Впервые «Православное исповедание...» было официально зачитано на Киевском Соборе 1640 г. Много споров на Соборе вызвал вопрос о форме Е. (в какое время и при каких словах совершается преложение), решавшийся в «Православном исповедании...» митр. Петра (Могилы) в католич. духе; за разъяснением этого вопроса было решено обратиться к К-польскому патриарху (см.: РИБ. Т. 4. С. 23-24, 35-38). Поэтому Собор постановил отправить послов в К-поль для рассмотрения соборных деяний и «Православного исповедания...». Следующее соборное обсуждение «Православного исповедания...» состоялось на Ясском Соборе 1642 г., созванном по инициативе митр. Петра (Могилы) господарем Молдо-Валахии Василием Лупу . Еще в декабре 1641 г. Лупу обратился к К-польскому патриарху Парфению I с вопросом о соответствии правосл. учению «Исповедания...» Кирилла Лукариса. В связи с этим запросом в мае 1642 г. патриарх Парфений созвал Собор, рукопись Деяний к-рого содержит 45 подписей епископов и клириков, в т. ч. митр. Петра (Могилы). Собор, рассмотрев «Исповедание...» Лукариса по главам, отверг его как исполненное ересей и чуждое правосл. веры и предал анафеме всех, кто почитает его за истинное и благочестивое. В частности, в Деяниях Собора говорилось: «Божественную же Е. [Лукарис] так разрывает (διαγνυσιν), что ничего другого ей не оставляет, как только простой образ (τπον ψιλν), как если бы мы еще поклонялись тени ветхого Закона. Ведь [Лукарис] не говорит, что видимый и вкушаемый хлеб после освящения есть истинное Тело Христово, но то, что хлеб и вино мыслятся духовно, или, лучше сказать, воображаются [Телом и Кровью] (τν νοομενον πνευματικς, μλλον επεν φανταζμενον). А это исполнено всякого нечестия» ( Καρμρης. 1968. Τ. 2. Σ. 578 - 581 Вскоре после завершения К-польского Собора 1642 г. его Деяния были доставлены в Яссы двумя патриаршими экзархами - Мелетием Сиригом (вероятно, он был основным автором текстов постановлений К-польских Соборов 1638 и 1642) и митр. Никейским Порфирием. На Ясском Соборе присутствовали многочисленные епископы и клирики Молдо-Валахии и 3 представителя К-польского патриарха от Киевской митрополии. В ходе работы Собора «Православное исповедание...» митр. Петра (Могилы) стараниями Мелетия Сирига было исправлено и дополнено - с целью удаления из него несоответствий учению православной Церкви, возникших под влиянием католич. богословия,- и переведено на новогреч. язык (подробно о К-польском и Ясском Соборах, а также о «Православном исповедании...» см.: Ibid. Σ. 575 - 592 Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 4. P. 113-117; La Confession orthodoxe de Pierre Moghila, métropolite de Kiev (1633-1646)/Publ. A. Malvy, M. Viller. R., 1927. (OrChr.; T. 10. N 39)).

