Вера достигает совершенства через поступки в вере, без дел вера мертва (см.: Иак. 2: 20–22). Согласно апостольским Посланиям, не всякие поступки дают человеку удел вечной жизни. Спасительными делами, прежде всего, являются изучение Священного Писания, стремление познать истину (см.: 1 Тим. 2: 4; 4: 16; 2 Тим. 3: 15), молитва («всякий, кто призовет имя Господне, спасется» – Деян. 2: 21), покаяние (см.: 2 Кор. 7: 10), милость и страх Божий в сердце (см.: Иуд. 1: 22–23), надежда на Бога (см.: Рим. 8: 24; 1 Фес. 5: 8), свидетельство о своей вере своими устами (см.: Рим. 10: 9–10), стойкость в вере (см.: Евр. 10: 39), сострадание и утешение друг друга во Христе (см.: 2 Кор. 1: 6–7), распространение проповеди о Христе в мире (см.: Иак. 5: 20). Как видно из этого перечня, не всякое дело приносит человеку спасение. Спасают те дела, которые совершены с верой или во имя Иисуса Христа. Добрые дела, конечно, возможны и без веры во Христа; высокие образцы поступков милосердия и сострадания можно найти и у атеистов, у которых закон совести твердо написан на сердце. Но это не вводит их в Царство Божие. С другой стороны, «уверенность в существовании Бога» тех, кто прочитал всю Библию «от корки до корки», не дает им спасения, как и тем, кто чрезмерно гордится своей праведностью или живет аморально. По апостолу Павлу, глубоко заблуждаются те, кто уповают на свою праведность (см.: Гал. 2: 16–20) или думают, что без Бога можно спастись. Невозможно вскарабкаться в райский сад незаметно от Бога, тайком перелезть через забор Эдемского сада, купить у ангелов билет суммой своих добрых дел. Только Христос может ввести в ограду Своего Небесного Царства, Он есть дверь (см.: Ин. 10: 9), и путь, и истина, и жизнь (см.: Ин. 14: 6). Нужно довериться Богу-Спасителю, вверить себя Ему, чтобы Он спас. Вверить себя Богу, довериться – это нравственные, а не интеллектуальные категории. В книге «Православное учение о спасении» архимандрита (а впоследствии – патриарха) Сергия (Страгородского) делается особый акцент на нравственности. Высшее благо человека заключается в святости, которая достигается не рядом отдельных заслуг, а нравственным поведением, отказом от греховного способа жизни.

