– Ч. 8. – С. 1–25. Commentarium in Canticum Canticorum//PG 44, 756–1120. – Pyc. пер.: Григорий Нисский , свт. Изъяснение Песни песней Соломона. – М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1999. Oratio catechetica magna//PG 45, 9–106. – Pyc. пер.: Григорий Нисский , свт. Большое огласительное слово. – Киев: Пролог, 2003. Greg. Pal. Decalog. Ep. ad Paul. Asen. Hom. Triad. Gregorius Palamas Δεκλογος τς κατ Хριστν νομοθεσας//Συγγρμματα/πιμλεια Παν. К. Хρστου. – Θεσσαλονκη: εκδοτικς οκος Кυρομνος, 1992. – Т. 5. – Σ. 251–260; PG 150, 1089–1102. – Рус. пер.: Григорий Палама , свт. Десятословие по христианскому законоположению//Доброто- любие: в 5 т. – Т. 5. – С. 305–313. πιστολ πρς Пαλον σνην//Ibid. – Т. 5. – Σ. 245–250. – Пер. заглавия: Григорий Палама , свт. Послание к Павлу Асеню. Homiliae//PG 151, 9–550. – Рус. пер.: Григорий Палама , свт. Омилии: в 2 т. – М.: Приход храма Св. Духа сошествия, 2008. πρ τν ερς συχαζντων//Συγγρμματα. – Т. 1. – Σ. 359–694. – Рус. пер.: Григорий Палама , свт. Триады в защиту священнобезмолвствующих. – М.: Канон+, 2003. Greg. II Papa Ep. Germ. Const. Greg . presb. Vita Greg. Theologi Gregorius presbyter Vita patris nostri Gregorii Theologi//PG 35, 243–304. – Пер. заглавия: Григорий, пресвитер. Жизнь отца нашего Григория Богослова . Greg. Sin. Capita acrostich. Capita alia Gregorius Sinaita Capita valde utilia per acrostichidem disposita//PG 150, 1239–1300. – Рус. пер.: Григорий Синаит , npn. Весьма полезные главы иже во святых отца нашего Григория Синаита , расположенные акростихами//Творения. – М.: Новоспасский монастырь, 1999. – С. 6–78. Capita alia//PG 150, 1300–1304. – Рус. пер.: Григорий Синаит , npn. Его же другие главы//Там же. – С. 79–83. Greg. Thaum. In Annunt. Hieronym . Stridon . Contra Lucifer. Ep. In Is. Praefatio in Daniel. Praefatio in Paralip. Hieronymos Stridoni Dialogus contra Luciferianos//PL 23, 135–182. – Pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. Разговор против луцифериан//Творения: в 17 ч. – Киев, 1903. – Ч. 4. – С. 57–93. Epistulae//PL 22. – Рус. пер.: Иероним Стридонский , блж. Письма//Там же. – Киев, 1893, 1894, 1903. – Ч. 1–3; см. также: Иероним, блж. Избранные письма//Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. – М.: Канон+, Реабилитация, 2002. – С. 119–372. Commentariorum in Isaiam prophetam libri 1–18//PL 24, 17–678. – Pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. Восемнадцать книг толкований на прор. Исаию//Там же. – Киев, 1882, 1883. – Ч. 7–9. Praefatio in Danielem prophetam//PL 28, 1291–1294. – Пер. заглавия: Иероним Стридонский , блж. Пролог к книге пророка Даниила. Praefatio in librum Paralipomenon//PL 28, 1323–1328. – Пер. заглавия: Иероним Стридонский , блж. Пролог к книге Паралипоменон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

