Древнейшие следы человеческой деятельности (стоянки первобытных охотников - Богатыри (Синяя Балка), Родники) относятся к раннему палеолиту (1-1,2 млн лет назад). В период энеолита (IV-III тыс. до Р. Х.) на территории К. к. известны поселения и жилища культуры накольчатой жемчужной керамики (Ахштырская пещера, Мысхако, Псоу, Свободное и др.). Эпоха бронзы степной территории К. к. представлена памятниками новотиторовской культуры, входившей в общность ямной и майкопской культур, катакомбной культурно-исторической общности. В горных районах обнаружены памятники северокавказской и дольменной культур. На рубеже эпохи раннего железа (I тыс. до Р. Х.) в Прикубанье появляется культура меотов. Основу хозяйства составляли земледелие и рыболовство; большое значение имело скотоводство. У меотов были развиты ремесленное и керамическое производство, металлургия. К VII в. до Р. Х. культура меотов приобретает признаки скифоидной, появляются богатые погребения (Келермесские курганы, Карагодеуашх и др.). Согласно греч. письменным источникам, на территории Таманского п-ова и Сев.-Зап. Предкавказья проживали синды. В VI в. до Р. Х. возникло гос-во Синдика. В ходе колонизации греки основали города: Фанагорию, Гермонассу, Корокондаму, Кепы, Горгиппию и др., к-рые в IV в. до Р. Х. вошли в состав Боспорского царства (см. Боспор ). В последние века до Р. Х. культура меотов испытала влияние сарматских племен (сираки и аорсы), а к IV в. по Р. Х. стала одной из основ материального комплекса протоадыгских племен (зихи, касоги, саниги и др.). В 70-х гг. IV в. территория К. к. попала под влияние гуннов . В кон. V в. боспорские города оказались под властью Византийской империи . Во 2-й и 3-й четв. VI в. Сев. Кавказ вошел в сферу влияния Тюркского каганата. Его ослабление в кон. VI - 3-й четв. VII в. привело к тому, что ведущую роль в Приазовье и кубанских степях стали играть местные объединения кочевников, напр. протоболгары (т. н. Вел. Болгария). В прибрежной зоне (от Таманского п-ова до совр. Абхазии), предгорьях и частично в степном Прикубанье расселились зихи и касоги. В кон. VII в. степное Прикубанье вошло в состав Хазарского каганата. В Фанагории (до нач. X в.) и Таматархе (бывш. Гермонасса) сохранялось визант. влияние.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМИ [япон.], божества, почитаемые в япон. религии синто (см. ст. Синтоизм ). Слово «ками» в японском языке происходит, вероятно, от протоалтайского и отдаленно родственно словам, обозначающим обрядовые действия шамана у народов Сибири и Центр. Азии (ср. рус. «камлание»). При усвоении кит. письменности в Японии для записи слова «ками» был принят иероглиф «дух», «божество» (кит. «шэнь»; япон. «син»). Из ранних письменных источников, где отражены представления о К., особенно важными считаются разделы о «веке богов» (камиё) в мифолого-летописных сводах Кодзики («Записи о деяниях древности», 712) и «Нихон сёки» («Анналы Японии», 720). В этих текстах описано появление первых 7 поколений «сокрытых» К. и пары богов-прародителей - Идзанаки и Идзанами ; далее говорится о К., обитающих на «равнине высокого неба», и о том, как они подчинили своей власти земных К. Отношения между небесными К. являются образцом для обряда на земле и для распределения ролей между потомками К.- знатными людскими родами в древнем японском гос-ве. В центре этих отношений - солнечная богиня Аматэрасу Оомиками , ее «небесный внук» Ниниги и происходящий от Ниниги род япон. государей. Японию именуют «страной богов» (ками-но куни), это понятие означает, что страной правят потомки К., что «горы и реки, деревья и травы» здесь населены божествами и все жители находятся под защитой К. и должны чтить их. Отказ от почитания К. приравнивался к мятежу, и наоборот: все, что угрожало стране (нашествия иноземцев, смуты или действия ее правителей), могло оцениваться как ненавистное богам, способное вызвать гнев К. Считается, что общее число К.- «восемь мириад», т. е. 80 тыс., или же К. «бесчисленны». В каждом святилище почитают различное число К. Имена нек-рых широко почитаемых К. (напр., Инари - носильщик риса, Санно - горный государь) мыслятся как собственные и как собирательные для ряда схожих между собой К. В описаниях К. в япон. источниках не всегда сообщается внешний облик и пол божества; хотя в имена К. могут входить такие элементы, как «юноша», «дева», «молодой», «дитя», «прекрасный», «мощный» и др., невозможно определить, «бог» это или «богиня». Функции отдельного К. не бывают однозначными. Важно знать место данного божества в генеалогии К., его связь с определенной местностью в Японии (боги Касуга, боги Кумано и др.) и его роль как предка к.-л. семьи или как покровителя к.-л. сообщества (охотников, рыбаков, танцоров и т. д.).

