Таким образом, после песнопения Минеи на «Славу», на «И ныне» поется Богородичен из дополнительной части Минеи; если в Минее нет песнопения на «Славу», то поется: «Слава, и ныне» – Богородичен, напечатанный в Минее на ряду. В среду и пятницу на «И ныне» или на «Слава, и ныне» поется Крестобогородичен Минеи, помещенный на ряду. По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й (приложение 3-е): «Яко нашего воскресения...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же (приложение 3-е): «Еже от века...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон прп. Павла со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), прп. Иоанна на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) . Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха. По 3-й песни – кондак прп. Павла, глас 3-й; седален прп. Павла, глас 1-й. «Слава» – седален прп. Иоанна, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон не упоминает о двух кондаках прп. Иоанна (см. в Минее по 3-й песни). В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 207) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос прп. Иоанна, глас 2-й.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-28/

Катавасия – ирмосы ближайшего великого Господского праздника – Воздвижения: «Крест начертав Моисей» (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Вознесение и др.). Ирмосы обоих канонов положено по уставу петь дважды. На 9-й песни «Честнейшую...» не поем, но поем припевы праздника. Обычно вместо «Честнейшую...» поется первый припев: «Величай, душе моя, преславное Рождество Божией Матере» и ирмос 2-го канона: «Чужде матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем». Затем указанный припев поется к тропарям 1-го канона; к тропарям же второго канона другой припев: «Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию». После 9-й песни – светилен «От неплодныя днесь Анны...», «Слава, и ныне» – «Адаме обновися...». На хвалитех – стихиры на четыре, гл. 1-й. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника однажды и ектении: сугубая, просительная и отпуст. Литургия 10 На Блаженны берутся тропари с первого канона песнь 3-я на 4 и с другого канона песнь 6-я на 4. В Богородичные праздники по малом входе следует петь «Приидите, поклонимся...»; а в Господские – особо во время Херувимской и вынимает в это время частицы, не приходится, ибо при этом служении в конце проскомидии не читается молитва предложения и не совершается отпуст проскомидии; ее заканчивает, таким образом, сам архиерей. (Это подтверждает и К. Никольский , говоря: «Впрочем архиерей, придя в предложение (к жертвеннику) в то время, когда следует переносить Дары на Престол – во время большого входа, сам вынимает частицы из просфор за здравие и за упокой. И прежде сего архиерей читает молитву предложения: «Боже, Боже наш...», а именно – во время великой ектении». См. К. Никольский . Устав богослужения Православной Церкви. СПб., 1900, с. 375.) Поэтому надо или не говорить отпуста проскомидии и не читать молитвы вплоть до момента Херувимской и тогда уже закончить приготовления к литургии, или строго и безусловно придерживаться восточной традиции, т.е. требований устава и разумного, грамотного отношения к совершающемуся чину. Первое приблизило бы нас к древнему положению проскомидии между литургией оглашенных и литургией верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Каноны : праздника, глас 2-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя, глас тот же, на 8 . Примечание. Одно из основных требований Церковного Устава в отношении тропарей канона, как и в отношении стихир и других песнопений, состоит в том, что, если в службе песнопений меньше, чем на сколько их должно исполнить, то нельзя, пропев или прочитав все по одному разу, начать снова с первого весь ряд их и так повторять, пока не завершится назначенное Уставом число, но следует заранее рассчитать, сколько раз каждое песнопение должно быть повторено, и только пропев или прочитав каждое песнопение положенное число раз, переходить к следующему. Песнопение, исполненное соответствующее число раз, не может быть более повторяемо в том же ряду, если не будет на это нарочитых указаний Устава. Таким образом, если, например, при четырех песнопениях их нужно исполнить на 6, то нельзя сначала исполнить все песнопения по одному разу, а потом снова повторить еще раз первое и за ним второе, но должно сначала первое песнопение исполнить дважды, потом также дважды второе песнопение и затем по одному разу третье и четвертое (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215). Библейские песни «Поем Господеви...» . Катавасия – ирмосы канонов праздника Богоявления: «Глубины открыл есть дно...» и «Шествует морскую...». По 3-й песни – кондак праздника, глас 3-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Яко Сый бездна...». По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем , но поем припевы праздника Обрезания и святителя . Диакон (или священник) поет 1-й припев: «Величай, душе моя, по закону плотию обрезавшагося Господа». 1-й лик – ирмос: «Яже прежде солнца...». 2-й лик – повторяет тот же припев и ирмос. 1-й лик – «Величай, душе моя, во осмый день обрезание приемлюща». Чтец – 1-й тропарь: «Прешед пределы...». 2-й лик – тот же припев. Чтец – 1-й тропарь: «Прешед пределы...». 1-й лик – «Днесь Владыка обрезуется...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-14/

