Из множества специальных трудов приведем здесь только наиболее значительные: Калачев Н. (прим. 369); Неволин К.А. О пространстве церковного суда в России до Петра Великого//Неволин К.А. Полное собрание сочинении. СПб., 1859. Т. 6. С. 270–295; Мысовский К. Древнее русское церковное право в связи с правом византийским//ПрСоб. 1862. С. 139 172; Суворов Н.С. Следы (прим. 369); он же. К вопросу (прим. 369); Павлов А.С. Мнимые следы (прим. 369); Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.1. С. 151–184; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.399–402, 617–620; Goetz L.K. (прим. 27). S.8–39; idem. (прим. 113). S. 148–159; idem. Zur Frage (прим. 184). Никольский Н.К. (прим. 37). С.59–69; он же. (прим. 369); Вальденберг В. (прим. 184). С.82–91; Юшков С.В. К истории древнерусских юридических сборников XIII в. Саратов, 1921; он же. Исследования по истории русского права, 1: Устав кн. Владимира. Новоузенск, 1925; он же. (прим. 381). С. 190– 211; Лотоцький О. Церковний устав кн. Вел.//ЗНТШ. 1925. Т. 138–140. С. 7–44; он же. джерела церковного права. наукового Т.5: Сер. правнича. Вип.1). Варшава, 1931. С.204–233; Pszywyj А. (прим. 184). S. 10–88; Szeftel Μ. Documents de droit public relatifs à la Russie médiévale. Bruxelles, 1963. P. 229–245; Щапов Я.Н. Церковь в системе (прим. 184); он же. Княжеские уставы (прим. 184). С. 12– 135; Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв./Изд. подг. Я.Н. Щапов. Μ., 1976. С. 13–84. Краткая редакция Устава вошла в раннюю летописную компиляцию: Летописец Переяславля Суздальского, составленный в начале XIII в., между 1214 и 1219 г./Изд. Μ.А.Оболенский. Μ., 1851. С.34 (отд. изд. ВремОИДР. 1851. Т.9. Omд.II) (Новое изд.: ПСРЛ. Т.41. Μ., 1995; Устав, под названием Завет Володимиров, на с. 43 и сл.) (ср.: Истрин В. Μ. Очерк [прим. 383]. С. 224–227) [о составе и хронологии этого летописного свода см.: Творогов О.В. Летописец Переяславля Суздальского//СлККДР. Вып.1. С.234–235. – Прим. изд. (А.Н.)]. О компиляции (использовавшей также и Устав Владимира) Правило законно о церковных людех и о десятинах и о мерилех градских и о судах епископских (XIII/XIV в.), которая была впервые опубликована Н. Калачевым ([прим. 369]. С. 122 и сл.), см.: Никольский Н.К. (прим. 37). С.69–71; Щапов Я.Н. Правило о церковных людех//АЕ за 1965 г. 1966. С.72–81. О включении Устава в Кормчую книгу см.: Калачев Н. (прим. 369). С.22 [Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие (прим. 369). (по указал.). – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новые чудеса Царственных Мучеников. Собрал и составил протоиерей Александр Шаргунов. М., Новая книга, 1996. Подписано в печать 28.11.1996. Инок Борис (Ефремов). Александр III Император и Самодержец Всероссийский//Православная Жизнь. 1996, ноябрь, 11 (563). Тихомиров Лев. Носитель идеала//Православная Жизнь. 1996, ноябрь, 11 (563). Томилин Вячеслав. Раскрыта тайна места захоронения в Пекине останков Великих князей, родственников царской семьи//ИТАР-ТАСС. 04.12.1996. Назаров М.В. Царь и революция//Держава. 1996, 7. Подписано в печать 09.12.1996. Болотин Л.Е. Хамский грех//Держава. 1996, 7. Подписано в печать 09.12.1996. Любовь к Царю Отечество спасет//Приморский Благовест. 1996, 11-12 (16-17). Подписано в печать 09.12.1996. Определение Священного Синода//Приморский Благовест. 1996, 11-12 (16-17). Подписано в печать 09.12.1996. [Хвалин А.Ю.] Летопись почитания Царской Семьи во Владивостоке//Приморский Благовест. 1996, 11-12 (16-17). Подписано в печать 09.12.1996. Ювеналий (Поярков), Митрополит Крутицкий и Коломенский. Доклад о работе Комиссии Священного Синода по канонизации святых над вопросом о мученической кончине Царской Семьи//Приморский Благовест. 1996, 11-12 (16-17). Подписано в печать 09.12.1996. Обращение Епископа Владивостокского и Приморского Вениамина к Архиерейскому Собору 1997 года от имени чад церковных, монашествующих и духовенства Приморского края//Приморский Благовест. 1996, 11-12 (16-17). Подписано в печать 09.12.1996. Заявление Православного Братства во имя Царя-Великомученика Николая о канонизации Царской Семьи//Приморский Благовест. 1996, 11-12 (16-17). Подписано в печать 09.12.1996. Бронзова Мария. Царский путь спасения. Беседа Владыки Антония, Епископа Барнаульского и Алтайского с Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой 5-го октября 1996 года//Приморский Благовест. 1996, 11-12 (16-17). Подписано в печать 09.12.1996. Алексий (Просвирин), Игумен. Слово во славу. Памяти Святых Царственных мучеников//Приморский Благовест. 1996, 11-12 (16-17). Подписано в печать 09.12.1996.

