5. Символико-богословский аргумент. Между элементами, входящими в состав литургического хлеба, и Телом Христа, к-рого верные причащаются, должно быть определенное символическое сходство. Хлеб представляет собой Тело Христово и поэтому является его «вместообразом». Однако эту функцию может выполнять только квасной хлеб в силу определенной символики составных элементов такого хлеба, прежде всего закваски. В наиболее разработанном виде символическая аргументация представлена у Никиты Стифата, ставшего одним из родоначальников спора об опресноках с армянами и латинянами - от него во многом зависят все позднейшие антилат. сочинения XI-XIII вв. Согласно Никите Стифату, закваска живит и согревает тесто посредством живой силы, так что хлеб, приготовленный с ее помощью, одушевлен. В свою очередь «опреснок очевидно бездушен, как этому ясно научает и сама природа вещей», «в опресноках нет никакой живой силы, поэтому они мертвы» (Ibid. P. 141-142). Т. о., только «одушевленный» квасной хлеб может символически соответствовать (быть «вместообразом») одушевленному Телу Христа. Те же, кто в качестве «вместообраза» Господнего Тела используют бездушные мертвые опресноки, нарушают это соответствие и получают в таком случае бездушное, т. е. мертвое, Тело Христово. Такая аргументация позволяла использовать стандартный полемический прием и обвинить сначала армян, а потом и латинян в христологической ереси аполлинарианизма. Сам факт служения на опресноках означает, что латиняне и армяне отрицают, что Христос воспринял Тело с человеческой душой: «И те, которые вкушают опресноки как вместообразное тела Христова, вкушают мертвую плоть, а не живую. Ибо предварительная закваска бывает для смешения вместо души, а соль - вместо ума. Не имея этого, опреснок является мертвым и неразумным, делая таковыми же вкушающих его, бесчувственно впадающими в нечестие и ересь Аполлинария» (Ibid. 1869. P. 151-152). Греч. полемист X в. митр. Леонт (Лев) Переяславский обвинял латинян в несторианстве, а митр. Иоанн II Киевский († после 1089) приписал латинянам целый набор ересей: манихейство, валентинианство, евтихианство, павликианство, ересь Диоскора, а также патриархов Сергия и Пирра (см.: Чельцов. 1879. С. 294-295).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

§ I Иван Васильевич Чельцов , профессор петербургской духовной Академии по кафедре сначала общей, потом (с 1857 г.) древней церковной истории (со включением в церковную историю до 1869 г. и библейской истории), родился 28 августа 1828 г. Его отец, Василий Гаврилович Чельцов, окончивший курс студентом рязанской духовной семинарии в 1824 г., принадлежал к старинному священническому роду 2 и был священником сначала около 5 лет в с. Сосновка Зарайского уезда Рязанской губернии 3 , потом в г. Михайлов при Бо­городицкой церкви; скончался в сане протоиерея 23 ноября 1889 г. на 89 году жизни. Мать И. В. Чельцова , Ольга Николаевна, была дочерью Николая Прокопьевича Федоровского, сначала дьячка в Коломне и потом (с 1811 г.) в Москве, затем дьякона в Костроме (1814) и Коломне (1817); скончалась в 1871 г. Она именно содействовала переходу мужа из Сосновки в Михайлов чрез посредство своего дяди по отцу, архимандрита Гермогена, настоятеля Спасо-Андрониева монастыря в Москве 4 . И. В. Чельцов был вторым в семье по рождению. Всех детей в семье было 18; из них 9 умерли в раннем возрасте, и И. В. Потом был самым старшим из оставшихся в живых 7 братьев и 2 сестер. Материальное обеспечение обремененного большим семейством священника было и в уездном городе весьма недостаточное, и И. В.Чельцов вырос и воспитался в бедной обстановке. Для получения школьного образования сначала в духовном училище, потом в семинарии, он и затем его братья должны были отправляться в Рязань, отстоящую от Михайлова верстах в 60. Путешествие на родину на Пасху и на летние каникулы совершалось при этом, по недостатку средств для найма подводы, нередко пешком; во время подобных вынужденных прогулок в весеннюю пору И. В., по сообщению брата его, протоиерея Г. В. Чельцова, и прибрел еще до поступления в академию ревматизм, от которого он страдал впоследствии и который, в конце концов, отразившись на деятельности сердца, вероятно и ускорил потом его смерть. В петербургскую Академию, по окончании курса в семинарии (1842–1847), он отправился на свой счет (на казенный счет был отправлен туда Н. Н. Делицын). Помощь в материальном отношении оказал ему при этом дядя его по отцу, священник И. Г. Чельцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