http://pravenc.ru/text/351651.html

Т. 50. СПб., 1997. С. 340–346; он же. «Самодержец» и «господин» великий московский князь Василий Дмитриевич//Слово и культура. М., 1998. Т. 2. С. 311–320; Донченко Н. Ф.Григорий Цамблак и антилатинская полемика XIV–XV вв.//Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 10. М., 2000. С. 215–230; Дончева-Панайотова Н. Григорий Цамблак и българскителитературни традиции в Източна Европа XV–XVII вв. Вел. Търново, 2004; Турилов А. А. Григорий Цамблак//Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 583–592. Турилов А. А. Григорий Цамблак С. 583–592. ПСРЛ. Т. 35. С. 33, 55. РИБ. Т. 6. 39. Стб. 315–356; Фотий, митр.Указ. соч. 2. С. 115–130, 395–403; РФА. 125. С. 419–436. ПСРЛ. Т. 8. С. 88; Т. 17. Стб. 56–57; Т. 25. С. 242; Т. 35. С. 33, С. 55; Т. 42. С. 174. ПСРЛ. Т. 25. С. 242. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией (далее – АЗР). Т. 1. СПб., 1846. 23. С. 33; РИБ. Т. 6. 37. Стб. 307–310. АЗР. Т. 1. 24. С. 33–35; РИБ. Т. 6. 38. Стб. 309–314. АЗР. Т. 1. 25. С. 35–37. ОР ГИМ, Музейское собр., 1209, л. 226–227. Дончева-Панайотова Н. Указ. соч. С. 59. РИБ. Т. 6. 39. Стб. 315–356; Фотий, митр.Указ. соч . 2. С. 115–130, 395–403; РФА. 125. С. 419–436. РИБ. Т. 6. 40. Стб. 357–360. Турилов А. А. Григорий Цамблак. С. 583–592. Fijalek J. Biskupstwagreckie w ziemiachruskichodpolowy XIV w. napodstawiezrodelgreckich//Kwartalnikhistoryczny. Lwów, 1897. S. 51. ПСРЛ. Т. 40. С. 133. Цит. по: Яцимирский А. И. Григорий Цамблак. СПб., 1904. С. 190. Monczak J. Florentine Ecumenism in the Kyivan Church.R., 1987. P. 154, 156. Цит. по: Турилов А. А. Григорий Цамблак. С. 583–592. ПСРЛ. Т. 8. С. 89–90; Т. 25. С. 243–244; Т. 42. С. 175–176. Яцимирский А. И. Григорий Цамблак: Очерк его жизни, административной и книжной деятельности. СПб., 1904. С. 191–195. Там же. С. 191–195. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 418; Т. 27. С. 267–268, 341–342. Liber cancellariae Stanislai Ciolek/Hrsg. J. Caro. Wien, 1875. T. 2. 72. Цит. по: Турилов А.А. Григорий Цамблак. С. 583–592. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 426; Т. 8. С. 90; Т. 25. С. 244. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 412; ПСРЛ. Т. 8. С. 90; Т. 24. С. 180; Т. 25. С. 244; Т. 42. С. 177. Турилов А. А. Григорий Цамблак. С. 583–592. ПСРЛ. Т. 8. С. 86–87; Т. 25. С. 241; Т. 35. С. 33, 55. Там же. Т. 17. Стб. 57; см. также: Т. 8. С. 90; Т. 25. С. 244; Т. 35. С. 56. Там же. Т. 8. С. 88; Т. 17. Стб. 56, 57; Т. 25. С. 242; Т. 35. С. 55. Там же. Т. 8. С. 88; Т. 17. Стб. 57; Т. 25. С. 242; Т. 35. С. 55; Т. 42. С. 174–175.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

887 РИБ. Т. 32, стб. 77. 56; стб. 220, 128; Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV–haчaлa XVI в. М., 1958. Т. 2, с. 187, 278. 888 Описание документов XIV–XVII вв. в копийных книгах Кирилло-Белозерского монастыря... с. 53, 272; с. 84, 482. Данный вклад был сделан Ананией Родионовым. В связи с другим вкладом Анании Родионова царь дал игумену Афанасию жалованную, обельную, несудимую грамоту (Там же с. 100, 574). О других вкладах см.: там же с. 101, 579; с. 119, 691; с. 144, 840; с. 175, 1028; с. 176, 1036; с. 186, 1097; РИБ. Т. 32, стб. 258, 144. 890 Там же с. 116, 673. Данный обмен был сделан через государева рязанского дворецкого В. М. Тучкова. Через него же в 1543 году было сделано распоряжение «на Сяму о ежегодной даче ржи Кириллову монастырю» (РИБ. Т. 32, стб. 263, 150). Аналогичное распоряжение было сделано в 1545 году (Там же с. 328, 1917). Об обмене монастырских владений при игумене Афанасии см.: там же с. 120, 699. 896 ДАИ. Т. 1. 109; Каталог древнерусских грамот, хранящихся в отделе рукописей Государственной Публичной Библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Изд. 2. СПб., 1992. Вып. 1 и 2, с. 55, 125. 897 РИБ. Т. 32, стб. 247, 138. Другая жалованная грамота Ростовского архиепископа датирована 1542 годом (Там же стб. 261, 148). 899 РИБ. Т. 32 стб. 289–290, 167. См. о нем: Архимандрит Макарий. Вологодский епископ Киприан//Русь. Литературно-исторический журнал. Ростов, 1998. 4, с. 51–64. 900 Книга келарская росходная поминком и по службам дают запасу//Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. М., 1855. Кн. 22. Смесь, с. 14. Настоятель Кирилло-Белозерского монастыря с этим именем был еще в XVII веке, но он был в сане архимандрита – «Афанасий Кононицын с 1 июня 1648; архим. с 8 июля 1649, по 1651» (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей... стб. 56). Поэтому данное известие целесообразнее отнести к игумену XVI века. 901 Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря... с. 65. Позднее, при игумене Феоктисте, в 1558–1559 годах дал вклад в Кирилло-Белозерский монастырь А. А. Квашнин, «во иноцех Адриан» (там же с. 86), который является составителем владычного летописного свода святителя Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