39 В дальнейшем изложении понятия «ипостась», «личность» и «лицо» тождественны и взаимозаменяемы.   http ://www .sedmitza .ru /text /430740.html   Однако предание отвело более важное место понятию ипостаси в христологии, чем у Григория Богослова.   Учение Г. Б. очень рано было признано нормой веры как на Востоке, так и на Западе. Уже Руфин Аквилейский в предисловии к своему переводу избранных слов Г. Б. пишет, что несогласие с Г. Б. в вере есть явный признак уклонения от правой веры (Rufinus. S. 5). Догматическая безупречность богословской системы Г. Б. была подтверждена шестью Вселенскими Соборами. II Вселенский Собор окончательно восстановил на Востоке никейскую веру, за к-рую Г. Б. всю жизнь боролся. На последующих Вселенских Соборах на Г. Б. ссылались как на неоспоримый авторитет в догматических вопросах (Frangeskou V. The Indirect Tradition of Gregory Nazianzen " s Texts in the Acts of the Ecumenical Councils//Muséon. 1999. Vol. 112. P. 381-416). На него также ссылались мн. великие отцы Церкви, в т. ч. свт. Кирилл Александрийский, прп. Максим Исповедник, прп. Иоанн Дамаскин , прп. Симеон Новый Богослов , свт. Григорий Палама. Чаще всего на него ссылались как на Богослова, иногда как на Второго Богослова (см.: Greg. Pal. Triad. I 1. 6): само наименование «Богослов» отождествлялось в Византии прежде всего с именем Г. Б. (IV Вселенский Собор впервые официально назвал его этим именем). На сочинения Г. Б. писали многочисленные комментарии и схолии (см. разд. «Толкования»).   http://www.pravenc.ru/text/166811.html Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/3179411

Свт. Григорий Богослов и ктитор. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. XI в. (Ath. Dionys. 61. Fol. 1b) Свт. Григорий Богослов и ктитор. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. XI в. (Ath. Dionys. 61. Fol. 1b) Учение Г. Б. очень рано было признано нормой веры как на Востоке, так и на Западе. Уже Руфин Аквилейский в предисловии к своему переводу избранных слов Г. Б. пишет, что несогласие с Г. Б. в вере есть явный признак уклонения от правой веры ( Rufinus. S. 5). Догматическая безупречность богословской системы Г. Б. была подтверждена шестью Вселенскими Соборами. II Вселенский Собор окончательно восстановил на Востоке никейскую веру, за к-рую Г. Б. всю жизнь боролся. На последующих Вселенских Соборах на Г. Б. ссылались как на неоспоримый авторитет в догматических вопросах ( Frangeskou V. The Indirect Tradition of Gregory Nazianzen " s Texts in the Acts of the Ecumenical Councils//Muséon. 1999. Vol. 112. P. 381-416). На него также ссылались мн. великие отцы Церкви, в т. ч. свт. Кирилл Александрийский, прп. Максим Исповедник, прп. Иоанн Дамаскин , прп. Симеон Новый Богослов , свт. Григорий Палама. Чаще всего на него ссылались как на Богослова, иногда как на Второго Богослова (см.: Greg. Pal. Triad. I 1. 6): само наименование «Богослов» отождествлялось в Византии прежде всего с именем Г. Б. (IV Вселенский Собор впервые официально назвал его этим именем). На сочинения Г. Б. писали многочисленные комментарии и схолии (см. разд. «Толкования»). Влияние Г. Б. на прп. Максима Исповедника прослеживается в «Книге недоуменных вопросов» ( Maxim. Conf. Ambigua), где отдельные трудные для понимания тексты Г. Б. не только подвергаются подробному и исчерпывающему анализу, но и становятся отправными пунктами для развернутых богословских построений самого прп. Максима (см.: Louth A. Maximus the Confessor. L.; N. Y., 1996. P. 24; Idem. 1993). Сочинения Г. Б. обладали для прп. Максима тем же непререкаемым авторитетом, что и библейские книги ( Idem. Maximus the Confessor. P. 22): еще одно произведение прп. Максима (Quaestiones et dubia) представляет собой собрание схолий на тексты, взятые, как правило, или из Свящ. Писания, или из сочинений Г. Б. Творения Г. Б. были одним из главных источников, на к-рые ссылался прп. Иоанн Дамаскин в соч. «Точное изложение православной веры», подводящем итог развитию восточнохрист. богословия эпохи Вселенских Соборов. Мн. богословские и мистические темы Г. Б. были разработаны прп. Симеоном Новым Богословом, в частности темы непостижимости Божией, имен Божиих, Божественного света (см.: Иларион (Алфеев) , иером. Прп. Симеон). Г. Б. вдохновлял прп. Симеона именно как писатель, к-рый говорил о Боге как высочайшем, недоступном, несказанном и непостижимом Свете, об очищении и озарении, о боговидении и обожении. Тема Божественного света объединяет 3 авторов, к-рые в правосл. традиции удостоились именования «Богослов»,- св. ап. Иоанна, Г. Б. и прп. Симеона (Там же. С. 276-284).