Полунощница обычная – субботняя. Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш…», чтец: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма). Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб. На «Бог Господь» – тропарь Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». Кафизмы 16-я и 17-я . После 16-й кафизмы – малая ектения. Седален Предтечи, глас 4-й: Яко Божественное сокровище...» (см. по 1-м стихословии); ин седален Предтечи, глас тот же: «Издавшися, яко злато от руды...» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Никогдаже премолчим...» (см. по 2-м стихословии) . После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Полиелей. Величание Предтечи и избранный псалом. Седален Предтечи по полиелее, глас 8-й: «Крестителева глава…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благодарим Тя присно, Богородице…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Предтечи, глас 4-й: «Тамо возращу рог Давиду , уготовах светильник помазанному Моему»; стих: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его». Евангелие – Предтечи. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна...». Стихира Предтечи, глас 6-й: «Яже первее на блюде...». Каноны: Предтечи со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и вмч. Феодора (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем...» . Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день . По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви...» . Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем...», и праздничной редакции «Поем Господеви...». При совершении в субботу 1-й седмицы Великого поста полиелейной службы в честь Первого и второго Обретения главы Иоанна Предтечи, библейские песни в этот день следует стихословить в праздничной редакции «Поем Господеви...» .

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-12/

Также в настоящее время есть сокращенные издания Октоиха: В этих сокращенных изданиях опущены те песнопения Октоиха, которые никогда не поются (список таких текстов см. далее). В современной греческой традиции песнопения нашего славянского Октоиха встречаются в трех книгах: Некоторые песнопения (каноны, стихиры и седальны) современных греческих Октоихов отличаются от соответствующих им песнопений нашего Октоиха. Особенно это заметно для канонов Богородице на повечериях: из всего корпуса канонов греческого «Богородичника» нашему Октоиху соответствует только 4. Содержание полного Октоиха В начале 1й части Октоиха дублируются некоторые главы Типикона, относящиеся к воскресному богослужению: 1, 2, 3, 4, 5 и 7я главы. Кроме того, в 1й части перед субботней службой первого гласа и во 2й части перед субботней службой пятого гласа печатаются главы Типикона, посвященные субботней службе (12, 13 и 15я главы), а также полное последование панихиды (14я глава Типикона). Так как седмичный круг богослужения начинается с воскресного дня и заканчивается субботой, то и в Октоихе каждый глас начинается воскресными песнопениями (малая вечерня в субботу вечера) и заканчивается в субботу («Блаженны» на литургии). В воскресные дни в Октоихе находятся следующие молитвословия: Малая вечерня: стихиры на «Господи, воззвах…» (3 стихиры с Богородичным) и стихиры на стиховне с Богородичным. Великая вечерня: стихиры на «Господи, воззвах…» (10 стихир — 3 воскресные, 4 «восточны» и 3 Павла Амморейского) с догматиком на «И ныне», стихиры на стиховне с Богородичным и тропарь воскресный с Богородичным. Повечерие: канон Пресвятой Богородице. Полунощница: канон Живоначальной Троице. Утреня: седальны по 1й и 2й кафисме, ипакои, степенны антифоны, прокимен, три канона: воскресный, крестовоскресный и Богородице, по 6й песни канона — воскресные кондак и икос, стихиры на «Хвалите…», тропарь воскресный конечный. Также после песнопений утрени следуют некоторые тексты литургии, которые, однако, не выделены в самостоятельный раздел: «Блаженны», прокимен аллилуарий.

