Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ [лат. Hieronymus Stridonensis], или Евсевий Иероним [лат. Eusebius Hieronymus] (ок. 347, Стридон - 30.09.419/20, Вифлеем), блж. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви. Жизнь Источники. Основные сведения о жизни И. С. содержатся в его сочинениях. Первостепенную важность имеют его письма (Ep. 7. 11-12; 15. 1-5; 16. 1-2; 22. 30; 46. 10-12; 66. 14; 108. 6-29; 123. 10; 143. 1-2), а также предисловия к различным сочинениям (см.: Cavallera. 1922. T. 1. P. VI). Особое место занимает трактат «О знаменитых мужах», в 135-й автобиографической главе к-рого И. С. кратко говорит о своем происхождении и описывает свою лит. деятельность ( Hieron. De vir. illustr. 135). Ряд биографических сведений содержится в «Хронике» И. С., а также в «Апологии против книг Руфина». Др. источником являются свидетельства совр. И. С. церковных писателей. Это прежде всего письма, адресованные И. С. Римскими папами св. Дамасом I (Ep. 19, 35) и Иннокентием I (Ep. 136), блж. Августином Гиппонским (Ep. 56, 67, 101, 104, 110, 116, 131, 132), еп. Феофилом Александрийским (Ep. 87, 89, 90, 113), свт. Епифанием Кипрским (Ep. 51, 91), друзьями И. С.- Паммахием и Океаном (Ep. 83). Особую ценность имеют сочинения Руфина Аквилейского «Апология против Иеронима», «Апология» к Римскому папе св. Анастасию I и предисловие к переводу трактата Оригена «О началах». Сульпиций Север в «Диалогах» приводит со слов аквитанского мон. Постумиана, лично знавшего И. С., сведения о вифлеемском периоде жизни последнего ( Sulp. Sev. Dial. I 7-9). Палладий , еп. Еленопольский, в «Лавсаике» пишет о И. С. со слов враждебно настроенных к нему лиц (Руфина Аквилейского, Посидония Фиваидского) ( Pallad. Hist. Laus. 36. 6-7; 41. 1-2). В «Хронике» Проспера Аквитанского содержатся сведения о времени рождения, вифлеемском периоде жизни и о смерти И.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЛА [Лат. Paula] (5.05(06).347 - 26.01.404), прп. (пам. зап. 26 янв.), подвижница, одна из первых «матерей пустыни». Источники Прп. Павла. Кон. XIV — нач. XV в. Мастер «Мадонны Штраус» (Музеи Ватикана) Прп. Павла. Кон. XIV — нач. XV в. Мастер «Мадонны Штраус» (Музеи Ватикана) Основным источником сведений о П. является эпитафия ( Hieron. Ep. 108), составленная блж. Иеронимом Стридонским вскоре после смерти преподобной. Среди исследователей нет единого мнения о точной дате написания этого произведения: Ф. Кавальера предложил датировать его 404 или 405 г. ( Cavallera. 1922. Р. 296), Н. Пронбергер - кон. 404 г. ( Pronberger N. Beiträge zur Chronologie der Briefe des hl. Hieronymus. Amberg, 1913. S. 69-70), Ж. Лабур - весной 404 г. ( St. Jérôme . Lettres/Éd. J. Labourt. P., 1955. Vol. 5. P. 213). Также сведения о святой содержатся в посланиях блж. Иеронима к П. и ее дочери Евстохии и в письме «Утешение на смерть Блесиллы» ( Hieron. Ep. 30, 31, 33, 39 и др.). Кроме того, он посвятил П. некоторые из своих толкований на книги ветхозаветных пророков (PLRE. Vol. 1. P. 674-675). Жизнь П. род. в Риме. Отец - Рогат, из патрицианского клана Фуриев ( Cain. 2013. P. 112), ведущих свое происхождение от легендарного Агамемнона ( Daux. 1877. P. 438-440). Мать - Блесилла, потомок Аниция Петрония Проба, из рода Корнелиев ( Montalambert. 1873. P. 154), к которому принадлежали Публий Корнелий Сципион Африканский и братья Гракхи. В 360 или 362 г. П. выдали замуж за сенатора Юлия Токсотия из патрицианского рим. рода Юлиев; ко времени его смерти (379 или 381; см.: Nautin. 1972. P. 217-218) П. родила ему 5 детей: прп. Блесиллу , прп. Евстохию, Павлину, Руфину и Токсотия. Муж был язычником, но терпимо относился к тому, что П. веровала во Христа. Еще при жизни мужа П. вдохновлялась примерами из жизни христианских вдов и дев из старой аристократии Рима, гл. обр., примером св. Маркеллы († 410), организовавшей монашескую общину в своем доме на Авентинском холме.

