К постоянной борьбе с этим миродержцем призывают чад Христовых и другие Апостолы. «Облекитесь во всеоружие Божие, – наставляет Ефесян ап. Павел, – чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань... против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:11–12 ). Что же требуется для победы над этим миродержательным злом? Кто и при каких условиях может надеяться на успех в этой борьбе? На этот вопрос дает ответ возлюбленный ученик Господа, ап. Иоанн: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий... пришедший водою и кровию и Духом» ( 1Ин.5:4–6 ). Облекшийся во Христа и сочетавшийся с Ним в водах крещения, приявший Св. Духа в тайне миропомазания, углубляющий свое общение со Христом в достойном приятии животворящих Тайн Тела и Крови Христовых и делающийся чрез то обителью Св. Троицы, вот кто является победителем мира и князя его. Основывается же эта победа на предварительной победе Искупителя-Христа, изрекшего в прощальной беседе с учениками: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин.14:30 )... «мужайтесь: Я победил мир» ( Ин.16:33 ). Эта победа над миродержательным злом, вполне сказавшаяся после славного Воскресения Христова, сообщилась и тем, кто, отрекшись от отца лжи, сочетался с Победителем Христом и увидел в себе живущим Сына со Отцем и Духом (см. Канон ко св. Причащению, песнь 9, тропарь 2 255 , также 1-ю молитву св. Василия Великого ко св. Причащению 256 ). «Дети! вы от Бога, и победили их ; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире», – удостоверяет тайнозритель ( 1Ин.4:4 ). Борьба тьмы со Светом, отца лжи с Духом Истины, князя мира сего с Царем небесным, Владыкой царства премирного, началась на земле со времени наших праотцов. Тогда же изречено было Божие Слово, предопределившее на тысячелетия эту борьбу, равно как и течение ее: «И сказал Господь Бог змею: ...вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт.3:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Великий тайновидец, апостол Павел, вознесенный до третьего неба, видел рай и слышал неизреченные слова (см. 2Кор.12:2, 4 ), утверждает, что «Бог обитает в неприступном свете; Его никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим.6:16 ). Знание о Боге, совершенства Которого безмерно превосходят любое наше понятие о совершенстве, приемлется как Божий дар, как Божие Откровение; Сын познается Отцом, Отец – Сыном: «Никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти» (ποαλψαι, Мф.11:27 ; ср.: Ин.14:7–11 ). Дух Святой познается Сыном, Сын и Отец – Духом (см. Ин.14:26, 17, 15:26, 16:13–15 ), ибо того, что в Боге, не знает никто, кроме Духа Святого (см. 1Кор.2:11 ), Который и преподает истинное знание о Боге (см. 1Кор.2:12 ) и открывает Божии тайны верующим и любящим Бога (см. 1Кор.2:10 ; Рим.8:16 ; 1Ин.4:13 ; Деян.5:32 ). Одним словом, Бог может познаваться Богом; без Бога невозможно познать Бога. «Никто не может знать Бога, – пишет святой Ириней, – если Бог его не научит, то есть Бог не может познаваться без Бога». А святой Григорий Богослов восклицает: «Что мы существуем и что знаем Бога – это от Бога ( Θεο)». Благодаря Господа за богопознание, блаженный Августин обращается к Нему так: «Я познал Тебя, но не без Тебя, а в Тебе; ибо Ты – Свет, просветивший меня». По Своему неизреченному человеколюбию Бог открыл о Себе людям то, что они могут о Нем постигнуть. Отчасти сделал Он это в природе, более полно в Ветхом Завете, а самым совершенным образом – в Господе нашем Иисусе Христе. Поэтому перед человеческим разумом стоят два пути к богопознанию: естественный и сверхъестественный. Естественный ведет к богопознанию посредством изучения видимого мира как Божия творения (см. Рим.1:19–20 ) и богообразной сущности человеческой души (см. Быт.1:27 ; 1Кор.11:7 ; Кол.3:10 ), сверхъестественный – посредством Святого Откровения, преподанного сначала через ветхозаветных избранников, а затем через воплощенного Бога и Господа нашего Иисуса Христа (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Отцы обладали авторитетом и им воздавались почести; дети еще только обучались и не имели социального статуса и авторитета. Юноши обычно ассоциировались с силой и мужеством, отвагой; здесь они одолевают зло, участвуя в победе «Христа (4:4; 5:4) над грехом (3:10–12). Хотя некоторые древние авторы часто считали, что молодые люди более уязвимы и подвержены особым искушениям (особенно распутству), Иоанн выражает свою уверенность в них. 2:15–17 Не любите мира 2:15. В понятие «мир» входит все, кроме Бога; здесь речь идет о системе, которая противостоит Богу. В ветхозаветные времена Израиль должен был постоянно выбирать между союзом с Богом и союзом с окрестными языческими народами, так же и христиане, рассеянные среди народов, должны были избрать Христа – вопреки всему, что препятствовало этому выбору в их культуре. В случае читателей Иоанна, отказ идти на компромисс мог многого стоить (3:16). 2:16. В Ветхом Завете желание часто связывалось с похотью очей, особенно сексуальное влечение и гордыня. Но и иудаизм, и философы (напр., Аристотель, Эпиктет) осуждали высокомерие, гордыню и самовосхваление. Объединяя все эти пороки, Иоанн мог проводить параллель, как считают некоторые комментаторы, с Быт. 3:6 , хотя язык здесь носит более общий характер. 2:17. Иудаизм подчеркивал преходящую природу окружающего мира и вечность слова Божьего (ср. также: Ис. 40:6–8 ). Слова Иоанна призваны вселить уверенность, ободрить тех, кто предпочел смерть во имя Христа, вместо жизни, которую предлагает мир (ср.: 1Ин. 3:16 ). 2:18–27 Различение духов: богословский тест Иоанну нужно было убедить своих читателей в том, что они не отступники, а истинные последователи Бога. К тесту нравственному (2:1–11) Иоанн теперь добавляет богословский: они должны иметь правильные представления о Христе. Иоанн продолжает развивать мысль о конце времен (ст. 18), высказанную во 2:17. 2:18. Согласно верованиям иудеев, зло должно умножаться в конце времен; продолжительность этого периода, непосредственно предшествующего концу земной истории, не определена (как здесь), хотя некоторые иудейские авторы оценивали ее конкретно (напр., сорок лет, четыреста лет). Некоторые иудеи также верили в появление зловещей фигуры, например, в лице первосвященника или правителя, угнетающего народ Божий, – эта мысль занимала умы и стала преобладать в среде христиан (см., напр.: 2Фес. 2:3,4 ). Иоанн утверждает, что есть уже много «антихристов». (Иоанн – единственный в Новом Завете, кто использует этот термин. Греческая приставка «анти-» означает «вместо», но он, вероятно, имеет в виду тех, кто стремится занять место Христа – «лжехриста», по аналогии с «лжепророком» в 4:1, если речь идет именно об этом; однако значение «против» более вероятно, т. е. противник Христа. Ср. аргумент Павла о том, что «тайна беззакония уже в действии» – 2Фес. 2:7 .)