46 Brehier. Op. cit. Vol. II. P. 472–473. 47 О происхождении монашества см.: Schiwietz S. Das Morgenlдndische Мцпснтит. Bd. I, passim. Особенно: S. 48–90, 148–225. 48 Justinian. Novellae/Ed. К. Ε. Zachariae von Lingenthal. Т. I. P. 133, 535, 538, 539, 554; Knecht Α. System des Justinianichen Kirchenvermцgensrechmes. S. 57–60. 49 Hefele C. J. H istoire des Conciles, в переводе на франц. Η. Leclercq (HefeleLeclercq). T. III, I. P. 560 ff., особенно P. 568–569. 50 См.: Gardner A. Theodore of Studium. P. 66 ff. 51 Brehier L. Le Monde Byzantine. Vol. II. Institutions de I Empire Byzantine. P. 545–546. 52 Ibid. P. 550–559. 53 Brehier L. Op. cit. Vol. II. P. 564–565. 54 Benjamin of Tudela. Itinerary/Transl. M. N. Adler. P. 11–14. 55 Tafra Ii О. Thessalonique au XIV е siecle. P. 99–107. 56 См. выше в этой же главе. 57 Miklosich F., Mьller J. Acta et Diplomata Graeca Medii Aevi. Т. IV. P. 298–301; Wiegand T. Der Latros, passim. 58 Об Афоне см.: Meyer Р. Die Haupturkunden fьr die Geschichte der AthosKloster, passim. 59 Delehaye Ε. Les Saints Stylites, passim. 60 Vita S. Lucae Junioris//PG. T. CXI. Col. 441–480, passim. 61 См.: Nicetas Stethatus. Vie de Symeon le Nouveaux Theologien/Ed. I. Haussher and G. Horn, with introduction//Orientalia Christiana. Vol. XII. 62 О никейских монастырях см.: Nicephorus Blemmydas. Curriculum Vitae et Carmina/Ed. Α. Heisenberg. P. 39.0 Трапезунде см.: Mgr. Chrysanthos. Εκκλησα του Τραπεζοντας. Σ. 471–478.; Miklosich et Mьller. Op. cit. Т. V. P. 276–281. 63 Janin R. La Geographie ecclesiastique de l Empire Byzantin. Pt. 1, III. Les Eglises et les monasteres. P. 222–223. О церкви монастыря Хора см.: Underwood P. A. The Kariye Djami. Vol. I. P. 316. Единственный монастырь, основанный Михаилом, находился на маленьком острове Оксия. 64 Miklosich et Mьller. Op. cit. Т. V. P. 191–193. 65 Nicol D. M. M eteora, the Rock Monasteries of Thessaly. P. 70 ff. 66 Meyer P. Op. cit. Р. 54, 190–194. 67 Ibid. Р. 203–210. 68 Ibid. Р. 57 ff. 69 О положении мирян см.: Geanakoplos D. J. Byzantine East and Latin West. P. 79–80.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

В период иконоборчества, видимо ок. 730, в декорации апсиды были произведены существенные изменения - образ Богородицы с Младенцем был заменен характерным для искусства периода иконоборчества мозаичным изображением креста (напр., крест в апсиде ц. Св. Ирины в К-поле, ок. 40-х гг. VIII в., см.: Underwood. 1959. Р. 238). По мнению Андервуда (к-рый в подтверждение своей т. зр. приводил в пример линии швов правки, видные по фотографиям), все мозаики в апсиде были сбиты, от первоначальной росписи сохранились линия зеленого позема, лабарумы и надписи. Лазарев считал, что фигуры небесных сил могли быть сохранены как не противоречащие иконоборческой концепции неизобразимости Бога: они не были моленными, представляли собой персонификации ( Лазарев. 1986. С. 203). Небесные силы. Мозаика ц. Успения Пресв. Богородицы. VII в. Небесные силы. Мозаика ц. Успения Пресв. Богородицы. VII в. Следующий этап переделки декорации относится, вероятнее всего, ко времени 1-й победы иконопочитания - между 787 и 813 гг. (по мнению А. Грабара, после Торжества Православия в 843), сопровождавшейся восстановлением уничтоженных иконоборцами росписей (напр., образ Богоматери с Младенцем в апсиде ц. Богоматери Халкопратийской в К-поле, при имп. Константине V, в сер. VIII в., замененный крестом и восстановленный при патриархе Тарасии, до 806; не сохр.). Декор И. м. был восстановлен при участии Навкратия (возможно, игумен Студийского мон-ря в К-поле († 848), об этом см.: Липшиц. 1964; Cormack R. The Mother of God in Apse Mosaics//The Mother of God: Representations of the Virgin in Byzant. Art/Ed. М. Vassilaki. Mil., 2000. P. 97), о чем сообщает надпись: «ΣΤΗΛΟΙ ΝΑΥΚΡΑΤΙΟΣ ΤΑΣ ΘΕΙΑΣ ΕΙΚΟΝΑΣ» (Навкратий воздвигает божественные иконы). Крест в апсиде был заменен изображением Богоматери, принимающей в Свое лоно Христа (на фотографии заметны следы креста на новом фоне рядом с фигурой Богоматери). По оси конхи между небесным сегментом и фигурой Богоматери на фоне среднего луча была выложена десница Господа. Восстановление старой иконографии и нек-рые дополнения к ней соответствуют спорам между иконоборцами и иконопочитателями. Апсида церкви, как считает Ф. де Маффеи, представляет пещеру Рождества и гробницу Христа. Троичная природа и единство Лиц Св. Троицы переданы 3 лучами, исходящими от десницы, образ Богородицы с Младенцем иллюстрирует догмат Боговоплощения Второго Лица Троицы.

