Из десяти заповедей первые четыре учат человека любви к Богу, последние шесть – любви к ближнему (см.: Исх. 20: 2–17). Книга Притчей внушает всем сердцем надеяться на Господа, а не на свой разум (см.: Притч. 3: 5). Как это полезно усвоить тем, кто по сей день повторяет идеи эпохи Просвещения о всемогуществе человеческого разума! Дело доходит до обожествления нашего разума. Эх, не дожили поклонники разума до мировых кровавых безумств XX века, не полюбовались на «всесилие человеческого безумия». Впрочем, властители умов в XX веке обожествляли безумие и бессознательное. А Библия ставит Господа превыше всех и запрещает поклоняться богам, творить кумиров, произносить имя Божие всуе. Так у пророка Моисея. В Притчах есть дивная молитва к Создателю: «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” – и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 8–9). Здесь ощутимо чувство меры, благословенная сдержанность, даже когда крайности приходят в форме излишков и оттого кажутся желанными. В контрастных резких тонах описывается безумное непочтение к Вседержителю: «Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать» (Притч. 3: 34). Это актуально и сейчас. Не только раз в неделю помнить о Боге, не только имя Божие окружать благоговением. Тот, кто старается всегда жить в присутствии Бога, ощутит действие Промысла в своей жизни: «Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч. 3: 6). В первой же главе книги описывается сообщество грешников. Они вынашивают преступные планы – ограбление и убийство (см.: Притч. 1: 10–19). Грешники лихо попирают заповеди: не убий, не укради, не пожелай чужого. Как важно юноше избегать подобного сообщества законопреступников. В такой среде и хороший человек может незаметно превратиться в лютого грешника и безвозвратно погубить свою жизнь. Заповедь о почтении к родителям получает в Притчах разные практические толкования. Например, трогательное и вместе с тем очень жизненное: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится» (Притч. 23: 22).

http://pravoslavie.ru/52620.html

В христианской антропологии ум — это врожденное свойство человека, данное ему Богом. Размышляя об этом, полезно в который раз обратиться к притче о талантах (см. Мф 25:14-30). Разным людям Господь дает разное количество талантов (смело можно сказать: ума), но все обязаны прилежно трудиться, умножая эти таланты. Вот и ум следует развивать — в том числе и для укрепления в полноте веры, о чем ясно говорит Писание. В самом деле, если следует любить Его всем умом (Мк 12:33), то понятно, что чем больше у нас ума, тем больше в нас вмещается любви Божией, заповеданной Христом: возлюби Господа Бога твоего… всем разумением твоим (Мф 22:37; Мк 12:30; Лк 10:27). И уж если Господь отверз им (апостолам — М. Ж.) ум к уразумению Писаний (Лк 24:45), то, значит, нужно, чтобы этот ум был. Апостол Павел, указывая на путь духовный, говорит: преобразуйтесь обновлением ума (Рим 12:2), а вовсе не его забвением, и призывает молиться духом и умом (1 Кор 14:15). Мы имеем ум Христов, — утверждает Апостол (1 Кор 2:16), — и неужели же нам от ума отказываться? Может ли ум подвергнуться греховной порче? Да, конечно, и еще как! Точно так же, как и любое другое свойство падшего человека. И точно так же он может просвещаться и освящаться Духом Божиим. Святой Иоанн Богослов пишет об уме, имеющем мудрость (см. Откр 17:9), и это подводит нас к подлинному гимну мудрости, который является основным содержанием ветхозаветной книги Притч Соломона, которую не случайно читают на паримиях Великим постом. Ум, мудрость… и глупость Собственно говоря, обо всем, что нас сейчас интересует, сказано уже в самом начале этой замечательной книги, в первых семи ее стихах, отвечающих на вопрос, зачем вообще нужны притчи: …чтобы познать мудрость… понять изречения разума; …простым дать смышленость…; послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; …глупцы только презирают мудрость и наставление (Притч 1:2-7). И далее: Премудрость… проповедует: «доколе, невежды, будете любить невежество? …доколе глупцы будут ненавидеть знание? …упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их» (Притч 1:20-32). Заметим, что богодухновенный автор не отождествляет простоту и глупость.

http://pravmir.ru/stoit-li-kanonizirovat...