http://pravoslavie.ru/65828.html

Наставления Тимофею как блюстителю веры (1. 3–20) Противопоставление «Божьего назидания» и лжеучения (1. 3–11) Самосвидетельство ап. Павла (1. 12–17) Задачи, порученные ап. Павлом Тимофею в Эфесе (1. 18–20) Наставления Тимофею как предстоятелю Церкви (2. 1 – 4. 16) Относительно церковных собраний (2) Относительно лиц, избираемых в клир (3. 1–13) Церковь – столп и утверждение истины. Тайна Боговоплощения (3. 14–16) Правила учительства словом и жизнью (4. 1 – 16) Дисциплинарные наставления (5) Наставления о руководстве разными категориями пасомых (6.1–19) О рабах и господах (6. 1–2) О лжеучителях (гл. 6. 3–5) Об опасности сребролюбия (6. 6–10) О целях Божиих людей (6. 11 – 16) О нравственности состоятельных христиан (6. 17–19) Заключение (6. 20–21) План Тит Введение с надписанием и приветствием (1. 1–4) О пастырях Церкви (1.5–16) Требования к пастырям (1. 5–9) Обличение лжеучителей (1. 10–16) Наставления об учительной деятельности пастыря (2. 1–2. 10) Старцы (2. 1–3) Мужчины и женщины (2. 4–8) Рабы (2.9–10) Спасительная сила благодати (2. 11–15) Нравственные качества христиан (3. 1–7) Заключение: прощальные распоряжения апостола, приветствия и благословение (3. 8–15) Семинар 18. 1 Тим. и Тит Домашнее задание Найти в Посланиях отрывки текста, позволяющие понять богословие ап. Павла (христология, экклесиология, пневматология, сотериология). Определить их связь с Посланиями из уз (см.: еп. Кассиан (Безобразов) . Христос и первое христианское поколение; архиеп, Аверкий (Таушев) . Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета, соответствующие главы). Найти в тексте 1 Тим. и Тит места, позволяющие сделать выводы об историческом контексте написания Посланий, а также найти отрывки текста, указывающие на освобождение ап. Павла из уз. Найти в кн. Деяний апостолов и Посланиях ап. Павла места, раскрывающие иерархическое устройство Церкви. Найти в Посланиях требования к священнослужителям. План семинара Введение. Общие сведения о Пастырских посланиях ап. Павла Какие послания называются Пастырскими и почему?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Использование А. в истории Церкви против еретиков, раскольников и грубых нарушителей церковной дисциплины основано на употреблении этого термина в Гал 1. 8-9 и 1 Кор 16. 22. Впервые термин «А.» был официально применен в канонах Эльвирского Собора (после 300), а каноническая формула «если кто-либо... да будет А.» утвердилась в церковных канонах начиная с Гангрского Собора (ок. 340 - Гангр. 1-20). В дальнейшем термин употреблялся в Лаод. 29, 34, 35; II Всел. 1; Карф. 11, 81 (92), 109 (123), 110-116 (124-130); III Всел. 7; Трул. 1; VII Всел. 1; Конст. (879). 3 и др. В Византии изредка использовался и термин «катафема» (κατθεμα - нечто преданное проклятию). «Катафема» в значении «проклятие» присутствует в Откр 22. 3, а также в «Учении 12 апостолов» ( Дидахе ). В НЗ встречаются глаголы ναθεματζω (клясться; ср.: Мк 14. 71; Деян 23. 12 и 14) и καταθεματζω (ср.: Мф 26. 74). В сер. IX в. К-польский Патриарх Мефодий I провозгласил А. и «катафему» ученикам прп. Феодора Студита Навкратию и Афанасию, не пожелавшим осудить сочинения своего учителя, направленные против Патриархов Тарасия (784-806) и Никифора I (806-815) (I. Doens, Ch. Hannick; J. Darrouzès; К. А. Максимович). Сократ Схоластик в «Церковной истории» дает свое понимание термина: А., букв. «возложение», означает, по его мнению, как бы «воздвижение» особой стелы, на к-рой вырезаны проклятия еретикам для всеобщего обозрения и назидания (Hist. Eccl. VII 34. 15-17). Сущность А. В 1-м Послании Коринфянам (5. 1-5) ап. Павел предлагает «предать сатане» того, кто взял в жены жену отца своего. Но сам апостол говорит, что предается на мучение только плоть, и то лишь для того, чтобы душа спаслась (1 Тим 1. 20; см. толкование этого места у свт. Иоанна Златоуста (На 1 Тим. 5 - PG. 62. Col. 528). Однако под влиянием названных апостольских посланий убеждение, что А. представляет собой предание сатане, стало распространенным. Автор трактата «О том, что не следует предавать анафеме ни живых ни мертвых» (PG. 48. Col. 945-952), составленного в форме поучения и дошедшего под именем свт. Иоанна Златоуста (хотя, видимо, не принадлежащего ему), разделяет этот взгляд (Col. 949), поэтому и считает А. недопустимой, поскольку лишение надежды на спасение противоречит основному закону христианства - закону любви к ближнему, независимо от чистоты его веры (в связи с этим приводится притча о милосердном самарянине из Лк 10. 30-37). Допустимым он признает лишь анафематствование догматических заблуждений (Col. 952). Именно так поступил ап. Павел, произнося «да будет А.» не против конкретных лиц, а против неправедных деяний (1 Кор 16. 22 и Гал 1. 8) (PG. 48. Col. 948). Что же касается людей, то суд над ними вершит Высший Судия - те же, кто осуждает других на вечную погибель, присваивают себе Его полномочия и будут жестоко наказаны как узурпаторы высшей власти (Col. 949). Данный взгляд на А. нашел свою поддержку у визант. канониста Феодора Вальсамона (XII в.) ( Ρλλης , Ποτλς. III 97; ср.: PG. 137, 1237A).