http://pravenc.ru/text/200147.html

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 465; Delehaye H. Les Martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 32-34, 67, 70, 96, 98, 118-119, 121, 123, 151; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 897; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 81; Sauget J. -M. Vittore il Generale//BiblSS. Vol. 12. Col. 1258-1260; Lucchesi G. Vittore e Corona//Ibid. Col. 1290-1292; Keller K. Victor der Sieger: Zur Verehrung von frühchristl. Märtyrern mit Namen Victor//Hermeneia. 1996. N 12. Иконография В памятниках визант. круга представлен юным темноволосым мучеником или средовеком с короткой округлой бородой; облачен в хитон и плащ; в руке держит крест. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., о В. сказано: «Юный без бороды» (Ч. 3. § 10. 10). Как юный мученик В. представлен: в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), кон. X в.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 174, 976-1025 гг.); в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (в наосе, где в XIX в. на месте утраченного образа был написан новый). Как средовек: в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в Палатинской капелле в Палермо, в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в Чефалу, в Сицилии, ок. 1148 г.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами), в К-поле, ок. 1316-1321 гг.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 57, 94, XV в.). Обычно изображался в мучении, или единолично в рост, или в паре с мучениками Викентием и Миной Египетским (см. ст. Викентий , мч.). В западнохрист. искусстве В. представлен, как правило, юным мучеником: напр., деревянная скульптура мастера Франческо ди Вальдамбрино, Сиена, XV в.; миниатюра Сано ди Пьетро (XV в., Сиена, б-ка Пикколомини) - с пальмовой ветвью и знаменем; полиптих работы Пьетро да Монтепульчано (1418, собор в Озимо, Италия) - с пальмовой ветвью и мечом; картина худож. Л. Мемми из Сиенского собора (1333, Нац. музей, Копенгаген) - с мечом и ветвью оливы, и др. Лит.: Jerphanion G. , de. Les églises rupestres de Cappadoce: Une nouvelles province de l " art byzantin. P., 1928. vol. 2. p. 340; Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1949. p. 14, 39, 80, 115; Restle M. Byzantine Wall Painting in Asia Minor. Recklinghausen, 1967. Bd. 2. Pl. 10. 115-116; Underwood P. The Kariye Djami. L., 1967. vol. 1. P. 153, 156-159. Pl. 164. vol. 2. P. 163; Chatzidakis M. et al. Naxos. Athens, 1989. P. 69-70. Pl. 1; Connor J. L. Art and Miracles in Medieval Byzantium: The Crypt at Hosios Loukas and Its Frescoes. Princeton, 1991. p. 17; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. p. 93. Remarq. 79; P. 116. Remarq. 266, 269; Chadzidakis M. , Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grèce: L " Ile de Cythére. Athènes, 1997. p. 61. Pl. 5; Евсеева. Афонская книга. С. 217, 251.

