XI 4//Ibid. Col. 600)). Если все «серьезные и получившие одобрение» (graves ac probati) историки сходятся в подтверждении того или иного тезиса, разделяемого богословами, то богословие в совокупности подтверждается, согласно К., не только верой, но и доводами разума. История, т. о., объявлялась необходимой дисциплиной (подробнее см.: Андронов. 2011). В заключительной книге трактата К. рассматривал вопросы, связанные с использованием выделенных им локусов в схоластических диспутах и богословской полемике. Соч.: Relectio de sacramentis in genere habita in Academia Salmanticensi anno 1547. Salmanticae, 1550; Relectio de poenitentia habita in Academia Salmanticensi anno 1547. Salmanticae, 1550; De locis theologicis libri duodecim. Salmanticae, 1563; Idem//Theologiae cursus completus/Ed. J. P. Migne. P., 1837. T. 1. Col. 79-908; Idem/Ed. J. Belda Plans. Madrid, 2006; De domino indorum// Pere ñ a L. Misión de España en América, 1540-1560. Madrid, 1956. P. 90-147. Лит.: Caballero F. Melchior Cano. Madrid, 1871; Lang A. Die Loci theologici des Melchior Cano und die Methode des dogmatischen Beweises: Ein Beitr. z. theol. Methodologie u. ihrer Geschichte. Münch., 1925; Solana M. Los grandes escolásticos españoles de los siglos XVI y XVII: Sus doctrinas filosóficas y su significación en la historia de la filosofía. Madrid, 1928; Marcotte E. La nature de la théologie d " après Melchior Cano. Ottawa, 1949; Mandonnet P. Cano//DTC. T. 2. Pars 2. Col. 1537-1540; Sanz y Sanz J. Melchor Cano: Cuestiones fundamentales de crítica histórica sobre su vida y sus escritos. Monachil; Granada, 1959; Tshibangu Th. Théologie positive et théologie speculative. Louvain; P., 1965; Belda Plans J. Los lugares teológicos de Melchor Cano en los commentarios a la Suma Teológica. Pamplona, 1982; Вдовина Г. В. Кано//Культура Возрождения: Энцикл. М., 2007. T. 1. С. 732-733; Андронов И. Е. Учение о локусах и методология истории в XVI ст.//Вестн. Нижегородского ун-та. Сер.: История. Н. Новг., 2011. 5(1). С. 205-211; Frank G. Wie kam die Topik in die Theologie?: Topik als Methode der Dogmatik bei Philipp Melanchton und Melchior Cano//Hermeneutik, Methodenlehre, Exegese: Zur Theorie der Interpretation in der frühen Neuezeit/Hrsg. G. Frank, St. Meier-Oeser. Stuttg., 2011. S. 67-88. Рубрики: Ключевые слова: АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ КАЭТАН Фома (1469-1534), доминиканец, кардинал, католический церковный и политический деятель; философ, богослов, экзегет