http://pravenc.ru/text/115026.html

Тело святого Тимофея было погребено недалеко от могилы апостола Иоанна. Много лет спустя, в 356 г., его святые мощи бы ли торжественно перенесены в Константинополь святым Артемием (20 октября), как и м ощи святых апостолов Андрея и Луки.Все они б ыли положены в храме Святых Апостолов. Там отних произошли многочисленные ч удеса. Во время р азгр абления города латинскими рыцарями-крестоносцами в 1204 г. мощи б ыли похищены и п еренесены в и тальянский город Термоли. В Ева нгелиарии Par.gr.282 (IX в.) под 19 а вгуста поминается мать св.Тим офея Евника и его бабка Лоида (см.: 2 Тим 1,5). 4 февраля 2013 г. Рейтинг: 9.2 Голосов: 448 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Катерина 1 марта 2016, 14:52 Слава Богу,Который так чудно прославляется в угодниках своих!!! Целый январь мой малыш Тимофей ужасно кашлял, в больницу поехать не было возможности, лечили как могли и знали, но ничего не помогало.И вот 4 февраля, в день памяти ап.Тимофея, мы помолились перед иконой апостола, приложились к частичке его мощей...И о чудо! Наш ребенок на глазах стал выздоравливать! Я же в свою очередь пообещала апостолу, что если он исцелит дитя, то розкажу о чуде! Святой апостол Тимофей, моли Бога о нас!!! Акилина 4 февраля 2016, 10:51 Святой Апостол Тимофей,моли Бога о моем сыне Тимофее.Заступи,огради его от всяких бед от всякого зла. римма 4 февраля 2016, 09:04 Святой апостол Тимофей, помолись обо мне грешной и недостойной, даруй здравие душевное и телесное мне и моим родным, веди моих детей путем праведным, помоги нам в работе, а внучке в учебе. Даруй нам мир и счастье. римма 5 февраля 2015, 10:49 Святой апостол Тимофей, спасибо за помощь. Не остави меня и в дальнейшем своим предстательством. Огради меня грешную и моих детей от всякого зла, даруй нам здравие душевное и телесное, устрой для нас на работе все нилучшим образом и веди моих детей путем праведным. Наталья 4 февраля 2015, 15:11 “Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!” Господи Всемилостивый, в великом трепете души молитвенно прошу, спаси Украину Имени Твоего Святаго ради Ими же веси судьбами!!!

http://pravoslavie.ru/59209.html

1) то, что является мудростью в глазах мира, есть безумие в глазах Божиих: называя себя мудрыми, обезумели (Рим 1, 22); Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (1 Кор 1, 20); Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор 3, 19); 2) то, что является мудростью в глазах Божиих, есть безумие в глазах мира: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1 Кор 2, 14); слово о кресте для погибающих юродство есть (1 Кор 1, 18); благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор 1, 21); мы проповедуем Христа распятого… для Еллинов безумие (1 Кор 1, 23); потому что немудрое Божие премудрее человеков (1 Кор 1, 25); 3) то, что является безумием в глазах мира, есть мудрость в глазах Божиих: Бог избрал немудрое мира (1 Кор 1, 27). Из-за того, что мудрость по Богу есть безумие для мира, безумным называют Самого Христа (см.: Ин 10, 20), а также апостола Павла (см.: Деян 26, 24). Таким образом, Спаситель и апостол Павел могли стать примерами для юродивых — для тех ревностных христиан, которые стремились следовать Учителю во всем, претерпеть то, что Он претерпел, стать во всем, следовательно и в этом, подражателями Христа и святых, по слову апостола: Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор 11, 1; ср.: 1 Кор 4, 16; Еф 5, 1; Флп 3, 17; 2 Тим 3, 9). Как еще более сильный призыв звучит утверждение святого апостола Павла: Бог избрал немудрое мира (1 Кор 1, 27). Теперь быть безумным в глазах человеческих становится путем избранных, путем, который соответствует Божественному избранию или даже призыву. Более того, апостол Павел подчеркивает свое безумие: Мы безумны Христа ради (1 Кор 4, 10) и призывает к нему: Если кто… думает быть мудрым… тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор 3, 18). Не являются ли безумные во Христе, или более точно: безумные Христа ради (moroi dia Hriston), по выражению апостола Павла, христианами, принявшими последнее утверждение как заповедь и применившими его буквально? Не могут ли они сказать вслед за апостолом: Мы безумны Христа ради?