И, видимо, так и было. В свои последние недели земной жизни священномученик Сергий не мог мыслить иначе. Осознавал ли сам Чельцов поддержку, которую оказывал ему архимандрит. Разумеется! Другое дело, что поддержка эта оказывалась так неприметно, так ненаружно, что Чельцов и не осознавал, от кого она исходит. Впрочем, об этом тоже очень точно написал сам Чельцов. Однажды в их камеру передали записку от Дмитрия Федоровича Огнева, в которой тот сетовал, что они с Н.А. Елачичем, двое светских, оказались в одной камере, а архимандрит Сергий и отец Михаил Чельцов , двое духовных, в другой. Это несправедливо. Теперь, в эти тяжкие дни, быть может, последние в жизни, хочется иметь пастырское утешение. Хорошо бы разделиться так, чтобы Огневу быть с архимандритом Сергием, а Елачичу с Чельцовым. «Мне это письмо было неприятно... – пишет Михаил Чельцов . – Мне так нравился о. Сергий, и так духовно отрадно с ним было проводить время, что мой эгоизм был сильнее доброжелательства к Огневу... Заметно было, что и о. Сергию не хотелось разъединяться со мной. Когда я прочел и разорвал письмо, он спросил меня: “Ну как, отче, ты думаешь? Тебе не тяжело со мной?” Я ответил, что мне очень не хотелось бы с ним расставаться, но что, быть может, духовная нужда Огнева и наша к нему братская любовь должны побудить нас разойтись. Отец Сергий заметил: “Предоставим воле Божией. Он нас Сам устроит. Во всяком случае, мы с тобой сами ничего не будем предпринимать. Пусть Огнев действует, если ему это нужно”.» Мы уже говорили, что священномученик Вениамин до последних минут своих оставался митрополитом и продолжал нести архиерейское служение. Так же было и с архимандритом Сергием. Как мы видим из воспоминаний Чельцова, до конца дней своих продолжал архимандрит совершать свое пастырское служение, помогая и укрепляя своего соседа по камере смертников... «Выписка из протокола 51 Заседания Президиума ВЦИК от 3 августа 1922 года. СЛУШАЛИ: Дело петроградских церковников. ПОСТАНОВИЛИ: в отношении осужденных Казанского, Новицкого, Шейна, Ковшарова приговор Петроградского Революционного Трибунала оставить в силе. В отношении осужденных Плотникова, Огнева, Елачича, Чельцова, Чукова и Богоявленского – заменить высшую меру наказания пятью годами лишения свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иван Васильевич Чельцов родился 28 августа 1828 года в семье священника Рязанской епархии. Обучался в Рязанском Духовном училище, Рязанской Духовной семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии. По окончании курса в 1851 году Иван Васильевич был назначен на кафедру общей, затем древней церковной истории. Занимал кафедру в звании экстраординарного, а с 1860 года – ординарного профессора. В 1859 году И.В. Чельцов участвовал в переводе на русский язык книги Деяний Апостольских. В 1859–1867 годах заведовал рукописным отделением библиотеки Санкт-Петербургской Духовной Академии, образовавшимся из Новгородского, Софийского и Кирилло-Белозерского собраний. В 1870 году И.В. Чельцов получил степень доктора богословия за сочинение «О древних формах символа веры ». В 1869–1880 годах И.В. Чельцов исполнял обязанности помощника ректора по церковно-историческому отделению Академии. В 1871–1874 годах Иван Васильевич – редактор журнала «Христианское чтение», принимал участие в переводе на русский язык трудов греческих отцов и византийских историков, печатавшихся при журнале. Слушатели И.В. Чельцова высоко ценили его лекции. Как писал П.Ф. Николаевский, «лекции его всегда выслушивались с серьезным вниманием, с любовью, нас удивляла обширная эрудиция профессора, основанная на самостоятельном, непосредственном изучении древней святоотеческой литературы». В предисловии к изданию своих лекций по истории церкви И.В. Чельцов писал: «Не распространяясь о важности этого предмета, который, по моему разумению, должен лежать в основании всего церковного образования, я нахожу полезным сказать, что в руководстве для надлежащего его изучения нуждается не только наше духовно-учебное ведомство, но и все русское общество. Нет лучшего средства для искоренения религиозных предрассудков, в немалой степени распространенных у нас, и для возбуждения самой живой и непоколебимой привязанности к нашей Святой Церкви, как беспрепятственное распространение строго критических и научных исследований по общей церковной истории».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е.Никифоров:  - Это будет один из моих вопросов. По каким учебникам вы их учите? Есть ли они? Чем восполняете? К.Чельцов:  - Пока просто скажу, что дополнительные пособия должны быть. Потому что в государственных учебниках мы вообще не найдем нормальных сведений по истории Церкви. Есть и другие проблемы, например, при изучении России в начале 20 века, правление Николая II. Мы, конечно, увидим в учебниках невозможный для православного человека взгляд и на личность Николая II, и ложное истолкование его мотивов. Е.Никифоров:  - То есть советчина совершенно не преодолена в этом смысле? К.Чельцов:  - Где как. Но в любом случае по истории по многим темам нужны дополнительные пособия, которые восполняют или даже заменяют основные учебники. Е.Никифоров:  - Епитимья прямо родителям слушать радио «Радонеж». Восполнили хотя бы слушанием радио «Радонеж» этот жуткий провал в том образовании, которое получают дети в средних школах. К.Чельцов:  - Третий очень важный компонент - православный. Не говорить с детьми о Боге мы не можем. Вопрос в том, что мы должны себя ограничить в этом отношении. То есть я бы ввел 3-4 урока закона Божия в неделю, всегда есть темы, связанные с Богом, о которых можно поговорить с детьми. Е.Никифоров:  - А сколько таких уроков сейчас? К.Чельцов:  - У нас в некоторые годы 1, а в некоторые 2 урока в неделю Закона Божия. Е.Никифоров:  - Родителям можно сказать смело, что клирикализация образования не грозит никак. К.Чельцов:  - Никак. Предполагается, что в рамках тех общеобразовательных предметов, которые мы ведём, мы также включаем этот православный компонент. Но, например, Священное Писание мы не можем вставить в курс литературы, да и не нужно это. Священное Писание, Богослужение - все это отдельный предмет - Закон Божий. Я считаю, что мы могли бы расширить наш курс Закона Божия за счет практики. Наши школьники весьма, к сожалению, обзорно разбирают Богослужебные книги, а их хорошо было бы почитать. Честно говорят для них был бы очень полезен курс перевода и истолкования основных молитв вплоть до утренних и вечерних.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/115...

