Митрополит Иларион: Чудеса в Церкви совершались всегда, и будут они совершаться до скончания века 11 мая, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Очень мало людей, способных жить так, чтобы через них Господь совершал чудеса. 11 мая 2014 года, в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве. По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос Воскресе! В пасхальные дни в церкви читается Евангелие от Иоанна и параллельно – книга Деяний святых апостолов. Сегодня за Божественной литургией мы слышали апостольское чтение о том, какие чудеса совершал святой апостол Петр: как он исцелил болящего (см. Деян. 14. 8–11), воскресил умершую (см. Деян. 9. 32–42), и слышали рассказ из Евангелия от Иоанна о том, как Господь Иисус Христос исцелил расслабленного, находившегося на одре болезни в течение 38 лет (см. Ин. 5. 2–9). Святая Церковь, словно сознательно, в эти пасхальные дни представляет нам два параллельных ряда чтений – из Евангелия от Иоанна и из книги Деяний святых апостолов – для того, чтобы показать, что те чудеса, которые совершал Господь наш Иисус Христос, по благодати Божией совершали и апостолы. Господь исцелял – и они исцеляли; Господь воскрешал мертвых – и его ученики воскрешали. Когда мы слышим эти рассказы из Евангелия и книги Деяний, то невольно задаемся вопросом: почему в те времена все это могло происходить, а сейчас не происходит? Почему раньше были чудеса, а сейчас их, вроде бы, нет? На самом деле, и тогда, в первые века христианства, совершались чудеса, и сейчас, в наше время, они тоже совершаются. Из Евангелия мы слышали о том, как Ангел Божий сходил в воду, возмущал ее, и всякий человек, который после движения воды первым входил в нее, выздоравливал. Сейчас многие вопрошают: «Может ли чудо быть регулярным? Может ли быть чудо, которое совершается по расписанию?» Например, схождение Благодатного огня в Великую субботу в Иерусалиме. Что это – «чудо по заказу», происходящее всякий раз именно в Великую субботу?.. Но ведь и Ангел Божий тоже сходил для того, чтобы возмутить воду в Силоамской купели в определенное время, и исцелялся только один человек – первый, кто успевал зайти в воду (см. Ин. 5.2–7).

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-chu...

И.Ц. Миронович Лекция 19. Погребение и  Воскресение Христово Кланяюсь всем вам. И вот наша встреча вне плана объясняется следующим. Мария Никандровна позвонила мне и сказала, что заболел Александр Васильевич , и не можешь ли ты подменить. Я говорю: с удовольствием – если буду жив-здоров, то приду. И вот причина, почему мы с вами сегодня видимся. Второе. Праздник Сретения. Праздник, в котором сочетаются два удивительных момента. Первый – встреча человека с Богом. Это радостный момент. Смеон Богоприимец – он так и называется Богоприимцем – он по преданию был из числа 70-ти переводчиков. И в своё время смутился словами пророка Исайи в 7-й главе. А тот сказал, обращаясь к царю Ахазу, – вот Ахаза не назовёшь неверующим человеком: теоретически он бытие Божие признавал, но на Него не надеялся. Вот это такое удивительное сочетание: может быть, что, да, что-то над нами есть, но надежды мы на это что-то не имеем. А если имеем конкретную веру – имеем и не надеемся, – то это вообще нонсенс. А он сочетается вот каким-то образом. Вот грехи против веры тоже надо исповедовать: слабая вера, колеблющаяся вера, сомневающаяся вера и плохо надеюсь на Господа. Вот надежда – это одна из таких добродетелей, которые на сей день пока необходимы. Придёт время, что они отомрут – и надежда, и вера. Любовь-то – нет, а вера и надежда . Потому что объект веры мы увидим, и, когда всё исполнится, отпадёт и надежда. Но вот в