http://pravenc.ru/text/158514.html

725 См. об этом: Meyendorff J. Spiritual Trends in Byzantium in the Late Thirteenth and Early Fourteenth Centuries//The Kariye Djami. Vol. 4/ed. P. Underwood. Princeton, NJ, 1975. P. 95–106 [см. наст, изд., с. 496–514]; Idem. Byzantium and the Rise of Russia. P. 138–144 [Византия и Московская Русь. С. 429–432, 435–436]. 726 Ср.: Podskalsky G. Théologie und Philosophie in Byzanz. S. 126–150; и особенно: Sinkewicz R. E. The Doctrine of the knowledge of God in the early writings of Barlaam the Calabrian//MS. Vol. 44. 1982. P. 181–242. 727 Недавняя публикация переписки Акиндина и первого опровержения, составленного Никифором Григорой (см. выше, прим. 1), делает такое исследование возможным, хотя главные антипаламитские трактаты Акиндина, содержащиеся в единственной и частично поврежденной рукописи Мопас. 223, еще ожидают издания [см.: Gregorius Acindynus. Refutationes duae operis Gregorii Palamae cui titulus dialogus inter orthodoxum et Barlaamitam/ed. J. Nadal Canellas. Turnhout; Leuven, 1995 (CCSG, 31)]. 728 Раннехристианская монашеская среда дала немало примеров такой «харизматичности». Отношение свт. Василия Кесарийского к этому феномену всесторонне рассмотрено в: Fedwick P. J. The Church and the Charisma of Leadership in Basil of Caesarea. Toronto, 1979; Meyendorff J. St. Basil, the Church, and Charismatic Leadership//Idem. Byzantine Legacy. P. 197–215 [см. наст, изд., с. 430–446]. Конечно, самый яркий и наводящий на глубокие размышления пример такого пути дает прп. Симеон Новый Богослов († 1022); ср., в частности: Krivocheine В., abp. In the Light of Christ: Saint Symeon the New Theologian (949–1022): Life – Spirituality – Doctrine. Crestwood, NY, 1986 [Василий (Кривотеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Н. Новгород, 1996]. Существование этого направления в восточном монашестве заставляет задуматься о возможных его связях с монашеским миром Запада, которые допускал и покойный Л. М. Клюкас (см.: Clucas L. M. Eschatological Theory in Byzantine Hesychasm: A Parallel to Joachim da Fiore?//BZ. Bd. 70. Hf. 2.1977. S. 324–346). Очевидные параллели могут быть усмотрены между всеми харизматическими и эсхатологическими направлениями в иудаизме и христианстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

2752 – Щепкина M.B. Болгарская миниатюра XIV века. Исследование Псалтири Томича. M., 1963. 564 Византия. Балканы. Русь. Иконы конца XIII – первой половины XV веков. Каталог выставки Государственной Третьяковской галереи (август – сентябрь 1991 r.). M., 1991, с.223, 241. 567 Babic G. JL’image symbolique de la «Porte fermee» a Saint Clement d’Ohrid//Synthronon: Art et archeologie de la fin de PAntiquite et du Moyen-Age. P., 1968, p.145–151; Der Nersessian S. Program and Iconography of Paracclesion//Underwood P. The Kariye Djami. Vol.4. Princeton, p. 346. 569 Rahlfs A. Septuaginta id est Vetus testamentum graece iuxta LXX interpretes, editio quarta. Stuttgart, 1950, II, S. 852. 574 Аналогичный пример – фреска крипты того же храма. Кроме того, см. костяную пластину X в. из собрания Dumbarton Oaks: L’art byzantin, Part europeen. Athens, 1964, fig.59. 575 Например, «Уверение Фомы» из Никомидийского Евангелим XIII в.: Киев, ЦНБ АН Украины, ДА 25 JI, л.323 (см.: Мокрецова И.П. О некоторых особенностях миниатюр Никомидийского Евангелия//Древнерусское искусство. Рукописная книга, сб.З. M., 1983, с.303–330); фреска церкви Богоматери Перивлепты в Мистре, втор. пол. XIV в. (Лазарев В.Н. История византийской живописи, табл. 566). 578 B XIV b. аллюзии на эту тему могли возникнуть не только у знатоков древнего автора – она отражена в ряде литургических текстов; например, в стихах воскресных четвергу Светлой седмицы поется: «Прошел еси из гроба, якоже родился еси от Богородицы... Обоя бо запечатлешася испытующим», и далее: «Господи, якоже изшел еси от запечатанного гроба, тако вшле еси и дверем заключенным ко учеником Твоим» (см.: Триодь цветная, M., 1992, с.23). 585 Аналогичный трон c выгнутой спинкой, завершенной конхой, – в сцене «Благовещение» из Санта Мария Маджоре в Риме (кон. XIII в.); см.: Fournee J. Architectures symbolique dans le Theme iconographique de PAnnonciation//Synthronon, p.223–235. Читать далее Источник: Восточнохристианский храм. Литургия и искусство [Текст] : [сборник статей]/Центр восточнохристиан. культуры ; [ред.-сост. А. М. Лидов]. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1994. - 325, с. : ил.; 25 см.; ISBN 5-86007-027-6