http://religare.ru/2_47504.html

25 Феодоровский, Горицкий, Данилов, Никитский монастыри находятся в г. Переславль-Залесском. — Прим. сост . 26 Антоний (Рафальский), впоследствии митрополит Петербургский. — Прим. публ . 27 Бывший епископ Пермский. — Прим. публ . 28 По поводу некоторых беспорядков в Пафнутиевом монастыре, виденных мною по пути из Калуги в Москву. — Прим. А.Н. Муравьева . 29 Аарон (Нарциссов), бывший епископ Архангельский, живший на покое в Москве с 1830 г. — Прим. публ . 30 Имеется в виду бракосочетание Великой княгини Марии Николаевны с герцогом Лейхтенбергским. — Прим. сост . 31 Вероятно, речь идет о книге Н.А. Руднева «Рассуждение о ересях и расколах в Русской Церкви со времени Владимира Великого до Иоанна Грозного» (М., 1838). — Прим. сост . 32 Граф Николай Александрович Протасов, обер-прокурор Св. Синода. — Прим. сост . 33 Серафим (Глаголевский), митрополит. — Прим. сост . 34 Уильям Пальмер, диакон Англиканской Церкви. — Прим. публ . 35 Свят. Иннокентий (Вениаминов). — Прим. сост . 36 Марки, католический священник, церковный археолог, исследователь римских катакомб, его учеником был Дж. де Росси. — Прим. сост . 37 Великий князь Константин Николаевич (1827—1892), брат Императора Александра II. — Прим. сост . 38 Князь Сергий Михайлович Голицын (1774—1859), камергер, председатель Московского опекунского совета, попечитель Московского учебного округа, близкий знакомый Святителя Филарета. — Прим. сост . 39 См.: 1Кор.11:31. — Прим. сост . 40 Великий князь Михаил Павлович (1798—1849), брат императора Николая I. — Прим. сост . 41 Ватопед — один из известнейших монастырей на Афоне. — Прим. сост . 42 Имеется в виду кончина 18 февраля 1855 г. императора Николая I. — Прим. сост . 43 Николай [Соколов] из ректоров Тамбовской семинарии сделан епископом Дмитровским 8 июня 1831 г. — Прим. публ . 44 П.М. Строев. — Прим. сост . 45 Имеется в виду собор старцев Троице-Сергиевой Лавры. — Прим. сост . 46 Имеется в виду годовщина коронования Императора Николая I — 22 августа 1826 г. — Прим. сост . 47 Имеется в виду Махрищенский монастырь, приписанный к Троице-Сергиевой Лавре и служивший местом исправления для провинившихся монахов. — Прим. сост .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