http://pravoslavie.ru/6093.html

Основными доказательствами того, что кн. Деяний написана до 70 г., являются внутренние факторы: в тексте не упоминается ни «иудейская война», предшествовавшая захвату Иерусалима войсками Тита, ни саморазрушение Иерусалима - события, к-рые не могли бы пройти мимо внимания 1-го церковного летописца, если бы он писал после них. И самое важное: в книге не говорится о смерти П., текст заканчивается описанием жизни апостола, когда он находился в Риме, «проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян 28. 31). Невозможно было бы завершить книгу на такой оптимистической ноте, если бы было известно о том, как П. закончил свои дни. Автор кн. Деяний упоминает об убийстве царем Иудеи Иродом (Агриппа I Ирод) Иакова Зеведеева , брата Иоанна (Деян 12. 2), но ни слова не говорит о смерти Иакова , брата Господня, к-рую Иосиф Флавий датирует 62/63 г. ( Ios. Flav. Antiq. XX 9. 1). В книге не упоминаются гонения на христиан при имп. Нероне и рим. власти в целом описаны в благоприятном свете. Богословский язык и церковная терминология (по сравнению с Иоанновым корпусом и Посланиями Павла) менее разработаны (см. в ст. Деяния святых апостолов ). Вся совокупность внутренних факторов свидетельствует о том, что кн. Деяний написана при жизни П. Более того, автор книги вопреки мнению мн. ученых был очевидцем описываемых в ней событий - если не всех, то по крайней мере нек-рых. Об этом свидетельствуют т. н. мы-отрывки, в которых ап. Лука, до того повествовавший о событиях в 3-м лице, неожиданно вводит 1-е лицо мн. ч., указывающее на его участие в происходившем (Деян 16. 10-16; 20. 5-15; 21. 1 - 15; 27. 1 - 28. 16) (подробный обзор мнений ученых см. в: Keener. 2012-2015. Vol. 3. P. 2350-2374) (см. также в ст. Деяния святых апостолов ). Участие ап. Луки в жизни П. подтверждается и свидетельством текстов Посланий Павла. В Послании к Филимону апостол включает Луку наряду с Марком в список, состоящий из 4 своих сотрудников (Флм 24); ср.: Кол. 4. 14; 2 Тим 4. 10) (об идентичности упоминаемого в указанных источниках ап. Луки и об исторических преданиях о нем см. в ст. Лука , ап.).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

На самом же деле, к великому сожалению, эти введённые в заблуждение люди совершенно не знают, ЧТО в реальности представляет собой Святая Церковь. Между тем, Церковь создали не «попы», а Сам Господь наш Иисус Христос (см. Мф. 16:18 ). Он же является Главой Церкви (см. Еф. 5:23 ), Её основателем и архитектором, и все существующие в Ней Таинства установлены Им! По словам святителя Григория Паламы , Церковь – есть плод Его страданий, действий и поучений. Именно (и только) Христос определяет законы жизни Церкви и всю её внутреннюю структуру. Сам Спаситель установил священную церковную иерархию и дал власть священнодействовать Своим ученикам, Им же для этого избранным (не всем членам Церкви!). Изначально это были апостолы, которые, несомненно, осознавали, что в Церкви они занимают совершенно особое место, о чём говорит апостол Павел: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1 Кор. 4:1 ). По мере роста Церкви, о чём повествует Книга Деяний Святых Апостолов, появилась трёхстепенная церковная иерархия (епископы, пресвитеры, диаконы), которая преемственно сохраняется в Церкви посредством священного рукоположения и в наши дни. Сама же Церковь – есть духовное Тело Христово (см. Еф. 1:22-23 ). И как тело не может жить без своей головы, так и Церковь немыслима без Своей Главы – Христа, от Которого Она принимает все благодатные жизненные силы. Таким образом Церковь являет собой живой Богочеловеческий организм, который таинственно соединяет в себе Христа и членов Церкви. При этом невозможно постичь одним лишь разумом всё то, что происходит внутри Церкви, ибо «тайна сия велика» ( 1 Тим. 3:16 ). Необходимо живое участие в жизни Церкви – и только в этом случае Церковь раскрывается перед человеком как высшая реальность и истина. Одними из последних слов Христа на Земле были: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам» ( Мф. 28:20 – обращены не ко всем людям, а только к апостолам!