http://pravenc.ru/text/1470125.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОНУФРИЕВ МАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Онуфриева пуст.), в дер. Малы городского поселения Печоры Печорского р-на Псковской обл. Основан прп. Онуфрием Мальским ок. 1480 г. (ИРИ. Ч. 5. С. 47; Евгений (Болховитинов). 2009. С. 284). Источники расходятся в именовании обители. В Описании о российских святых (С. 54) и его неопубликованных списках XVIII в. он называется мон-рем Рождества Пресв. Богородицы: «Святый преподобный Ануфрий начальник монастыря Рожества Пресвятыя Богородицы иже на Малах...» (см.: РНБ ОР. Q.I. 603. Л. 26; Q.I. 382. Л. 19 об.; Ф. 487. Q. 532. Л. 196-196 об.). Митр. Евгений (Болховитинов) в списке Псковских святых называет монастырь «Рождества Пресвятыя Богородицы на Малах» ( Евгений (Болховитинов). 2009. С. 262), а в перечне упраздненных псковских мон-рей - «Христо-Рождественский Мальский» (Там же. С. 284). В документах XVII-XVIII вв., содержащихся в Древлехранилище Псковского гос. объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (перечень см.: Постников А. Б. Древлехранилище Псковского музея: Обозрение русских рукописных документов XVI-XVIII вв. М., 2013. 511, 579-585), и в описаниях XIX в. монастырь именуется Спасо-Рождественским, Рождества Христова Мальским ( Шведов. 1901; Скоропостижный. 1909). Подобное разночтение, возможно, объясняется следующими обстоятельствами: в письменных источниках мон-рь мог называться Рождественским Мальским и переписчики, не зная псковских реалий, именовали его монастырем Рождества Пресв. Богородицы. Так, напр., в Четьих-Минеях К. Добронравова (XIX в.) читается: «Препод. Онуфрий основал... Мальский (Христо)Рождественский ныне упраздненный монастырь…» (РНБ ОР. Ф. СПбДС. 25/6, XIX в. Л. 97), при этом «Христо» добавлено сверху др. чернилами. В. И. Охотникова Летописных известий об О. М. м. не сохранилось. Наличие в обители трапезной (РГАДА. Ф. 1209. 827. Л. 760) свидетельствует о том, что в мон-ре действовал общежительный устав (см. также: Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни на Псковской земле. М., 1908. С. 330). Возможно, он был принят еще основателем мон-ря под влиянием прп. Евфросина Псковского или был введен в 1-й пол. XVI в. в ходе церковной реформы архиеп. Новгородского и Псковского свт. Макария (впосл. митрополит Московский и всея Руси). В кон. XVI в. монастырь возглавляли игумены, во 2-й пол. XVII в. и позднее - строители.