http://pravenc.ru/text/1470221.html

В последней главе (гл. 20) Л. обещает написать специальное сочинение, в к-ром даст более пространное изложение истинного учения против философов, искажающих истину (ср.: Lact. Div. inst. II 10). Лактанций. «Божественные установления». Рукопись. XV в. (Коллекция Скейена. Ms. 1369) Лактанций. «Божественные установления». Рукопись. XV в. (Коллекция Скейена. Ms. 1369) 2. «Божественные установления» (Divinae institutiones; CPL, N 85; PL. 6. Col. 111-822; CSEL. 19. P. 1-672; SC. 204-205 (кн. 5), 326 (кн. 1), 337 (кн. 2), 377 (кн. 4), 509 (кн. 6)), главный и наиболее обширный трактат Л., состоящий из 7 книг (Л. объясняет это тем, что число 7 означает полноту и всеобъемлемость - Lact. Div. inst. I 1, 7). Он представляет собой первую в истории лат. богословия попытку систематического изложения христ. вероучения (букв.- «таинств истинной религии» - Ibid. I 1; «сути всего вероучения» - Ibid. V 4). Трактат Л. был своего рода ответом на критику христианства со стороны совр. ему языческого философа и правителя Вифинии Иерокла, инициатора гонений на христиан, написавшего против них соч. «Правдолюбивое слово к христианам» (в 2 кн.; см.: Ibid. V 2-4, 11; De mort. persecut. 16. 4). Л. создавал трактат на протяжении неск. лет. Первые книги были написаны им в 304-305 гг., вскоре после трактата «О творении Божием», на к-рый автор неск. раз ссылается как на недавно законченный (Div. inst. II 10); 6-я кн. была написана до эдикта имп. Галерия 311 г., а посвящение имп. Константину в начале 7-й кн. предполагает, что она была закончена после Миланского эдикта 313 г.; т. о., все 7 книг были написаны в 304-313 гг. ( Pichon. 1901. P. 21; Stevenson. 1957. P. 673; Perrin. 1974. P. 15; Quasten. Patrology. 1986. P. 397; Loi. 2007. P. 2748; впрочем, мн. исследователи относят посвящение имп. Константину ко времени 2-го издания трактата ок. 324/5; см.: Piganiol A. Dates constantiniennes//RHPhR. 1932. Vol. 12. P. 360-372; Moreau. 1954. P. 19-21; Heck. 1972. S. 138-143, 169-170). Трактат имеет двойную цель, к-рой соответствуют 2 его части: во-первых, показать ложность языческой религии и философии (апологетическая часть, книги 1-3) и, во-вторых, раскрыть, в чем заключаются истинное учение и богопочитание (догматическая часть, книги 4-7).

http://pravenc.ru/text/2462563.html

    Вот фрагменты опубликованные M.Richard: номер  I и II находятся в Doct. Part., гл. XXIX, n° IV-V, Diekamp, с. 205-206; PG, 86, 2, col., 2953 C, 12 – 2956 B, 11, которые текстуально не совпадают с теми, которые предложил Chr. Moeller. М. Richard поместил их а начале: номер III, который находится в Doct. Patr., гл. XI, n° XIV, Diekamp, с. 69-71; PG, 86, 2, 2944 D 1 – 2945 D 2. Этот фрагмент включает в себя два пораграфа 1 и 2, которые в точности соответствуют с двумя первыми Chr. Moeller; IV фрагмент в издании М. Richard заключает в себе 6 параграфов в Doct. Patr., гл. XXVII, n° III, Diekamp, с. 193-198; PG, 86, 2, 2948 D 7 – 2953 C 11. Начало четвёртого параграфа линии 189-195 то, что у Chr. Moeller третий фрагмент; номер V соответствует Doct. Patr., гл. XXIX, n° XVII, Diekamp, с. 214-216; PG, 86, 2, 2957 B 13 – 2960 A 9; VI М. Richard находся в Doct. Patr., гл. XXX, n° IV, Diekamp, с. 220-221; PG, 86, 2, 2960 A 10 – 2960 C 11.     Эти фрагменты Иоанна Кесарийского открытые Chr. Moeller соответствуют со следующим сирийскими: n° 14, 19, 20 (=grec. IV), переведённые на латинский язык. См. издание М. Richard, CCSG 1 IohannisCaesariensispresbyterietgrammatici, operaquaesupersunt , с. 8-9, 10, 10-11.     CCSG 1 Iohannis Caesariensis presbyteri et grammatici, opera quae supersunt, с. XVII.     Ibid., sulla terminologia ci torneremo nella parte principale.     Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: 22 января 2022 10 14 ноября 2021 10 23 апреля 2020 10 26 марта 2020 10 3 февраля 2020 10 25 декабря 2019 10 25 ноября 2019 10 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/1986370