http://azbyka.ru/oktoix

После припева «Помилуй мя, Боже…» поется стихира праздника. Канон: 1-й канон праздника на 8 и 2-й канон праздника на 8 (если же праздник имеет один канон, то поется канон праздника на 14). Катавасия рядовая по Уставу; если рядовой катавасией являются ирмосы того же праздника и праздник имеет два канона, то по каждой песни поются две катавасии (ирмосы каждого из канонов, см. 25 декабря, 6 января, Пятидесятницу). По 3-й песни: седален праздника; «Слава, и ныне»: тот же седален. Если на праздник полагаются вместо седальна ипакои (25 декабря, 6 января, Неделя ваий), то это песнопение исполняется один раз, без повторения. По 6-й песни: кондак и икос праздника. На 9-й песни «Честнейшую» не поется. Диакон вместо «Богородицу и Матерь Света…» говорит 1-й припев праздника 335 , затем хор сразу поет ирмос 9-й песни. Далее перед каждым тропарем поются соответствующие припевы праздника, а перед катавасией вновь поется 1-й припев. Если поются две катавасии, то перед 1-й катавасией поется припев 1-го канона, перед 2-й катавасией – припев 2-го канона. По 9-й песни: светилен праздника трижды (то есть светилен праздника, «Слава»: еще раз этот светилен, «И ныне»: тот же светилен). Если имеется два различных праздничных светильна, то светилен праздника 2 раза; «Слава, и ныне»: другой светилен праздника. Стихиры на «Хвалите…»: стихиры праздника на 4; «Слава, и ныне»: стихира праздника. По славословии тропарь праздника. Отпуст краткий праздничный с вводной фразой. На часах Тропарь и кондак праздника (на каждом часе). Литургия Антифоны праздника. На каждый праздник полагаются стихи особых псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются с припевами: к каждому стиху первого антифона поется «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», припев второго антифона особый у каждого праздника: «Спаси ны, Сыне Божий, поющия Ти: Аллилуиа» (изменяемая часть вставляется в зависимости от праздника) 336 . Для третьего антифона припевом служит тропарь данного праздника. Входный стих праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Антифоны изобразительные поются на литургии перед малым входом и состоят: первый – из псалма «Благослови, душе моя, Господа» ( Пс. 102 ), второй – из псалма «Хвали, душе моя, Господа» ( Пс. 145 ). Каждый из этих антифонов в Служебнике носит название «антифон изобразительный» (τ τυπικ, от τπος – «устав, установление»), т.е. это псалмы уставные, которые положено петь не только келейно, но Уставом назначены для литургии. Эти псалмы содержат тип – изображение Христа Спасителя. Второй антифон, после пения «Слава и ныне», оканчивается тропарем «Единородный Сыне». Третий антифон составляют «Блаженны», т.е. стихи евангельские, в коих Христос обещает блаженство за различные добродетели. В Ирмологионе перед стихами евангельскими печатаются буквы «а», «б» для указания, какому лику петь тот или другой стих. Под именем «Блаженны» разумеются, кроме стихов евангельских о блаженствах, еще тропари, которые поются с этими стихами. Тропари положено петь большей частью из 3-й и 6-й песни канона утрени. Когда в Уставе не указано петь песни канона на «Блаженны», тогда не поются «Блаженны» и «Псалмы изобразительные» (см. Блаженны). Антифонов молитвы, первого, второго и третьего антифона читаются на литургии иереем и архиереем во время пения сих антифонов. Эти молитвы иногда носят название: «молитвы согласия» (см. Согласия). Антифоны праздничные поются на литургии перед малым входом и состоят из стихов пророческих, из псалмов, приличных воспоминаемому событию, в которых раскрывается сила праздника. За каждым стихом 1-го антифона поется припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». За каждым стихом 2-го антифона поется припев: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы» или «Во Иордане крестивыйся (смотря по празднику), поющия Ти, аллилуиа». По окончании 2-го антифона, как и всегда, поется тропарь «Единородный Сыне». За каждым стихом 3-го антифона поется тропарь праздника. Эти антифоны, в Типиконе называемые «праздничными», поются в нашей Церкви только в следующие праздники Господни: 1) Воздвижение Креста Господня, 2) Рождество христово, 3) Богоявление, 4) Преображение Господне, 5) неделю ваий, 6) неделю Пасхи и во все дни Светлой седмицы, 7) Вознесение Господне, 8) Пятидесятницу 65 . Антифоны праздничные находятся в последованиях Миней и триодей на указанные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

3) В седмицы 4ю, 5ю, 6ю по Пасхе – тропарь воскресный. «Слава» – святого, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». IV. Тропари на утрене на «Бог Господь»: 1) В Фомину седмицу и попразднство Преполовения – тропарь праздника (дважды). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Если нет тропаря святого – тропарь праздника (трижды). При двух святых с тропарямитропарь праздника (единожды), тропарь первого святого (единожды). «Слава» – тропарь другого святого, «И ныне» – праздника. 2) В седмицу жен-мироносиц – тропарь праздника «Благообразный Иосиф…» (единожды), воскресный «Егда снизшел еси…» (единожды). «Слава» – святого, «И ныне» – «Мироносицам женам…». Если нет тропаря святого – «Благообразный Иосиф…» (дважды). «Слава» – «Егда снизшел еси…», «И ныне» – «Мироносицам женам…». При двух святых – «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь первого святого (единожды). «Слава» – тропарь другого святого, «И ныне» – «Мироносицам женам…». 3) В седмицы 4ю, 5ю, 6ю – тропарь воскресный (дважды). «Слава» – святого, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». Если нет тропаря святого: «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный гласа. При двух святых – тропарь воскресный (единожды), тропарь первого святого (единожды). «Слава» – другого святого, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря второго святого. V. Каноны : 1) Если святой не имеет праздничного знака – канон праздника Триоди на 8 (ирмосы по дважды), Минеи святого на 4. По 3й песни – кондак, икос и седален святого. «Слава, и ныне» – седален праздника. По 6й песни – кондак и икос праздника. 2) Если святой поется на 6 – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святого на 6. По 3й песни – кондак и икос праздника, седален святого (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника. По 6й песни – кондак и икос святого. 3) Если в Минее два святых – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святых два канона на 8. По 3й и 6й песнисм. частные указания Типикона в гл. 48. 4) При полиелейном святом – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святого на 8.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

