, что говорил об устроении вдов вообще (стих 16). Пространно пишет,—верно, надлежала нужда в этом. аа) О пристроении и обеспечении вдовиц вообще (5, 3—8) Глава 5, стих 3. Вдовицы чти сущия истинныя вдовицы. Чти — не пренебрегай, или не неради об них, а имей о них попечение. « Чти — стоит вместо: милосердуй о них и доставляй им потребное» (блаженный Феофилакт). Но чти, говорит, таких, которые суть истинные вдовицы. Какие же это истинные вдовицы? Конечно те, которые хорошо живут (стихи 5 — 7), но которым при сем жить нечем (стих 16). Блаженный Феодорит пишет: «вдовам, не имеющим никакого ниоткуда источника к удовлетворению своих нужд, надлежит пользоваться, говорит Апостол, церковным вспоможением». Святой Иустин, в своей Апологии, говорит, что «верующие жертвовали в Церковь кто что мог; а настоятели Церквей,— пастыри, раздавали потом собранное бедным, вдовам и сиротам». Вдовицы, которые сами могли содержаться или которых могли содержать их собственные семьи, не должны были тяготить собою Церкви (стих 16). «Такие не суть настоящие вдовицы» (Экумений).— Относительно них вот что заповедует святой Павел. Стих 4. Аще же кая вдовица чада или внучата иматъ, да учатся прежде свой дом благочестиво устроити, и взаем воздаяти родителем: сие бо есть благоугодно пред Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Церковь её питает, кормит и содержит, а она служит Церкви. Пример такой «истинной вдовицы» есть в книге Евангелия апостола Луки, где Анна, дочь Фануилова, вместе с Симеоном Богоприимцем встречали Христа в Иерусалимском храме. Она всю жизнь прожила при храме, служа Богу молитвой день и ночь. Вот эти «истинные вдовицы». А не «истинная вдовица» — это та, которая мужа не имеет, но такая молодящаяся дама, которая не прочь была бы ещё замуж выйти и устроить свою жизнь. Она для церковного служения плохо подходит, у неё другие мысли в голове. Вот это уже другое, это не «истинная вдовица». Поэтому сказано: «Вдовиц почитай, истинных вдовиц». Есть  такой принцип моногамии — единобрачия: женщина не согрешает, если она выйдет замуж ещё раз. Здесь нет никакого запрета, потому что лучше жениться, чем разжигаться, и вообще- плохо человеку одному на свете. И вдовец, если овдовеет и ещё раз женится - он не согрешит. Но, конечно, гораздо лучше, если женщина, однажды побывав замужем, а потом потеряв мужа в силу разных причин, уже хранит себя, говорит: «Я уже замужем была». Так многие говорят. Я сам слышал эти слова из уст благочестивых женщин. Им говорят: «А может, вам ещё замуж выйти? Вы ещё довольно молодая женщина». — «Да нет, я уже была замужем. У меня есть один муж, и я надеюсь с ним на небесах встретиться». Вот это «истинная вдовица». По критерию верности усопшему мужу, по критерию нежелания устраивать по-плотски свою земную жизнь, по критерию беспомощности и беззащитности, всецелой преданности Церкви Божией определяется «вдовица истинная» от той женщины, которая просто мужа не имеет. — Здравствуйте, батюшка Андрей. Всем радиослушателям желаю душевного и телесного здравия. В четырёх Евангелиях Иисус очень часто говорит о Царствии Небесном и о Царствии Божием, а в Евангелии от Луки Он конкретно Своими устами говорит, что меньший в Царствии Божием — больше, чем Иоанн Креститель. Получается, что Иоанн Креститель — в Царствии Небесном, может быть, на каких-то уровнях, но не в Царствии Божием.

http://radonezh.ru/text/rasskazhite-pozh...