38). Согласно декреталии папы Геласия I, адресованной епископам Лукании, Бруттия и Сицилии, епископ мог получать не более 1/4 церковных доходов ( Gelasius I, papa. Ep. 14. 27). Против растраты церковной собственности были направлены также решения X Толедского Собора (656) и VII Вселенского Собора (787), включенные в Декрет Грациана (Decret. Gratian. Pars 2. Causa 12. Q. 2. C. 18-19, 74). Определенной гарантией от подобных злоупотреблений считали соблюдение целибата ( Pelagius I, papa. Ep. 33; Decret. Gratian. Pars 1. Dist. 28. C. 13; ср.: Synodus et leges Papienses//MGH. Const. T. 1. P. 70-76). Известны канонические постановления о том, что родственные связи не должны оказывать влияние на избрание епископа (Decret. Gratian. Pars 2. Causa 8. Q. 1. C. 16), что епископ не должен оказывать покровительство родственникам (Ibid. Pars 1. Dist. 34. C. 1) и отчуждать в их пользу имущество Церкви (Ibid. Pars 2. Causa 1. Q. 3. C. 13; Causa 16. Q. 7. C. 3) (подробнее см.: Rapp C. Holy Bishops in Late Antiquity: The Nature of Christian Leadership in an Age of Transition. Berkeley etc., 2005. P. 195-199; Norton P. Episcopal Elections 250-600: Hierarchy and Popular Will in Late Antiquity. Oxf.; N. Y., 2007. P. 204-214). Широкое распространение семейственности в средние века было связано с тем, что почти все епископы принадлежали к знатным родам и оказывали покровительство родственникам. Начиная с VIII-IX вв. папы Римские все чаще назначали родственников, особенно племянников, на ответственные должности и давали им важные поручения. В XII в. понтифики использовали семейные связи, чтобы упрочить свою власть над Римом и над итал. гос-вами, расширить Папскую обл. Папе Александру III (1159-1181) приписывали высказывание: «Бог лишил нас сыновей, но диавол дал нам племянников» ( Petr. Cant. Verb.//PL. 205. Col. 211). Папа Иннокентий III (1198-1216) особенно часто назначал родственников на церковные должности и раздавал им бенефиции; мн. представители его семьи стали кардиналами ( Rousseau.

http://pravenc.ru/text/2565054.html

Основной внешнеполитической задачей М. Р. было противостояние болгарам. После его отказа заключить мирный договор удачливый и сильный предводитель болгар хан Крум продолжил успешные военные действия и взял Месемврию (ныне Несебыр, Болгария). В ответ М. Р. тоже предпринял поход и продвинулся к Адрианополю (ныне Эдирне, Турция). При Версиникии (близ Адрианополя) состоялось сражение, в котором византийская армия потерпела сокрушительное поражение (подробнее см. в ст. Лев V , визант. имп.). Основной причиной поражения стала нерешительность М. Р., который с позором удалился в столицу; полководец Лев, напротив, проявил себя как умный и отважный военачальник. Политическое положение М. Р. сильно пошатнулось. Ввиду прямой угрозы войск Крума К-полю и очевидной неспособности организовать противостояние врагам М. Р. при посредничестве патриарха Никифора сложил с себя власть (июль 813). Императором был провозглашен Лев V. М. Р. и вся его семья были пострижены в монахи, сыновья оскоплены. М. Р. окончил жизнь в монастыре на Принцевых о-вах с именем Афанасий. Хронисты критично оценивают период царствования М. Р., они ставят ему в вину несамостоятельность и зависимость от влиятельных приближенных, гл. обр.- логофета Феоктиста и Феодора Студита. Его современник прп. Феофан Исповедник († 818), чья «Хронография» заканчивается описанием правления М. Р., говорит о нем как о человеке благочестивом и скромном, но неспособном к управлению государством ( Theoph. Chron. P. 499-500). Георгий Монах отмечает отсутствие у него опыта в военных делах. У более поздних историков отношение к М. Р. варьируется в зависимости от того, что они хотят подчеркнуть,- непротивление Льву V или нераспорядительность, приведшую того к власти. Агиографические источники в целом рисуют образ благочестивого кроткого царя. Ист.: Theoph. Chron. P. 490-502; Theoph. Contin. I 4-6; Joseph. Reg. Lib. P. 10; Georgii Monachi dicti Hamartoli Chronicon/Ed. E. de Muralt=Хронограф Георгия Амартола/Изд.: Э. Г. фон Муральт. СПб., 1859. P. 977-980; Symeon Logothetes. Chronicon// Leo Gramm. Chron. P. 205, 206-207; Cedrenus G. Сотр. hist. Vol. 2. P. 43-49; Duffy J., ed. The Synodicon Vetus. Wash., 1979. P. 128, 132; Ibid. Append. 2. P. 193; Vita Theodori Studitae [A; BHG, N 1755]//PG. 99. Col. 164-165, 169; Vita ibid. [B; BHG, N 1754)//Ibid. Col. 272-276, 320; Vita ibid. [C; BHG, 1755d]//Ibid. Col. 277; Vita Ignatii [BHG, N 817]//Ibid. 105. Col. 489-492; Einhard Vita Karoli Magni 16//MGH. Script. Rer. Germ. P. 19-20.