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Еф.1:11 ; Евр.6:17 ) в глазах развращённого мира казалось соблазном и безумием ( 1Кор.1:23 ), но своею божественною силою победило мир ( 1Ин.5:4 ; Апок.3:21 ). Слав. пер. же (=но, ср. Быт.24:4; 45:8 ; Иов.14:16 ; также Пс.1:2:4 ) соответствует греч. чтению Комплют. полиглотты, Евсевия, бл. Феодорита, Зигабена, греч. Псалт. 9 в. еп. Порфирия, Арабской Псалт. и др., и представляется более правильным, нежели греческий перевод других списков и лат. («потому что Господь упование его») или русский (что Господь...). з. Кто дастъ Внегда возвратитъ Гдь своихъ, возрадетс и возвеселитс 7. «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль. 7–8. (русск. 7). Светлая надежда на дарование спасения возбуждает в душе певца живейшее желание осуществления ее от Господа. Он уже предощущает ту духовную радость, какою исполнятся тогда сердца избавленного от всех зол Израиля. – Кто дастъ... – гебраизм,=о если бы даровано было от Сиона» – видимого жилища Господа, откуда Он обещал выслушивать молитвы рабов своих, следовательно – от Господа (ср. Псс. 2:6; 3:5 и др.). Народ Божий, Иаков и Израиль – различные наименования: верующих, сохраняющих истинную веру и благочестие среди всеобщего развращения, (по ст. 5) род праведных (ср. Римл. 9:6; 2:28–29 ). Слова: «возвратит пленение людей Своих» в устах, находившихся в вавилонском плену иудеев, могли иметь по преимуществу буквальный смысл (ср. Пс.125:1 ; Иер.32:44; 33:11 ); но вообще оно означает – «отвратить от верующих бедствия» (см. введ. к этому Пс.), происходящие от преобладания в мире нечестия, и в смысле духовном – «освобождение от рабства греху ( Рим.7:23 ; Ин.8:34 ) и диаволу» ( – ст. 44; 1Ин.3:8 ) для свободного служения Господу ( Ин.8:32 ; Гал.5:1:13 ) исполнением заповедей Его ( Ин.14:21 ). Это последнее и было по преимуществу предметом чаяния и надежд истинных сынов Израиля. Оно даровано миру Христом Спасителем и приобретается каждым из верующих от нового духовного Сиона, св. Церкви Христовой ( Евр.12:22 ), чрез усвоение ими благодатных даров искупления.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

100. Поучение на вход во храм Пресвятой Богородицы Адам сказал своей жене: «жизнь ты моя», – жизнь, потому что «ты матерь всех живущих» (см. Быт.3:20 ). Многие из мужей и ныне говорят своей жене: «ты моя жизнь; ибо ты мне доставляешь удовольствие жизни». «Вот моя жизнь», – указывая на свои деньги говорит сребролюбец: «я вами живу на свете». «Ты моя жизнь», – говорит пьяница, смотря на стеклянную посуду с водкою. И мало ли в чем человеки видят свою жизнь; а между тем истинная жизнь только в Матери Божий, которой Введение или Вход в Божий храм, мы ныне празднуем. Она истинная, говорю, жизнь наша, которая родила Источник истинной жизни – Господа нашего, Иисуса Христа, Который пришёл с неба, откуда принёс на землю жизнь и свет – жизнь, оживотворяющую каждого мертвеца, и свет, просвещающий всякая человека грядущего в мир, – так как смерть царствовала на земле от Адама до пришествия Христа на землю. Поэтому и ты христианин, ищи жизнь истинную в Одной Матери Господа, жизнь непременную, но вечную. Кто воскресил Лазаря, Сына Наинской вдовицы, дочь Иаира? Кто дал власть апостолам и всем святым воскрешать умерших? Тот, во время страдания Которая на кресте, «многие мертвецы возсташа» ( Мф.27:52 ); кто умертвил своею смертию смерть так, что мы ее теперь не боимся, зная, что мы несомненно воскреснем для вечной и блаженной жизни. Кто отверз двери рая, Лоно Авраамово, обители