52 РИБ. Т. 32. Стб. 77. 56; Стб. 220. 128; Акты социально-эконо­мической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVI в. М., 1958. Т. 2. С. 187. 278. 53 Описание документов XIV–XVII вв. в копийных книгах Кирилло-Бело­зерского монастыря… С. 53. 272; С. 84. 482. Данный вклад был сделан Ананией Родионовым. В связи с другим вкладом Анании Родионова царь дал игумену Афанасию жалованную, обельную, несудимую грамоту (Там же. С. 100. 574). О других вкладах см.: Там же. С. 101. 579; С. 119. 691; С. 144. 840; С. 175. 1028; С. 176. 1036; С. 186. 1097; РИБ. Т. 32. Стб. 258. 144. 55 Там же. С. 116. 673. Данный обмен был сделан через государева рязанского дворецкого В. М. Тучкова. Через него же в 1543 году было сделано распоряжение “на Сяму о ежегодной даче ржи Кириллову монастырю” (РИБ. Т. 32. Стб. 263. 150). Аналогичное распоряжение было сделано в 1545 году (Там же. С. 328. 1917). Об обмене монастырских владений при игумене Афанасии см.: Там же. С. 120. 699. 61 ДАИ. Т. 1. 109; Каталог древнерусских грамот, хранящихся в отделе рукописей Государственной Публичной Библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Изд. 2. СПб., 1992. Вып. 1 и 2. С. 55. 125. 62 РИБ. Т. 32. Стб. 247. 138. Другая жалованная грамота Ростовского архиепископа датирована 1542 годом (Там же. Стб. 261. 148). 64 РИБ. Т. 32. Стб. 289–290. 167. См. о нем: Архимандрит Макарий. Вологодский епископ Киприан//Русь. Литературно-исторический журнал. Ростов, 1998. 4. С. 51–64. 65 Книга келарская росходная поминком и по службам дают запасу//Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. М., 1855. Кн. 22. Смесь. С. 14. Настоятель Кирилло-Белозерского монастыря с этим именем был еще в XVII веке, но он был в сане архимандрита — “Афанасий Кононицын с 1 июня 1648; архим. с 8 июля 1649, по 1651” (Стро­ев П. М. Списки иерархов и настоятелей… Стб. 56). Поэтому данное известие целесообразнее отнести к игумену XVI века. 66 Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря… С. 65. Позднее, при игумене Феоктисте, в 1558–1559 годах дал вклад в Кирилло-Бе­ло­зерский монастырь А. А. Квашнин, “во иноцех Адриан” (Там же. С. 86), который является составителем владычного летописного свода святителя Макария.

http://pravmir.ru/russkaya-ierarhiya-xvi...