http://pravenc.ru/text/166811.html

III 1. 1-22). Эсхатологическое учение Г. также несет в себе следы влияния мысли Оригена: представление о нематериальном образе (εδος) тела, о духовных свойствах воскресших тел, о конечности зла, об «огненных наказаниях» как средстве исправления грешников и, наконец, об апокатастасисе ( Greg. Nyss. De hom. opif. 21-27 ср.: Orig. De princip. II 10. 1-8). Влияние Оригена на нравственно-аскетическое и мистико-созерцательное учение Г. сказалось в развитии им учения Оригена об аскетическом делании как непрерывной борьбе со страстями ради достижения бесстрастия (πθεια), стяжания добродетелей и уподобления Богу ( Greg. Nyss. De beat. 1-8 ср.: Orig. De princip. III 4. 1-5). Аскетику Г. и Оригена объединяет учение о «подражании Христу» ( Greg. Nyss. De perfect.//GNO. T. 8. Pt. 1. P. 174-214; ср.: Orig. Exhort. ad martyr. 42-43), в т. ч. и Его девству ( Greg. Nyss. De virgin. II 2; ср.: Orig. In Cant. Cantic. 2). Наконец, Г. сближает с Оригеном учение о созерцании Бога очищенными «духовными чувствами» и о мистическом соединении с Ним, к-рое оба богослова описывают как «духовный брак» души и Логоса-Христа ( Greg. Nyss. De virgin. 16. 2; 20. 4; ср.: Orig. In Lev. 12. 5; Daniélou. 1944. P. 238-239). От свт. Григория Неокесарийского Г. перенял глубокое уважение к памяти Оригена, он использовал в своих трудах сочинения своего небесного покровителя ( Greg. Nyss. In Eccl. Hom.; ср.: Greg. Thaum. Methaphr. in Eccl.). Г. был знаком с сочинением свт. Мефодия Олимпийского «Пир десяти дев» и, возможно, с трактатами «О свободе выбора» и «О воскресении» ( Aubineau. P. 132-134). Из христ. богословов IV в. определяющее влияние на учение Г. оказали святители Василий Великий и Григорий Богослов, к-рых Г. считал своими учителями ( Greg. Nyss. Contr. Eun. I 1. 3; Otis. P. 97-98), в своем творчестве он развивал такие важнейшие для их богословия идеи, как, напр., учение о тождестве сущности, энергии и воли в Пресв. Троице ( Greg. Nyss. Ad Ablab.//GNO. T. 3. Pt. 1. P. 47-52; ср.: Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 8. 18-20; Greg. Nazianz. Or. 30. 12); о «мгновенном творении» ( Greg. Nyss. Apol. in Hex.//PG. 44. Col. 72; ср.: Basil. Magn. Hex. 1. 6); о человеке как центре тварной вселенной ( Greg. Nyss. De hom. opif. 2-3; ср.: Greg. Nazianz. Or. 38. 11); о грубой телесности как следствии грехопадения ( Greg. Nyss. De hom. opif. 17-18; ср.: Greg. Nazianz. Or. 38. 12); о зле как отсутствии блага и не сущем (Greg. Nyss. Or. catech. 5-7; ср.: Basil. Magn. Hom. 9. 31); о спасении как «Божественной хитрости» ( Greg. Nyss. De hom. opif. 2-3; ср.: Greg. Nazianz. Or. 39. 13); о соединении 2 природ во Христе как «смешении» (μξις) и «срастворении» (κρσις, νκρασις - Greg. Nyss. Or. catech. 25-26; ср.: Greg. Nazianz. Or. 38. 13); об «обожении» человеческой природы Христа ( Greg. Nazianz. Or. 25. 17; ср.: Greg. Nyss. Contr. Eun. III 3. 34) и об «обожении» как цели жизни человека ( Greg. Nyss. De virgin. 11. 5; ср.: Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 9. 23).