Святой Николай II?//ИТАР-ТАСС. 02.02.1996. Югина Елена. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский: " Не следует спешить с канонизацией царской семьи и с захоронением екатеринбургских останков "http://ИТАР-ТАСС. Санкт-Петербург, 13.02.1996. Хвалин Андрей. Силы зла идут на нас. Беседа с Преосвященный Вениамином, Епископом Владивостокским и Приморским//Советская Россия (Русь Православная 28). 13.02.1996. Мостовцев Bлaдuмip. Финские эксперты не подтвердили предположение, что кто-либо из членов семьи российского императора Николая II остался жив//ИТАР-ТАСС. 15.02.1996. Югина Елена. Решение о захоронении предполагаемых останков царской семьи Романовых откладывается на неопределенный срок//ИТАР-ТАСС. 23.02.1996. Максимова (Меркель) Элла. В Прощеное воскресенье похорон царя не будет//Известия. 24.02.1996. Горохов Дмитрий. Его Высочество Дмитрий Романов//ИТАР-ТАСС. 27.02.1996. Светлова Елена. Живые двойники неопознанных трупов//Совершенно секретно. 1996, февраль, 2. Мраморнов Олег. Отречение Государя и явление иконы//Независимая газета. 12.03.1996. Шавельский Георгий, протопресвитер. Воспоминания последнего протопресвитера Русской Армии и Флота. Том 1-2. М., Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. Подписано в печать 28.03.1996. Болотин Леонид. Царское Дело. Материалы к расследованию убийства Царской Семьи. М., Царское Дело, 1996. Подписано в печать в марте 1996. Краюхин Сергей. Судьбу убитых в Екатеринбурге Романовых сознательно разделили их приближенные//Известия. 05.04.1996. Стрижев Александр. Последний Российский Император//Московский Церковный Вестник. 1996, апрель, 2 (115). Подписано в печать 08.04.1996. Ivanov et al.//Nature Genetics. 12.04.1996. Материалы к житию Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М., " Отчий дом " , 1996. Подписано в печать 23.04.1996. Перегудова З.И. Детские и юношеские годы Цесаревича Николая//Держава. 1996, 2 (5). Подписано в печать 07.05.1996. Приезд Их Величеств в Москву. Серенада у Петровского парка. Торжественный въезд в Москву. Священное Коронование Их Императорских Величеств. Поездка в Троице-Сергиеву лавру//Держава. 1996, 2 (5). Подписано в печать 07.05.1996.

http://religare.ru/2_47504.html

Куликовская-Романова О.Н. Обращение к екатеринбуржцам//Держава. 1996, 3 (6). Подписано в печать 02.07.1996. Болотин Л.Е. Царь-колоколъ//Держава. 1996, 3 (6). Подписано в печать 02.07.1996. Толмачев Е.П. Трагедия//Держава. 1996, 3 (6). Подписано в печать 02.07.1996. Перегудова З.И. Расправа//Держава. 1996, 3 (6). Подписано в печать 02.07.1996. Хрусталев В.М. Претерпевшие за Царя//Держава. 1996, 3 (6). Подписано в печать 02.07.1996. Гуськов Вячеслав. Похоронить останки царской семьи Романовых, расстрелянной большевиками в 1918 году, на волжском берегу под стенами Ипатьевского монастыря предлагают костромские историки//ИТАР-ТАСС. 17.07.1996. Горохов Дмитрий. Князь Димитрий Романов считает, что перезахоронение останков Николая II и его семьи поможет перевернуть трагическую страницу российской истории//ИТАР-ТАСС. 17.07.1996. Югина Елена. Дни памяти царственных мучеников – императора Николая II и его семьи начинаются сегодня в Царском Селе и Санкт-Петербурге//ИТАР-ТАСС. 17.07.1996. Митрофанов Александр. Отдали дань памяти. Российские монархисты, а также граждане, не равнодушные к истории Отечества, отметили 78-ю годовщину гибели последнего российского Императора и членов Его Семьи//Вечерняя Москва. 18.07.1996. Болотин Л.Е. Русскому пленнику мipa сего//Советская Россия. (Русь Православная). 18.08.1996, 82. Сенин А.С. Александр Иванович Гучков. М., Скрипторий, 1996. Подписано в печать 25.07.1996. Коваленко Юрий. Шампанского для друзей России. Париж готовится отпраздновать 100-летие визита Николая II на берега Сены//Известия. 27.07.1996. Хвалин А. Царские дни во Владивостоке//Приморский Благовест. 1996, июль, 7. Беликов Юрий. На месте гибели Великого князя Михаила Романова установлен крест//Комсомольская правда. 07.08.1996. Болотин Л.Е. Русскому пленнику мipa сего//Русь Державная. 1996, август, 15-17 (30). Проханов Александр. Родиться русским есть дар служения. Беседы с Высокопреосвященнейшим Иоанном (Снычевым), Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. В кн.: Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами Русских Архиереев. СПб., Царское Дело, 1996. Подписано в печать 13.09.1996.