Юноши, якоже братию, – разумеется – увещавай, – как братьев – для того, чтобы сдерживать свойственную этому возрасту дерзость. Старицы, якоже матери, по причине, высказанной относительно увещания старцев. – Юныя, якоже сестры, со всякою чистотою. Так как беседы с молодыми женщинами легко навлекают подозрение, то ты делай это со всякою чистотою, т.е. избегай даже обыкновенной благосклонности к ним. – К этому увещавает Апостол не одного только Тимофея, но и всякого епископа. 1Тим.5:3–8 . Вдовицы чти сущыя истинныя вдовицы. Аще же кая вдовица чада или внучата имать, да учатся прежде свой дом благочестиво устроити, и взаем воздаяти родителем: сие бо есть благоугодно пред Богом. А сущая истинная вдовица и уединена уповает на Бога, и пребывает в молитвах и молениях день и нощь: питающаяся же пространно, жива умерла. И сия завещавай, да непорочни будут. Аще же кто о своих, паче же о присных не промышляет, веры отверглся есть, и невернаго горший есть. Почему апостол Павел ничего не говорит о девственницах? Может быть в то время их еще не было. Каких вдов он называет истинными, об этом он говорит дальше. Истинных вдов он заповедал почитать, потому что оне не имеют ни мужей, ни детей, – а это обстоятельство для многих казалось достойным осуждения. Поэтому-то, говорит Апостол, такие вдовы должны пользоваться почтением со стороны священнослужителя, который таким образом удержит и других от нанесения им обид. Или: вдовицы чти, т.е. доставляй им все необходимое. Аще же кая вдовица чада или внучата имать... Такую нельзя назвать истинною вдовою; истинная вдова та, которая совершенно одинока. Да учатся прежде свой дом благочестиво устроити, т.е. расположить, научить благочестивому образу жизни, и взаем воздаяти родителем ( προγνοις ). Видишь ли благоразумие святого Павла: часто он убеждает, приводя и обыкновенные человеческие соображения. Так как предки твои, говорит он вдове, родили тебя на свете и позаботились о тебе, то ты, не будучи в состоянии воздать должное им самим, так как они умерли – воздай должное им в лице их потомков – детей своих, отплати им тою же любовью, которою ты обязана по отношению к их предкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ikumenij_Trikk...

1 Тим 4:4–8, 16 Послание к Тимофею первое, зачало 285Б. Чадо Тимофее, верно слово и всякаго приятия достойно. На сие бо и труждаемся и поношаеми есмы, яко уповахом на Бога жива, Иже есть Спаситель всем человеком, паче же верным. Завещавай сия и учи. Никтоже о юности твоей да нерадит, но образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою. Дондеже прииду, внемли чтению, утешению, учению. Не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества. В сих поучайся, в сих пребывай, в сих разумевай, да преспеяние твое явлено будет во всех. 1 Тим 4:9–15 Послание к Тимофею первое, зачало 285В. Чадо Тимофее, старцу не твори пакости, но утешай якоже отца: юношы, якоже братию, старицы, якоже матери, юныя, якоже сестры, со всякою чистотою. Вдовицы чти сущыя истинныя вдовицы. Аще же кая вдовица чада или внучата имать, да учатся прежде свой дом благочестиво устроити и взаем воздаяти родителем, сие бо есть благоугодно пред Богом. А сущая истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь. Питающаяся же пространно, жива умерла. И сия завещавай, да непорочни будут. Аще же кто о своих, паче же о присных не промышляет, веры отверглся есть и невернаго горший есть. Вдовица же да причитается не менши лет шестидесятих, бывши единому мужу жена, в делех добрых свидетельствуема, аще чада воспитала есть, аще святых нозе умы, аще странныя прият, аще скорбным утешение бысть, аще всякому делу благу последовала есть. 1 Тим 5:1–10 Послание к Тимофею первое, зачало 286. Чадо Тимофее, юных вдовиц отрицайся: егда бо разсвирепеют о Христе, посягати хотят, имущыя грех, яко первыя веры отвергошася. Купно же и праздны учатся обходити домы, не точию же праздны, но и блядивы и оплазивы, глаголющыя, яже не подобает. Хощу убо юным вдовицам посягати, чада раждати, дом строити, ни едины же вины даяти противному хулы ради. Се убо некия развратишася вслед сатаны. Аще кто верен или верна имать вдовицы, да довлит их, и да не тяготится Церковь, да сущих истинных вдовиц удоволит. Прилежащии же добре пресвитери сугубыя чести да сподобляются, паче же труждающиися в слове и учении. Глаголет бо Писание: вола молотяща не обротиши, и достоин делатель мзды своея. На пресвитера хулы не приемли, разве при двою или триех свидетелех. Согрешающих же пред всеми обличай, да и прочии страх имут. Засвидетельствую пред Богом, и Господем Иисус Христом, и избранными его Ангелы, да сия сохраниши без лицемерия, ничесоже творя по уклонению.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-n...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010