http://pravenc.ru/text/166529.html

Τμ. 2. Σ. 244), прп. Максим Исповедник ( Maximus Conf. Opusc.//PG. 91. Col. 277; Disp. Pyr.//PG. 91. Col. 301; Quaest. inter. et resp.//PG. 90. Col. 792), прп. Иоанн Лествичник ( Ioan. Climacus. 4. 29; 26. 27; 30. 8, 9), свт. Фотий ( Phot. Bibl. 201), неизвестный составитель схолий на Евангелие от Иоанна (PG. 88. Col. 740, 1080, 1164 - «Сотница» цитируется 4 раза), Павел Эвергетидский (XI в., в 4 тома «Эвергетиноса» включены 72 главы «Сотницы», некоторые из них сокращены, порядок изменен). Прп. Никита Стифат в «Житии» прп. Симеона Нового Богослова особо отмечал, что прп. Симеон в юности читал «книгу сочинений святых мужей Марка и Диадоха» ( Nicet. Pector. Vita Sym. 4. 16 Hausherr). Особую актуальность «Сотница» приобрела в период исихастских споров в XIV в., она цитировалась прп. Никифором Афонским (Cap. 57 - De sobr. et cord. custodia//PG. 147. Col. 958), прп. Григорием Синаитом (Cap. 33 - De quiet.//PG. 150. Col. 1321), свт. Григорием Паламой (Cap. 89 - Ad Xen.//PG. 150. Col. 1081 и др.) и патриархом Филофеем Коккином (Cap. 89 - PG. 151. Col. 577), патриархом Каллистом II и Игнатием (15 различных глав цитируются в их «Сотнице»), а также в Святогорском томосе (Cap. 25 - PG. 150. Col. 1233) и соборном томосе 1351 г. (Cap. 59) (подробнее см.: Polyzopoulos. 1984. P. 790-795). Так, напр., в «Триадах в защиту священнобезмолвствующих» свт. Григория Паламы Д. упоминается наряду с отцами аввой Филимоном, Нилом и Иоанном Лествичником, родоначальниками единословной молитвы ( Greg. Pal. Triad. I 3. 2. 6), и трижды цитируется (Cap. 40 - Triad. I 3. 7. 12-17; Cap. 69 - Triad. I 3. 50.13-16; Cap. 25 - Triad. II 2. 10. 23-30) как учитель созерцания Божественного света через очищенные «ум» и «чувство души». Соч.: Собр.: OEuvres spirituelles/Ed.: É. des Places. P., 1955, 1966r. (SC; 5 bis.) [крит. изд. греч. текста]; «Сотница»: Φιλοκαλα. νειισιν, 1782. Σ. 205–237. Попов К. Д. Блаженный Диадох (V-ro века), еп. Фотики Древнего Эпира, и его творения. К., 1903. C. 17–526; De perfectione spirituali capita centum/Hrsg.