http://pravenc.ru/text/2578443.html

(1501 - 20.02.1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых Эстонской земли), игум. Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , иконописец, писатель. Основными источниками сведений о жизни К. являются псковские летописи и разные редакции Повести о Псково-Печерском мон-ре, в т. ч. Повесть, составленная самим К. в 1531 г. (о редакциях Повести см.: Охотникова. 1989. С. 269-271). Вкладная книга Псково-Печерского мон-ря 1558 г. сохранила имена родителей К.: «Месяца февраля… в 20 день преставление Печерскаго игумена Корнилия, с ним же поминаем отца его Стефана да матерь его Марию» ( Апухтин. 1914. С. 14-15). В многочисленных биографических очерках о К. повествуется о его воспитании в стенах псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря , о влиянии на формирование личности К. псковского дьяка М. Г. Мунехина, однако письменных подтверждений этим сведениям нет. В Повести о Псково-Печерском мон-ре К. описывал как очевидец монастырскую жизнь при игуменах Дорофее (1520(?)-1526) и Герасиме (1526-1529), следов., он пришел в обитель в нач. 20-х гг. XVI в. Вместе со всеми переносил лишения и трудности монастырской жизни. «Многажды же и не обрташеся что ясти, и еже обрташеся, отколе что Богъ пошлет или от жита или овса, то своима руками измилаху и в том хлбы себ творяху, такых же хлбов и яз застах в том монастыр» ( Серебрянский. 1908. С. 548). В 1529 г., в возрасте 28 лет, он был поставлен игуменом и возглавлял обитель 41 год вплоть до своей мученической кончины. Назначение К. игуменом в столь молодом возрасте исследователи объясняют его происхождением (Н. Н. Масленникова), промосковскими взглядами (Н. Е. Андреев), поддержкой свт. Макария , архиеп. Новгородского и Псковского (впосл. митрополит Московский), заинтересованного в продвижении образованных и деятельных представителей духовенства ( Малков. 1993. С. 96).

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Если бы в России не было самодержа­вия, его пришлось бы создать...» К 110-летию кончины русского мыслителя 25.05.2020 1483 Время на чтение 9 минут Ко дню памяти замечательного русского православного мыслителя - теоретика и историка русского самодержавия, публициста, историка русской литературы, пушкиноведа, театрального и литературного критика - Николая Ивановича Черняева (1853 - 13/26 мая 1910) (см. о нем ), мы публикуем фрагменты из его стать и «О самодержавии», впервые напечатан н о й в харьковской газете «Южный к рай» ( 1894.- Ноябрь - декабр ь) . Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Черняев Н.И. (Подп.: Н.Черняев). О русском самодержавии//Русское обозрение.- 1895.- С.761-797; С. 220-252 ) подготовил профессор А.Д. Каплин. Название - составителя. О русском Самодержавии I Незыблемость самодержавия - основной догмат нашего госу­дарственного права и нашей государственной мудрости. Было вре­мя, когда эта истина сильно заподозривалась с разных точек зре­ния, но теперь это время, кажется, миновало, хотя и ныне, ко­нечно, можно найти охотников исправлять и дополнять русский государственный строй по иноземным образцам, с совершенным презрением к русской истории, к русскому быту и к потребностям русского народа и Империи. Все наши парламентаристы (их же еще недавно было у нас так много), сочиняя проекты разгрома русского монархического нача­ла, руководствовались исключительно антипатией к единовластию и напускной приверженностью к западноевропейским конститу­циям. Они не спрашивали себя, есть ли что-нибудь общее между этими конституциями и русской жизнью. Они восхищались парла­ментскими дебатами, палатскими запросами, избирательными аги­тациями, шумными митингами и т. д., - восхищались наивно, добродушно и безотчетно, восхищались, как восхищается какой-нибудь дикарь, попавший в европейский город, широкими улица­ми, ярко освещенными магазинами и большими домами, и хотели наделить парламентом Россию.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/26/...