настоящем нашем бытии необходимы все три: вера, надежда и любовь (см. 1Кор. 13:13 ). Так вот, можно верить и не надеяться. Как это происходит? По какой причине? Очевидно, вера не соответствует тому, чему она должна соответствовать. Верим и сомневаемся. Пророк Исайя и говорит этому Ахазу: Проси себе знамения от Господа, – вот в удостоверение своей веры колеблющейся, ты проси себе знамения от Господа, – проси или в высоте, или в глубине, для тебя всё возможно. Я совершу чудо. Чудо будет для тебя, которое должно подтвердить и укрепить тебя. – Не буду просить, и не буду искушать Господа (см. Ис. 7:10–12 ), – вот такая ложная скромность . Его не назовёшь неверующим. Вы веруете, но вы не удостоверены – надежды на Бога нет. И это трагедия. Вот эту внутреннюю трагедию мы можем носить и внутри себя. – Тогда Сам Бог даст вам знамение, – говорит он, – даст знамение: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог (см. Мф. 1:23 ). Вот эти слова: Се, Дева во чреве приимет и родит – смутили, по преданию, переводчика Симеона, и он усомнился.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Проповеди. Священник Петр Планк Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 Пятидесятница 15 июня 1997 г. Деян 2:1–11 День был выбран хорошо: Penthkost», Пятидесятница, 50-й день по иудейской пасхе — такой же великий, как и она сама, паломнический праздник иудеев. Первоначально это был праздник урожая (праздник седмиц, Исх 23:16), однако ко времени земной жизни Господа в этот 50-й день вспоминали также и заключение Завета на горе Синай (Исх 34:10). Город Иерусалим, несомненно, был полон народу: отовсюду прибыли паломники, чтобы отметить праздник. И вот они переживают нечто такое, что действительно напомнило былые события на горе Синай, у подножия которой располагался народ, чтобы при реве труб и порывах бури получить от Бога ветхий закон (Исх 19:16). Только на этот раз начинает говорить не один-единственный человек, как тогда — Моисей, который под конец спустился с горы с сияющим лицом, чтобы известить народ о воле Божией, — внезапно заговаривает группа из 12 мужчин, охваченная Духом Божиим. Что же говорят они? Поначалу об этом не сообщается; вместо того рассказывается, как они говорят, а именно: иными языками (см. Деян 2:4), то есть на языках, которые для них — чужие. Ясно одно: то, что они говорят, и то, как они говорят, — это не их собственные мысли и слова. Иной дух — Святой Дух — овладел ими, говорит посредством их, использует их как свои орудия. Он дает им провещавать (см. Деян 2:4); что и как — это чудо речи. Но происходит не одно только оно. Самые лучшие речь и язык не достигают цели, если рядом нет никого, кто бы их слышал и понимал. Однако как раз в этом нет недостатка. Огромная толпа людей стекается — и слышит, и понимает, и это — также именно чудо, когда толпа людей говорит на различнейших языках и различнейшие языки понимает. И откуда только они ни прибыли! Присутствует почти весь известный в те времена мир. От Тигра до Тибра, от Босфора до Нила — все, что только можно себе вообразить, имеет своих представителей. Попутно говоря, этот отрывок показывает, что иудаизм благодаря эмиграции и принятию этой веры другими людьми, очевидно, был готов развиться из национальной религии в мировую. Во всех частях Римской империи, а также и в соседнем Персидском царстве уже давно существовали большие и малые иудейские общины, где понимались и употреблялись какие угодно языки, только не еврейский и не арамейский, причем именно при богослужениях в синагогах. Для всех них Иерусалим с его храмом должен был сделаться тем же, чем позднее стали Мекка для мусульман и Рим для современного католицизма.