Приложение 1. Сведения о клириках Иркутской епархии на апрель 1937 г. и их судьбе Храм Дальнейшая судьба Архиепископ Павел (Павловский) 09.1937 Умер в тюрьме 24.11.37 Г. Иркутск Преображенская церковь, Иркутск (штатные клирики) Прот. Феодор Верномудров 28.10.37 Расстрел 27.02.38 Прот. Иннокентий Попов 12.10.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Михаил Концевич 12.10.37 Расстрел 27.02.38 Прот. Николай Ильенко 28.10.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Сергий Пономарев нет данных Протодиак. Иннокентий Анисимов Расстрел 14.02.38 Диак. Алексий Пинчук Расстрел 14.02.38 Диак. Алексий Акулов 18.02.38 Расстрел 27.02.38 Преображенская церковь, Иркутск (заштатные клирики) Прот. Симеон Телятьев Данных нет, видимо, скончался своей смертью в 1937 г. Прот. Василий Самсонов нет данных Прот. Иннокентий Шабалин 16.12.38 Расстрел 16.03.39 Иером. Варфоломей (Житков) 16.02.38 Расстрел 27.02.38 Диакон Иоанн Шабуров нет данных Диакон Михаил Пляскин(?) нет данных Нагорная Никольская церковь, Иркутск (штатные клирики) Свящ. Петр Коренев (Корнеев) 26.10.37 Расстрел 14.02.38 Свящ. Владимир Алякринский 12.01.38 Расстрел 27.02.38 Архидиак. Варфоломей (Гребнев) 12.12.37 Расстрел 14.02.38 Нагорная Никольская церковь, Иркутск (заштатные клирики) Прот. Иннокентий Брянских 17.02.38 Расстрел 27.02.38 Архим. Герман (Богданов) (позже принял схиму) Скончался своей смертью 03.11.38 Иг. Иоанникий (Тараненко) 18.12.37 Расстрел 14.02.38 г. Прот. Стефан Попов В 1943 г. продолжил служение Свящ. Терентий Шикунов нет данных Прот. Алеский Гусев нет данных Прот. Григорий Левагин 04.02.38 Расстрел 27.02.38 Иннокентьевская церковь в Свердлово, Иркутск (штатные клирики) Прот. Феодор Шмаков 25.12.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Вениамин Ларев 15.12.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Емилиан Збироковецкий нет данных Диак. Георгий Соснин 17.02.38 Расстрел 27.02.38 Иннокентьевская церковь в Свердлово, Иркутск (заштатные клирики) Свящ. Иннокентий Могилев 04.04.38? Расстрел 14.06.38? Свящ. Феодорит Сизых      или Феофил Сизой ?     нет данных в 1943 г. вернулся к служению

http://pravoslavie.ru/44165.html

Грамоты//ЧОИДР. 1866. Кн. 3. Смесь. 2. С. 2-4 [в публ. ошибочно указан 1486 г.]; Послание волоцкому кн. Борису Васильевичу//РИБ. СПб., 19082. Т. 6. Стб. 754-755; Послание к Московскому Собору 1490 г.//Там же. Стб. 778-784; То же// Казакова, Лурье. С. 379-382; Послание митр. Зосиме//РИБ. Т. 6. Стб. 763-778; То же// Казакова, Лурье. С. 373-379; Послание новгородскому духовенству о пасхалии//РИБ. Т. 6. Стб. 801-820; Послание Суздальскому еп. Нифонту// Казакова, Лурье. С. 312-313; Послание Сарскому еп. Прохору//Там же. С. 309-312; То же//РФА. Ч. 2. 78. С. 254-258; Повольная грамота на поставление в митрополиты Симона//РИБ. Т. 6. Стб. 833-836; Послание митр. Симону о клирике-двоеженце//РФА. Ч. 2. 68. С. 232-234; Грамота об оставлении Новгородской кафедры//Там же. 99. С. 303-304; Послание митр. Симону о поставлении иподиаконов, выписки из Кормчей книги, ставленые грамоты чтецу, пономарю//Там же. 107. I-IV. С. 328-334; Окозрительный устав в истории богослужения Русской Церкви/Подгот. свящ. Б. Даниленко. Мюнхен, 1990. (Slavist. Beitr.; 258); Окозрительный устав/Публ. подгот. архим. Макарий (Веретенников). М., 2000. Ист.: АИ. Т. 1. С. 144-148, 164, 521-523; ААЭ. Т. 1. С. 346, 478-482, 484-485, 488; Послания Дмитрия Герасимова к архиеп. Новгородскому Геннадию (XV-XVI ст.)//ПС. 1861. Ч. 1. С. 100-120; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3; Т. 6; Т. 8; Т. 12; Т. 21. Ч. 2; Т. 24; Т. 25; Т. 30; Псковские летописи. Вып. 1; Вып. 2 (по указ.); Грамоты Г., Иоанна III и митр. Геронтия//РИБ. Т. 6. Стб. 759-764; Седельников А. Д. Рассказ 1490 г. об инквизиции//Тр. Комиссии по древнерус. лит-ре. Л., 1932. Т. 1. С. 49-50; Иосиф Волоцкий, прп. сказание о новоявившейся ереси (1-я и 2-я редакции)// Казакова, Лурье. С. 466-486; Бегунов Ю. К. «Слово иное» - новонайденное произв. рус. публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 351-364; Минея (МП). Декабрь. Ч. 1. С. 146-148; Плигузов А. И. , Тихонюк И. А. Послание Дмитрия Траханиота Новгородскому архиеп. Геннадию Гонозову о седмеричности счисления лет//Естественнонаучные представления Др.