http://pravenc.ru/text/2578587.html

С. известны имена его отца - Евсевий ( Hieron. De vir. illustr. 135), тетки по материнской линии - Касторина (Ep. 13) и младшего брата - Павлиниан; имена его матери, бабки и младшей сестры неизвестны (см.: Ep. 7. 4; 22. 30; Adv. Rufin. I 30). Родители И. С. были христианами (Ep. 82. 2; Praef. in Job. Col. 1082), однако по традиции своего времени не спешили крестить детей, ограничиваясь их катехуменатом ( Cavallera. 1922. T. 1. P. 4; Kelly J. 1975. P. 7). С раннего детства И. С. воспитывался вместе со своим сверстником Бонозом, также принадлежавшим к знатной и богатой семье и впосл. ставшим одним из самых близких его друзей ( Hieron. Ep. 3. 4-5). С 6 до 12 лет И. С. вместе с Бонозом посещал в Стридоне начальную школу (предположения о его домашнем обучении малообоснованны - см.: Kelly J. 1975. P. 7), где нередко подвергался побоям чересчур строгого учителя ( Hieron. Adv. Rufin. I 30; Ep. 3. 4). Вероятно, там же он приобрел первоначальные знания греч. языка (In Jerem. Col. 838; Kelly J. 1975. P. 8). Сцены из жизни блж. Иеронима Стридонского. Миниатюра из Библии кор. Карла Лысого. 846 г. (Paris. lat. 1. Fol. 3v) Сцены из жизни блж. Иеронима Стридонского. Миниатюра из Библии кор. Карла Лысого. 846 г. (Paris. lat. 1. Fol. 3v) В возрасте 11-13 лет И. С. был отправлен отцом для продолжения грамматико-риторического образования сначала в соседнюю Аквилею ( Williams. 2006. P. 270), затем в Рим ( Hieron. In Gal. Col. 308, 340; In Abac. Col. 1329). Там наставниками И. С. и приехавшего c ним Боноза стали рим. учителя - грамматист Элий Донат и ритор Викторин Марий , под руководством к-рых И. С. изучал науки тривиума - грамматику, поэтику и риторику - и читал классических лат. прозаиков и поэтов (Chron. Col. 687-688; Adv. Rufin. I 16; In Eccl. Col. 1019; In Gal. Col. 308). Он продолжал учиться в грамматической школе еще в течение 6 лет после того, как Марий Викторин в 362 г. был вынужден оставить преподавание (In Abac. Col. 1329). В качестве упражнения И. С. часто переписывал книги лат.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

С., содержащимися в его собственных сочинениях: между 340 и 350 гг. ( Gr ü tzmacher. 1969. Bd. 1. S. 48, 105), 344 г. ( Forget. 1924. Col. 894), 347 г. ( Cavallera. 1922. T. 1. P. 3; T. 2. P. 10); последняя дата в наст. время считается общепризнанной ( Gribomont. 1986. P. 213; Rebenich. 2002. P. 4; Williams. 2006. P. 15, 268). По сообщению самого И. С., он род. в небольшом укрепленном городке Стридон (oppidum Stridonis), расположенном на границе Далмации и Паннонии ( Hieron. De vir. illustr. 135; cp.: Ep. 66. 14). Однако точное местонахождение этого городка не установлено ( Kelly J. 1975. P. 5; Williams. 2006. P. 268). Предполагают, что Стридон мог находиться или в Вост. Италии, где она граничила с этими провинциями ( Vallarsi. 1845. Col. 7-8, 13; Cavallera. 1922. T. 1. P. 3; T. 2. P. 69-71), или в Далмации, недалеко от границы с Паннонией, поскольку еп. Палладий, лично знавший И. С., называл его «далматинцем» ( Pallad. Hist. Laus. 41. 2; см.: Kelly J. 1975. P. 1, 5; Altaner B. Patrologie. Freiburg i. Br., 1978. S. 394). Блж. Иероним Стридонский. Фрагмент иконы «Святые Антоний Великий, Иероним Стридонский, Николай Чудотворец, Иаков Зеведеев (?)». XVI в. (ГРМ) Блж. Иероним Стридонский. Фрагмент иконы «Святые Антоний Великий, Иероним Стридонский, Николай Чудотворец, Иаков Зеведеев (?)». XVI в. (ГРМ) И. С. род. в знатной и богатой семье, возможно греч. ( Kelly J. 1975. P. 6) или лат. происхождения ( Cavallera. 