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

344 Ср., например. Евангельские чтения Генриха II (Мюнхен, 1012), Евангелиарий Оттона III (Мюнхен, ок. 1000?), Кодекс Св. Григория (Трир, 985) и др. 346 См.: Underwood Р. A. The Fountain of Life... P. 43 ff.; Velmans T. L’iconographie de la «Fontaine la vie»... P. 128 ff. 347 Например, оклад Евангелия 900 г. с Распятием и евангелистами (Марчиана), выходная миниатюра с Христом во славе и символами евангелистов Евангелия Пармской библиотеки (Palat. 5). 349 В число влахернских святынь входил и образ тронной Богоматери с Младенцем перед чревом, находившийся в часовне источника. Список с этого образа попал в Печерский монастырь. См.: Этингоф О. Е. Образ Богоматери. С. 143. 350 Правая – на уровне груди Младенца, левая придерживает плечо. Ближайшей иконографической аналогией миниатюре Кодекса Гертруды является иллюстрация Смирнского физиолога, уподобляющая изображение, как гласит надпись, Ноеву ковчегу (Этингоф О. Е. Образ Богоматери... С. 44). 351 Ср. посвящение Стефаном, учеником Феодосия, игуменом сначала Печерского, а затем Кловского монастыря, храма на Клове Влахернской Божией Матери или, возможно. Положению ризы Богоматери. 352 Так называемое Евангелие Фоки в лавре на Афоне, конца XI в., Венское Евангелие (см.: Lowden J. Early Christian... P. 166). 353 Утверждение, что Византия не знала больших икон, сомнительно. Известны характеристики русских паломников некоторых чудотворных икон Константинополя: «очень большие». Ср. сведения, содержащиеся у Антония Новгородца или в «Путешествии Стефана Новгородца» (см.: Книга Паломник, сказания святых мест во Цареграде Антония архиепископа Новгородского в 1200 г., изд. Хр. Μ. Лопаревым//ППС. СПб., 1899. Вып. 51. С. 7. 53; Majeska G. P. Russian Travels to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Washington, 1984. P. 31, 225). 354 См. об этом: Филимонов Г. Д. Церковь Св. Николая Чудотворца на Липне, близ Новгорода. Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквях. Μ.. 1859; Штендер Г. Μ., Сивак С. И. Архитектура интерьера новгородского Софийского собора и некоторые вопросы богослужения//Литургия, архитектура и искусство христианского храма: Сб. ст./Под ред. К. К. Акентьева. СПб., 1995. С. 288 и сл.; Лазарев В. Н. Два новых памятника русской станковой живописи XII–XIII вв. (к истории иконостаса)//Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Μ., 1970. С. 128 и сл. (Сарабьянов B. Д Новгородская алтарная преграда домонгольского времени//Иконостас. С. 312 и сл.; Смирнова Э. С. Иконы XI в. из Софийского собора в Новгороде и проблема алтарной преграды//Там же. С. 267 и сл.; Шалина И. А. Древнерусские процессионные иконы и их византийские прототипы//К 2000-летию христианства. Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. СПб., 2000. С. 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тр. 1, 3, 38. 54 Диалог «Феофан». — Твор. II, 245 (PG 150. — Coil. 941 А); ср. В.Лосский. Цит соч. — С. 40. 55 Об этом христологическом основании идеи обожения у преп. Максима Исповедника и св. Иоанна Дамаскина см. мою книгу: Le Christ dans la theologie byzantine. — Paris, 1969. — P. 195–198, 232–233 (англ. пер.: Christ in Eastern Christian Thought. — St. Vladimir " s Pres. — New York, 1975. — P. 142–144; 157–159).  56 Migne. — PC 151. — Coil. 722 В. 57 Д.С.Лихачев. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России. — В сб.: Исследования по славянскому литературоведению и фольклористике советских ученых на IV Международном съезде славистов. — М., 1960. — С. 95–151; ср. с работой того же автора: Предвозрождение на Руси в конце XIV–ro — первой половине XV–ro века. — В сб.: Литература эпохи возрождения и проблемы всемирной литературы. — М., 1967. 58 В этом последнем смысле слово «исихазм» употребляется, например, в работах Г.М.Прохорова: Этническая интеграция в Восточной Европе в XIV веке. (От исихастских споров до Куликовской битвы). — Доклады Отдела этнографии Географического общества СССР. — Вып. 2. — Л., 1966. — С. 81–110; Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV веке. — ТОДРЛ. — XXIII. — 1968. — С. 86–108. 59 См. об этом мою статью: О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке. — ТОДРЛ. — XXIX. — 1974. — С. 291–305. 60 См. В.Н.Лазарев. История византийской живописи. — 1. — М., 1947. — С. 225; ср. A.Grabar. The artistic Climate in Byzantium during the Palaeologan Period, в Underwood, P., ed.. — The Kariye–Djami, IV. — Princeton University Pres. — 1975. — P. 3–12. 61 См. особенно: Н.К.Голейзовский. Исихазм и русская живопись. — Византийский временник. — 29 (1968). — С. 196–210. 62 М.В.Алпатов. Искусство Феофана Грека и учение исихастов. — Там же. — С. 33 (1972). — С. 190–194.  63 «Конкретные формы воздействия исихазма на живопись остаются недостаточно выясненными», — пишет И.П.Медведев. (Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского периода. — Л., 1973. — С. 136).  64