По мере роста Церкви, о чем повествует Книга Деяний Святых Апостолов, появилась трехстепенная церковная иерархия (епископы, пресвитеры, диаконы), которая преемственно сохраняется в Церкви посредством священного рукоположения и в наши дни. Сама же Церковь – это духовное Тело Христово (см. Еф. 1:22-23). И как тело не может жить без своей головы, так и Церковь немыслима без Своей Главы – Христа, от Которого Она принимает все благодатные жизненные силы. Церковь являет собой живой Богочеловеческий организм, который таинственно соединяет в себе Христа и членов Церкви. Невозможно постичь одним лишь разумом все то, что происходит внутри Церкви, ибо «тайна сия велика» (1 Тим. 3:16). Необходимо живое участие в жизни Церкви – только в этом случае Церковь раскрывается перед человеком как высшая реальность и истина. Одни из последних слов Христа на Земле: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам» (Мф. 28:20). Слова эти обращены не ко всем людям, а только к апостолам! Только им Спаситель поручает Свою Церковь, наделяя апостолов и их преемников правом учить вере, строить Церковь, совершать Таинства, хранить и проповедовать Священное Предание! При этом Иисус наделяет Свою Церковь всеми необходимыми средствами духовного возрождения, обновления, очищения, укрепления, совершенствования и спасения человека. Верующие пользуются этими средствами, участвуя в церковных Таинствах и богослужениях. Так реализуется обетование Христа о вечном сопребывании со Своими последователями: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).  За много веков до Рождества Христова Премудрый Соломон пророчески писал: «Премудрость созда Себе дом и утверди в нем столпов семь» (Притч. 9:1), говоря о Боге (Премудрость), создавшего на земле Свою Церковь (дом) и учредившему в ней семь Таинств (столпов). Таковыми «столпами» являются семь церковных Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение (Соборование). Это семеричное число, с одной стороны, соответствует семи дарам Святаго Духа (см. Ис. 11:2-3), а с другой – охватывает все важнейшие моменты жизни человека (от колыбели до могилы) и удовлетворяет главным потребностям нашей духовной жизни.

http://radonezh.ru/2022/01/10/chto-takoe...

Думаю, вспомнить о Рождественской церкви на праздник Рождества сам Бог велел. Уже в 15 столетии эта церковь существовала деревянной, в 1503 году сгорела во время пожара. Затем в 1716 году начато ее каменное строительство. «В 1729 году в храме – два престола, а иконостас богат старинными иконами, образ Рождества Христова – в золоченом резном киоте. На колокольне один колокол имеет голландскую надпись». Передо мной «Клировая ведомость» церквей города. Книга с потертыми страницами, смотреть ее удобнее стоя, настолько велика ее толщина – 20 см, 1424 листа. От принесенных из холодного хранилища архива страниц «Ведомости» веет холодом и глубокой, забытой стариной. В «Клировой ведомости» собраны сведения по церквам нашего города. Среди них Христорождественская церковь или ц. Рождества Христова. 1913 год. Читаем: «Церковь построена в 1725 году неизвестно на какие средства. Здание 2-х этажное каменное с таковою же колокольней, в одной связи стоящей на северо-западном углу церкви. Здание довольно крепкое, ветхости и повреждений нет. Престолов в ней два: нижний – во имя Рождества Христова, верхний – Рождества Богородицы. С южной стороны расположена Николаевская церковь, в 50 саженях, а с северной – Спасовсеградская – в 120 саженях. По штату в ней положено один священник и один псаломщик. Жалование положено на весь притч 22 руб. 43 коп. в год. Кружечных доходов за 1913 год получено 702 руб. 12 коп. Земли при церкви не имеется. Имеется два каменных дома одноэтажных, крепких, крытых железом, устроенных для торговых помещений, арендной платы с них поступает в год до 900 руб. в пользу церкви. Из этих средств в городскую управу в качестве налога и за страховку зданий расходуется до 250 руб. Опись Церковного имущества заведена в 1857г. Копии метрических книг хранятся исправно с 1760г., исповедные росписи с 1780г. Церковным старостой при ней с 1891 года был Сорокин Евгений Афанасьевич, 56 лет. Он имеет серебряную медаль на Станиславской ленте и золотую на Аннинской ленте для ношения на груди. У него – дом со службами в 1 ой части города. Образование получил в уездном училище Вологодской духовной семинарии, жалованье от казны получает 16 р. 82 коп. и кружечные – 526 р. 59 коп.

