Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Малая подорожная книжица. Изд. Ф. Скорина. Вильно, 1522 рукописный или печатный сборник, по преимуществу или полностью состоящий из акафистов , число и состав к-рых в разных списках и изданиях может существенно отличаться. Как тип книги А. оформился не ранее сер. XIV в., когда были написаны седмичные акафисты на все дни недели (см. Седмичный богослужебный круг ). На слав. язык эти акафисты, входящие в состав седмичных служб, в свою очередь входящих в восследования к Псалтири, были переведены не ранее 2-й пол. XIV в. (списки с XV в.), вероятно в К-поле или на Афоне. Первое печатное издание А., содержащее седмичные акафисты, осуществлено ок. 1522 г. в Вильне Ф. Скориной (включившим в него 2 своих акафиста с именными акростихами : Пресладкому имени Иисусову и Иоанну Предтече) в составе «Малой подорожной книжицы» (Псалтири с восследованием). Это издание послужило основой для значительного числа рукописных А. XVI-XVII вв.; оно было прототипом рус. Молитвослова XVIII-XX вв. В XVII-XVIII вв. А. многократно издавались укр. и белорус. типографиями (старшие издания - К.: тип. Лавры, 1625, 1629; Вильно: тип. Братства, 1628), на московском Печатном дворе в XVII в. и в синодальных типографиях Москвы и Петербурга в XVIII в. эта книга не печаталась. Акафисты рус. святым и праздникам в состав печатных А., как правило, не включались. Многие издания А., в особенности с кон. XVII в., представляют высокие образцы книгопечатного искусства, богато украшенные гравюрами и орнаментикой в стиле барокко . В XX в. А. нередко называются сборники, состоящие из одних акафистов, набор к-рых произволен в отличие от набора акафистов в А. XVI-XVIII вв. Лит.: Никольский К., прот. Обозрение богослужебных книг Российской Церкви по отношению их к Церковному Уставу. СПб., 1858. С. 300-303; Попов А. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода: История их происхождения и цензуры. Каз., 1903; Лукьяненко В. И. Каталог белорусских изданий кирилловского шрифта XVI-XVII вв. Л., 1973, 1975. Ч. 1-2; Запаско Я., Я. Пам " ятки книжкового мистецтва: Каталог cmapoдpykib, виданих на Ykpaïhi. Льbib, 1981-1984. Кн. 1-2 (2 ч.); Францыск Скарына i яго час: Энцикл. дabeдhik. Mihck, 1988. С. 231-235; Вознесенский А. В. Канонник как тип книги у старообрядцев//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 355-368; Желтов М. С., Правдолюбов С., прот. Богослужение Русской Церкви. Х-ХХ вв.//ПЭ. М., 2000. Т.: РПЦ. С. 503-515. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/Акафистник.html