отв. ред. Д. С. Лихачев Мучение Димитрия Солунского Мучение Димитрия Солунского – греческий мартирий, очень рано переведенный на славянский язык. М. Димитрия Солунского рассказывает о кончине одного из наиболее чтимых святых православной церкви, пострадавшего за приверженность христианству при императорах Диоклетиане и Максимиане в Фессалониках (начало IV в.). Датировка греческого оригинала М. наталкивается на серьезные трудности – первоначальный его вариант появился во всяком случае не позднее VI в. Из трех версий М., обращавшихся в греческой письменности (сопоставление их см. в кн.: Delehaye Н. Les légendes grecques des saints militaires. Paris, 1909, p. 103–106; Lemerle P. Les plus anciens recueils des miracles de saint Démétrius. T. 2. Commentaire. Paris, 1981, p. 197–204), для перевода на славянский язык была избрана вторая – «Passio altera» (PG, t. 116, col. 1173–1184). Перевод М., по-видимому, появился очень рано, так как отражение его можно усмотреть в одной фразе из Похвалы Димитрию Солунскому, написанной Климентом Охридским – «Максимиянь бо и Еркулий примучи готфы и савраматы к римляномь и сьниде в Селуньскый град» (Климент Охридски. Събрани съчинения. София, 1970, т. 1, с. 234); как установил М. Н. Сперанский, М. Входило в состав древней Минеи Четий за октябрь месяц (Сперанский М. Н. Октябрьская Минея-четья домакарьевского состава. – ИОРЯС, 1901, т. 6, кн. 1, с. 78). О существовании М. Димитрия Солунского в древнерусской письменности впервые узнаем из летописного рассказа о вкладах князя Владимира Васильковича Волынского (ПСРЛ, 1962, т. 2, стб. 925 – «списа святаго Дмитреа всего»), однако популярность великомученика Димитрия в Киевской Руси заставляет думать, что оно появилось здесь много раньше вместе с другими болгарскими переводами. К тому же реминисценция из одного чуда Димитрия (15-е чудо 1-го сборника) обнаруживается в Сказании о Борисе и Глебе (ПЛДР. Начало русской литературы. XI – нач. XII в. М., 1978, с. 300; та же реминисценция использована в Житии Михаила Ярославича Тверского и в поздней редакции «Видения хутынского пономаря Тарасия»: Охотникова В.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Скачать epub pdf Записка о реформе духовно-учебных заведений 11 Положение духовно-учебных заведений и особенно семинарий в ряду других учебных заведений мы назвали бы исключительным и совершенно особенным, если иметь в виду ту главную цель, которую они должны осуществлять, согласно § I своего устава (см. Уст. дух. сем. § I). прочие учебные заведения ставят своей задачей осуществление каких-либо определенных целей собственно учебных и образовательных, будет ли это цель общеобразовательная или специальная: подготовка медиков, филологов, инженеров, счетоводов и проч., а воспитание является только совместно с достижением этих прямых учебных целей, поскольку всякое обучение есть в известном смысле и воспитание. Наши духовно-учебные заведения имеют своей задачей осуществление цели по преимуществу воспитательной и притом строго определенной: воспитание в духе религиозно-нравственном и притом пастырском по преимуществу, духовная школа должна готовить для Церкви пастырей. Конечно, эта задача упростилась бы весьма много, если бы достаточной подготовкой для пастырства считать известную только сумму общих и специальных знаний, твердое усвоение тех внешних форм служения и богослужебной практики, которые необходимы для пастыря при исполнении его служения и которых теперь даже не знают наши кандидаты священства, выходящие из семинарии. Может быть тогда, только под непременным условием улучшения материального быта духовенства, его общественного и правового положения, и нашлось бы много охотников по чисто житейским побуждениям принять священнослужение. Но так как пастырское служение никто конечно из понимающих дело спасения, которому служит