http://pravmir.ru/propovedi-petr-plank/

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 30. Руперт из Дойца «Слово о святом мученике Пантелеимоне» (начало 1120-х гг.) Руперт (1075/80–1129/30), бенедиктинский монах в Люттихе (Льеже) и Зигбурге, с 1120 г. – аббат монастыря в Дойце (на правобережье Рейна, напротив Кёльна), был одним из самых известных и плодовитых богословов своего времени (его сочинения в «Латинской патрологии» Ж.-П. Миня занимают четыре полных тома: PL. Т. 167–170). Проявил себя Руперт и как агиограф: его перу принадлежит «Слово о св. мученике Пантелеймоне», в приложении к которому описано несколько чудес святого, совершившихся во времена, близкие ко времени создания «Слова». Например, чудо с «млеком и кровью» св. Пантелеимона (из ран мученика, по житийной традиции, источилась не только кровь, но и молоко), которые хранились в прозрачной ампуле в Константинополе и, не смешиваясь, ежегодно менялись местами; такая смена не произошла в 1091 г., что стало предзнаменованием кровопролитной битвы греков с печенегами (см. 22, примеч. 591). Среди подобных чудес помещено и чудо о «Харальде, короле народа Руси». «Слово» сохранилось в единственном списке второй половины XII в. из Кёльна (Historisches Archiv Köln, cod. Wallraf. 320). В отдельном виде эти «Чудеса св. мученика Пантелеимона» («Miracula S. Pantaleonis martyris») по списку ХII/ХIII в., хранившемуся в Главном государственном архиве в Дюссельдорфе и погибшему во время Второй мировой войны, были в свое время изданы болландистами в «Acta sanctorum», но анонимно, так как в Дюссельдорфском списке авторство Руперта не указано. Интерес Руперта к св. Пантелеимону объясним: в Кёльне св. Пантелеимона весьма почитали с середины X в., когда здесь был основан монастырь в его честь (см. примеч. 858); по просьбе настоятеля этого монастыря Руперт и написал свое «Слово». Издания: АА SS. 1729. Iulii t. 6. Р. 422 А-С (по Дюссельдорфскому списку); Coens 1937. Р. 265–266 (по Кёльнскому списку); Назаренко 2001а. С. 586–587 (по Кёльнскому списку с вариантами по Дюссельдорфскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. Неделя 37-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Попразднство Сретения Господня. Мц. Агафии. Иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших». Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (службу зри 9 сентября) . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой попразднства Сретения Господня и службой мц. Агафии (без праздничного знака) (А) . Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой попразднства Сретения Господня и полиелейной службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших» (Б) , а также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой попразднства Сретения Господня и полиелейной службой свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (В) . При совершении богослужения следует руководствоваться 8-й Марковой главой Типикона под 2 февраля: «Подобает ведати, аще случится попразднство Сретения Господня в Неделю прежде Недели мытаря и фарисея...» . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, праздника, глас 1-й – 3 (см. в Минее 5 февраля, на «Господи воззвах»), и мученицы, глас 4-й – 3. «Слава» – мученицы, глас 8-й: «Преславно чудо бысть...» , «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 6-й (см. в Минее 5 февраля, на стиховне вечера, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Радуйся, Яже радость...» (см. в Минее 5 февраля, на стиховне утрени в службе мц. Агафии или на хвалитех утрени в службе иконы «Взыскание погибших»). На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Емуже вышнии...» (см. в Минее 5 февраля, на стиховне вечера). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны . «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-18/