1922. T. 1. P. 3), владевшей собственностью в Стридоне и обширными поместьями с многочисленными рабами и слугами ( Hieron. Ep. 66. 14; Adv. Rufin. I 30). Выдвинутая архиеп. Филаретом (Гумилевским) гипотеза о слав. происхождении И. С. ( Филарет. Учение. Т. 2. С. 259. Примеч. 1) была подвергнута критике Диесперовым ( Диесперов. 2002. С. 8) и не поддерживается совр. исследователями. Хотя в семье И. С. говорили по-латыни, от местных крестьян и рабов И. С. научился отдельным выражениям иллирийского языка ( Hieron. In Is. Col. 253; Kelly J. 1975. P. 8). Из членов семьи И.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

С. ( Prosper. Chron.//PL. 51. Col. 576, 586, 592). В трактате Геннадия Марсельского «О церковных писателях» (продолжающем трактат И. С. «О знаменитых мужах») сообщается о лит. деятельности и возрасте И. С., а также о характере его полемики с Руфином ( Gennad. Massil. De script. eccl. Prol; 17). Предполагают, что пролог сочинения Геннадия, где содержатся сведения о И. С., ему не принадлежит: он отсутствует во мн. рукописях, а помещенные в нем сведения о И. С. заимствованы гл. обр. из «Римской истории» Аммиана Марцеллина ( Vaccari. Le Antiche vite. 1920. P. 1-4; Cavallera. 1922. T. 2. P. 137). Наиболее важные исследования нового и новейшего времени, посвященные жизни И. С.: Tillemont. 1707; Stilting. 1762; Collombet. 1844; Vallarsi. 1845; Zöckler. 1865; Gr ü tzmacher. 1901-1908; Brochet. 1905; Cavallera. 1922; Penna. 1949; Antin. 1951; Steinmann. 1958; Nautin. 1972, 1973, 1974; Kelly. 1975; Rebenich. 1992, 2002; Maraval. 1995; Williams. 2006. Среди немногих отечественных исследований выделяются работы Н. И. Щеголева ( Щеголев. 1863) и А. Ф. Диесперова ( Диесперов. 1916; 20022. С. 3-118). Хронология жизни и лит. деятельности И. С. специально рассматривается Г. Грюцмахером ( Gr ü tzmacher. 1901, 1969. Bd. 1. S. 41-102), Ф. Каваллерой ( Cavallera. 1922. T. 2. P. 1-63), П. Нотеном ( Nautin. 1972-1974, 1972/1973, 1973, 1974, 1979; L " activité. 1983) и М. Уильямсом ( Williams. 2006. P. 267-301). Аннотированную библиографию по всем вопросам, касающимся жизни, лит. деятельности и учения И. С., см.: Vaccari. Bollettino. 1920; Antin. 1959. P. IX-LII; Gribomont. 1986. P. 212-246. Происхождение, детство, образование (ок. 347-368) Дата рождения И. С. точно неизвестна; согласно Просперу Аквитанскому, он род. в 331 г. ( Prosper. Chron.//PL. 51. Col. 576; ср.: Gennad. Massil. De script. eccl. Prol.). Несмотря на то что эта традиц. дата поддерживалась нек-рыми совр. авторами (см., напр.: Hamblenne. 1969. P. 1113; Kelly J. 1975. P. 1, 337-338), были предложены др. даты, к-рые в большей степени согласуются с остальными сведениями о жизни И.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