http://sobory.ru/article/?object=38583

Правило 19 . Обет же мужчин нам и неизвестен, разве которые причислились к чину монашествующих, о каковых само собою предполагается, что приемлют на себя безбрачную жизнь. Впрочем, и в рассуждении их признаю приличным предварительно их спрашивать и принимать от них ясный обет; почему, когда обратятся к жизни плотоугодной и сластолюбивой, подвергать их одному наказанию с блудниками. Правило 20 . Женщин, которые, находясь в ереси, дали обет девства, а потом избрали супружество, думаю, не надобно осуждать; ибо «елика закон глаголет, сущим в законе глаголет» ( Рим. 3, 19 ). А не подклонившиеся еще под иго Христово не знают и законоположения Владычного. Почему они должны быть принимаемы Церковью и как во всем другом, так и в этом получить прощение по вере во Христа. И вообще все, сделанное во время оглашения, не подвергается ответственности. Их же, как известно, Церковь не принимает без Крещения. Почему в рассуждении их всего необходимее соблюдать преимущества рождения. Правило 21 . Если муж, живя с женою и не удовольствовавшись браком, впадает в блуд, то такового признаем блудником и надолго подвергаем духовным наказаниям; впрочем, не имеем правила подвергать его осуждению за прелюбодеяние, если грех сделан со свободною от брака, потому что прелюбодейца, как сказано, непорочна и неосквернена не будет и не возвратится к мужу своему(см.: Иер. 3, 1 ), и «держай прелюбодейцу, безумен и нечестив»(ср.: Притч. 18, 23 ), а впадший в блуд не отлучается от сожительства со своею женою. Почему как жена приимет мужа своего, возвращающегося от блуда, так муж изгонит из дома своего оскверненную им. Нелегко найти сему основание, но так превозмог обычай. Правило 22 . Тех, которые имеют жен чрез похищение, если взяли обрученных с другими, не прежде надобно принимать, но когда похищенные будут отняты у них и предоставлены в волю обручившихся с ними вначале, чтобы или взяли их, если хотят, или дали им свободу. Если же кто возьмет необрученную, то должно отнять ее, возвратить родным и предоставить воле родных, будут ли то родители, братья или кто-либо из имеющих власть над девицею; и, если, они пожелают отдать ему, утвердить их сожительство, и, если не дадут согласия, не принуждать. Кто имеет женою растленную им прежде или тайно, или насильственно, тому необходимо понести наказание за блуд; наказание же блудникам определено четырехлетнее. В первый год не допускаются они до молитв и должны плакать при дверях церковных; во второй – принимаются в число слушающих; в третий – допускаются к покаянию; в четвертый – к стоянию с народом, с запрещением делать приношения, а потом уже дозволяется им приобщение Благаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