святых? Кто разрушил ад, и разогнал бесов, и вывел оттуда грешников? Не Христос ли и Господь, родившийся от Пренепорочной Девы Матери? Не Она ли и теперь является во многих чудотворных иконах, и уверяет нас, что Она живёт вечно, что и мы будем жить вечно? Не ищи же, о, человек! Ни в ком и ни в чем на земле истинной жизни, только ищи в Матери, родившей истинную жизнь, и в лице Единородная и возлюбленная Сына Ея, Господа нашего, Иисуса Христа – Источника нашей бессмертной и вечной жизни. Напрасно вы, христиане, ищете в мире истинной жизни, – нет ее в мире, – в мире царствует только смерть, потому, что в нем живёт только «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» ( 1Ин.2:16 ); а где похоть, там и страсть, а где страсть, там мучение, а где мучение, там болезнь, а где болезнь, там грех, а где грех, там смерть: «оброцы греха смерть» ( Рим.6:23 ). Мати Божия, рождшая Жизнодавца и Спаса нашего! Оживи нас мертвых прегрешениями; избави нас от недугов и разных болезней, и отверзи нам двери рая, и даруй нам жизнь вечную. Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

VI. Особенности 1) Есть краткое некоторое христианского учения, а особливо Евангелия, Иоанном написанного, сокращение, – 2) Посланием сим Евангелие Иоанново, и Евангелием сие послание во многих местах изъясняется: ибо в Евангелие возбуждает к вере, а в послании сем охуждает тех, которые верою хвалятся без дел, и научает, что дела не оскудевают, ежели истинная вера есть; а ежели оных нет, то вера не есть истинная, но ложная. – 5) Изрядно снестись может с Притчами Соломоновыми. – 4) Разные подает признаки истинно Бога знающих, благодать или оставление грехов получивших, сынов Божиих и наследников вечной жизни, и потому весьма способствует ко испытанию самого себя. – б) Нет никакого послания, больше возбуждающего к христианской любви. VII. Разделение Иоанн, предложив, чтоб верные о сохранении надежды к вечной жизни чрез благодать Божию старались, возбуждает их: 1) К беганию от тьмы. 1Ин.1; 2:1–17 . 2) К узнаванию антихристов силою помазания духовного. 1Ин.2:18–29 . 3) К искренней любви к Богу и ближними. 1Ин.3; 4 . 4) К побеждению чрез веру. 1Ин.5 . Или изъясняется в сем послании: 1) О способе освобождения от греха и признаках истинных веры. 1Ин.1,2:1–17 . 2) О избежании антихриста. 1Ин.2 :19с до кон. 3) О блаженстве сынов Божиих и их признаках, и о ложных пророках. 1Ин.3; 4 . 4) О свойстве, победе, известности, пользе и о действии веры. 1Ин.5 . VIII. Места особливого примечания достойные . § 16. О Послании святого апостола Иуды I. Писатель Писано сие послание, Иудою ( Иуд.1:1 ), по-еврейски Егудаг, что означает исповедника ( Быт.29:35 ). Именовался также он Фаддем и Леввеем ( Мф.10:3 снеси Лк.6:15 ), из которых первое имя означает тоже, что Иуда; другое же означает благоразумного. Без сомнения дано было ему последнее имя, для различия от Иуды Искариотского, предателя Иисуса Христа. Отца имел Алфея и братьев Иакова меньшого, которой нам послание оставил, Иосию и Симона Каннея. От Христа избран апостолом ( Лук.6:13,16 ). Понеже рожден был от тетки Иисуса Христа, то называется братом Иисуса Христа, Иоанн повествует Ин.14:22 о некоем вопросе, которой он Иисусу предложил; кроме ж сего ничего об нем в истории евангельской не упоминается. Он учил во Египте, Сирии, Аравии, Месопотамии, Понте и Персиде. О должности апостольской не упоминает, так как Иаков, и без сомнения для той же причины, и называет себя не сыном Алфеовым, но братом Иаковлем; понеже имя Иаковле в великом было почтении, и может быть были другие Алфеи. См. Мк.2:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