На допросах он всегда держался твердо и мужественно, не скрывал своих взглядов. Так, на вопрос об отношении к власти большевиков он ответил, что он ее признает, поскольку её попустил Бог, и что «дурные власти посылаются в научение и наказание, что та или иная власть – по заслугам народ». В 1919 году протоиерей Чельцов М.П. избран председателем Петроградского Епархиального Совета при Митрополите Вениамине. На этом посту он оставался до своего последнего ареста. Первые четыре отсидки подготовили отца Михаила к тяжкому испытанию – аресту 30 мая 1922 года, суду и сорокадневному тюремному заключению в ожидании расстрела. По сфабрикованному большевиками «делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей» в помощь голодающим Поволжья, на скамье подсудимых оказались митрополит Петроградский Вениамин, самые близкие к нему православные священники и миряне – всего 86 человек. Среди приговоренных к расстрелу был и протоиерей Михаил Чельцов. Истинной причиной его ареста была деятельность на посту председателя Епархиального Совета и близость к Митрополиту Вениамину. Ожидая расстрела 40 дней и ночей, отец Михаил старался как можно больше молиться – служил молебны, панихиды, обедницы, заставил себя прочитать себе «отходную». В последний день ему было объявлено постановление ВЦИК из Москвы о замене расстрела пятью годами тюремного заключения. Впоследствии срок заключения сократили до 1,5 лет. Наставники и служащие Высших Богословских курсов в Ленинграде. 11 апреля 1927 г. Стоит крайний справа протоиерей Михаил Павлович Чельцов, профессор (догматическое богословие) Выйдя на свободу в 1925 году, батюшка стал настоятелем церкви Михаила Архангела в Малой Коломне, в центре Ленинграда, и продолжал преподавание на Высших Богословских курсах (профессор по курсам «Догматическое Богословие» и «Новый Завет»). Это было единственное в стране учебное заведение, готовившее священнослужителей. Свои переживания в камере смертника на Шпалерной протоиерей Михаил Чельцов выразительно описал в «Воспоминаниях «смертника» о пережитом» (Издательство им. святителя Игнатия Ставропольского, Москва, 2001). Эта книга является ценным историческим источником по «делу Митрополита Вениамина» и всех проходящих по нему обвиняемых.

