Н. М. Зёрнов. Фотография. 70-е гг. XX в. Н. М. Зёрнов. Фотография. 70-е гг. XX в. Большой популярностью пользовалась кн. «Русское религиозное возрождение начала XX века» (1963), написанная З. на англ. языке. Нелегально попавшая в СССР, она была переведена на рус. язык и вышла в самиздате. Затем перевод, оказавшийся на Западе, был заново отредактирован автором и переиздавался (1974, 1991). По собственному признанию, З. принадлежал к поколению рус. мыслителей, к-рым пришлось «воплощать идеи русского религиозного возрождения начала XX века в конкретные формы церковно-общественной деятельности». В юности большое влияние на духовное становление З. оказали идеи Вл. С. Соловьёва , особенно его понимание Боговоплощения, истолкование ВЗ и учение о смысле любви. З. полагал, что, хотя Церковь, как и Сам Спаситель, «не дает бесспорного доказательства своей Истины» и, т. о., не насилует волю и разум человека, «беспристрастное изучение истории Церкви все же дает ответ на вопрос, был или не был Иисус Назарянин Богом, родившимся на земле для спасения человечества» (Вселенская Церковь и русское Православие. 1952). Поэтому история Православия, в особенности русского, стала основной сферой научных интересов З. Он полагал, что, несмотря на то что «отношение русских к религии было менее философичным, чем у византийцев, и менее институциализированным, чем у латинян», им удалось «осуществить новое и глубокое проникновение в христианскую правду» и раскрыть ту сторону церковной жизни, к-рой «пренебрегли другие духовные традиции» (см.: Русские и их Церковь. 1978). Наиболее значительными выразителями рус. религиозности были, с его т. зр., князья св. Владимир и Владимир Мономах, благоверные князья Борис и Глеб, прп. Сергий и др. З. подчеркивал роль Церкви в становлении рус. культуры, как материальной, так и духовной. Особое внимание он уделял изучению русской духовности и религ. жизни XIX - XX вв. З. считал, что в XIX в. особые черты рус. Православия наиболее ярко проявились, с одной стороны, в движении старчества , связанного с именами свт. Тихона Задонского , прп. Паисия (Величковского) , прп. Серафима , оптинских старцев, с другой - в идеях русских мыслителей А. С. Хомякова , Ф. М. Достоевского , Соловьёва, стремившихся преодолеть расхождение Церкви и образованного общества, заложить основание новой христ. культуры. По мнению З., в их творчестве «выразилось основное убеждение русского религиозного мышления - признание потенциальной святости материи, единства и священности сего творения и призвание человека соучаствовать в его конечном преображении» (Русское религиозное возрождение. 1991. С. 290). Воссоединенная Церковь становится как бы «инструментом» Св. Духа в достижении этой цели.

http://pravenc.ru/text/199761.html

М., 1978. Т. 34. С. 180). †1607; пам. 19 июня. Лествица о Соборных властех, кои были в 107-м году на Соборе у Иова Патриарха на Москве//ЧОИДР. 1912. Кн. 2. Смесь. С. 39–41. Патриарх Иов позаботился об укоренении христианства в Карелии, которая в 1591 года была отвоевана у шведов царем Феодором Иоанновичем. На присоединенной территории была образована новая епархия в Русской Церкви – Карельская, в которой первым епископом был владыка Сильвестр (1593–1611) ( Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи: 992–1891. Т. 2: Иоанн – Симеон II. М., 2003. С. 590–591). Однако в Смутное время шведы присоединили Карелию к своей территории и православная епархия прекратила существование ( Покровский И. Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы. (Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Т. 1: (XIV–XVI вв.). Казань, 1897. С. 57). 1547–1551 гг. 1554–1562 гг. См. о нем: Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский, и архиереи его времени. М., 2007. С. 402–407. Горский А., прот . Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, составленное по рукописным и печатным источникам. М., 1890. Ч. 2. С. 179. См. также: Тихонравов Н. Древние Жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. С. 166; Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники. М., 1967. С. 30. Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 404. См.: Макарий (Веретенников), архим. Келарь Троице-Сергиевой обители – старец Адриан Ангелов//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1995. 2 (5). С. 117–126; Он же. Московский Митрополит Макарий и его время. Сборник статей. М., 1996. С. 175–185. Горский А., прот. Историческое описание... Ч. 2. С. 180. Там же. Первые архимандритии в московских монастырях были учреждены также благодаря ктиторскому участию Московских Государей (См.: Щапов Я. Н., Соколова Е. И. Архимандрития в древнерусском городе//Церковь, общество и государство в феодальной России.