33, 34. Новый Завет , который Господь заключит с Своим народом, будет отличаться от ветхого тем, что закон Божий, обязательный для вступивших в этот новый завет людей, будет написан не на каменных скрижалях, но на плотяных скрижалях сердца ( 2Кор. 3:3 ). Закон этот будет иметь значение не внешней заповеди, но внутренней силы самого человека. Воля человека будет совпадать с волею Божиею. Дух Божий изольется на людей ( Иоил. 2:28 ). Дав им от Духа Своего, Бог будет пребывать в них, и они в Нем ( 1Ин. 4:13 ). Исполнение (полнота – πλρωμα) закона есть любовь ( Рим. 13:10 ), и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Ин. 4:16 ). Таково общение, устанавливающееся между Богом и людьми по заключении между ними новаго завета. Приняв новый закон духа жизни, водимые Духом Божиим, последователи новаго завета принимают не духа рабства, но духа усыновления ( Рим. 8:2, 14, 15 ), исполняют закон не по принуждению, не вопреки своим наклонностям, но потому, что их воля совпадает с волею Божиею, выражением которой служит закон, – исполняют потому, что они дети Божии ( 1Ин. 3:2 ), от Бога рождены ( 1Ин. 5:1 ) и потому одушевлены Духом Божиим. Не начитъ ближнго своего, и брата своего: слова эти должны быть поняты не в том буквальном смысле, будто при новом завете сделается не нужным взаимное наставление и вразумление между принявшими этот завет. Они значат только, что познание воли Божией будет выражаться не на словах только или языке, но на деле (ср. 1Ин. 3:18 ), будет корениться в глубине человеческого духа=во внутреннем человеке (ср. Рим. 7:22 ). Напоминания воли Божией не будут излишни; но напоминания эти будут принимаемы с сочувствием (см. Рим. тмж.); не по неволе, не как рабы, будут исполнять последователи нового завета волю Божию, но как дети Божии будут творить волю своего Отца от души ( Еф. 6:6 ). Такое исполнение закона Господня, такое деятельное познание воли Божией для человека станет возможным вследствие того, что человеку не только будут прощены грехи ( 1Ин. 2:12 ), но и самая сила греха будет подавлена в человеке ( Евр. 9:26 ). Если дотоле человек был «рабом греха» ( Рим. 6:17, 20 ), был невольным исполнителем – пленником закона греховнаго ( Рим. 7:23 ): то теперь он «освободится от греха» ( Рим. 6:18, 22 ). Грех, сущность которого состоит в желании быть самому себе богом (ср. Быт. 3:5 ), «жить по внушению и упорству злаго сердца своего» ( Иер. 7:24 ), – этот грех перестанет господствовать над человеком (см. Рим. 6:14 ), после того как «любовь Божия изольется в его (человека) сердце Духом Святым» ( Рим. 5:5 ) и укрепит в нем те добрые влечения, которые до толе стесняемы были господством закона греховного, – после того, как эти добрые влечения, укрепляемые силою Божиею, станут в человеке «законом духа жизни» ( Рим. 8:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