http://pravenc.ru/text/171909.html

Вторый Илиа чудный, живый без жены в пустыне Хоривстей. Третий Иоанн Креститель живый в пустыне Иорданстей без жены кроме всякаго стяжания, не ядый мяса, и вина не пияй, одежду плачевну носяй власяницу... 652 Свт. Григорий Палама также говорит об Иоанне Крестителе как о Предтече не только Христовом, но и монашеского «образа»: Иоанн же, последний венец пророков, не от младых ли ногтей и до самого конца проводил жизнь в пустынях? И разве не ему, как первообразу, должен подражать, насколько достанет сил, всякий отрекающийся от мира? (Greg. Pal. Triad. I 1. 4//ΓΠΣ. T. 1. Σ. 364. 23–26.) 653 Иоанн Креститель был не только Предтечею Христа, но и Его Церкви, и в особенности – нашего (то есть монашеского), братия, жительства... (Greg. Pal. Hom. 40//PG. 151. Col. 509B) 654 . Здесь представляется уместным привести слова русского подвижника XVIII–XIX веков прп. Серафима Саровского , сохраненные одним из его ранних биографов: Нам запрещают жить в пустыне, но первый наш отец (курсив наш. – Авт.), Иоанн Предтеча, был пустынник 655 . Приведем также известный «зачин» «Святогорского томоса», в котором речь идет о монашеском житии как об осуществлении того, что лишь отчасти дано было пророкам. Этот важный догматический текст служит как бы развернутой иллюстрацией к пониманию монашества одновременно и как раскрытия обетованного пророкам, и как пророческого служения: Установления, едва лишь услышанные и уже всеми совместно признанные и открыто возвещаемые, были таинствами Моисеева закона, и только пророки духовно прозревали в них. Обетованные же святым блага будущего века суть таинства жительства по Евангелию, и прозревать в них дано тем, кто удостоился иметь духовное зрение, и видят они их в малой мере, как бы некую часть залога (Greg. Pal. Tomos//ΓΠΣ. T. 2. Σ. 567. 1–8) 656 . Но главным «звеном» в «генеалогии» монашества для святых отцов остается «совершение» прообразованного пророками во Христе: В особенности же это (то есть монашество, «схима». – Авт.), – пишет свт. Симеон Фессалоникийский , – жительство и образ Спасителя нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Τμ. 2. Σ. 244), прп. Максим Исповедник (Maximus Conf. Opusc.//PG. 91. Col. 277; Disp. Pyr.//PG. 91. Col. 301; Quaest. inter. et resp.//PG. 90. Col. 792), прп.  Иоанн Лествичник  (Ioan. Climacus. 4. 29; 26. 27; 30. 8, 9), свт. Фотий (Phot. Bibl. 201), неизвестный составитель схолий на Евангелие от Иоанна (PG. 88. Col. 740, 1080, 1164 – «Сотница» цитируется 4 раза), Павел Эвергетидский (XI в., в 4 тома «Эвергетиноса» включены 72 главы «Сотницы», некоторые из них сокращены, порядок изменен). Прп. Никита Стифат в «Житии» прп. Симеона Нового Богослова особо отмечал, что прп. Симеон в юности читал «книгу сочинений святых мужей Марка и Диадоха» (Nicet. Pector. Vita Sym. 4. 16 Hausherr). Особую актуальность «Сотница» приобрела в период исихастских споров в XIV в., она цитировалась прп. Никифором Афонским (Cap. 57 – De sobr. et cord. custodia//PG. 147. Col. 958), прп.  Григорием Синаитом  (Cap. 33 – De quiet.//PG. 150. Col. 1321), свт. Григорием Паламой (Cap. 89 – Ad Xen.//PG. 150. Col. 1081 и др.) и патриархом  Филофеем Коккином  (Cap. 89 – PG. 151. Col. 577), патриархом Каллистом II и Игнатием (15 различных глав цитируются в их «Сотнице»), а также в Святогорском томосе (Cap. 25 – PG. 150. Col. 1233) и соборном томосе 1351 г. (Cap. 59) (подробнее cм.: Polyzopoulos. 1984. P. 790–795). Так, напр., в «Триадах в защиту священнобезмолвствующих» свт. Григория Паламы Д. упоминается наряду с отцами аввой Филимоном, Нилом и Иоанном Лествичником , родоначальниками единословной молитвы (Greg. Pal. Triad. I 3. 2. 6), и трижды цитируется (Cap. 40 – Triad. I 3. 7. 12–17; Cap. 69 – Triad. I 3. 50.13–16; Cap. 25 – Triad. II 2. 10. 23–30) как учитель созерцания Божественного света через очищенные «ум» и «чувство души». Coч.: Coбp.: OEuvres spirituelles/Ed.: É. des Places. P., 1955, 1966r. (SC; 5 bis.) [крит. изд. греч. текста]; «Сотница»: Φιλοκαλα. νειισιν, 1782. Σ. 205–237. Попов К. Д. Блаженный Диадох (V-ro века), еп. Фотики Древнего Эпира, и его творения. К., 1903. C. 17–526; De perfectione spirituali capita centum/Hrsg.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Еп. Евсевий являл собой высокий тип благочестия, однако его не миновала человеческая слабость: видимо, Евсевия задевало, что успехи В. В. затмевали его епископское положение. Свт. Григорий Богослов не пишет, какую именно обиду нанес Евсевий В. В. ( Greg. Nazianz. Ep. 16. 4-8; ср.: Ер. 17), однако последний, не желая использовать свой авторитет, поскольку боялся нарушить церковное единство, предпочел удалиться в Аннису (кон. 363 - Fedwick. 1981. P. 8; Greg. Nazianz. Or. 43. 28-29). Примирителем сторон выступил Григорий Богослов, призвавший Евсевия любовью уврачевать нанесенное оскорбление ( Greg. Nazianz. Ep. 16. 4-8; ср.: Ер. 17) и принять В. В. (Ер. 18. 3). Это примирение было особенно важно в тот момент (365 - Fedwick. 1981. P. 11), т. к. с приходом к власти императора-арианина Валента необычайно обострилась активность еретиков ( Greg. Nazianz. Ер. 19. 5). Имп. Валент, руководствуясь, видимо, соображениями гос. целостности и необходимости устойчивых поступлений в казну, направился в июле 365 г. в окружении арианских епископов в Кесарию ( Greg. Nazianz. Or. 43. 31. 2), чтобы принудить Кесарийскую Церковь подписать ариминскую вероисповедную формулу ( Bernardi. 1992. P. 198-199. Not. 1). Кесария нашла достойного заступника в лице В. В. ( Greg. Nazianz. Or. 43. 31. 4-5; Sozom. Hist. eccl. VI 15), сумевшего тем самым вернуть себе доверие правящего архиерея, В. В. стал для него советником и помощником. Он фактически занял второе место в епархии после Евсевия, приняв дела церковного управления в свои руки: Евсевий «управлял народом», а В. В.- «управляющим» ( Greg. Nazianz. Or. 43. 33. 4). На это время приходится часть проповедей и толкований В. В. ( Fedwick. 1981. P. 9-10). Пастырские и организаторские способности В. В. ярко проявились во время разразившегося из-за неурожая сильного голода в кон. весны - нач. лета 369 г. ( Greg. Nazianz. Or. 43. 34. 3; Fedwick. 1981. P. 11). Положение голодающих усугублялось тем, что имевшие у себя продовольственные запасы намеренно их придерживали, чтобы поднять цену ( Greg.