Норман Л. Гайслер (протестант) Л Лапид, Пинкас (LAPIDE, PINCHAS) Пинкас Лапид – это иудейский рабби и библеист конца двадцатого столетия, который, не обращаясь в христианство, разделяет веру христиан в то, что Иисус из Назарета телесно воскрес из мёртвых. Его суждения служат подтверждением для критически важного звена в христианской апологетике – для учения о воскресении Христа. В своей книге «Воскресение Иисуса» (The Resurrection of Jesus) рабби Лапид приходит к таким выводам: «Что касается грядущего воскресения мёртвых, я был и остаюсь фарисеем. В отношении воскресения Иисуса в день Пасхи я многие десятилетия был саддукеем. Я больше не отношусь к этому как саддукей, так как нижеследующие соображения заставили меня полностью пересмотреть свою точку зрения» (Lapide, 125). Он продолжает: «Коль скоро силы Божьей, действующей в пророке Елисее, оказалось достаточно даже для того, чтобы оживить умершего, которого бросили в гроб пророка ( 4Цар. 13:20–21 ), то и телесное воскресение распятого еврея отнюдь не кажется чем-то немыслимым» (Lapide, 131). В силу того, что чудо – это деяние Бога, подтверждающее истинность Божьего пророка (см. чудеса: значение для апологетики), весьма затруднительно избежать вывода о том, что Иисус был Мессией (см. Христос: божественная сущность). Как заметил один из критиков, «логика Пинкаса Лапида от меня ускользает. Он считает вполне возможным, что Иисус был воскрешён Богом. В то же самое время он не признаёт Иисуса как Мессию. Но ведь Иисус говорил, что Он – Мессия. Так для чего же Бог стал бы воскрешать обманщика?» (Time, 4 June 1979). В самом деле, другой иудейский законоучитель говорил Иисусу: «Равви! мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» ( Ин. 3:2 ). Библиография : Р. Lapide, The Resurrection of Jesus. → Time (4 June 1979). Лейбниц, Готфрид (LEIBNIZ, GOTTFRIED) Готфрид Лейбниц (1646–1716) родился в Германии и был вундеркиндом – он изучил греческую и схоластическую философию в возрасте столь юном, что степень магистра права в Лейпцигском университете ему не дали только из-за его чрезмерной молодости. Он независимо от Исаака Ньютона (Newton) разработал в 1676 г. дифференциальное исчисление. Докторскую диссертацию он написал о формализованных символических способах решения философских проблем. На Лейбница оказал большое влияние современный ему рационалист Бенедикт °Спиноза, хотя Спиноза был пантеистом (см. пантеизм), а Лейбниц оставался теистом (см. теизм).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

преподобный Иустин (Попович), Челийский Содержание Часть пятая. Церковь — непрестанная Пятидесятница. Пневматол...    Что есть Богочеловек Христос: что в Нем Бог, а что человек? Как распознаётся Бог в Богочеловеке, а как человек? Что нам, людям, даровал Бог в Богочеловеке и с Богочеловеком? Все это сказует нам Дух Святой — Дух Истины; Он возвещает нам всю истину о Нем: о Боге в Нем, и о человеке, и о том, что нам даровано Им. А это? — Это безмерно превосходит всё, что человеческие глаза когда-либо видели и человеческие уши когда-либо слышали и что когда-либо приходило человеку на сердце (см. Ин.15:26, 16:13; 1Кор.2:4—16; Еф.3:5).    Своей жизнью во плоти на земле Богочеловек основал Свое Богочеловеческое Тело — Церковь, и тем самым подготовил земной мир к пришествию, и обитанию, и действию Духа Святого в Теле Церкви как души этого Тела. В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое Тело Церкви и навсегда остался в нем как его всеживотворящая душа (Деян.2:1—47). Это видимое Богочеловеческое Тело Церкви составляют святые Апостолы своей святой верой в Богочеловека Господа Иисуса как Спасителя мира, как совершенного Бога и совершенного человека. И сошествие, и вся деятельность Святого Духа в Богочеловеческом Теле Церкви происходит благодаря Богочеловеку и ради Богочеловека (см. Ин.16:7—13, 15:26, 14:26), «Егоже ради и Дух Святый в мир прииде». Всё в Богочеловеческом домостроительстве спасения обусловлено Богочеловеческой Личностью Господа Иисуса Христа, всё бытийствует и всё совершается в категории Богочеловечности. Таково и действие Святого Духа. Всё Его действие в мире не отделимо от Богочеловеческого подвига спасения мира Владыкой Христом. Пятидесятница всеми бессмертными дарами Троичного Божества, и Самого Духа Святого, ограничена Церковью святых Апостолов=святой апостольской верой=святым апостольским Преданием=святой апостольской иерархией=всем Апостольским=всем Богочеловеческим.    