http://bogoslov.ru/article/6193342

62). S.337–342. – Прим. изд. (К.А.)]. 164 Приселков М.Д. (прим. 73). С. 135–140; Воронин Н.Н. “Житие Леонтия Ростовского” и византийско-русские отношения второй половины XII в.//ВВ. 1963. Т. 23. С. 23–46. (Poppe А. L’organisation diocésaine (прим. 142). Р. 193–197; Щапов Я.Н. Государство и церковь (прим. 184). С.46–48.) 169 ПСРЛ. Т.2. Стб.629 (под 1183 г.); Т.1. Стб.391 (под 1185 г.). Разделение епархии на две – Ростово-Суздальскую и Владимирскую – произошло не позднее 1214 г. (ПСРЛ. Т.1. Стб.438). 172 Рорре A. Pastwo i košciol na Rusi w XI wieku. Warszawa, 1968. S.185 f. (ср. рец.: Lowmiaski Η.//KwHist. 1970. R.77/3. S.792–796). 175 Юрьевна-Роси (равно как и Юрьев-Дерпт-Тарту) назван, очевидно, в честь св. Георгия, святого покровителя князя Ярослава Мудрого, основателя города, а отнюдь не по кафедральному собору, возведенному, разумеется, после основания самого города. (А.Н.) 181 Канонические ответы митрополита Uoahha II : Памятники (прим. 202). Т.1. Стб.19; Goetz L.K. (прим. 27). S.166 f. (§32). О существовавшем непродолжительное время католическом епископстве для половцев (1229–1241 гг.) см.: Пашуто В.Т. Половецкое епископство//Ost und West in der Geschichte des Denkens und der kulturellen Beziehungen. (FS für E.Winter). Berlin, 1966. S.33–40. 182 Мы даем буквальный перевод авторского текста, хотя затрудняемся объяснить, каким образом разделение галицкой и волынской кафедр способствовало разделению Юго-Запада и Северо-Востока Руси. (А.Н.) 183 Ammann A.M. Darstellung und Deutung der Sophia im vorpetrinischen Rußland//OChP. 1938. T.4. S. 120–156; Panajotova D. Le Christ verbe, sagesse et lumière sur les fresques de la tour de Chrelju ou monastère de Rila//Studia in honorem V. Beševliev. Sofia, 1978. P. 404–412 [см. также: Штендер Г.Μ. Композиционные особенности трех древнерусских Софийских соборов в их связи с литургией//Литургия, архитектура и искусство (прим. 104). С. 298–302 (все три постройки ориентированы на константинопольский прототип, но эта ориентация в каждом случае получила специфическое выражение).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