http://azbyka.ru/katehizacija/chto-takoe...

По мере роста Церкви, о чем повествует Книга Деяний Святых Апостолов, появилась трехстепенная церковная иерархия (епископы, пресвитеры, диаконы), которая преемственно сохраняется в Церкви посредством священного рукоположения и в наши дни. Сама же Церковь – это духовное Тело Христово (см. Еф. 1:22-23). И как тело не может жить без своей головы, так и Церковь немыслима без Своей Главы – Христа, от Которого Она принимает все благодатные жизненные силы. Церковь являет собой живой Богочеловеческий организм, который таинственно соединяет в себе Христа и членов Церкви. Невозможно постичь одним лишь разумом все то, что происходит внутри Церкви, ибо «тайна сия велика» (1 Тим. 3:16). Необходимо живое участие в жизни Церкви – только в этом случае Церковь раскрывается перед человеком как высшая реальность и истина. Одни из последних слов Христа на Земле: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам» (Мф. 28:20). Слова эти обращены не ко всем людям, а только к апостолам! Только им Спаситель поручает Свою Церковь, наделяя апостолов и их преемников правом учить вере, строить Церковь, совершать Таинства, хранить и проповедовать Священное Предание! При этом Иисус наделяет Свою Церковь всеми необходимыми средствами духовного возрождения, обновления, очищения, укрепления, совершенствования и спасения человека. Верующие пользуются этими средствами, участвуя в церковных Таинствах и богослужениях. Так реализуется обетование Христа о вечном сопребывании со Своими последователями: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).  За много веков до Рождества Христова Премудрый Соломон пророчески писал: «Премудрость созда Себе дом и утверди в нем столпов семь» (Притч. 9:1), говоря о Боге (Премудрость), создавшего на земле Свою Церковь (дом) и учредившему в ней семь Таинств (столпов). Таковыми «столпами» являются семь церковных Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение (Соборование). Это семеричное число, с одной стороны, соответствует семи дарам Святаго Духа (см. Ис. 11:2-3), а с другой – охватывает все важнейшие моменты жизни человека (от колыбели до могилы) и удовлетворяет главным потребностям нашей духовной жизни.

http://radonezh.ru/2022/01/10/chto-takoe...