http://pravenc.ru/text/150791.html

Заповедь о почитании родителей рассматривалась многими отцами Церкви как важнейшая, определяющая отношения между людьми ( Ioan. Chrysost. In Eph. 18. 2). Почитать отца нужно, даже если он очень беден, ибо он может дать потомкам последнее благословение - «богатство освящения», большее, чем земное богатство ( Ambros. Mediol. De Patriarch. I 1). Забота о родителях, по учению христ. авторов, должна быть не показной, но действенной помощью для их жизни ( Orig. In Matth. 11. 9; Hieron. Ep. 123. 6). «Заботься о своих родителях, ибо они - первое, что ты увидел, открыв свои глаза. Человек, который не чтит родителей, не будет почитать никого»,- пишет блж. Августин ( Aug. Serm. 9. 7). Почитать отца и мать необходимо, потому что «посредством их Бог ввел» человека «в жизнь и они вместе с Богом» являются «виновниками» его «бытия» ( Greg. Pal. Decalog//PG. 150. Col. 1096); родители, кроме того, понимаются как «образ Содетеля, призывающего к бытию небывшее некогда» ( Cyr. Alex. De adorat. 7//PG. 68. Col. 509). Любовь к родителям имеет подлинное оправдание только в контексте богопочитания. «Почитай и люби их после Бога,- пишет свт. Григорий Палама,- если любовь к ним содействует любви к Богу, если же не содействует, то беги от них, а если они инославные и противостоят тебе, особенно в том, что относится к истинной и спасительной вере, то не только беги, но даже возненавидь и не только их, но и всех сродников и прочих друзей и близких» ( Greg. Pal. Decalog//PG. 150. Col. 1096). Иисус Христос, показывая необходимость почтения к родителям, удостоил попечения Свою Матерь ( Cyr. Alex. De adorat. 7//PG. 68. Col. 513). Заповедь о почитании родителей традиционно относилась к почитанию старших и особенно духовных наставников. Обращаясь к читателю, свт. Григорий Палама подчеркивает, что их надо почитать как «тех, кто превратил твое бытие в благобытие, кто передал тебе свет знания, кто научил тебя откровению истины, кто вновь родил тебя банею возрождения и вложил в тебя надежду воскресения, бессмертия и наследия нескончаемого царства, из недостойного сделал тебя достойным вечных благ, из земного сделал небесным, вместо временного - вечным, сыном и учеником уже не человека, а Богочеловека Иисуса Христа» ( Greg. Pal. Decalog//PG. 150. Col. 1096).