86 См. об этом: ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 97. Д. 54 а. Л. 38–41; Оп. 38. Д. 87. Л. 128; Ф. 1065. Оп. 4. Д. 31. Л. 139–141; Известия ВЦИК. 1922. 26 янв. 19); Дело Патриарха Тихона... С. 53–55; Акты Святейшего Тихона... С. 195–196; Одинцов М.И. Русские патриархи XX века... С. 60–63; Следственное дело Патриарха Тихона... С. 130–131, 338–340; и др. 87 Инициированное Г.В. Чичериным и Л.Д. Троцким постановление Политбюро «О поездке Львова в Америку» от 15 октября 1921 г. (протокол N9 68, пункт 4) в данной работе не исследуется по причине сугубо сменовеховского характера. См.: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 199. Л. 5; Оп. 3. Д. 216. Л. 2. 88 Об обновленческой деятельности В.Н. Львова см.: Поместный собор Российской Православной Церкви 1923 г. (Бюллетени.). М., С. 23–24; ГАРФ. Ф. А. 353. Оп. 3. Д. 730. Л. 97–99; Вестник Священного Синода Российской Православной церкви. 1923. 1. С. 7–11; Одинцов М.И. Русские патриархи XX века... С. 99–104; Левитин А.[Э.], Шавров В.[М.] Очерки по истории русской церковной смуты. М.; Kusnacht, 1996. – С. 340–342 (1-е изд. – 1978 г.); Зеленогорский М.[Л.] Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М., 1991. С. 290–291. 92 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 226. Л. 35. См. также журнал регистрации входящей почты Секретариата Ленина с 27 апреля 1921 г. по 1 января 1922 г. – Там же. Ф. 5. Оп. 4. Д. 3. Л. 113 об. 94 РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 22431. Л. 1–2. См. также: Ленинский сборник. М., 1985. Т. XL. С. 96; В.И. Ленин. Биографическая хроника. 1870–1924. М., 1982. Т. 12. С. 48. 95 См.: «Положение об участии Православной Русской Церкви в деле помощи голодающим» от 1 февраля 1922 г. – ЦА ФСБ. Особый архив. Д. Н1780. Т. 3. Л. 137–137 об.; ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 97. Д. 54 а. Л. 46–47; Ф. 1065. Оп. 1. Д. 16. Л. 34–35; Ф. 550. Оп. 1. Д. 153. Л. 5–5 об.; Следственное дело Патриарха Тихона. С. 343–345; «Инструкцию, устанавливающую порядок сбора пожертвований, их направления и форм отчетности», составленную не позднее 7 февраля 1922 г. – ЦА ФСБ. Особый архив. Д. Н1780. Л. 138–138 об.; ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 97. Д. 54 а. Л. 44–45; Ф 1065. Оп. 1. Д. 16. Л. 33–33 а; Ф. А353. Оп. 6. Д. 6. Л. 171–171 об.; Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . 1922–1925 гг./Изд. подготовили Н. Н. Покровский , С.Г. Петров. М.; Новосибирск, 1998. Кн. 2. С. 8–10, 12–14 (далее – АК II); Следственное дело Патриарха Тихона. С. 345–346.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Zasedanie Raboego komiteta ChMK (Moskva 3.–6.4.1978 g.), Privetstvie udastnikam. . ., in: MP 197 8 ,6 ,41–42 . Poslanie.... к 60-letiju vosstanovlenija Moskovskogo Patriarsego prestola, in: MP 1978,7,2–5. 60-letije Vosstano MP vlenija Patriaršestva (1917–1977): Slovo, doklad i reci, in: MP 1978 ,8, 2–32 ; 33–34 ; 35–36 ;37f. StdO 197 8 ,8 ,3–8 ; 9–10 ; 9,13–19; 10 ,4–6 ;11–23 ; 11,12–26; 12 ,26–33 . К 25-letiju vosstanovlenija patriaršestva v Bolgarskoj Cerkvi: (Re‘), in: MP 1978,9,3–4; StdO 1978,10,3–4. Slovo v Bogojavlenskom Patr. sobore 3.6.1978 g., in: MP 1978, 9 ,7f. Pjatyj Vsechristianskij Mirnyj Kongress (Praga 22.–27.6.1978), re», in: MP 1978,9,24–27; StdO 1978,9,2–5. 30-letije Bolgarskogo cerkovnogo podvor " ja v Moskve: Slovo i re», in: MP1978,9,52–54. Poslanie XXII Medunarodnomu kongressu starokatolikov, in: MP 1978,9,58. Poslanie Archiepiskopu Kenterberijskomu, Primasu vsej Anglii D-ru F.D. Kogganu, in: MP 1978,10,52–54; StdO 1978,11,3–6. Re " na prieme v est» Patriarcha Efiopii Sv. Tekle Chajmanota, ebda 54–55. Slovo na litii po Sv. Pape Pavlu VI (9.8.1978), ebda 55–56. Konina i pogrebenie mitropolita Leningradskogo i Novgorodskogo Nikodima: Slovo, re», in: MP1978,11,9–11; StdO 1978,12, 21–26. Tret " e bogoslovskoe sobesedovanie v Kieve predstavitelej RPC i Sojuza Ev. Cerkvej v GDR: Poslanie (1.–4.10.1978), in: MP 1978,12,52; StdO 1979,1,2–3. Slovo pri vrueniju archierejskogo ezla episkopu Serafimu, in: MP 1979,1,7–8; StdO 1979,4,11–14. Privetstvennoe slovo na godinom akte Mosk. Duchovnych škol (14.10.1978), in: MP 1979,l,14f. Vsesojuznaja religioznaja konferencija po itogam V Vsechristianskogo Mirnogo Kongressa (14.–16.11.1978), Moskva); Slovo i re», in: MP 1979,1,34–37; StdO 1979,2,22–24. Torestva v Armjanskoj Apostol ! skoj Cerkvi po sluaju 150-letija vchodenija Armenii v stostav Rossii... (1.–4.10.1978); Rei, in: MP1979,1,47–51. Poslanie Central " nomu komitetu VSC, in: MP 1979,2,2–4; StdO 1979, 4, 39–43. Zasedanie Preziduma Christianskoj Mirnoj Konferencii (Kiev, 6.–8.12.1978), Poslanija, in: MP 1979,2,38–39.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ничто так ясно не иллюстрирует единство Божественного Лица, соединяющего в Себе свойства двух природ, как тайна смерти и воскресения Христа: Тот, «Кто, как мертвый, сошел во ад, Тот, как Бог, освободил мертвых» ( Hesych. Hieros. Hom. fest. 4. 3. 7-8// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 114). Здесь И. И. затрагивает еще одну тему, столь часто обсуждаемую в его время,- тему состояния Христа после смерти и до воскресения. По мнению И. И., для Слова после воплощения невозможно быть отделенным от тела. Христос как Воплотившийся Бог Слово не только освободил мертвых из ада, но и Сам спустился в это место «как мертвый человек» с человеческой душой. И. И. с особой настойчивостью подчеркивает, что Христос воскрес без помощи ангелов, Собственной силой, что камень от гроба был отвален ангелом уже после Его воскресения. Учение о Божией Матери 4 гомилии И. И. посвящены восхвалению Пресв. Богородицы. Все они были произнесены в дни праздников, так или иначе связанных с Рождеством Христовым, поэтому учение И. И. о Божией Матери следует рассматривать в христологическом ключе. Божию Матерь И. И. обычно именует Девой (Παρθνος), это слово у него приобретает значение имени собственного; имя Мария использует довольно редко. Термин θεοτκος (Богородица) встречается в гомилиях только 7 раз, причем чаще всего в «Первом слове в честь Божией Матери», произнесенном после III Вселенского Собора. (Hom. fest. 1. 2. 21; 8. 15; 5. 1. 2; 1. 14; 2. 6; 3. 19; 4. 11// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 26, 40, 158, 160, 164). Основное содержание проповедей, посвященных Божией Матери,- это восхваление Ее девства и роли в Боговоплощении. Мария именуется Приснодевой (ειπρθενος - Hom. fest. 5. 4. 13// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 164). Она была Девой до рождения Христа, Иосиф не был Его отцом по плоти (Hom. fest. 1. 2. 2-3; 2. 22// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 26, 28). По выражению И. И., этот «невозделанный (γεργητος) сад» был возделан только Св. Духом (Hom. fest. 5. 2. 31-35// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 162). Однако и после рождения Сына Мария не перестает быть Девой: Христос вышел из чрева Матери, «оставив закрытыми двери Девы» (Hom. fest. 1. 3. 6-7// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 28). И. И. использует ряд традиц. библейских метафор, выражающих непорочное рождение Спасителя: Дева уподобляется неопалимой купине (Исх 3. 2), восточным вратам святилища (Иез 44. 1-2), запечатанному источнику (Песн 4. 12). Рождаясь от Нее, Христос «открывал рай и оставлял неповрежденной печать девства», Он воплотился «божественным действием» (Hom. fest. 5. 1. 28-29; 4. 23-25// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 160, 166). С восхвалением чистоты Пресв. Богородицы связаны наиболее характерные рассуждения И. И. о монашеской жизни (Hom. fest. 5. 5. 15-22// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 166-167).