В изд. «Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии» (М., 1915. Ч. 4: Божественная литургия. C. 257. 69 (киевский распев)) изложен весьма простой по мелодическому содержанию напев с указанием петь его «по осенении архиереем народа по Евангелии, по херувимской, по окончании хиротонии, прежде «Видехом свет истинный» и по отпусте». В XVIII-XX вв. к гармонизации или к сочинению авторских композиций на текст «И. п. э. д.» обращались Д. С. Бортнянский , С. И. Давыдов , А. Ф. Львов , прот. Михаил Лисицын , свящ. И. Лавровский, Г. Баньковский, А. Челищев , И. И. Смирнов , прот. Георгий Яковлевич Извеков, прот. Анатолий Правдолюбов (см.: Свод напевов. С. 199; Песнопения Русской Православной Церкви: Кат./РГБ. М., 2003. Ч. 1. С. 164). Арх.: Частн. собр. Л. А. Правдолюбовой: Правдолюбов А., прот. Песнопения архиерейского служения. Соч. 2. 3, 6 (2 напева). Изд.: Пение и порядок при некоторых церк. службах на особенные случаи: [Для смеш. хора]. Б. м., 1847. 14 (Д. С. Бортнянский, трио), 15; Литургия Василия Великого, употребляемая при Высочайшем дворе: [Для 4-голосного смеш. хора]. [Б. м., до 1874. Кн. 2]. 3; Давыдов С. И. Полн. собр. духовно-муз. соч./Под ред. К. Альбрехта. М.: [П. И. Юргенсон], 1880. 14 (трио с хором); Духовно-муз. соч. разных авторов. Сер. 4. М.: [П. И. Юргенсон], 1890. 115-116 (свящ. И. Лавровский, трио с хором); Церковно-певческий сборник. СПб., 1911. Т. 2. Ч. 2: Литургия. 115 (И. И. Смирнов), 121 (Бортнянский, 1: Трио), 122 (на 3 голоса), 123 (Бортнянский, 2: Трио), 125 (А. Ф. Львов, 1: Трио), 126 (Львов, 2), 127-129 (для смеш. хора), 130 (на 3 голоса); Извеков Г., свящ. Духовно-муз. произв. Пг.: [Г. Шмидт, б. г.]. 5 (трио с хором, болг. распева); Сборник духовно-муз. песнопений/Изд. П. М. Киреев. Пг., 1912. Вып. 12: На литургии. 8 (Г. Баньковский); Челищев А. Духовно-муз. соч. М., 1912. 3; Обиход церковного пения Синодального хора/Под ред. А. Д. Кастальского. М., 1914, 1999р. Ч. 2. С. 36, 38, 39, 42, 44; Нотный сборник православного русского церковного пения. Лондон, 1962. Т. 1: Божественная литургия. С. 349, 354 (Львов), 355-356 (Бортнянский); «Достойно есть»: Произв. рус. духовной музыки: Сб. для [смеш.] хора/Сост. П. П. Левандо. Л., 1990. 6 (Давыдов, трио с хором); Лисицын М., свящ. Пение при архиерейском служении: Демественное. Патриаршее/Ред.-сост.: иером. Амвросий (Носов). М., 1996. С. 5, 12; Последование архиерейской службы с нотами и практическими указаниями регенту/Сост., ред.: Е. С. Кустовский. М., 1998. С. 5, 11, 13 (Бортнянский), 18.

http://pravenc.ru/text/674111.html

Богородице. После служения молебна перед Казанским образом («Моление старицы Иустины») царевич исцелился и стал часто посещать К. м., в котором подолгу молился пред чудотворной иконой Божией Матери. Он пожертвовал обители все имения, полученные в наследство от отца. Подвижническая христ. жизнь царевича и щедрая благотворительность, особенно помощь К. м., вызвали недовольство со стороны его соотечественников - касимовских татар, к-рые считали царевича отступником и искали случая его убить. Согласно монастырскому преданию, однажды на окраине города озлобленные люди напали на беззащитного царевича и избили его до полусмерти. 7 янв. 1677 г. Иаков скончался в К. м. и был погребен, согласно завещанию, справа от Казанской ц. Обстоятельства смерти и возраст царевича точно неизвестны - умер ли он вслед. избиения или по др. причинам (напр., в К. м. существовало предание о том, что царевича отравили родственники-мусульмане). По одной версии, ему было 17, по другой - 25 лет (см.: Правдолюбов В., прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2004; Он же. 2002). До кон. 30-х гг. XX в. в часовне на территории мон-ря сохранялась каменная плита над могилой царевича с надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день на Собор Иоанна Предтечи преставися раб Божий царевич Иаков Васильевич Касимовский». На плите была древняя «суконная пелена красного цвета с нашитым посередине ее крестом из серебренного галуна». Изображение царевича, хранившееся в К. м., было утрачено ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 97; Добролюбов. 1891. С. 72; Шишкин. 1892. 7. С. 319-320). Храмы и другие постройки Казанский храм с приделом во имя апостолов Петра и Павла был возведен на месте одноименного деревянного в 1715 г., при игум. Сапфире. Из московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ря был прислан иконостас с резными позолоченными царскими вратами. Справа в 1-м ряду иконостаса находился образ Господа Вседержителя, украшенный серебряным венцом, в позолоченном серебряном с финифтью окладе; слева - Казанская икона Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