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

314 Underwood Р. A. The Fountain of Life in Manuscripts of the Gospels//DOP. 1950. Vol. 5. P. 43 ff.; Velmans T. L’iconographie de la «Fontaine la vie» dans la tradition byzantine à la fin du Moyen âge. Syntronon Paris, 1968. P. 128 ff. 315 Можно напомнить большое количество ранних и более поздних центрических сооружений с планами квадрифолийной формы: от храмов в Эзре и Босре до кафедралов Афона, возведенных в XI в. 318 Близкий орнаментальный мотив в обрамлении мозаики «Сошествие во ад» в монастыре Неа Мони на Хиосе, 1056 г. 321 Лазарев В. Н. Искусство средневековой Руси и Запад. С. 268 и сл.; Popova О. Altrussishe Buchmalerei. S. 18; Подобедова О. И. Русские иллюстрированные рукописи начальной поры в их зарубежных связях//Славянские культуры и Балканы. София, 1978. T. 1. С. 206 и сл. 322 Евангелист Матфей. Стиль миниатюр – около середины – второй половины столетия (см.: Добрынина Э. Н. Неизвестная грузинская лицевая рукопись из Государственного Исторического музея. (Щук. 760)//Хрисограф: Сб. ст. в честь Г. З. Быковой. Μ., 2003. С. 259 и сл. Ил. 10). 323 Поппэ А. Феофано Новгородская; Этингоф О. Е. Греко-русские иконы или «русские» домонгольские иконы. С. 121. 324 В повторении князем Мстиславом главного Софийского Евангелия апракос (Остромирова) для храма в своей резиденции на Городище сквозит тот же мотив соревнования, что и в создании, например, Никольского собора на Дворище. 325 См.: Мстиславово Евангелие XII в. Исследования. Μ., 1997. В том числе – уточнение датировки: Лисовой Н. Н. К датировке Мстиславова Евангелия//Мстиславово Евангелие XII в.: Исследования. Μ., 1997. С. 710 и сл. 327 Сводный каталог. 4 (с литературой вопроса); а также; Лифшиц Л. И. О стиле миниатюр Изборника 1073 г.//Хрисограф: Сб. ст. в честь Г. З. Быковой. Μ., 2003. С. 14 и сл. 328 См. об этом: Подобедова О. И. 1) Русские иллюстрированные рукописи начальной поры в их зарубежных связях//Славянские культуры и Балканы. София, 1978.Т. 1; 2) Изборник Святослава как тип рукописной книги//«Изборник 1073 г.». Μ., 1977; 3) Еще один аспект изучения Изборника Святослава//ДРИ. Рукописная книга. Μ., 1983. Сб. 3. С. 75 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Kastoria. Athens, 1985, pl.l4), в росписях нартекса церкви Метрополии в Мистре, кон. XIII в. (Chatzidakis M. Mistra. Athens, 1992, pl.25). Такая композиция встречается и в иконах с изображением Страшного Суда; Уготованному Престолу поклоняются Адам и Ева на греческой иконе XVII в. m монастыря Св. Троицы на Крите. В русских иконах Адам и Ева чаще припадают Спасу Вседержителю, которому предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Так изображены они на иконах «Страшный Суд» XVI в. Новгородской школы (см.: Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог, т.2, ил.10, кат. 381) и северных писем (см.: Косцова A.C. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа. СПб., 1992, ил.90, кат. 90, с.229). 814 «O сотворении неба и Земли» (см.: легенды з украинських збирав, упорядкував и пояснив Франко. Т.1. 1896, с.20). 815 Underwood P.A. Second Preliminary Report on the Restoration of the Frescoes in the Kariye Gami at Istanbul by the Byzantine Institute//DOP. XI (1957), p.209–211. 822 Буслаев Ф. Русский Лицевой Апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям c XVI века no XIX век. M., 1884, табл.712; Косцова A.C. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа, кат. 90. 823 Буслаев Ф. Русский Лицевой Апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям c XVI века no XIX век. M., 1884, табл.712; Косцова A.C. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа, кат. 90. 826 Городцов П.Я. Западносибирские народные легенды о творении мира и борьбе духов//Этнографическое обозрение. Кн. 80. 1909, 1. Как место мытарств и мучений «огненная река» известна и по христианской литературе. Большое место этот образ занимает в апокрифическом «Хождении Богородицы по мукам». 827 Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы. 1863, с.350. Эти представления отразились и в духовных стихах: «Тогда грешные со праведными будут розличатися,/Праведные души будут взяты на восточной стороны,/А грешные души будут взяты на западную страну./Между их протечет Сион-река огненная» (Русские народные песни, собранные П.М.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