II. В Гаваоне С. во сне явился Господь и сказал: «Проси, что дать тебе» ( 3Цар. 3:5 ). С. попросил даровать ему разумное сердце, чтобы справедливо судить народ и различать, где добро, а где зло ( 3Цар. 3:9 ), а также премудрости и знания ( 2Пар. 1:10 ). За эту просьбу Господь обещал дать ему больше богатства и славы, чем любому из царей, правивших как до, так и после него. кроме того, С. была обещана долгая жизнь, в том случае если он будет следовать заповедям Божьим; этого, однако, не случилось: С. дожил лишь до 60 лет. О мудрости С. можно судить по тому, как он решал судебные дела (см. 3Цар. 3:16–28 ); его мудрость была «выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян» ( 3Цар. 4:30 ). С. называли автором 3000 притчей и 1005 песен ( 3Цар. 4:32 ). Часть их сохранилась в Притч. 1:1Притч. 9:1 ; Притч. 10:1–22:16 ; Притч. 25Притч. 29:1 (⇒ Песнь песней ⇒ Екклесиаст). Разные люди, в т.ч. и цари, услышав о мудрости С., стремились познакомиться с ним лично ( 3Цар. 4:33.34 ), среди них была царица Савская (⇒ Шева) ( 3Цар. 10:1–13 ; 2Пар. 9:1–12 ). Позднее С. приписали апокрифич. книгу «Премудрость Соломона» и псевдоэпиграфы типа «Псалмы Соломона» и «Песни Соломона» (⇒ Апокрифы). III. 1) С. прославился не только своей мудростью. Его власть и богатство также овеяны легендой. Известен С. и как строитель: своему народу он оставил величеств. ⇒ храм. При сооружении храма С. оказал помощь тирский царь ⇒ Хирам (1), приславший искусного ремесленника ⇒ Хирама (2). Сооружение храма началось в 480 г. после исхода евреев из Египта, на четвертом году царствования С. (967 г. до Р.Х.) ( 3Цар. 6:1 ; ⇒ Летосчисление, IV,2). Строит-во было завершено через семь лет, т.е. в 961 г. до Р.Х. В течение след. 13 лет ( 3Цар. 7:1 ) С. продолжал строительство своего дворца. В общей сложности сооружение храма и дворца заняло 20 лет ( 3Цар. 9:10 ), с 967 по 947 г. до Р.Х.; 2) масштабные строит. работы, в т.ч. возведение укреплений, городов для запасов и колесниц, требовали много рабочих рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Паремии читаются подряд, и, казалось бы, между выбираемыми на каждый день чтениями нет специальных совпадений, тем не менее, сегодня, слушая чтение в храме, я обратил внимание на одно удивительное совпадение: в отрывке из книги Притчей Соломоновых, который сегодня читался, мы слышали такие слова: «Сын благоразумный послушлив отцу, сын же непокорный в бесчестии» (Притч. 13. 1). И сегодня же, чуть раньше, из книги Бытия было прочитано повествование о Ное и его трех сыновьях. Один из них, увидев, что отец, упившись вином, пребывает в неприглядном состоянии, насмеялся над ним и привел своих братьев для того, чтобы показать наготу их отца (см. Быт 9. 20-22). Но на самом деле грех Ноя был грехом человеческой немощи, а не злой воли, ибо Ной только научился возделывать виноград и, как явствует из Библии, никто еще не знал, какое действие оказывает алкоголь на поведение и умственные способности человека. Ной впервые выжал сок из плодов виноградной лозы и впервые употребил вино, которое оказало на него опьяняющее действие. Книга Бытия повествует и о внутреннем нравственном чувстве, что явили два других брата по отношению к своему отцу: братья Хама пришли, и, не оборачиваясь на наготу своего отца, прикрыли его, чтобы не увидеть в обнажении и сраме (см. Быт. 9. 23) − покрыли своей любовью, дабы не осудить его немощь или согрешение. Когда Ной проснулся, придя в трезвое состояние, и узнал, что совершили его сыновья, то проклял не Хама, а его сына Ханаана. Он сказал тогда, что потомство одного и другого сына будет благословенно, а Ханаан, сын Хама, будет рабом у сыновей Сима и Иафета (см. Быт. 9. 25-27). Почему такое странное проклятье? Почему оно адресовано не Хаму, который совершил грех, а его потомству? По-человечески можно понять, что обиженный отец, быть может, не хотел даже слышать имени своего сына, не желал произносить его. В то же время мы знаем, что благословение Божие, как и проклятье, передается из поколения в поколение, но слова праведника могут быть предсказанием, а не проклятьем, и поэтому Ной своему предсказанию дает вид проклятья, предрекая будущее и устрашая следующие поколения, чтобы не согрешали против родителей.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-vel...