Русский перевод в издании Моск. дух. академии, 8 томов, 1861-1872, — над ним работал прот. П . Делицын . — J. Rupp, Gregors, des Bischofs von Nyssa, Leben und Meinungen, 1834; F. Dlekamp, Die Gotteslehre des hl. Gregor von Nyssa, I, 1896; H. Koch, Das mystische Schauen beim hl. Gregor von Nyssa, Theol. Quartalschrift, 80, 1898; A. Krampf, Der Urzustand des Menschen nach der Lehre des hl. Gregor von Nyssa, 1889; F. Hut, Des hl. Gregor von Nyssa Lehre vom Menschen, 1890; J. B. Aufh в user, Die Heilslehre des hl. Gregor von Nyssa, 1910. — Apx. Порфирий (Полов), Св. Григорий, епископ Нисский, " Прибавления " XX, 1861; В. И. Несме-лов, Догматическая система св. Григория Нисского, 1887; А. Марты-нов, Эсхатология св. Григория Нисскаго, " Прибавления " 1883; Антропология св. Григория Нисскаго, там-жетам же, 1886; Д. Тихомиров, Св. Григорий Нисский, как моралист, 1886; М. Ф. Оксиюк, Эсхатология св. Григория Нисскаго, 1914; С. В. Троицкий, Об именах Божиих и имябожниках, 1914. VII. Меньшие богословы века. — 1. Св. Евстафий Антиохийский. Основное издание Алляция (1629), — Migne, t.18; книга против Оригена переиздана А. Jahn " ом Texte und Untersuchungen, H, 4, 1886; новое издание фрагментов F. Cavallera (1905). См. F . Cavallera, Le schisme d " Antioche, 1905; свящ Д. A. Лебедев, Из эпохи арианских стюров, Павлин и Зинон, епископы Тирские, Виз. Временник, XX, 1913; Н. П. Кудрявцев, Евстафий Антиохийский, Богословский Вестник, 1910, 3, 5, 7-8, 9; F. Zцpfel, Die trinitarischen und christologischen Anschaungen des Bischofs Eustathios von Antiochien, Theol. Quartalschrift, 1923; Д . V. Seilers, Eustathius of Antioch, and bis place in the early history of Christian doctrine, 1928. — 2. Дидим слепец. Творения собраны y Migne, т. 39. Книги о Троице впервые изданы I. Мингарелли в 1769 году. О фрагментах см . Devreesse, Cha о nes ex й g й tiques, Pirot, Supplement au Dict. de la Bible, t. I (1930); срв . A. A. Спасский, Кому принадлежат четвертая и пятая книги св. Василия Великаго против Евномия, Богосл.

http://sedmitza.ru/lib/text/538132/

Vita Malch. 3; Ep. 5. 1; 15. 3; вопрос о длительности и обстоятельствах пребывания И. С. в пустыне остается предметом дискуссии - см.: Cavallera. 1922. T. 2. P. 12-20; Kelly J. 1975. P. 52-56; Rebenich. Hieronymus und sein Kreis. 1992. S. 86-98; Williams. 2006. P. 273-275). Несмотря на перенесенные болезни, И. С. вел здесь еще более суровый образ жизни, чем в Антиохии. Обуздывая плоть, он проводил дни в посте, трудах и чтении Свящ. Писания, а ночи - в бдениях и молитвах ( Hieron. Ep. 30. 7). «Я пребывал в уединении,- вспоминал И. С.,- потому что был исполнен горести. Истощенные члены мои были прикрыты вретищем, а загрязненная кожа напоминала кожу эфиопов. Каждый день слезы, каждый день стенания, и когда сон грозил захватить меня во время этой борьбы, я слагал на голую землю мои кости, едва державшиеся в суставах» (Ep. 22. 7). Помимо физического аскетизма И. С. предавался и своего рода «интеллектуальному аскетизму»: он не только изучал греческий язык, переписывая рукописи (Ep. 5. 2; 17. 2), но и, воспользовавшись присутствием среди местных монахов еврея, обращенного в христианство, ревностно принялся за изучение евр. языка, что впосл. способствовало его библейским занятиям (Ep. 125. 12). Из пустыни И. С. вел активную переписку с друзьями - Флорентином, Хромацием, Илиодором, а также с представителями местного клира и папой св. Дамасом; здесь же он написал первые сочинения - «Комментарий на Книгу пророка Авдия» и «Житие Павла Фивейского» ( Cavallera. 1922. T. 1. P. 44-45; T. 2. P. 16-17; Williams. 2006. P. 276). И. С. вступил в жаркий спор с местными монахами, требовавшими подписать тринитарную формулу, к-рую он считал противоречащей Никейской вере (Ep. 15. 3; Ep. 17. 2-3). В результате И. С. был вынужден покинуть пустыню и вернуться в Антиохию. В Антиохийской Церкви в это время существовал раскол. Глава одной из конфликтовавших партий, Павлин III , еп. Антиохийский, ища себе новых сторонников, по совету Евагрия, к-рый, как и папа св. Дамас ( Damas. Ep. 3), был его неизменным приверженцем, рукоположил И.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