216 Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1. 2-я половина тома. М., 1997. С. 589 и сл. Иоанн – сторонник церковной самостоятельности Новгорода, его независимости от власти киевского митрополита. Ср.: Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. М„ 2002. С. 9–10. 218 По изысканиям Г. М. Штендера, в центральном прясле здесь впервые появилось верхнее окно, завершающее композицию в нижних ярусах и придающее центричность фасадам. Ковалева В. М., Штендер Г. М. О формировании... С. 58. 223 Ковалева В. М. Алтарные преграды в трех новгородских храмах//ДРИ. Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 55 и сл. 228 На Руси впервые – на рубеже XI–XII вв. во фресках Выдубиц. См.: Мовчан И. И. 1) Древние Выдубичи. Киев, 1982; 2) Культовые постройки//Новое в археологии Киева. Киев, 1981. С. 202 и сл. 229 Считается, что «Страшный суд» – композиция, традиционная для византийской храмовой декорации. На самом деле среди ансамблей, расположенных на «родовых» византийских территориях, это исключение, а не правило. Уникальные примеры представлены в храмах, имевших погребальное предназначение, – Панагии тон Халкеон в Фессалониках, в Бачковской костнице, в парекклесноне Хоры в Константинополе. В основном подобные композиции связаны с периферией Византии: Агиос Стефанос в Кастории (X в.). Преображение в Коропи (X–XI вв.), Торчелло (XI–XII вв.), Георгий Диасорит на Наксосе (XII в.), Панагия Мавриотисса в Кастории (XII в.) (см.: Бакалова Е. Бачковската костница. София, 1977. С. 84; Papadopoulos К. Die Wandmalerei des XI. Jahrhunderts in der Kirche Panagia ton Chalkeon in Thessaloniki. Graz; Köln, 1966; Underwood P. The Karije Djami. Princeton, 1964. Vol. III; Pelekanidis S., Chatzidakis Μ. Kastoria. P. 14 ff., 66 ff.; Chalzidakis Μ., Drandakis N., Zias N., Acheimaslou Polamianou Μ. Naxos. Byzantine Art in Greece. Athens, 1989. P. 66; Andreesku I. Torcello. II. Anastasis et Judgement Dernier//DOP. 1972. Vol. 26. P. 183 ff. 230 Такие медальоны сохранились в поздней росписи, обновляющей иконографию древней, в Кирилловской церкви, под верхними фризами фигур в рост: Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. С. 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010