http://lib.cerkov.ru/authors/602

Статистика Михаил (Чельцов), сщмч. родился в селе Кикино Ряжского уезда Рязанской губернии, в семье священника Знаменской церкви Павла Михайловича Чельцова и Агриппины Сергеевны (в девичестве Полянская). Она была внучатой племянницей Преосвященного Иннокентия (Ивана Полянского), Епископа Воронежского. Отрок Михаил среди сверстников выделялся глубокомыслием и серьезным отношением к учебе. На развитие способностей и формирование волевого характера юноши большое влияние оказал дядя, Стахий Сергеевич Полянский, известный в Рязанской губернии священник и духовный писатель. По окончании Рязанской Духовной семинарии в 1890 году, Михаил Чельцов поступил на историческое отделение Казанской Духовной Академии, которая отличалась миссионерской направленностью, имевшей целью обращение в православие раскольников и иноверцев (татар, чувашей, черемисов…). Миссионерское отделение академии приобщало к этой деятельности студентов, среди которых был и Михаил Чельцов. Окончив академию (1894) со степенью кандидата богословия, он преподавал в Калужской семинарии обличительное богословие (история и обличение русского раскола, сектантства и западных исповеданий). Он вступил в Калужское церковное Братство во имя св. апостола Иоанна Богослова и вскоре стал делопроизводителем его Совета. Активно проповедовал православную веру, умело вёл беседы с раскольниками, сектантами и старообрядцами, обращая их к Православной Церкви. За четыре года преподавательской и миссионерской деятельности в Калуге Михаил Павлович опубликовал большое количество статей в епархиальной периодической печати. В 1897 году он участвовал в 3-м Всероссийском миссионерском съезде в Казани. Осенью 1898 года Михаил Павлович Чельцов был приглашен из Калуги в Петербург и назначен на должность епархиального миссионера по борьбе с расколом и сектами. В мае 1900 года награжден орденом Святого Станислава 3-й ст.; с сентября 1901 – причислен к канцелярии Обер-прокурора Синода; с января 1902 года числился в чине коллежского асессора, а в июле того же года произведен в надворные советники.

http://lib.cerkov.ru/authors/602

19) Справочная книжка Оренбургской губернии на 1868 год, издание Оренбургского Губернского Статистического Комитета, г.Оренбург, 1867 г.,с.57. 20) Справочная книжка Оренбургской губернии на 1869 год, издание Оренбургского Губернского Статистического Комитета, г.Оренбург, 1868г., с.59. 21) Рождение Ангелины Николаевны Милициной. Метрическая книга Уфимской духовной консистории Никольской церкви г.Уфы на 1903 год (ГКУ Национальный архив РБ, ф.И-294, оп.5.д.4.л.219). 22) Рождение Елены Николаевны Милициной. Метрическая книга Уфимской духовной консистории Троицкой церкви г.Уфы на 1904 год (ГКУ Национальный архив РБ. ф.И-294.оп.5.д.8.л.8). 23) Рождение Василия Николаевича Милицина. Метрическая книга Уфимской духовной консистории Иоанно-Предтеченской церкви г.Уфы на 1906 год (ГКУ Национальный архив РБ, ф. И-294 оп.5.д.12.л.7). 24) Рождение Константина Николаевича и Николая Николаевича Милициных. Метрическая книга Уфимской духовной консистории Михаило-Архангельской церкви села Михайловки Бирского уезда на 1909 год (Уфа, архив ЗАГСа ф. И-294 оп.7 д.516 л.199об.-200) 1909 год; на 1910 год (Уфа, архив ЗАГСа ф.И-294 оп.7 д.516 л.227об.-228) . 25) Рождение Веры Николаевны Милициной. Метрическая книга Уфимской духовной консистории Михаило-Архангельской церкви села Иглина Уфимского уезда на 1913 год (Уфа, архив ЗАГСа ф. И-294 оп.7 д.139 л.37об.-38). 26) Адрес-календарь Уфимской губернии на 1913 год, Уфа, Электрическая губернская типография, 1913г., с.84. 27) Адрес-календарь Уфимской губернии на 1914 год, Уфа, Электрическая губернская типография, с.70. 28) Рождение Надежды Николаевны Милициной. Метрическая книга Уфимской духовной консистории Никольской церкви села Шестаево Белебеевского уезда 1915 год (Уфа, архив ЗАГСа ф.И-294 оп.7 д.997 л.51об.-52). 29) Документы из объединенного архивного фонда Управления по делам архивов Администрации г.Сарапула: выписка из ведомости о церкви Покровской села Вятского Сарапульского уезда за 1868 год (ф.237 оп.79 д.229 л.735, 740об.-741) 30) Вятские епархиальные ведомости 1905 стр3.