Церковь , не станет сводить только на внешнюю сторону церковно-богослужебного ритуала, то и задача той школы, которая берет на себя дело подготовки пастырей, делается в высшей степени серьезной и исключительной. Приходится воспитывать не только добрых христиан, благочестивых и искренних, с развитым нравственным чутьем и совестью христианской, но людей горящих духом, молитвенников, богатых духовными дарами, готовых взять на свою совесть и всю свою душу руководство и души многих чад Церкви, готовых идти при теперешнем положении духовенства, весьма не заманчивом с внешней стороны, на подвиг смирения и унижения, на подвиг скудости материальной и лишений.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

А.А. Половцов Шварц, Павел Иванович Шварц , Павел Иванович, известен своими многочисленными, популярными, оригинальными, и переводными сочинениями главным образом по садоводству и вообще по ботанике. В предисловии к «Садовому календарю» на 1824 г. он говорит, что предпринимает свои издания, «любя страстно часть сию (садоводство), занимаясь оной непрестанно и желая по возможности способствовать распространению открытий, сделанных и делаемых как нашими, так и иностранными флористами и помологами». Он был сыном профессора Моск. университета Ив. Гр. Шварца (см.) и умер в 1852 г. Перечислим его работы в хронологическом порядке: 1) «Северный цветник, или цветной садовник, содержащий подробное руководство к заведению цветов для нашего северного климата». Соч. Цигры, пер. с нем. М., 1817 г., изд. 2–1822 г.; 2) «Экономическая ручная книга садоводства о содержании огородных растений, парников, хмельников и ананасных теплиц, с присовокуплением краткого и ясного наставления о пристановке персиковых, вишневых и сливных дерев и виноградных лоз, также всеобщего рассмотрения ежемесячных занятий во всех частях садоводства, приноровленная к нашему климату и основанная на практических опытах». Соч. И. Г. Цыгры, пер. с нем. М. 1818 г. 3) «Краткое, ясное и подробное руководство к содержанию и разведению лучших цветных кустов и растений как тепличных, так оранжерейных и воздушных, с присовокуплением полного и подробного наставления о составлении и качестве земли, пересадки, размножении и содержании горшечных растений в рассуждении поливки», М. 1821 г. – То же. Изд. 8-е. СПб. 1867 г.; 4) «Краткое наставление к содержанию лучших цветочных луковиц как в горшках в комнатах, так и в грунту», М. 1821 г. 5) «Ручная книжка для охотников, садовников и огородников»; М. 1824 г., 6) «О содержании иностранных плодовитых дерев в горшках». Соч. Диля, перев., 2 ч., М. 1824 г.; 7) «Ясное и подробное наставление о пристановке и содержании во время оной персиковых, абрикосовых, сливных, вишневых и грушевых дерев; составлении и приготовлении потребной для них земли; причинах бели или проказы на персиках и испытанном лекарстве от оной; обрезывании, пристановке и содержании виноградных лоз; содержании ананасов и земле, требуемой как виноградными лозами, так и ананасами, и проч.».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ († 24.08.1608, Псков), еп. Псковский и Изборский. В 1587-1594 гг. был игуменом псковского Снетогорского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . В 1594 г. хиротонисан во епископа Псковского и Изборского. (Утверждение еп. Амвросия (Орнатского) и П. М. Строева о том, что Г. до хиротонии являлся архимандритом Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря в Москве, ошибочно.) В 90-х гг. XVI в. Псковская кафедра вслед. затяжной Ливонской войны (1558-1583), в частности осады города и Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря войсками кор. Стефана Батория (1581), по-видимому, находилась в тяжелом материальном положении. В 1597/98 г. Г. и псковичи решили позолотить купол псковского кафедрального собора во имя Св. Троицы, но «не возмогоша». Псковичей поддержал воцарившийся в 1598 г. Борис Феодорович Годунов, к-рый выделил на украшение собора 2300 р. При Г. в память об избавлении города и Псково-Печерского мон-ря от осады польско-литов. войск был учрежден крестный ход из мон-ря в Псков (обет об установлении крестного хода в 7-ю неделю по Пасхе в случае избавления дали иноки мон-ря во время осады). 