http://pravenc.ru/text/162054.html

182 См. о них, например, у митрополита Макария (Т. 2. С. 281 слл.; Т. 3. С. 243 слл.), Розенкампфа (С. 125 слл.). 183 «Ответы» надписаны так: «Иоанна, митрополита руськаго нареченнаго пророком Христовым, написавшаго правила церковныя от святых книг в кратце Иакову Черноризьцю». Древнейший список сохранился в Софийской Кормчей XIII в. (См.: Ундольский//Чтения в О-ве истории и древностей российских. 1867. Кн. 2). Текст «Ответов» см.: РИБ. Т. 6. С. 1–20; Русские достопамятности. 1. С. 89; Макарий, митр. Т. 2. 2-е изд. С. 369; Бенешевич. Сборник. 1, С. 107–120. «Ответы» внесены в Кормчие книги не позже XIII, а может быть, и в XII в. (См.: Павлов А. Первоначальный славяно-русский Номоканон. 54). Подробные комментарии «Ответов» – у Goetz’a. S. 45–170. 184 Полный текст см.: Павлов А. Памятники//РИБ. Т. 6. С. 21–62; сокращенный – см. Калайдович. С. 173–203. В тексте у нас приведено мнение Голубинского относительно автора и адресатов памятника; по Павлову же, «вопрошание» было сделано тремя священниками – Кириком, Саввой и Илией, а ответы даны одним Нифонтом (Право, с. 165; ср.: Goetz. С. 171); точка зрения митрополита Макария сходна с таковой у Голубинского (Т. 3, с. 221). Полное заглавие памятника: «Въпрошение Кириково, еже въпроша епископа Ноугородьского Нифонта и инех»; древнейший список «Вопрошания» – в софийской Кормчей XIII в. 187 См.: РИБ. Т. 6, 26–28, 31–34, 39, 41–44, 48, 49, 51 и др.; О церковно-канонических правилах древних русских митрополитов//Правосл. собеседник. 1864. Ч. 3. С. 195 слл. 188 Текст и сведения об этом памятнике см.: РИБ. Т. 6. С. 347–375; Павлов А. Неизданный памятник русского церковного права XII века//Журн. мин-ва нар. просвещения. 1890. Ч. 271. С. 275 слл.; Голубинский. Т. 1, 1-я половина. С. 660 слл.; Goetz. S. 344–389 и др. 193 См.: Розенкампф. С. 114 слл.; Калачов Н. Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской Правды. С. 246 и др. 195 См.: Акты ист. Т. 1, 125. С. 185; 155, с. 273–275, 279; А. Э. Т. 1, 221. С. 210; Акты юрид. Т. 1, 16. С. 31; Продолжение древней российской вивлиофики. Ч. 1. С. 25 слл., и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