http://religare.ru/2_47504.html

Греков и помаков. — Прим. перев. Поминальную трапезу. — Прим. перев. Бывшие жители областей Причерноморья. — Прим. перев. Социалистическая партия. — Прим. перев. Город на западе Греции. — Прим. перев. Мф. 12:20 На стороне антикоммунистов. — Прим. перев. Старцу тогда было около двадцати лет. — Прим. авт. Высший коллективный орган управления на Афоне. — Прим. перев. В тюрьме. Старец в шутливой форме говорит о том, что такого человека посчитали бы ненормальным, делающим нечто неподобающее христианину. — Прим. авт. Речь идет об известном греческом политике, получившем в свое время экономическое образование в Америке. — Прим. перев. Наверное, надо хоть раз побывать в Греции, чтобы отчетливо себе представлять, что такое ее горные тропы в зарослях колючих кустарников и какая это была пытка! — Прим. перев. Иеросхимонах Тихон (1884–1968) — известный русский старец, 60 лет подвизавшийся на Святой Горе. Был духовным наставником отца Паисия и постригал его в великую схиму. — Прим. перев. Карат — мера содержания золота в сплавах, равная 1/24 массы сплава. Химически чистое золото соответствует 24 каратам. — Прим. перев. Лакомый корм для домашней скотины. — Прим. перев. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809) — знаменитый афонский подвижник, духовный писатель и просветитель. Прославлен в лике святых в 1955 году. — Прим. перев. В православной аскетике под «помыслом» понимается или простая мысль, возникающая в уме человека, или движение души к добру или ко злу, или склонность к одному из двух, приобретенная совместным действием ума, совести, чувства и воли. — Прим. перев. Х.О.Е. — «Организация христиан — миротворцев», одна из псевдохристианских «харизматических» сект, действующих на территории Греции. — Прим. перев. То есть «ревнителей чистоты веры», отказывающихся иметь молитвенное общение с Константинополем по причине экуменических контактов Вселенской Патриархии. — Прим. перев. Местность неподалеку от «столицы» Афона — Карей. — Прим. перев. Прот — высшая выборная должность в монашеском самоуправлении на Афоне. — Прим. перев.

http://azbyka.ru/fiction/otec-paisij-mne...

Молитва Царю//Приморский Благовест. 1996, 11-12-(16-17). Подписано в печать 09.12.1996. Молитва Господу о спасении России//Приморский Благовест. 1996, 11-12-(16-17). Подписано в печать 09.12.1996. Найдена ли могила Николая II//Приморский Благовест. 1996, 11-12-(16-17). Подписано в печать 09.12.1996. Старый Кирибей. Сибирский Гость//Приморский Благовест. 1996, 11-12-(16-17). Подписано в печать 09.12.1996. " В невыносимый страшный час... " Доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о работе Комиссии Священного Синода по канонизации святых над вопросом о мученической кончине Царской Семьи//Московский Церковный Вестник. 11.12.1996, 5-8 (118-121). Максимова (Меркель) Элла. 70 бесхозных гробов – в подвалах Кремля//Известия. 17.12.1996. Свидетельство о чудесах Царя Мученика//Русская жизнь. 21.12.1996. Борисов Георгий. Возможность или необходимость? К вопросу о канонизации царской семьи//Modus Vivendi International. 1996, декабрь, 22-23. Рогаев Е.И., Овчинников И.В., Джорж-Хислоп П., Рогаева Е.А. Сравнение последовательностей митохондриальной ДНК Т.Н.Куликовского-Романова, племянника Царя Николая II Романова, и ДНК предполагаемых останков Царя//Генетика. 1996, декабрь, том 32, 12. (статья поступила в редакцию 23.05.1996). Хвалин А.Ю. Летопись прославления Святого Благоверного Царя-Великомученика Николая и Его Августейшей Семьи в Приморье//Приморский Благовест. 1996, 11-12. Александра Феодоровна, Государыня Императрица. О браке и семейной жизни. М., Российское отделение Валаамского общества Америки, 1996. Платонов О.А. Терновый венец России. Заговор цареубийц. М., Родник, 1996. Платонов О.А. Терновый венец России. Николай II в секретной переписке. М., Родник, 1996. Мизь Н. Триумф и забвение. Воспоминание и документы, рассказы очевидцев об участии Николая II в освоении Дальнего Востока России. Владивосток, 1996. Джеймс Бонд – цареубийца?!//Я – телохранитель. 1996, 16 (33). Хвалин А.Ю. Царская Семья и Дальняя Россия. Владивосток, 1996. Вениамин, Епископ Владивостокский и Приморский. Сила Русского народа. Владивосток, Православное братство во имя Царя Великомученика Николая, 1996.