1972–1973. P. 7–37; Cain. 2009. P. 114–124. 151 Ep. 108. 6–7; Cavallera. 1922. T. I. P. 123; Kelly. 1975. P. 116–117. Существует мнение, что Павла и ее спутницы присоединились к блаж. Иерониму уже в Калабрии и вместе с ним прибыли на Кипр (см.: Nautin. 1972–1973. P. 8); однако маршрут их путешествия, описанный блаж. Иеронимом в Ep. 108. 6–7, отличается от его собственного, описанного им в Adv. Rufin. III 22. 169 См.: Rufin. Apol. contr. Hieronym. II 8; Hieronym. Adv. Rufin. III 33; Cavallera. 1922. T. I. P. 129; Kelly. 1975. P. 136. 179 См.: Cavallera. 1922. Т. I. P. 130–146; Kelly. 1975. P. 141–157, 163–167. Подробнее об этих сочинениях блаж. Иеронима см. ниже часть II. 182 См.: Hieronym. Adv. Rufin. II 24–35; Praef. in Lib. Isaiae j. Hebr.//PL. 28. Col. 772B–774A; Praef. in Lib. Psalm. j. Hebr.//PL. 28. Col. 1125A–1128A и др. 195 См.: Nautin. 1973. P. 69–73; Kelly. 1975. P. 199; Rebenich. 2002. P. 44; Williams. 2006. P. 284. 196 Первая версия, считающаяся традиционной и разделявшаяся такими исследователями, как Ф. Каваллера и Дж. Дешоу, плохо согласуется с тем обстоятельством, что свт. Епифаний как предстоятель Кипрской церкви по церковному обычаю должен был возглавлять торжественное пасхальное богослужение и совершать крещение оглашенных в кафедральном соборе г. Саламина на Кипре, см.: Kelly. 1975. P. 199; однако вторая версия, поддерживаемая такими исследователями, как П. Нотэн, Дж.Н.Д. Келли и М.Г. Уильямс, в свою очередь плохо согласуется с сообщением блаж. Иеронима о длившейся тогда Четыредесятнице, см.: Hieronym. Contr. Ioan. Hieros. 13. 200 Epiph. Ep. Ioan. Hier. 1. Вероятно, настоящей причиной отказа Вифлеемского пресвитера от исполнения своих священнических обязанностей было его стремление к уединению и научно-литературным занятиям или нежелание оказаться в подчиненном положении к еп. Иоанну, см.: Kelly. 1975. P. 200. 233 Hieronym. Ep. 85. 3; Adv. Rufin. I 7. Перевод блаж. Иеронима в целом был утрачен, за исключением нескольких отрывков, сохранившихся в его послании к Авиту, см.: Ep.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

407 О знакомстве Евстафия с Платоном и другими греческими философами можно заключать по многочисленным местам его сочинения «De engastrimytho» (см. текст и критич. замеч. к изд. этого сочинения в Text. u. Untersuh. 1886 J. В. II. Н. 4), также – из некоторых сохранившихся фрагментов книги «De anima» (в последней собственно рассматривается учение Платоников). Отсюда же видно знание Евстафием догмы пифагорейцев (см. Cavallera, op. cit. 46–48, 51:52) и т. д. 408 См. соч. «De engastrimytho», напр. гл. XXVIII–IX, где ссылка на Гомера, Гезиода, и примечания к только что цитованному изданию этою сочинения. 410 Об этом последнем см. напр. у Минто в его «Логике» (изд. Библ. для самообраз., Москва. 1896, введение). 