Другим злоупотреблением практики частого причащения стало восприятие Евхаристии как некоего «долга», (впрочем, именно так именовали дореволюционные тексты говенье). когда люди, увлекшиеся умопостроениями «парижской школы» стали воспринимать причастие в качестве «актуализации церковного единства». Они стали утверждать, будто Причастие нельзя принимать для личного освящения, вступая, таким образом, в радикальное противоречие с самим духом библейского персонализма и прямыми словами Господа Иисуса Христа (см. Ин. 6). 2. Современная ситуация Но, несмотря на все это, именно практика частого приобщения дала силы Телу Церкви для перенесения богоборческих гонений, и для фантастического возрождения 1990-тых годов. Промысел Божий устроил так, что именно в это время на русском языке вышла богодухновенная работа святых Никодима Святогорца и Макария Коринфского «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин», выдержавшая уже несколько изданий. В ней подробнейшим образом, и опираясь на прямые и ясные свидетельства Священного Писания, канонического права и святых Отцов доказывается необходимость возможно частого, благоговейного приобщения, и опровергаются все выдвигаемые ленивыми возражений против возможно частого соединения с Христом. Эта работа настолько точно и ясно излагает здравое учение Церкви, что, казалось, после нее уже и не требуется ничего другого. Не случайно большинство опытных и авторитетных современных священников выступают за возможно частое приобщение Чаше Господней, что показали Московские пастырские совещания 1996 и 2006 годов. Однако, к сожалению, во время возрождения поднялись не только пшеница чистого Православия, но и плевелы теплохладности и духовной лени, оправдываемой ссылками на практику Синодального периода. Если большинство авторитетных священников выступает за возможно частое приобщение Святых Христовых Таин, что соответствует и практике других Поместных Церквей, а также святой Горы Афон, то некоторые отцы (часто поставленные еще во времена СССР) не допускают благочестивых христиан до Христа. Они утверждают, что слишком частое приобщение якобы всегда ведет к прелести и снижению уровня духовной жизни. При этом они утверждают, будто они защищают некое предание, восходящее и к новомученикам. К сожалению, эта позиция нашла себе защиту в авторитетном для многих своей бескомпромиссной позицией в защиту Православия журнале «Благодатный огонь» М. 2007). В нем опубликованы две работы против частого причащения (прот. В. Правдолюбова «Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения» и свящ. И.Белова, Н. Каверина «Сверхчастое причащение и обновленчестве») под грифом «богослужебная контрреформация». Можно сказать, что это манифест борцов с теми людьми, которые желают соединиться со Христом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Руководящей нитью в поиске должны быть слова Спасителя: « ...по плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16–20). Церковь, к которой мы с тобой имеем счастье принадлежать, в свой наиболее порицаемый синодальный период дала в начале его целый ряд чудотворцев-святителей (мой дед — прот. Анатолий Правдолюбов — был свидетелем открытия мощей одного из них — свт. Феодосия Черниговского — и сам видел чудеса, которые при нем происходили), в середине синодального периода — сонм подвижников благочестия во главе с прп. Серафимом; в конце — великое множество мучеников, и — в то же время — воспитала рядовых своих членов так, что весь мир дивился нравственной высоте русской интеллигенции и простого деревенского русского люда. Вот наша опора! И при несоответствии наших взглядов ее практике мы должны не ее, практику, менять, а наши взгляды. В частности, по вопросу о том, как и сколь часто нужно причащаться, «Церковь материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой стремящимся к благоговейной жизни — четырежды в год или каждый месяц, а всем обязательно — раз в год (см. Православное исповедание, ч.1, вопрос 90)» (Катехизис, вопрос 340). Здесь же митр. Филарет указывает, что причащение должно непременно предваряться исповедью, а исповеди должны предшествовать пост и молитва, то есть то, что в практике называется говением. Очень хорошо порядок говения описывается еп.Феофаном Затворником в его письмах «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». У меня нет книги под рукой, это со слов: «Слава Тебе, Господи, вот и пост подошел...». Так эти два мудрейших иерарха засвидетельствовали ту практику причащения, которая установилась в Русской Православной Церкви, и я не вижу причин, ради которых нужно было бы ее менять, так как не могу вместе с о.Шмеманом признать свою Матерь Церковь больною. Но предположим, что эти причины есть, что все-таки нужно вернуться к практике Древней Церкви. К какому же тогда периоду? К первоапостольской общине? Мы знаем, что Христос совершил Тайную Вечерю в обычной — правда, в «велией и постланой» — горнице, без алтаря и престола, без икон и священных облачений; Он и Его ученики возлежали; Таинство было совершено в конце ветхозаветной пасхальной вечери, т.е.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/05/istinn...