http://religare.ru/2_47504.html

453 Блюдо из крупы или риса с изюмом и медом, которое при погребении приносится для освящения в церковь : Фасмер Μ. (прим. 275). 1986. Т.2. С.435; Памятники (прим. 202). Т.1. Стб.38 (Вопрошание Кириково, §38). Н. К. Никольский ([прим. 37]. С. 179) приписывает Поучение автору XII в. Феодосию Греку. О поминках в древней церкви см.: Quasten J. Vetus super– stitio et nova religio//HThR. 1940. Vol. 33. P. 253–266. 455 Кажется, обряд церковного бракосочетания долго не практиковался у простолюдинов; см. Канонические ответы митрополита Uoahha II , §§ 15, 30: Памятники (прим. 202). Т.1. Стб.7, 18; а также Поучение Илии Новгородского, § 19 (там же. Стб.367). Об этом Слове см. также прим. 1223. 456 О его биографии см. прим. 814 [см. также: Колесов В.В. Никифор//СлККДР. Вып. 1. С.278–279. – Прим. изд. (А.Н.)]. 460 Никольский Н.К. (прим. 272). С. 1–102; Лопарев Хр. Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме. (ПДП. 90). СПб., 1892. С. 1–11; Лавровский Л.Я. Послание митрополита Климента Смолятича к Фоме, пресвитеру смоленскому, как историко-литературный памятник XII в. Смоленск, 1894; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.846–853; он же. Вопрос (прим. 373); Истрин В. Μ. Очерк (прим. 383). С. 170–177; Назарко и його ком. НТШ. 2). 1952; Fedotov G.P. (прим. 430). Vol. 1. Р.63–69; Гранстрем Е.Э. Почему митр. Климента Смолятича называли “философом”//ТОДРЛ. 1970. Т.25. С.20–28 [см. также: Творогов О.В. Климент Смолятич//СлККДР. С.227–229. – Прим. изд. (А.Н.)]. 464 Это те ответы, в которых имя Климента упоминается при ссылках на авторитеты (§ 21, 30, 38, 43, а также 4-й ответ на вопросы Савы; так у Гранстрем Е.Э. [прим. 460]); см. об этом: Goetz L.K. (прим. 27). С. 186– 188. Использование сочинений Климента в качестве источника возможно, но более нигде не прослеживается. 465 Никольский Н.К. (прим. 272). С.1 и сл., 211–216; он же. К вопросу о неизданном поучении митр. Климента Смолятича//ИОРЯС. 1897. Т.2. С.65–73 (Поучение о любви; здесь же [с.66–69] издание); Ledit J.H. (прим. 435). Р. 172; Гранстрем Е.Э. (прим. 460). С.20.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1149 Голубинский Е. (прим. 19). T.I/2. С.512исл. приводит членение более пространной редакции той же Службы (по списку Троицкой лавры 613). Об одной редкой южнославянской Похвале см.: Ангелов Б.Ст. (прим. 1137). Т.1. С. 198 и сл. (Владимир – купец, ищущий драгоценных жемчужин [ Мф.13:45 ], второй Павел). 1151 См. выше, прим. 565, а также летописную речь Моисея Выдубицкого к Рюрику Ростиславичу (прим. 1100); Ефимов Н.Н. “Русъ – новый Израиль”. Казань, 1912. 1156 В пользу такого предположения недавно высказался Р. Матьесен: (прим. 1036). С. 197 и сл.; ср.: ТОДРЛ. 1955. Т.Н. С.364. 1158 Голубинский Е. (прим. 19). T.I/2. С.387–390; Никольский Н.К. (прим. 37). С.442–444, 451–457; Спасский Ф.Г. Акростихи и надписания канонов русских миней//ПрМ. 1949. Т.7. С. 126–150; он же. (прим. 1136). С. 81– 85. Об одном более позднем каноне (XVI/XVII в.) см.: Серебрянский Н.И. Псковский канон преп. Антонию и Феодосию Киево-Печерским с добавлением стихов Псково-Печерским подвижникам//Тр. ПЦИАК. 1910. Т.1. С.135–141. (Кожинова А. Несколько слов о службе святому Феодосию Печерскому //Studia Slavica Savariensia. 1993. Т.2. С. 106–115; Серегина Н.С. Песнопения (доп. к прим. 1136). С. 108–113.) 1160 Намек на Райскую лествицу (Κλμαξ το παραδεσου) Иоанна Лествичника (VI/VII в.), широко распространенную в монашеской среде. (См.: Прохоров Г.Μ. “Лествица” преп. Иоанна Синайского в Древней Руси//Tausend Jahre Taufe Rußlands (прим. 62). С. 300–315.) 1162 Голубинский Е. (прим. 19). Τ.