http://pravoslavie.ru/106526.html

Проф. Беляев А. О безбожии и антихристе. Подготовление, признаки и время пришествия антихриста. М. Чельцов. – Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России. Н. Булгаков. – Литературный сборник для духовно-нравственного чтения. Изд. Афонского русского скита св. пророка Илии. М. Павлович. Сентябрь, стр. 292–293. Творения св. Ипполита, папы Римского. Изд. Каз. Д. Акад. М. Павлович.– Плотников. История русского раскола. М. Чельцов. – Кириллов. Перст Божий (сборник). Е. Овсянников. – Кутепов. Краткая история и вероучение рус. националистических и мистических ересей. Н. Булгаков. Октябрь, стр. 417–423. Подновский Ф. Обломки суеверия. Рассказ из быта поволжских раскольников. Н.-Новгород. 1899.М. Павлович.– Филлипов. Тертий. Три замечательные старообрядца.Спб. 1899. М. Чельцов– Тихвинский П. Разговор православного со штундистом об истинной вере. Изд. 2-е. 1899 г. А. Виноградов. Ноябрь, стр. 551–556. Кутепов. Об истинной Церкви Христовой. (Обличение мними-духовных христиан) С. Потехин. Неплюев. К лучшему будущему (книжка “Недели”). Павлович. Декабрь, стр. 704–711. Известия и заметки О миссионерском Таврическом съезде N. Июль, август. Стр. 154. В вагоне железной дороги. Дьякон И. Смолин. Стр. 155–156. Успехи сектантства в Венгрии. Стр. 156–158. Бегунский притон, новая миссионерская вакансия, штундовые судебные процессы и др. Сентябрь, стр. 293–294. Распадение кавказской толстовской колонии. Американское житье-бытье закавказских духоборов. Праздные миссионерские вакансии. Октябрь, стр. 423–426. Новая секта, письмо в редакцию. Ноябрь, стр. 556–557. Открытое письмо к болящему гр. Л. Н. Толстому. Михаил С–ко. Декабрь, стр. 712–718. Редакционные итоги прошлого года. Стр. 718–720. Доброе пособие для благочестивых размышлений и ‘пиграфов. Стр. 720–722 Миссионерские вакансии. Стр. 722 Объявления. Содержание (1901. 1 полугодие) О постановлениях и распоряжениях власти, касающихся внутренней миссии и сектантства Определение Святейшего Синода, с посланием верным чадам Православной Грекороссийской Церкви о графе Льве Толстом. Март, стр. 295–297.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С. О. Ч. Е. III, стр. 303) указывает дату грамоты 11 марта 1689 года, и приводит отрывки, коими мы воспользовались для исправления текста. На стр. 285 пр. Филарет упоминает о двух царских грамотах одного и того же года, но затем указывает одну. 818 Рукоп. Имп. Пуб. Библ. Q. I, 668, л. 21, малоросс, почерка. На ней две надписи рукою св. Димитрия: л. 3: «от книг монастира Кирилского Киевского»; л. 22 – «року [ахпф – 1689] в великий пост сие писал блаженной отец Иннокентий Манастирский игумен кирилский киевский». Заглавие сделано, видимо, по этой записи впоследствии, другою рукою. В Московской синодальной библиотеке 294 (V тетр.), л. 180, помещена та же книжица о божественной литургии и далее л. 274, без заглавия, возражение на «Акос». Следовательно, падает мнение г. Любимова (Ж. М. Н. Пр. 1875 г.), приписывавшего синодальный список Медведеву и предполагавшего сожженным сочинение Иннокентия. Сильвестр только списал ее с оригинала. 819 Berengarius Turonensis († 1088) учитель Абеляра, дьякон, учил около 1035 г., что пресуществление в сущности не совершается, но что его должно понимать фигурально. Migne, Patrologia latina. CLXXVIII; Cave, Historia literaria, II, 130. 820 Как комментарий к этому тексту можно привести отрывок из одного южно-русского или польского домостроя (рук. И. П. Б. Q. I, 480, л. 43). Подозренныя дела: ишпанская простота, италианское учительство, польской чин, прусския шутки, датское государствование, англинская вольность, франчюжской стыд, немецкое покорство, шкоцкое отдыхание, московское слово, жидовское обещание, арианская вера, цыганская и волошская правда. 821 Синод. сборн. непер. V, л. 274, 294, 294 об., 295, 263, 264 об. 295 об. и 294, л. 274. В рук. И. П. Б., 668. Оба сочинения помещены рядом, но средина вырвана (а не опущена, как говорит г. Миркович стр. 127), от этого выходит как бы одно сочинение. 822 Вероятно, этот ответ был послан с Парфением игуменом Плеснинско-Подгорецким, прибывшим в Москву около 30 мая и уехавшим 21 декабря 1689 г. Петрушевич, Сводная летопись галицкая, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010