День Святого Духа, начавшийся в день Святой Пятидесятницы, непрестанно продолжается в Церкви с неизреченной полнотой всех Божественных даров и животворящих сил (см. Деян.10:44—48, 11:15—16, 15:8—9, 19:6). Всё в Церкви совершается Духом Святым: и малейшее, и величайшее. Когда священник перед каждением благословляет кадило, то молит Господа Иисуса Христа «ниспослать благодать Пресвятаго Духа». Когда несказанное Божие чудо — Святая Пятидесятница — при хиротонии епископа повторяется и последнему подается вся полнота благодати, это служит самым ясным свидетельством того, что вся жизнь Церкви бытийствует в Духе Святом. Без сомнения, Господь Иисус Христос Духом Святым — в Церкви и Церковь Духом Святым — в Господе Иисусе Христе. Владыка Христос — Глава и Тело Церкви; Дух Святой — душа Церкви (см. 1Кор.12:1—28). С самого начала Богочеловеческого домостроительства спасения Дух Святой вложил Себя в основание Церкви=в основание Тела Христова, совершив воплощение: «в Деве Слова создавый воплощение — το Λγου κτσας τν σρκωσιν».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – декабрь 2013 16 мин., 15.12.2013 1-я страница обложки – старинная книга в цепях на амбарном замке (фото PressFoto) и надпись: «Апокрифы. Что скрывают «запретные книги»?». См. одноименную статью Александра Моисеенкова в разделе «Вера» (С.32-37). Пролог : (на заставке – фото Вавилов Митя, www.phototypie.ru) Владислав Ходасевич . «День морозно-золотистый…». Стихотворение//Фома. - – декабрь 2013. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма о мужчинах: Письма женщин о настоящих мужчинах . [Продолжение темы, начатой в предыдущем номере Теперь на вопрос «Куда исчез настоящий мужчина?» отвечают женщины]. Фото Ильи Бабаева и Тимура Ханова//Фома. - – декабрь 2013. – С.4-7. – (рубрика « Письма »). См. рубрику «Тема номера» в журнала «Фома» за 2013 г. (С.14-29). Дарья Затулина , пресс-секретарь министра обороны РФ. Обыкновенные поступки . – С.5; Алла Митрофанова , преподаватель. Про географа и сердце. – С.5-6; Елена Кизякова , телеведущая. Чудо из пенопласта . – С.6; Яна Раскина . юрист. Встреча с христианином. – С.6-7. Интервью номера: Эмерик Шопрад , Франция. Русская мечта французского политолога Беседовал Константин Мацан . Фото Владимира Ештокина и фото РИА Новости//Фома. - – декабрь 2013. – С.8-14. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Эмерик Шопрад » (С.9). На врезке к статье публикуется заметка: « Эмерик Шопрад о взаимных стереотипах русских и французов» (С.12,13). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Алексей Светозарский , профессор Московской духовной академии, комментатор телетрансляций праздничных богослужений//Фома. - – декабрь 2013. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Реклама : С.15: Тема номера. Почему не читают Евангелие? : Вступление от Редакции //Фома. - – декабрь 2013. – (рубрика « Тема номера. Почему не читают Евангелие ?»). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Алексей Светозарский , профессор Московской духовной академии, комментатор телетрансляций праздничных богослужений//Фома. - – декабрь 2013. – С.98. – (рубрика « Эпилог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-128...

Скачать epub pdf Надежда См. также: Блудная брань . 60; Вера . 116; Падение . 698, 700; Помощь Божия . 790; Самоукорение . 982; Сребролюбие . 1077; Царство Божие . 1189. 586. Авва Иоанн имел твердую надежду, что Бог, даровавший ему многие дары, дарует ему и Царствие См. также: Праведник . Некто говорил авве Иоанну Персиянину: “Столько мы трудились ради Царствия Небесного, будем ли наследниками его?” Старец отвечал: “Верую, что буду наследником Горнего Иерусалима, написанного на Небесах, ибо верен Обещавший ( Евр. 10:23 ). И почему мне не надеяться на это? Я был страннолюбив, как Авраам, кроток, как Моисей, свят, как Аарон, терпелив, как Иов, смирен, как Давид, жил в пустыне, как Иоанн, плакал, как Иеремия, был учителен ( 1Тим. 3:2 ), как Павел, верен, как Петр, мудр, как Соломон. И, как разбойник, верую, что Тот, Который, по Своей благости, даровал мне все эти дары, дарует и Царствие.” (Достопамятные сказания. С. 121. 4). 