24 мая 1601 г. Г. отправил в Печерский мон-рь чины празднования, относящиеся к службам в Пскове и к встрече хода в городе, а также дал распоряжение игум. Псково-Печерского мон-ря Иоакиму написать устав праздничного монастырского богослужения и чин самого хода. 4 июня работа была закончена. Г. одобрил труд игум. Иоакима и установил, чтобы за трапезой в мон-ре в тот день читалось «в Повести печерской о нахождении литовскаго краля ко Пскову» (Цит. по: Малков. С. 168). Г. покровительствовал Псково-Печерскому мон-рю, считая, что одно лишь погребение в его пещерах освобождает от грехов. Н. И. Серебрянский полагал, что Г. сам сделал запись в «Повести о Печерьском монастыри, иже в Пъскове» об одном исцелении или по крайней мере свидетельствовал это чудо ( Серебрянский. С. 166). В апр. 1602 г. мон. Псково-Печерского мон-ря Григорий «понуждением и благословением» Г. взялся за написание новой редакции жития блгв. кн. псковского Всеволода (Гавриила) Мстиславича (РНБ. Q.I.70. Л. 69; см.: Серебрянский. С. 180; Охотникова В. И. Григорий//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 173). При Г. продолжалась работа местных летописцев. В кон. XVI - нач. XVII в. в Пскове и др. городах епархии активно переписывались книги, мн. рукописи имеют подробные, летописного характера выходные записи (напр., список Слов на все недели Постной Триоди - РГБ. Егор. 95. Л. 481-482).

http://pravenc.ru/text/162076.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ СТОЛП († после 50-х гг. XV в.), бывш. свящ. в Пскове, полемизировал с прп. Евфросином Псковским ( 1481) по вопросу о двоении или о троении аллилуии (И. С. был сторонником трегубой аллилуии; о споре см. подробнее в ст. Евфросин , прп., Псковский). И. С. упоминается в первоначальной редакции Жития прп. Евфросина (в «Повести о сугубой аллилуии»), созданной, по мнению В. И. Охотниковой, до 1510 г., как авторитетный в Пскове иерей - «столп церковный благочестию, поддръжаше крепость и тверд учитель, Православию наставник» ( Охотникова. С. 55). Вопрос об аллилуии был поднят псковским духовенством в грамоте, посланной митр. Киевскому и всея Руси св. Фотию . В ответном послании от 12 авг. 1419 г. Фотий благословил псковичей петь славословие с трегубой аллилуией (РИБ. Т. 6. 48. Стб. 408; РФА. 2008. 137.1. С. 497). По-видимому, И. С. уже тогда принял участие в полемике. Митр. Фотий упоминает И. С. в одной из грамот 20-х гг. XV в. (наиболее вероятная датировка - 24 сент. 1425) как представителя псковского соборного духовенства, посланного к первосвятителю с вопросами о нестроениях в церковной жизни ( Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955. Прил. С. 248, 251; РФА. 2008. 131.1. С. 469-475). И. С. и др. псковские священники жаловались на то, что в Пскове на суде над священнослужителями последние должны были присутствовать в полном богослужебном облачении (вид клятвы). Псковские духовные лица сообщали митрополиту и о др. беспорядках в Пскове: о второбрачии вдовых священников, о многоженстве мирян, о пострижении в монашество супругов втайне друг от друга, о совершении монахами мирских треб, о расстрижении монахов, о переходе священников от церкви к церкви, о мирских «игрищах неподобных дьявольских» и др. В грамоте свт. Фотия затронута тема борьбы с существовавшей в Пскове в то время ересью стригольников . Надо полагать, И. С. был одним из активных искоренителей ереси.

http://pravenc.ru/text/578198.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010