http://pravenc.ru/text/2563700.html

Согласно «Хронографии» прп. Феофана Исповедника (IX в.), Н., еп. Эдесский, тождествен свт. Нонну, основным источником сведений о котором является Житие прп. Пелагии Антиохийской (BHG, N 1478; BHL, N 6605-6609); данная традиция закрепляется в «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.), причем и Феофан, и Никофор указывают на время, непосредственно следующее за состоявшимся в 431 г. Вселенским III Собором ( Theoph. Chron. Vol. 2. P. 64; Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 30). Согласно Житию, Нонн отвратил Пелагию от порочного образа жизни (подробнее см.: Sauget J.-M. Pelagia di Gerusalemme//BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 432-437). Вероятно, произведение представляет собой агиографическую обработку сюжета, положенного свт. Иоанном Златоустом в основу гомилии «О святой деве и мученице Пелагии» (CPG, N 4350; BHG, N 1477; изд.: PG. 50. Col. 579-586). В Житии Нонн представлен как монах егип. Тавеннисийского монастыря , впосл. ставший епископом. Кафедра, занимаемая им, не названа, однако в одном из фрагментов Жития говорится о бесе, к-рый жалуется на то, что епископ уже изгнал его из Гелиополя, где местные жители усердно ему поклонялись. На основе этих сведений в лит-ре высказывалось мнение о пребывании Нонна на кафедре Гелиополя (Баальбека), которую он якобы занимал в промежутке между 2 пребываниями на Эдесской кафедре (см.: Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 803). Имя Нонна содержится в Синаксаре К-польской Церкви под 9 нояб. (SynCP. Col. 205), о нем говорится и в сказании о Пелагии (Ibid. Col. 117). Кард. Цезарь Бароний не был знаком с этой датой и, заимствовав имя Нонна из Жития прп. Пелагии, внес его память в Римский Мартиролог под 2 дек. (MartRom. Comment. P. 559-560); по всей видимости, Бароний ориентировался на греч. минологии, где некий Нонн упоминается под 4 или 5 дек. (SynCP. Col. 279-282). В совр. редакции Римского Мартиролога память Нонна отсутствует. Гипотеза о тождестве Н., еп. Эдесского, со свт. Нонном остается предметом обсуждений в лит-ре. Соч.: ACO. T. 2. Vol. 5. P. 40-41.