http://pravenc.ru/text/674956.html

Крещение также рассматривается в сотериологической перспективе: «Если Я не крещусь, то кто освятит воду крещения, кто сокрушит главу змея, как убелятся стихии, как очистится тварь, как будет омыта загрязненная одежда Адама?» (Hom. fest. 16. 17. 9// Aubineau. 1978-1980. Vol. 2. P. 688). Однако Адам не был еще искуплен в момент Воплощения. Спасение человека начинается с воплощением Бога Слова, совершается в течение Его земной жизни и исполняется на Кресте и в воскресении: «Ради нас обрезывается Христос, за нас же принимает крещение, за нас исполняет очищение согласно закону. Когда Он заплакал, тогда омыл естество; когда подвергся бичеваниям, тогда освободил нас от плена; когда поднял Крест, тогда облегчил нас от бремени греховности; когда был оплеван, тогда исцелил Адама от оплевания проклятием» (Hom. fest. 1. 2. 25-31// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 28). Каждое событие в жизни Христа, т. о., рассматривается как одна из ступеней к спасению, т. к. освящает все этапы развития человека, всякий возраст и приближает Богочеловека к цели Его пришествия на землю - ко Кресту и воскресению: «Сначала Он был погребен во чреве плоти, потом - в утробе земли, в одном случае беременностью освящая рождающихся, в другом - Воскресением возрождая умерших» (Hom. fest. 3. 5. 12-15// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 94). Крест и Воскресение неразрывно связаны между собой. Само слово «Крест» чаще всего употребляется в пасхальных гомилиях И. И. Страдания Христа начались еще до крестной Жертвы, когда он добровольно понес на Себе «скорбь естества» (Hom. fest. 12. 1. 6-7; 5. 3. 13-18// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 162, 164, 448). «Не иначе восхотел спасти Горшечник погибающую глину, но только так, что Сам вознамерился пребывать с ней» (Hom. fest. 2. 7. 4-6// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 66). Спасение представлено как победа над врагом рода человеческого (Hom. fest. 3. 1. 6; 7. 6. 44; Hom. fest. 14. 3. 10// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 89, 254, 550), плоды к-рой доступны как иудеям, так и язычникам (Hom. fest. 2. 7. 7-9// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 66). Церковь и таинства