2247. Ср.: Песн. 1. 1–2. 2248. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 12–14). 2249. Ср.: Исх. 4. 28. 2250. Ср.: 3 Пар. 19. 4. 2251. Ср.: sacr. 1. 2. 5. 2252. Ср.: Деян. 7. 55. 2253. Ср.: 2Кор. 13. 2–4. 2254. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 15–21). 2255. Хотя цитата приведена почти дословно, переосмыслена она в духе, почти противоположном тому, что написано у ап. Павла. Свт. Амвросий скорее следует представлениям Плотина, ср.: enn. 1. 6. 8. 6–8: «потому что увидевший телесную красоту не должен все ж таки устремляться к ней, но, поняв, что она — подобия, следы и тени, бежать к тому, чего подобием она является» (здесь и далее пер. Ю. А. Шичалина, цит. по: Плотин. Трактаты I–II. М., 2007). Ср.: uirgt. 13. 82. 2256. Ср.: 1Кор. 7. 31. 2257. Ср.: 2Кор. 5. 7. 2258. Ср.: 2Кор. 5. 8. 2259. Ср.: Флп. 3. 20. 2260. Ср.: Еф. 1. 18. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 9. 25–30). 2261. Ср.: Еф. 1. 17–18. 2262. См.: Втор. 12. 28. 2263. Ср.: Пс. 102. 5. 2264. Ср. у Вергилия, Aen. 1. 100–301: Volat ille per era magnum/remigio alarum. 2265. Ср.: Кол. 3. 9. 2266. См.: Bap. 3. 12. 2267. Ср.: Ин. 4. 14. 2268. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 25–27). 2269. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 34–39). 2270. См.: Мф. 19. 26. 2271. Ср. у Вергилия, Aen. 10. 630–631: aut ego ueri/uana feror. 2272. См.: Песн. 7. 8. 2273. См.: 1Ин. 5. 4. 2274. См.: Откр. 22. 15. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 8. 3–6). 2275. См.: Откр. 22. 14. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 8. 16–21), а также: Isaac 8. 78. 2276. Ср.: Откр. 21. 23. 2277. Ср.:Лк. 23. 22. 2278. Ср.: Еф. 2. 19. 2279. Ср. у Плотина (cnn. 1. 6. 8. 5–6; 21–22), а также: Isaac 8. 79 2280. Ср.: Быт. 19. 15–17. 2281. Ср.: Быт. 19. 26. 2282. См.: Ис. 35. 3. 2283. См.: 2Тим. 1. 12; Евр. 11. 19. 2284. См.: Л к. 17. 31; Мф. 24. 17. 2285. См.: 4 Езд. 16. 60. 2286. То, что душа именуется «мирной», связано с этимологией названия Иерусалим («дом мира», «город–мир»). 2287. См.: Иоил. 2. 17. 2288. См.: Иоил. 3. 9 2289. См.: Еф. 6. 12–13. 2290. См.: 2Тим. 2. 24–25. 2291. См.: Иоил. 3. 17. 2292. Имеется в виду ап. Павел. Ср.: 1Кор. 3. 2.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

22:1–5 Это заключение в видении города Божьего обнаруживает явную связь с описанием рая в Эдеме ( Быт. 2 – 3 ). 1 Престол Бога и Агнца – источник, из которого берет свое начало река жизни (ср.: 7:17; 21:6; 22:17). В Едемском саду была река ( Быт. 2:10 ). В видении Иезекииля река вытекает из храма ( Иез. 47:9 ; см. применение этого отрывка к Иисусу в Ин. 7:37–38 ). 2 Древо жизни (не по Быт. 2:9; 3:22 , но как у Иез. 47:7 и дал.) рассматривается как собирательный образ. Как и о воде жизни, об исцеляющей силе листьев этого дерева говорится в духовном смысле. Вероятно, раньше говорилось об их силе исцелять раны, полученные в ходе великих испытаний. 3 И уже не будет проклятого – это цитата из Зах. 14:11 и противопоставление проклятиям, произнесенным в первом раю ( Быт. 3:14–19 ). В новом Иерусалиме реальная сила этого проклятия полностью преодолена. 4 Здесь говорится о смысле жизни искупленного человечества: И узрят лицо Его. Такое видение предполагает преобразование верующих в Его подобие ( 2Кор. 3:18 ; 1Ин.3:2 ). Имя Его будет на челах их (см. коммент. к 3:12 и к 19:12). 5 И будут царствовать во веки веков – это расширенная версия 20:4 и окончательное исполнение обетования, данного в 3:21 (заметим, что в 11:15 фраза И будет царствовать во веки веков подразумевает тысячелетнее царство и царствование в новом творении). 