http://pravenc.ru/text/2577943.html

Сведения о почитании О. в IV в. в Тиане содержатся в надгробном слове свт. Василию Великому, написанном свт. Григорием Богословом. В нем упоминается мартирий О. в связи с конфликтом между свт. Василием и еп. Анфимом, к-рый был назначен на кафедру, учрежденную в Тиане после разделения имп. Валентом (нач. 372) Каппадокии на 2 части. Исходя из этого источника, можно предположить, что мартирий О. приносил немалый доход епархии, поэтому каждый из епископов стремился иметь ее в своем подчинении ( Greg. Nazianz. Or. 43. 58. 3-7). В VIII в. на месте мартирия О., вероятно, существовал мон-рь, о чем свидетельствует подпись игумена обители О. по имени Акакий, к-рый присутствовал на II Никейском Соборе (787) ( Janin. Grands centres. P. 437). В ряде церквей Каппадокии сохранились изображения мч. Ореста ( Jolivet-Lé vy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 41-42, 105, 139, 257, 342), нек-рые из к-рых можно отнести к О., тогда как на других написан одноименный Аравракский мученик (см. ст. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест (пам. 13 дек.)) ( Walter Ch. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Alderhot, 2003. P. 220). Частицы мощей О. хранятся на Св. Горе Афон, в мон-ре Каракал , и на о-ве Лесбос в Митилине, в мон-ре св. Игнатия Богоносца ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 230). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) память О. и краткое сказание о нем, составленное на основе Мученичества, содержатся под 10 нояб. и под 9 июля (SynCP. Col. 210, 810). В рукописном визант. Синаксаре XII в. (Paris. gr. 1594 - SynCP. Col. 210) под 10 нояб. имеется запись о том, что торжественная служба святому совершалась в посвященном ему храме в К-поле близ квартала Леомакеллий (возможно, совр. квартал Кумкапы - Janin. Églises et monastères. P. 384). Под 9 июля говорится, что синаксис О. совершался в ц. св. Иоанна Богослова рядом с ц. Св. Софии К-польской (вероятно, церковь в квартале Дииппий - Ibid. P. 264-267; в наст. время часть ее территории занимает мечеть Фируз-Ага-джами). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.- PG. 117. Col. 152-153) и в ряде византийских синаксарей (напр.: Paris. gr. 1589, XII в.; Bodl. Auct. T. III. 16, 1307 г.- SynCP. Col. 204-205) память мученика отмечена под 9 нояб. В заметке из «Синаксариста» прп. Никодима Святогорца кончина О. датируется 289 г. ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 84).