Когда Матроне исполнилось 17 лет, молва о ней распространилась по окрестностям, к ней начали стекаться страждущие за поддержкой и утешением со всей губернии. У Матронушки появилось много друзей и почитателей из числа духовенства и монашествующих (по преданию, Матронушка особенно привечала монашек и девиц).  Из священников ближе всех ей был отец Александр Орлов. Постоянно страдая от болезней, однажды Матрона Григорьевна почувствовала себя особенно нездоровой и, предчувствуя близость смерти, попросила отца Александра почитать канон на исход души. Как сообщает автор жития отца Александра, игумен Дамаскин (Орловский), «по окончании она с грустью и в раздумье сказала, что не так уже она теперь жалеет людей, как жалела раньше, что вся земная жизнь отдаляется от нее, уходит. «И уже никого мне теперь не жалко, никого не жалко, – несколько раз повторила блаженная, – только отца Александра немножечко, немножечко жалко»». В 1934 году отец Александр был переведен на новый приход — в Троицкий храм села Гусь Железный Касимовского района. Но и оттуда он регулярно приезжал навестить Матронушку. «Дело попов Правдолюбовых и больного выродка…» Блаженная Матрона (Белякова)_pstbi.ru Поток страждущих в дом Матронушки, несмотря на усиленную пропаганду безбожия в СССР, с каждым годом возрастал. Односельчане отца Александра, иерей Николай Анатольевич и Владимир Анатольевич Правдолюбовы, видя, сколь велик интерес народа к личности Матронушки, составили ее подробное жизнеописание (см. Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской/Сост. Священник Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. Издание прот. Сергия Правдолюбова. – М.: Святитель Киприан, 1999). Рассказ о Матронушке быстро разошелся по округе. Верующие передавали его друг другу, переписывали от руки. В июне 1935 года НКВД Касимовского района отреагировало на происходящее коллективным арестом. Арестованы были авторы жития — иерей Николай и иерей Владимир Правдолюбовы, а также брат иерея Николая, протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов, и его сын — Анатолий. Иерей Александр Орлов был арестован как духовник Блаженной Матроны. Всего было арестовано 10 человек. Дела всех арестованных объединили в один том, название которому было дано в соответствующей большевистской стилистике: «Дело попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой«. Формально вина Матреши и ее друзей заключалась в том, что из-за них в районе «задерживается коллективизация» (!!). Обвиняемых поместили в Рязанскую тюрьму, а затем переправили в Москву, в Бутырки.

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

Пункт 1 «Проекта…» начинается такими важными для сохранения традиции Русской Церкви словами: «Церковнославянский язык представляет собой неотъемлемую часть богослужебной традиции Русской Православной Церкви. Он вобрал в себя многие черты древнегреческого языка – языка Нового Завета и святых отцов – и особенности живой речи древних славян, и опыт святых подвижников, обращавшихся к Богу словами церковнославянских молитв. Церковнославянский язык является общеупотребительным богослужебным языком Русской Православной Церкви. Он является не только достоянием нашей Поместной Церкви, но и общекультурной ценностью, которую следует беречь и хранить». Этот пункт не вызывает никаких возражений. Но при ознакомлении с последующими пунктами проекта приходится, к сожалению, констатировать его реформаторский дух в целом, что в случае его принятия неизбежно привнесет немалую смуту в умы верующих, дорожащих нашим традиционным церковнославянским богослужением. В пункте 2 приводятся широко распространенные в последнее время высказывания святителя Феофана Затворника из собрания его писем 1898 года, в частности, следующие его слова: «Положат пусть, теперь же положат перевесть все книги заново… Перевесть не на русский, а на славянский язык». Отметим, что, несмотря на все наше почитание этого прославленного святого и стойкого защитника истинной веры, необходимо всегда иметь в виду, в какое время были написаны эти его слова. Суждение же одного человека, даже и причисленного к лику святых, можно считать лишь благочестивым частным мнением, вполне укладывающимся в рамки «разномыслия» ап. Павла (1 Кор 11:19), высказанным в конкретных церковно-исторических условиях и применительно к данной эпохе. Однако это мнение нашего святого иерарха уже в начале ХХ века было взято на вооружение обновленцами, а в конце ХХ – начале XXI века неообновленцы, использующие любой предлог для проведения богослужебных реформ, вновь взяли на вооружение эти слова свт. Феофана, и опять в качестве истины в последней инстанции и непосредственного руководства к действию (см., например, «Православное богослужение. Перевод на русский язык Свято-Филаретовской Высшей Православно-Христианской Школой», возглавляемой священником Георгием Кочетковым. М., 2002).