В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в В. ч. более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа «Страшно впасть в руки Бога Живого» и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних арм. памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в арм. переводе Лекционария) представляла собой вечерню с литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа «Долготерпение Господа непревзойденно», а после «Свете тихий» следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в В. ч. читалось без аллилуиария ); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина литургии ап. Иакова): «Глас пророческий, в притчах слышанный»; тропарь на перенесение Даров: «Агнец Божий» (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа «Сегодня Иисус учение» или 2-го гласа «Вечери Твоея»). В конце литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по нек-рым ркп. ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа «Благословим Отца» или 2-го гласа «Во всем достоин Ты хваления»). Все чтения В. ч. так или иначе связаны с Тайной вечерей ( Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://pravenc.ru/text/150115.html

В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в Великий Четверг более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа " Страшно впасть в руки Бога Живого " и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних армянских памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в армянском переводе Лекционария) представляла собой вечерню с Литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа " Долготерпение Господа непревзойденно " , а после " Свете тихий " следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в Великий Четверг читалось без аллилуиария); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина Литургии ап. Иакова): " Глас пророческий, в притчах слышанный " ; тропарь на перенесение Даров: " Агнец Божий " (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа " Сегодня Иисус учение " или 2-го гласа " Вечери Твоея " ). В конце Литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по некоторым рукописям ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа " Благословим Отца " или 2-го гласа " Во всем достоин Ты хваления " ). Все чтения в Великого Четверга так или иначе связаны с Тайной вечерей (Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Пророки же видят не одно будущее, но и в настоящем сокровенное, как говорит Павел: «Аще же пророчествуете, внидет же некий неверен или невежда, тайная сердца его явлена бывают» (ср.: 1 Кор. 14, 24, 25), или как говорит Елисей: « не ходило ли сердце мое с тобою, егда возвращашеся муж с колесницы своей во сретение тебе?» (ср.: 4 Цар. 5, 26). Но к пророчеству принадлежит также и предуведение посредством снов, как открыто было Иосифу в Египте (см.: Мф. 2, 19–20) и Даниилу в Вавилоне (Дан. 1, 17). Но почему и фараон и Навуходоносор имели такое предведение? Потому что, правя состоянием мирских дел, должны были предвидеть для возбуждения веры в других. А почему пророчествуют и Валаам, и Каиафа? Потому что и они имели людей, которые их слушались, один как архиерей, а другой как волхв (см.: Нав. 13, 22). Здесь причиной не чистота души, не просветление ума, который созерцает Бога и в Нем почерпает силу, но домостроительно сообщенное им слово, не по достоинству, а по требованию времени. Спросишь еще: «Читаемое у Исаии и Иезекииля признать ли явлениями, какие они видели чрез соответствующие им представления, или богословием, которое чрез гадания Духа возвещало нам свойства Божества?» Некоторые говорят, что они пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмеваем был Духом. Но противно обетованию наития Божия богодухновенного делать изумленным, так чтобы он, когда исполняется Божественных наставлений, выходил из свойственного ему разума и, когда приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных своих слов. И вообще, сообразно ли сколько–нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал человека подобным лишенному ума и Дух ведения уничтожал в нем разумность? Но свет не производит слепоты, а напротив того, возбуждает данную от природы силу зрения. И Дух не производит в душах омрачения, а напротив того, возбуждает ум, очищенный от греховных скверн, к созерцанию мысленного. Посему нет невероятного, что лукавая сила, злоумышляющая против человеческой природы, приводит разум в слитность, но нечестиво говорить, что то же самое действие производит присутствие Божия Духа. Притом если святые мудры, то как им было не постигнуть того, о чем пророчествовали? Ибо сказано: «премудрый уразумеет яже от своих ему уст, во устнах же носит разум» (ср.: Притч. 16, 23). Если же на том основании, что «ужасеся Исаак», когда пришел сын его (ср.: Быт. 27, 33), и что Давид рече «во изступлении своем» (ср.: Пс. 115, 2), вымышляют во святых затмение ума, то пусть знают, что исступлением называется и удивление, как например: «Ужасеся небо и вострепета земля»  (ср.: Иер. 2, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010