22:6–21 Эпилог В этом заключительном фрагменте находят свое выражение три темы Откровения: аутентичность представленных видений (6,7,16,18,19); непреложность пришествия Христа (6,7,10–12,20) и необходимость святости ввиду неизбежности свершения замысла Божьего (10–15). Трудно определить, кому именно принадлежат те или иные высказывания. В ст. 7,12–13, по–видимому, приведены изречения Христа; в ст. 6,8,14,15 – слова ангелов; в ст. 16 Христос говорит через ангела; ст. 8,9,17– 19,20б представляют собой комментарии Иоанна. Возможны разные варианты, но в целом мало что меняется по сути, поскольку в итоге это все слова Христа, посланником Которого является ангел ( 9) и речения Которого Иоанн записывает как пророк (10).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В 9-м икосе Пресвятая Дева называется «Вместилищем Премудрости Божией» и Ей прилагаются величания «радуйся, яко увядоша баснотворцы; радуйся, афинейския плетения растерзающая; радуйся, рыбарския мрежи исполняющая». Греческая мифология, после того как рожденным от Пресвятой Девы Богочеловеком было принесено спасение миру, должна была пасть. Рыбари-апостолы, призванные Сыном Пресвятой Марии стать ловцами человеков (см. Мф.4:18–22 ; Мк.1:16–20 ; Лк.5:10 ), просветили светом Христовой веры и Грецию, подорвав и разрушив хитросплетения прежней ее религии – языческой. В величании того же икоса «радуйся, кораблю хотящих спастись» сделано сопоставление Богоматери с ковчегом, на котором Ной спасся от всемирного потопа [см. Быт.6 ]. В 10-м икосе Пресвятая Богородица именуется «Стена девам», «Столп девства», «добрая Младопитательница девам», «Невесто-Красительница душ святых». Воспитавшаяся с детства в целомудрии и чистоте при Храме и пребывшая навсегда Пречистой Девой, Богоматерь дает образ святейшей чистоты и целомудрия. Она является поэтому не только доброй воспитательницей дев, но и воспитательницей «невест – душ святых» всех христиан. Величания «радуйся, Ты бо обновила еси зачатыя студно; радуйся, тлителя смыслов упраздняющая; радуйся, Сеятеля чистоты родшая» имеют следующий смысл. Человекоубийца диавол (см. Ин.8:44 ) своей ложью и клеветой на Бога растлил простой и доверчивый ум и сердце первых людей. После грехопадения ум прародителей помутился, воля стала наклонна ко злу. Растление человеческой природы передалось от прародителей и всему их потомству (см. Рим.5:12 ; Рим.7:17 , Рим.23 ; Пс.50:7 ; Пс.13:3 ). Пресвятая Богоматерь рождением Чистейшего (см. Ис.53:4 ; Ин.8:46 ; 1Ин.3:5 ) и Святейшего (см. Лк.1:35 ; Мф.1:20 ) Сына Своего послужила делу обновления человеческого естества (см. 2Кор.5:17 ; Еф.4:22 , Еф.4:24 ; Тит.3:5–6 ; Рим.6:4 ). В 11-м икосе даются [такие] величания Божией Матери: «радуйся, купели живописующая Образ; радуйся, греховную отъемлющая скверну; радуйся, Бане, омывающая совесть». От указания на ветхозаветную умывальницу, которая находилась в скинии перед первою завесой святилища и из которой первосвященник и священники должны были омывать руки и ноги перед тем, как входили в святилище (см. Исх.30:18–21 ), мысль в икосе переносится к новозаветной купели Крещения и бане пакибытия и обновления Духа Святаго ( Тит.3:5 ), где крещаемые омываются и освобождаются от скверны греховной, унаследованной от прародителей, очищаются, освящаются и оправдываются именем Господа Иисуса Христа (см. 1Кор.6:11 ; Деян.2:38 ; Гал.3:27 ; Мк.16:16 ; Евр.9:14 ). Величание «радуйся, обоняние Христова благоухания» имеет такой смысл: подобно сосуду, сохраняющему запах содержащегося в нем благовонного вещества, Богоматерь причастна святости Своего святейшего Сына, Который возлюбил есть нас, и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания ( Еф.5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010