587. В болезни старец успокаивал себя надеждой на упокоение См. также: Болезнь ; Страдания ; Страх Божий . Авва Петр, ученик аввы Исайи , говорил о нем, что когда он посетил его в болезни и нашел его весьма страждущим, то он, видя печаль о нем, сказал: “Что это за страдание, когда есть надежда на упокоение! Но меня объемлет страх того весьма мрачного времени, если я отвержен буду от лица Божия, и никто уже не явится на помощь мне, и не будет надежды на упокоение.” (Древний патерик. 1874. С. 41. 7). 588. Умершая дочь явилась по просьбе отца – аввы Спиридона – и указала ему, где была спрятана поклажа См. также: Дерзновение ; Праведник ; Чудо . Еще рассказывали: “У аввы Спиридона была дочь – девица по имени Ирина, такая же благочестивая, как и отец. Один из родственников отдал ей на хранение какое-то драгоценное украшение. Девица, чтобы лучше сберечь эту вещь, зарыла ее в землю. Через какое-то время она скончалась. Когда же пришел доверивший ей вещь и не застал девицы в живых, стал спрашивать с ее отца, аввы Спиридона, то оскорбляя его, то умоляя. Старец воспринял потерю родственника как свое собственное несчастье, пошел на могилу дочери и там просил Бога прежде времени показать ему обетованное Воскресение. Надежда не обманула его. Девица явилась отцу живой, указала место, где было сокрыто украшение, и опять стала невидима. Старец нашел поклажу и отдал ее хозяину.” (Достопамятные сказания. С. 267. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Учение о Святом Духе в Церкви Что есть Богочеловек Христос: что в Нем Бог , а что человек? Как распознаётся Бог в Богочеловеке, а как человек? Что нам, людям, даровал Бог в Богочеловеке и с Богочеловеком? Все это сказует нам Дух Святой – Дух Истины; Он возвещает нам всю истину о Нем: о Боге в Нем, и о человеке, и о том, что нам даровано Им. А это? – Это безмерно превосходит всё, что человеческие глаза когда-либо видели и человеческие уши когда-либо слышали и что когда-либо приходило человеку на сердце (см. Ин.15:26, 16:13 ; 1Кор.2:4–16 ; Еф.3:5 ). Своей жизнью во плоти на земле Богочеловек основал Свое Богочеловеческое Тело – Церковь , и тем самым подготовил земной мир к пришествию, и обитанию, и действию Духа Святого в Теле Церкви как души этого Тела. В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое Тело Церкви и навсегда остался в нем как его всеживотворящая душа ( Деян.2:1–47 ). Это видимое Богочеловеческое Тело Церкви составляют святые Апостолы своей святой верой в Богочеловека Господа Иисуса как Спасителя мира, как совершенного Бога и совершенного человека. И сошествие, и вся деятельность Святого Духа в Богочеловеческом Теле Церкви происходит благодаря Богочеловеку и ради Богочеловека (см. Ин.16:7–13, 15:26, 14:26 ), «Егоже ради и Дух Святый в мир прииде». Всё в Богочеловеческом домостроительстве спасения обусловлено Богочеловеческой Личностью Господа Иисуса Христа, всё бытийствует и всё совершается в категории Богочеловечности. Таково и действие Святого Духа. Всё Его действие в мире не отделимо от Богочеловеческого подвига спасения мира Владыкой Христом. Пятидесятница всеми бессмертными дарами Троичного Божества, и Самого Духа Святого, ограничена Церковью святых Апостолов=святой апостольской верой=святым апостольским Преданием=святой апостольской иерархией=всем Апостольским=всем Богочеловеческим. День Святого Духа, начавшийся в день Святой Пятидесятницы, непрестанно продолжается в Церкви с неизреченной полнотой всех Божественных даров и животворящих сил (см. Деян.10:44–48, 11:15–16, 15:8–9, 19:6 ). Всё в Церкви совершается Духом Святым: и малейшее, и величайшее. Когда священник перед каждением благословляет кадило, то молит Господа Иисуса Христа «ниспослать благодать Пресвятаго Духа». Когда несказанное Божие чудо – Святая Пятидесятница – при хиротонии епископа повторяется и последнему подается вся полнота благодати, это служит самым ясным свидетельством того, что вся жизнь Церкви бытийствует в Духе Святом. Без сомнения, Господь Иисус Христос Духом Святым – в Церкви и Церковь Духом Святым – в Господе Иисусе Христе. Владыка Христос – Глава и Тело Церкви; Дух Святой – душа Церкви (см. 1Кор.12:1–28 ). С самого начала Богочеловеческого домостроительства спасения Дух Святой вложил Себя в основание Церкви=в основание Тела Христова, совершив воплощение: «в Деве Слова создавый воплощение – το Λγου κτσας τν σρκωσιν».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010