http://pravenc.ru/text/2581513.html

Наиболее близкие к копт. версии цитаты из И. п. а. встречаются у Дидима Слепца ( Did. Alex. In Zach. 4. 11-14), который упоминает и сам памятник под названием «Пророчество Илии» (προφητεα το Ηλου) ( Idem. In Eccl. 235. 25-28) или «Апокалипсис Илии» (τοτο ν τ ποκαλψει Ηλα φρεται) (Ibid. 92. 6). Мн. христ. авторы считали 1 Кор 2. 9 (ср.: Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 34. 8) цитатой из апокрифа, связанного с именем прор. Илии, или непосредственно из И. п. а. (см., напр.: «in Secretis Eliae prophetae» - Orig. Comm. in Matth. 27. 9; «hoc est scriptum in Apocalypsi Heliae in apocryphis» - Ambrosiaster. Commentaria en Epistolam ad Corinthios Primam//PL. 17. Col. 205). Свт. Епифаний Кипрский связывает с именем прор. Илии цитату в Еф 5. 14 (παρ τ Ηλ) ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. XLII 12. 3). Однако др. экзегеты атрибутируют ее иным пророкам - Исаии, Иеремии или неизвестному пророку (см., напр.: Hipp. In Dan. 4. 56). В апокрифическом Тита Послании приводится видение прор. Илии, в к-ром говорится о душах, мучающихся в геенне (NTApo. Bd. 2. S. 50-71). Такого сюжета в копт. И. п. а. нет. Возможно, его источником является др. апокрифическое сочинение. Напр., некий текст с именем прор. Илии упоминается в «Апостольских постановлениях» (Const. Ap. VI 16. 3). Кроме того, в древности были известны также сочинение иудейского писателя Евполема «О пророчестве Илии» ( Euseb. Praep. evang. IX 30. 1), гностическое сочинение с пророчествами от имени Илии ( Epiph. Adv. haer. 26. 13) и апокрифы о пришествии антихриста , перекликающиеся с И. п. а. ( Hipp. De Christ. et Antichrist. 15; др. греч. фрагмент подобного пророчества об антихристе от имени прор. Илии содержится в ркп. Paris. gr. 4. Fol. 288r, XIII в.), к-рые приписывались некоему пророку. К И. п. а. близко сочинение на евр. языке, сохранившееся в рукописи Monac. Hebr. 222, XV в. (изд.: Das Bet ha-Midrasch/Hrsg. A. Jellinek. Lpz., 1855. Bd. 3. S. 65-68; Buttenwieser M. Die hebräische Elias-Apokalypse und ihre Stellung in der apokalyptischen Literatur des rabbinischen Schrifttums und der Kirche. Lpz., 1897; Aus Israels Lehrhallen/Hrsg. A. Wünsche. Lpz., 1908. Bd. 2. S. 33-38; см. также: The Books of Elijah. 1979). Оно гораздо ближе к жанру апокалиптики, чем И. п. а. В тексте описан сон прор. Илии (3 Цар 19. 5), во время к-рого пророку является арх. Михаил и сообщает о последних днях. В серии видений архангел предрекает войны персид. царя против Израиля, появление Мессии и антихриста (носящего имя Гигит), наступление 40 лет благоденствия, победу над Гогом и Магогом , 40 дней Божия суда, воскресение мертвых, наказание нечестивых и вознаграждение праведных, а также явление нового Иерусалима с небес. Исследователи относят это сочинение к III в. по Р. Х. или к ранневизант. эпохе. Вероятно, оно повлияло на 5-ю книгу Варуха. Поскольку ряд тем и образов перекликаются с И. п. а., делались предположения о том, что оба сочинения восходят к общему источнику. Происхождение и датировка

http://pravenc.ru/text/Илии пророка ...

Василий Селевкийский (в Исаврии) был возведен в сан епископа между 432 и 447 годами. Он присутствовал на Константинопольском Соборе (448) и вместе со своим диаконом Афанасием выступал против еретика Евтихия, который не признавал соединения двух природ во Иисусе Христе и единосущия Господа нашего с нами по человечеству. Однако в 449 году на «разбойничьем соборе» в Эфесе он уже оказался сторонником Евтихия. Перемену мыслей своих позднее на Халкидонском Соборе объяснил тем, что Диоскором употреблено было над ним насилие, как и над многими участниками Эфесского соборища. Отцы IV Вселенского Собора приняли это объяснение из уважения к нему, и Василий, подписав Томос святого папы Льва к Флавиану, был утвержден в достоинстве епископа и управлял своей епархией до самой смерти (460). В 458 году Василий вместе с другими епископами своей провинции направил послание императору Льву I в поддержку решений Халкидонского Собора, протестуя против поставления на Александрийскую кафедру Тимофея Элура, известного своими монофизитскими взглядами. Сохранился целый ряд творений епископа Василия. Во-первых, это 40 проповедей на различные темы Ветхого и Нового Завета. Во-вторых, упомянутое послание к императору Льву, на латинском языке. В-третьих, две книги о жизни и чудесах святой Феклы, в стихах. Кроме того, исследователи приписывают ему некоторые проповеди , надписанные именами святых Афанасия Александрийского , Андрея Критского , Иоанна Златоуста и Прокла Константинопольского . Близко следуя евангельскому тексту, Василий Селевкийский сосредотачивается на его нравственном смысле, поскольку «богодухновенное Писание есть учитель добродетели» (На пророка Давида (In Davidem). Ог. 17. 1//PG. 85. Col. 216) и сохраняет поучительные примеры святых мужей для потомков (см.: Ibid. Col. 205). Однако не чужд епископ Василий и типологического метода, поскольку, по его мысли, Ветхий Завет приготовляет людей к принятию благовестия Христа посредством прообразов (см.: На пророка Иону (In Jonam). Ог. 13. 2//PG. 85. Col. 173–176). Священное Писание ведет людей к вечной жизни, так как учит, как достичь бессмертия и спастись (см.: На историю Давида (In Davidis historiam). Ог. 14. 1//PG. 85. Col. 184) 1 . Стиль Василия Селевкийского весьма изыскан и в то же время прост, поскольку он примеряется к уровню своих слушателей. Надеемся, читатели извлекут духовную пользу из предлагаемого ниже «Слова о фарисее и мытаре» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Selevk...