Всё вместе представляет собой кашу, которая называется плотским мудрованием (Рим 8, 6) и лжеименным разумом (1 Тим 6, 20). Масштаб проблемы на самом деле больше, а способы решения - духовно выше, чем видят авторы и большинство читателей. Вопрос - что делать? - остаётся открытым. Недавно почивший старец Паисий Святогорец, канонизация которого готовится на Афоне, на него отвечает так: " Просите и дастся вам. Не прося у Бога помощи, мы терпим полную неудачу " . " Для того, чтобы помог и Бог, и святые, этого должен хотеть и просить сам человек. В противном случае помогать они не будут. " Хочешь ли цел быти? " - спросил расслабленного Христос (см. Ин 5, 6). Если человек не хочет, то Бог это чтит " . Чтит, но для нашего же спасения попускает по грехам и неверию нашему правителей, инородцев, беды, войны, катаклизмы. Задача у Бога такая - Он не страны и режимы спасает, а души. Россия погибает, но не от плохой демократии, как написано в " Проекте " или от нашествия азиатов. Это - бич Божий, видимая часть нашей жизни, следствие событий, происходящих в духовном плане. Россия погибает от несоблюдения поста среды и пятницы, - слова, которые приписывают прп. Серафиму Саровскому. Зайдите Великим постом в любой гастроном. Кто продает и покупает колбасу? Таджики? Нет, наши как бы русские соотечественники. Мелочь? За нарушение поста Адам был изгнан из Рая. Ещё пример. Св. Иоанн Власатый говорил, что за пьянство и разврат Бог попустит нашествие инородцев в Россию. Очевидно, что лучшей миграционной политикой будет возвращение общества к нравственным нормам, а началом возрождения Руси будет жизнь народа по заповедям и церковному уставу. Это верующему очевидно, а чтобы маловеру понять, ему нужен духовный труд: пост, постоянное изучение Писания, св. Отцов, опыт терпения вольных или данных от Бога скорбей (см. Лк 21, 19) вкупе с церковной жизнью - службы, исповедь, причастие. Так стяжается дух, обретается истинная духовность; так происходит нормальное постижение себя, Православия и окружающей реальности. Так постепенно человек сможет различать добро и зло, важное и второстепенное, давать советы другим - если спросят. Евангелие учит: сначала вытащи бревно из своего глаза, очисти себя (см. Мф 23, 26). Тогда, когда это полезно будет подвизающемуся, Бог откроет ему Свои истины - по мере заставления (выражение И.Ильина), принуждения человеком самого себя жизни по духу, по заповедям. Духовное делание без такого принуждения и терпения немного стоит.

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/03/...

Что же является препятствием к тому, чтобы стать православным в подлинном смысле? В чем ошибаются такие люди? Для того чтобы узнать это, мы должны взглянуть на этот вопрос, прежде всего, в свете четырех качеств Церкви, указанных в нашем символе веры. В нем Церковь определяется как единая, святая, соборная и апостольская. Именно в свете этих качеств мы должны найти ответ на наш вопрос. Интеллектуализм против единства Единство Церкви расходится с интеллектуализмом. Ему особенно подвержены новообращенные в западных странах. Интеллектуализм – это вызов единству Церкви, поскольку каждому интеллектуалу свойственна наклонность к расколу, стремление делить всех на сторонников и противников, которые говорят, что они Павловы, Аполлосовы или Кифовы, но не Христовы (см.: 1 Кор. 1: 12). Мы не должны забывать о том, что все великие еретики были интеллектуалами – от эллинов и гностиков в I веке до Ария и Нестория и до сегодняшнего модернизма и обновленчества неогностиков. Влияние этих последних особенно сильно в странах русской эмиграции, в частности во Франции и США, но также в Бельгии и Англии. Интеллектуалистская тенденция приходит извне Церкви, от неправославного мира. Там обычно считается, что вера может быть понята только разумом или интеллектом. Этот рационализм враждебен церковному восприятию, согласно которому мы верим и знаем по опыту, что знание приходит не от падшего человеческого рассудка, но от очищения сердца. Действительно, только после того, как сердце очищается путем соединенных вместе молитвы, поста и таинств, разум или интеллект может быть просвещен. Иными словами, в Церкви знание приходит к нам через борьбу с грехом и стяжание добродетелей в соответствии с заповедями, а не через пустое книжное знание. Последнее лишь прельщает и превращает своих доверчивых жертв в самообольщенные игрушки диавола, претенциозных умников, которые вызывают осмеяние или жалость со стороны других. Интеллектуализм разделяет, ибо его адепты в их группировках и кланах работают против единства Церкви, тогда как «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8). Единство может быть найдено только если мы остаемся верными Преданию – наследию, доверенному святым, которое мы призваны хранить (см.: 1 Тим. 6: 20). В любых новшествах мы с уверенностью можем найти дух интеллектуализма, чуждый живому Богу и Его Церкви.

http://pravoslavie.ru/30182.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010