http://pravmir.ru/prot-sergij-pravdolyub...

Katalog Ikonenmuseum Recklinghausen. Recklinghausen, 1968. 266; Knoben U.//LCI. Bd. 5. Sp. 156; Mujobuz. Менолог. С. 191, 280, 301, 373; Правдолюбов С., прот. Великий канон св. Андрея Критского: Магист. дис. Т. 1. Л. 3; Т. 2. Л. 2, 215; Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. художественной галереи//ПКНО, 1992. М., 1993; Сорок сороков. Т. 2. C. 483, 87; Евсеева. Афонская книга. С. 315, 167; Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе и искусстве//ТОДРЛ. Т. 51. С. 206–220. Ил. 208; Христианские реликвии. С. 30, 134–136, 177–180. Использованные материалы Прот. Сергий Правдолюбов, А. Ю. Никифорова, О. В. Лосева, Е. В. Романенко, Е. А. Луковникова. " Андрей ... архиеп. Критский "http://Православная энциклопедия, т. 2, с. 352-355: http://www.pravenc.ru/text/115200.html Минея-июль, ч. 1, изд. МП, с. 250, 256: http://korolev.msk.ru/minea/jul1/jul1250.html (тропарь) http://korolev.msk.ru/minea/jul1/jul1256.html (кондак)   В Типиконе и службе в Минее Андрей Критский именуется без указания лика: " Иже во святых отца нашего Андрея, архиепископа Критскаго Иерусалимита " (см. Минея-июль, ч. 1, изд. МП, с. 248, http://korolev.msk.ru/minea/jul1/jul1248.html ), однако в текстах службы он несколько раз назван преподобным и лишь однажды святителем, а тропарь надписан как " Тропарь преподобнаго Андрея " (там же, с. 250, http://korolev.msk.ru/minea/jul1/jul1250.html ). В статье " Православной энциклопедии " - преподобный (Прот. Сергий Правдолюбов, А. Ю. Никифорова, О. В. Лосева, Е. В. Романенко, Е. А. Луковникова. " Андрей ... архиеп. Критский "http://Православная энциклопедия, т. 2, с. 352-355, http://www.pravenc.ru/text/115200.html ). Однако в современном календаре Русской Православной Церкви (см. календарь на официальном сайте Издательского отдела МП, http://calendar.rop.ru/?idd=198 ) и в оглавлении Минеи Минея-июль, ч. 1, с. 630, http://korolev.msk.ru/minea/jul1/jul1630.html ) - святитель.   BHG, N 113.   BHG, N 114; издано В. Лаурдасом.