Сведения о почитании К. ранее IX в. отсутствуют (о существовавшей в Карфагене т. н. базилике Целерины (Келерины) и о возможном поминовении Лаврентина и Келерины в Иеронимовом Мартирологе см.: Cyprian of Carthage. 1984. Vol. 2. P. 190-191; Duval. 2001. P. 49-52). Опираясь на послания св. Киприана Карфагенского, Флор Лионский внес в составленный им мартиролог память К. (названного здесь диаконом), Келерины, Лаврентина и Эгнация под 3 февр. (под этой датой в Иеронимовом Мартирологе предположительно значилось поминовение Келерины и Лаврентина; см.: Quentin. 1908. P. 288-289, 378). Поминовение К. как диакона и исповедника, а также его родственников включено и в более поздние «исторические» мартирологи IX в. На основании записи в Мартирологе Узуарда поминовение диак. К. и мучеников Лаврентина, Игнатия (т. е. Эгнация) и Келерины было внесено в Римский Мартиролог. Ист.: BHL, N 1719; ActaSS. Febr. T. 1. P. 321-328; Cypr. Carth. Ep. 21-23, 27, 37, 39// Sancti Cypriani episcopi Opera. Turnhout, 1994. Pars 3: Epistularium/Ed. G. F. Dierks. Vol. 1. P. 111-120, 127-132, 177-182, 186-192. (CCSL; 3B); Cyprian of Carthage. The Letters/Transl. G. W. Clarke. N. Y., 1984. Vol. 1. P. 103-108, 112-114, 312-344, 354-363; Vol. 2. P. 48-52, 54-57, 170-177, 185-194; Euseb. Hist. eccl. VI 43. 6; MartHieron. Comment. P. 76; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 206; MartUsuard//Ibid. Col. 725-726; MartRom. Comment. P. 47-48. Лит.: Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 288-289, 378, 417, 481; Daniele I. Celerino//BiblSS. T. 3. Col. 1093-1094; Amore A. Lorenzino, Ignazio e Celerina//Ibid. T. 8. Col. 108; Clarke G. W. Some Observations on the Persecution of Decius//Antichthon. Sydney, 1969. Vol. 3. P. 63-76; idem. Double-Trials in the Persecution of Decius//Historia: Zschr. f. Alte Geschichte. Wiesbaden, 1973. Bd. 22. S. 650-663; Barnes T. D. Three Neglected Martyrs//JThSt. N. S. 1971. Vol. 22. P. 159-161; idem. Tertullian: A Historical and Literary Study. Oxf., 19852; Duval Y. Le début de la persécution de Dèce à Rome (Cyprien, Ep. 37)//REAug. 2000. Vol. 46. P. 157-172; eadem. Celerinus et les siens d " après la correspondance de Cyprien (Ep. 21-23, 37, 39)//Ibid. 2001. Vol. 47. P. 33-62; Dunn G. D. Cyprian and Women in a Time of Persecution//JEcclH. 2006. Vol. 57. P. 205-225; Brent A. Cyprian and Roman Carthage. Camb., 2010. P. 10, 47, 139-141, 264-246, 280-286; Rebillard É . Christians and Their Many Identities in Late Antiquity: North Africa, 200-450 CE. Ithaca (N. Y.), 2012. P. 47-55.

http://pravenc.ru/text/1684135.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010