В авг.-сент. 1579 г. К. во главе своей роты принял участие в полоцком походе кор. Стефана Батория . В 1580 и 1581 гг. рота К. воевала под Великими Луками и Псковом. Сам он в псковском походе не участвовал из-за болезни, заставившей его покинуть королевское войско. Последние 3 года жизни К. провел в лит. работе и судебных тяжбах (в 1581 боярин К. Порыдубский жаловался, что его с семьей К. 6 лет держал в заключении; К. было предписано вернуть присвоенное имущество и возместить убытки пострадавшим). В Вильно 5 июня 1581 г. составил завещание ( Иванишев. 1849. Т. 1. С. 191-200; РИБ. Т. 31. Стб. 523-540). В июле-авг. 1581 г. часто молился в виленской Пречистенской ц. (РГАДА. Ф. 389. Оп. 1. Д. 68. Л. 138 об.). За месяц до смерти, 24 апр. 1583 г., К. составил 2-е завещание ( Иванишев. 1849. Т. 1. С. 228-242; РИБ. Т. 31. Стб. 541-564). 23 мая он скончался (ЦГИАК. Ф. 28. Оп. 1. Д. 16. Л. 128 об.- 130 об., 136 об.- 137, 137 об.- 143 об.). Литературные труды К периоду юрьевского наместничества (1563-1564) относится переписка К. со старцем Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря прмч. Вассианом (Муромцевым) , в к-рой князь комментировал прочитанные им книги, в т. ч. из монастырской б-ки: «Рай», «Никодимово Евангелие», «Библию» Франциска Скорины. Сохранилось 3 послания К. к прмч. Вассиану. Во 2-м послании К. высказался об идеале Русской земли как богоизбранного правосл. царства и обвинил московских православных иерархов и светские власти в несоблюдении божественных заповедей, духовной деградации, страхе «пред цари» и потакании их злодеяниям, хищениях, междоусобии, кровопролитии соотечественников и разрушении различных «чинов» общества (РИБ. Т. 31. Стб. 383-404). Переписка с Вассианом известна по сборникам 2-й пол. XVI-XVII в., в т. ч. в составе т. н. Печерских сборников (или в «Вольмарском конвое»), в которые вошли также 1-е письмо К. Иоанну IV, составленная перед побегом из Юрьева записка К., письмо кн. А. И. Полубенского юрьевским воеводам и письмо Т. И. Тетерина и Марка Сарыхозина М. Я. Морозову. Древнейший список 1-го послания к Вассиану хранится в рукописи «Измарагд» Псково-Печерского мон-ря (старый шифр - Научная б-ка Тартуского гос. ун-та, 746) и по водяным знакам датируется 60-ми гг. XVI в. В Юрьеве был составлен также «Ивану многоученому ответ о правой вере», адресованный лютеран. пастору Иоганну (вероятно, И. Веттерману). В нем разоблачались «многобожие еллинское», новоявленные реформационные «ереси» и «растленные книги», а также содержался призыв, обращенный к пастору и его пастве, покаяться и обратиться «ко древнему благочестию» (РИБ. Т. 31. Стб. 361-376).

http://pravenc.ru/text/2462277.html

Голубинский. 1. 2. С. 320–371, 502–608; 2. 2. С. 428; Мансветов. Там же. С. 113 и след., 121 и след. Серебрянский. Ук. соч. С. 261. Горчаков М. К истории епитимийных номоканонов православной Церкви (1874). С. 104–110. Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и основанная им Троице-Сергиева лавра, в: Чтения. 1909. 2. С. 47, 75–86; 3. С. 103; РИБ. 6. 21. Сказание о Спасо-Каменном монастыре, в: Прав. соб. 1861. 1. С. 203, 206. «Духовная грамота» Иосифа, в: ВЧМ. Сентябрь. Ч. 1. С. 551; АИ. 1. 274; АЮ. 2. 126. Послание (1382) архиепископа Суздальского Дионисия братии Снетогорского монастыря, в: РИБ. 6. 24 (а также в: АИ. 1. 5); послание архиепископа Новгородского Симеона в тот же монастырь. Там же. 45; послание митрополита Фотия от 1488 г. Там же. 46; послание митрополита Ионы Боголюбскому монастырю во Владимире (ок. 1455). Там же. 75 (а также в: АИ. 1. 265); послание митрополита Феодосия Песношскому монастырю (1461/64). Там же. 96 (а также в: АИ. 1. 276). Ср. предыдущее примечание. Но довольно характерно, что, например, митрополит Филипп не оспаривает права монахов иметь собственность и после пострижения. РИБ. 6. 104 (1472), случай с лошадью монаха Памвы. Митрополичья уставная грамота, в: РИБ. 6. 128 (а также в: ААЭ. 1. 381). ВЧМ. Сентябрь. Ч. 1. С. 548, 547. Житие Евфросина, в: Памятники старинной русск. литературы. 4 (1862). С. 67–119, 172–179. О Евфросине см.: Серебрянский. Ук. соч. Ср.: Макарий. 2-е изд. 8. С. 129 и след. Серебрянский. Ук. соч. С. 508. Там же. С. 275–278, 271. Мансветов. Ук. соч. С. 298–300. Этот устав известен лишь благодаря его пространному описанию. Описание. 2. 3. С. 730–732; предположение Макария (2-е изд. 6. С. 77–78) о том, что этот устав мог быть составлен учеником Нила Сорского, ошибочно, ибо древнейшие списки его восходят к середине XV в. Мансветов. Ук. соч. С. 301–303, 299. ВЧМ. Сентябрь. Ч. 1. С. 499–615. Краткое содержание в: Хрущов. Иосиф Волоцкий. С. 59–63, 75–80. Макарий. 2-е изд. 7. С. 61–66. В некоторых списках «Духовной грамоты» помещены лишь пространные заголовки обеих этих глав без самого текста. Описание. 2. 2. С. 520.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