Ι/2. С.517 и сл. приводит структуру другого списка этой же Службы. 1165 См. ПСРЛ. Т.1. Стб.411 (под 1194 г.) [ср.: Каган М.Д. Иоанн, епископ ростовский//СлККДР. Вып.1 С.211–213. – Прим. изд. (К.А.)]. 1166 Варсуков Н. (прим. 474). С. 328 и сл.; Спасский Ф.Г. (прим. 1136). С. 85 и сл. (Кондрашкова Л.В. Служба Леонтию Ростовскому как один из древнейших памятников древнерусского певческого искусства//Музыкальная культура средневековья. Μ., 1990. Вып.1; Серегина Н.С. Песнопения (доп. к прим. 1136). С. 134–139.). В исследовании нуждается еще одна Служба домонгольского времени – на освящение церкви св. Георгия в Киеве (митрополитом Иларионом, после 1051 г.): Никольский Н.К. (прим. 37). С. 126 и сл. Историческое ее содержание в целом невелико (в основном речь идет о священномученике Георгии), но отметим следующие обороты: “христоименити людие града Киева”, “созывавши (т.е. св. Георгий) от первопрестольного матери градом, Богом спасенего Киева”, “отеческий Боже, не посрами нас”. (См. в последнее время: Серегина Н.С. Неизвестная стихира на Освящение храма Георгия в Киеве по спискам XII века//Музыкальная культура средневековья. Μ., 1992. Вып.2. С. 14–17; она же. Песнопения (доп. к прим. 1136). С. 102–107.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Василий Кесарийский. Письмо CCXXXIV (К Амфилохию), 6, 1—3 (Courtonne). — Прим. отв. ред.    Там же. 6, 22—23 (Courtonne). — Прим. отв. ред.     Василий Кесарийский. Письмо LII (К монахиням), 3, 1—6 (Courtonne). — Прим. отв. ред.     Василий Кесарийский. Письмо ССХ (К неокесарийским ученым), 5, 25—28 (Courtonne). — Прим. отв. ред.    Евстафий (ок. 300—377 или 380) — епископ Севастии (ок. 357), митрополит Римской Армении. «Подписаться» Василий Великий убеждал его под Никейским Символом веры. — Прим. пер.    Т. е. от «этих слов». — Прим. пер.    Т. е. отцы I Вселенского собора. — Прим. отв. ред.    У прп. Максима здесь пропущены слова свт. Василия: «...Он не из сущности, но... (οτε κ τς οσας, λλ)». — Прим. отв. ред.     Василий Кесарийский. Письмо CXXV (Исповедание веры), 1, 16—42 (Courtonne). — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово XX, PG 35 1072 14—20. — Прим. отв. ред.    Там же. PG 35 1072 42—1073 8. — Прим. отв. ред.    У прп. Максима здесь пропущены слова свт. Григория: «...в этих именах и подлежащих... (ν τε νμασι κα πραγμασιν)». — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово XLII, PG 36 476 44—477 5. — Прим. отв. ред.    В дореволюционном русском переводе Слов свт. Григория — «озаряйтесь» (Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1. Минск; Москва, 2000. С. 651 [Перв. изд.: М., 1851]). — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово XXXIX. PG 36 345 39—45. — Прим. отв. ред.    Выражение «различие как в природном качестве» является философским термином. — Прим. пер.    См.: «Эпикур учил ... что целое имеет бытие самопроизвольно (ζ ατοματισμο εναι τ λα)» (Епифаний. Панарион, Ересь 6 (8) (эпикурейцы) I, 186, 12—14 [Holl]). Видимо, именно свидетельство свт. Епифания явилось в данном случае источником для прп. Максима. — Прим. отв. ред.    Об адопцианистском понимании Христа в манихействе см.: Кефалайа, I, 12; о докетическом — см.: Епифаний. Панарион. Ересь 46 (66) (против манихеев), III, 27, 2—11 [Holl]. О пересечениях между манихейскими представлениями о Христе и соответствующими представлениями, распространенными в христианских еретических учениях см.: Lyman R. Arians and manichees on Christ/The Journal of Theological Studies. 40, 1989. P. 493—503. — Прим. отв. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3627...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010