2) В седмицу жен– мироносиц – тропарь праздника “Благообразный Иосиф...” ( единожды), воскресный “Егда снизшел еси...” ( единожды). “ Слава” – святого, “ И ныне” – “Мироносицам женам...”. Если нет тропаря святого – “Благообразный Иосиф...” ( дважды). “ Слава” – “Егда снизшел еси...”, “ И ныне” – “Мироносицам женам...”. На основании общего Устава, при двух святых – “Благообразный Иосиф...” ( единожды), тропарь первого святого. “ Слава” – тропарь другого святого, “ И ныне” – “Мироносицам женам...”. 3) В седмицы 4– ю, 5– ю, 6– ю – тропарь воскресный ( дважды). “ Слава” – святого, “ И ныне” – Богородичен воскресный по гласу “ Славы”. Если нет тропаря святого: “ Слава, и ныне” – Богородичен воскресный гласа. На основании общего Устава, при двух святых – тропарь воскресный ( единожды), тропарь первого святого. “ Слава” – другого святого, “ И ныне” Богородичен воскресный по гласу тропаря второго святого. При одном полиелейном святом Устав указывает следующий порядок тропарей: тропарь праздника ( дважды). “ Слава” – святого, “ И ныне” – праздника. При двух святых – шестеричном и великом: тропарь праздника ( единожды), тропарь великого святого ( единожды). “ Слава” – тропарь шестеричного святого, “ И ныне” – праздника. V. Каноны: 1) Если святой не имеет праздничного знака – канон праздника Триоди на 8 ( ирмосы по дважды, тропари на 6), Минеи святого на 4. По 3– й песни кондак, икос и седален святого. “ Слава, и ныне” – праздника. По 6– й песни – кондак и икос праздника. 2) Если святой поется на 6 – канон праздника со ирмосом на 6 ( ирмос по дважды, тропари на 4) и святого на 6. По 3– й песни кондак и икос праздника, седален святого ( дважды). “ Слава, и ныне” – праздника. По 6– й песни – кондак и икос святого. 3) Если в Минее два святых – канон праздника со ирмосом на 6 ( ирмос по дважды, тропари на 4) и святых два канона на 8. По 3– й и 6– й песнисм. частные указания Типикона в гл. 48. 4) При полиелейном святом – канон праздника со ирмосом на 6 ( ирмос по дважды, тропари на 4) и святого на 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

23. Вторник 1-й седмицы. Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. Обретение мощей блж. Матроны Московской (службу зри 19 апреля; служба может быть перенесена на воскресенье, 21 февраля) . Прп. Поликарпа Брянского . Примечание. Полиелейная служба в честь обретения мощей блж. Матроны Московской может быть перенесена на воскресенье, 21 февраля (ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава). Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 22 февраля. Примечание. Если во вторник, среду, четверг или пятницу 1-й седмицы поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на субботу 1-й седмицы поста и соединяется со службой вмч. Феодора Тирона (см. Типикон, 31-я и 32-я Храмовые главы, 8-я Маркова глава под 24 февраля). На утрене вся служба совершается, как указано в понедельник. Особенности следующие: припев к окончанию первого Троичного тропаря: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами Предтечи Твоего помилуй нас». На «Слава» и на «И ныне» окончания Троична те же, что и в понедельник. Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Сокращенная общая схема исполнения канона во вторник (при одном каноне Минеи): Поется ирмос 1-й песни канона из Минеи и стих (на 4): «Господь, царствуяй веки…». Чтец ­– 1-й тропарь канона Минеи. Певцы : «И наведе на ня Господь…». Чтец – 2-й тропарь. Певцы : «Слава». Чтец – 3-й тропарь. Певцы : «И ныне». Чтец – Богородичен канона Минеи. Далее – «поскору» 2-я библейская песнь: «Вонми, Небо, и возглаголю…» (полностью) . Потом певцы поют ирмос 2-й песни Триоди (трипеснец по вторникам состоит из 2-й, 8-й и 9-й песней), на 2-й глас: «Видите, видите, яко Аз есмь в мори спасый…» и затем – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и глаголется тропарь Триоди. Перед следующими двумя тропарями также поется: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Перед Богородичном поется: «Пресвятая Богородице, спаси нас». После Богородична – певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и глаголется тропарь 2-го трипеснца. Так же и перед следующим тропарем. Затем певцы: «Слава». Чтец – Троичен.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-08/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010