обстоятельный рассказ (с отдельным заголовком) о Михаиле Черниговском дал повод Татищеву предположить здесь конец летописи ( Толочко А. П. История Российская… С. 179, прим. 27), но это только догадка. Дашкевич Н. П. Один из памятников религиозной полемики… С. 200 прим. 3. Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII века. СПб., 1995. С. 99–100. Послание до латин из их же книг 1582 г.//РИБ. Т. 19. С. 1135. Там же. С. 1126. Там же. С. 1137. Грушевський М. С. Т. 5. Кн. 2. Киев, 1995. С. 53 прим. 1. Петров Н. И. Западно-русские полемические сочинения XVI века (окончание)//Труды Киевской духовной академии. 1894. 3. С. 517–518. В другом списке этого произведения воспроизводится легенда о связи «папессы» с Гугнивым (Там же. С. 517 прим. 5). Петров Н. И. Западно-русские полемические сочинения XVI века (продолжение)//Труды Киевской духовной академии. 1894. 4. С. 343–383. В этой публикации «Послание» датируется 1581 г. Ипатий Потей. 1) Уния греков с костелом римским 1595 года//РИБ. Т. 7. C. 111–168; 2) Гармония восточной церкви с костелом римским//РИБ. Т. 7. C. 169–222. Круглов В. М. «Утешение духовное» Фомы Кемпийского. Русский рукописный перевод Петровской эпохи//Русский язык конца XVII — начала XIX в. (Вопросы изучения и описания). Сб. 3. СПб., 2009. С. 81. Успенский Б. А. Шишкин А. Б. Тредиаковский и янсенисты//Символ. 1990. 23. С. 105–262. Луппов С. П. 1) Книга в России в послепетровское время Л., 1976. С. 227–234; 2) Новое о библиотеке А. Ф. Хрущева//Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 1981. Л., 1980; Пореш В. Ю. Библиотека А. Ф. Хрущова (Собрание преимущественно французских книг).//Книга в России до середины XIX века. Л., 1978. С. 260–267. Татищев В. Н. История Российская… Т. 3. С. 338 прим. 530, 345 прим. 569; Т. 4. С. 53. РИБ. Т. 4. Примечания С. 2. Stryjkowski , M . Kronika polska litewska, módzka y wszystkiej Rusi Kijowskiey, Moskiewskiey, Siewierskiey, Woynskiej, Podolskiey, Podgorskiey, Podlaskiey . Królewiec. 1582. S. 100. Бароний Ц . Деяния церковные и гражданские от Рождества Христова до 1198 лета. Кн. 3. Века IX–XII. М., 1915. С. 962. Это перепечатка, с незначительными изменениями, издания 1719 г., бывшего в татищевской библиотеке.

http://bogoslov.ru/article/6194555

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010