http://pravenc.ru/text/Десять ...

Преступление 7-й заповеди называется отцами Церкви делом противным природе. «Блуд не есть дело природы» и «прелюбодеяние... следствие тщеславия, чувственного раздражения и чрезмерного сладострастия», в то время как «добродетель воздержания и чистой семейной жизни сообразна с природой» ( Ioan. Chrysost. In Eph. 2. 3). Свт. Григорий Палама истолковывает эту заповедь в экклезиологическом смысле: «Не прелюбодействуй (Исх 20. 14), иначе станешь ты уже не членом Христовым, а членом блудницы и будешь отсечен от Божественного тела и ввержен в геенну» ( Greg. Pal. Decalog//PG. 150. Col. 1097). «Из преступлений, относящихся к женщине, всех более тяжкое есть прелюбодеяние, которое разрушает брак другого человека и разлучает уже соединенных» ( Cyr. Alex. De adorat. 8//PG. 68. Col. 511), но заповедь имеет и духовный смысл: «...жене, сочетавшейся мужу по закону, весьма хорошо можно уподобить душу, сочетавшуюся и соединенную со Христом при посредстве веры и Духа» (Ibidem). Поэтому из всех преступлений, касающихся «человеческих душ всех более нечестивое и нетерпимое есть старание растлить душу не какую, но некоторым образом уже сочетавшуюся браком и соединенную со Христом - горним и небесным женихом» (Ibidem). Истолковывая 7-ю заповедь, свт. Григорий Палама призывает стремиться к более совершенной жизни. С нечистыми помыслами необходимо бороться в самом зачатке, «выкорчевывая из себя самого горькие корни, не будешь пожинать смертоносных плодов, но получишь плод чистоты и присущую ей святость, без которой никто не узрит Господа» ( Greg. Pal. Decalog//PG. 150. Col. 1097-1098). Иоанн Кассиан Римлянин указывал, что в духовном смысле эта заповедь относится к почитанию ложных богов - идолопоклонство есть вид духовного прелюбодеяния ( Ioan. Cassian. Collat. XIV 11. 2). Грех воровства в святоотеческих толкованиях понимается как нарушение заповеди о любви к Богу и ближнему: «Не кради, чтобы Ведающий сокровенное (Дан 13. 42) не воздал бы тебе отмщением многократным за пренебрежение к Нему. Ты же, напротив, от имения твоего тайно подавай нуждающимся, чтобы сторицей получить от Бога, видящего тайное, и жизнь вечную в будущем веке» ( Greg. Pal. Decalog//PG. 150. Col. 1100). Бедность человека не может служить оправданием воровства. «Бедность скорее заставляет трудиться, а не красть... воровство происходит от лености, а бедность порождает обыкновенно не леность, а трудолюбие» ( Ioan. Chrysost. In Eph. 2. 3).

http://pravenc.ru/text/Десять ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010