http://pravenc.ru/text/674956.html

446 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 30. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 215–216. 452 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 30. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 210–211, 213–214. 460 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 3, стр. 523. 462 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 3, стр. 525. 467 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 30. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 216–218. 473 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 3, стр. 536–538. 483 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 32. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 232–233. 484 Николай Доненко, протоиерей. Священномученик Макарий, Епископ Днепропетровский//Наследники Царства. Симферополь, 2000. Кн. 1, стр. 345. 488 Свидетельство Вадима Игоревича Шмидта по рассказам матери – Евгении Валерьевны Нориной ( 16 июля 1999 г.). 490 Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ). Ф. Р-5919, оп. 1, д. 1, л. 135 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

235 . Rofé 1988: The prophetical stories: the narratives about the prophets in the Hebrew Bible, their literary types and history/Alexander Rofé. – Jerusalem: Magnes Press, 1988. – 218 p. – (Publications of the Perry Foundation for Biblical Research in the Hebrew University of Jerusalem). 236 . Rofé 2000: Ruth 4:11 LXX – a midrashic dramatization/Alexander Rofé//Textus. – 2000. – Vol. 20. – p. 129–140. 237 . Rowley 1963: The Marriage of Hosea/Harold Henry Rowley//Men of God: studies in Old Testament history and prophecy. – London: Nelson, 1963. – p. 66–97. 238 . Rudolph 1962: Das Buch Ruth; das Hohe Lied; die Klagelieder/W. Rudolph. – Gerd Mohn: Gütersloher Verlagshaus, 1962. – 269 p. – (Kommentar zum Alten Testament; Bd. 17/1–3). 239 . Sacon 1978. The Book of Ruth: its Structure and Theme/Kiyoshi K. Sacon//Annual of the Japanese Biblical Institute. – 1978. – Vol. 4. – p. 3–22. 240 . Sæbø 1996–2008: The Hebrew Bible/Old Testament: the history of its interpretation/Ed. by Magne Sæbø [in co-operation with Chris Brekelmans, Menahem Haran etc.] – Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1996–2008. – 3 vol. 241 . Sakenfeld 1978: The meaning of hesed in the Hebrew Bible: a new inquiry/By Katharine Doob Sakenfeld. – Missoula, Mont.: Published by Scholars Press for the Harvard Semitic Museum, 1978. – 263 p. 242 . Sakenfeld 1999: Ruth/By Katharine Doob Sakenfeld. – Louisville, Ky.: John Knox Press, 1999. – XII, 91 p. 243 . Sandelin 1986: Wisdom as nourisher: a study of an Old Testament theme, its development within early Judaism and its impact on early Christianity/By KarlGustav Sandelin. – Abo: Abo Akademi, 1987. – 274 p. 244 . Sasson 1978: Ruth III: a Response/Jack M. Sasson//JSOT. – 1978. – Vol. 5. – p. 49–51. 245 . Sasson 1979: Ruth: a New Translation with a Philological Commentary and a Formalist-Folklorist Interpretation/Jack M. Sasson. – 2 ed., with corr. – Sheffield: JSOT Press, 1979. – XVII, 292 p. – (Biblical seminar, ISSN 0266–4984; 10). 246 . Saxegaard 2001: «More than Seven Sons»: Ruth as example of the Good Son/Kristin Moen Saxegaard//Scandinavian Journal of the Old Testament. – 2001. – Vol. 15, 2. – p. 257 – 275.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010