http://drevo-info.ru/articles/5158.html

А. Архангельский , Кастальский, В. Л. Лирин , игум. Никифор (Кирзин)) версий песнопения ( Потёмкина. 2008. С. 24-29). Существуют также обработки напева Киево-Печерской лавры иером. Нафанаила (Бачкало) , А. С. Фатеева (см. в ст. Фатеевы ), «вятское» «Н. о.» А. П. Есаулова , симоновское, «церковного напева» прот. В. М. Металлова , знаменного распева П. Г. Чеснокова (Ор. 11, 4, 1905), Правдолюбова 1), закарпатского напева Трубачёва, болгарского распева (гласы 3, 8) архиеп. Ионафана (Елецких ; ныне митрополит). Кастальский использует демественный напев («Ныне отпущаеши» 1, «демеством», 1904), а также «мелодию по старой рукописи» («Ныне отпущаеши» 2, 1904). В совр. обиходе «Н. о.» может исполняться на 6-й глас. В изд. «Обиход церковного пения. Всенощное бдение». Неизменяемые песнопения. Осмогласие» (М., 2005. С. 91-93) помещены «Н. о.» киевского распева, а также киевского распева в обработке В. А. Бирюкова и киево-печерского напева . Сочинения XIX-XXI вв. на текст «Н. о.» представляют широкий диапазон различных форм и авторских стилей: от простых песнопений для церковного обихода до развернутых композиций концертного характера. К этому тексту обращались композиторы, работавшие в Придворной певческой капелле (прот. П. И. Турчанинов , А. Ф. Львов , Г. Я. Ломакин (2 сочинения)), композиторы петербургской школы 2-й пол. XIX - нач. XX в. (А. А. Копылов , М. А. Гольтисон (3 сочинения), прот. М. А. Лисицын (2 сочинения)), композиторы московской синодальной школы (А. Т. Гречанинов (соч. 34, 1904), Кастальский (3 сочинения), П. Г. Чесноков (3 сочинения), В. С. Калинников (1912), А. В. Никольский (Ор. 17. 2; Всенощное бдение. Ор. 26, 4), Н. C. Голованов (для муж. хора). С кон. XIX в. особую группу составляют композиции с соло, представляющим прямую речь Симеона Богоприимца. Их авторами являются Н. И. Соколов (тенор соло), А. А. Архангельский (тенор соло), Ф. Е. Степанов 3, баритон соло), Г. М. Давидовский (2 сочинения, тенор соло, альт и бас соло), Л. И. Ергичев (тенор соло), К. М.

http://pravenc.ru/text/ Ныне отпущаеши ...

6 . Желтов М. С., Правдолюбов С., прот. Богослужение Русской Церкви Х–ХХ вв.//Православная Энциклопедия. Том 00, Русская Православная Церковь . – М., 2000, с. 485–518. 7 . Киприан (Керн) , архим. Евхаристия. – Париж. YMKA-PRESS, 1947. – 352 с. (репринт) 8 . Печатнов В. В. Божественная литургия в России и Греции. Сравнительное изучение современного чина. – М.: Паломник, 2008. – 368 с. 9 . Рубан Ю. И. Об одной литургийной интерполяции. – См. интернет: http://pravmisl.ru/Рубан О. Ю. Об одной литургийной интерполяции – или: Х Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы. – М., 2000, с. 107–117. 10 . Соколовский А. А. Духовное содержание и смысл анафоры. – См. интернет: http://www.blagobor.by/Соколовский А. А. Духовное содержание и смысл анафоры. 11 . Ульянов О. Г. Митрополит Киприан и тропарь Третьего часа.//XI Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы. – М., 2001, с. 98–101. Avt 1 См. интернет: http://www.blagobor.by/Соколовский А. А. Духовное содержание и смысл анафоры. 8 См.: Ульянов О. Г. Митрополит Киприан и тропарь Третьего часа.//XI Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ. – М., 2001, с. 98–101. – На с. 98 автор отсылает читателя к работе: Порфирий (Успенский) , еп. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты архимандрита, ныне епископа, Порфирия Успенского в 1846 г., Ч. II, отд. 1-е. Киев, 1877, с. 465. 13 См.: там же, с. 279. – Здесь автор приводит ссылку на работу: Дмитриевский А. А., Отзыв о сочинении П. Успенского «Восток христианский. История Афона. Ч. 3. Афон монашеский»//Византийский временник. – СПб, 1894 г., 1, с. 413–429. – Конкретно по данному вопросу см.: с. 424–426. 17 См.: Желтов М. С., Правдолюбов С., прот. Богослужение Русской Церкви Х–ХХ вв.//Православная Энциклопедия. Том 00, Русская Православная Церковь . – М., 2000, с. 485–518. – Конкретно по нашему вопросу см.: раздел 4 «Литургические реформы кон. XIV – нач. XV, глава «Чин литургии. Введение «Диатаксиса» Патриарха Филофея. Тропарь 3-го часа», с. 493. 22 См. интернет: http://www.kiev-orthodox.org/Неронов Иван. «Несторианство» в эпиклезе православной евхаристической молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010