411 Т. е. знание Писания, церковной литературы (см. прим. к сочин. «De engastrim.» в Text. u. Unters.) экзегетика и т. д. 414 Отмеченная неясность, конечно, в значительной степени объясняется тем, что речь об этом ведется у них не специально, а мимоходом, так сказать, «по поводу». С другой стороны, относительная близость расстояния между Евстафием и теми лицами, для которых писали свои сочинения, напр., Афанасий и Златоуст, и некоторые другие, чисто временные и местные условия освобождали этих последних от необходимости объяснять повод к названию антиохийского епископа «исповедником». 418 Ceillier. Histoire générale des auteurs sacres et ecclésiastiques, Paris. 1859, t. III, p. 158; Gwatkin. Studies of arianism. Cambridge, 1900, p. 39, n. 3. Cavallera, Le schisme d’Antioche. Paris. 1905, p. 33 n. 420 В Act. Sanc. (ibid.) доказывается даже исключительность приведенного понимания текста Афанасия на том основании, что имя исповедника Афанасий не прилагает более ни к одному из епископов, пострадавших от ариан. 421 Как борец за православие, он, естественно, таким или иным путем должен был отлично знать своих соратников, – знать, разумеется, в самом полном и широком смысле, т. е. знать, следовательно, и биографию этих лиц. Выть особенно осведомленным в биографии Евстафия Афанасий должен был, как состоявший в клире александрийского епископа Александра, – человека, которому Евстафий был близко известен, который обменивался с Евстафием посланиями (об этом подробнее ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С. отнимали заботы, связанные с приемом и размещением паломников, стекавшихся в Вифлеем со всего мира (Ep. 66. 14; 107. 2), он, верный своим аскетическим идеалам и научным стремлениям, большую часть времени посвящал научным и лит. занятиям ( Kelly J. 1975. P. 141). В этот период И. С. написал ряд сочинений по вопросам библейской исагогики (словари библейских имен и географических названий, вопросы к евр. тексту кн. Бытие), по агиографии (Жития пленного мон. Малха и прп. Илариона) и патрологии («О знаменитых мужах»); опираясь на труды Оригена и Дидима (некоторые из них он в то время перевел на латынь), составил серию библейских комментариев на Псалтирь, Книгу Екклесиаста, на книги нек-рых малых пророков и на нек-рые послания ап. Павла ( Cavallera. 1922. T. 1. P. 130-146; Kelly J. 1975. P. 141-157, 163-167). Помимо этого И. С. продолжил начатую им еще в Риме работу по исправлению старолат. перевода ВЗ по греч. тексту Септуагинты; исправив Псалтирь, Книгу Иова, Соломоновы книги и книги Паралипоменон и будучи неудовлетворен этим, И. С. ок. 391-392 гг. сделал новый перевод ВЗ с древнееврейского, начав с Псалтири и пророческих книг, а затем переведя Книги Царств и Книгу Иова (см.: Cavallera. 1922. T. 1. P. 147-148; Kelly J. 1975. P. 158-163). Этот перевод в еще большей мере, чем ревизия старого, стал объектом ожесточенной критики со стороны как недругов, так и друзей И. С., усмотревших в нем опасность подрыва авторитета Септуагинты (см.: Rufin. Apol. in Hieron. II 32-37; Hieron. Dial. contr. Pelag. Prol. 2). И. С. был вынужден достаточно резко реагировать на критику (см., напр.: Hieron. Adv. Rufin. II 24-35; Praef. in Is. Col. 772-774; Praef. in Ps. Col. 1125-1128), однако полемика вокруг нового перевода не помешала ему завершить его к 405/6 г. ( Kelly J. 1975. P. 161). Окончательно обосновавшись на Востоке, И. С. продолжал интересоваться религ. и политической ситуацией на Западе. Он поддерживал контакты со старыми друзьями: Марцеллой ( Hieron. Ep. 46 от имени Павлы и Евстохии; Ep.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010